Статья: " «Реализация компетентностного подхода на уроках физики, как условие достижения нового качества образования».
статья по физике на тему

Буйневич Ольга Николаевна

Важнейшим компонентом в стратегии модернизации содержания общего образования России является ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, т.е. компетентностный подход.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kom_smotri.docx28.34 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Реализация  компетентностного подхода на уроках физики, как условие достижения нового качества образования».

О.Н. Буйневич
учитель физики
МБОУ «Зырянская средняя общеобразовательная школа», Зырянского района Томской области

Российские педагоги мрачно шутят: "Наше образование - лучшее в мире, только в остальных странах об этом не знают".
В каждой шутке, как известно, есть доля шутки. В этой – тоже: результаты международного исследования PISA, которые проводятся каждые три года и оценивают не знания школьной программы, а способность детей применять полученные знания в жизненных ситуациях, показали, что самые умные школьники сегодня – финны. За ними следуют ребята из Гонконга, Кореи, Новой Зеландии, Канады, Японии, Бельгии, Макао (автономной территорииКитая). Наши – где-то в самом низу списка…

Исследование PISA проводится в трех направлениях: грамотность чтения, математическая грамотность и естественнонаучная грамотность.По всем параметрам наша страна не поднялась выше 37-го места среди 65 государств-участников.О таких результатах в экспертной среде говорили не иначе, как об «утраченных иллюзиях России». Миф о высоком качестве отечественного образования окончательно был развеян.

Наши школьники оказались не способны использовать свои знания для получения новых знаний, не готовы к самообучению и саморазвитию с помощью письменных текстов.

Поэтому важнейшим компонентом в стратегии модернизации содержания общего образования России является ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, т.е. компетентностный подход.

В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей, сформулированных Андреем Викторовичем Хуторским, доктором педагогических наук, директором Института образования человека:

  1. Ценностно-смысловая – готовность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
  2. Общекультурная - осведомленность обучающегося в особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основах жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологических основах семейных, социальных, общественных явлениях и традициях, роли науки и религии в жизни человека, их влиянии на мир, эффективных способах организации свободного времени.
  3. Учебно-познавательная - готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности: целеполаганию, планированию, анализу, рефлексии, самооценке учебно-познавательной деятельности, умению отличать факты от домыслов, владению измерительными навыками, использованию вероятностных, статистических и иных методов познания.
  4. Информационная - готовность обучающегося самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
  5. Коммуникативная - включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, предусматривает навыки работы в группе, владение различными специальными ролями в коллективе. Обучающийся должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и т. д.
  6. Социально-трудовая - владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.
  7. Личностная (самосовершенствование) - готовность осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.


По итогам PISA-2009 Россия лучше других стран была лишь в одном - в умении найти информацию по ключевым словам вопроса, который задает учитель. Для достижения этого умения достаточно просто найти в тексте эти слова, а понимать сам текст необязательно.

Ответ доктора психологических наук Галины Цукерман на вопрос «Почему такое умение - самое главное для наших школьников?» лаконичен и ясен: просто именно так устроены наши учебники; так построены вопросы к параграфам.
Поэтому инновационное развитие страны требует, чтобы к 2015году все учебные программы и методы обучения были обновлены с использованием элементов компетентностного подхода. Пока такое обновление можно наблюдать в учебниках 1-2 классов.

Однако какими бы не были учебники, основную роль в формировании ключевых компетенций у учащихся на уроке играет учитель.

Доктор педагогических наук, профессор Лебедев Олег Ермолаевич писал: «"Знаниевый" подход ориентирован на накопление "строительных материалов". В результате мы получим склад таких материалов и кладовщиков, способных отпустить нужные материалы по требованию."Компетентностный" подход ориентирован на "строительство дома"».

Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования

1-й этап – целеполагание. Определяется место учебного занятия, устанавливаются цели и основные задачи.

2-й этап – проектирование и его компетентная интерпретация.

На нём происходитразделение содержания учебного занятия на составляющие компетенции:

  • теория – понятия, процессы, формулы, личности, факты и т.п.;
  • практика – умения и навыки, отрабатываемые при изучении данной темы, практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям;
  • воспитание – нравственные ценности, категории, оценки, формирование которых возможно на основе материала данной темы;
  • установление связей внутри содержания (этапы формирования компетенции, определение логики нового содержания образования);
  • прогнозирование форм предъявления этапов, при которых формируются компетенции, результатов и их происхождения.

3-й этап – выбор формы организации учебно-познавательной деятельности.

Компетентностный подход ориентирован на организацию учебно-познавательной деятельности посредством моделирования разнообразных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности личности. При данном подходе отдаётся предпочтение творческому уроку, основная задача которого в отличие от традиционного урока – организовать продуктивную деятельность.

Основные характеристики творческого урока:

  • Исследовательский метод и вид деятельности;
  • Отсутствие строгого плана, допущение ситуативности в структуре урока;
  • Многообразие подходов и точек зрения;
  • Самопрезентация и защита творческого продукта, а не внешний контроль;
  • Предоставление возможности выбора пути, траектории освоения нового знания.

4-й этап – подбор методов и форм обучения (какими учебно-практическими действиями знание преобразуется в способ деятельности).

На заключительном, 5-м этапе, учитель подбирает диагностический инструментарий (первичный, промежуточный, итоговый) для проверки уровней освоения компетенции, а также процедур анализа и коррекции.

Обратите внимание на график количества запоминаемого учебного материала.

Всем известна учительская присказка, которую мы часто произносим, говоря об учениках: «Уже и разжевали и в рот положили, проглотить только осталось». Компетентностный подход раскрывает другое высказывание – древняя китайская мудрость: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь».

Отсюда можно вывести некомпетентностные виды деятельности на уроке:

  • монолог учителя;
  • фронтально–индивидуальныйопрос;
  • информирующаябеседа;
  • самостоятельная индивидуальная РАБОТАhttp://cdncache-a.akamaihd.net/items/it/img/arrow-10x10.png учащихся с учебником или другими пособиями по заданиям, указанным учителем;
  • демонстрациявидеофильма;
  • экскурсия;
  • контрольная или проверочная РАБОТАhttp://cdncache-a.akamaihd.net/items/it/img/arrow-10x10.png, проводимая в традиционной форме.

Вы видите, что это виды деятельности на традиционном уроке.

При компетентностном подходе к уроку изменяются функции ученика и его статуса в учебном процессе. Школьник становится не только объектом, но и субъектом обучения.Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

Проблемные ситуации, игра, обучение через деятельность, групповая и парная формы работы, вопросы, требующие доказательств, аргументации – все это позволяет сделать урок динамичным. Если ученик ошибся, не надо его сразу поправлять, пусть выйдет к доске и докажет свой ответ. Это поможет ему самому найти ошибку, развить навыки самоконтроля.

Важное значение имеет прямое общение детей на уроке. Лишая учащихся общения, мы делаем их менее защищёнными, неуверенными в собственных силах, более зависимыми от учителя, не способными к высказыванию собственного мнения.
Все мы сталкиваемся с тем, что материала в учебнике много, всего не успеть. Это дает возможность ребенку выбрать задание по силам и по собственному выбору. Уровень сложности он определяет сам, при этом развивая в себе навыки самоорганизации.

Активные методы обучения

  • Расширять формы и методы самостоятельной работы на уроке
  • Стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учеников в учении
  • Ставить учеников перед необходимостью доказывать, аргументировать, убеждать, рассматривать разные точки зрения
  • Развивать навыки самоорганизации и самооценки с помощью самостоятельного выбора заданий

Значительную часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, желательно использовать для организации проектной деятельности, которая может служить хорошим учебно-тренировочным заданием для формирования проблемной компетенции как учащихся, так и педагога.

Что даёт компетентностный подход?

  • Согласованность целей обучения, поставленных педагогами, с собственными целями учащихся, т.к. самостоятельность школьников с каждым годом возрастает;
  • подготовку учеников к сознательному и ответственному обучению в дальнейшем, к успеху в жизни;
  • позволяет разгрузить учащихся не за счёт механического сокращения содержания, а за счёт повышения доли индивидуального самообразования;
  • повышает степень мотивации учения;
  • не в теории, а на практике обеспечивает единство учебного и воспитательного процессов, когда учащиеся понимают значимость собственного воспитания и собственной культуры для его жизни;
  • облегчает труд учителя за счёт постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности учащихся в учении: «учитель-рикша» должен превратиться в «учителя-вагоновожатого» (советский психолог Лев Семёнович Выготский).

Компетентностная модель обучения даёт высокий результат, но она рассчитана на учителя творческого, не жалеющего сил и времени для её реализации. У такого учителя учащиеся нестандартно и чётко мыслят, с удовольствием, обоснованно, аргументировано строят свою речь.

Обучение, всегда сочетающееся с напряжённой мыслительной деятельностью, поиском, творческой работой, - это то, что привлекает самого ученика к процессу учения и захватывает самого учителя. У учителя, РАБОТАhttp://cdncache-a.akamaihd.net/items/it/img/arrow-10x10.png которого ориентирована на личность каждого ребёнка, ученики по-другому относятся к тем предметам, освоение которых считали трудным.
И в среднем, и в старшем звеньях они не теряют желания учиться. Они учатся также успешно, как и раньше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Компетентностный подход в работе учителя как способ достижения нового качества образования».

laquo;Компетентностный  подход в работе учителя  как способ достижения нового качества образования».Современная образовательная система характеризуется коренными изменениями во всех е...

Публичная презентация на тему «Технология организации учебно-исследовательской деятельности на уроках биологии как средство достижения нового качества образования»

В публмкации представлен опыт работы по теме "Технология организации учебно-исследовательской деятельности на уроках биологии как средство достижения нового качества образования" и результативность пр...

Применение современных технологий на уроках математики как условие достижения нового качества образования.

В статье написано  о  применении  современных технологий  позволяющих интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность с обязательным учетом не...

Развитие профессиональной компетентности при использовании технологии ТРИЗ на уроках АЯ как условие достижения современного качества образования в условиях реализации ФГОС

 Набор приёмов ТРИЗ технологии чрезвычайно богат. Однако использование этих приёмов учителями иностранного языка осложняется тем, что язык – это и предмет изучения, и орудие труда. Т...

Современные требования к контролю образовательных результатов учащихся как необходимое условие достижения нового качества образования

Система оценки качества знаний обучающихся не ограничивается только проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную задачу: развивать у...

Современные образовательные технологии – условие достижения нового качества образования.

Формированию компетенций (информационной, коммуникативной, учебно-познавательной, ценностно-смысловой и др.) способствуют задания (компетентностно-ориентированные), при выполнении которых используются...