Статья «Формирование общей культуры обучающихся хореографией на основе использования метода педагогического проектирования».
статья по теме
Использование педагогического проектирования на занятиях и мероприятиях для формирования общей культуры обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.Г. Черных
МАОУ ДОД «ДТДиМ» МО
г. Братск.
«Формирование общей культуры обучающихся хореографией на основе использования метода педагогического проектирования»
Мы живем и развиваемся в динамично изменяющемся мире. Изменились требования как, в общем, к образованию, так и к образовательным учреждениям дополнительного образования, целью работы которых является создание условий, способствующих раскрытию и развитию природного и творческого потенциала ребенка на основе интересов, способностей и дарований; приобщение к социальным культурным ценностям; получение дополнительных образовательных услуг. Обеспечить решение этих задач способен лишь современно мыслящий педагог, который создает, осваивает и использует педагогические новшества, новые организационные формы, технологии обучения. Во ДТДиМ г. Братска около 50 педагогов реализуют общеобразовательные программы дополнительного образования детей в 24 творческих объединениях. Среди них хореографическая студия «Звездный дождь», в которой занимается около 80 детей, прием осуществляется без отбора, независимо от физических и музыкальных данных.
Обучение в творческом объединении выстраивается по адаптированной дополнительной общеобразовательной программе «Хореография». Программа долгосрочная и рассчитана на 5 лет обучения с общим количеством часов 720. Целевой установкой хореографической студии является в первую очередь формирование личности, повышение профессионального мастерства, овладение практическими умениями, личными навыками исполнения танцев. Современные педагогические технологии позволяют реализовать личностно - ориентированный подход в обучении; обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, интересов.
Одной из современных технологий является педагогическое проектирование. Проектная деятельность - это своего рода специфическая форма творчества. Её можно использовать в педагогических целях при работе практически с детьми любого возраста. Проектная деятельность - эффективное средство профессионально-личностного развития. Владение технологиями проектирования позволяет более эффективно осуществлять аналитические, организационные функции. Проектирование - это сложный процесс для всех участников этой деятельности. На всех этапах работы над проектом развиваются различные качества и детей, и педагога. Ребенок может научиться аргументировать свою позицию, оппонировать мнение собеседников, ставить проблему или задачу, находить пути решения, планировать, прогнозировать, анализировать, самостоятельно работать с информацией и источниками, уважать мнение собеседника. Педагог становится в совершенно новую позицию: выступает не транслятором знаний, а соучастником образования ребенка, создателем условий, обеспечивающих выбор; при необходимости – советчиком, организатором деятельности, помогающим выбрать правильные пути решения различных задач.
В 2011-2012 учебном году с обучающимися хореографической студии «Звездный дождь» был реализован педагогический проект: «Формирование хореографической культуры обучающихся на основе изучения этнических особенностей народов, населяющих г. Братск».
Весь учебный материал по программе «Хореография» изложен в 3-х разделах. Один из них посвящен изучению элементов народно-сценического танца. Тема проекта соответствует данному разделу программы, она возникла в результате анализа проблемы, заключающейся в присутствии отрицательных моментов в практике межкультурных и межэтнических отношений людей. Эта проблема остро стоит и в нашем городе. Цель проекта – сформировать основы хореографической культуры и толерантность обучающихся при изучении особенностей культуры народов, населяющих наш город.
В процессе работы над проектом у обучающихся формировалась информационная компетентность через самостоятельное нахождение информации в интернете, использовании видео и аудио средств. Они узнали, представители каких народностей преобладают в населении нашего города, и какие национальные корни имеют сами. Узнали о работе в городе национальных общин и организаций. Решив поближе познакомиться с культурой этих национальностей, посещали концерты танцевальных ансамблей города, побывали в городских музеях.
В результате работы над данным проектом обучающиеся получили навык исследовательской работы, у них сформировались основы хореографической культуры народов, населяющих Братск и навыки исполнения их танцев. У них были заложены основы чувства уважения к культуре других народов, чувства дружбы, взаимовыручки. Расширились рамки познания картины мира в области народной культуры. Был создан новый репертуар.
В конечном итоге идея проекта по формированию хореографической культуры и толерантности, повышению мотивации и познавательной активности у обучающихся была реализована.
Основываясь на опыте разработки и реализации этого проекта, был создан новый педагогический проект, тема которого «Формирование общей культуры обучающихся при изучении танцев разных эпох», который в данный момент реализуется в хореографической студии.
Цель данного проекта - создать условия для формирования общей культуры обучающихся через познание хореографического наследия разных эпох и стилей. Средствами хореографического искусства, в частности бального танца, можно формировать у детей культуру поведения и общения, прививать навыки вежливости, умения вести себя в обществе, быть подтянутым, элегантным. Историко-бытовой и бальный танец, наряду с классическим и народно–сценическим, является частью мировой хореографической культуры. Изучение истории танца, манеры его исполнения, связь с культурой разных эпох, является одним из элементов основы формирования общей культуры человека. Одним из условий проекта является продолжение работы по развитию навыков исследовательской деятельности обучающихся и создание ими мини-проектов.
В ходе реализации проекта подобраны материалы о танцевальной культуре эпох и стилей и включены в контекст учебных занятий: танцевальная культура эпохи Возрождения, Танцевальная культура эпохи средневековья, Танцевальная культура XVII века, XVIII века, XIX века. Обязательным условием является использование данных материалов в проектах детей. В процессе их обсуждения и анализа устанавливается связь и зависимость танца определенной исторической эпохи от эстетических и нравственных норм, социально-бытового уклада определенного периода. Промежуточными результатами можно назвать следующее: обучающиеся изучили литературу, использовали интернет ресурсы, подбирали иллюстративный, аудио и видео материал, оформляли его для создания презентации своих мини-проектов. Системно к работе над проектом привлекались родители обучающихся. На учебном занятии были представили разные творческие работы детей в форме мультимедийной презентации. Состоялась музыкальная гостиная, на которой в исполнении обучающихся инструментального отделения ДТДиМ прозвучали музыкальные произведения исторических эпох.
Работа по реализации проекта продолжается. В конечном результате у обучающихся будет сформирована положительная динамика общей культуры. Они узнают специфику танцевальной культуры разных эпох, исторические этапы развития культуры танца, стиль и манеру исполнения танцев разных эпох, историю развития танцевального костюма. Обучающиеся смогут применять полученные знания в школьной и повседневной жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. Пособие. – М., 2000.
- Васильева-Рождественская М. Историко-бытовой танец. – М.: Искусство, 2001.
- Загвязинский В. И. Педагогическое творчество преподавателя. — 2000.
- Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. — М., 1994.
- Королева Э.А. Ранние формы танца. – Кишинев, 1977.
- Танцы народов России. Сборник народных танцев. М.: Сов. Россия, 1970г.
- Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосиб гос ун-т. — 2008. — Т. 9, вып. 1. — С. 53 — 56.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/27/picture-24806-1354041717.jpg)
Использование метода социального проектирования во внеурочной деятельности по информатике
Возможности социального проектирования значительно расширились с распространением вычислительной техники и развитием компьютерного моделирования. Социальное проектирования в процессе обучен...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/09/picture-57894.jpg)
Формирование ключевых компетенций ученика на основе использования методов активного обучения и воспитания
МЕТОДИЧЕСКИЙ БЮЛЛЕТЕНЬ МОУ "СОШ № 13" Обучать - значит вдвойне учиться. Формирование ключевых компетенций ученика Несколько полезных советов тем, кто готовится к НОУ Участвовать - и...
« Использование методов социального проектирования в предметной деятельности учителя истории, как средство формирования гражданской ответственности и патриотического воспитания»
I. Проблема исследования. ...
Использование методов педагогической диагностики при составлении плана мероприятий
Использование методов педагогической диагностики при составлении плана мероприятий (из опыта работы классного руководителя)....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/15/picture-527894-1416017260.jpg)
Статья «Об использовании метода учебного проектирования на занятиях в программе ADOBE PHOTOSHOP CS5»
В статье педагог делится своим опытом работы по использованию метода учебного проектирования на занятиях в программе Adobe Photoshop CS5....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/01/picture-967205-1509529231.jpg)
Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»
Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи: - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/24/picture-1230449-1585034736.jpg)
Использование метода учебного проектирования на уроках русского языка и литературы учителем
В современной школе учебный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся- партнеров, имеющих общую цель, согласованные м...