Учет индивидуальных особенностей учащихся на уроках физической культуры как необходимое условие достижений ими личностных результатов
статья по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Сабирова Юлия Николаевна

Учет индивидуальных особенностей учащихся на уроках физической культуры как необходимое условие достижений ими личностных

результатов.

ФГОС основного общего образования большое внимание уделяет педагогическому взаимодействию на уроках как условию достижения предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся. Особенности предмета физическая культура диктуют необходимость учитывать индивидуальные возможности учащихся при организации и проведении уроков. Поэтому основной задачей учителя является организация  педагогического взаимодействия c учащимися через учет их индивидуальных возможностей. В нашей школе около трети учащихся имеют подготовительную и специальную медицинскую группу и, следовательно, нуждаются в учете индивидуальных особенностей  при проведении уроков физической культуры.

В настоящее время существуют противоречия между современными требованиями  в плане подготовки учащихся к сдаче норм ГТО с одной стороны и низким уровнем здоровья учащихся с другой.

Из данного противоречия вытекает проблема преподавания физической культуры учащимся, имеющим отклонения в состоянии здоровья и освобожденным от занятий физической культурой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchet_individualnyh_osobennostey.docx15.49 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель физической культуры

 Сабирова Ю.Н.

Учет индивидуальных особенностей учащихся на уроках физической культуры как необходимое условие достижений ими личностных

результатов.

ФГОС основного общего образования большое внимание уделяет педагогическому взаимодействию на уроках как условию достижения предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся. Особенности предмета физическая культура диктуют необходимость учитывать индивидуальные возможности учащихся при организации и проведении уроков. Поэтому основной задачей учителя является организация  педагогического взаимодействия c учащимися через учет их индивидуальных возможностей. В нашей школе около трети учащихся имеют подготовительную и специальную медицинскую группу и, следовательно, нуждаются в учете индивидуальных особенностей  при проведении уроков физической культуры.

В настоящее время существуют противоречия между современными требованиями  в плане подготовки учащихся к сдаче норм ГТО с одной стороны и низким уровнем здоровья учащихся с другой.

Из данного противоречия вытекает проблема преподавания физической культуры учащимся, имеющим отклонения в состоянии здоровья и освобожденным от занятий физической культурой.

Распределение обучающихся для занятий физическими упражнниями на медицинские группы производится предварительно врачем-педиатором в конце учебного года. Окончательное решение о направлении обучающегося в специальную медицинскую группу врач производит после дополнительного осмотра в начале учебного года. Отнесенным к подготовительной группе разрешаются занятия по учебным программам физического воспитания при условии постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, более осторожной дозировки физической нагрузки и исключения противопоказанных движений. К занятиям большинством видов спорта и участия в спортивных соревнованиях эти учащиеся не допускаются. Однако настоятельно рекомендуются дополнительные занятия для повышения общей физической подготовленности в общеобразовательном учреждении и дома.

Специальная медицинская группа делится на две: специальная «А» и специальная «Б».

Отнесенным к специалной группе разрешаются занятия оздоровительной физкультурой в образовательном учреждении лишь по  специальным программам.

В занятиях оздоровительной физкультурой обязательно учитывается характер и степень выраженности отклонения в состоянии здоровья, физическом развитии и уровне функциональных возможностей занимающегося.

Отнесенным к этой группе рекомендуются в обязательном порядке занятия ЛФК. Основная форма проведения занятий – лечебная гимнастика. Нагрузка подбирается с учетом результатов углубленного обследования.

В нашем лицее есть опыт организации занятий с детьми отнесенными по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинской группам, охватывающий 2 направления:

Первое направление- в рамках традиционного урока физической культуры. Дети, отнесенные к подготовительной медицинской группе занимаются вместе со всеми учащимися без сдачи нормативов с дозированной нагрузкой. Учащиеся специальной медицинской группы, а так же освобожденные от занятий после болезни пассивно присутствуют на занятиях. С данными учащимися ведется работа индивидуально в основном по теоретическому материалу. Опрос учащихся осуществляется  в начале или в конце урока , во время подготовки учащихся основной группы к занятиям.

Формы контроля: презентация, реферат, сообщение, пересказ параграфа, проектная деятельность  - учащиеся составляют комплексы упражнений для себя с учетом заболевания. Таким образом, на наш взгляд, организация изучения материала детьми с отклонениями в состоянии здоровья непосредственно на уроке является недостаточно целесообразной в связи с необходимостью соблюдения ТБ и невозможностью оставить без внимания учащихся основной группы.

Итог – дети занимаются в основном теоретически, работа в рамках традиционного урока не всегда продуктивна.

Определенным выходом из сложившейся ситуации явилось создание опыта по проведению курса адаптивной физкультуры в рамках внеурочной деятельности.

Это втрое направление. Мы разработали программу занятий с детьми подготовительной и специальной медицинской групп. Я проводила занятия адаптивной физкультурой с разновозростной группой детей, охватив занятиями почти все классы среднего звена в соответствии с программой по физической культуре и с учетом индивидуальных особенностей организма детей. Однако выявилась проблема в организации детей  спец мед группы из за отсутствия медицинских рекомендаций. В своей работе приходилось ориентироваться на знания самих детей своего диагноза  и противопоказаний с ним связанных.

Плюсом данных занятий явилось то, что ученики получили возможност заниматься физической культурой на практике. Многие первый раз надели физкультурную форму. Личностным результатом ребенка стало то, что он решился пойти на урок физической культуры, что не смог бы сделать на традиционном уроке.

Вывод  - эти занятия на первый взгляд формировали личностные результаты в плане преодаления учеником своих стереотипов, но  этот личностный результат   сформировал предметные  результаты по физической культуре. Учащиеся выполняли задания предметной направленности.таким образом данное направление способствует формированию предметных, метапредметных и личностных резултатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Учет индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения»

В статье автор рассматривает вопросы возможного  использования современных методов обучения  при решении основных проблем школы, связанных с неуспеваемостью и нежеланием учиться ...

Учет индивидуальных особенностей учащихся при обучении физике

В статье отражен опыт работы учителя по учету индивидуальных особенностей учащихся при обучении физике...

Учет индивидуальных особенностей обучающихся на занятиях физической ультурой

Индивидуально-дифференцированный подход к обучающимся в специальной коррекционной школе...

Методическая разработка: Дифференцированное индивидуальное обучение. Работа по повышению знаний с учетом индивидуальных особенностей учащихся на уроках математики.

Методические рекомендации по применению технологии дифференцированного обучения на уроках математике.Работа по повышению качества знаний с учетом индивидуальных особенностей учащихся на уроках геометр...

Учет индивидуальных особенностей учащихся

В разделе приведены диагностики, используемые преподавателем, для изучения индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса,в выборе эффективных образовательных технологий и...

конспект урока по теме "правописание приставок ( подготовка к ОГЭ по русскому языку с учетом индивидуальных особенностей учащихся) " 6 класс

Класс: 6Предмет: русский языкНазвание раздела: орфографияТема урока: правописание приставок ( подготовка к ОГЭ по русскому языку с учетом индивидуальных особенностей учащихся) . Форма урока: урок...