Программа кружка декоративно-прикладного творчества "Фантазия"
рабочая программа (10 класс) по теме

Калошина Полина Павловна

Программа кружка « Фантазия» предусматривает обучение учащихся профессиональных лицеев на доступном уровне различным видам декоративно-прикладного искусства: флористика, роспись по бересте,   папье-маше, скрабукинг, лепка из глины, моделирование костюмов из нестандартных материалов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_dekorativno-prikladnogo_tvorchestva.doc322.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЛИЦЕЙ № 60»

                                                      «Утверждаю» :

                                                 Директор ГБОУНПО «ПЛ № 60»

                                                  ___________________  А.А. Фаткин

                                               

                                                  Рассмотрено

                                                  На методической комиссии

                                                  Протокол №_______ от ___________

                                               

                     

                             Программа

                      Кружка « Фантазия»

 

             

                                                                               Возраст обучающихся  16-20 лет

                                                                    Автор программы:

                                                                    Мастер производственного обучения

                                                                    Калошина П.П.

 

                                                Г. Нижний Новгород

                                                             2013г.

Содержание

  1. Пояснительная записка.

  1. Направленность

  1. Новизна и актуальность

  1. Развивающее значение

  1. Принципы работы

  1. Описание направлений курса

  1. Учебно-тематический план ( первый год обучения)

  1. Содержание изучаемого курса (первый год обучения)

  1. Учебно-тематический план (второй год обучения)

10 Содержание изучаемого курса (второй год обучения)

11. План воспитательной и культурно-массовой работы

12.  Методическое оборудование

13.  Методическая литература для учителя и учащихся

                                                                   «Радость творчества есть высшее

                                                                  проявление человеческой сущности.

                                                                  Жить с ощущением этой радости или

                                                                   жить без него – огромная разница»

                                                                                                      К. Паустовский

                             Пояснительная записка.

Направленность

Данная дополнительно-образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность.

Программа кружка « Фантазия» предусматривает обучение учащихся профессиональных лицеев на доступном уровне различным видам декоративно-прикладного искусства: флористика, роспись по бересте,   папье-маше, скрабукинг, лепка из глины, моделирование костюмов из нестандартных материалов.

Новизна и актуальность данной программы достигается с помощью большого разнообразия работ, где  кроме  традиционных видов обработки природных материалов (папье-маше, лепка из глины, флористика, роспись по бересте) в программе разработаны разделы нового направления- это изготовление живописных панно и картин с использованием растительного материала, скрапбукинг, моделирование костюмов из нестандартных материалов.

Так же программа включает в себя такой раздел, как моделирование костюмов (с использованием нестандартных материалов).

Программа направлена на  воспитание у обучающихся любви к природе, уважения к труду человека, способствует развитию мотивации личности ребенка к познанию и творчеству.

Развивающее значение

Деятельность кружка по данной программе предусматривает развитие чувства композиции, чувства цвета, чувства эстетической красоты, приобщение к общечеловеческим ценностям, необходимых для совершенствования личности ребенка и его профессиональных навыков.

Разнообразие предлагаемого материала предусматривает возможность варьировать занятия с учащимися в зависимости от погодных  и временных условий. Все это дает возможность создать в кружке все условия для проявления индивидуальных особенностей и способностей учащегося. Разнообразие декоративных работ позволяет предложить каждому из учеников занятия по своим интересам и склонностям, расширяя таким образом воспитательские возможности кружка. Наличие в кружке нескольких видов обработки природных материалов удобно и с точки зрения обеспечения занятий материалами. Это позволяет более рационально использовать материал, исключить монотонность в творчестве учащихся. Позволяет приобрести широкий круг знаний и умений.

Принципы работы

При составлении данной программы педагог руководствуется следующими принципами:

- доступность и посильность работ

- возможность формирования у учащихся специальных знаний и умений

- обеспечение общественной значимости изделий.

Программа «Фантазия» предусматривает работу по следующим направлениям:

-флористика,

-роспись по бересте

- папье-маше

 - моделирование костюмов

 - скрабукинг

  - лепка из глины

Флористика

Флористика была и остается одним из современных видов декоративно-прикладного искусства в любые времена, поскольку она неотрывна от природы, а человеку всегда хотелось запечатлеть, сохранить красоту, продлить ее существование или подарить ей вторую жизнь.

Искусство дарить вторую жизнь растениям- в этом и заключается своеобразие флористики.

Роспись по бересте

Издревле люди занимались изготовлением незамысловатых вещей, которые как произведение искусства попросту не замечали, на них не обращали особого внимания. Но стоит к ним приглядеться, раскрывается своеобразная красота. Расписная берёста известна давно, это традиционный вид художественного творчества. В разных районах сложились свои традиции, особенности техники росписи. На наших занятиях мы попробуем совместить опыт старых мастеров и привнесем современность в рисунок и манеру росписи.

Папье-маше

Это материал неограниченных возможностей. Чаще всего он ассоциируется у нас с театром. И это не удивительно, ведь большинство бутафории ( посуда, фрукты, овощи, декоративные рамы, маски и т.д.) делается именно из папье-маше. Но в наше время этот вид творчества приобрел широкое распространение и в сфере декоративного оформления интерьеров (это муляжи, вазы, куклы, елочные украшения, аксессуары и т.д.)

Моделирование костюмов из нестандартных материалов

История костюма весьма многообразна и интересна. Но наше суетное неспокойное время, которое требует минимизации затрат и  сроков исполнения диктует изучение новых материалов и технологий, но не исключает художественную часть. Моделирование костюмов из нестандартных материалов очень хорошо помогает в развитии образного мышления учащихся, их фантазии, а так же помогает грамотно составить последовательность необходимых работ, в которые входит  составление эскизов, снятие и запись мерок, составление простых выкроек, поиск вспомогательных материалов для крепежей изделия и основных материалов изделия , исходя от эскиза, настроения и желательной цветовой гаммы изделия. Так же продумываются и отдельные аксессуары к костюму.

Скрапбукинг

В наше время все больше людей проявляет интерес к творчеству, все больше ценится работа, выполненная собственными руками, создание индивидуального неповторимого стиля как в одежде и внешнем облике, так и в домашних интерьерах и в мелочах, создающих настроение уюта и праздника. Скрапбукинг- вид рукоделия или ручного творчества, суть которого- в изготовлении и оформлении фотоальбомов, открыток, подарочных коробок и конвертов. Благодаря скрапбукингу люди передают свои чувства, рассказывают истории, делятся эмоциями.

Но самое главное- скрапбук хранит тепло рук мастера, его душу, он передает те чувства, которые испытывал человек, создавая свою работу.

Лепка из глины

Одно из самых древних проявлений творчества человека- поделки из глины. Материал, который всегда был под рукой, из которого наши предки делали и игрушки детям и посуду и разную утварь в дом. Сейчас во многих регионах нашей страны вновь процветает искусство глиняных мастеров. Мы попробуем научиться чувствовать материал и приобщиться к этому виду народных промыслов, осваивая лепку простых форм (игрушек, свистулек) и попробуем использовать изделия из глины в совокупности с природным материалом при изготовлении комбинированных панно.

Основные цели и задачи данной программы:

Цель- формирование у учащихся теоретических знаний и практических навыков в области декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

- ознакомление с источниками декоративно-прикладного искусства и его  связью с жизнью, на примерах различных народных промыслов.

-  воспитание художественного вкуса у обучающихся.

-  развитие аналитического мышления, путем сравнения различных видов деятельности.

-  профессиональная ориентация.

-  формирование интереса и любви к трудовой деятельности.

-  формирование у учащихся интереса и бережного отношения к природе.

-  повышать устойчивость внимания учащихся и формировать произвольное внимание.

-  развивать самоторику

- развивать творческую активность, фантазию и воображение учащихся.

-  развивать навыки самореализации.

Программа кружка «Фантазия» рассчитана на два года обучения

 (360 часов в год). В неделю проводится по четыре занятия

 (каждое по 2 часа с перерывом в 10 минут)

Занятия в группе предусмотрены для обучающихся от 16 до 20 лет

Формы занятий

Занятия включают в себя и теоретическую и практическую части.

Теоретические сведения даются на соответствующих занятиях перед новыми видами деятельности учащихся. Теоретический материал дает и общие сведения о живописи, графике, современной флористике, традиционных народных промыслах, а так же раскрывают основные этапы развития декоративно-прикладного искусства в целом. Так же даются сведения о свойствах используемых материалов, о специальных инструментах и приспособлениях; сведения о закономерности формообразования и конструировании изделий, о приемах художественной обработки и отделки изделии, организации рабочего места и технике безопасности.

Так же теоретическая часть представлена в виде  экскурсий, выставок, и встреч с приглашенными мастерами и специалистами,  которые могут сопровождаться  объяснением материала, показом  и демонстрацией  наглядных пособий и изделий, обменом  опыта и мнения, а так же при помощи бесед и диспутов. Практическая часть представлена в виде практического закрепления, выполнения домашнего задания, изготовления изделий.

Формы работы

Групповая и индивидуальная.

                  Предполагаемые результаты выполнения программы.

В  результате изучения программы первого года обучения учащиеся приобретают:

знания

- правила безопасности  труда;

- назначение и применение ручных инструментов при работе в кружке;

- материалы для работы в разных техниках скрапбукинга, флористики и папье-маше

-основные стили скрапбукинга и способы их выражения

- историю народных промыслов нижегородской области ;

- основы живописи;

- основы графики;

- основы флористики, современные тенденции;

- техника выполнения работ из папье-маше;

- история глиняной игрушки и других глиняных изделий

-принципы работы с глиной.

- история берестяных изделий;

- технику подготовки материала к работе

Умения:

.- изготавливать эскизы будущих работ;

-  выбрать стиль и составить композицию, грамотно подобрав все декоративные элементы для работы .

- собирать и высушивать растения и другой природный материал;

- составлять композиции и букеты из природного материала и составлять несложные панно;

- изготавливать изделия в технике папье-маше;

- использовать изделия из папье-маше в совокупности с природным материалом при изготовлении комбинированных панно;

- делать замеры и заготовки для работ в технике скрапбукинг

- грамотно подобрать цветовую гамму и материалы для изготовления скрап-изделия;

- работать с глиной, делать общую форму и прорабатывать детали с помощью лепных инструментов;

-правильно выбрать и изобразить графическую композицию на бересте;

- назвать, представить, защитить и оценить свою работу, затраченные усилия и собственные возможности.

- грамотно осуществлять творческий поиск, учиться, перенимать опыт.

В процессе обучения проводятся экскурсии в музеи, на выставки, на предприятия народных промыслов, проводятся встречи с народными умельцами и мастерами современных художественных промыслов.

В  результате изучения программы второго года обучения учащиеся       приобретают

знания:

- по основам композиции, графики, живописи;

- по изготовлению сложных по конфигурации поделок из папье-маше;

- по графическим композициям на бересте;

- по составлению колеров;

- по свойствам и назначению различных современных материалов;

- по правилам последовательности работ в моделировании костюма

- по технике безопасности проводимых работ;

 

Умения:

- организовывать поиск и правильный выбор природного материала для будущих работ;

- классифицировать собранный природный материал;

- составлять и изготавливать сложные комбинированные панно и композиции;

-  изготавливать сложные поделки из самодельных пластмасс (папье-маше)

- подбирать нестандартные материалы в соответствии с эскизом для моделирования костюмов

- моделировать и оценивать затраты на работу с костюмом

- делать аксессуары из подбора в соответствии с основной темой костюма.

- грамотно составлять эскизы костюмов и подбирать подходящие материалы

- творчески мыслить, концентрировать внимание на определенной работе;

- самостоятельно выполнять работу от начала до конца.

Способы проверки:

Любые знания, навыки и умения , полученные учениками в ходе изучения программы кружка нуждаются в контроле и проверке. Необходимо оценивать у учащихся умение  ставить и решать познавательные и практические задачи, умение выполнять самостоятельно практическую работу и её анализировать. Проверка может быть в устной форме (индивидуальный, групповой опрос),  в виде зачетных практических работ, промежуточных просмотров после выполнения 2-3 работ, в виде  итоговых выставочных работ и выполнения творческих проектов.

Учебно-тематический план ( первый год обучения)

п/п

     

     Элемент модуля

К-во часов

темы

Теория

Практика

Формы подведения итогов

1.

Вводное занятие Ознакомление с темами кружка и с техникой безопасности.

2

сообщение нового материала Беседа

2.

Флористика

История и стили современной флористики

2

Сообщение нового материала Беседа

3.

Способы высушивания растений

2

Сообщение нового материала

Высушивание гербарным методом

4.

Сбор и сушка растений

4

Экскурсия в парковые зоны города, выезд на природу.

5.

Основы композиции в живописных работах

2

 сообщение нового и повторение пройденного материала

6.

Основы колористики.

Работа с цветом  во флористике

2

сообщение нового и повторение пройденного материала

7.

Приемы изготовления комбинированных картин и композиций с элементами живописи

2

 сообщение нового материала

8.

Приемы изготовления декоративных панно, венков и букетов

2

сообщение нового материала

9.

Экскурсия в музей

« Юрковка»

2

экскурсия

10.

Композиция  

« Осеннее настроение»

6

Составление панно

13.

Картина « Сказка»

8

Работа над панно

14.

Техника использования поваренной соли в картинах

2

 мастер-класс по теме

15.

Панно

« Зимняя птица»

6

Работа над панно

16.

Папье-маше

Материалы и приспособления. Техника выполнения

2

17.

Изготовление простейших масок

2

Теория

19.

Выставка декоративных панно

2

Практика

Тематическая выставка

2.

История народных промыслов нижегородской области

2

Теория

(сообщение нового материала)

3.

Экскурсия в музей народных промыслов

2

Практика(экскурсия)

4.

Разновидности современных видов прикладного и оформительского творчества

2

Теория

(сообщение нового материала,беседа)

5.

Скрапбукинг.

  История , основные понятия и термины Инструменты, материалы и украшения в скрапбукинге.

Способы работы

2

Теория (сообщение нового материала) мастер-класс

7.

Стили, основные и вспомогательные техники в скрапбукинге

2

Теория и мастер-класс

(сообщение нового материала)

8.

Изготовление изделий в технике скрапбукинг.

Открытка « С Рождеством и Новым годом»

6

Практика

Индивидуальная работа

9.

Открытка

« С днем рождения»

4

Практика

Индивидуальная работа

10.

Открытка

«Поздравляю»

4

Практика

Индивидуальная работа

11.

Мини-фотоальбомы

 и альбомы для дисков

6

Практика

Индивидуальная работа

12.

Фоторамки простые и в технике оригами

6

Практика

Индивидуальная работа

13.

Коробочки простые и

подарочные

6

Практика

Индивидуальная работа

14.

Выставка работ по теме скрапбукинг

2

Практика

(конкурс)

Тематическая выставка

15.

Графика в работе с природным материалом

2

Теория

( Сообщение нового материала, повторение пройденного)

16.

Работы  из сучков и веток на плоскости и в объеме

6

Практика

( индивидуальная и самостоятельная работа)

17.

Лепка из глины

Инструменты и материалы

2

Теория

(сообщение нового материала)

18.

Общие правила лепки

2

Теория

(сообщение нового материала)

19.

Лепка орнаментов, листьев и плодов

6

Практика

(индивидуальная и самостоятельная работа)

20.

Лепка глиняной игрушки и составление панно

6

Практика

(самостоятельная работа)

21.

Роспись глиняных изделий

4

Практика

( самостоятельная работа)

22.

Выставка изделий из глины

2

Практика

(конкурс)

Тематическая выставка

23.

История изделий из бересты. Народные промыслы

2

Теория

(сообщение нового материала)

24.

Способы обработки, материалы, инструменты, краски

2

Теория и практика

(сообщение нового материала, лабораторная работа)

25.

Графический рисунок на бересте

2

Теория

Сообщение нового материала)

26.

Составление эскиза и перенесение его на бересту

4

Практика (самостоятельная работа)

27.

Проработка композиции  в цвете

4

Практика (индивидуальная и самостоятельная работа)

28.

Крепеж и оформление работы

2

Практика

(самостоятельная работа)

29.

Итоговая выставка лучших работ

2

Практика

Тематическая выставка

Всего :

140

часов

Название темы

Кол-во часов

теория

Кол-во часов практика

1.

Флористика

12

30

2.

Техника папье-маше

6

4

3.

Техника скрапбукинг

6

34

4.

Работа с природным материалом

2

6

5.

Работа с глиной

4

18

6.

Роспись по бересте

6

12

                                                 Итого                                            140  часов

Описание занятий по темам первого года обучения.

1. Вводное занятие

Знакомство с программой и правилами поведения в кружке. Правила техники безопасности  при выполнении работ. Инструменты и материалы, необходимые для занятий. Режим работы.

2. Флористика

История и стили современной флористики

Искусство дарить  вторую жизнь растениям- в этом и заключается своеобразие флористики. На этом занятии ребята узнают историю возникновения и особенности данного вида искусства и его современные тенденции.

3. Способы высушивания растений

Сбор растений без вреда природе. Наиболее удобные для высушивания растения ( ксерофиты). Четыре способа высушивания:

-На воздухе

- Постепенное замещение воды глицерином

- Обработка влагопоглощающими средствами

-Высушивание прессованием (гербарный метод)

4. Сбор и сушка растений

Очень важно что бы ребята научились грамотно и самостоятельно собирать и высушивать растения. Для этого организуются экскурсии в лесо-парковые зоны. Затем растения сортируются и для каждой группы выбирается наиболее подходящий метод высушивания.

5.Основы композиции в живописных работах

Для грамотного составления художественной работы безусловно важно знать основные законы композиции. Назначение композиции, построение композиции, формы композиции (простые и сложные конфигурации).

6. Основные законы колоистики.

Как в живописи, так и во флористике немаловажную роль играет цветоведение. Наука о грамотном сочетании цветов, о происхождении цвета. Цветовые таблицы и упражнения помогут правильно использовать цвет при создании композиций и живописных работ.

7. Приемы изготовления комбинированных картин и композиций с элементами живописи 

Для лучшего результата важно определиться:

- Цель (для чего или кого создается композиция)

- Какое настроение должно передаться

-Срок эксплуатации

-Материал для композиции

-Аксессуары и оформление

-Эскиз

Далее выбираем материал для крепежа композиции и цветовую гамму.

8. Приемы изготовления декоративных панно, венков и букетов.

Для создания панно , венков и букетов действуют те же принципы. Здесь особый упор делается на композиционные решения и на сочетание используемого материала, а так же на разнообразие оформления композиций.

9. Экскурсия в музей  « Юрковка»

Для наглядного закрепления материала очень важно посетить тематические выставки. В музее « Юрковка» собранны прекрасные работы в технике флористики. Здесь можно увидеть пример грамотно и тонко подобранного материала и цветового решения.

10. Композиция   « Осеннее настроение»  (практика)

Повторение материала по темам цветоведения и композиции.

 Практическое занятие- учащиеся составляют эскизы работ на заданную тему учитавая пройденный материал по композиции и цветоведению.

Учитывая эскизы подбирается материал для работы. Это могут быть сухоцветы и листья соответствующие осенней тематике. Составляется крепеж для растений это может быть оазис, окрашенный пенопласт, либо брусок дерева. Далее растения в зависимости от композиции крепятся к основанию с помощью клея момент либо горячего клея. Основание букета украшается, оформляется с помощью мха, веточек или других материалов

11. Картина « Сказка»

Перед началом практической части ребята знакомятся с приемами работы и видами красочных материалов и инструментами.

Практическое занятие- Согласно эскизу рисуется живописный задний план .

Плоскими растениями выклеивается средний план

Плоскими и объемными растениями выклеивается ближний план работы

С помощью кисти  наносятся тени и полутени на наклеенных растениях.

Работа оформляется в рамку

12.Техника использования поваренной соли в картинах.

Учащиеся знакомятся с навыками работы данной техники. Как использовать соль в качестве художественного природного материала. Технология нанесения на оконтуренные изображения поваренной соли в смеси с клеем пва, варианты окрашивания (тонирования)

13. Панно « Зимняя птица»

Перед практической работой учащиеся повторяют пройденный материал по пройденной теме.

Практическое занятие- согласно эскизу рисуется живописный задний план картины или фон. Карандашом рисуются силуэты, контуры изображения. На оконтуренную поверхность наносится слоями соль и клей пва . полуобъемы тонируются, добавляются тени. С помощью клея момент приклеиваем первый план с помощью сухоцветов. Оформляем работу в рамку.

14. Папье-маше

 Материалы и приспособления. Техника выполнения

 Папье-маше это материал неограниченных возможностей. На теоретических занятиях разбираются разные способы приготовления массы для папье-маше, от самых простых и удобных до более сложных по составу. Изучается широкий спектр применения изделий из папье-маше.

15. Изготовление простейших масок

 Практические занятия-Применяя полученные знания о технике папье-маше и соблюдая последовательность работ в данной технике, учащиеся пробуют изготовить простейшие маски: полумаски и маски целиковые.

16. Выставка декоративных панно

На территории лицея в кабинете дополнительного образования ребята оформляют выставку своих работ. Они должны грамотно разместить работы в зависимости от их величины и колорита относительно данного помещения.

17. История народных промыслов нижегородской области

На этом занятии мы говорим об истории художественных промыслов нашей нижегородской области. Это значительно расширяет и кругозор детей и одновременно воспитывает гордость за родной край. Занятие проводится и в форме лекции и в форме беседы, когда сами учащиеся могут проявить свои знания о родном крае.

18. Экскурсия в музей народных промыслов

Безусловно без наглядного примера предметов народного творчества весьма сложно судить об их художественной ценности. Поэтому такие экскурсии важны для развития кругозора и воспитания эстетического и художественного вкуса у детей.

19. Разновидности современных видов прикладного и оформительского творчества

Помимо исторически сложившихся видов прикладного творчества в современности огромными темпами растут новые виды данного направления., поэтому очень важно давать детям и информацию об окружающих их современных тенденциях по данному направлению. С одним из них, пожалуй самым ярким мы познакомимся. Это техника скрапбукинг.

20. Скрапбукинг.

  История , основные понятия и термины

По-скольку это направление имеет иностранные корни, очень важно понятно и доступно объяснить историю происхождения данного стиля. Так же детей надо сразу подготовить к непривычной для них терминологии, которая впоследствии будет использоваться на уроках.

21. Инструменты, материалы и украшения в скрапбукинге.

Способы работы

Для скрапбукинга используются специфичные материалы и инструменты. Очень важно сразу ознакомить детей со всеми тонкостями этого стиля. И конечно же немаловажна техника безопасности, особенно с работой фигурными ножницами , дыроколами и горячим клеем.

22. Стили в скрапбукинге

Скрапбукинг многообразен.  Чтобы хорошо ориентироваться  в этой технике нужно изучить стили и особенности каждого стиля, от этого зависит то, какие материалы вы будите использовать

23. Основные и вспомогательные техники в скрапбукинге

В скрапбукинге достаточно много разнообразных техник для оформления фонов, деталей, украшений. Это и завязывание бантов, и оформление тегов и штампование и эмбоссинг и обработка краев работы.

24. Изготовление изделий в технике скрапбукинг.

Открытка «Поздравляю»

Для открытки важно в начале понять настроение и стиль, отталкиваясь от этого мы будем выбирать цветовую гамму основы и вспомогательных деталей. Подбираем основу из двусторонней цветной бумаги. Далее подбираем цветной картон и дополнительные детали- бумажные  цветы, ленты, бусины, штампы. Далее определяем последовательность работ и вырезаем и приклеиваем все нужные детали в одну композиционную открытку.

25. Открытка « С днем рождения»

Принцип работы тот же что и с открыткой « Поздравляю». Могут варьироваться цветовая гамма, детали и рисунок бумаги.

26. Открытка

« С Рождеством и Новым годом»

В данной работе мы добавляем большее количество вырезных деталей и деталей, сделанных при помощи фигурного дырокола, которым потом обрабатываем и уголки открытки.

28. Мини-фотоальбомы и альбомы для дисков

Для создания мини-фотоальбомов нам потребуются четкие расчеты и чертежи для того чтобы грамотно сложить все детали и получить ожидаемый результат. Так же как и в открытках, в фотоальбомах мы используем приемы оформления и украшения работ.

29. Фоторамки простые и в технике оригами

Фоторамки могут быть как простыми, так и полуобъемными с использованием техники оригами. На уроке мы попробуем простейшие фигуры и схемы сложения в стиле оригами, чтобы в дальнейшем облегчить себе работу.

30. Коробочки простые и

Подарочные

Для создания коробочек нам так же потребуются четкие чертежи и понимание формы будущего изделия. Полученные заготовки мы оформляем в выбранном стиле в технике скрапбукинг.

31. Выставка работ по теме скрапбукинг (конкурс)

Чтобы  учащиеся могли увидеть свои и чужие достоинства и ошибки очень важно проводить и выставки и конкурсы, где независимым жюри выбираются лучшие работы.

32. Графика в работе с природным материалом

Прежде чем работать в этом стиле нужно вспомнить основные техники и материалы для графики. Следующим этапом мы стараемся полученные знания учиться переносить на природный материал.

33. Работы  из сучков и веток на плоскости и в объеме

Среди природного материала есть очень интересные, такие как необычной формы сучки, древесные грибы, ветки. Их выгоднее использовать для графических работ.

Практические занятия. Разрабатываем эскиз в графическом стиле. Подбираем фон для будущей работы и грамотно располагаем в соответствии эскизу все элементы, закрепляем их клеем момент и оформляем работу в раму.  Следующую работу пробуем сделать объемной, используя либо ветки интересной формы, либо корни, либо древесные грибы.

34. Лепка из глины

Инструменты и материалы

Одно из древнейших проявлений народного творчества это изделия из глины. Сюда относятся и поделки –игрушки и посуда и предметы быта. Для того что бы самим делать подобные работы конечно нужно ознакомиться с историей данного направления, с техникой изготовления и с символическими рисунками и орнаментами, применяемыми для росписи этих изделии.

Для работы с глиной используются и инструменты- стеки разной формы, ножи, мерник, линейка и угольник, кисти.

35. Общие правила лепки

Для лепки необходимо иметь и спецодежду, а так же оборудовать место работы либо доской, либо небольшим мольбертом.. помещение не должно быть слишком жарким. Хранить материал и недоделанные работы необходимо заворачивая во влажную ткань в темном прохладном месте.

Сейчас можно купить серую глину в любом художественном или строительном магазине, но так же важно знать ручные способы обработки и просеивания глины. Под рукой всегда должна быть вода и тряпочка для вытирания рук.

36. Лепка орнаментов, листьев и плодов

На практических заданиях для изображения листьев и плодов в глине мы сначала прорисовываем или берем натуральную форму для лучшего представления об объекте. Глядя на образец мы стараемся от общей массы постепенно вылепить из глины, пользуясь стеками нужную форму. Далее мы ее заглаживаем с помощью воды и оставляем сушиться.

Для выполнения полуобъемных орнаментов мы вначале подготавливаем поверхность либо из плотного картона , либо из фанеры или двп. Далее вылепливаем основу, на которую набираем общую массу , силуэт орнамента. Следующий этап-мы с помощью стека «вырисовываем» орнамент. Так же заглаживаем работу и оставляем до полного высыхания.

37. Лепка глиняной игрушки.

Подбираем рисунки, примеры ,образцы глиняной игрушки разных регионов. Выбираем понравившийся нам вариант и начинаем работать с формой. В конце работы так же заглаживаем и высушиваем изделие.

38. Роспись глиняных изделий

Вспоминаем особенности работы с цветом и изучаем цветовое покрытие на таком фоне как глина. Готовые глиняные изделия начинаем расписывать в соответствии с эскизами.

39. Выставка изделий из глины

По окончании работ с глиной делаем выставку для учащихся и педагогов лицея. Понравившиеся работы отмечаются жюри.

40. История изделий из бересты. Народные промыслы

Изучаем историю берестяных изделий и разновидность работ с данным материалом. Знакомимся с работами и советами современных мастеров.

41. Способы обработки, материалы, инструменты, краски

Для работы с берестой необходимо знать приемы подготовки бересты к использованию. В начале бересту нужно очистить от ненужной грязи и мешающих наростов . Далее ее нужно замочить в просторной посуде для размягчения. После вымачивания вынимаем бересту и просушиваем, обернув тканью и положив под пресс.  При работе с еще сухой берестой нужно аккуратно обращаться с ней, так как она очень хрупкая и ломкая.

42. Графический рисунок на бересте

 После обработки необходимо проработать фон, лучше всего гуашевыми красками в смеси с белилами. На высохший фон нанести разметку будущей работы и дальше тонкой кистью нанести рисунок в соответствии с эскизом.

43. Составление эскиза и перенесение его на бересту

Ребятам предлагается выбрать понравившийся отрез бересты. Далее они должны продумать ассоциации в соответствии с природным рисунком и составить эскиз.

44. Проработка композиции  в цвете

Следующий этап работы это проработка фона , нанесение рисунка в соответствии с эскизом, определяются и прорабатываются все цветовые зоны картины.

45. Крепеж и оформление работы.

. Законченная работа оформляется в рамку, причем бересту нужно обязательно закрепить на плотном картоне или двп

46. Итоговая выставка лучших работ

Перед окончанием работы кружка проводится выставка всех лучших работ, сделанных учениками за период обучения. Лучшим участникам вручаются памятные призы и грамоты.

             Учебно-тематический план (второй года обучения) .

№ п.п

   Элемент модуля

часы

Виды и формы занятий

Форма подведения итогов

1.

Вводное занятие  флористика.

Техника безопасности

2

Теория, беседа

(сообщение нового материала)

2.

Флористика. Сбор и сушка растений

6

 Практика.Экскурсии в парковые зоны города

3.

Ремонт и хранение растений

6

Теория и практика

(сообщение материала

4.

Окрашивание растений

6

Теория и практика

(лабораторные работы)

5.

Приемы изготовления комбинированных картин и композиций с элементами живописи.

4

Теория (сообщение материала)

6.

Картина «Лунный пейзаж»

8

Практика (индивидуальная работа и самостоятельная)

7.

Картина « Осенний ветер»

8

Практика

(индивидуальная работа)

8.

Картина « Родные просторы»

8

Практика

(индивидуальная работа)

10.

Картина  « Лесная сказка»

8

Практика

(самостоятельная работа)

11.

Картина « Вечер»

6

Практика

(самостоятельная работа)

12.

Картина « Первый снег»

8

Практика

(самостоятельная работа)

13.

Картина  

«Морские глубины»

12

Практика

(самостоятельная работа)

14.

Картина

«Логово Бабы-Яги»

12

Практика

(самостоятельная работа)

15.

Выставка работ

2

Практика

Коллективная итоговая выставка

16.

Поделки из сучков, веток, корней

2

Теория

(сообщение нового материала)

17.

Композиция

« Адам и Ева»

8

Практика

(коллективная работа)

18.

Композиция «Движение»

8

Практика. Коллективная работа

19.

Поделки по индивидуальным эскизам- светильник, ваза, подставка и т.д.

10

Практика (коллективная и самостоятельная работа)

20.

Экскурсия в музей народного творчества

( Сормово)

2

Практика

21.

Выставка работ и поделок из природного материала

2

Практика

(тематическая выставка, конкурс)

22.

Конференция

 « В мире прекрасного»

2

Теория. (доклады учащихся, видео-презентации)

23.

Лепка из глины.

2

Теория(повторение пройденного материала)

24.

Рельефная лепка животных

2

Теория

(сообщение нового материала)

25.

Рельефная лепка людей

2

Теория.

(сообщение нового материала)

27.

Панно « Эдем»

10

Практика

(самостоятельная работа)

28.

Папье-маше

2

Теория

(сообщение нового и повторение пройденного материала

29.

Панно

«Времена года- Весна»

8

Практика

(самостоятельная работа)

30.

Панно

«Времена года- Лето»

8

Практика

(самостоятельная работа)

31.

Панно

«Времена года- Осень»

8

Практика

( самостоятельная работа)

32.

Панно

«Времена года- Зима»

8

Практика

(самостоятельная работа)

33.

Выставка работ из глины и папье-маше

2

Практика

(Дизайн и оформление выставки)

Тематическая выставка

34.

Моделирование костюмов из нестандартных материалов

2

Теория (сообщение нового материала)

35

Аксессуары и головные уборы из нестандартных материалов

2

Теория

(сообщение нового материала)

36.

Разработка эскизов для  новой коллекции

4

Практика (самостоятельная работа)

37.

Создание костюмов коллекции

14

Практика

(коллективная работа)

38.

Создание аксессуаров и головных уборов в стиле коллекции

10

Практика

(коллективная работа)

39.

Тонирование костюмов и закрепление деталей

4

Практика (коллективная работа)

40.

Показ-представление новой коллекции, Выставка работ по пройденным материалам.

2

Практика

Оформление выставки

Итоговая тематическая выставка. Показ

Всего часов:

220

Название тем

Кол-во часов

теория

Кол-во часов практика

1.

Флористика

10

72

2.

Техника папье-маше

2

34

3.

Работа с природным материалом

4

26

4.

Работа с глиной

8

18

5.

Моделирование костюмов из нестандартных материалов

4

36

                      Итого

220 часов

          Описание занятий по темам второго года обучения.

  1. Вводное занятие. Правила техники безопасности  при выполнении работ. Инструменты и материалы, необходимые для занятий. Режим работы.
  2. Сбор и сушка растений.

На занятиях учащиеся выезжают в парковые и лесопарковые зоны города, где преподаватель рассказывает о разных видах растений и помогает выбирать растения для засушивания. В мастерской для засушивания используются разные способы.

  1. Ремонт и хранение растений.

На занятиях ребята изучают методы хранения растений, способы их ремонтирования. Для этого нам потребуются клей пва, клей момент или горячий клей, узкий скотч, пинцет, бумажный скотч или тонкая гофробумага, краски.

  1. Окрашивание растений

Для того, чтобы композиция была полноцветной, сухие растения часто приходится подкрашивать. Для этого надо обязательно знать и основы колористики, и способы смешивания красителей . Для окрашивания используются либо растворы анилиновых красителей, либо для простоты и скорости краски ( типа автомобильных) в баллончиках. Что бы работать с такими красителями нужно выходить на свежий воздух или хорошо проветривать помещение и не распылять их при открытом огне или возможных нагревательных приборах с нагревающейся спиралью.

  1. Приемы изготовления комбинированных картин и композиций с элементами живописи.

Для начала учащиеся вспоминают основы композиции и колористики, Далее разбираются способы нанесения красочных слоев в зависимости от планов картины. Здесь нам потребуются законы линейной и воздушной перспективы.

6.Картина «Лунный пейзаж»

В начале делается эскиз на заданную тему. Далее подбирается материал, Основа (картон или двп) грунтуется, наносится фон. Затем рисуется дальний план, потом постепенно засчет объемных и полуобъемных растений набирается  второй, первый и самый ближний план. Все растения подкрашиваются в соответствии с общей цветовой гаммой картины. Дорабатываются тени и полутени. Картина оформляется в рамку.

   7.  Картина «Осенний ветер»

     Для  этой картины нам потребуются характерные для осенней поры, узнаваемые листья и растения. Эскиз картины придумывают сами учащиеся. Работа должна отражать характер названия и передавать его эмоциональную часть. С помощью красок мы так же грунтуем поверхность , делаем фон и прописываем планы нашей работы, приклеивая листья и ветки в соответствии с эскизом. По окончании оформляем работу в рамку.

 8.  Картина «Родные просторы»

      Схема работы  та же , что и с предыдущей. Но в этой работе ребятам предложено использовать более мелкие травы, тонкие ветви, добавить кору березы. Для таких работ потребуется пинцет, которым удебнее всего набирать мелкие детали

 9.   Картина «Лесное семейство»

 В этой работе учащимся предлагается с помощью шишек, желудей и небольших корней пофантазировать на тему жителей леса, создать ощущение лесного мира, братства. Так же можно использовать кору деревьев, ну и конечно же не забывать о живописном плане работ.

 10.   Картина «Вечер»

     Лирическая тема вечера позволяет пофантазировать с фоном работы, с приемами его оформления с помощью краски. Сухоцветы здесь лишь дополняют и подчеркивают настроение.

  1.    Картина « Первый снег»
  2. В данной картине мы вспоминаем и используем технику  работы с солью. Все снежные узоры или снеговую массу, или обрамление мы делаем с помощью соли, которая высыпается на оконтуренное и пропитанное клеем пва изображение. Фон и дальний план делаем живописным, в добавление можно использовать ветви березы, окрашенные белой гуашью и листья мать –и- мачехи и тополя серебристого, так как они дают светлый, серебристый, почти бархатный тон.
  3.   Картина «Логово Бабы-Яги»

        На данной работе мы изображаем избушку Бабы-Яги в лесной чаще. Для этой работы нам потребуется и вылепленная фигурка Бабы-Яги ( это может быть либо папье-маше, либо глина), которая крепится клеем момент к основе. Дальний фон мы прописываем живописно. Последующие более близкие планы мы выкладываем ветками, цветами, корнями и корой. Можно сделать из глины мухоморы, вылепить фигурку кошки. Для метлы используем ячменные ветки, а для избушки собираем ветки клена американского и окрашиваем их, можно покрыть лаком. Работу так же оформляем в раму (причем в данном случае рама может быть фантазийная, так же оформленная сухоцветами )

  1.  Выставка работ

В кабинете дополнительного образования организовывается итоговая выставка всех работ. Кабинет может так же быть оформлен в стилистике выставки.

  1.  Поделки из сучков, веток, корней

     Вы наверное замечали, что корни деревьев или кустарников своей причудливой формой напоминают нам иногда то людей, то животных и птиц. Как запечатлеть это, как пересказать волшебную историю, которую шепчет нам природа? Мы попробуем научиться . Важно, что бы эти корни были не влажные и не трухлявые, тогда нам удастся их грамотно очистить и обработать. Для придания  насыщенного цвета   можно будет окрасить их либо морилкой,либо специальной антисептической краской, которой сейчас очень много в ассортименте. И сверху можно еще покрыть лаком.

  1.  Композиция «Адам и Ева»

Эта работа подразумевает объемную композицию.  Для начала мы должны подобрать такие корни или ветви, которые напоминали бы нам фигуры людей. Ветви должны быть достаточно массивными. Далее мы очищаем их откоры и ненужных сучков. Мы шкурим и полируем их. Готовим основание для будущей работы. Это может быть тот же кусок дерева( брус или расщепленное палено). Составляем их в нужную нам композицию. Дополняем композицию либо сухоцветами, либо веточками меньшего размера. В зависимости от задумки-красим наши фигуры в нужный цвет.

  1.  Композиция «Движение»

В композиции важно еще и передать смысл, настроение, движение. Вот именно о движении и наша следующая работа. Действуем мы по тем же принципам , что и в предыдущей композиции.

  1.  Поделки по индивидуальным эскизам- светильник, ваза, подставка и т.д.

Для итоговой работы учащиеся  выбирают тему. Это может быть либо светильник, либо ваза, либо подставка. Далее ребята прорабатывают эскизы, определяют конструктивную и механическую часть работы и ее оформление.

  1.  Экскурсия в музей народного творчества. (Сормово)

 Для наглядного представления о народных промыслах как прежних, так и современных мастеров, ребятам необходимо посещать выставки, музеи и мероприятия.

  1.  Выставка поделок и работ из природного материалов.

Все работы выставляются в мастерской художественно-оформительских работ .

  1.  Конференция « В мире прекрасного»

По темам, пройденным на уроках первого и второго года обучения ребятам предлагается составить доклады и рефераты, с мультимедийной поддержкой. Урок проводится в кабинете дополнительного образования.

  1.  Лепка из глины

Возвращаясь к теме глины мы вспомним уже пройденный материал и изучим новые способы обработки и лепки.

  1. Рельефная лепка животных

Для рельефной лепки животных важно пониматьформу самого объекта. С помощью стеков мы попробуем от общей массы постепенно высекать нужную нам.

  1.  Рельефная лепка человека

Для лепки фигуры человека мы так же используем полученные навыки предыдущего урока.

  1.  Панно « Эдем»

В данном панно мы применим наши знания и добавим в работу фигурную лепку людей и животных. В работе так же важно определить художественное оформление фона и прорисовка планов с помощью красок и сухоцветов.

  1.  Техника папье-маше

Повторяем основные принципы этой техники и знакомимся с   другими рецептами и приемами.

  1.  Панно « Времена года- Весна»

В этой работе нам понадобятся и знания о папье-маше и наш опыт работы с фоном и флористикой. Эта работа -своеобразный портрет времени года. В самом начале делаем маску в соответствии с эскизом и оформляем фон работы. (это может быть либо натянутая ткань, либо прорисованный фон.) Далее дорабатываем такие основные детали как волосы, прорисовываем лицо. Дополняем работу цветами в соответствующем колорите и оформляем в раму.

  1.  Панно « Времена года – Лето»

Эта работа строится по тому же принципу , что и предыдущая.

  1. Панно « Времена года - Осень»

Аналогичное выполнение работы. Может варьироваться оформление фона, декоративные детали.

  1.  Панно «Времена года – Зима»

В это панно можно еще дополнительно включить технику работы с солью. Можно оформить морозными узорами фон, либо сделать обрамление по периметру. Можно добавить и тканевый декор, использовать кусочки меха.

  1.   Выставка работ из глины и папье-маше

Для представления пройденных техник  проводится  очередная тематическая выставка с рассказом о способах работы с глиной и папье-маше.

  1. Моделирование костюмов из нестандартных материалов

Новая тема –это моделирование костюмов из нестандартных материалов. В начале с учащимися проводятся тесты на воображение, где ребята придумывают самые необыкновенные костюмы и материалы, которые не обычны для пошива. Затем мы разбираем тот или иной материал и его возможный потенциал с точки зрения моделирования костюмов. Разбираем приемы работы с разным материалом.

  1. Аксессуары и головные уборы из нестандартных материалов

История аксессуаров и головных уборов многообразна. Мы лишь прикоснемся к этой теме. Главное , что должны усвоить ученики, это соответствие формы, цвета и материала аксессуаров и коллекции. Все должно быть гармонично и едино. Попробуем разные способы изготовления аксессуаров и головных уборов, применяя не стандартные материалы.

  1.  Разработка эскизов для новой коллекции.

Учащиеся должны знать все этапы  создания коллекции- от идеи, создания эскиза и проработки деталей, до замеров, выбора материала и составления сметы.

  1.  Создание костюмов для новой коллекции.

После изучения всех этапов работы мы наконец-то приступаем к созданию костюмов. Идея, художественный образ, настроение, стиль, материал, раскрой, способы крепежа, аксессуары, стоимость. По-возможности ребята должны самостоятельно пройти все этапы работы, но возможны индивидуальная работа с учащимися.

  1.  Создание аксессуаров и головных уборов в стиле коллекции

Когда основная тема коллекции и эскизы готовы, выбран материал и смоделированы костюмы, то настает черед аксессуаров. Прорабатываем их тщательно по той же общей схеме.

  1.  Тонирование костюмов и закрепление деталей.

Не всегда материал имеет нужный оттенок. Для нестандартных материалов нужен индивидуальный подход в окрашивании. Сейчас существует огромное количество красителей с разными свойствами и предназначениями. Поэтому к каждому костюму мы продумываем и подбираем способ окраски.

  1.  Показ-представление новой коллекции. Итоговая Выставка работ по пройденным материалам.

Как подведение итогов работы кружка проводится выставка на которой представляются  лучшие работы, работы- призеры. Отдельным блоком проходит показ костюмов, сделанных ребятами из нестандартных материалов. Показ проходит по законам дефиле

            План воспитательной работы в коллективе

                               Индивидуальная    работа.

Анкетирование детей и по- возможности  их родителей

 В течении первых занятий.

Выявление способностей учащихся, учитывая их индивидуальные способности.

В течении первых двух месяцев

Выявление детей сирот, детей из неблагополучных семей, работа с ними

В течении всего периода обучения.

                               Культурно- массовая  работа

Посещение музеев, парков, культурно-массовых мероприятий

 В течении всего срока обучения

Активное участие в выставках, конкурсах и фестивалях.

В течении всего курса обучения

Посещение мероприятий с целью профориентации.

Во втором полугодии на каждом году обучения.

                                      Работа с родителями

Собрания с просмотром творческих работ детей, их достижений, индивидуальные беседы с родителями.

В течении всего срока обучения.

Привлечение родителей к организации праздников и творческих мероприятий лицея.

 В течении всего срока обучения

Методическое обеспечение программы.

Методы  обучения:

- словесные (объяснение, беседа, сравнение, обобщение)

- наглядные (объяснительно- иллюстрированный)

- проблемные (исследовательский, поисковый)

- практические ( самостоятельная работа )

Для наилучшего результата в процессе обучения методы постоянно чередуются, в зависимости от сложности темы или ситуации.

Дидактический материал:

Схемы по цветоведению и композиции, образцы растений и красителей, используемых в работе. Образцы работ ранее обучающихся курсов, готовые работы. Методические рекомендации для выполнения определённых  изделий. Инструкции по технике безопасности.

Материально – техническое обеспечение:

Просторный и светлый кабинет для занятий. В классе 10 парт и 20 стульев. демонстрационный стол, подвесная доска, стенды и полки  для образцов готовых изделий, ящики для хранения сухоцветов, красочные и лакокрасочные средства, средства гигиены (салфетки, перчатки, ветошь для вытирания рук), инструментарий, включающий – стеки, пинцеты, линейки, кисти, природный материал, глину, гипс, газетная бумага, клей пва, горячий клей, клей момент, приспособления для креплений растений, рамы и картон для основы работ.

Методическая литература для учителя:

1.   Н.П. Кочанова «Фантазия и ваших рук творение» г. Петрозаводск, «Карелия», 1997

2.  Стен Смит « Рисунок », Полный курс, «Внешсила», 1997

3. « ORAK DÉCOR» Каталог,1998

4.  Юлия Мамонтова « Школа флористики», издательский  дом « Ниола»,   Москва, 2005

5. А.В. Елисеева « Скрапбукинг», ООО «Харвест», 2012

6. В. И. Лесняк « Графический дизайн», изд-во «Индексмаркет» 2011

7. Людмила Евстратова « Дизайнерские цветы», «Эксмо», 2007

8. Татьяна Локрина « Композиции на оазисе»  Полный курс флористики, Ниола 21 век, 2006 г.

9.  Линда Оуэн Современная флористика: Кладезь-Букс, 2007 г.

10.Сухие цветы.100 идей для украшения вашего дома,  АСТ-ПРЕСС, 2003г.

11. Декупаж. Креативная техника для хобби и творчества, Эксмо, 2009 г.

12.  Н. Крысько, Г. Нехорошева Стильный коллаж, АСТ-Пресс Книга, 2007 г.

 



                     
 Учебная литература для учащихся

1.Л.А. Ерлыкин « Поделки своими руками», Москва, «Триен», 1997

2. В. И. Лесняк « Графический дизайн», изд-во «Индексмаркет» 2011

3. Э.П. Луканский «Сотвори радость» Минск, «Полымя», 1997

4. Петер Асманн  «Современная флористика». «Культура и традиции», 2003

5. Людмила Евстратова « Дизайнерские цветы», «Эксмо», 2007

6. Людмила Белецкая « Прессованная флористика»,  2006

Плоскостная флористика.

Из цветов и листьев декоративных растений, высушенных в гербарной сетке или с помощью прессования можно изготовлять картины. Такие картины покорят своим изяществом и мастерством.

Собирать растения для плоскостной флористики можно круглый год, т.к. у каждого времени года есть свои возможности. Ранней весной можно засушить листья дикорастущих растений. Летом засушивать цветы и собирать тополиный пух. Осенью – красочные осенние листья и плоды. Зимой семена ясеня и клена.  Подробно о способах обработки и засушивания растений я уже рассказывала.

В качестве основного фона можно использовать все имеющиеся средства, красивую бумагу, ватман, кусок интересных обоев, можно сделать лакокрасочное покрытие. Черная бумага служит отличны контрастным фоном, а на белом ватмане четко просматриваются растения. Сами листья также могут служить фоном. Для серого фона подбирается обратная сторона листьев тополя, для белого- мать-и-мачехи, малины. Для цветочного фона используют сухие листья вяза, клена, дуба, сахалинской гречихи, обертки кукурузы, покрывной лист тростника. Фоны могут быть из газетных листов, всего восемь рядов, в первом ряду- большой лист (по контуру картона), далее листы уменьшаются на 2 см каждый. По углам газетные листы проклеиваются каплей клея ПВА, газеты покрывают чистым листом бумаги и на нем создают фон из сухих листьев. Листья для фона наклеивают один на другой так, чтобы скрыть черешок листа, и проклеивают каплей клея. Направление листьев может быть вертикальным, горизонтальным или по диагонали. Например, если готовый рисунок должен показать «дуновение ветра», листья накладывают как бы по ветру. На фоне предварительно очень тщательно собирают композицию из цветов и листьев. Если она удовлетворяет флориста, ее покрывают стеклом, калькой и переносят карандашом размещение цветов на кальку. Сняв стекло и разобрав предварительно собранный рисунок, вторично собирают его на фоне листьев, приклеивая детали капелькой клея.

При составлении цветов (астры, лилии, орхидеи) лепестки наклеивают вначале для прочности на круг из кальки диаметром 1-2 см, затем готовый цветок накладывают и приклеивают на фон в соответствии с задуманной композицией.

В процессе работы с картиной всегда используют небольшой пресс — при  изготовлении очередного цвета, все картина находится под прессом. Стекло и картон подбирают так, чтобы стекло было больше картона с каждой стороны на 1-2 мм. При окантовке стекло закрепляют вначале скрепками, затем окантовывают узкими полосами бумаги под цвет фона картины.

Картины из сухих цветов можно собирать на бумаге или картоне любого цвета и любых размеров — от миниатюрной открытки до больших картин в окантовке. Они, как правило, большим стеклом не покрываются. После приклеивания цветка, листика, лепестка картину проглаживают горячим утюгом через несколько слоев бумаги непосредственно по растениям для усиления цвета.

При создании картин из сухого материала необходимо учитыватьзаконы гармонии — пропорцию, контраст, ритм и глубину композиции. Современная композиция из цветов не должна быть перегруженной, тяжелой от обилия цветов, беспорядочной. Легкость, свобода в размещении цветов, изящество контуров, чистота красок, естественность сочетаний, идея — вот то, чего следует добиваться.

Способы высушивания растений.

 существует семь самых распространенных методов высушивания-консервации цветов осушителями.

1 Высушивание в песке

Для этого используют речной или любой другой просеянный, промытый и прокаленный песок. Сушить цветы можно в картонных коробках, деревянных ящиках. На дно коробки насыпают песок слоем в 3 см. Цветки с короткими стеблями укладывают вниз соцветиями, махровые- вверх соцветиями, при этом стебли свободно провисают, опущенные вниз через отверстия в дне коробки. Песок надо засыпать осторожно, пока не покроются полностью все соцветия. Коробки следует держать в теплом сухом месте около 15 дней, в подвешенном состоянии. Когда сроки сушки пройдут, песок через сделанные в дне отверстия осторожно ссыпают, а сухоцветы остаются в коробке. Песок с цветов удаляют мягкой щеткой.

2 Высушивание в песке в деревянном ящике

Ящик с крышкой размерами 150×200 мм должен быть снабжен съемным выдвижным дном, на которое насыпается подготовленный песок. Выше дна на 30 мм закрепляется сетка, на которую выкладываются цветки для сушки. Ящик осторожно полностью засыпают песком. Цветы можно закладывать в несколько слоев. Плоские цветки выкладывают вверх стеблями, махровые- располагают вверх соцветиями. Самые нежные цветы располагают в верхнем слое. Ящик тщательно засыпают песком и оставляют в теплом месте на несколько дней. Через 5-10 дней (количество дней подсказывает опыт) крышку снимают, дно вынимают, песок высыпается. Высохшие цветки остаются лежать на решетке.

3 Высушивание в буре

В картонную коробку кладут бумагу, насыпают на нее буру слоем 2 см. Цветки, собранные в сухую погоду, укладывают на слой буры вниз или вверх соцветиями. Буру, как и песок, осторожно ложкой распределяют вокруг цветов так, чтобы она их полностью покрывала (слоем в 5 см). Этим методом лучше засушивать растения белоснежные-  жасмин, чубушник и другие. Цветы чубушника укладывают в коробку на буру с веточками без листьев. Длинные концы веток выводятся (прокладываются) через края коробки на воздух. Сушатся цветы чубушника идеально с полным сохранением цвета, формы, пестиков, тычинок.

Сроки сушки цветов в буре различные: для ромашки- 1-1,5 дня; бархатцев, циннии- 4-5 дней; лилии- 25-30 дней.

Для высушивания в буре рекомендуются виола, астры, гвоздика, георгины, дельфиниум, лупин, маргаритки.

4 Высушивание в духовке

Можно сушить в духовке цветы, листья, плоды. Растения свободно раскладывают на противне, сохнут они при открытой дверце в течение 50 мин при температуре 15-20°С. Можно сушить и более короткое время (15-20 мин) в горячем воздухе при температуре в духовке 50°С. Необходимо следить, чтобы растения не сгорели. Иногда здесь требуется опыт в подборе видов растений и выборе режимов сушки.

5 Сушка в микроволновой печи

Для еще более быстрой сушки цветов используют микроволновую печь. Метод мало апробирован, но стоит экспериментировать. В печь на плоский поддон выкладывается фильтровальная бумага, на нее на тонкий слой силикагеля редкими группами раскладываются цветки. Печь включается на 3 мин на половинную мощность (проверять сушку надо через 30 с), что вполне достаточно для высыхания гипсофилы, манжетки мягкой. Растению следует дать остыть, после чего сразу же подвесить за стебли вниз соцветиями до момента аранжировки.

6 Сушка в вате

Многие декоративные растения можно высушить с сохранением цвета и формы в гигроскопической вате. Срезку цветов для этого надо провести в сухую солнечную погоду, при полном их роспуске.

В картоне или легкой фанере делают отверстия, в которые пропускают стебли так, чтобы соцветия лежали на фанере (картоне). Под цветки подкладывают вату, особенно тщательно вставляют кусочки ваты между лепестками, сохраняя их естественное положение. После этого картон или фанеру с растениями подвешивают в сухом и теплом месте на 15- 20 дней (можно сушить под легким прессом). В гигроскопической вате хорошо высыхают мак, ромашка, рудбекия.

Последний седьмой способ консервации цветов —

7.Высушивание-консервирование цветов в водном растворе глицерина

Технология консервирования: 

Стебли режут наискось, удаляя нижние листья и снимая очень толстую кору на 6 см, концы стеблей расщепляют на длину 10 см. Все это способствует лучшему поглощению раствора. Подготовленные к сушке ветки необходимо опустить в холодную воду .

Глицерин смешивают с кипящей водой, ветки с листьями, вынув из холодной воды, ставят в горячий раствор на глубину не менее 15 см. Затем раствор постепенно охлаждают. Место, где стоит сосуд с ветками и раствором глицерина, должно быть светлым, чтобы лучше происходил процесс всасывания глицерина и воды. Обычно этот процесс длится от нескольких дней до 2-3 недель.

Очень важно вынуть листья в тот момент, когда они станут маслянистыми. Если этот момент пропустить, листья будут клейкими, и на них будет оседать пыль.

Окрашивание сухоцветов

Сухие цветы красят для того, чтобы получить цвет, который необходим для флористической аранжировки. Существуют два метода окрашивания сухих цветов:

 1. Метод погружения цветов в растворы красок. . Для окраски путем погружения в качестве жидких красителей применяют растворы пищевых красителей в воде, чернила, растворы анилиновых красителей, батик — красители.  

2.  Окрашивание сухоцветов и веток напылением аэрозолями. При работе с аэрозолями используют картонную коробку с открытой торцевой частью. Чтобы получить какой-нибудь экзотический цвет,  можно использовать обычные автомобильные аэрозольные краски,  При работе с аэрозолями необходимо соблюдать технику безопасности — работать в хорошо проветриваемом помещении и в перчатках. Чтобы освежить краски сухих цветов после высушивания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Декоративно-прикладное творчество.Дизайн"

Рабочая программа кружка «Декоративно-прикладное творчество. Дизайн»...

Программа кружка декоративно-прикладного творчества"Казачий сувенир"

Программа дополнительного образования для классов казачьей направленности....

Программа кружка декоративно-прикладного творчества"Казачий сувенир"

Программа дополнительного образования для классов казачьей направленности....

Программа кружка декоративно-прикладного творчества

  Кружковая работа необходима каждому ребенку для того, чтобы он имел возможность удовлетворить свою склонность к излюбленному виду деятельности - вышивке, художественному конструированию,...

Программа кружка декоративно – прикладного творчества «Мастерица» Возраст детей 2-5 классы Срок реализации 1 год

          Декоративно-прикладное творчество составляет значительную часть  духовного богатства народа. Оно охватывает широкий спектр художественных ремесел, связан...

Программа кружка декоративно- прикладного искусства

Кружок "Прикладное творчество" на 2 года обучения....

Программа кружка декоративно – прикладного искусства «Мастерицы»

Программа кружковой деятельности школьников “Мастерицы” реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО. Эта программа актуальна тем, что она широко и многосторонне р...