Публичная презентация на тему «Технология организации учебно-исследовательской деятельности на уроках биологии как средство достижения нового качества образования»
материал по биологии на тему

В публмкации представлен опыт работы по теме "Технология организации учебно-исследовательской деятельности на уроках биологии как средство достижения нового качества образования" и результативность применения данной технологии в учебно-воспитательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publichnoe_predstavlenie.doc88.5 КБ
Office presentation icon rezultativnost_pedagogicheskoy_deyatelnosti.ppt510.5 КБ

Предварительный просмотр:

Презентация на тему:

«Технология организации учебно-исследовательской деятельности на уроках биологии как средство достижения нового качества образования»

Современное общество ставит перед школой серьезную задачу – формирование у учащихся и выпускников КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ.

        Основа формирования компетенций - обучение учащихся универсальным учебным действиям. Развитые учебные действия способствуют  овладению способами познания.

Стандарты второго поколения в качестве механизма достижения планируемых результатов - предметных, метапредметных, личностных -  предлагают системно - деятельностный подход.

Встала проблема: как научить ученика самостоятельно управлять своей познавательной деятельностью, осуществлять самоконтроль и самооценку.

Таким образом, в школе важно не только сформировать у учащихся знания, умения, но и развивать мышление, обучить их способам учебной деятельности, как основы развития компетентностей. Главная цель учителя - создать такие условия, чтобы каждый школьник активно участвовал в «открытии» нового знания. В этом учителю будет способствовать обучение школьников основам исследовательской деятельности.

Эта проблема  в первую очередь, актуальна для учителей биологии, так как это наука, базирующаяся на практическом закреплении теоретических знаний.

        Биология – это предмет практической направленности, включающий   в первую очередь,  описание биологических объектов и явлений, наблюдения за живой природой, опытное доказательство теоретических предположений.    

Содержание образования по биологии предусматривает практическое закрепление теории на лабораторном практикуме. Чтобы выполнить опыты, практическую работу, вести наблюдение у ребят должны быть развиты не только учебные умения, но и специальные исследовательские  навыки. Поэтому одной из главных задач является формирование действий исследовательского характера. Сформированность исследовательских действий будет способствовать лучшему закреплению темы, а значит повышению качества образования.

        Цель: создание условий для формирования исследовательских компетенций учащихся в учебно-воспитательном процессе.

        Задачи:

  • разработка проекта и программы формирования исследовательских умений учащихся в соответствии с возрастом;
  • диагностика сформированности учебной деятельности школьников;
  • моделирование образовательной среды, способствующей    формированию исследовательских  компетенций детей.

Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, с открытием нового знания и предполагает наличие некой проблемы, некоего противоречия, которые нуждаются в изучении и объяснении. Так как первым и одним из самых важных моментов исследовательской деятельности является нахождение проблемы, требующей решения, поэтому познавательная потребность, мотивация исследовательской деятельности являются неотъемлемой ее характеристикой.

Основными этапами исследования являются: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими; сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование имеет подобную структуру.

Исследование с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Исследование с точки зрения учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические действия исследования у обучающихся.

Если у учащихся будут сформированы универсальные учебные действия, то на их основе можно формировать исследовательские умения. В свою очередь исследовательские действия это база для проведения наблюдений, биологического практикума, эксперимента.

Таким образом, использование проблемно-исследовательских технологий мотивирует учащихся, а это в свою очередь влияет на качество усвоения тем.

  Сегодня необходимо целенаправленно и в полной мере  развивать исследовательские действия детей.

Чтобы решить эти задачи был разработан методический  проект «Развитие исследовательских умений школьников на уроках биологии». Сущность проекта - целенаправленное создание условий для развития исследовательских компетенций. Реализация проекта позволит целенаправленно, системно от класса к классу формировать исследовательские навыки учащихся с тем, чтобы учащиеся могли активно участвовать в самостоятельной познавательной деятельности.

              В рамках проекта на основе примерных рекомендаций Т. Файн была разработана программа формирования исследовательских действий школьников по возрастным группам. Программа была подразделена на 3 модуля:

1 модуль – 5-6 классы - Формирование универсальных учебных действий учащихся, необходимых для развития исследовательских компетенций.

2 модуль – 7-9 классы - Формирование основ исследовательской культуры.

3 модуль – 10-11 классы - Развитие сложных специфических исследовательских действий.

             Такой учет возрастных особенностей позволяет плавно наращивать компетентности учащихся, требуемые для проведения как теоретических, так и практических исследований. 

       Разработаны технологические карты изучения тем, где включено формирование универсальных учебных действий, в том числе и  исследовательских.

      Овладение самостоятельной исследовательской деятельностью учащимися должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

     Для 5-6 классов главное - это формирование универсальных учебных действий, так как  исследовательская работа основывается на способах учебной деятельности. Умение выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы - без этих умений дети не смогут самостоятельно поставить опыт, сделать по полученным результатам выводы. Кроме того, биология - наука, требующая постоянной классификации многообразия изучаемых объектов. И именно в 5 классе на уроках природоведения, а затем, изучая в 6  классе основные группы растений, формируется умение классифицировать объекты, явления, которые затем пригодятся и в старших классах.

При формировании учебных действий используется следующий алгоритм работы:

Алгоритм работы по формированию способов учебных действий следующий:

Характеристика содержания действия и его значение

Ознакомление с пошаговым алгоритмом овладения способа действия

Фронтальная работа с использованием алгоритма на учебном занятии

Работа в группах или парах по закреплению способа действия

Индивидуальная работа по алгоритму

Индивидуальная самостоятельная работа без использования алгоритма

.

            В 7-9 классах на учебных занятиях исследовательские действия формируются более целенаправленно  и осознанно, а в старших классах они должны приобретать сложный, специфичный характер: школьники включаются в выполнение исследований разного рода, самостоятельно пишут рефераты, презентуют исследования, как на уроках, так и во внеурочное время.

      Исследования могут носить теоретический или экспериментальный (практический) характер. И те и другие виды исследований применяются как на уроках, так и во внеурочное время.

     Теоретические исследования - предусматривают изучение  и обобщение сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных теоретических источниках.  

      К теоретическим исследованиям можно отнести такие, как «Разнообразие растений Республики Коми», «Болезни, вызываемые вирусами», «Клетка как этап эволюции живого в истории Земли», «Жизнь муравейника». Теоретические исследования предлагаются детям и как один из видов домашнего задания на выбор.

     Экспериментальные (практические) исследования - предполагают собственные наблюдения и эксперименты.

     Примером практических исследований могут быть по ботанике мини-исследования, выполняемые в парах и группах, такие, как  «Растения пришкольного участка», «Зеленые «легкие» школы»; по зоологии- «Насекомые осенью», «Особенности дождевого червя: способ передвижения, выявление поведенческих реакций на раздражение», по анатомии - «Рацион моего питания», «Функциональная сердечно-сосудистая проба»,  по общей биологии – «Определение уровня загрязнения воздуха в школе и на пришкольном участке», «Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кожицы лука».

      Для формирования исследовательских действий организуются уроки разного плана. Это и урок – экскурсия, урок – наблюдения, урок – практикум, урок – эксперимент.

      Исследовательский характер работы начинается уже с 5 класса, это наблюдение за объектами, природными явлениями. Например, урок – наблюдение «Прогулка с увеличительными стеклами».

      Урок- экскурсия. «Почему осень называют по-разному» – для пятиклассников, «Краски осени» для 6 класса.

       Урок – эксперимент.  Уроков такого типа достаточно много при изучении курса «Человек» в 8 классе, где   ребята знакомятся со способами научного познания - измерением, экспериментом, вычислениям. С целью отслеживания результатов при проведении таких уроков ребятами составляются диагностические карты состояния своего здоровья. По окончании изучения каждой темы заполняются данные о состоянии здоровья в сводную таблицу. В таблицу заносятся не только результаты лабораторных и практических работ, выполненных на уроке или дома, но и  рекомендации по профилактике и устранению выявленных отклонений. Ведение диагностических карт позволяет формировать навыки мониторинга, выявить свой уровень здоровья, сформировать на конкретных примерах потребность в здоровом образе жизни.

     Для того чтобы обучить учащихся исследованию, предусматриваю ряд шагов. Во - первых, обращаем внимание на формулировку темы. Чем младше дети, тем больше доза помощи и коротко и понятно должна звучать тема. Второй шаг- выдвижение предположений или гипотез. Например, в курсе 7 класса при изучении различных групп животных рассматриваются вопросы охраны редких и исчезающих видов. Как правило, в учебниках  приводятся примеры животных встречающихся на территории страны, а какие животные могут находиться рядом с нами, мы, к сожалению, не имеем представления. В связи с этим возникла идея создать Красную Книгу нашего района. Готовя исследование по теме « Красная книга нашего района», учащиеся 7 класса узнали, что такой книги нет, т. е. проблема - мы не знаем, каких животных можно внести в предполагаемую книгу и вообще, кому это необходимо?  Далее  выдвигаются гипотезы: «В Красную книгу» можно внести те виды животных, которые внесены в «Красную книгу Республики»; если мы напишем, какие животные встречаются в районе, можно будет сравнить, есть ли они в списках охраняемых животных РК. Обязательным шагом является формулировка цели исследования. Здесь важно ребятам показать, зачем необходимо это исследование, тогда и цели формулируются легче. Затем идет обсуждение цели совместного исследования, разработка плана и обсуждение источников информации. Работа выполняется по группам. Каждая группа выбирает один класс изученных животных. Обязательно  обсуждаем способы оформления итогов исследования и презентации полученных результатов.

      Формирование сложных специфических  действий в рамках урока проводится поэлементно. Авторы, описывающие развитие исследовательских способностей школьников (Т.Файн, В.Махмутов, А.Савенков) предлагают в качестве специальных умений учащихся такие как: умение видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность по решению проблемы, проводить исследование, формулировать выводы, оформлять исследовательскую работу.  Для их формирования используются: проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, отбор методов и путей решения проблемы, использование новых образовательных технологий.

     Поэтому уроки проводятся, как правило, с использованием проблемно- исследовательских технологий. Основываясь на теоретическом материале В. Махмутова, А.Савенкова, Т.Файн выделила для себя сущность и основные этапы проведения учебного занятия с использованием проблемно - исследовательской технологии. ЭТО:

Противоречие            проблема        выдвижение гипотез        постановка целей             поиск путей решения проблемы                    выводы

         Что дает такая технология. Если раньше мы с учениками просто знакомились с целями и задачами лабораторной работы, выполняли ее с дозой помощи учителя, оформляли, то проблемно-исследовательская технология позволила мотивировать учащихся на поисковую деятельность, самостоятельно находить пути решения проблем, постоянно возвращаться к целям и задачам.          

Использование современных образовательных технологий дает позитивную динамику учебных достижений учащихся. Результативность использования исследовательской технологии отслеживается с помощью диагностического инструментария.

Диагностический инструментарий:

1.  Для выявления мотивации был использован  тест - опросник по методике   Дубовицкой Т.Д. 

2. Для определения динамики предметных умений -  тематические контрольные срезы, тесты.

3. Для  выявления  универсальных учебных действий использовались:

а) анкеты для учащихся  «Умеете ли вы учиться?» Шамовой Т.И.

б) Специальные задания для выявления уровня развития мыслительных операций.

4. Для выявления исследовательских умений использовались:

А) педагогическое наблюдение

Б) опросник для учащихся «Умеете ли Вы…» по Муравьеву Е.М  

 Необходимо отметить, что эффективность любого урока определяется не только тем, что учитель пытается дать детям, а прежде всего тем, что они взяли в процессе обучения. Использование современных образовательных технологий повышают уровень самостоятельности учащихся на уроке; улучшают отношение учащихся к учебному труду, предмету, учителю, друг к другу; развивают и воспитывают личность учащегося, его познавательный интерес; дают более глубокие знания ученикам фактического материала и более высокого уровня его усвоения.

Результаты по итогам диагностик :

-  мотивация  возросла на  8%;

-  качество знаний за 2013-2014 учебный год составило 71%,

- сформированность УУД: высокий уровень 17%, средний 78%, низкий 5% , уменьшилось число учащихся с низким уровнем сформированности УУД на 18%, число с высоким и средним увеличилось на 8% и 10% соответственно.

- сформированность исследовательских  действий по итогам анкетирования ограниченный - 12%, достаточный  61%, оптимальный - 27%.

Анализируя результаты своей работы и вышеприведенные данные можно сделать вывод, что наряду со стабильным показателем качества знаний и положительной динамики развития универсальных учебных действий, учащихся по предмету биология, использование современных образовательных технологий повышает эффективность обучения:

  • повышают интерес к изучаемому материалу;
  • обеспечивают создание эмоционально-нравственных ситуаций на уроке;
  • активизируют познавательную деятельность учащихся;
  • способствует развитию творческого потенциала учащихся;

Позитивный эффект использования  исследовательской технологии подтверждается и результатами внеурочной деятельности учащихся по предмету биология. Ребята ежегодно являются призерами районных олимпиад по предмету, активно участвуют в конкурсах различного уровня: муниципального, регионального, федерального, международного.

                                                                                                           


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Результативность педагогической деятельности по теме: « Технология организации учебно-исследовательской деятельности на уроках биологии как средство достижения нового качества »

Слайд 2

Обученность учащихся за последние три года 2011-2014 учебные годы

Слайд 3

Качество знаний учащихся за последние три года

Слайд 4

Учебная мотивация по предмету биология за последние три года

Слайд 5

Уровень сформированности УУД учащихся по биологии за последние три года

Слайд 6

Уровень мыслительных операций учащихся по биологии

Слайд 7

Сформированность исследовательских действий учащихся по биологии Уровень 2011-2012 2012-2013 2013-2014 Ограниченный 25% 17% 12% Достаточный 45% 52% 61% Оптимальный 45% 52% 61%

Слайд 8

Динамика количества участников предметных олимпиад разных уровней по биологии

Слайд 9

Участие учащихся в муниципальных, республиканских, федеральных международных предметных конкурсах по биологии

Слайд 10

Участие в профессиональных конкурсах Муниципальные профессиональные конкурсы: Муниципальный конкурс «Учитель года – 2011» - I место Муниципальный конкурс методических материалов - 1 место Региональные профессиональные конкурсы: Республиканский заочный конкурс методических материалов по дополнительному образованию детей «Традиции и инновации в сфере дополнительного естественнонаучного образования детей» - 3 место Федеральные профессиональные конкурсы: Четвертый Всероссийский слет учителей - Лауреат Первый открытый Всероссийский конкурс методических материалов «Традиции и инновации в сфере дополнительного естественнонаучного образования детей» - диплом участника Всероссийском педагогическом конкурсе «Прояви себя» - участие V Всероссийский конкурс междисциплинарных проектов и программ в области эколого-краеведческого образования и просвещения – участие VIII Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку по экологической культуре - 3 место Международные профессиональные конкурсы: V Международный конкурс «Талантико – 5» , в номинации «Методические разработки» - 2 место , в номинации «Проекты» - 1 место


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления как средство достижения нового качества исторического образования

Развитию УУД  способствует применение современных педагогических технологий. На мой взгляд, для достижения личностных результатов важным компонентом развития обучающихся является формирование и р...

Статья: " «Реализация компетентностного подхода на уроках физики, как условие достижения нового качества образования».

Важнейшим компонентом в стратегии модернизации содержания общего образования России является ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, т.е....

Применение современных технологий на уроках математики как условие достижения нового качества образования.

В статье написано  о  применении  современных технологий  позволяющих интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность с обязательным учетом не...

Сценарий педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»

Сценарий  педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»...

Сценарий педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»

Сценарий  педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»...

Педагогический проект на тему: «Проектная деятельность учащихся в урочной и внеурочной деятельности как средство достижения нового качества образования».

Педагогический проект «Проектная деятельность учащихся в урочной и внеурочной деятельности как средство достижения нового качества образования»  представляет собой определенную систем...

Педагогическая статья "Системно-деятельностный подход как средство достижения нового качества образования"

В статье проведён сравнительный анализ принципов работы учителя-предметника по традиционной модели и по ФГОС....