Комплекс упражнений для развития сценической речи
методическая разработка (8 класс) по теме

Курганкина Наталья Сергеевна

Комплекс упражнения для развития сценической речи,включающий в себя упражнение на дыхание, голос и дикцию. В любой деятельности, связанной с речевым общением, большую роль играет техника речи. Говорить так, чтобы тебя не только услышали, но и поняли-дело тренировок и занятий, направленных на координацию сотен мышц голосо-речевого аппарата! Для этого существуют упражнения, которые необходимо применять регулярно и в комплексе, только тогда они дадут ожидаемый результат! Голос-уникальный инструмент, который требует правильного с ним обращения и индивидуальной настройки!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleks_uprazhneniy_dlya_razvitiya_stsenicheskoy_rechi.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений для развития сценической речи.

 

Упражнение 1. "Мячик и насос"

Упражнение на длительный и резкий выдох. 

Воспитанник, выполняющий роль насоса, надувает мячик, роль которого исполняет другой воспитанник. Наклоняясь вперед, при каждом "нажатии на рычаг", студиец выдыхает воздух со звуком "с-с-с-с-с...", и каждый раз при вдохе полностью выпрямляясь. Воспитанник, выполняющий роль мячика, начинает упражнение из положения в точке — расслабленная поза, на корточках, на полной ступне. При каждом надувающем движении "насоса", "мячик" надувается, набирая порциями воздух до максимального наполнения легких, постепенно распрямляясь до полной точки раскрытия: корпус распрямлен, руки раскинуты вверх и немного в стороны. Из " полностью накаченного "мяча" "вытаскивается пробка" и он сдувается со звуком "ш-ш-ш-ш-ш....", медленно опускаясь в точку.

 

Упражнение 2 "Уставший мячик и измученный насос"

Упражнение на освобождение голоса. 

Упражнение "Мячик и насос" выполняется в измененных предлагаемых обстоятельствах. Насос измучился надувать мячик, да и мячик страшно устал. При этих условиях возникает необходимость 

снять напряжение во время выдоха, что способствует рождению голоса.

 

Упражнение 3. "Орган"

Упражнение на освобождение голоса. 

Полностью расслабившись и закрыв глаза, воспитанники лежат на полу. Педагог поочередно касается каждого из них как бы открывая клапаны каждой органной трубы. Воспитанники -"органные трубы" начинают звучать и звучат до тех пор, пока педагог повторным касанием не закрывает клапан. В тот момент, когда нажаты все клапаны, в помещении некоторое время "звучит орган".

 

Упражнение 4. "Диалог со стеной"

Упражнение на развитие резонаторов по методике К. Линклейтер. 

Направляя голос в грудной резонатор, воспитанник следит за тем, чтобы звук из грудного резонатора направлялся точно в стену, слушая при этом собственное эхо. Таким же образом выстраивается диалог с полом через брюшной резонатор и с потолком через голову.

 

Упражнение 5. "Пятачок, улыбочка"

Упражнение на развитие губных мышц из артикуляционной гимнастики. 

При положении "пятачок" зубы сомкнуты, губы вытянуты вперед и собраны в плотный пятачок. При положении "улыбочка" зубы сомкнуты, а губы растянуты в улыбку Буратино, но так, чтобы зубы не были обнажены. По команде педагога воспитанники меняют положение "пятачок" на положение "улыбочка" в темпе, заданном педагогом.

 

Упражнение 6. "Кидаем мячи"

Упражнение на развитие дикции. 

Произнося различные звукосочетания, например, "птки-птке-птка-птко-птку-пткы", "тпки-тпке-тпка-тпко-тпку-тпкы", воспитанник кидает воображаемые мячи в стену, подключая к действию все тело.

 

Упражнение 7. Словесное действие

Упражнение на работу с литературным текстом. 

Используя текст знакомого стихотворения, воспитанник должен совершить заданное действие, например, убаюкать непослушных детей или отругать их.

 

Упражнение 8. "Точка зрения"

Упражнение на логику текста. 

Воспитанник должен прочитать знакомую басню от лица одного или другого ее персонажа, выстраивая интонирование в соответствии с логикой отношения данного персонажа к описываемым событиям. Задание может быть выполнено в форме группового этюда.

 

Упражнение 9. "Чужие руки"

Упражнение для освобождения верхней части грудной клетки от мышечных зажимов по методике Э. Чарелли. 

Руки согнуты в локтях и прижаты к бокам. При вдохе плечи чуть напряжены, но не подняты. Должно быть достигнуто мышечное ощущение: хочу оторвать руки, но не могу.

 

Упражнение 10. "Сонная голова"

Упражнение для снятия зажимов мышц затылка и шеи 

Круговое движение головы то вправо, то влево. Если шея высокая, нужно следить, чтобы голова не очень запрокидывалась назад и не соприкасалась со спиной, так как при этом дыхание прерывается. При выполнении упражнения необходимо создать мышечное ощущение "толстой шеи".

 

Упражнение 11. "Путешествие по резонаторам"

Упражнение, развивающее умение направлять звук в основные резонаторы по методике. К. Линклейтер. 

Изучая вибрации, резонирующие в груди, во рту и на передних зубах, нужно запрокинуть голову назад и произнести: "хааа-хааа-хааа". Затем, подняв голову, нужно снова произнести "хаа-хаа-хаа". Затем, уронив голову вперед, нужно произнести "хии-хии-хии". Затем повторить весь процесс в обратном порядке: опуститься к зубному резонатору, затем подняться к ротовому и, запрокинув голову назад, "уронить" звук в область грудной клетки. Повторить упражнение, окрашивая звук в разные оттенки или воображая ситуации, требующие определенного звучания определенных резонаторов. Выполнять упражнение приблизительно в течение трех минут.

 

Упражнение 12. "Кислородная подушка"

Упражнение на развитие опоры дыхания и звучания по методике Э. Чарелли. 

Мышечное напряжение должно ощущаться как можно дальше от гортани. Опущенная при выдохе диафрагма подкрепляется подтянутыми нижнебрюшными мышцами, создавая крепкую опору и ощущение вдоха при выдохе. Постепенный выдох регулирует подсвязочное давление. Равномерная по интенсивности струя воздуха способствует ровному звучанию. Внимание направлено на работу мышц грудной клетки (ребра расширены), свободу гортани и нижней челюсти. Нельзя допускать опадания грудной клетки сразу же после вдоха. Межреберными мышцами нужно удерживать расширенную грудную клетку, тогда она естественно и в меру будет опадать на звучащем выдохе.

 

Упражнение 13. "Лифт"

Упражнение на создание звукового образа. 

Стоять свободно, ощущая, как скелет поддерживает тело. Закрыть глаза и направить свое внимание внутрь, представляя свое тело домом, а свой голос движущимся лифтом, механизм которого находится в подвале, с помощью длинного "хэ-э-эй", нужно начать движение из подвального помещения (то есть из области диафрагмы) к чердаку — в верхнюю часть черепа, навещая по дороге все верхние регистры — то есть этажи-резонаторы. При этом нужно учитывать, что когда "лифт" работает, "дом" не движется. Рот может быть приоткрыт, но остальные части тела должны быть совершенно неподвижны. Как только "лифт" прибывает на "чердак", можно позволить дыханию переместиться и вновь совершить движение вниз, не проскакивая ни один этаж и двигаясь с той же скоростью. Нужно повторить упражнение несколько раз и помнить, что энергия, приводящая в движение "лифт", исходит из "подвального помещения" вне зависимости от того, откуда "лифт" начинает свое движение.

 

Упражнение 14. "Джунгли"

Упражнение на создание звукового образа. 
Каждый воспитанник выбирает себе объект, связанный с общей темой. Это может быть тема: "джунгли", "море", "зоопарк" и т. д. Если мы выбираем тему "джунгли", то объектами будут соответственно звуки, издаваемые животными, птицами, пресмыкающимися, насекомыми, деревьями и травами и разными природными стихиями. Выбрав объект, воспитанник создает его звуковой образ с помощью голоса через звукоподражание. И вся группа в целом реализует звуковой образ заданной темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс упражнений для развития гибкости

Комплекс предназначен для детей и взрослых, развивает гибкость, наполняет тело энергией!!! Познавайте и развивайте Себя!!!...

Комплекс упражнений для развития гибкости у футболистов

Комплекс разработан для тренеров- преподавателей по футболу, родителей....

Комплекс упражнений для развития гибкости и подвижности суставов.

Упраднения для развития гибкости и подвижности суставов. Стретчинг. Применяются в разминке в игровых видах спорта ( и не только)...

Комплекс упражнений для развития гибкости

Комплекс упражнений для развития гибкости мышц №1...

Комплекс упражнений для формирования культуры речи

Комплекс упражнений для формирования культуры речи обучающихся на уроках русского языка во 2 классе....