Сценарий праздника "Лес - богатство и краса, береги свои леса!"
методическая разработка (8 класс) по теме

Коледина Тамара Ивановна

 

Сценарий экологического праздника "Лес- богатство и краса- береги свои леса" посвящен Дню Земли и лесу , предназначен для школьников 7-9 классов.

Материал рекомендовано использовать учителям биологии, экологии общеобразовательных школ, педагогам дополнительного образования при проведении мероприятий эколого-биологической направленности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества

«Лес – богатство и краса, береги свои леса!»

Сценарий экологического  мероприятия

   

                        Автор-исполнитель:

                                                       Коледина Т.И.,  методист МБОУ ДОД

                                 Дома детского творчества

Тисуль

                                                              2014

                                  Сценарий праздника –конкурса

 «Лес- богатство и краса, береги свои леса!».

Оформление: фотографии,  рисунки детей, отражающие отношение к охране окружающей среды, леса.  

Необходимое оборудование: столы для команд, членов жюри, видеофильм с голосами птиц и животных, видеофильм о лесных пожарах, листовки для расклеивания, 3 ватмана, фломастеры, ножницы, скотч, путеводители.

Количество команд может быть разное (от двух до пяти, в каждой команде число участников от 5 до 10 человек).

Ход праздника-конкурса

Пока участники собираются в зале,  звучат произведения инструментальной музыки,  затем  фанфары, означающие начало праздника и на фоне тихой музыки и слайдов о лесе  звучит стихотворение  о лесе.

Ведущий: 

 Я славлю лес.

 Когда идёшь усталый, запылённый,

Дорогой длинной в полуденный зной,

Сверни смелее в тихий лес зелёный

И он усталость снимет как рукой.

Я славлю чудо из чудес –

Родимый лес, зелёный лес!

Когда на сердце неспокойно станет,

Когда не в силах совладать с тоской,

Побудь в лесу на солнечной поляне,

И все печали снимет как рукой,

Я славлю чудо из чудес –

Красу земли, зелёный лес!


(В.Лукша).


  Здравствуйте, ребята! Мы рады вас приветствовать на нашем празднике - конкурсе, посвященном прошедшему Международному Дню леса (21 марта) и  предстоящему Международному Дню посадки растений (18 мая). Наше мероприятие   проходит в рамках Всемирного  Дня Земли и  Дней защиты от экологической опасности Кузбасса.

     Кемеровская область богата лесами. Их общая площадь составляет 6.28 млн.га, т.е. 60% территории Кузбасса. В условиях кризисной экологической обстановки в области роль лесов приобретает первостепенное значение. Ведь лес является естественным, постоянно действующим фильтром по очистке атмосферы. В течение года кроны 1 га еловых лесов способны улавливать из воздуха до 32 тонн пыли, а сосновых до 36 тонн. Древесные растения способны поглощать промышленные токсичные газы, так 1 кг листьев  хвои за лето поглощает из воздуха от 70 до 160 кг сернистого газа. Деревья обогащают воздух кислородом и выделяют особые летучие вещества, так называемые фитонциды, убивающие многих болезнетворных бактерий. Лес влияет на температуру воздуха, ветровой режим, предотвращает разрушительные паводки и горные потоки, образование оврагов, пылевых бурь, почвенной влаги на полях, повышая урожай сельскохозяйственных культур. Лес является также источником непосредственных огромных материальных ценностей.

Сегодня, мы, ребята,  будем отмечать  праздник леса в форме конкурса «Лесная эстафета» Давайте познакомимся с членами жюри: (методист, педагог, главный эколог Тисульского района).

 Ведущий вручает  путеводные листы членам команд, которые сидят за круглыми столами (приложение № 1) и просит придумать  название команды и небольшое пожелание команде соперников, название команды отметить  в путеводном листе, а также отметить ФИ капитана команды (при регистрации состав участников, их фамилии и образовательные учреждения были отмечены в путеводном листе),  затем путеводный лист передается членам жюри.

После этого ведущий предлагает командам провести: 

экологическую  разминку «Поляна загадок»:

Выигрывает команда, назвавшая большее количество правильных ответов – вопросы задаются командам по очереди. Каждой команде по 8  вопросов.

     1. В лесу на одной ножке  

        Выросла лепёшка. (Гриб.)

  1. Стоит на полянке

           В красном платье Татьянка,

           Вся в белых крапинках. ( Мухомор).

  1. Что не сеяно родится? (Трава).

  1. Мягок, а не пух, зелен, а не трава.( Мох.)

  1. Сидит на палочке

           В красной рубашечке,

           Брюшко сыто,

           Камешками набито. (Ягода шиповника.)

  1. Маленький мужичок-

           Костяная шубка. (Орех.)

  1. Губа белена,

          А маковка зелена. (Берёза.)

  1. На горе шумит, А под горой молчит. (Лес.)

  1. Не птичка, а с крыльями. (Бабочка.)

  1. Сидит бык У него шесть ног - и все без копыт. (Жук.)

  1. Серовата, зубовата-

          Днём спит,  а ночью летает

          И прохожих пугает. (Сова.)

  1. По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет.(Волк.)

  1. Косой бес

     Поскакал в лес (Заяц.)

  1. Ползун ползёт, иглы везёт.(Ёж.)
  2. Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь.)

 Ведущий: Лес- место нашего отдыха. Он снимает усталость, дает людям ягоды, грибы, орехи, лекарственные растения.

Первый этап конкурса «Лекарственные растения».

 Конкурс  будет состоять из теоретической и практической части.

В теоретической части вам предстоит разгадать кроссворд (приложение № 3, для жюри приложение № 2 для участников конкурса), а в практической части – по веткам или молодым побегам растений нужно определить название растения и рассказать о его применении (для жюри приложение № 4);

При решении кроссворда впишите в клеточки названия лекарственных растений. Вписывать нужно по вертикали. Если правильно будут определены наименования растений, то в середине горизонтали можно будет прочитать название лекарственного, ядовитого растения. Команда получает 5 баллов, если отгадывает слово по горизонтали.

В практической  части:

каждой команде выдают по 2 растения: ( всего: крапива, смородина, боярка, берёза, черемуха, одуванчик. Каждое правильно названное растение стоит 1 балл, правильное сказанное лекарственное применение каждого растения  ещё 1 балл.

Максимальное количество баллов в этом конкурсе - 9 баллов. Время для решения кроссворда и определения растений – 5 минут.

2 этап конкурса «Чей это голос?»

Ведущий: Каждой команде предлагается определить по 4 голоса лесных жителей (животные, птицы). Сначала ребята смотрят видеофильм, слушают голоса животных, затем определяют голоса животных – звучат только голоса животных). Каждое правильно названное животное – 1 балл.

( приложение № 5)

Видеосюжеты о животных

3 этап конкурса: «Лесная викторина»

Ведущий: Каждой команде предстоит ответить на 4 вопроса. Вопросы задаются командам по очереди. Капитан команды определяет кто будет отвечать на очередной вопрос. Время на раздумье - 1 минута. Каждый правильный ответ- один балл.

1. Назовите из предложенных трёх растений  - 2  редких растения Кемеровской области, занесенных в Красную книгу РСФСР:

Родиола розовая

Чилим

Белозор болотный

2.Назовите из предложенных трёх растений - 2  редких растения Кемеровской области, занесенных в Красную книгу РСФСР:

Адонис весенний

Подмаренник цепкий

Пион отклоненный

3. Какое дерево менее требовательно к почве: сосна или ель?

Ответ: сосна менее требовательна, растёт нередко на песках и бедных  почвах, ель растёт на влажных и богатых почвах.

4.Какое дерево дает лучшую древесину для изготовления музыкальных инструментов?

Ответ: ель с резонансной древесиной, имеющей мелкие и равномерные годичные кольца.

5.О каком дереве идёт речь: ягода красна, да не вкусна, а пришел мороз - сахару принес.

Ответ: рябина.

6.В августе в лесу можно заметить интересную особенность в хвойной её части под деревьями лежит много старой хвои, в лиственной – прошлогодних опавших листьев уже нет. Как можно объяснить такие отличия? Отражается ли это на почве?

Ответ: Хвоя содержит много смолистых веществ, что «затрудняет» её переработку микроорганизмами. Деятельность микроорганизмов ослабляется и тем, что под пологом густого елового леса температура ниже, чем в лиственном лесу. Из-за медленного перегнивания хвои в почве хвойного леса мало накапливается перегноя.

7.Почему ель очень чувствительна к беглым низовым пожарам, когда горят на земле мох, хвоя и трава?

Ответ: из-за поверхностной корневой системы, которая повреждается даже при беглом низовом пожаре, и и нижние ветки располагаются близко к земле.

8.Назовите самое маленькое цветковое растение нашей флоры.

Ответ: ряска бескорешковая.

9.Какое дерево выделяет так много фитонцидов, что от них гибнут не только бактерии, но и даже насекомые?

Ответ: Черёмуха

10.Сколько впитывает воды мох сфагнум? Где применяется мох благодаря своей гигроскопичности?

Ответ: в 20 раз больше своего веса. Как дезинфицирующее и гигроскопическое средство- в медицине и строительстве  деревянных домов.

11. Какая из причин более всего обуславливает численность в лесу белок.

Ответ: урожай семян сосны и ели.

12. Почему , даже в ночь на Ивана –Купалу, нельзя увидеть цветущий папоротник?

Ответ: папоротник не цветковое, а споровое растение.

Ведущий:  Люди любят лес за его красоту и  богатство, за шелест листвы  и пение птиц. Много песен и стихов  сложено о лесных обитателях.

4 этап конкурса «Поём о лесе»

Ваша задача перепеть друг друга. Каждой команде нужно будет напеть по одной строчке из песни о лесе (цветах, деревьях, животных), командам петь по очереди. Песни не должны повторяться. Побеждает команда, которая дольше продержится.

В этом конкурсе можно получить 1, 2, или 0 баллов ( первая выбывшая команда получает 0 баллов, 2-я выбывшая команда – 2 балла, команда победитель – 3 балла). До начала соревнований – 2 минуты.

Ведущий:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если, будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни

Просмотр фильма о лесных пожарах.

Ведущий:

Ребята, этот фильм, наверное, никого не оставил равнодушным. Гибнет лес, гибнут животные, гибнет все живое. Каждой весной мы сталкиваемся с одной и той же бедой. Выгорают сотни и тысячи гектаров леса, исчезают редкие растения и животные. А ведь когда-нибудь лес может исчезнуть. Страшно даже представить это. А кто виноват в этом? По статистике 90 %  весенних пожаров случаются по вине человека. Наша задача всегда помнить правила поведения в природе, правила поведения в лесу при возникновении пожара.   Объявляется

5 этап конкурса «Правила поведения в лесу»

В течение 5 минут вы должны написать как можно больше правил поведения в природе. Правила не должны повторяться. Каждое правило - 1 балл (Приложение № 6).

Ведущий:

Ребята, а о поведении человека  при лесных пожарах вы познакомились из фильма.

Кроме этого я хочу вам подарить  памятки о поведении в лесу при возникновении пожара. Почитайте сами и донесите эту информацию до своих друзей и родителей.  

( помощник раздает памятки детям.)

 Лес-это общий дом для растений  и животных, человек без леса и его даров  тоже не может обходиться. Нужно бережно относится к природе и ее богатствам  и останавливать, тех, кто относится к природе потребительски, не бережет ее.

Ребята, помните  слова: «Лес-богатство и краса, береги свои леса».

Лес – не только для нашей забавы,

Он богатство нашей страны.

 Все деревья в нем, ягоды, травы

 Нам на пользу, друзья взращены.

 Каждый куст берегите, ребята!

 Где росток ты увидишь простой

 Может вырасти дуб в три обхвата,

 Березняк иль малинник густой.

 А уж сколько орехов и ягод!

 Их, пожалуй, считать – не сочтешь!

 Будьте верными лесу, ребята,

 Ведь красивее мест не найдешь!

Сейчас, ребята, мы должны выполнить важную работу – расклеить листовки по поселку  об охране наших лесов от пожара. Это нужно для того, чтобы и дети и взрослые немного задумались о будущем леса и своём тоже. Сейчас  каждая команда получит листовки и пойдет расклеивать их, в сопровождении взрослого. Жюри за  это время подведет итоги. Мы вас ждём.

(капитаны команд  получают листовки и пункты, где они будут их расклеивать их).Ориентировочно:

1 команда: художественная школа, больница. 2 команда -  вокзал.

3 команда: Тисульская школа №1, музыкальная школа.

Ведущий.

 Спасибо, ребята за проделанную работу. А теперь подошло время для награждения.

 Проходит награждение.

 Ведущий: на этом наш праздник –конкурс завершен. Всем спасибо. До новых встреч. Берегите леса!

                                                                                                                             

                                                                                                                 

                                                                                                                   Приложение 1

Путеводный лист команды «                    »

Капитан команды –

Состав участников:

№п/п

ФИ участника

Наименование ОУ

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

     № этапа

конкурса

Название этапа

конкурса

Количество

правильных

ответов

Общий

балл за этап

Роспись

членов

жюри

Разминка

1.

«Лекарственные растения»

Теоретическая   часть

Практ.часть

2.

«Чей это голос»

3.

«Лесная викторина»

4.

«Поём о лесе»

5.

«Правила поведения в лесу»

Итог:                                        Всего баллов:

                                                  Место:

 

                                                                                                                                         

                                                                                                                             

                                                                                                                                   Приложение № 2        

                                                                                                                   (для жюри)

к

б

з

к

р

е

р

л

в

у

у

л

м

в

о

а

е

п

ш

е

п

о

а

м

н

р

е

и

н

б

е

л

л

а

д

о

н

н

а

о

р

о

е

ш

ы

б

а

а

я

в

д

р

к

ш

о

р

о

и

и

а

й

ы

ц

л

а

ш

в

о

н

н

е

а

и

т

к

                                                                       

                                                                                                                                                   

 Впишите  в клеточки названия лекарственных растений. Вписывать нужно по вертикали. Если правильно будут вписаны наименования растений, то в середине горизонтали можно будет прочитать название лекарственного, ядовитого растения. Команда получает 5 баллов, если отгадывает слово по горизонтали.

                                                                                                                                         

                                                                                                                                             Приложение 3

                                                                                                        ( для участников команды)

к

б

з

к

р

л

м

в

п

б

л

л

                                                                       

                                                                                                                                                   

 Впишите  в клеточки названия лекарственных растений. Вписывать нужно по вертикали. Если правильно будут вписаны наименования растений, то в середине горизонтали можно будет прочитать название лекарственного, ядовитого растения. Команда получает 5 баллов, если отгадывает слово по горизонтали.

                                                                                                                                       

                                                                                                     Приложение № 4

Ответы (практическая часть):

Крапива: источник витамина «С», желудочные заболевания, туберкулез, фурункулёз, укрепление волос, рак крови ожирение и др.

Смородина: источник витамина «С», угри, ревматизм, при кашле и охриплости, при простуде и диарее.

Боярка: сердечное средство, при ожирении.

Берёза: мочегонное, кожные заболевания (деготь- чесотка, экземы), простуда, при порезах и нарывах (почки), ячмень, головные боли и др.

Черёмуха: дизентерия, заболевания глаз.

Одуванчик: угри, веснушки, укусы насекомых, ожоги, мочекаменная болезнь, печень и др.

                                                                                                                       

                                                                                                                 

                                                                                                   Приложение № 5                              

Ответы:

1–я команда – барсук, выдра, сурок, волк, лось.

2-я  команда – лисица, куница, медведь, марал, белка.

3 –я команда – заяц, бурундук, мышь, рысь, хорёк.

                   

                                                                                              Приложение № 6

 Правила поведения в природе

Не разоряйте птичьего гнезда.

Не вырезайте надписи на деревьях.

Не разжигайте костер в лесу.

Не оставляйте и не закапывайте мусор в лесу.

Не разоряйте муравейники и гнездовья птиц.

Не шумите в лесу.

Не рвите полевые цветы.

Нельзя ловить бабочек, насекомых.

Нельзя ловить диких животных и уносить их домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Берегите своих детей.

Если дети живут с критикой, они учатся осуждать.Если дети живут с враждебностью, они учатся драться.Если дети живут со страхом, они учатся бояться.Если дети живут в жалости, они учатся жалеть себя.Есл...

классный час - "Береги свое здоровье".

классный час для учащихся начального звена, на тему:" Береги свое здоровье" : 1. Развитие знаний учащихся о здоровом питании, здоровом образе жизни. 2. Воспитание активной жизненной позиции. 3. Ответс...

Берегите своих детей!

Какое прекрасное стихотворение!...

Сценарий внеклассного мероприятия «Береги свою планету»

Сценарий совместного мероприятия детей, педагогов и родителей "Береги свою планету"...

Сценарий внеклассного мероприятия "Береги свои глаза"

БЕРЕГИ СВОИ ГЛАЗА Внеклассное мероприятие для учащихся с клиническими формами нарушения зрения Цель: - научить детей заботиться  о своем зрении.- развитие внимания, любознательности, см...