Инсценировка по мотивам повести В.Н. Крупина Большая жизнь маленького Ванечки
методическая разработка

Шабалина Елена Николаевна

Инсценировка по мотивам повести В.Н. Крупина "Большая жизнь маленького Ванечки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon instsenirovka_po_rasskazam_v.n._krupina.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Инсценировка по мотивам повести В.Н. Крупина

Большая жизнь маленького Ванечки

1

Как бы до лета дожить

      Весна. Ваня сидит дома, потому что, как говорят, он "гулять, как все люди, не умеет", что его одного на улицу нельзя отпускать. Ваня сидит и смотрит в окно. Ему грустно, хочется гулять.

ВАНЯ.   (умоляюще) Бабушка, можно?

БАБУШКА. Ну, куда ты один пойдешь? Ты ведь гулять, как все люди, не умеешь. Опять в грязь залезешь или в лужу упадешь. Вот придет Коля из школы, с ним можно.

ВАНЯ. А с дедушкой?    

 Бабушка молчит.

Ваня идет к дедушке. Дедушка работает в боковой комнате, он столяр.

 ВАНЯ. Дедуль, можно мне на улицу?

 ДЕД. Конечно!

 ВАНЯ. А бабушка не отпускает.

 ДЕД  Тогда, значит, нельзя.

 ВАНЯ А я хочу.

      Дедушка идет к бабушке на переговоры. Ваня и дедушка входят в кухню. Дедушка многозначительно покашливает.

 БАБУШКА. Ага. Сговорились, значит? А кто с ним будет сидеть, когда он простынет?

ДЕД. Я - старый солдат! Будущему мужчине нужна закалка!

БАБУШКА. Ты-то солдат, да внук-то ребенок.

 ДЕД. Почти семь лет! Какой это ребенок? Я в его годы…

 БАБУШКА. Ну, разошелся… Знаем, слышали. Давайте лучше за стол садитесь. Пироги вот достала. Да и щи стынут.

Обоих сажают за стол. И кормят, и кормят. Бабушка ставит на стол пироги, тарелки с супом, наливает компот.

БАБУШКА. Ешьте давайте, солдатики.

Ваня берет ложку, ест суп, громко «швычкает», болтает ногами.

 БАБУШКА. Не чавкай! Да с хлебом ешь! (подает Ване хлеб) И ногами не болтай, сиди спокойно!  ( Дед хмурится. Ваня, откусив хлеб, запивает компотом)

БАБУШКА. Куда компот? Ты еще суп не доел!

ДЕД  Кто такое издевательство выдержит?  (Дедушка бросает ложку и выходит на крыльцо)

ВАНЯ (сердито ) Арбуза хочу!

БАБУШКА. Вот и хорошо, скоро лето, скоро огурцы вырастут, и мед свежий будет. Разрезать огурец, полить медом, будет лучше любого арбуза.

      Приходит из школы старший брат Коля. Его за стол сажать не надо, садится сам. Ест все подряд, и ногами болтает, и говорит с полным ртом, и глотает, не пережевывая пищу. Ему все можно.

КОЛЯ. О, пирожки!  (откусывает пирожок, запивает компотом)  Ой, бабуш, я такой голодный. Шесть уроков было. А потом еще к концерту готовились. 9 мая выступать будем перед ветеранами. Я сегодня на физкультуре быстрее всех стометровку пробежал, и в футбол мы у восьмиклассников выиграли. (Смотрит на часы) Ого! Три часа уже. Пойду уроки учить, вечером снова в футбол играем. (Убегает с полным ртом)

ВАНЯ. Бабушка, почему это Коле все можно: и с полным ртом разговаривать, и компот перед супом пить?

БАБУШКА. Вот пойдешь в школу, узнаешь, как тяжело грамота достается.

     

      Ваня нехотя пьет компот, благодарит за обед и идет во двор. Там дедушка, у него и во дворе мастерская, он делает рамки для ульев. Дедушка дает Ване настоящий рубанок, кладет поверх Ваниных рук свои, и они вместе строгают доску. И Ваня успокаивается. Хорошо с дедушкой.

ВАНЯ. Дедуль, почему это так: все говорят, что я большой, и ничего не разрешают?

ДЕД. Терпи, меня до сих пор твоя бабушка за человека не считает.  Говорит, что я хуже маленького.

ВАНЯ А это хорошо или плохо?

ДЕД. Для меня так хорошо. Я не хочу быть большим, хочу быть маленьким.

ВАНЯ. А я хочу быть большим!

ДЕД.  Будешь!

ВАНЯ. Когда?

ДЕД. Когда вырастешь.

ВАНЯ. А когда вырасту?

ДЕД. Летом. Летом очень быстро растут.

ВАНЯ. (вздохнув) Скорей бы лето.

2

Фамилия

      Сидели, пили чай.

МАМА (оглядев застолье) Редкость какая - вся семья в сборе.

КОЛЯ. (с учебником немецкого) А знаете, как по-немецки будет «семья»? Фамилия.

ВАНЯ. А у нас какая фамилия?

КОЛЯ. Как какая? Ты что, не знаешь? Державины.

ВАНЯ. А вот и нет! У нас, у всех разные фамилии. Мы с дедушкой строгали доски, были Плотниковы. А бабушка вязала носки, она была Вязалкина. А теперь дедушка будет читать газету, он будет Газеткин. А Коля Учебников и Батарейкин.

      Все засмеялись

МАМА. Ванюша, а какая же у меня фамилия?

ВАНЯ.  Ты была Кухонькина, а на работе Коровкина. А папа - Работников. А Лена просто Дочкина и Внучкина.

ЛЕНА. Так и ты Внучкин.

ВАНЯ. Нет, я же Игрушкин. Я же играю. Днем же я играл. Был Самокатов, а бабушка была Тыквина и Морковкина.

КОЛЯ. Хитрый! Значит, когда ты у меня в тетради домик нарисовал, это не ты рисовал, а Карандашин?

ВАНЯ. Да, это не я, а он.

КОЛЯ.  Но где мне его увидеть, мне надо ему уши надрать. Где он?

Ваня убегает от него.

ДЕД (откладывая газету) Давай посчитаем, Иванушка, сколько у меня фамилий набролось  за день. С утра я был Пчеловодов.

ВАНЯ. Ага. Потом дрова колол, значит – Топоров и  Дровосеков.

ДЕД. Еще в печи глиной щели замазывал – выходит,  был  Печников, землю копал был Землекопов, Лопатов, Глинин.

ЛЕНА. Дедушка, а еще ты был сегодня Столяровым.

БАБУШКА. Еще Водоносовым, потом - Скотининым, за скотиной ходил.

ДЕД.  Тогда уж не Скотинин, а по отдельности: Овечкин, Свиньин, Петухов, Курочкин, Гусев, Уткин...

ВАНЯ. Теперь давайте папины фамилии считать: Тракторов, Комбайнов…

ПАПА. Гайкин, Винтиков, Шурупов…

КОЛЯ.  Прицепин, Фрезеровщиков,...

ПАПА. Правильно, Коля, еще Сварщиков, Ременников.

ЛЕНА (показывая косы) А я была Ленточкина.

ВАНЯ. (подает ей куклу) …и Куколкина, Юбочкина и Тряпочкина

МАМА. Я думаю, что больше всех фамилий наберется у бабушки: Печкина, Вьюшкина, Заслонкина, Ухватова, Сковородникова, Чугунова, Пирогова, Горшкова, Ведерникова, Огнева, Загнетина...

ВАНЯ. Это если она в кухне только. А если во двор выйти, в сени даже: Поленова, Рукомойникова, Банникова.

БАБУШКА. Да уж всех моих забот не перечесть.

ЛЕНА зевает, трет глаза

ВАНЯ. Э, сестрица Аленушка, да ты ведь стала Сонькина.

МАМА. Да и тебе, братец Иванушка, в постель пора.

ВАНЯ.  Ага. Скоро мы все Засыпайкиными станем.

3

Нынешний хлеб

Папа принес маленький мешочек муки. Бабушка встречает его улыбкой.

ПАПА. К тебе, дорогая наша мастерица, пришел я как член правления колхоза. Потому как лучше тебя хлеба никто не испечет, то просим уважить, испечь каравай. А подарен он будет лучшему работнику на празднике последнего снопа, на дожинках. А из остаточков ребятишкам лепешек испеки.

Дед и мама подошли к мешочку. Взяли по щепотке муки, рассматривают, вдыхают запах.

МАМА. Хорошая мука.

ДЕД. Да, славный нынче урожай.

ЛЕНА. Мука как мука. Чего в ней особенного?

ВАНЯ. Не знаю. У нас муки вон полная кадушка стоит.

БАБУШКА. (приносит кадушку, ставит рядом). Смотрите. Тоже хорошая мука, тоже пшеничная, но немножко как-то осунулась, немножко цвет и запах потеряла, сселась. Эта, нынешняя, смотрите, белая, пышная, душистая… Да что я, сейчас сами все поймете. Ну-ка, воды! Ну-ка, дров!

Занавес.

Бабушка хлопочет у печки. Снимает со сковороды лепешки.

БАБУШКА. До чего ж ты, наша печка-матушка, хороша да тепла, да как я без тебя за лето соскучилась! И все-то в тебе быстро варится-парится, и всю-то ты хворь-заразу вытягиваешь.

Мама с Леной накрывают на стол. Ставят мед, сметану, варенье, топленое масло, молоко. Бабушка ставит тарелку с лепешками. Все садятся за стол.

ДЕД. Товарищи внуки, макните каждый лепешкой в масло. Я погляжу, кто какой стороной будет макать.

Внуки недоуменно оглядели свои лепешки и стали макать их в масло.

ВАНЯ. А какой стороной лучше макать, дедушка?

ДЕД. Э-э, вы все наугад макаете. А вот раньше в этом разбирались. Для экономии который гость поскромнее – мазали верхнюю, гладкую сторону. А кто пожаднее, тот мазал нижнюю, шероховатую. Она пористая, масло впитывает.

БАБУШКА. Чего вспомнил! Ещё эту сторону называли рябой, подовой.

ДЕД. По-фронтовому сказать – тыловая.

БАБУШКА. Кушайте заугоду. Сейчас что на это смотреть.

ВАНЯ. Ох, я бы ещё сто штук съел. Да не могу больше.

ЛЕНА. Очень вкусно, бабушка. И я бы съела ещё, да сил нет.

КОЛЯ. Я тоже наелся до отвала.

БАБУШКА. Ну, теперь поняли разницу?   Разве бы вы из другой муки столько съели, да с такой скоростью?

Бабушка приносит каравай.

БАБУШКА. А вот и каравай-батюшка.

ВАНЯ. Как пахнет вкусно.

ЛЕНА. И какой красивый, румяный.

ДЕД. Да, первый хлеб самый духовитый, самый вкусный. Ну-ка, внучата, давайте корзинку, сейчас мы с вами эту красоту в правление понесем.

4

Встреча с героем

Ваня отрывает от календаря листок- 31 авг. Смотрит на улицу. Вздыхает.

ВАНЯ. Скорей бы уже завтра наступило. Бабушка, а ты школьную форму погладила?

БАБУШКА. Да погладила-погладила. И ботинки твои дед до блеска начистил.

ВАНЯ. А портфель? (приносит ранец) Азбука, так, вот она. Букварь… Резинка, линейка, карандаши, а еще что? Коля! Что ещё?

КОЛЯ. Мы с тобой тысячу раз уже все проверили. Так, Ваня, хватит! Еще раз к ранцу прикоснешься, получишь (уносит портфель).

Ваня грустно вздыхает, садится на стул. Потом убегает, приносит форму. Разглядывает. Натирает пуговицы. Входит мама.

МАМА. Ванечка, давай повесим форму в шкаф, и пойдем ужинать. Потом сделаем букет для учительницы и ляжем спать. Завтра рано вставать.

ВАНЯ. Ой, мамочка, скорей бы завтра. Я сегодня вообще не усну. Вдруг просплю и в школу опоздаю!

МАМА. Не волнуйся, Иванушка, я тебя разбужу.

Занавес

Урок. Дети сидят за партами. Ваня вертится.

УЧИТЕЛЬНИЦА. Здравствуйте, ребята. Мы начнем с того, что научимся правильно сидеть.

ВАНЯ (удивленно) Мы же сидим.

УЧИТЕЛЬНИЦА. Вот как раз ты, Державин, совсем не умеешь сидеть.

(Ваня втянул голову в плечи)

УЧИТЕЛЬНИЦА. Итак, ребята. Спину надо держать прямо, чтобы была красивая осанка. Поставьте локоть на парту и щекой обопритесь на ладонь. На таком расстоянии от парты надо держать голову, чтобы не было близорукости.

(Ребята выполняют все, что говорит учительница)

УЧИТЕЛЬНИЦА (проходит по классу)  Хорошо. Молодцы. Сегодня у нас необычный урок. К нам придет мой бывший ученик. Ваня, поправь воротничок. Этот ученик самый знаменитый механизатор в районе и области. Он заочно учился, а теперь отвечает в нашем совхозе за всю технику.

В класс вошел отец Вани.

ВАНЯ (соседу по парте) Папа? Почему он так рано? Ведь у нас же еще урок.

УЧИТЕЛЬНИЦА. Ребята, у нас дорогой гость, Сергей Николаевич Державин, знатный механизатор, главный инженер нашего совхоза.

Ребята захлопали. Многие посмотрели на Ваню.

ОТЕЦ. Вы, ребята, извините, что я переодеться не успел. И вы, Тамара Михайловна, по старой дружбе на меня не сердитесь. Сами знаете, какая пора.

УЧИТЕЛЬНИЦА. Сергей Николаевич, расскажите о себе, о своей работе. Вы всегда хотели стать хлеборобом.

ОТЕЦ. Нет, ребята, в детстве я мечтал стать морским летчиком. Очень любил читать книги о путешествиях, о морских сражениях, об авиации. Любовь к чтению прививала нам наша, а теперь и ваша учительница Тамара Михайловна. Помните, Тамара Михайловна, школа наша была тогда маленькая и топилась дровами.

УЧИТЕЛЬНИЦА. Помню, Сережа. Помню, как вы, ученики, сами эти дрова пилили и кололи. Как много вы трудились, помогая родителям, в поле.  

ОТЕЦ. Да, и когда я служил в армии, все еще хотел стать летчиком. Но судьба распорядилась иначе. Вернувшись домой, я познакомился с очаровательной девушкой, своей будущей женой и Ваниной мамой. Вместе мы решили жить в родном поселке, работать здесь, на своей земле. Приходилось трудно. Днем я работал на тракторе, потом на комбайне, а вечерами учился. Вы знаете, ребята, от своих родителей как нелегко достается хлеб. Видите, как хлеборобы по ночам пашут, в пыли, в грязи, земля на зубах хрустит. Да еще надо вырастить. А если сплошь дожди или, наоборот, засуха? А сжать, обмолотить, просушить, провеять, смолоть в муку, это сколько работы? А хлеб испечь? Да ведь на все про все умение, и время, и руки, - труд какой огромный!

Вот  вы, ребята, я уверен, не бросите хлеб на землю. Это я даже не знаю, с чем сравнить. Не бросите?

РЕБЯТА. Нет!

ОТЕЦ. А вообще мне даже вам не передать, как это нужно – хлеб. Вот идет уборка, механизаторы, да и вообще все, занятые уборкой, недосыпают, недоедают, с ног валятся от усталости…Вы думаете, они делают это только ради заработка? Нет, уверяю вас. Такая бывает радость, что твой хлеб пришел к людям, в магазин, в детский сад к ребятишкам, к вам в школу, в столовую. Придет уставший человек, отведает нашего хлеба, да не просто, а с душой, со старанием убранного, и силы у него появятся. И можно дольше жить: учиться, работать, в армии служить – словом, полезным быть Отечеству.

Ваня волнуется. Щеки его горят. Он гордо оглядывает класс – вот какой у него папа!

ОТЕЦ. Для вашего класса, ребята, я принес подарок.

Он вышел и вернулся со снопом желтой ржи.

УЧИТЕЛЬНИЦА. Большое вам спасибо за рассказ, Сергей Николаевич, и за подарок. Мы его вот сюда поставим, в красный угол. В благодарность за ваш нелегкий самоотверженный труд примите от нас вот этот букет.

Ученица дарит букет Отцу.

ОТЕЦ. Спасибо, ребята. Только, куда же я с цветами. Мне ведь обратно в поле сейчас.

УЧИТЕЛЬНИЦА. Тогда пусть, Сергей Николаевич, отнесет эти цветы ваш сын, Иван Сергеевич.

УЧИТЕЛЬНИЦА захлопала в ладоши, ребята поддержали. Ваня, волнуясь, подошел к отцу, взял у него цветы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 5 классе по литературе "Зорко одно лишь сердце" по повести А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

Открытый урок в 5 классе. "Зорко одно лишь сердце". Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц"...

Инсценировка по мотивам сказки "Теремок" для 2 класса

Данный материал можно использовать для подготовки внеклассного мероприятия во 2 классе. Он позволяет закрепить лексику по темам "животные", "цвета", а также элементарные разговорные фразы. Работа с ин...

The Donkey’s favourite season. (инсценировка по мотивам одноимённой сказки из учебника М.З. Биболетовой «EnjoyEnglish»для 4класса)

Используя английские песенки и простые атрибуты, можно превратить сказку в спектакль....

Сценарий мультфильма по мотивам сказки Антуана де Сент-Экзюпири «Маленький принц».

Звучит тихая, спокойная музыка.Маленький принц прилетел с крохотной планеты, которая называется астероид В-612…Маленький принц:Я маленький принц , вы слышали обо мне? Путешествуя по разным планетам я ...

Викторина для 6-7 классов по сказке-повести Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

Творческое задание для учеников.Цель:- Запоминание текста и главных героев;- Поиск цитат, которые сформировывают воображение ученика;- Развитие фантазии;- Предложение альтернативного конца, который уч...

Инсценировка по мотивам славянской сказки "Маменькина дочка"

Инсценировка  по мотивам славянской сказки "Маменькина дочка" с звуковым оформлением...