Вариативное моделирование образовательной деятельности музея « нового типа» (на примере ИОЦ «Русский музей: виртуальный филиал»)
статья на тему

 

В условиях модернизации  системы образования, когда на первый план выходят принципы непрерывности, гуманизации образования современный музей, в частности музей «нового типа» стоит перед необходимостью формирования своей деятельности в области художественного образования и эстетического воспитания на совершенно новых моделях. Все чаще звучит мнение о том, что эти модели должны включать в себя :

  • оптимальное сочетание принципиальных установок, традиций отечественного и мирового музейного дела и инновационную мобильность,
  • сочетание научно-исследовательского, методического и практического аспектов деятельности,
  • взаимодействие с системой образования и опору на педагогическую самодостаточность музея.

         Однако опыт показывает, что  построение такой модели будет эффективным лишь при соответствии компонентов модели должно опираться на приоритет  образовательной деятельности современного музея.  Концентрация деятельности образовательных служб музея на работе как с детской, так и с учительско-родительской аудиторией является наиболее продуктивной. Естественно, такой подход требует актуализации специфики возрастного восприятия изобразительного искусства. Так же не стоило бы пренебрегать вниманием, интересом преподавателя/родителя, который в музейной среде пытается решить вполне конкретные задачи. Именно это привело в последнее время к постановке совершенно новых задач перед образовательными службами музеев. Так, в презентационном материале стала превалировать визуальная составляющая над научной.

         В начале 90-х годов обозначилась проблема интеграции музея в образовательную среду. Инициатором целенаправленной разработки научно-обоснованной системы  взаимодействия культуры (музей) и образования (дошкольные учреждения, школа, ВУЗ, послевузовское образование) выступил Российский центр музейной педагогики и детского творчества, открывшийся при Государственном Русском Музее. Программы музейной педагогики этого Центра также легли в основу проекта международного проекта «Русский музей: виртуальный филиал». Впервые в музейной практике произошла трансформация одного из крупнейших музеев мира в музейно-образовательный комплекс. Какие основные направления системы инновационой практической деятельности музея «нового типа»? Каковы ее доминанты?

         Информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал» был открыт в декабре 2008года  в Севастополе на базе Севастопольского филиала Саратовского социально-экономического университета и развивает в своей деятельности принцип непрерывного образования с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и интегрирования разработок Центра в учебно-воспитательный процесс ВУЗа, школ города, а также в методическую работу, в частности работу дошкольных и внешкольных учреждений. Эта работа охватывает гуманитарное и художественно-эстетическое направление.

         Широкий спектр возможностей современных информационно-коммуникационных технологий ИОЦ определяет разнообразие форм и направлений работы:

- выставочная деятельность;

- социокультурные проекты;

- исследовательская деятельность;

- методическая деятельность;

-работа по проведению презентаций и созданию собственных информационных ресурсов;

- конкурсные программы;

- информационная поддержка.

         Компьютерные и интернет- ресурсы раскрывают широкое поле деятельности в образовательной среде.  ИКТ центра в соединении с привычными методами обучения и творческим подходом к освоению учебной информации дают базу для формирования у обучающегося положительной мотивации и устойчивого интереса к серьезной исследовательской работе. Еще одним немаловажным примером мультимедиа-составляющей является возможность доступа исследователя любого возраста и любого уровня подготовленности  к единой базе научного и методического материала различной гуманитарной направленности через ресурсы центра: библиотека, медиатека, Интернет-ресурсы сети ИОЦ и Государственного Русского Музея, ресурсов  партнерских музеев и Центров.  Это позволяет говорить не только о наличии альтернативного источника информации, но и о формировании источника авторитетного.

         Компьютерные технологии открывают обширное поле для работы с аудиовизуальным сопровождением. Большие объемы информации наилучшим образом усваиваются с помощью визуализации объектов изучения, в том числе музейных объектов, произведений искусства.

         Конкурсные программы ИОЦ имеют самую разнообразную направленность: краеведческие, творческие, исторические. Соревновательный элемент, адекватное стремление представить плоды своего труда, а так же  привлекательный статус современных компьютерных технологий играют свою значимую роль в формировании положительных мотиваций у участников.

                  Работа по созданию собственных информационных ресурсов самой разной направленности включает в себя: презентационные программы, электронные альбомы, каталоги, методические рекомендации, модерирование собственной интернет- страницы и перевод печатных и фотографических материалов в цифровой формат. Такая работа проводится  как участниками программ  и проектов центра, так и сотрудниками ИОЦ.

         Работа по вариативному моделированию постоянно продолжается. Разрабатываются и совершенствуются новые, наиболее продуктивные формы работы с аудиторий.

         Трехлетний опыт работы ИОЦ по этим направлениям, а так же отзывы посетителей и непосредственных участников проектов показал неоценимую значимость проводимых мероприятий не только для культурной жизни города, но и для сферы образования.

         Таким образом, вариативное моделирование образовательной деятельности  музея « нового типа» позволяет  максимально разнообразить  не только музейную практику, но и образовательную работу с разновозрастной аудиторией. В данный момент успешная реализация музейно-образовательных программ включает аудитории от 4 до 104 лет. Такое разнообразие форм работы оживляет музей. Посещение музея переходит из категории «обязательное» в категорию «престижное», тем самым повышая  престиж образования, самообразования.

         Анализ и мониторинг практической деятельности, контент-анализ прессы и научных источников по данной теме, а так же «флэш-бэки», в том числе и  сети Интернет показал, что успешность реализации вариативного моделирования зависит от целого ряда факторов:

  • институциализации музейной педагогики как научно-практической области деятельности современного музея,
  • формирования основополагающих теорий эстетического воспитания в условиях формирования общества информационного типа,
  • разработки системы оценок результативности  процесса эстетического воспитания в условиях взаимодействия музея и школы,
  • эффективного функционирования музейно-педагогической системы подготовки и переподготовки кадров, способных осуществлять процесс эстетического воспитания в условиях взаимодействия музея  школы,
  • эффективного функционирования межмузейного сотрудничества в области образовательной деятельности и эстетического воспитания,
  • издания профильного журнала, отражающего методологию и практику эстетического воспитания в условиях взаимодействия музея и школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вариативное моделирование образовательной деятельности  музея « нового типа» (на примере ИОЦ  «Русский музей: виртуальный филиал»)

        В условиях модернизации  системы образования, когда на первый план выходят принципы непрерывности, гуманизации образования современный музей, в частности музей «нового типа» стоит перед необходимостью формирования своей деятельности в области художественного образования и эстетического воспитания на совершенно новых моделях. Все чаще звучит мнение о том, что эти модели должны включать в себя :

  • оптимальное сочетание принципиальных установок, традиций отечественного и мирового музейного дела и инновационную мобильность,
  • сочетание научно-исследовательского, методического и практического аспектов деятельности,
  • взаимодействие с системой образования и опору на педагогическую самодостаточность музея.

        Однако опыт показывает, что  построение такой модели будет эффективным лишь при соответствии компонентов модели должно опираться на приоритет  образовательной деятельности современного музея.  Концентрация деятельности образовательных служб музея на работе как с детской, так и с учительско-родительской аудиторией является наиболее продуктивной. Естественно, такой подход требует актуализации специфики возрастного восприятия изобразительного искусства. Так же не стоило бы пренебрегать вниманием, интересом преподавателя/родителя, который в музейной среде пытается решить вполне конкретные задачи. Именно это привело в последнее время к постановке совершенно новых задач перед образовательными службами музеев. Так, в презентационном материале стала превалировать визуальная составляющая над научной.

        В начале 90-х годов обозначилась проблема интеграции музея в образовательную среду. Инициатором целенаправленной разработки научно-обоснованной системы  взаимодействия культуры (музей) и образования (дошкольные учреждения, школа, ВУЗ, послевузовское образование) выступил Российский центр музейной педагогики и детского творчества, открывшийся при Государственном Русском Музее. Программы музейной педагогики этого Центра также легли в основу проекта международного проекта «Русский музей: виртуальный филиал». Впервые в музейной практике произошла трансформация одного из крупнейших музеев мира в музейно-образовательный комплекс. Какие основные направления системы инновационой практической деятельности музея «нового типа»? Каковы ее доминанты?

        Информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал» был открыт в декабре 2008года  в Севастополе на базе Севастопольского филиала Саратовского социально-экономического университета и развивает в своей деятельности принцип непрерывного образования с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и интегрирования разработок Центра в учебно-воспитательный процесс ВУЗа, школ города, а также в методическую работу, в частности работу дошкольных и внешкольных учреждений. Эта работа охватывает гуманитарное и художественно-эстетическое направление.

        Широкий спектр возможностей современных информационно-коммуникационных технологий ИОЦ определяет разнообразие форм и направлений работы:

- выставочная деятельность;

- социокультурные проекты;

- исследовательская деятельность;

- методическая деятельность;

-работа по проведению презентаций и созданию собственных информационных ресурсов;

- конкурсные программы;

- информационная поддержка.

        Компьютерные и интернет- ресурсы раскрывают широкое поле деятельности в образовательной среде.  ИКТ центра в соединении с привычными методами обучения и творческим подходом к освоению учебной информации дают базу для формирования у обучающегося положительной мотивации и устойчивого интереса к серьезной исследовательской работе. Еще одним немаловажным примером мультимедиа-составляющей является возможность доступа исследователя любого возраста и любого уровня подготовленности  к единой базе научного и методического материала различной гуманитарной направленности через ресурсы центра: библиотека, медиатека, Интернет-ресурсы сети ИОЦ и Государственного Русского Музея, ресурсов  партнерских музеев и Центров.  Это позволяет говорить не только о наличии альтернативного источника информации, но и о формировании источника авторитетного.

        Компьютерные технологии открывают обширное поле для работы с аудиовизуальным сопровождением. Большие объемы информации наилучшим образом усваиваются с помощью визуализации объектов изучения, в том числе музейных объектов, произведений искусства.

        Конкурсные программы ИОЦ имеют самую разнообразную направленность: краеведческие, творческие, исторические. Соревновательный элемент, адекватное стремление представить плоды своего труда, а так же  привлекательный статус современных компьютерных технологий играют свою значимую роль в формировании положительных мотиваций у участников.

                Работа по созданию собственных информационных ресурсов самой разной направленности включает в себя: презентационные программы, электронные альбомы, каталоги, методические рекомендации, модерирование собственной интернет- страницы и перевод печатных и фотографических материалов в цифровой формат. Такая работа проводится  как участниками программ  и проектов центра, так и сотрудниками ИОЦ.

        Работа по вариативному моделированию постоянно продолжается. Разрабатываются и совершенствуются новые, наиболее продуктивные формы работы с аудиторий.

        Трехлетний опыт работы ИОЦ по этим направлениям, а так же отзывы посетителей и непосредственных участников проектов показал неоценимую значимость проводимых мероприятий не только для культурной жизни города, но и для сферы образования.

        Таким образом, вариативное моделирование образовательной деятельности  музея « нового типа» позволяет  максимально разнообразить  не только музейную практику, но и образовательную работу с разновозрастной аудиторией. В данный момент успешная реализация музейно-образовательных программ включает аудитории от 4 до 104 лет. Такое разнообразие форм работы оживляет музей. Посещение музея переходит из категории «обязательное» в категорию «престижное», тем самым повышая  престиж образования, самообразования.

        Анализ и мониторинг практической деятельности, контент-анализ прессы и научных источников по данной теме, а так же «флэш-бэки», в том числе и  сети Интернет показал, что успешность реализации вариативного моделирования зависит от целого ряда факторов:

  • институциализации музейной педагогики как научно-практической области деятельности современного музея,
  • формирования основополагающих теорий эстетического воспитания в условиях формирования общества информационного типа,
  • разработки системы оценок результативности  процесса эстетического воспитания в условиях взаимодействия музея и школы,
  • эффективного функционирования музейно-педагогической системы подготовки и переподготовки кадров, способных осуществлять процесс эстетического воспитания в условиях взаимодействия музея  школы,
  • эффективного функционирования межмузейного сотрудничества в области образовательной деятельности и эстетического воспитания,
  • издания профильного журнала, отражающего методологию и практику эстетического воспитания в условиях взаимодействия музея и школы.

Методист ИОЦ «Русский музей: виртуальный филиал»

Горенкова Анна Николаевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка дидактического материала на тему "Вариативные задачи по химии различных типов в тестовой форме"

Мною разработаны карточки-задачи, которые помогут учителю химии закрепить и отработать до автоматизма навыки в решении расчетных задач различных типов. На их решение требуется мало времени, можно искл...

Компетентностный подход как необходимое условие достижения нового типа образовательных результатов.

В работе рассматриваются такие понятия, как «компетентность», «компетенция», «компетентностный подход», а также методы и способы для достижения образовательных результатов в условиях реализации компет...

Моделирование при решении задач на движение как фактор развития познавательного компонента УУД младших школьников с ОВЗ в условиях образовательной организации интернатного типа

Данная презентация была подготовлена мной для прохождения аттестации. В начале 2016 года, благодаря своему портфолио и этой презентации, я получила высшую категорию. Здесь продемонстрирован многолетни...

Статья "Воспитание гражданской идентичности посредством информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал"

Осуществляемый в музее процесс передачи культурных значений и смыслов, цель которого является восприятие информации посетителями, определяется как музейная коммуникация, в ходе которой раскрывается ин...

Виртуальная экскурсия по Русскому музею

Виртуальная экскурсия по Русскому музею...