Весь мир сквозь танец
статья

Князева Елена Витальевна

Развитие ребенка посредством знакомства с танцевальной и музыкальной культурой разных стран и народов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Весь мир сквозь танец51 КБ

Предварительный просмотр:

Лицей - это живой организм, где все процессы происходят во взаимодействии и неотделимы друг от друга. Так и воспитательная программа продолжает то, что закладывают учителя на своих уроках, а результаты воспитательной программы оказывают позитивное воздействие на учебный процесс...

В нашем лицее уже несколько лет реализуется программа «Мы вместе».

Актуальность программы заключается в том простом и неоспоримом тезисе, что будущее страны и благополучие каждого из нас зависит от тех ребят, которые, примеряя на себя различные модели социального поведения, шагнув в завтрашний день, станут определять политику, экономику, стратегию развития государства и власти и отношения к людям.

Современное общество четко заявляет о необходимости формирования у подрастающего поколения России уважительного отношения к представителям других народов.

Толерантность должна пониматься не просто как терпимое отношение к чему-то иному, отличающемуся от привычного нам. Толерантность предполагает не только понимание, но и принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны. При этом каждый этнос уникален и неповторим

Программа «Мы вместе!» позволяет раскрыть перед ребенком целый пласт неведомой ему культуры других наций, поможет прочувствовать ценность отношений между государствами, и научит адекватно воспринимать людей, отличающихся от него цветом кожи, языком или вероисповеданием.

Название «Мы вместе!» наиболее полно соответствует принципам реализуемой деятельности: «вариативность, реактивность, творчество», соответствует полету детской фантазии, свободолюбию подростка, переменам, связанным с формированием активного социального сознания и взросления, познавательному стремлению ребенка и подростка преобразующего общество вокруг себя.

Вместе – это в месте, где мы живем, где всегда тепло и уютно;

Вместе – это вместе, в одном классе, в одном лицее;

Вместе – это в одной семье, обществе, стране, Мире;

Когда мы говорим «вместе» - мы идем от малого к большому, от частного к общему, от единицы к целостному восприятию окружающего мира, начало которого в каждом из нас

Подробно на самой программе я останавливаться сегодня не буду, а затрону лишь только ту ее часть, где она соприкасается с миром танца.

В духовной культуре человечества танец занимает своё особое значимое место. Являясь одним из самых древних видов искусства, появившись с рождением человечества, танец всегда неразрывно связан с жизнью. Уже в наскальных рисунках, созданных несколько тысячелетий тому назад, встречаются изображения пляшущих людей. «Танец возник тогда, когда искусство, выраженное в движении и жесте, подчинилось ритму и музыке». Танцы первобытных людей сменили сценические танцы древних греков и римлян, затем «хороводы»

Изменялось общество - изменялось и танцевальное искусство. XX век принёс с собой новую, более сложную технику, новые специальности, и новое отношение к хореографическому искусству. Танец стал больше, чем красивое зрелищное представление. На данном этапе развития танец раскрывает духовно-нравственный потенциал человека, его способность ценить красоту, совершенство мира природы и гармонично взаимодействовать с ним. «В танце есть элемент и легенды и жизни, Танец есть мост, перекинутый из нашей обыденной жизни к воздушным замкам свободного творчества. И, именно, потому, что в танце есть нечто от искусства, и нечто от жизни, в нём должна раскрываться та таинственная связь, которая сковывает творчество жизни со свободным творчеством...»

Каждая народность хранит свое танцевальное наследие, отображающее его обычаи и традиции. Невозможно найти народ, у которого не было бы своих танцев. В танцах заключается особенность культуры народа. Все традиции, обряды, верования и желания людей находят своё выражение в языке жестов и движений. Ни один народ не сидел на месте всю историю своего существования, они постоянно перемещались, смешивались, обменивались культурным опытом, и это также нашло свое отражение в особенностях танца.

Танец прошёл через всю историю человечества, оставаясь значимым элементом общественной жизни. Танец всегда являлся и является универсальным языком общения между разными нациями. Этот язык понятен всем и без слов, так как на нём общалось всю свою историю всё человечество.

Воспитание толерантности необходимо начинать с раннего возраста, ведь так здорово видеть, когда дети разной национальности могут спокойно вместе жить, общаться, дружить.

Данная комплексная программа реализует основные идеи и цели системы дополнительного образования детей:

  • развитие мотивации детей к познанию и творчеству;
  • содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации в современном динамическом обществе;
  • приобщение подрастающего поколения к ценностям мировой культуры и искусству;
  • сохранение и охрана здоровья детей.

На проводимых занятиях по ритмике идет базовое ознакомление детей с национальными танцами разных народов, с их обычаями, костюмами и музыкальными композициями.

Цель занятий:

Развитие ребенка посредством знакомства с танцевальной и музыкальной культурой разных стран и народов.

Задачи:

1. Развитие социально-нравственных качеств личности:

— учить понимать особенности танцевального языка разных стран и народов;

— вызывать яркий эмоциональный отклик на исполняемые танцевальные этюды;

— воспитывать через танцы и музыку разных стран и народов дружелюбные отношения между людьми независимо от их национальности;

— воспитывать у детей интерес и уважение к музыкальной культуре разных стран и народов;

— воспитывать умение вести себя в группе сверстников во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

2. Развитие музыкальности:

— развитие способностей воспринимать музыку, т. е. чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;

— развитие специальных музыкальных способностей:

музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;

— развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;

— развитие музыкальной памяти.

3. Развитие двигательных качеств и умений:

— развитие ловкости, точности, координации движений;

— развитие гибкости и пластичности;

— воспитание выносливости, развитие силы;

— формирование правильной осанки, красивой походки;

— развитие умения ориентироваться в пространстве;

— обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

4. Развитие и тренировка психических процессов:

— развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;

— тренировка подвижности, (лабильности) нервных процессов;

— развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления через постановку ритмических этюдов танцев, игр.

Так как каждый класс изначально выбирает себе страну, то план составляется индивидуально для каждого класса. Начинаем знакомство на занятиях именно с этой страны, так как они представляют ее на открытии программы. И конечно все хотят станцевать танец.

На первом занятии «Эта удивительная страна - …» основными приемами работы являются:

— показ детям слайд-шоу об особенностях страны (континента, региона страны, природы, людях, символах национальной культуры);

— рассматривание музыкальных инструментов, прослушивание народной музыки или музыки по народно-этническим мотивам;

— рассматривание народных костюмов, обсуждение взаимосвязи покроя (деталей, общего вида, материала) с особенностями природы, музыки, танцевальных движений.

- показ основных движений

Игры долгие годы остаются главным и любимым занятием всех детей. Правильно используя игры можно многого добиться в воспитании детей. Ребенок моделирует в игре свои отношения с окружающим миром, проигрывает различные ситуации - в одних он лидирует, в других подчиняется, в-третьих осуществляет совместную деятельность с другими детьми и взрослыми. В игре происходит рефлексирование, самореализация, обучающийся принимает решение, за которое он в ответе, игра предполагает творческое начало, - Раздел «Поиграем-пошалим» включён во все года обучения.

На первом году обучения, когда складываются межличностные отношения и система ценностей в коллективе, главные идеи и основы эффективности танцевальной деятельности воспитанников достигаются через игровые технологии. Игра используется как метод обучения развития и воспитания. Роль игр на 2, 3 и 4 годах обучение видоизменяется в зависимости от возраста, творческих способностей детей и хореографической подготовки.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

1. Эмоциональное развитие:

уметь выражать эмоции (разнообразные по характеру настроения) в танцах народов мира;

уметь изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения — по фразам;

2. Развитие социально-нравственных качеств личности:

уметь чувствовать, переживать, воспринимая музыкальный образ, настроение, во время исполнения какого либо национального танца, выражая это в пластике движений;

соблюдать правила поведения (в т. ч. мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить её на место);

сотрудничество и сотворчество в коллективе: (уметь исполнять изученные танцы народов мира, определять на слух музыкальные произведения того или

иного народа, делиться своим танцевальным опытом с коллективом).

3. Приобщение к культуре разных стран и этносов

проявляет интерес к национальному разнообразию людей своей страны и мира, стремление к знакомству с их культурой;

— понимает и обсуждает различия и сходства народной культуры разных этносов на основе ознакомления с особенностями музыкальной культуры (музыкальные инструменты, характерные ритмы, танцевальные движения)

— с удовольствием участвует в разных видах деятельности на материале народной музыкальной и танцевальной культуры.

4. Развитие музыкальности:

— уметь двигаться под незнакомую музыку;

— узнавать знакомые музыкальные произведения и их композиторов;

— уметь выражать в движении характер музыки и её настроение, передавая как контрасты, так и оттенки настроений в звучании;

— уметь передавать основные средства музыкальной выразительности: разнообразный темп, а так же ускорения и замедления, динамику (усиление и уменьшение звучания); регистр (высокий, средний, низкий); метроритм (разнообразный, в том числе и синкопы); различать 2–3-частную форму произведения (с малоконтрастными по характеру частями), а так же вариации;

— различать жанр музыкального произведения — плясовая, вальс, полька, старинный и современный танец, марш, разный по характеру, и выражать это в соответствующих движениях;

— уметь правильно пользоваться простейшими музыкальными терминами: ритм, темп.

5. Развитие двигательных качеств и умений:

— уметь передавать в пластике музыкальный образ, соответствующий стилю того или иного народного танца: Русского, Испанского, Китайского, Восточного, Африканского, Греческого, Бразильского; Индийского

— уметь пользоваться атрибутами в танцах: веера, бубны, кастаньеты, помпоны, ленты, платки.

Основные движения:

— ходьба (бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, «с каблучка», вперед и назад «спиной», с высоким подниманием колена «высокий шаг», ходьба «гусиным» шагом, с ускорением и замедлением);

— бег (легкий, ритмичный, передающий различный образ, а так же высокий, широкий, острый, пружинящий);

— прыжковые движения (на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижениями вперед, различные виды галопа «прямой, боковой», поскок «легкий» и «сильный», на скакалке и др.

Общеразвивающие упражнения:

— уметь выполнять упражнения на гибкость, плавность

движений;

— уметь передавать динамику настроения (обида, радость, страх, гордость и т. д.);

— плясовые движения (элементы плясок различных народов мира, доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных ритмических танцев, а так же разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды движения, переменный шаг, шаг с притопом, различные «ковырялочки» и «дроби», вальсовый шаг, шаг «танго», шаг польки, и др.).

6. Развитие и умение ориентироваться в пространстве:

— Самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в и несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций («змейка», «воротники», «спираль» и др.);

— самостоятельно выполнять перестроения и уметь их моделировать на плоскости листа бумаги, интерактивной доске и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный материал к занятию по теме: "Танец живота - танец здоровья" с презентацией

Для большинства людей танец живота - просто очень красивый экзотический восточный танец . Однако оказывается, он не только несет в себе эстетическую и духовную составляющие, но и необычайно полезен дл...

Венок - знахарь души в живописи. Цветы в народном венке.

William-Adolphe...  Анна Виноградов...  Анатолий Климен...  Алексей Шалаев ...  Анна Виноградов...  Анна Виноградов...  Анна Полубоярин...  Анна Виноградов... ...

ТАНЕЦ И ПЕСНЯ-ТАНЕЦ, КАК «МОСТИК» В ОПЕРУ И БАЛЕТ

Данный материал поможет учителям начальных классов дать представление о балете и опере...

сценарий посвящённый ко дню танца 29 апреля "Танец сквозь века"

Своеобразной формой отчета перед родителями является открытое занятие. И чем интереснее оно будет построено, тем с большим старанием и ответственностью отнесутся к его подготовке дети и родители. Разр...

Мастер-класс «Я – весь из боли, я – весь из крика…» Петр Яковлевич Потапенко. Человек. Гражданин. Поэт.»

Мастер-класс представляет собой литературно-исследовательский творческий проект "Составление словесного литературного портрета поэта Петра Яковлевича Потапенко". Дидактические цели проекта:1. Сфо...

Жизнь – это танец… Танец – это жизнь…

Жизнь – это танец… Танец – это жизнь… Журнал «Коррекционное, дополнительное и профессиональное образование» (Дополнительное образование. Разное)...

Пантомима. Занятие для учащихся младших групп по программам "Ритмика и танец" и "Детский танец"

Пантомимические движения возникают и в жизни и на сцене всегда непроизвольно. Они выражают эмоциональное содержание действия в каждый момент сценической жизни. Пантомимические движения по-разному проя...