«Компетентностный подход в работе учителя как способ достижения нового качества образования».
статья

«Компетентностный  подход в работе учителя  как способ достижения нового качества образования».

Современная образовательная система характеризуется коренными изменениями во всех ее звеньях, направленными на достижение нового качества образования. Правительственная  концепция и стратегия модернизации  российского образования  на период до 2015 года определяют основные приоритетные направления таких изменений . Обновление целей и содержания образования, методов и технологий обучения на основе современных достижений педагогической науки выделяет  компетентностный подход в качестве приоритетного.  Внедрение   компетентного подхода  в  образовательный процесс школы   требует перехода  от  определения цели  школьного обучения как усвоения ЗУН  к определению цели  на  формирование  умения учиться как компетенции. По мнению Хуторского А.В.введение компетенций в нормативную  и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, когда ученики могут  хорошо овладеть  набором теоретических  знаний ,но испытывают значительные трудности в деятельности  требующей использования  этих знаний  для решения  конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций. Под компетентностным подходом в образовании понимается реализация образовательных программ, которые формируют способность специалиста самостоятельно применять в определенном контексте полученные в процессе прохождения подготовки знания, умения и навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_gorod.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Чимидова В.М. учитель химии и биологии, Элистинский лицей.

«Компетентностный  подход в работе учителя  как способ достижения нового качества образования».

Современная образовательная система характеризуется коренными изменениями во всех ее звеньях, направленными на достижение нового качества образования. Правительственная  концепция и стратегия модернизации  российского образования  на период до 2015 года определяют основные приоритетные направления таких изменений . Обновление целей и содержания образования, методов и технологий обучения на основе современных достижений педагогической науки выделяет  компетентностный подход в качестве приоритетного.  Внедрение   компетентного подхода  в  образовательный процесс школы   требует перехода  от  определения цели  школьного обучения как усвоения ЗУН  к определению цели  на  формирование  умения учиться как компетенции. По мнению Хуторского А.В.введение компетенций в нормативную  и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, когда ученики могут  хорошо овладеть  набором теоретических  знаний ,но испытывают значительные трудности в деятельности  требующей использования  этих знаний  для решения  конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций. Под компетентностным подходом в образовании понимается реализация образовательных программ, которые формируют способность специалиста самостоятельно применять в определенном контексте полученные в процессе прохождения подготовки знания, умения и навыки. 

Компетентностный подход предполагает действенный контроль результатов обучения.

В соответствии с Европейской системой квалификаций под результатами обучения понимается набор знаний, умений, навыков или компетенций, освоенных человеком, которые он может продемонстрировать по завершении обучения. Формулировка результатов обучения показывает, что обучающийся должен знать, понимать и делать по завершении обучения.

«Компетенция- это «знание в действии ». Компетенция  означает способность человека устанавливать связи между знанием и реальной ситуацией, осуществлять  принятие  решения в условиях неопределенности и вырабатывать алгоритм  действий  по его реализации. Компетентность не может быть определена через определённую сумму знаний и умений, т.к. значительная роль в её проявлении принадлежит обстоятельствам. Быть компетентным означает мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Именно компетентность позволяет индивиду ориентироваться в непредвиденных социальных ситуациях, что означает успешность социализации. ЗУНы ученика не рассматриваются в качестве главной цели и результата образования, а лишь как одно из средств  развития способностей и социализации учащихся. Социализация – это процесс взаимодействия человека и социальной среды. Человек не просто усваивает социальный опыт, а преобразует его в свои ценности, установки, ориентации. Результат социализации – социализированность, т. е. сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом

         Становится понятно ,что новое качество обучения требует наполнения деятельности учителя новым содержанием. Профессионально- компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне  осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение ,реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании учащихся.

 Таким образом   компетентностный    подход   позволяет:  

согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся. С каждым новым поколением учеников значение этого момента возрастает, ибо каждое новое поколение школьников становится все более самостоятельным, более независимым от взглядов и суждений взрослых, способным ставить собственные цели в жизни.

 По словам Л.С. Выготского, «учитель-рикша», который тянет весь учебный процесс на себе, должен превратиться в «учителя-вагоновожатого», который только управляет процессом учения. Более того: на определенном этапе сами ученики становятся помощниками и сотрудниками учителя в преподавании; повышается их доля индивидуального самообразования.

Что меняется в деятельности учителя и ученика?

1. Так как одно из ведущих требований при переходе к компетентностному подходу заключается в предоставлении большей степени свободы и ответственности самому ученику, то многие изменения в деятельности учителя связаны с переориентацией его работы на развитие мотивации ученика. Традиционный вопрос о мотивации учебной деятельности переносится в этом случае из плоскости теоретического в плоскость практического.

Следует отметить, что существует целый ряд ставших традиционными способов повышения внутренней мотивации в учебном процессе, используя которые можно избежать многих трудностей. Для этого как учителям, так и родителям необходимо придерживаться следующих требований:

1. По возможности исключить награждения и призы за правильно выполненные задания, ограничиваясь лишь оцениванием и похвалой.

2. Как можно реже использовать на уроке ситуации соревнования. Лучше приучать  ребенка к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений. Ситуацию соревнования можно переключить на игровые виды деятельности.

3. Стараться не навязывать учебных целей "сверху". Совместная работа с ребенком по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее.

4. Также необходимо помнить о том, что наказание за неправильное решение учебной задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая всегда вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ребенка к учебной деятельности. 

5. Стараться избегать установления временных ограничений там, где это представляется возможным, так как это не только подавляет развитие творчества, но и препятствует развитию внутренней мотивации.

6. Следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребенка.

7. Предоставлять ребенку право выбора учебной задачи, не ограничивая при этом его свободы.

8.Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.

9. Стараться работать с субъективным (собственным, присвоенным) учебным материалом ребенка даже в предметной области.

2. Востребованными становятся различные разработки, посвященные техникам «сопровождения» учебного процесса, в основе которых лежит идея изменения самого характера взаимоотношений между учителем и учеником. Сюда относятся варианты «тьюторства», «наставничества», выполнения учителем функции координатора и партнера.

Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи умело поставленных вопросов.

Проявлять терпимость к ошибкам учеников, допускаемым ими в попытках найти собственное решение. Предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации только в тех случаях, когда учащийся начинает чувствовать безнадежность своего поиска.

Предоставлять возможность для регулярных отчетов рабочих групп и обмена мнениями в ходе классных обсуждений. Поощрять критическое отношение к исследовательским процедурам, предложения по улучшению работы и выдвижение новых направлений исследования.

Особенности использования традиционных форм организации учебной деятельности в рамках компетентностного подхода.

Учебные ситуации

  1. Работа на уроке

Учитель создает условия для активизации деятельности ученика на уроке;

Желательно, чтобы применяемые учителем формы работы предполагали смену коммуникативной роли ученика- групповая форма работы, самопроверка-взаимопроверка

Среди задач, которые ставит себе учитель, должны присутствовать обсуждение успешности ученика в общении.

 

  1. Выполнение индивидуальной работы

Индивидуальная работа должна отвечать решению значимой для ученика задачи и быть практико-ориентированной. Учителю необходимо предлагать тексты, задания (источники информации, средства), которые мотивировали бы ученика к индивидуальной работе;

Надо стремиться к тому, чтобы индивидуальная работа с текстом предполагала такие операции как «перевод», «интерпретация» в широком смысле этих слов;

Индивидуальная работа ученика планируется учителем, рассчитывается на определенное время. Спланированная учителем индивидуальная работа ученика должна быть оценена, ее результаты могут быть предметом обсуждения.

  1. Работа в группе

Ученикам должны быть ясны цели, характер и возможные результаты их деятельности в группе. Необходимо чередовать различные способы формирования групп, обсуждать их эффективность.

;

  1. Консультация .Желательно, чтобы консультация являлась стабильной формой организации учебных занятий (присутствовать в расписании, как особая инициативная относительно ученика форма образовательного процесса). Консультация должна быть организована таким образом, чтобы стимулировать ученика к оценке и анализу целей, способов работы и т.д.
  1. ОТЧЕТ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Публичное выступление

Ответ учащегося рассматривается как публичное выступление.

Вопрос задаёт учитель, ответ же адресуется классу.

Правила публичного представления результата учебной деятельности, а также их соблюдения является предметом дискуссии (по норме) субъектов образовательного процесса.

Например: при отказе ученика отвечать (выходить к доске), учитель не должен ставить отметку «два». Он может предложить ученику выбрать время и форму ответа, при этом ученику необходимо аргументировать (возможно, индивидуально) причину своего отказа.

Ответ ученика должен использоваться учителем для организации межличностной коммуникации.

Например: учитель предлагает обсудить ответ ученика (одним из вопросов для обсуждение может быть такой: «За что ответ может быть оценен?»), задать уточняющие вопросы выступающему или однокласснику. Учитель заранее оговаривает, что он оценивает только форму подачи материала, содержание же оценивают учащиеся

Учитель должен обращать внимание учащихся на практическую и/или теоретическую значимость предъявляемого материала.

  1. Контрольная (самостоятельная, практическая) работа

Работы должны быть многоуровневые. Учитель должен предварительно ознакомить учащихся с критериями оценки их работы. Критерии оценки должны быть ясны учащемуся до начала работы.

.Ученик должен иметь возможность:

  • Выбрать уровень, на котором он выполняет работу
  • Выбрать время выполнения контрольной работы из предложенных заранее как минимум двух дат или выполнить ее дважды;
  • Привлекать (использовать) дополнительные источники информации;
  • Апеллировать выставленную учителем оценку.

1.2.4 По результатам контрольной работы учитель обязан пояснять свое оценочное суждение о качестве работы ученика (индивидуально, в группе).

Особый акцент необходимо сделать на создании ситуации успеха ( хорошо выполненные работы, использованные «ноу-хау»)

  1. Фронтальный опрос
  1. Он должен строиться таким образом, чтобы предполагалось не только воспроизведение учеником фактов, сведений.
  2. При выборе вопросов учитель должен использовать такие, которые предполагают неоднозначный ответ или несколько правильных ответов. Он, обычно, является поводом для начала дискуссии.

Например: Публикация какого документа в истории России привела к установлению крепостного права?

Какие естественнонаучные явления не имеют на сегодня научного объяснения?

Имеет смысл рассматривать учебный процесс с использованием всех этих видов оценивания, получая суммарную, разноплановую оценку. В результате получатся развернутая диагностическая карта достижений учащегося, позволяющая и ему и учителю понимать уровень своих достижений и динамику их развития. В этих условиях возможен переход к использованию мониторинговой модели оценивания.

Возможные варианты способов оценивания уровня сформированности компетентности.

Разновидностью мониторинговой модели оценивания может служить создание «портфолио»[1].

Вызовы 21 века

Все большее количество детей выше ценит внесистемные образовательные ресурсы, нежели системные

  1. Предельной рамкой результативности, качества образования становится социализация. Качество образования в первую очередь должно быть связано с качеством жизнедеятельности.
  • Учитывать не только объективный уровень достижения ученика, но и его продвижение относительно предыдущего испытания (ученик получают право на ошибку, оценивание ориентировано на фиксацию позитивных продвижений, а не недочетов).

В качестве элемента оценивания, ориентированного на развитие компетентности, можно, на этом этапе, попробовать диагностировать коммуникативную компетентность. Экспертную оценку уровня освоения коммуникации (мнение учителя относительно степени освоения данного умения). Применение экспертной формы оценивания неизбежно приводит к изменению роли и позиции учителя в учебном процессе. Позиция организатора трансляции учебного материала заменяется позицией организатора деятельности учащегося по освоению им требуемых умений. В качестве примера такой позиции можно сослаться на международный опыт (План «Келлера»)[2]

В «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» подчеркивалось, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.[5]

Идеи модернизации образования на компетентностной основе активно обсуждаются специалистами. Разрабатываются формы реализации компетентностной модели образования, стандарты, учебные программы нового поколения (А.Г. Асмолов, В. А. Болотов, E.H. Бондаревская.

Одной из возможностей использовать уроки математики в основной школе как базу для формирования учебных компетенций учащихся является формирование полипредметных учебных компетенций учащихся. Этот процесс может быть основан на интеграции содержания курса математики основной школы с предметами естественнонаучного цикла.

В «Концепции модернизации российского образования до 2010» подчеркивалось, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков а также опыт самостоятельность деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Интересной особенностью результата формирования полипредметных учебных компетенций является то, что он не осознается школьником в качестве результата изучения какой-либо конкретной дисциплины, в частности, математики

Образование на современном этапе характеризуется усилением внимания к ученику, к его саморазвитию и самопознанию, вниманием ученика к окружающему миру и к себе, воспитанию учения и находить свое место в жизни. Целью современного образования является полное достижение развития тех способностей личности, которые нужны ей в обществе.

Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года выделяет

компетентностный подход в качестве приоритетногоАнализ состояния теории и практики

дополнительного образования, позволили расширить известные определения понятия

“образовательная компетенция” следующей формулировкой: “образовательная

компетенция” это совокупность социального опыта, знаний, умений и навыков,

обеспечивающих готовность учащихся к решению исследовательских задач с

неформулируемым условием стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач.

Первая задача - обеспечение инновационного характера базового образования, в том числе:

обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития, в том числе формирование федеральных университетов, национальных исследовательских университетов;

обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений;

Федеральный компонент содержит три стандарта по химии: для основного общего образования; для среднего (полного) общего образования на базовом уровне; для среднего (полного) общего образования на профильном уровне.

Каждый из стандартов включает:

  • цели;
  • обязательный минимум содержания основных образовательных программ;
  • требования к уровню подготовки выпускников.
  • Новизна образовательных стандартов по химии
  • Новизну подходов к разработке государственных образовательных стандартов по химии определил  учет научного и социального аспектов химии, современных тенденций совершенствования содержания образования - усиление его личностной ориентации и практической направленности , повышение развивающего и воспитывающего потенциала всех его компонентов
  • Основу федерального компонента государственного образовательного стандарта составили те элементы содержания, образовательная ценность которых подтверждена отечественной и мировой практикой преподавания химии в школе. Они составили систему знаний о неорганических и органических веществах, их составе, строении и свойствах, о химических реакциях, их сущности и закономерностях протекания, об использовании веществ и химических превращений, о возникающих при этом экологических (как правило, в результате промышленного производства химических веществ и материалов), а также нравственно-социальных (производство и распространение наркотических веществ и т.п.) проблемах и путях их решения. Усвоение этой системы знаний имеет решающее методологическое, познавательное, прикладное и общекультурное значение.  
  • Разгрузка содержания образования по химии
  • В ходе реализации предложенного подхода к разработке стандарта по химии была проведена разгрузка обязательного минимума содержания основного общего образования. Прежде всего был исключен материал, в котором излишне детально излагались отдельные вопросы строения вещества (атомные орбитали и электронные конфигурации, аллотропия, донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи, геометрия молекул, изомерия и ряд других).  Такие понятия как гидратация, гидролиз, электролиз, химическое равновесие, а также вопросы промышленного производства химических веществ и материалов отнесены к обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования. Разгрузке призвано способствовать также выделение материала курсивом (во всех трех стандартах), который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников. Это относится, в частности, к следующим элементам содержания:
  • - скорость химической реакции и ее зависимость от различных факторов (основное общее образование);
  • - особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов, водородный показатель (рН среды), азотистые гетероциклические основания и нуклеиновые кислоты (базовое среднее образование);
  • - понятие о переходном комплексе, циклические формы моносахаридов, принципы комплиментарности в построении двойной спирали дезоксирибонуклеиновой кислоты (профильное среднее образование).
  • Все это позволило без снижения уровня изучения химии сократить объем учебного материала, выносимого на итоговый контроль, и защитить учеников от завышенных требований к уровню их знаний и умений при итоговом контроле. Элементы знаний, выделенные курсивом, позволяют сохранить высокий уровень преподавания химии.
  • Реализация внутрипредметных связей

Идеи компетентностного подхода в обучении

     «Быть  всегда творческим - значит быть всесильным. Нет надежнее гарантии на лучшее будущее, чем быть творческим  всякий раз, когда это необходимо, в любой момент решать проблемы и разрабатывать новые концепции», - эти  слова Марка Фишера отражают одно из перспективных направлений модернизации образования – разработку идей компетентностного подхода в обучении.  При этом подходе помимо знаний и умений  обучающихся важным показателем качества обучения становится наличие у них опыта решения жизненных проблем, социальных функций, практических навыков деятельности, т. е. сформированность того, что называется ключевыми компетенциями

Для решения поставленных задач уже много лет с  успехом применяется метод проектов. Этот метод существует уже более ста лет, но всё ещё сохраняет свою эффективность и актуальность.

В своей практике я использую проектную деятельность в обучении и воспитании в течение последних лет. Работа над проектом включает совместную деятельность педагога и детей.   

 Несмотря на широкий выбор тем проектов, различия в уровне сложности и глубине ученического  исследования, все проекты характеризуются единым подходом к их осуществлению

На первом этапе - погружения в проект - я знакомлю ребят с сюжетной  ситуацией, мы вместе определяем  тему и  цели проекта, ставим проблемы,  которые должны быть посильными, а форма - знакомой.

   На начальном этапе изучения химии в 8 классе обычно возникают трудности с усвоением химического языка. Для решения этой проблемы предлагаю проект «Химия в стихах, загадках, рисунках», цель которого - помочь освоению уникальной знаковой системы химического языка и   усилить мотивацию к изучению химии.

   В 10 классе при изучении темы «Биологически активные вещества»  возникает  напряженность, обусловленная большим объёмом  информации и страхом забыть её на уроке. Обсудив со мной эту проблему, ребята сделали компьютерную презентацию в программе Microsoft Power Point  по направлениям: витамины, гормоны, ферменты, лекарства и самостоятельно провели  урок, попробовав себя в роли учителя.

На этом этапе формируется  компетенция учеников в сфере познавательной деятельности: знания и умения организации, планирования идей,  готовность к дальнейшему самообразованию.

На втором этапе – организации деятельности – я занимаюсь совместно с обучающимися организацией групп, пар, отдельных                               обучающихся, распределением ролей, планированием дальнейшей деятельности по решению задач проекта. Если проект групповой, при работе над ним объединяются  обучающиеся с разными учебными возможностями, среди которых есть и неподготовленные  к  самостоятельной исследовательской, творческой  деятельности,  они обычно выполняют   роль статистов.

Готовые к проектной  деятельности  обучающиеся на этом этапе самостоятельно  распределяют роли в группах, планируют работу по виду деятельности и содержанию. При этом необходимо учесть  следующие показатели:

- данные социометрического исследования, проведенного психологом по выявлению лидеров в коллективе;

- личные пожелания обучающихся заниматься определёнными видами деятельности, выраженные в форме  ответов на  вопросы экспресс  -  анкеты: что тебя заинтересовало в этом проекте? чем ты хочешь заняться?

-  данные мониторинга обученности по предмету: хорошо успевающие ребята могут выступить в качестве консультантов.

      В результате формируется коммуникативная компетенция, предусматривающая владение способами взаимодействия с окружающими, навыками работы в коллективе.

Так, при работе над проектами «Полимеры» в 11 классе, «Этанол, его физиологическое действие на организм человека» в 10 классе, «Силикатная промышленность» в 9 классе и других обучающиеся самостоятельно распределяли роли и обязанности, делились на группы.

           На третьем этапе – осуществления деятельности -  при необходимости консультирую обучающихся, ненавязчиво контролирую работу над проектом.

Каждый из обучающихся работает в соответствии со своими интересами, подбирает информацию, готовит презентацию результатов, совместными усилиями  ребята проводят экспериментальную,  исследовательскую  работу.

     В результате формируются информационная и коммуникативная компетенции, предусматривающие умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимые сведения, строить отношения с окружающими, приобретать навыки работы в коллективе.

     Результаты работы над проектом ребята представляют в различных формах. Ко мне, как к  учителю, применяющему в своей работе проектную деятельность, предъявляются определенные требования. Это, прежде всего, принципиальная смена педагогической позиции: с одной стороны, не давать в готовом виде ни правил работы, ни решения проблем, с другой – научить  ребят  выдвигать предположения, слушать и слышать мнения своих товарищей, учитывать разные точки зрения при планировании собственных действий.  Моя роль как учителя заключается в создании благоприятных условий для развития субъект – субъектных отношений внутри группы и различных форм коммуникации между группами, и особое  внимание уделяется  индивидуальному развитию  обучающихся.

          В результате формируются коммуникативная компетенция, предусматривающая владение способами взаимодействия с окружающими, навыками работы в коллективе, учебно – познавательная компетенция в сфере познавательной деятельности, социально – трудовая компетенция.

В ходе работы над проектами обучающиеся приобретают социальный опыт, практические навыки, которые пригодятся им в жизни.

ЗУНы ученика не рассматриваются в качестве главной цели и результата образования, а лишь как одно из средств  развития способностей и социализации учащихся. Становится понятно ,что новое качество обучения требует наполнения деятельности учителя новым содержанием.

Профессионально- компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне  осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение ,реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании учащихся.

Один из путей повышения качества образовательных стандартов видится в выявлении и включении в стандарты по отдельным предметам межпредметных целей и требований. Новизну подходов к разработке государственных образовательных стандартов по химии определил  учет научного и социального аспектов химии, современных тенденций совершенствования содержания образования - усиление его личностной ориентации и практической направленности , повышение развивающего и воспитывающего потенциала всех его компонентов

Федеральный компонент содержит три стандарта по химии: для основного общего образования; для среднего (полного) общего образования на базовом уровне; для среднего (полного) общего образования на профильном уровне. Каждый из стандартов включает: цели; обязательный минимум содержания основных образовательных программ; требования к уровню подготовки выпускников.

Образовательный стандарт по химии ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности  учащихся. Деятельностный подход прежде всего отражается в формулировках требований к уровню подготовки выпускников, предусматривающих овладение определенными способами познавательной деятельности, свойственными химии.

Основу федерального компонента государственного образовательного стандарта составили те элементы содержания, образовательная ценность которых подтверждена отечественной и мировой практикой преподавания химии в школе.

Разгрузка содержания образования по химии

В ходе реализации предложенного подхода к разработке стандарта по химии была проведена разгрузка обязательного минимума содержания основного общего образования. Прежде всего был исключен материал, в котором излишне детально излагались отдельные вопросы строения вещества (атомные орбитали и электронные конфигурации, аллотропия, донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи, геометрия молекул, изомерия и ряд других).  Такие понятия как гидратация, гидролиз, электролиз, химическое равновесие, а также вопросы промышленного производства химических веществ и материалов отнесены к обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования. Разгрузке призвано способствовать также выделение материала курсивом (во всех трех стандартах), который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников. Это относится, в частности, к следующим элементам содержания:

скорость химической реакции и ее зависимость от различных факторов (основное общее образование);

 особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов, водородный показатель (рН среды), азотистые гетероциклические основания и нуклеиновые кислоты (базовое среднее образование);

 понятие о переходном комплексе, циклические формы моносахаридов, принципы комплиментарности в построении двойной спирали дезоксирибонуклеиновой кислоты (профильное среднее образование).

Все это позволило без снижения уровня изучения химии сократить объем учебного материала, выносимого на итоговый контроль, и защитить учеников от завышенных требований к уровню их знаний и умений при итоговом контроле. Элементы знаний, выделенные курсивом, позволяют сохранить высокий уровень преподавания химии.

Преемственность между ступенями образования обеспечивается тем, что основу обоих стандартов – основного общего и среднего базового образования – составляет система фундаментальных знаний о периодическом законе химических элементов Д.И.Менделеева и структурной теории строения органических соединений, а также теорий строения атомов, химической связи и электролитической диссоциации.

Вместе с тем два уровня образовательного стандарта среднего (полного) общего образования – базовый и профильный – существенно различаются по своим целям и содержанию.

В стандарте базового уровня система знаний, будучи дополнена  блоками содержания, имеющего прикладной и культурологический характер, призвана прежде всего обеспечить выпускнику средней (полной) школы возможность ориентироваться в общественно и личностно значимых проблемах, связанных с химией.

В стандарте профильного уровня система знаний о химических элементах и свойствах их соединений расширяется и углубляется на основе представлений о строении вещества, химической связи и закономерностях протекания химических реакций, рассматриваемых с точки зрения химической кинетики и химической термодинамики. Тем самым обеспечивается подготовка выпускников школы к продолжению образования в средних специальных и высших учебных заведениях, профиль которых предусматривает изучение химии, и последующей профессиональной деятельности.

Для выполнения этих требований  нужно  организовывать такие виды деятельности, как наблюдение, описание и объяснение химических явлений, проведение опытов и экспериментальных исследований по выявлению закономерностей, а не просто  сообщать школьникам систему готовых знаний. Учащиеся должны не только знать результаты научных достижений, но и овладеть методами научных исследований химических явлений. Учитель должен контролировать не запоминание текста учебника, а правильные и успешные познавательные действия ученика.

Ориентация на организацию самостоятельной познавательной деятельности  учащихся является необходимым условием успешности обучения химии  всех учащихся. В результате освоения содержания образования по химии учащиеся получают возможность расширить круг  учебных умений, навыков и способов деятельности. Образовательный стандарт по химии включает систему прикладных знаний и умений, значимых для самого ученика, востребованных в повседневной жизни, важных для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Это вопросы обеспечения собственной безопасности в процессе использования веществ и определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде. Внедрение образовательного стандарта по химии призвано обеспечить возможность существенного снижения учебной нагрузки школьников. Однако для реализации этой возможности необходимо понимать, что стандарты определяют только нижнюю границу содержания образования по химии. Каждый автор имеет  право на составление собственной программы и создание учебника, соответствующего этой программе. Любые авторские программы и учебники должны обязательно включать в себя минимум содержания образования, определенный стандартом. Для того чтобы новый образовательный стандарт оказал существенное влияние на реальное состояние дел в школе, авторам необходимо привести свои программы и учебники в соответствие с требованиями стандартов.

Вместе с тем авторы имеют право включать в программы и учебники дополнительный материал, объем которого (вместе с обязательным минимумом)  не должен превышать возможностей, предоставляемых базисным учебным планом  курсу химии для данной ступени и профиля обучения.

Современные методики работы с детьми высокой мотивации к обучению , применяемые мною помогают моим ученикам наиболее полно овладевать предметом. Для успешной реализации концепции профильного обучения, как средства дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющего более полно учитывать интересы и способности учащихся,  я использую модель сетевого взаимодействия образовательных учреждений. Мои ученики являются слушателями подготовительного отделения Казанского Государственного  медицинского университета с 9 по 11 класс, и обучаются по адаптированной программе курса химии для учащихся профильных медико-биологических классов. По окончании  курса  им вручается  подтверждающий сертификат. Также я стараюсь привлечь учащихся к обучению в очно-заочной школе при КГУ (биофак),  к участию во Всероссийском проекте «Путь к Олимпу» на базе МГУ, РХТУ. Для индивидуализации учебной работы с одаренными детьми организую учебные сборы в каникулярное время в период осенних, зимних и весенних каникул. В  таких условиях создается атмосфера коллектива, вовлекающая каждого участника в активную деятельность. Групповая и индивидуальная формы работы с  одаренными детьми в совокупности дают положительный результат, что подтверждают результаты олимпиады различного уровня за последние 3года:

Год

Олимпиада

Место

Участник

2010 – 2011 гг.

Муниципальный (городской) этап всероссийской олимпиады по химии

Призер

Тачиева Гиляна,11 «м»

Призер

Джаврунова Катя, 8 «м»

Открытая республиканская олимпиада РИПКРО

I место

Дорджиев Намсин,11 «м»

II место

Рябцева Настя,11 «м»

Призер

Кармадаева Карина, 11 «м

Призер

Халаева Виолетта, 11 «м»

всероссийские заочные  конкурсы  «Познание и творчество »  в   номинации «Химия»

Лауреат

Кармадаева Карина, 11 «м

Лауреат

Овликова Геляна,11 «м»

Поволжская открытая олимпиада школьников «Будущее медицины»

победитель 1тура

Халаева Виолетта, 11 «м»

Олимпиада «Покори Воробьевы горы»

87 баллов (из 100)

Аляева Санда 11 «м»

НПК – Бадма- Горяева Айжана,

       Я стараюсь прививать интерес учащихся   к изучению такого сложного  и в тоже время интересного школьного предмета , привлекая  их  также  к  участию в   предметной  недели, научно-практических гимназических конференциях , гимназических олимпиадах.  Также мои ученики принимают самое активное   участие в различных всероссийских  олимпиадах по химии, например «Олимпус», «Мультитест», «Ломоносов», дистанционных «Снейл» и т.д , пополняя тем самым теоретическую базу и портфолио. В текущем учебном году 20 учеников из 9 «м», 5 учащихся из 8 «а» и  6 из 11 «м» получат сертификаты участия в названных дистанционных  мероприятиях .


[2] Кларин М. Педагогические технологии и инновационные тенденции в современном образовании (зарубежный опыт) / Инновационное движение в Российском школьном образовании. – М., 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьная культура и психологический климат в работе по достижению нового качества образования

Отчёт руководителя ШМО  о реализации проекта "Школьная культура и психологический климат в работе по достижению нового качества образования"....

Статья: " «Реализация компетентностного подхода на уроках физики, как условие достижения нового качества образования».

Важнейшим компонентом в стратегии модернизации содержания общего образования России является ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, т.е....

Публичная презентация на тему «Технология организации учебно-исследовательской деятельности на уроках биологии как средство достижения нового качества образования»

В публмкации представлен опыт работы по теме "Технология организации учебно-исследовательской деятельности на уроках биологии как средство достижения нового качества образования" и результативность пр...

Применение современных технологий на уроках математики как условие достижения нового качества образования.

В статье написано  о  применении  современных технологий  позволяющих интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность с обязательным учетом не...

Сценарий педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»

Сценарий  педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»...

Сценарий педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»

Сценарий  педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»...