Дополнительная образовательная программа по вязанию
методическая разработка на тему

Программа расчитана на 3 года обучения,  рекомендуется для воспитанников 9-17 лет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_programma_po_vyazaniyu.docx62.93 КБ

Предварительный просмотр:

   АНОО  ДПО (ПК) Академия образования взрослых  «Альтернатива»

                                                                Заключение руководителя стажировки:

                                                               __________________________________

                                                                       (зачтено, незачтено)

                                                              ____________________(________________)

                                                                      (подпись, расшифровка)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Работа выполнена в рамках курсов повышения квалификации по программе

«Проектирование дополнительной образовательной программы

в системе дополнительного образования детей»

Автор:

Фамилия, И.О.    Грозных Елена Николаевна

Должность  педагог дополнительного образования

Место работы  Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей  Дом детского творчества

                                                 пгт Кильмезь, 2014год

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества

пгт Кильмезь Кильмезского района Кировской области

Принята                                                      Утверждена:

 методическим советом                         Директор МОУ ДОД ДДТ

 МОУ ДОД ДДТ                                         ______________/Попова Е.В./

_______________2014г.                         ______________2014г.                                    

                                                               

Дополнительная общеразвивающая программа по вязанию

«Волшебный клубочек»

художественно-эстетической направленности

на 3 года обучения,

 возраст 9 – 17  лет

                               

Педагог дополнительного образования

                                   Грозных Елена Николаевна

                                                Кильмезь, 2014

 Пояснительная записка

Художественное вязание является исконным народным ремеслом. Ни один человек с самого раннего возраста не обходиться в своём гардеробе без вязаных вещей. Трикотаж ручной не выходит из моды, меняются лишь виды вязок, элементы кроя, украшения изделий.

        Приобщение к художественному вязанию это и подготовка к будущей семейной жизни, формирование культуры одежды как части бытовой культуры, развитие таких качеств, как настойчивость, терпение. Кроме того, это  формирование хорошего эстетического вкуса, обогащение собственного досуга старинным и таким молодым и современным рукоделием каким является художественное вязание.

        Программа объединения по художественному вязанию включает в себя систематический курс знаний, навыков и приёмов работы. На занятиях ребята знакомятся с историей вязания, с видами орнаментов, цветовой гаммой, сочетанием цветов в изделии. В программе предлагаются мелкие изделия для хозяйственных нужд, различные сувениры, образцы узоров и отделочные работы.

В программу включен региональный компонент по изучению народных орнаментов национальностей, проживающих на территории Кильмезского района – русского, марийского, татарского, удмуртского.

        Актуальность, новизна и отличительные особенности программы

Актуальность предлагаемой образовательной программы  определяется потребностью детей и подростков  в творческом и индивидуальном самовыражении средствами ручного труда. В настоящее время изготавливать оригинальные изделия для интерьера и личного гардероба не только экономично и выгодно, но еще и модно. Особую значимость это приобретает для подростков,  которые пытаются найти  свой стиль и индивидуальную манеру самовыражения.

Отличительной особенностью программы является включение в ее содержание уроков стиля, которые  помогают  девушкам  подбирать одежду и аксессуары согласно особенностям фигуры, ситуации, учат со вкусом одеваться.

Еще одна особенность программы – расширение раздела «Отделка готовых вязаных изделий» за счет включения темы «Вышивка по вязаному полотну», которая в данной программе рассматривается в качестве самостоятельного, а не прикладного вида искусства вязания.

        Новизна программы  основана  на использовании новых форм работы. Курс предлагает не только применение различных традиционных методов обучения, таких как объяснение, показ, практическое закрепление полученных знаний на занятии, система домашних заданий, широкое использование  различных журналов, но и новые формы работы. Это широкий обмен опыта с участниками других объединений подобного профиля.

        Темой диспутов и обсуждений могут стать вопросы:

        - «Что можно считать модным и элегантным?»

        - «Какова роль моды в жизни человека?»

        - «Что такое элегантность и как её достичь?»

На занятиях практикуется выполнение коллективных работ для развития коммуникативных качеств личности и формирование  атмосферы доброжелательности отношений.

Только широкая информация о данном виде рукоделия и направлениях развития творчества и моды, постоянное общение, приток новых впечатлений дадут возможность занятиям выполнить функцию не только обучения, но и воспитания, внесут разнообразие в их работу, сделают их более привлекательными для старшеклассников и главное помогут сформировать хороший эстетический вкус, умение модно и красиво одеваться.

Формы и режим занятий

Набор в учебные группы проводится в начале учебного года по свободной записи. Достаточно обладать желанием научиться вязать и иметь при себе минимум необходимых инструментов и материалов.

Программа объединения рассчитана на 3 года, рекомендуется для работы с учащимися 9-15 лет. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю по 2 часа в зависимости от года обучения, с обязательным заданием на дом, годовая программа рассчитана на 144 часа.

Учитывая особенности возраста детей, применяются различные формы организации работы воспитанников:

  • коллективные;
  • групповые;
  • индивидуальные.

Такие формы организации работы воспитанников способствуют формированию у детей дружеских доброжелательных отношений, взаимопомощи, развитию коммуникативных качеств личности, сплочению детского коллектива.

        Обучение в объединении основано на следующих педагогических идеях:

- личностного подхода к воспитаннику;

- индивидуального подхода;

- создание благоприятных, морально-психологических условий для каждого.

        Обучение в объединении ставит своей целью:

развитие личности воспитанников в творческой деятельности посредством овладения искусством вязания.

        Задачи:

   1. Образовательные:

  • формирование у учащихся ЗУН в области декоративно-прикладного творчества;
  • ознакомление с техникой вязания и особенностями трикотажного полотна;
  • обучение самостоятельному  чтению схем;
  • обучение рациональному использованию материалов и правильной организации труда.

  2. Воспитательные:

  • воспитание аккуратности, трудолюбия, художественного вкуса;
  • привитие умения работать коллективно;
  • формирование чувства взаимопомощи;
  • воспитание ответственности за порученное дело.

  3. Развивающие:

  • развитие творческих способностей;
  • развитие внимания, памяти, мышления и воображения;
  • развитие эстетического вкуса.

Ожидаемые результаты

 Требования к знаниям и умениям 1 года обучения

                учащиеся должны уметь:

- пользоваться спицами

- выполнять основные приёмы вязания на основе лицевых и изнаночных    петель

- вязать по рисунку

             учащиеся должны знать:

- технику безопасности при работе со спицами, иглами, ножницами                                       - начальные сведения о цветовом сочетании.

- применение основных образцов в различных видах изделий

- технологию вязания  простейших изделий: прихваток, головных уборов

-нормы общения

Требования к знаниям и умениям 2 года обучения

            учащиеся должны знать:

-технику безопасности при работе с крючком, иглами,  ножницами

-технологию изготовления  более сложных изделий:  носков, шапок, салфеток и др.

-условные обозначения по вязанию крючком

           учащиеся должны уметь:

- вязать сложные изделия

- читать схемы и вязать по ним

- выполнять простые элементы вязания крючком

- работать коллективно, осуществлять взаимовыручку

       Требования к знаниям и умениям 3 года обучения

           учащиеся должны знать:

- основные рабочие приемы вязания спицами и крючком

- порядок чтения схем для вязания спицами и крючком

- основные типы фигуры, способы коррекции ее недостатков с помощью одежды

        должны уметь:

- пользоваться схематичным описанием рисунка

- выполнять простейшие элементы вязания на спицах и  крючком

- рассчитывать плотность вязания и количество петель для проектируемого изделия

- подбирать инструменты и материалы для работы

-изготавливать изделие

-в процессе работы ориентироваться на качество изделий

-правильно одеваться по типу своей фигуры

-выступать в качестве консультанта для младших воспитанников

Формы подведения итогов

  • викторины по темам программы
  • выставки творческих работ воспитанников

Выставки проводятся  с целью стимулирования творческих способностей  ребенка, развития умения анализировать, приучают к аккуратному и эстетическому оформлению работ.         

    Условия реализации программы

Организационные

Для  организации занятий по программе необходимо провести набор детей в группы первого года обучения. Группы второго и третьего года обучения  формируются на основе перевода воспитанников.

  1. Материально-технические

- спицы, крючки;

- нитки различных видов;

- литература, журналы по различным видам декоративно-прикладного творчества;

- альбом с образцами.

3. Дидактический материал

- карточки для практических и самостоятельных работ;

- образцы выполненных практических работ учащихся;

- методические пособия;

- инструкции по технике безопасности.

4. Мотивационные

На создание положительной мотивации у детей влияет возможность получить удовольствие от процесса труда и повышение интереса к делу. Для этого педагог должен создать благоприятный микроклимат, атмосферу доброжелательности и  взаимопомощи между детьми. Для воспитания устойчивого интереса воспитанников к занятиям организуются выставки детского творчества, проводятся конкурсы мастерства, систематический показ наиболее удачных работ.

Для более эффективной реализации цели программы, создания благоприятной атмосферы для развития творческой индивидуальности каждого, предлагается проведение досуговых мероприятий:

         «Посвящение в кружковцы», «День именинника», участие в мероприятиях ДДТ, вручение премии «Вдохновение» и т.д.

По окончании 3 лет обучения, дети самостоятельно могут изготовить любое понравившееся изделие, а также могут быть консультантами для других. Обучающихся в объединении являются участниками городских и районных выставок.

Организационное обеспечение

Работа по созданию и развитию коллектива

- выбор старосты группы

- выбор органов самоуправления

- организация коллективных дел

- организация досуга детей, чаепитие, экскурсии, походы, участие в массовых мероприятиях ДДТ

      Учебно-тематический план 1 года обучения        

Задачи

- познакомить с основными видами вязания;

- развивать художественное видение;

- воспитывать трудолюбие, культуру поведения.

№ п.п

Название тем

всего

теория

практика

инд.

1

Вводное занятие

2

2

2

Техника вязания

4

2

2

3

Образцы узоров лицевые и изнаночные петли

6

2

4

4

Сувенир (виды сувениров и их назначение) прихватка

19

3

14

2

5

Шарфик (резинка, виды резинок)

10

4

6

6

Виды вязок на основе лицевых и изнаночных петель

6

2

4

7

Вязание игрушек по выбору уч-ся

19

4

15

8

Ажурные узоры (вязание накида)

6

2

4

9

Следки (на 2-х спицах)

10

4

6

10

Сувениры к праздникам

20

4

16

11

Промежуточная выставка-смотр работ

4

12

Одежда для кукол

Трикотажный словарь

20

6

14

13

Орнамент

-сочетание цветов

-техника вывязывания орнамента

2

4

2

2

2

14

Украшение вязаных изделий

Вышивка на вязаном полотне

10

2

8

15

Итоговое занятие

2

2

ИТОГО

144

43

95

2

Содержание программы 1 года обучения

Тема №1 (2 часа)

Вводное занятие

Санитарно-гигиенические требования и безопасные приемы работы. Инструменты и материалы.

  1. Ознакомление с планом работы на год. Режим работы кружка.  Разновидность вязальных спиц и материалов для вязания. Безопасные правила  перед началом работы и во время работы.
  2. Требования к знаниям: общие правила в работе инструментами.
  3. Анкета “Расскажи о себе”.

Тема №2 (4часа)

История возникновения вязания. Техника вязания.

Набор петель. Вязание спицами. Закрытие петель.

  1. Значение вязания в современной жизни. Истоки зарождения вязания.
  2. Требования к знаниям: исторические сведения о происхождении вязания. Виды спиц. Способы вязания лицевой петли.
  3. Требования к умениям: подбор спиц и соответствующей пряжи.
  4. Практическая работа: подбор спиц и пряжи для вязания, образец «Платочная вязка»

Тема №3 (6 часов)

Образцы узоров.

Вязание лицевой и изнаночной петли.

  1. Принципы образования начального ряда. Кромочная петля. Образование изнаночной петли. Способы  закрепления последнего ряда.
  2. Требования к знаниям: особенности вязания лицевых и изнаночных петель. Способы закрытия петель. Требования к умениям: выполнение лицевых и изнаночные петель. Закрепление  петель последнего ряда.
  3. Практическая работа: вязание  образца «Чулочная вязка»  (лицевая гладь)

                                     Тема №4 (19 часов)

Вязание спицами по кругу «Мячик». Расчет плотности вязания и количества петель на прихватку.

  1. Особенности вязания по кругу (укороченные ряды). Расчет количества петель для изделия.
  2. Требования к знаниям: факторы, влияющие на плотность вязания. Требования к умениям: принцип вязания по кругу.
  3. Самостоятельная работа: расчет  количества петель для изготовления  прихватки, мячика и их выполнение.

Тема №5 (10 часов)

Изготовление шарфа

  1. Виды резинок. Выполнение образцов видов резинок. Модели шарфов.
  2. Требования к знаниям: определение плотности вязания.
  3. Требования к умениям: расчет и набор петель на спицу.
  4. Практическая работа: изготовление  шарфика.

Тема № 6 (6часов)

Узоры на основе лицевых и изнаночных петель.

  1. Образцы: «Путанка»,  «Шахматка», «Рисунок с рубчиком». Применение данных образцов в готовых изделиях.
  2. Требования к знаниям: Вязание петель согласно описанию (условным обозначениям).
  3. Требование к умениям: применение основных приёмов вязания.
  4. Самостоятельная работа: расчет количества петель для вязания, выполнение образцов.

Тема №7  (19 часов)

Вязание игрушек

  1. Виды игрушек и их назначение. Интерьерная игрушка. Сувениры родным и близким сделанные своими руками. Работа с литературой.
  2. Требования к знаниям: подбор ниток и спиц.
  3. Практическая  работа: вязание игрушек.

Тема № 8 (6 часов)

Ажурные узоры

  1. Схемы образцов. Способы вязания накида. Применение ажура в вязаных изделиях, его особенности.
  2. Требования к знаниям: подбор спиц и ниток.
  3. Требования к умениям: работа с описанием, выполнение накида.
  4. Практическая работа: выполнение ажурных образцов.

Тема № 9 (10 часов)

Следки (на 2-х спицах).

  1. Виды следков. Особенности вязания следков на 2-х спицах. Последовательность вязания. Вязание ступни. Формирование мысика.
  2. Требования к знаниям: последовательность вязания пятки, ступни и мысика,  использование накида.
  3. Требования к умениям: вывязывание пятки одним из способов, ступни и мысика.
  4. Практическая работа: вязание следков.

Тема № 10 (20 часов)

Сувениры к праздникам.

1.Виды сувениров и их назначение. Сувениры родным и близким, сделанные своими руками. Работа с литературой.

2.Требования к знаниям: подбор ниток и спиц.

3.Самостоятельная работа: вязание сувениров.

Тема № 11 (4 часа)

Промежуточная выставка-смотр работ.

  1.  Оформление готовых изделий. Показ изготовленных работ.

                                                      Тема № 12 (20 часов)

Одежда для кукол.  Трикотажный словарь.

  1. Предметы одежды. Художественно-эстетическое оформление. Название  вязаных  изделий (джемпер, свитер, кардиган и т.д.)
  2. Требования к знаниям: виды одежды. Предметы одежды, украшения и их значение в костюме. Художественное оформление предметов. Материалы, инструменты и приспособления. Безопасные приемы работы. Требования к умениям: подбор материалов и инструментов. Составление плана изготовления изделия. Основные технологические приемы.
  3. Самостоятельная работа: художественное оформление изделия.
  4. Практическая работа: изготовление изделия по выбору.

Тема № 13 (6 часов)

Орнамент в вязании спицами.

  1. Беседа «Об истории орнамента». Знакомство с орнаментами национальностей Кильмезского района (марийского, удмуртского, русского, татарского).
  2. Схемы орнаментов. Способы расчета петель. Особенности чередования нитей разных цветов.
  3. Требования к знаниям: подбор схемы и цветового решения. Требования к умениям: подбор схемы и сочетающихся цветов пряжи. Выполнение  орнамента в два цвета.
  4. Практическая работа: выполнение образца орнамента.

Тема № 14 (10 часов)

Вышивка на вязаном полотне.

  1.  Использование вышивки в готовых вязаных изделиях.  Материалы, используемые для вышивки. Технология вышивки.
  2. Требования к знаниям: подбор схем и ниток.
  3. Требование к умениям: работа со схемами.
  4. Практическая работа: вышивка картин по  вязаному  полотну.

Тема № 15  (2 часа)

Итоговое занятие

  1. Подготовка изделий к итоговой выставке. Обмен мнениями по поводу проделанной работы.  Вручение грамот  победителям выставок-конкурсов.

Учебно-тематический план 2 года обучения

Задачи

- совершенствовать приёмы и навыки вязания с элементами творчества;

- учить  воспитанников читать схемы  и применять их при изготовлении изделий;

- развивать творческие способности детей;

- воспитывать навыки коллективной работы

п.п

Название темы

Всего

Теория

Практика

Индивид.

1

Вводное занятие

2

2

2

Изучение условных обозначений при вязании на спицах

2

2

3

Вязание сувениров по выбору уч-ся (коллективная работа)

24

4

16

4

4

Выпуклые вязки (косы, букле)

12

2

10

5

Техника вязания носков, пинеток

22

4

16

2

6

Сувениры к праздникам

22

4

16

2

7

Техника вязания варежек, перчаток.

20

4

14

2

8

Украшение вязаных изделий: помпоны, кисти, бахрома. Работа крючком (отделочный край)

12

2

10

9

Вязание шапочки и шарфа

18

4

14

10

Техника вязания крючком

Условные обозначения

8

2

6

11

Итоговое занятие

2

2

     

Итого

144

32

102

      10

Содержание программы 2 года обучения

Тема №1 (2 часа)

Вводное занятие. Правила поведения на занятиях в ДДТ.                             Инструменты и материалы.

  1. Ознакомление с планом работы на год. Режим работы кружка. Первичный инструктаж по охране труда.
  2. Требования к знаниям: общие правила по охране труда.

Тема №2 (2 часа)

Изучение условных обозначений при вязании на спицах

  1. Таблица условных знаков. Раппорт узора. Порядок чтения схемы. Вязание изделий по схеме.
  2. Требования к знаниям: условные обозначения петель. Особенности чтения схем при круговом или прямоугольном вязании.
  3. Требования к умениям: чтение схем. Соблюдение последовательности вязания.

Тема №3 (24 часа)

Вязание сувениров

  1. Виды сувениров и их назначение.  Работа с литературой. Беседа «Вязаные изделия в интерьере дома»
  2. Требования к знаниям: подбор ниток и спиц.
  3. Самостоятельная работа: вязание сувениров: салфетки, прихватки,  диванные подушки

Тема №4 (12 часов)

Выпуклые вязки.

  1. Освоение 2-3 видов вязки выпуклых узоров «Косы», «Шишечки».
  2. Требования к знаниям: подбор спиц и ниток.
  3. Требования к умениям: работа с описанием, выполнение перевития петель.
  4. Практическая работа: выполнение  образцов.

Тема №5 (22 часа)

Вязание носков.

  1. Особенности вязания на 4-х спицах. Последовательность формирования пятки. Вязание ступни. Формирование мысика.
  2. Требования к знаниям: последовательность вязания пятки, ступни и мысика.
  3. Требования к умениям: вывязывание пятки одним из способов, ступни и мысика.
  4. Практическая работа: вязание носков.

Тема №6 (22 часа)

Сувениры к праздникам

1.Виды сувениров и их назначение. Круговое вязание (4 спицы). Работа с литературой.

2.Требования к знаниям: подбор ниток и спиц, особенности вязания по кругу.

3.Самостоятельная работа: вязание сувениров.

Тема №7 (20 часов)

Вязание варежек.

  1. Порядок расчета петель. Подбор орнамента. Особенности набора петель. Последовательность изготовления варежки.
  2. Требования к знаниям: определение плотности вязания. Цветовое решение в орнаменте. Особенности кругового вязания. Порядок вязания варежки.
  3. Требования к умениям: расчет и набор петель на спицу. Распределение петель на 4 спицы.
  4. Самостоятельная работа: рассчитать количество петель для изготовления варежки.
  5. Практическая работа: вязание варежек.

Тема № 8 (12 часов)

Украшение вязаных изделий.

  1. Украшение изделия шнурами, кистями и помпонами. Использование отделки в готовых вязаных изделиях.
  2. Требования к знаниям: подбор необходимых инструментов и ниток.
  3. Практическая работа: изготовление игрушки с использованием помпонов, кистей и др.

Тема №9 (18 часов)

Вязание шапочки и шарфа

  1. Выбор изделия, работа с литературой. Расчёт петель, выбор рисунка.
  2. Требования к знаниям: подбор необходимых инструментов и ниток.
  3. Требования к умениям: расчёт и набор петель.
  4. Практическая работа: вязание комплекта: шапка и шарф.              

Тема № 10 (8 часов)

Вязание крючком.

Инструменты и приспособления. Безопасные приемы работы.

  1. Отличительные особенности вязания крючком и на спицах. Общие сведения о вязании крючком. Виды крючков, строение. Общие правила по охране труда. Набор петель. Способы образования начальной петли. Цепочка из воздушных петель. Образование столбика без накида.
  2. Требования к знаниям: виды крючков и их размерный ряд. Строение крючка. Способы расположения крючка в руке. Безопасные приемы работы крючком.  Виды петель. Условное изображение петель.  Набор определенного количества петель. Выполнение столбика без накида.
  3. Требования к умениям: подбор крючка по номеру для нити. Правильное положение крючка в руке. Набор определенного количества петель. Выполнение столбика без накида.
  4. Практическая работа: вязание образца столбиками без накида.

Тема № 11  (2 часа)

Итоговое занятие

  1. Подготовка изделий к итоговой выставке. Обмен мнениями по поводу проделанной работы.  Вручение грамот  победителям выставок-конкурсов.

Учебно-тематический план 3 года обучения

Задачи 3 года обучения:

- развивать самостоятельность учащихся в решении творческих задач;

- совершенствовать  умения и навыки в художественном вязании.                    

п.п

Название темы

 Всего

Теория

Практика

Инд.

1

Вводное занятие

2

2

2

Работа над индивидуальной выкройкой (расчёт петель)

10

2

8

3

Вязание пуловера по выбору учащегося

36

6

28

2

4

Вязание картин (основа)

- вышивка по вязаному полотну

- вязание крючком объёмных цветов

30

4

26

5

Бижутерия и сувениры

16

2

14

6

Подготовка работ к выставкам

4

4

7

Воротники различной конфигурации

12

4

8

8

Виды рукавов

12

4

8

9

Сборка и тепловая обработка

4

2

2

  10

Вязание сувениров

-салфетки

-игрушки

16

2

14

  11

Итоговое занятие

2

2

Итого

144

30

112

     2

Содержание программы 3 года обучения

Тема №1 (2 часа)

Вводное занятие

Правила поведения на занятиях в ДДТ. Инструменты и материалы.

  1. Ознакомление с планом работы на год, режимом работы кружка. Инструктаж по охране труда.
  2. Требования к знаниям: общие правила по охране труда

Тема №2 (10 часов)

Работа над индивидуальной выкройкой

  1. Особенности выполнения индивидуальной выкройки для трикотажных изделий. Типы фигур и учёт их специфики при изготовлении индивидуальной выкройки. Беседа « Как подобрать одежду по фигуре»
  2. Требования к знаниям: определение типа фигуры.
  3. Требование к умениям: подбор модели изделия согласно своей фигуре.
  4. Практическая работа: построение выкройки

Тема №3 (36 часов)

Вязание пуловера

  1. Работа с литературой, выбор изделия и рисунка. Беседа «О том, что можно считать модным»
  2. Требования к знаниям: подбор необходимых инструментов и ниток.
  3. Требования к умениям: расчёт и набор петель.
  4. Практическая работа: вязание отдельных деталей выбранного изделия.

Тема № 4 (30 часов)

Вязание картин. Вышивка на вязаном полотне. Вязание объемных цветов крючком.

  1. Вышивка по вязаному полотну.  Необходимые материалы, используемые для вышивки. Технология вышивки.
  2. Требования к знаниям: расчет размера основы согласно схеме, подбор  ниток под основу
  3. Требование к умениям: работа со схемами.
  4. Практическая работа: вышивка картин на вязаном полотне.
  5. Вязание объемных цветов (работа крючком). Виды цветов и листьев. Построение композиции. Оформление работы.
  6. Требования к знаниям: основные приемы вязания крючком.
  7. Требования к умениям: умение работать по описанию, составлять композицию

Тема № 5 (16 часов)

Вязание крючком: бижутерия и сувениры

  1. Порядок образования столбика с накидом. Условное изображение. Столбики с одним и двумя накидами. Рекомендуемые нитки для изготовления бижутерии. Обвязка колец, бусин. Последовательное соединение колец. Оформление изделия.
  2. Требования к знаниям: порядок образования столбиков с различным количеством накидов.
  3. Требования к умениям: соединение отдельных элементов в единое целое.
  4. Самостоятельная работа: подбор ниток для выполнения бижутерии.
  5. Практическая работа: изготовление бижутерии и сувениров.

Тема № 6 (4 часа)

Промежуточная выставка-смотр работ

1.Оформление готовых изделий. Показ изготовленных работ

Тема № 7 (12 часов)

Воротники различной конфигурации

  1. Виды  воротников. Вязание воротника с использованием 3-4 размеров спиц (меньшими у горловины, большими вначале).
  2. Требования к знаниям: подбор спиц, набор петель.
  3. Требования к умениям: применение основных приёмов вязания.
  4. Самостоятельная работа: вязание образцов воротника.

Тема №8 (12 часов)

Виды рукавов

  1. Виды рукавов:  вшивные рукава, рукава реглан.  Вязание изделия сверху (реглан). Изготовление рукава для изделий со спущенной проймой. Изготовление рукава для изделий с фигурной (по плечу) проймой, особенности его вывязывания и вшивания в пройму. Оформления оката.
  2. Требования к знаниям: определения вида рукава в готовых изделиях.
  3. Требования к умениям: применение основных приёмов вязания.
  4. Практическая работа: выполнение образцов изделий с различными видами рукава.

Тема № 9 (4 часа)

Сборка и влажно-тепловая обработка изделий (ВТО)

  1. Влажно-тепловая обработка  деталей вязаного изделия. Особенности обработки ажуров и выпуклой вязки. Изучение условных обозначений ВТО для определённых видов пряжи.
  2. Требования к знаниям: определение условных обозначений  ВТО на мотках пряжи.

               

Тема № 10  (16 часов)

Вязание сувениров (салфетки, игрушки)

  1. Вязание сувениров крючком. Формы описания работы: словесная и схематическая. Таблица условных знаков. Раппорт узора. Порядок чтения схемы. Вязание салфетки по схеме.
  2. Требования к знаниям: условные обозначения петель. Особенности чтения схем при круговом или прямоугольном вязании.
  3. Требования к умениям: чтение схем. Соблюдение последовательности вязания.
  4. Практическая работа: изготовление сувениров

Тема № 11  (2 часа)

Итоговое занятие

  1. Подготовка изделий к итоговой выставке. Обмен мнениями по поводу проделанной работы.  Вручение грамот  победителям выставок-конкурсов.

Работа с родителями

Родительское собрание.

Приглашение родителей на проведение совместных мероприятий.  

Проведение совместных выставок работ детей и их родителей.

Инструменты и материалы

1.Вязальные спицы различных номеров и длины

2. Вязальные крючки

3. Ножницы

4. Нитки для вязания

5. Иглы для вышивки

Методическое обеспечение 1 года обучения

Название темы

Методы и формы проведения занятий

Формы подведения итогов

Дидактический материал

1.Вводное занятие

-правила поведения на занятиях в ДДТ

-инструктаж по ТБ.

-необходимые материалы и инструменты.

Рассказ-беседа.

Показ образцов изделий.

Наблюдение.

2.Техника вязания узорного полотна

-приёмы вязания

-набор петель.

Рассказ-показ,

практическая работа

Наблюдение.

3.Образцы узоров с лицевыми и изнаночными петлями.

- «Платочная вязка»

- «Чулочная вязка» (лицевая гладь)

Рассказ-показ,

практическая работа. Заполнение рабочей тетради

Наблюдение. Самостоятельная работа

 схемы образцов

4. Сувениры «Прихватки»

 - виды сувениров

- подбор спиц, ниток

- оформление работ

- разнообразие форм прихваток.

Рассказ- беседа

«Прихватки в быту».

Практическая работа.

Наблюдение.

Совместное обсуждение на всех этапах изготовления.

 журналы и схемы

5. Изготовление шарфа для куклы

- резинка, виды резинок

Резинка 1х1,2х2

- расчёт вязаного полотна.

Рассказ, практическая работа, индивидуальные занятия.

Совместное обсуждение на всех этапах изготовления.

 образцы

6.Узоры на основе лицевых и изнаночных петель

- расчёт вязаного полотна

- образцы: «Путанка»

«Шахматка», «Рисунок с рубчиком».

Беседа.

Показ образцов.

Творческая работа.

Наблюдение, самостоятельная работа.

Карточки с образцами узоров

7. Вязание игрушек

-выбор игрушки

-подбор ниток, спиц

-расчёт петель

-оформление.

Работа с журналами при подборе работ. Самостоятельная работа.

Совместное обсуждение на всех этапах работы.

Мини-выставка

журналы и книги по вязанию

8.Ажурные узоры

-техника вязания.

Рассказ. Показ образцов. Обсуждение применения ажурных образцов в одежде.

Наблюдение.

карточки с образцами узоров

9.Следки

-подбор ниток, спиц

-расчёт петель

-оформление работ.

Рассказ. Практическая работа, индивидуальное занятие.

Совместное обсуждение

журналы,  схемы

10. Сувениры к праздникам

-подбор спиц, ниток

-оформление работ.

Работа с литературой при подборе изделия. Практическая работа

Совместное обсуждение

 журналы,  схемы

11. Выставка.

Просмотр и анализ работ

12.Одежда для кукол

-подбор спиц, ниток

-выбор рисунка, образца

-оформление работ.

Рассказ.

Практическая работа. Беседа «Какова роль моды в жизни человека».

Наблюдение

 Журналы с моделями

13. Орнамент

-сочетание цветов

-техника вывязывания орнамента.

Рассказ.

Беседа «Об истории орнамента».  Беседа «Орнаменты национальностей Кильмезского района».

Практическая работа.

Наблюдение.

Совместное обсуждение.

Цветовая таблица,

образцы

14.Украшение вязаных изделий. Вышивка  на вязаном полотне.

-подбор ниток, спиц, игл, Т.Б. инструктаж.

Показ образцов.

Практическая работа.

Наблюдение.

Самостоятельная работа.

Схемы вышивок

15. Итоговое занятие подведение итогов по пройденным темам.

Контрольное занятие: зачет

Наблюдение.

Методическое обеспечение 2 года обучения

Название темы

Методы, формы проведения занятий

Контроль

Дидактический материал

1.Вводное занятие

-правила поведения на занятиях в ДДТ

-необходимые для занятий материалы и инструменты.

Техника безопасности.

Беседа-опрос.

Показ образцов

Кроссворд по ТБ

кроссворд

2. Изучение условных обозначений при вязании на спицах.

Беседа, работа с журналами.

Наблюдение. Самостоятельная работа.

Карточки и схемы

3.Вязание сувениров

- подбор спиц, ниток

-оформление работ.

Работа с литературой при подборе

изделий.

Практическая работа.

Совместное обсуждение, выставка, просмотр работ.

журналы по вязанию

4.Выпуклые вязки

-узоры на основе перевития петель.

Показ образцов.

Практическая работа.

Наблюдение.

Образцы узоров, схемы и рабочие тетради

5. Техника вязания носков, пинеток

- пинетки на 2-х

спицах

- носки на 4-х спицах.

Практическая работа.

Совместное обсуждение.

Образцы видов носков и пинеток

6.Сувениры к праздникам

- подбор спиц, ниток

- оформление работ.

Работа с литературой при подборе изделия.

Практическая работа.

Совместное обсуждение.

Выставка, просмотр работ.

Журналы и книги по вязанию сувениров

7. Техника вязания варежек, перчаток

- на 4 спицах.

Беседа.

Практическая работа

Совместное обсуждение на всех этапах изготовления.

Образцы

8. Украшение вязаных изделий (помпоны, кисти, бахрома)

- подбор ниток.

Беседа о применении декоративной отделки в вязаном трикотаже.

Практическая работа.

Совместное обсуждение.

Журналы по вязанию, электронная презентация  «Отделка готового изделия»

9. Вязание шапочки и шарфа.

- подбор спиц, ниток

-выбор рисунка

- оформление работ.

Работа с литературой при подборе изделий.

Практическая работа.

Совместное обсуждение на всех этапах изготовления.

Книги по вязанию шапок, беретов;

образцы

10. Вязание крючком (воздушные петли, столбики  с накидом) Условные обозначения

Рассказ-показ,

практическая работа

Наблюдение

Карточки со схемами

11.Итоговое занятие

- подведение итогов

- награждение лучших учащихся

- анкетирование.

Зачёт по теме.  Поощрение. Чаепитие.

Анкетирование

Бланки тестов

Методическое обеспечение 3 года обучения

Название темы

Методы, формы проведения занятия

Контроль

Дидактический материал

1. Вводное занятие

- правила поведения на занятиях в ДДТ

-инструктаж по ТБ

-необходимые материалы и оборудование.

Беседа – опрос. Рассказ.

Наблюдение.

2. Работа над индивидуальной выкройкой

- снятие мерок

- расчёт петель.

Индивидуальная работа.

Наблюдение, совместное обсуждение.

Выкройки, чертежи

3. Вязание пуловера

- расчёт петель

- подбор спиц, ниток

- оформление работы.

Работа с журналами.

Беседа «О том, что можно считать модным и элегантным».

Совместное обсуждение.

Подборка журналов по вязанию, выкройки

4.Вязание картин-

 - подбор спиц, крючка и  ниток

- оформление работы.

Работа с журналами.

Совместное обсуждение.

Журналы со схемами по вышивке

5. Сувениры

- подбор спиц, ниток

- оформление работы

- коллективная работа.

Работа с литературой по рукоделию.

Наблюдение.

Журналы по вязанию сувениров

6. Воротники.

Показ образцов.

Практическая работа

Совместное обсуждение.

Образцы видов воротников

7.Виды рукавов.

Показ образцов.

Практическая работа

Совместное обсуждение.

Образцы

8. Сборка и тепловая обработка.

Беседа о качестве и составе пряжи

Практическая работа: определение знаков ВТО на мотках пряжи

Совместное обсуждение.

Карточки со знаками ВТО

9. Вязание сувениров

- выбор изделия.

Работа с журналами.

Самостоятельная работа.

Совместное обсуждение.

Журналы по вязанию сувениров

10. Итоговое занятие

- подведение итогов по пройденным материалам.

Тестирование.

Наблюдение.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ  ОСВОЕНИЯ

      СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Критерии

Показатели

Уровень

Методы диагностики

Теоретическая подготовка

1.Освоенность образовательной программы

Низкий уровень (воспитанник овладел менее чем половиной объёма знаний, предусмотренных программой)

Средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более половины)

Высокий уровень (воспитанник освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой)

Наблюдение, тестирование, анкетирование, самостоятельная работа

2.Владение специальной терминологией

Низкий уровень (воспитанник, как правило, избегает употреблять специальные термины)

Средний уровень (воспитанник сочетает специальную терминологию с бытовой)

Высокий  уровень (специальные термины употребляют осознанно и в полном соответствии с их содержанием)

Практическая подготовка

1.Сформированность учебных умений и навыков, предусмотренных программой

Низкий уровень (воспитанник овладел менее чем половиной предусмотренных умений и навыков)

Средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более половины)

Высокий уровень (воспитанник освоил практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой)

Самостоятельная работа

2.Умение пользоваться источниками информации

Низкий уровень (воспитанник испытывает серьёзные затруднения при работе с литературой и с компьютерными источниками информации, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога)

Средний уровень (работает с литературой и компьютерными источниками информации с помощью педагога)

Высокий уровень (работает с литературой и компьютерными источниками информации самостоятельно, не испытывая особых затруднений)

Креативность

Уровень развития творческих способностей

Низкий уровень (воспитанник в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания)

Средний уровень (выполняет в основном задания на основе образца)

Высокий уровень (выполняет творческие задания с элементами творчества)

Творческая работа, тестирование

Перечень информационного обеспечения

Список литературы

  1.  Власова А.А., Карельская  И.Ю., Ефременко Л.В.  Уроки рукоделия. – СПб.: КОРОНА принт, КРИСТАЛЛ, 1988.
  2. «Вяжите сами». - Москва: ФАБР, 1993г.
  3. Грунд-Торпе Х. Нарядные прихватки. Новые идеи. –Москва: Мой мир, 2006.
  4. Донна Кулер. Вяжем пледы. 50 лучших моделей. - Мир книги, 2006 г
  5. Жанне Граф. Вязаная летняя мода. - Издательство НИОЛА-ПРЕСС, 2007г
  6. Ильковская Ю.А. Игрушки своими руками. -  Издательство Мир книги, 2007.
  7. Изора Ваккари Францароли. Вяжем цветы крючком. 20 оригинальных идей. - Контент, 2009г.
  8. Кэррон К.,  Вяжем шапки: супермодные модели. – Москва:  Мир книги, 2007.
  9. Лапушка от 6-12 лет.// Подшивка за 1995-1996 г.
  10. Нестерова Д.В.  Рукоделие: энциклопедия. – Москва, 2007.
  11. Надежда Свеженцева.  Вяжем модные вещи. -   Москва: МИЛЕНА,  2006 г.
  12. Одинец А.А. Вязание и шитьё. – Москва: АСТ-ПРЕСС КНИГА,  2004г.
  13. Столярова А.М.  Вязаные игрушки. – Москва: Культура и традиции, 1997.
  14. Спиридонова  Наталья. Вязаный презент.,Н-Новгород: ООО-Слог, 2012г.
  15. Сабрина: шапки, шарфы, носки.// 2004.
  16. Сандра вязание // 1994 .
  17. Узоры для вязания (более 230 самых актуальных образцов). // burda SPECIAL
  18. Эпштейн Н. 350 способов обвязки края (резинки, рюши, бахрома, выступы, растительные узоры) – Москва: «Мир книги»,  2007г.

Интернет-ресурсы

http://www.passionforum.ru/mailer/s-290-91389

Liveinternet.ru

my-creative.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Художественное вязание"

Образовательная программа ,расчитанная на 2х годичный курс обучения...

Дополнительная образовательная программа "Вязание на спицах"

Дополнительная образовательная программа "Вязание на спицах"...

Дополнительная образовательная программа "Вязание крючком"

Дополнительная образовательная программа "Вязание крючком"...

Образовательная программа кружка "Вязание" ГКС (к) ОУ Дубовская СКОШИ VIII вида

Программа предназначена для коррекционных школ. Содержит всебе 2 модуля, цели и задачи, объяснительную записку, указаны ожидаемые результаты освоения детьми данной программы....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВЯЗАНИЕ»

Актуальность программы обусловлена тем, что она направлена на создание условий для творческой самореализации личности ребенка, развитие мотивации к творчеству и познанию.Программа «Художественно...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...