СТИМУЛИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С НАЧИНАЮЩИМИ ПИАНИСТАМИ
статья на тему

Ковалева Елена Владимировна

Об использовании в моей  практике музыкально-педагогической системы и "Школы игры на фортепиано" Наоюки и Рут Танеда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ковалева Е. В.

Преподаватель  по классу фортепиано

                                                  высшей квалификационной категории

                                     НРБОУДОД «Детская школа     искусств№1»

                                           с.п.Салым, Нефтеюганский район, ХМАО

                                                                                                           Россия

Стимулирование творческой деятельности

в работе с начинающими пианистами

«…Все, чему мы хотим научить,

 следует не диктовать, а совместно

 как бы заново открывать, включая

 ученика в активную работу»

Е. М. Тимакин

  В современной музыкально-педагогической литературе существует много новых пособий для обучения начинающих пианистов. Среди них – методика Наоюки и Рут Танеда, которая нашла широкое применение в Германии. В России она стала внедряться в педагогическую практику с 2004 года благодаря  переводу на русский язык Г.И.Добровольской

(г. Новосибирск).

     Преподаватели-музыканты по-разному относятся к данной музыкально-педагогической системе: кто-то её принимает, а кто-то не принимает.   В своей педагогической деятельности пользуюсь элементами этой методики в работе с детьми шести-семи летнего возраста уже 7 лет и могу сказать, что она действительно способствует развитию музыкального слуха и значительно облегчает детям первоначальный процесс  игры по нотам. Применение методики Танеда – это ключ к радостному общению ребенка с музыкой, к естественному, без применения «силовых» методов освоению нотной грамоты и приобретению навыков чтения нот с листа. Данная система направлена на стимулирование самостоятельной творческой деятельности ребенка и её  можно с успехом адаптировать для занятий с детьми младшего школьного возраста (Наоюки и Рут Танеда разработали свою систему для занятий с малышами от трех лет).

   Наоюки Танеда – пианист, профессор консерватории в Карлсруэ. Наряду с обширной международной концертной деятельностью он руководит фортепианными мастер-классами и работает в области детской фортепианной педагогики.

  Рут Танеда – учительница музыки в гимназии в Карлсруэ. Вместе с Наоюки Танеда она разработала музыкально-педагогическую систему и школу игры на фортепиано «Мы слушаем и играем» и работает по ним с 1984 года с большим успехом.

  Танеда предлагают новый метод раннего инструментального обучения. Они доказывают, что, используя как средство информации цветные ноты, можно развить у маленьких детей абсолютный слух и музыкальные способности.

Авторы пособия подчеркивают, что для успешной работы с детьми «преподаватель должен соблюдать следующие условия:

  • Создание тесного и эмоционально положительного контакта с ребенком.
  • Интерес к детской личности в целом, а не только к учебным достижениям.
  • Хороший контакт с родителями, готовность к диалогу и совместным усилиям для создания соответствующих обучению условий».

Данная школа игры на фортепиано включает в себя три тома. Листая страницы «Мы слушаем и играем» видим, насколько логично и последовательно структурирован нотный материал. На самых первых листах расположен рисунок с изображением клавиатуры: цветными кружками отмечены клавиши (цвет кружков соответствует цвету нот) Дальше мы видим изображение трех главных аккордов тональности до мажор: T, D6, S6/4. Эти аккорды с первых занятий музыкой последовательно включаются в работу над развитием слуха и чувства ритма (в дальнейшем их используем для подбора простейшего аккомпанемента к знакомым мелодиям).

   «Игра – самая оптимальная форма, которая может увлечь, заинтересовать, активно ввести детей в мир музыки» - с этой позицией согласны все педагоги-музыканты, работающие с детьми.

  Авторы пособия предлагают ряд музыкальных игр, способствующих развитию слуха и чувства ритма. Они отличаются педагогической изобретательностью и мастерством. Это служит источником вдохновения для преподавателей, использующих методику Наоюки и Рут Танеда для работы с детьми раннего школьного возраста. Адаптируя данную «Школу игры» для детей шести-семи летнего возраста, создаю свои варианты  игр, рекомендуемых авторами пособия.

   Одной из любимых игр младших школьников является упражнение на слуховое определение отдельных звуков главных аккордов тональности до мажор (это мой вариант предлагаемой авторами игры с разноцветными мячами).  Для начала работаем со звуками тонического трезвучия. Кладем три разноцветных мячика-попрыгунчика рядом с клавиатурой фортепиано (попрыгунчик красного цвета соответствует звуку «до», зеленого – «ми», синего – «соль»). Ученик стоит, отвернувшись от клавиатуры, а преподаватель играет один из звуков данного аккорда. Далее ребенку надо взять в руки попрыгунчик, соответствующий по цвету услышанному им звуку трезвучия и, пропевая этот звук, бросить мячик в сторону стоящего напротив него преподавателя (бросаем попрыгунчик так, чтобы он ударился об пол – так легче его поймать). Преподаватель, поймав мячик, так же бросает его ученику. Действие выполняется несколько раз. После  определения по слуху отдельных звуков данного трезвучия, задание усложняется: ребенок определяет два одновременно звучащих звука этого же аккорда. Затем, один из попрыгунчиков, соответствующих услышанному звуку, ученик берет в свою руку и одновременно с этим пропевает данный звук, а второй мячик, соответствующий по цвету второму, услышанному им звуку, держит в своей руке преподаватель и тоже, в свою очередь одновременно с ребенком поет второй звук. После, роли ученика и преподавателя можно поменять. Выполнение этого варианта упражнения одновременно является для ребенка учебным заданием и физкультминуткой.

  Данную методику не использую с абсолютной точностью, так как она предназначена для детей от трех лет, а пристраиваю её к работе с учащимся шести - семилетнего возраста. Так, наши «подготовишки» приступают к игре по нотам после непродолжительного «донотного» периода, в котором они осваивают клавиатуру и приобретают начальные игровые навыки.

       В первом и втором томе «Школы» используется лишь по пять звуков для каждой руки. Звуки басового ключа играются левой рукой – «рукой баса», а звуки скрипичного ключа – правой рукой – «рукой скрипки». Все упражнения даны в зеркальном отражении и исполняются определенной аппликатурой, что способствует выработке «чувства аппликатуры». Наоюки и Рут предлагают аппликатуру, симметрично расходящуюся от среднего звука «до» первой октавы, который исполняется первыми пальцами левой и правой рук. Нотный шрифт очень крупный, что очень удобно для детского восприятия.

  В этой системе нет мелочей, все продумано с высочайшей тщательностью: даже иллюстрации направлены на пробуждение детской фантазии и развитие их логического мышления. Они несут точный информационный смысл упражнений. Мишка с разных сторон «смотрит» на одну и ту же ноту и «видит»  разные звуки - он как бы предлагает, перевернув  книгу и взаимозаменив скрипичный и басовый ключи, увидеть, что звуки разных ключей при этой операции взаимозаменяются (нота «си» басового ключа превращается в ноту «ре» скрипичного  и наоборот). Три филина нарисованы над двумя звуками. Дети, разгадывая смысл данного рисунка, приходят к логическому заключению: два филина издают по одному звуку  («ухают») – у них глаза открыты, а третий филин молчит, т.к. он спит – у него глаза закрыты. Разными иллюстрациями обозначен мелодический оборот «возврат на звук»: птички, катающие друг другу яичко, лошадки, гоняющие кубик, дети, играющие в футбол. У упражнений, подобным «Следопыту» И. Смирновой нет названий, но они сопровождаются выразительными картинками. На одной из них изображен идущий по дороге и несущий на плече чернильницу мишка, за которым остаются яркие, окрашенные пролитыми чернилами следы. На другой - цепочкой идущие в пещеры с кирками и лопатами гномы (дети говорят, что гномы идут добывать алмазы).

  Большое количество упражнений авторы заимствовали из немецкой «Подготовительной школы игры на фортепиано»  XIX столетия (её создатель – Фердинанд Бейер).

  Детям очень легко выполнять эти упражнения, так как они расположены строго в соответствии с правилом «от простого к сложному» и, причем, эти упражнения многократно повторяются в разных вариантах: сначала ребенок играет однозвучные упражнения, затем идут двузвучия, после – последовательность из трех звуков. Все звуки сначала расположены на расстоянии секунды друг от друга. Потом происходит знакомство с терцией, за этим чередуются секунда и терция, после – движение мелодии по трезвучию.

  Первые упражнения идут одинаковыми, равномерно чередующимися длительностями. С появлением различных по длительности звуков для ритмичного их исполнения используются «топы», которые обозначены треугольным клинышком. Сначала «топы» даны как самостоятельные ритмические упражнения, которые сопровождаются забавной иллюстрацией: мишка «заводит» чашку с блюдцем и летит в этой посуде.

  Кроме упражнений в сборниках есть известные немецким детям детские песенки: «Веселый Ганс», «Гензель и Гретель», «Телеманн», «Лисица, ты украла гуся», «Танцуй со мной», «Дед Мороз» и другие.

  Запомнить графическое изображение восходящего и нисходящего движения мелодии  помогает песенка со смешным названием: «Дяденька упал в канаву».

  Второй том пособия содержит много ритмических упражнений с «топами», здесь происходит знакомство с репризой и вольтой. Также, в этом томе появляются альтерированные звуки, которые обозначаются при помощи двух цветов (№ 147 обозначен как «гамма фа мажор с си бемолем», а №148 – «Гамма соль мажор с фа диезом»). Кроме того, в этом томе постепенно уменьшается размер нот, появляется четвертная пауза, которую при  исполнении пьес отмечаем щелканьем языка.

  Очень важно при чтении нот с листа владеть «объемным зрением», то есть охватывать одним взглядом большую часть нотного текста. Воспитанию этого качества способствуют упражнения типа №№185, 186. благодаря цветному изображению нот ребенок может легко увидеть одним взглядом целую строчку (или даже страницу).

  В третьем томе происходит дальнейшее уменьшение нотного шрифта (часть уже знакомых по второму тому пьес изображаются в более мелком варианте). Здесь много упражнений для исполнения двумя руками одновременно. Кроме того, в этом томе появляются упражнения с более разнообразным сочетанием длительностей нот: от восьмушки до целой; чаще употребляются паузы внутри построения, происходит знакомство с пунктирным ритмом, с нотной записью не только в малой и первой октавах, но и в большой, второй и третьей октавах.

  Упражнения «для расширения положения рук на клавиатуре» (перенесение позиции руки в разные октавы) можно использовать в качестве упражнений на импровизацию (образцы вариантов импровизаций даны авторами пособия).

  №229 – мелодия Менуэта И. С. Баха. Перед изучением этого номера предлагается выполнить упражнения, представляющие собой отдельные обороты из данной пьесы. Эти упражнения помогают ученику понять, что любая мелодия состоит из простых мелодических оборотов, и нацеливают его на правильную работу с нотным текстом произведения.

  Для плавного перехода к традиционной нотной записи Наоюки и Рут предлагают после освоения детьми цветного варианта нотного текста эти же упражнения выполнить по черно-белому их изображению.

  Педагогическая практика показывает, что наряду с учащимися, не испытывающими трудности в освоении нотной грамоты по традиционной методике есть дети (даже очень способные), которым это очень сложно, и они не хотят смотреть в ноты, а стараются  пользоваться только слухом. Для таких детей система цветной нотной записи является очень удобной методикой в приобретении первоначальных навыков чтения нот с листа.          

     Даже из короткого, в общих чертах знакомства  с возможностью решения некоторых проблем детского музыкального воспитания при помощи музыкально-педагогической системы Наоюки и Рут Танеда видно, что их методика очень серьезная, и вместе с тем, с её помощью дети легко осваивают нотную грамоту и развивают слух, что она открывает новые пути для творчества учащихся и преподавателей. Авторы методики считают (и я с ними полностью согласна), что детям, обучающимся по школе игры на фортепиано «Мы слушаем и играем» повезло больше, чем их родителям, которых учили по традиционной методике.

Список литературы:

  1. Кошмина И. В. Музыкальные игры и сказки для детей дошкольного и младшего школьного возраста / И. В. Кошмина, Ю. В. Ильина, М. П. Сергеева / Москва. Владос. – 2002. – С.3
  2. Танеда Наоюки и Рут Воспитание абсолютного слуха. Новый путь к фортепиано. Методическое пособие для преподавателей и родителей «Мы слушаем и играем» Перевод с немецкого

    Г. И. Добровольской / Новосибирск. -2004. – С. 87, 92

  1. Тимакин Е. М. Воспитание пианиста / Москва. Музыка. -2010. С.10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Фортепианные упражнения и их роль в развитии начинающего пианиста"

В данной работе идёт речь об истории использования упражнений в фортепианной педагогике, о порядке их прохождения, о способах работы над ними. Велика роль фортепианных упражнений на начальном этапе об...

Конспект урок "Работа над развитием тембрового, гармонического ладотонального, ритмического слуха начинающего пианиста посредством ансамблевого музицирования его с педагогом"

В ходе урока идет развитие тембрового, гармонического ладотонального, ритмического слуха начинающего пианиста, воспитывается любовь и интерес к ансамблевому музицированию....

Стимулирование творческой деятельности на уроках литературы.

В презентации представлен опыт работы по реализации творческой деятельности обучающихся на уроках литературы....

Методическая разработка «Формирование и развитие технических навыков у начинающих пианистов в процессе работы над пьесами подвижного характера»

В методической разработке рассматриваются вопросы формирования и развития технических навыков учащихся в процессе работы над пьессами подвижного характера. В центре внимания  - освоение различных...

Работа с начинающими пианистами

Первоначальный этап обучения игре на фортепиано - это очень важный и сложный этап. Во многом он определяет дальнейший интерес маленького ученика к занятиям. Как разнообразить учебный процесс, сделать ...