Комплекс упражнений для формирования культуры речи
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Гришина Валентина Васильевна

Комплекс упражнений для формирования культуры речи обучающихся на уроках русского языка во 2 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_uprazhneniy_dlya_formirovaniya_kultury_rechi.docx25.43 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений по формированию культуры речи обучающихся на уроках русского языка.

Повышение культуры речи является актуальной проблемой современного общества. Чтобы научить говорить, соблюдая нормы современного русского языка, целесообразно уделять внимание формированию культуры речи в младшем школьном возрасте. В настоящее время дети допускают большое количество ошибок в произношении слов, словообразовании, словоизменении, употреблении слов, постановке ударения.  

Задачи учителя:

учить школьников серьезно относиться к своей речи, выработать у них привычку точно обозначать словом возникшее представление, искать единственно верное, нужное слово;

  формировать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся и их речевое развитие;

  помочь детям овладеть богатствами родного языка, научить умело пользоваться ими в своей разнообразной речевой практике.    

 

Упражнения на выбор места ударения.

Цель: учить детей правильно ставить ударение в словах.

1. Прочитай слова. Проверь себя по орфоэпическому словарю.

             а) творог                                             километр                                                              

                 свёкла                                             алфавит  

б) в словах с неподвижным ударением:

кран – краны                                  шофер - шоферы

торт – торты                                   туфля - туфли

 шарф – шарфы                              инженер - инженеры

бант – банты                                  стакан - стаканы

 в) в словах с подвижным ударением:

        директор – директора                           облако - облака           

        доктор – доктора                                   столяр - столяры     

                           

  1. Найди слова в орфоэпическом словаре. Узнай правильное ударение и верно произнеси слова.

Было, начал, звала, понял.

3.По образцу образуй формы глагола. Поставь ударение.
 Образец: понять — понял, поняла, поняли.
 Взять, начать.

4. Узнай слово по его значению, запиши и поставь ударение.

  • Водитель автомобиля.
  • Травянистое растение с продолговатыми листьями кислого вкуса.

Упражнения на правильное произношение слов с трудным звукосочетанием.

Цель: учить детей правильно произносить слова.

Произнесите правильно.

ЧТо, доЖДь,   еГО, конеЧНо, нароЧНо, сквореЧНик, скуЧНый, лёГКий.

Упражнения на выявление активного словарного запаса учащихся.

Цель: учить подбирать имена прилагательные и имена существительные – сравнения для характеристики качеств.

1.Если предмет сделан из железа, то какой он? (из бумаги, из дерева и др.)

2.Назови другой предмет, такой же белый, как снег. (Такой же узкий, как лента; такой же круглый, как мяч; такой же жёлтый, как лимон).

3.Сравни по вкусу лимон и мёд, по цвету – гвоздику и ромашку, по прочности – верёвку и нитку, по высоте – гору и холм.

4.  Вставь подходящие слова.

Голоден как ….                  Изворотлив как …

Хитер как …                       Надут как …

Упрям как …                      Болтлив как …

Слова -  подсказки: лиса, заяц, бык, уж, свинья, осел, сорока, волк, индюк.

  1. Какими синонимами (из четырех букв) можно заменить такие слова: приятель, противник, солдат, шагать, красный, печаль, работа?

Цель: учить подбирать синонимы.

(Ответ: друг, враг, воин (боец), идти, алый, горе, труд (дело).)

Упражнения со словосочетаниями и предложениями.

  1. Найди ошибку.
  • У меня много делов.
  • Ходят без польт.
  • Вкусная картофель.
  • Много стулов.

2.Запиши словосочетания, вставляя вместо точек нужные предлоги: о, с, из, к, в.

 Цель: учить детей правильно подбирать предлоги.

 Просить … помощи                        строить … кубиков

 Пить … чашки                                заботиться … брате

 Уехать … города                                принести … магазина

  Прыгать … вышки                                  зайти … товарищу

3.Прочитай словосочетания. Какое из данных словосочетаний построено неверно?  Почему?

Белая берёза, зеленая трава, карие цветы.

4.Расставь нужные знаки препинания в конце предложений. Прочитай. 

Цель: учить выбирать знак препинания в конце предложения.

По склону горы бежит ручей 
Ты уже сделал уроки 
До чего же хорошо в деревне летом

5.Замени в данных предложениях глагол «играет» подходящими по смыслу глаголами.

 Цель: учить распознавать многозначные слова, слова в пррямом и переносном значении.

 Мальчик играет в городки. Котенок играет клубком. Девочка играет вальс. Солнце играет в каплях дождя.

Слова для справок: исполняет, сверкает, забавляется.

6.Выясни по толковому словарю лексические значения глаголов надеть, одеть. Составь с ними предложения.

 Цель: формировать навыки правильного употребления глаголов.

7. Составь предложения по вопросам.

Цель: учить составлять предложения по схемам.

  • Куда? что сделала? какая? кто?

                Сорока, на забор, красивая, села.

  • Как? что сделал? какой? кто? откуда?

    Бобик, маленький, из-под крыльца, залаял, звонко.

8. Найди в предложениях лишнее слово. Почему оно лишнее?

 Цель: учить обосновывать свой выбор.

  • В саду собирают яблоки, фрукты, груши.
  • На празднике было много детей, мальчиков, девочек.
  • На лугу растут чудесные ромашки, цветы, колокольчики.
  • По дорожке бежал молодой щенок.
  • На поляне красуется красавец клён.

9. Выбери нужное слово.

 Цель: учить разграничивать значения паронимов.

  • Мы собирали грибы в (елочном, еловом) лесу.
  • Бабушка варила вкусное (сливовое, сливочное) варенье.
  • Не будь таким (обидным, обидчивым).
  • На море разыгрался сильный (шторм, штурм).
  • У ребят был (радостный, радушный) вид.

10. Устрани повторы в тексте.

Цель: учить заменять повторяющиеся в тексте имена существительные личными местоимениями.

У меня есть котёнок Мурзик. Мурзика мне подарили на день рождения. Я очень люблю Мурзика.

Упражнения на использование в речи диалога.

1.По-настоящему культурные люди говорят правильно – по правилам.

В каждом языке есть свои правила – нормы.

О каком правиле вежливого поведения говорится в отрывке из стихотворения С. Маршака.      

 … И ежели вы

 Вежливы,

 То в разговоре с тетей,

                                                И с дедушкой,

                                                И с бабушкой

                                                Вы их не перебьете.

2.Придумай диалог с использованием вежливых слов к данным ситуациям:

 Цель: учить соблюдать в речи правила речевого этикета.

  • Вы забыли ручку.
  • Встретили друга, которого давно не видели
  • Вы благодарите маму за очень вкусный ужин.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс упражнений для формирования правильной осанки

Комплекс упражнений для формирования правильной осанки поможет родителям вместе со своими детьми ежедневно выполнять упражнения для профилактики правильной осанки в домашних условиях....

Комплекс упражнений для формирования правильной осанки

Чтобы иметь правильную осанку, надо укреплять «мышечный корсет», особенно мышцы спины...

Комплекс упражнений для формирования правильной осанки

Хочешь быть красивым и здоровым – следи за правильностью осанки...

Комплекс упражнений для развития сценической речи

Комплекс упражнения для развития сценической речи,включающий в себя упражнение на дыхание, голос и дикцию. В любой деятельности, связанной с речевым общением, большую роль играет техника речи. Говорит...

Комплекс упражнений для формирования шагового движения (при ДЦП)

комплекс занятий ЛФК для детей с ДЦП для формирования шагового движения....

Комплекс упражнений по формированию яыковой компетенции на употребление в речи Past Perfect PassiveTense.

УМК "English 10-11",автор В.П.Кузовлев. Unit 7" Inventions that shook the world".  Упражнения на  имитацию, подстановку, трансформацию в формате системно- деятельностного...