Духовный образ современной молодежи (на примере работы сельской школы)
статья по теме

Наумова Елена Анатольевна

Постараюсь представить практический опыт работы по формированию духовно-нравственного воспитания школьников МКОУ СОШ № 2 с. Некрасовка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dukhovnyy_obraz_sovremennoy_molodezhi.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Духовный образ современной молодежи

Наумова Елена Анатольевна,

учитель МКОУ СОШ № 2 с. Некрасовка

Хабаровский муниципальный район

Постараюсь представить практический опыт работы по формированию духовно-нравственного воспитания школьников МКОУ СОШ № 2 с. Некрасовка.

Село Некрасовка расположено в пригороде Хабаровска.

В 2014 году ему исполнится 107 лет,  

В 1907 году оно было основано переселенцами из Украины и Белоруссии, активно развивалось,

но в 1950-е гг. жизнь здесь стала затухать, выпускники школы старались не возвращаться в родные пенаты.

В начале 1970-х гг. по решению крайисполкома на территории села началось возведение крупнейших в Хабаровском крае агропромышленных предприятий: птицефабрик «Дальневосточной» и «Хабаровской бройлерной», свинокомплекса «Некрасовский». Здесь расположились ПМК-20, ПМК-21, работали студенческие строительные отряды.

Молодежи в строящееся село ехало много.

Сегодня агропредприятия закрыты, поэтому многие жители работают в городе Хабаровске. Дети предоставлены сами себе. Задача педагогов - организовать их досуг.

В селе есть культурно-досуговый центр, станция юных техников, центр детского творчества, Совет ветеранов, сельский музей, две школы. С 2001 года в МКОУ СОШ № 2 с.Некрасовка работает детский издательский центр «Звонок».  

Средствами детского центра мы стараемся формировать в учащихся духовно-нравственную чистоту. Постараюсь показать, как мы это делаем. 

Несколько лет подряд сельские школьники принимают участие во Всероссийских православных олимпиадах. В связи с трудностью выезда в г. Москву мы принимаем участие только в школьном туре. Муниципальный тур в Хабаровском районе и крае не проводится, нам очень жаль. Материал олимпиад нацелен на историческое, гуманитарное и др. развитие школьников. Мы выполняли задания по Отечественной войне 1812 года, 400-летию дома Романовых, 1150-летию Российской государственности. Материал олимпиад очень интересный, задания ребята выполняют с удовольствием. Детям такая работа нравится.  Тем более что за свои работы они получают грамоты. Если в первый год проведения олимпиады – 2011 – приняли участие несколько человек, то в последующие годы их было уже более 200! А это почти половина учеников школы.

Православные олимпиады имеют важнейшее значение для сохранения духовных и нравственных ценностей, развития интереса подрастающего поколения к истории и традициям нашей страны, к культуре православия. Поэтому считаю, что наше участие в православных олимпиадах – хорошее дело.

В течение нескольких лет школьники активно сотрудничают с настоятелем Прихода Блаженной Ксении Петербургской, выпускником Хабаровской духовной семинарии, о. Валерием (Масленниковым). За сотрудничество с детьми и безотказную помощь хочется выразить благодарность настоятелю сельского Прихода о. Валерию. Он часто встречается с детьми, много беседует с ними, учит их, что надо прощать обиды, надо быть добрым, внимательным, милосердным.

В 2009 году ребята вместе с батюшкой взялись за разработку проектно-исследовательской работы о сельском Приходе  Блаженной Ксении Петербургской в с.Некрасовка, приняли участие в краевом конкурсе «Моя святая Русь». Работа была признана успешной и напечатана в совместном сборнике ХК ИРО и Духовной семинарии «Негасимый свет».

Данная работа дала возможность ребятам

  • побывать в сельском Приходе,
  • встретиться с настоятелем о. Валерием,
  • женщинами, которые помогают в работе прихода,
  • школьники пообщались со своими сверстниками -  учениками воскресной школы,
  • прикоснулись к святая святых – иконам, в том числе и в Свято-Преображенском кафедральном соборе,
  • прочитали о блаженной Ксении Петербургской, чье имя носит Приход,
  • работали в государственном архиве Хабаровского края,
  • в музее им. Н. Гродекова,
  • в музее «История села Некрасовка»,
  • в краевой научной библиотеке.

Все это дало возможность юным журналистам-исследователям посмотреть на сверстников с другой стороны, поучиться поведению в Приходе, храме.

Изучая тему «Из истории становления Православия в селе», ребята задались вопросом: в других переселенческих деревнях строили церкви, а в Ново-Алексеевке была построена часовня. Что такое часовня? Чем она отличается от церкви?  Какова роль часовни в жизни деревни?  

С помощью книги «Религия и власть на Дальнем Востоке России: сборник документов Государственного архива Хабаровского края» познакомились с общими архивными документами по истории государственно-церковных отношений на Дальнем Востоке с 1840 года по настоящее время, но материала по Ново-Алексеевской часовне не нашли.  В краевой научной библиотеке (отдел публицистики) работали со старыми газетами «Путь», «Дальневосточный путь», «ТОЗ», научными статьями и публикациями из многочисленных книг.

В ходе работы школьники выяснили много интересных фактов.

Деревня, в которой имелась церковь, называлась селом. Священник каждой церкви, помимо отправления богослужения, был обязан вести метрическую книгу, где регистрировались акты гражданского состояния (рождение, свадьба, смерть).

В документах государственного архива на улице Нагишкина в городе Хабаровск имеется фонд И-85 «Документы церквей, причт, монастырей, станов, епархий и приходов Дальнего Востока за 1826 – 1923 гг». там обозначены метрические книги, которые велись в разных церквах Дальнего Востока.

Церковь в Ново-Алексеевке не названа. То есть таковой в начале ХХ века (1907-1909 гг.) в новой деревне, основанной переселенцами,  не имелось. Но дочь переселенцев Ефросинья Цыбринская утверждала, что она была!

Ребята побывали в музее «История села Некрасовка», где руководитель Любовь Гурьевнеа Тюхтина  рассказала, что в Ново-Алексеевке была часовня. Об этом ей поведала в  1990-х гг. 95-летняя жительница села, Ефросинья Цыбринская: «В 1910 году построили часовню, которую прозвали «церковью». Строилась она общиной села. От каждой семьи было дано по одному бревну».

В книге «Мое село – моя судьба» Л. Г. Тюхтиной дается ее описание: «Изба имела размеры примерно 10 м * 10 м, высотой 4,5 метра.  Находилась она около погоста (сельского кладбища). Окна церкви выходили на восток, дверь с запада, крыша со стороны двери была украшена башенкой с православным крестом, внутри оштукатурена и побелена. В церкви был алтарь, иконостас, иконы и соответствующий инвентарь. Около церкви у входа были вкопаны два столба, колокол крепился к перекладине с навесом».

Сельчане жили с верой в душе. С верой они рождались, с ней уходили в мир иной. Вера сопровождала их в течение всей жизни. Именно вера давала те нравственные и духовные силы, с которыми каждый человек шел по жизни. Чистоту помыслов, доброту, милосердие – эти и другие качества воспитывала она в людях.

Из литературы школьники узнали о событиях 1917 года, когда пришла новая власть, а затем – гражданская война. Страна разделилась на «белых» и «красных». Смерть, голод, разруха вошли в жизнь многих людей. Некрасовка в годы гражданской войны партизанила. Огнем горели дома, но люди берегли свою часовню и свою веру.

А в 30-е годы новая власть приказала часовенку разобрать.

Часовня разрушена, и вера поколеблена.

Дети поняли: через приобщение к религиозным знаниям формируется система нравственных ценностей, этика, мораль. Человеческие  отношения - это те отношения, где нравственный фактор является самым главным и решающим.  

В 2012 году юные исследователи отправили работу о деревенской часовне на Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ по историко-церковному краеведению и получили приглашение. ОПК (основы православной культуры)  в школе не изучается и многого из Православия ни школьники, ни взрослые не знают. И все-таки мы решились на поездку в Москву, где  сельские ребята с честью защищали свою работу на Всероссийском уровне и заняли IV место в России. Нашу поездку поддержал митрополит Хабаровский и Приамурский владыка Игнатий. Мы благодарны владыке за это.

Поездка в Москву, в Топорково, где расположена Православная школа Сергия Радонежского, дала возможность понять, что хотя и живем мы на краю России, но свою малую родину любим, изучаем ее историю и гордимся этим. Мы побывали в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, прикоснулись к ее 400-летним стенам, поклонились мощам преподобного Сергия Радонежского. Поездка оставила неизгладимое впечатление в душах ребят. Не случайно потом один из них спросил, где учатся на священнослужителей. Я считаю, что многолетняя работа школьников над изучением истории Православия в собственном селе наложила отпечаток на их мировоззрение. Выполненной работой гордятся дети, их родители, о ней знают сверстники, односельчане.

Как отметила наш рецензент, профессор, к.и.н., доцент кафедры философии, социологии и политологии МИРЭА Галина Николаевна Мелехова, эта довольно обстоятельная работа - «Из истории становления Православия в селе Некрасовка» - «не только описывает становление, развитие, судьбы православия в дальневосточном селе, но и ставит проблему о его влиянии на нравственность людей. И хотя подобная проблема в рамках ученического исследования не может быть решена в принципе, но осознание ее необходимости и смелость в постановке выдают зрелость подходов и серьезный научный потенциал. А главное, ощущается заинтересованное отношение юношей к теме, ее самостоятельная проработка, стремление внести свой вклад в изучение проблемы, способствовать становлению и возрождению православия».

Сегодня на Всероссийском Православном образовательном портале «Слово» в разделе «Педагогика. Краеведение» опубликована работа лауреатов V Всероссийского Конкурса по краеведению  «Деревенская часовня и её роль в жизни переселенцев 1907 г» (http://portal-slovo.ru/pedagogy/46192.php).  

Затем школьники приняли участие во Всероссийском конкурсе юношеских исследовательских работ «Юный архивист» и стали его лауреатами. В журнале «Вестник архивиста» от 7 декабря 2012 года отмечено, что «работа основана на изучении архивных документов, источников устной истории, снабжена иллюстративным материалом, освещает малоизвестные страницы региональной истории и свидетельствует об интересе юношества к истории Отечества, стремлении осмыслить нравственные ориентиры людей, служивших России».  

Так что же такое духовность и нравственность в нашем понимании?

Во-первых, это большая работа военно-патриотического объединения «Звезда» и церемониального отряда «Патриот». Школьники с гордостью выступают за честь родного села, привозят домой много наград с различных мероприятий, они видят радость сверстников, родителей по поводу их деятельности. Парни и девушки заботятся о ветеранах, понимая больше, что это их собственные прадеды. Фамилии прадедов выбиты на сельских памятниках. Встречи с участниками боевых, в том числе и современных, действий, выпускниками школы, которые живут рядом, дали возможность сказать детям: так это же мой сосед! Оказывается, он герой! А мы и не знали!

Становится традиционным шествие вечером 9 мая, когда все желающие со свечами в руках проходят по улицам села к памятнику «Они сражались за Родину».

Во-вторых, большая экологическая работа, направленная на сохранение села. В этом году молодежи удалось отстоять место совсем рядом с селом, где должна была разместиться городская свалка. Малыши рисовали рисунки, ребята старше собирали подписи жителей села, распространяли листовки, на полигоне высадили рощу лиственниц. Занимались этим и старшеклассники, и взрослые. Шел дождь, никто никого не заставлял. По доброй воле они вышли на символический праздник победы.

В-третьих, уход за детскими площадками и помощь детским садам. Если в былые времена мальчишки ломали там скамейки, карусели, то теперь, создав своими руками красоту, они не посягают на результат своего собственного труда.

По селу развешены кормушки для птиц, сооруженные детьми и их родителями в  трудное для птиц время. Их не только вывесили. Туда постоянно подсыпается крупа. И воробьи кормятся там весь год. Это малость – развесить кормушки и покормить птиц, но это воспитание в детях милосердного отношения ко всему живому.

Нельзя сказать, что современная молодежь только курит, пьет, сквернословит. Молодежь принимает участие в акциях, пытается изменить мир, привлекая других. В молодежной палате села в 2007 году было только три школьника, сейчас молодежная палата в основном состоит из школьников, студентов, трудовой молодежи. Им это нравится, они пробуют свои силы в политической жизни села, работают совместно с администрацией сельского поселения, Советом ветеранов. Первомайская акция «Раскрась детство в цвета радуги» стала уже традицией. Школьники на покраску лавочек, скамеек, каруселей, уборку зоны отдыха по доброй воле. Если в прошлом году пришло около 10 человек, то 1 мая 2014 года – более 50 мальчишек и девчонок только нашей школы.

Школа и село - это единый организм. Ребята не представляют себя вне своего села, свое будущее выстраивают в селе. Многие выпускники работают в школе, в администрации сельского поселения, в собрании депутатов.

Надо сказать, что в последние годы и администрация сельского поселения очень омолодилась: Глава сельского поселения, 26-летний выпускник нашей школы, создал команду молодых, энергичных, инициативных специалистов, у которых есть великое желание  изменить жизнь села к лучшему. Ребята подняли высокую планку. Они понимают, что на них смотрят их односельчане, они чувствуют большую ответственность за свои слова и дела.

И педагоги гордятся своими успешными выпускниками. Это результат нашей совместной работы. Это будущее села. Работа педагога внешне незаметна. Но от его личной позиции зависит результат: каким станет малыш-первоклассник через 11 лет, какую дорогу он выберет, каким человеком станет.

Можно много говорить о духовности, но если работа не направлена на ребенка – результат не будет достигнут. 

Я постаралась доказать: проводимая работа помогла школьникам и их руководителю стать на ступеньку выше, понять, что только духовность дает силы выстоять и сохранить человеческое достоинство.

Я начала свое выступление с совместной работы с сельским Приходом.

Делаю вывод: дорога к храму у каждого своя. Одни идут туда с глубокой верой в Бога, других ведет отчаяние, беда, в храме они ищут успокоения. Может быть, поэтому сегодня многие сельчане с нетерпением ждут окончания строительства Храма, который поможет сельчанам заглянуть в собственную душу.

Для того чтобы быть счастливым, самому необходимо уметь делать счастливыми других. А сделать счастливым другого может только добрый человек, тот, кто способен другому отдать часть того, что имеет сам – время, внимание, заботу.

Вот над формированием этих качеств и работают педагоги школы села Некрасовка. Эти качества, по нашему мнению, и составляют основу духовности молодого человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии в малочисленной сельской школе.

В статье приводится обоснование эффективности использования современных педагогических технологий обучения в малочисленной сельской школе....

Формированию здорового образа жизни у обучающихся в условиях сельской школы

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ УЧАСТНИКА ОБЛАСТНОГО КОНКУРСА «Лучший учитель физической культуры, реализующий программы проекта «Школьный спорт» общеобразовательного учреждения численностью до 200 обучающихс...

Современные технологии в условиях обучения сельской школы

В работе отражены состояние проблемы в психолого - педагогической, методической литературе, система работы по изучению и применению современных технологий в условиях сельской школы (особенности сельск...

ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СУБКУЛЬТУРНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ: НА ПРИМЕРЕ ПРАКТИКИ ТАТУИРОВАНИЯ

Выявление особенностей самооценки молодых людей с татуировками- задачи исследования- структура работы- оснавные тезисы- методы исследования- результаты исследования- корреляционный анализ- Анализ знач...

Патриотическое воспитание как духовно-нравственный аспект здоровьесбережения на примере работы школьного музея «Связь Поколений

Из широкого спектра социально-психологических и педагогических аспектов здорового образа жизни школьников, необходимо выделить вопрос об организации патриотического воспитания как актуального компонен...