Школьная культура и психологический климат в работе по достижению нового качества образования
статья на тему

Отчёт руководителя ШМО  о реализации проекта "Школьная культура и психологический климат в работе по достижению нового качества образования". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация проекта «Школьная культура и психологический климат в работе по достижению нового качества образования» учителями русского языка и литературы.

           

        Школьное методическое объединение учителей-словесников в 2013-2014 учебном году строит свою работу в соответствии с реализацией проекта «Школьная культура и психологический климат в работе по достижению нового качества образования». Русский язык и литература как школьные предметы располагают для этого широкими возможностями, так как на этих уроках в большей степени формируется мышление, осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность.  

        На уроках литературы само содержание художественных произведений формирует у учащихся чёткие нравственные ориентиры: Родина, мир природы, уважение к окружающим, сострадание и сопереживание. А подбор текстов в учебниках русского языка – лучших образцов художественной и публицистической  литературы – способствует развитию языкового вкуса, помогает постигать эстетическую функцию родного языка сквозь призму нравственных оценок и ценностей, что также служит воспитанию культурного человека.

         Для успешного решения поставленных целей и задач  в распоряжении учителя есть урок, внеурочные часы и внеклассная работа. При этом в условиях новой школы члены ШМО внедряют в практику современные образовательные технологии, направленные на развитие самостоятельности, творчества и активности учащихся.

         Так, в соответствии с темами самообразования учителями особенно эффективно используются технологии личностно-ориентированного, развивающего, проблемного, дифференцированного обучения, проектная, тестовая, игровая технологии, метод критического мышления, здоровьесбережения, КСО (коллективный способ обучения) и ИКТ-технологии. Своими наработками в этой области учителя делились во время открытых уроков на семинаре «Формирование универсальных учебных действий на уроках  русского языка и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО» (О.Н. Фролова - урок русского языка «Фразеологизмы. Источники фразеологизмов» (6А класс), при проведении Единого медодического дня (Т.А Кобелева - «М.А. Шолохов. Страницы биографии. Рассказ «Судьба человека»).

Урок О.Н. Фроловой  соответствовал всем требованиям ФГОС Открытие новых знаний было построено в виде проекта выхода из затруднения. При этом ребята работали в парах, осуществляли взаимопроверку, обобщали, делали выводы, давали оценку собственной учебной деятельности.

Особенность урока Т.А. Кобелевой состояла в формировании нравственных качеств личности учеников. Учитель воспитывала в детях уважение к подвигу солдата Великой Отечественной войны, к героическому прошлому своей страны. На протяжении всего урока девятиклассники  испытывали желание работать, радовались собственным успехам и успехам товарищей. В классе царила доверительная атмосфера, что проявлялось и в доброжелательном тоне, и в тактичности учителя, и в прекрасном настроении участников учебного процесса.

Подобная направленность в организации образовательного процесса повышает эффективность обучения, инициативность и успешность учащихся. Так, например, выросло количество детей, занятых исследовательской и проектной деятельностью. Созданы такие проекты, как «История одного слова» (6а), «Калейдоскоп имён моей семьи» (8а), «Изобразительно-выразительные средства русского языка» (11а). Как результат коллективной деятельности (в рамках «Недели русского языка») оформлены лингвистические газеты, проведена акция «Эти загадочные фразеологизмы» (5-11 классы). Личностно-ориентированный подход в обучении позволяет учащимся становиться победителями и призёрами муниципальных предметных олимпиад. Двое обучающихся стали участниками регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников.

Муниципальный тур олимпиады по русскому языку

Класс

Ф.И. участника

Результат

Учитель

10А

Суханова Инесса

призёр

Кобелева Т.А.

10А

Рудавина Полина

призёр

Кобелева Т.А.

11А

Ионин Никита

победитель

Гурова Г.Т.

11А

Лисковская Екатерина

призёр

Гурова Г.Т.

Муниципальный тур олимпиады по литературе

Класс

Ф.И. участника

Результат

Учитель

Дурынина Анастасия

призёр

Гурова Г.Т.

Ярусова     Ирина

призёр

Фролова О.Н

11А

Лаптева Анна

призёр

Гурова Г.Т.

Всероссийская дистанционная олимпиада

Предмет

Ф.И. участника

Результат

Учитель

Русский язык

Вернигора Мария (5в)

победитель

Фролова О.Н.

Литература

Сурина Наталья (6а)

победитель

Фролова О.Н.

Галимзянова Анастасия (7а)

призёр

Гурова Г.Т.

Следует отметить рост участников творческих и дистанционных конкурсов.

Название конкурса

2012-2013 (год)

2013/2014 (3 четверти)

Всероссийская олимпиада школьников  «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность»

2 (победители)

1 победитель регионального этапа

2 (победители)

1 победитель регионального этапа

«Проба пера»

7(победители, призёры)

7 (победители, призёры)

«Мир конкурсов»

6 (победители, призёры)

8 (победители, призёры)

«Фактор роста»

7(победители, призёры)

11 (победители, призёры)

Всероссийская игра по русскому языку «Русский медвежонок – языкознание для всех»

147

154

Общероссийская олимпиада по русскому языку «Олимпус»

29 участников:

1 – призёр, 14 - лауреаты

47 участников:

2 победителя, 3 призёра,

9 лауреатов

Общероссийская олимпиада по литературе «Олимпус»

5

36 участников:

1 лауреат, 2 призёра

Качество обученности

Предмет

2012-2013 (3 четверть)

2013/2014 (3 четверть)

Русский язык

60%

63%

Литература

78%

78%

        Проблема достижения нового качества образования решается и средствами внеурочной деятельности (реализация ФГОС). Так, в 5-х классах осуществляется программа «Остров поэтических исканий».  С целью распространения инновационного опыта О.М. Мурашовой были показаны открытые занятия: сюжетно-ролевая театральная игра «Ты пришёл в гости» и «Буратино разбросал слова. Собери слова в стихотворении» (слайд – цели и задачи программы). На примере данных занятий было продемонстрировано решение регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных задач (слайд).

Помимо формирования внешней и внутренней культуры личности, следует отметить работу учителей-словесников над повышением качества психологического климата. Этому способствует создание эмоционально благоприятного окружения, атмосферы стабильности, безопасности, поддержки, уверенности, справедливости и спокойствия. Этой же цели служит воспитание у учащихся уважительного отношения друг к другу.   Например, перед работой в парах  учащиеся повторяют определённую инструкцию: 1.Работать должны оба. 2. Один говорит, другой слушает. 3. Своё несогласие высказывай вежливо. 4. Если не понял, переспроси. (слайд)          Невозможно обойтись и  без здоровьесберегающих технологий, т.к. они «работают» на усвоение учебного материала и влияют на качество образования. В качестве психологической разгрузки можно использовать крылатые выражения и поговорки на все случаи жизни, объединив их в «Словарь мудрых мыслей».

  •  Кто жаден до еды, тот дойдёт до беды”, 
  • “По яблоку в день – и доктор не нужен”,
  • “Ешь просто - доживёшь лет до ста”, 
  • «Здоров на еду, да хил на работу». 
  • «Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест». 

В системе проводятся физминутки. Их значение в том, чтобы снять утомление, вызванное продолжительным сидением, дать отдых мышцам, органам слуха,  поднять детям настроение, восстановить физические и духовные силы учеников. (слайд)

В результате такой комплексной системной работы ученики всецело доверяют учителям, идут за ними. В свою очередь, наши учителя очень требовательны к себе и придерживаются 7 правил учителя.

1. ВХОДЯ В КЛАСС, ПОМНИ, ЧТО ВСЕ СИДЯЩИЕ ТАМ,  - ТВОИ ДЕТИ.

2. УЧИ ИХ, ПОМНЯ, ЧТО ИХ ПОБЕДЫ - ЭТО ТВОЯ РАДОСТЬ, ИХ ПОРАЖЕНИЕ - ТВОЁ ГОРЕ, ВСЕ ОШИБКИ, СОВЕРШЁННЫЕ ИМИ,- ТВОЯ БЕДА.

3. УВАЖАЙ УЧЕНИКА И УЧИСЬ У НЕГО.

4. ВСЕ ДЕТИ ТАЛАНТЛИВЫ, И ДОЛГ ПЕДАГОГА РАСКРЫТЬ ЭТОТ ТАЛАНТ.

5. ЖИВИ РАДИ ДЕТЕЙ, И ПУСТЬ БУДЕТ ТЕБЕ НАГРАДОЙ ИХ УВАЖЕНИЕ.

6. ПЕРЕДАТЬ ЗНАНИЯ - ЗНАЧИТ РАЗБУДИТЬ В ЛЮДЯХ СПЯЩИЙ УМ, ВОСПИТАТЬ В ДЕТЯХ СПОСОБНОСТЬ ЛЮБИТЬ, ЗНАЧИТ ВЫРАСТИТЬ НАСТОЯЩИХ ЛЮДЕЙ.

7. ПОМНИ, ЧТО ВСЕ ПРИХОДЯТ В ЭТОТ МИР, ЧТОБЫ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМИ.

Таким образом, учителя русского языка и литературы на своих уроках создают позитивный психологический климат, что позволяет говорить о повышении школьной культуры в целом и о достижении нового качества образования учащихся.