Компетентностный подход как необходимое условие достижения нового типа образовательных результатов.
статья на тему

Иванова Светлана Вячеславовна

В работе рассматриваются такие понятия, как «компетентность», «компетенция», «компетентностный подход», а также методы и способы для достижения образовательных результатов в условиях реализации компетентностного подхода в обучении с учетом предъявляемых новых требований общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_ped._chteniya._ivanova_s.v._8_g.docx33.85 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

Компетентностный подход как необходимое условие достижения нового типа образовательных результатов.

С.В.Иванова, классный руководитель 8 «Г» класса.

ФГКОУ «МКК «Пансион воспитанниц МО РФ».

Аннотация. В работе рассматриваются такие понятия, как «компетентность», «компетенция», «компетентностный подход», а также методы и способы для достижения образовательных результатов в условиях реализации компетентностного подхода в обучении с учетом предъявляемых новых требований общества.

Актуальность выбранной темы.

В современном мире происходят глобальные изменения: меняется ситуация на рынке труда, происходит ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды – все это выдвигает новые требования к выпускнику, что влечет за собой модернизацию современного образовательного пространства школ.

В этом свете обозначилась задача максимальной эффективности образовательного процесса, направленного на получение качественных знаний, создание условий для становления конкурентоспособной, творческой личности, умеющей самостоятельно ставить перед собой значимые цели и находить способы оперативно добывать необходимую информацию и использовать ее для решения своих проблем.

Отсюда и компетентностный подход в обучении сосредоточивается на том, чтобы не увеличить объем информированности человека в различных предметных областях, а помочь людям самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях.

Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний, умений и навыков, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функций, которые они выполняют в образовании.

Это инструмент, при помощи которого можно значительно повысить эффективность современного образования.

Ключевые понятия: «компетенция», «компетентность», «компетентностный подход».

Понятия «компетенция» и «компетентность».

В основе компетентностного подхода лежат понятия «компетенция» и  «компетентность».

Компетентность - это характеристика, даваемая человеку в результате оценки   результативности   его   действий,   направленных   на   разрешение определенного круга значимых для данного общества задач или проблем; это владение, обладание человеком конкретной компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Компетенция (в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом) включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Это готовность человека к решению взаимосвязанных задач профессиональной и внепрофессиональной деятельности на основе использования человеком внутренних и внешних ресурсов.

Составляющие элементы понятия "компетенция":       

  • знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы. Знания - более широкое понятие, чем навыки. Знания представляют интеллектуальный контекст, в котором работает человек;     
  • навыки - это владение средствами и методами выполнения определенной задачи. Навыки проявляются в широком диапазоне; от физической силы и сноровки до специализированного обучения. Общим для навыков является их конкретность;      
  • способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу. Способность также является приблизительным синонимом одаренности;      
  • стереотипы поведения означает видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи. Поведение включает в себя наследованные и приобретенные реакции на ситуации, и ситуационные раздражители. Наше поведение проявляет наши ценности, этику, убеждения и реакцию на окружающий мир. Когда человек демонстрирует уверенность в себе, формирует из коллег команду, или проявляет склонность к действиям, его поведение соответствует требованиям организации. Ключевым аспектом является возможность наблюдать это поведение;     
  • усилия - это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов. Усилия составляют ядро рабочей этики. Любому человеку можно простить нехватку таланта или средние способности, но никогда - недостаточные усилия. Без усилий человек напоминает вагоны без локомотива, которые также полны способностей, однако безжизненно стоят на рельсах. 

Что такое компетентностный подход?

Он предполагает освоение умений,  успешно действовать в проблемных ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Фактически знания здесь равны комплексу умений для эффективного действия в незнакомых условиях. Знание позволяет действовать, получать желаемый результат. Знание – это посох, который помогает идти дальше.

Таким образом, в компетентностном подходе значение слова “знание” означает владение тем или иным комплексом предметных (специальных) и общих (ключевых) компетенций, позволяющих разрешать проблемные ситуации, при необходимости самостоятельно учиться и достигать общественных или личных целей.

Компетентностный подход – это усиление прикладного, практического характера школьного образования. Теоретические знания должны перестать быть “мертвым грузом”. Компетентностный подход заключается не в увеличении объема информированности учащегося, а в том, чтобы он самостоятельно решал проблемы в новой ситуации. Умения, необходимые для этого, называются компетенцией.

К базовым, ключевым компетентностям относятся:

  • информационная –  умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем;
  • коммуникативная - умение эффективно сотрудничать с другими людьми;
  • самоорганизация - умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы;
  • самообразование  - готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентноспособность.

Компетентности относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной и социальной жизни.

Использование компетентностной модели в образовании предполагает принципиальные изменения в организации учебного процесса, в управлении им, в деятельности учителей, в способах оценивания образовательных результатов учащихся по сравнению с учебным процессом, основанным на концепции «усвоения знаний». Основной ценностью становиться не усвоение суммы знаний, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.

Принципиально изменяется и позиция учителя. Он перестает быть вместе с учебником носителем «объективного знания», которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы.

Ключевые компетенции отечественного образования:

Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом. 


Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека. 


Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. В ходе учебы ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. 


Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, и т.п.) и информационными технологиями (аудио-видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.   


Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. 


Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. 


Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Это личностные качества, психологическая грамотность, культуры мышления и поведения, правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности. 

Реализация на практике.

При исследовании темы «Компетентностный подход как необходимое условие достижения нового типа образовательных результатов» были выявлены ключевые компетенции, которыми должна обладать воспитанница, выпускаясь из Пансиона:

  • ценностно-смысловые компетенции;
  • общекультурные компетенции;
  • учебно-познавательные компетенции;
  • информационные компетенции;
  • коммуникативные компетенции;
  • социально-трудовые компетенции;
  • компетенции личностного самосовершенствования.

Воспитывая и развивая соответствующие компетенции, мною были подготовлены и проведены классные часы. Также в сотрудничестве с преподавателями истории и географии, родителями и воспитанницами 8-Д класса, воспитанницы 8-Г класса начали реализовывать проект «Города воинской славы».

 В ходе работы над проектом воспитанницы находили необходимую информацию, анализировали, синтезировали, преобразовывали и оформляли ее, используя современные средства информации (телевизор, компьютер, принтер, модем, и т.п.) и информационные технологии (аудиовидеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет).

Создание проекта помогло воспитанницам лучше понять окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

Проект способствовал совершенствованию таких качеств личности воспитанниц, как физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки, культуры мышления и поведения, внутренней экологической культуры.

Результатам проекта стало выступление на классных часах, представление проекта на открытом методическом объединении, календарь, презентации воспитанниц.

Выводы.

Предполагается, что образовательные компетенции воспитанницы будут играть большую многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся и в Пансионе, и в семье, и в кругу друзей, и в будущих профессиональных отношениях.

У каждой воспитанницы Пансиона должна быть сформирована целостная система универсальных знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности, гражданской ответственности и правового сознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

 


Литература и информационные ресурсы

  1. И.А.Зимняя. Статья «Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования». // Интернет-журнал "Эйдос".
  2. Скворцова Г. Статья «Компетентностный подход: правила постановки учебных целей». // Интернет – журнал «1 сентября».
  3. Статья «Ключевые компетенции в образовании: современный подход. // Интернет-журнал "Эйдос". 
  4. Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64. 
  5. Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций». // Интернет - журнал "Эйдос".



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: " «Реализация компетентностного подхода на уроках физики, как условие достижения нового качества образования».

Важнейшим компонентом в стратегии модернизации содержания общего образования России является ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, т.е....

Использование современного оборудования в образовательном процессе как необходимое условие внедрения нового ФГОС

Основная цель перехода на стандарты второго поколения состоит в достижении нового качества образования – качества, отвечающего современным социально-экономическим условиям России. Масштабные националь...

Учет индивидуальных особенностей учащихся на уроках физической культуры как необходимое условие достижений ими личностных результатов

Учет индивидуальных особенностей учащихся на уроках физической культуры как необходимое условие достижений ими личностных результатов.ФГОС основного общего образования большое внимание уделяет педагог...

Новые подходы к сопровождению учащихся и оцениванию их образовательных результатов: на примере использования карт-прогнозов индивидуальных стратегий успеха

Статья, описывающая опыт применения системы оценивания личностных и метапредметных результатов учащихся....

Выступление по теме "Технологии, условия и средства достижения обучающимися метапредметных образовательных результатов."

Основные условия для достижения обучающимися метапредметных результатов:Деятельность должна осуществляться на всех предметах и во внеурочной деятельности (системность) – посредством реализации п...

Современные требования к контролю образовательных результатов учащихся как необходимое условие достижения нового качества образования

Система оценки качества знаний обучающихся не ограничивается только проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную задачу: развивать у...

Методическая разработка на тему: «Проектирование образовательного процесса, как необходимое условие достижения образовательных результатов обучающихся на уроках технологии»

В основе метода творческих проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критичес...