Главные вкладки

    Духовный образ современной молодежи (на примере работы сельской школы)
    статья по теме

    Наумова Елена Анатольевна

    Постараюсь представить практический опыт работы по формированию духовно-нравственного воспитания школьников МКОУ СОШ № 2 с. Некрасовка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_dukhovnyy_obraz_sovremennoy_molodezhi.doc59.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Духовный образ современной молодежи

    Наумова Елена Анатольевна,

    учитель МКОУ СОШ № 2 с. Некрасовка

    Хабаровский муниципальный район

    Постараюсь представить практический опыт работы по формированию духовно-нравственного воспитания школьников МКОУ СОШ № 2 с. Некрасовка.

    Село Некрасовка расположено в пригороде Хабаровска.

    В 2014 году ему исполнится 107 лет,  

    В 1907 году оно было основано переселенцами из Украины и Белоруссии, активно развивалось,

    но в 1950-е гг. жизнь здесь стала затухать, выпускники школы старались не возвращаться в родные пенаты.

    В начале 1970-х гг. по решению крайисполкома на территории села началось возведение крупнейших в Хабаровском крае агропромышленных предприятий: птицефабрик «Дальневосточной» и «Хабаровской бройлерной», свинокомплекса «Некрасовский». Здесь расположились ПМК-20, ПМК-21, работали студенческие строительные отряды.

    Молодежи в строящееся село ехало много.

    Сегодня агропредприятия закрыты, поэтому многие жители работают в городе Хабаровске. Дети предоставлены сами себе. Задача педагогов - организовать их досуг.

    В селе есть культурно-досуговый центр, станция юных техников, центр детского творчества, Совет ветеранов, сельский музей, две школы. С 2001 года в МКОУ СОШ № 2 с.Некрасовка работает детский издательский центр «Звонок».  

    Средствами детского центра мы стараемся формировать в учащихся духовно-нравственную чистоту. Постараюсь показать, как мы это делаем. 

    Несколько лет подряд сельские школьники принимают участие во Всероссийских православных олимпиадах. В связи с трудностью выезда в г. Москву мы принимаем участие только в школьном туре. Муниципальный тур в Хабаровском районе и крае не проводится, нам очень жаль. Материал олимпиад нацелен на историческое, гуманитарное и др. развитие школьников. Мы выполняли задания по Отечественной войне 1812 года, 400-летию дома Романовых, 1150-летию Российской государственности. Материал олимпиад очень интересный, задания ребята выполняют с удовольствием. Детям такая работа нравится.  Тем более что за свои работы они получают грамоты. Если в первый год проведения олимпиады – 2011 – приняли участие несколько человек, то в последующие годы их было уже более 200! А это почти половина учеников школы.

    Православные олимпиады имеют важнейшее значение для сохранения духовных и нравственных ценностей, развития интереса подрастающего поколения к истории и традициям нашей страны, к культуре православия. Поэтому считаю, что наше участие в православных олимпиадах – хорошее дело.

    В течение нескольких лет школьники активно сотрудничают с настоятелем Прихода Блаженной Ксении Петербургской, выпускником Хабаровской духовной семинарии, о. Валерием (Масленниковым). За сотрудничество с детьми и безотказную помощь хочется выразить благодарность настоятелю сельского Прихода о. Валерию. Он часто встречается с детьми, много беседует с ними, учит их, что надо прощать обиды, надо быть добрым, внимательным, милосердным.

    В 2009 году ребята вместе с батюшкой взялись за разработку проектно-исследовательской работы о сельском Приходе  Блаженной Ксении Петербургской в с.Некрасовка, приняли участие в краевом конкурсе «Моя святая Русь». Работа была признана успешной и напечатана в совместном сборнике ХК ИРО и Духовной семинарии «Негасимый свет».

    Данная работа дала возможность ребятам

    • побывать в сельском Приходе,
    • встретиться с настоятелем о. Валерием,
    • женщинами, которые помогают в работе прихода,
    • школьники пообщались со своими сверстниками -  учениками воскресной школы,
    • прикоснулись к святая святых – иконам, в том числе и в Свято-Преображенском кафедральном соборе,
    • прочитали о блаженной Ксении Петербургской, чье имя носит Приход,
    • работали в государственном архиве Хабаровского края,
    • в музее им. Н. Гродекова,
    • в музее «История села Некрасовка»,
    • в краевой научной библиотеке.

    Все это дало возможность юным журналистам-исследователям посмотреть на сверстников с другой стороны, поучиться поведению в Приходе, храме.

    Изучая тему «Из истории становления Православия в селе», ребята задались вопросом: в других переселенческих деревнях строили церкви, а в Ново-Алексеевке была построена часовня. Что такое часовня? Чем она отличается от церкви?  Какова роль часовни в жизни деревни?  

    С помощью книги «Религия и власть на Дальнем Востоке России: сборник документов Государственного архива Хабаровского края» познакомились с общими архивными документами по истории государственно-церковных отношений на Дальнем Востоке с 1840 года по настоящее время, но материала по Ново-Алексеевской часовне не нашли.  В краевой научной библиотеке (отдел публицистики) работали со старыми газетами «Путь», «Дальневосточный путь», «ТОЗ», научными статьями и публикациями из многочисленных книг.

    В ходе работы школьники выяснили много интересных фактов.

    Деревня, в которой имелась церковь, называлась селом. Священник каждой церкви, помимо отправления богослужения, был обязан вести метрическую книгу, где регистрировались акты гражданского состояния (рождение, свадьба, смерть).

    В документах государственного архива на улице Нагишкина в городе Хабаровск имеется фонд И-85 «Документы церквей, причт, монастырей, станов, епархий и приходов Дальнего Востока за 1826 – 1923 гг». там обозначены метрические книги, которые велись в разных церквах Дальнего Востока.

    Церковь в Ново-Алексеевке не названа. То есть таковой в начале ХХ века (1907-1909 гг.) в новой деревне, основанной переселенцами,  не имелось. Но дочь переселенцев Ефросинья Цыбринская утверждала, что она была!

    Ребята побывали в музее «История села Некрасовка», где руководитель Любовь Гурьевнеа Тюхтина  рассказала, что в Ново-Алексеевке была часовня. Об этом ей поведала в  1990-х гг. 95-летняя жительница села, Ефросинья Цыбринская: «В 1910 году построили часовню, которую прозвали «церковью». Строилась она общиной села. От каждой семьи было дано по одному бревну».

    В книге «Мое село – моя судьба» Л. Г. Тюхтиной дается ее описание: «Изба имела размеры примерно 10 м * 10 м, высотой 4,5 метра.  Находилась она около погоста (сельского кладбища). Окна церкви выходили на восток, дверь с запада, крыша со стороны двери была украшена башенкой с православным крестом, внутри оштукатурена и побелена. В церкви был алтарь, иконостас, иконы и соответствующий инвентарь. Около церкви у входа были вкопаны два столба, колокол крепился к перекладине с навесом».

    Сельчане жили с верой в душе. С верой они рождались, с ней уходили в мир иной. Вера сопровождала их в течение всей жизни. Именно вера давала те нравственные и духовные силы, с которыми каждый человек шел по жизни. Чистоту помыслов, доброту, милосердие – эти и другие качества воспитывала она в людях.

    Из литературы школьники узнали о событиях 1917 года, когда пришла новая власть, а затем – гражданская война. Страна разделилась на «белых» и «красных». Смерть, голод, разруха вошли в жизнь многих людей. Некрасовка в годы гражданской войны партизанила. Огнем горели дома, но люди берегли свою часовню и свою веру.

    А в 30-е годы новая власть приказала часовенку разобрать.

    Часовня разрушена, и вера поколеблена.

    Дети поняли: через приобщение к религиозным знаниям формируется система нравственных ценностей, этика, мораль. Человеческие  отношения - это те отношения, где нравственный фактор является самым главным и решающим.  

    В 2012 году юные исследователи отправили работу о деревенской часовне на Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ по историко-церковному краеведению и получили приглашение. ОПК (основы православной культуры)  в школе не изучается и многого из Православия ни школьники, ни взрослые не знают. И все-таки мы решились на поездку в Москву, где  сельские ребята с честью защищали свою работу на Всероссийском уровне и заняли IV место в России. Нашу поездку поддержал митрополит Хабаровский и Приамурский владыка Игнатий. Мы благодарны владыке за это.

    Поездка в Москву, в Топорково, где расположена Православная школа Сергия Радонежского, дала возможность понять, что хотя и живем мы на краю России, но свою малую родину любим, изучаем ее историю и гордимся этим. Мы побывали в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, прикоснулись к ее 400-летним стенам, поклонились мощам преподобного Сергия Радонежского. Поездка оставила неизгладимое впечатление в душах ребят. Не случайно потом один из них спросил, где учатся на священнослужителей. Я считаю, что многолетняя работа школьников над изучением истории Православия в собственном селе наложила отпечаток на их мировоззрение. Выполненной работой гордятся дети, их родители, о ней знают сверстники, односельчане.

    Как отметила наш рецензент, профессор, к.и.н., доцент кафедры философии, социологии и политологии МИРЭА Галина Николаевна Мелехова, эта довольно обстоятельная работа - «Из истории становления Православия в селе Некрасовка» - «не только описывает становление, развитие, судьбы православия в дальневосточном селе, но и ставит проблему о его влиянии на нравственность людей. И хотя подобная проблема в рамках ученического исследования не может быть решена в принципе, но осознание ее необходимости и смелость в постановке выдают зрелость подходов и серьезный научный потенциал. А главное, ощущается заинтересованное отношение юношей к теме, ее самостоятельная проработка, стремление внести свой вклад в изучение проблемы, способствовать становлению и возрождению православия».

    Сегодня на Всероссийском Православном образовательном портале «Слово» в разделе «Педагогика. Краеведение» опубликована работа лауреатов V Всероссийского Конкурса по краеведению  «Деревенская часовня и её роль в жизни переселенцев 1907 г» (http://portal-slovo.ru/pedagogy/46192.php).  

    Затем школьники приняли участие во Всероссийском конкурсе юношеских исследовательских работ «Юный архивист» и стали его лауреатами. В журнале «Вестник архивиста» от 7 декабря 2012 года отмечено, что «работа основана на изучении архивных документов, источников устной истории, снабжена иллюстративным материалом, освещает малоизвестные страницы региональной истории и свидетельствует об интересе юношества к истории Отечества, стремлении осмыслить нравственные ориентиры людей, служивших России».  

    Так что же такое духовность и нравственность в нашем понимании?

    Во-первых, это большая работа военно-патриотического объединения «Звезда» и церемониального отряда «Патриот». Школьники с гордостью выступают за честь родного села, привозят домой много наград с различных мероприятий, они видят радость сверстников, родителей по поводу их деятельности. Парни и девушки заботятся о ветеранах, понимая больше, что это их собственные прадеды. Фамилии прадедов выбиты на сельских памятниках. Встречи с участниками боевых, в том числе и современных, действий, выпускниками школы, которые живут рядом, дали возможность сказать детям: так это же мой сосед! Оказывается, он герой! А мы и не знали!

    Становится традиционным шествие вечером 9 мая, когда все желающие со свечами в руках проходят по улицам села к памятнику «Они сражались за Родину».

    Во-вторых, большая экологическая работа, направленная на сохранение села. В этом году молодежи удалось отстоять место совсем рядом с селом, где должна была разместиться городская свалка. Малыши рисовали рисунки, ребята старше собирали подписи жителей села, распространяли листовки, на полигоне высадили рощу лиственниц. Занимались этим и старшеклассники, и взрослые. Шел дождь, никто никого не заставлял. По доброй воле они вышли на символический праздник победы.

    В-третьих, уход за детскими площадками и помощь детским садам. Если в былые времена мальчишки ломали там скамейки, карусели, то теперь, создав своими руками красоту, они не посягают на результат своего собственного труда.

    По селу развешены кормушки для птиц, сооруженные детьми и их родителями в  трудное для птиц время. Их не только вывесили. Туда постоянно подсыпается крупа. И воробьи кормятся там весь год. Это малость – развесить кормушки и покормить птиц, но это воспитание в детях милосердного отношения ко всему живому.

    Нельзя сказать, что современная молодежь только курит, пьет, сквернословит. Молодежь принимает участие в акциях, пытается изменить мир, привлекая других. В молодежной палате села в 2007 году было только три школьника, сейчас молодежная палата в основном состоит из школьников, студентов, трудовой молодежи. Им это нравится, они пробуют свои силы в политической жизни села, работают совместно с администрацией сельского поселения, Советом ветеранов. Первомайская акция «Раскрась детство в цвета радуги» стала уже традицией. Школьники на покраску лавочек, скамеек, каруселей, уборку зоны отдыха по доброй воле. Если в прошлом году пришло около 10 человек, то 1 мая 2014 года – более 50 мальчишек и девчонок только нашей школы.

    Школа и село - это единый организм. Ребята не представляют себя вне своего села, свое будущее выстраивают в селе. Многие выпускники работают в школе, в администрации сельского поселения, в собрании депутатов.

    Надо сказать, что в последние годы и администрация сельского поселения очень омолодилась: Глава сельского поселения, 26-летний выпускник нашей школы, создал команду молодых, энергичных, инициативных специалистов, у которых есть великое желание  изменить жизнь села к лучшему. Ребята подняли высокую планку. Они понимают, что на них смотрят их односельчане, они чувствуют большую ответственность за свои слова и дела.

    И педагоги гордятся своими успешными выпускниками. Это результат нашей совместной работы. Это будущее села. Работа педагога внешне незаметна. Но от его личной позиции зависит результат: каким станет малыш-первоклассник через 11 лет, какую дорогу он выберет, каким человеком станет.

    Можно много говорить о духовности, но если работа не направлена на ребенка – результат не будет достигнут. 

    Я постаралась доказать: проводимая работа помогла школьникам и их руководителю стать на ступеньку выше, понять, что только духовность дает силы выстоять и сохранить человеческое достоинство.

    Я начала свое выступление с совместной работы с сельским Приходом.

    Делаю вывод: дорога к храму у каждого своя. Одни идут туда с глубокой верой в Бога, других ведет отчаяние, беда, в храме они ищут успокоения. Может быть, поэтому сегодня многие сельчане с нетерпением ждут окончания строительства Храма, который поможет сельчанам заглянуть в собственную душу.

    Для того чтобы быть счастливым, самому необходимо уметь делать счастливыми других. А сделать счастливым другого может только добрый человек, тот, кто способен другому отдать часть того, что имеет сам – время, внимание, заботу.

    Вот над формированием этих качеств и работают педагоги школы села Некрасовка. Эти качества, по нашему мнению, и составляют основу духовности молодого человека.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Современные педагогические технологии в малочисленной сельской школе.

    В статье приводится обоснование эффективности использования современных педагогических технологий обучения в малочисленной сельской школе....

    Использование народных промыслов в профориентационной работе сельской школы-интерната VIII вида

    Курсы повышения квалификации для специалистов органов управления образованием субъектов Российской Федерации по формированию, обобщению и диссеминации опыта внедрения программ и учебно-методических ко...

    Выступление на районном молодежном форуме «Время жить в России» «Духовно-нравственное воспитание молодежи на основе православных традиций в современных условиях» (на примере Шарангского благочиния)

    В моем выступлении речь пойдет об очень важной составляющей воспитания подрастающего поколения  -  восстановлении системы традиционных духовно – нравственных ценностей, основанных на правосл...

    Формированию здорового образа жизни у обучающихся в условиях сельской школы

    ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ УЧАСТНИКА ОБЛАСТНОГО КОНКУРСА «Лучший учитель физической культуры, реализующий программы проекта «Школьный спорт» общеобразовательного учреждения численностью до 200 обучающихс...

    Из опыта работы сельской школы по экологическому образованию

    В 1992 году нашей школе присвоен статус районной опорной школы по экологическому образованию. За это время накоплен солидный опыт работы с учащимися, родителями и социумом, разработана система непреры...

    Современные технологии в условиях обучения сельской школы

    В работе отражены состояние проблемы в психолого - педагогической, методической литературе, система работы по изучению и применению современных технологий в условиях сельской школы (особенности сельск...

    ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СУБКУЛЬТУРНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ: НА ПРИМЕРЕ ПРАКТИКИ ТАТУИРОВАНИЯ

    Выявление особенностей самооценки молодых людей с татуировками- задачи исследования- структура работы- оснавные тезисы- методы исследования- результаты исследования- корреляционный анализ- Анализ знач...