РАБОТА В «SCRATCH» КАК ФАКТОР, СПОСОБСТВУЮЩИЙ ФОРМИРОВАНИЮ У ШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
статья (5 класс) по теме

Способ создания условий для формирования у школьников представлений об информационной безопасности

Скачать:


Предварительный просмотр:

А.В. Трефилова, ФГБОУ ВПО «ГГПИ им. В.Г. Короленко» (г. Глазов)

РАБОТА В «SCRATCH» КАК ФАКТОР, СПОСОБСТВУЮЩИЙ ФОРМИРОВАНИЮ У ШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Современное состояние информационного пространства можно определить как источник угроз информационной безопасности школьников, однозначно рассматривать Интернет как благоприятную образовательную среду нельзя, так как при развитии глобального процесса информатизации общества пропорционально возрастает уязвимость личных, общественных и государственных информационных ресурсов.  Чрезмерное использование сети Интернет может привести к негативным последствиям, информация, представленная в сети, часто агрессивна и бессистемна, может носить асоциальный характер, влиять на психическое развитие и социально-нравственные ориентиры учащихся.

Опасность влияния средств массовой информации, проблема отбора качественной и достоверной информации, столкновение с виртуальной реальностью, отсутствие цензуры являются не только социальной,  психологической,  но и педагогической проблемой информационной безопасности личности школьника, т.к. зависят от уровня образованности, информационной и культурной компетентности  людей, их готовности  к саморазвитию и самореализации в обществе. Поэтому задача формирования у учащихся метапредметных умений безопасной работы с информацией,  готовности и способности регулировать информационные угрозы в настоящий момент особенно актуальна. Таким образом, актуализация информационной безопасности школьников свидетельствует об актуальности данного педагогического исследования, обеспечение информационной безопасности и воспитание информационной культуры должно быть приоритетным направлением работы современной образовательной организации.

Под угрозой информационной безопасности понимают потенциально возможное событие, действие, процесс или явление, которое может привести к нанесению ущерба чьим-либо интересам.

В результате проведения теоретического анализа литературы по изучаемому вопросу [1, 2, 3, 5] выявлено, что информационная безопасность человека подразумевает исключение опасностей в процессе информирования, формирование информационной безопасности связано с воспитанием умения адекватно реагировать на поступающую информацию, избавляться от импульсивных, непродуманных поступков, прогнозируя ситуацию и учитывая возможные последствия работы и общения в информационной среде.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что для успешной  и безопасной работы с информацией, в частности при использовании сети Интернет, необходимы знания правовых, этических норм, возможных угроз и способов их преодоления.

Также было выявлено, что действия, направленные на формирование у школьников представлений о необходимости обеспечения информационной безопасности, знаний о факторах риска и способах обеспечения информационной безопасности, и, следовательно, на рациональное использование компьютеров в повседневной жизни, целесообразно осуществлять, внедряя в образовательный процесс в рамках внеурочной деятельности и факультативных занятий.

Решение проблемы информационной безопасности в образовательном пространстве возможно посредством создания необходимых педагогических условий, включающих в себя реализацию курса «Основы программирования в «Scratch». «Scratch» - это визуальная объектно-ориентированная среда программирования, основными компонентами программы являются объекты-спрайты, их главные параметры: графическое представление и сценарий-скрипт. Для редактирования внешнего вида спрайтов встроен графический редактор.

Для разработки содержательной модели курса были рассмотрены и приведены в систему возможные риски и угрозы сети Интернет.

Констатирующий курс, разработанный нами, включает в себя занятия, направленные, как на знакомство с алгоритмами и программированием, так и на знакомство с информационными угрозами, сопоставимыми с опасностями реального мира. Содержание программы отобрано в соответствии с возможностями и способностями  учащихся  5-х классов. На реализацию программы отводится 1 час в неделю (одно занятие в неделю по 45 мин), всего 34 часа в год в 5 классе.

Программа реализуется на основе таких принципов, как обучение в активной познавательной деятельности. Все темы учащиеся изучают на практике, выполняя различные творческие задания, общаясь в парах и группах друг с другом. Такой принцип, как индивидуальное обучение, предполагает, что обучение работе на компьютере дает возможность организовать деятельность учащихся с индивидуальной скоростью и в индивидуальном объеме. Данный принцип реализован через организацию практикума по освоению навыков работы на компьютере. Не остается незатронутым и принцип природосообразности, так как основной вид деятельности школьников – игра, через нее дети познают окружающий мир, поэтому в занятия включены игровые элементы, способствующие успешному освоению курса.

Для формирования у обучающихся представлений об информационной безопасности, умения адекватно реагировать на поступающую информацию, прогнозируя ситуацию и учитывая возможные последствия, выявлять и идентифицировать угрозы информационного воздействия и противостоять им требуется 6-7 занятий посвятить знакомству с информационными угрозами и способами борьбы с ними. Предлагаемый курс «Основы программирования в «Scratch» содержит в себе отсутствующие в программах информатики и ОБЖ аспекты по формированию представлений об информационной безопасности, включает метапредметные знания, способствует формированию медиаграмотности, алгоритмического и критического мышления.

В основу каждого занятия положен процесс визуализации информации посредством создания зрительных образов, отражающих суть понятий информационной безопасности. Использование визуальных образов, интерактивных приложений позволяет реалистично, но при этом в адаптированной для школьников наглядной форме с элементами игры облегчить понимание, усвоение и активное применение детьми знаний.

Программа предполагает подробный разбор информационных угроз и способов борьбы с ними, анализ продуктов средств массовой информации на уровне, соответствующем психофизиологическим возможностям младших школьников. Все это делает разработку предлагаемого курса обоснованной и перспективной.

Практическая работа обучающихся осуществляется в программе «Scratch», возможности которой позволяют создавать мультфильмы, интерактивные истории, игры, что и должны сделать обучающиеся в качестве зачетного продукта. Сюжеты игр и мультфильмов включают информирование о возможных рисках использования сети Интернет, путях защиты от сетевых угроз, советы по использованию возможностей  Глобальной сети для образования, развития, общения и досуга. Предполагается, что созданные обучающимися в результате освоения курса проекты будут активно использоваться в целях формирования представлений об информационной безопасности у младших школьников в рамках воспитательной работы в образовательной организации.

Занятия курса готовят обучающихся к более успешному усвоению базового и профильного курса «Информатика и ИКТ»  в старших классах. Полученные знания и умения будут содействовать развитию мышления и формированию информационной культуры, приобретению школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности.

Этап эксперимента реализуется в образовательной организации с целью подтверждения закономерностей формирования представлений об информационной безопасности у младших школьников. Промежуточные результаты эксперимента позволяют сделать следующие выводы:

– разработанный курс позволяет повысить познавательную активность учащихся, их мотивацию к изучению учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» и информационных ресурсов;

– курс способствует формированию представлений об информационной безопасности, избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственному отношению к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

– в ходе изучения курса обучающиеся получают знания, учатся видеть проблемы и решать их, учатся планировать, прогнозировать и интерпретировать результат, корректировать, оценивать качество решения учебно-познавательной задачи. Школьники учатся грамотно структурировать и визуализировать информацию, осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта.

Таким образом, в результате освоения курса для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, включая умения противостоять информационным угрозам.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты / Г.В. Грачев. – М.: РАГС, 1998 - 125 с.
  2. Камалов Р.Р. Реализация проекта формирования представлений об информационной безопасности у родителей будущих первоклассников на уровне муниципальной системы образования // Информатика и образование, №5,  2012, - с. 54-58.
  3. Малых Т.А. Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Иркутск: Иркут. гос. пед. ун-т 2008. – 23 с.
  4. Патаракин Е. Учимся готовить в Скретч. Версия 2.0
  5. Саттарова Н.И. Информационная безопасность школьников в образовательном учреждении: Дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. — СПб., 2003. – 215 с.
  6. Официальный сайт проекта «Scratch» – Режим доступа: http://scratch.mit.edu/ Дата обращения: 19.08.2013

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение факторов способствующих развитию близорукости у школьников

Изучение факторов способствующих развитию близорукости у школьников...

Работа с учебной книгой, как способ формирования информационной культуры школьников на уроке биологии

Работа с учебной книгой, как способ формирования информационной культуры школьников на уроке биологии...

выступление на семинаре со статьей «Работа с учебной литературой как способ формирования информационной культуры школьников»

Выступление на районном семинаре со статьей «Работа с учебной литературой как способ формирования информационной культуры школьников», где я делюсь своим опытом работы в общеобразовательном учреждении...

Доклад "Интеграция изобразительного искусства и информационных технологий как фактор творческого развития личности школьника"

В условиях модернизации системы школьного образования одной из актуальных задач, диктуемых социальным заказом общества, является развитие творческих способностей ребенка. Действенным средством решения...

«Опыт по использованию эффективных форм работы, способствующих формированию успешной личности школьника в условиях внедрения ФГОС»

laquo;Опыт по использованию эффективных форм работы, способствующих формированию успешной личности школьника в условиях внедрения ФГОС» как подобрать нужные средства для организации уроков...

Мастер-класс для родительского сообщества "Безопасный интернет: факторы, способствующие определить психологическое состояние подростка"

Мы никогда не могли подумать, что воспитание ребенка будет сопряжено с опасностями, таящимися в Интернете. В повседневной жизни интернет используется как для поиска информации, так и для общения и ра...

Формирование функциональной грамотности и информационной безопасности обучающихся в соответствии с обновленными ФГОС

Формирование функциональной грамотности и информационной безопасности обучающихся в соответствии с обновленными ФГОС...