"Путешествие в далекую Африку" урок по экологии
план-конспект занятия (5 класс) на тему

занятие усвоения новых знаний,  дополнено презентацией, включено в цикл занятий программы дополнительного образования детей 4-5 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Подробный конспект занятия

Организационная информация

Тема урока

Путешествие в Африку

Предмет

экология

Класс

4-5

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Бредихина Мария Владимировна, педагог дополнительного образования

Образовательное учреждение

МОУ ДОД Дом творчества детей и подростков Верхнехавского муниципального района Воронежской области

Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубе

Центральный федеральный округ

Республика/край

Воронежская область

Город/поселение

Село Верхняя Хава

Методическая информация

Тип урока (мероприятия, занятия)

Занятие усвоения новых знаний

Цели урока (мероприятия, занятия)

(образовательные, развивающие, воспитательные)

Образовательные – закрепить понятие «континент, природная зона»;показать разнообразие живой природы Африки, особенности мира растений и животных экваториальных лесов, саванны и пустынь.; обозначить влияние  человека на природу.

Развивающие – расширить кругозор детей, сформировать умения работать с глобусом.

Воспитательные – воспитывать чувство ответственности.

Задачи урока (мероприятия, занятия)

Продолжить формирование у воспитанников представлений и знаний о многообразии живой природы нашей планеты, вспомнить уже известные и разобрать новые термины и понятия, сформировать представления о разнообразии животного и растительного миров Африки по природным зонам.

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

Словесные (работа с литературой), наглядные(компьютерная презентация), практические(заполнение таблицы).

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

1 занятие- 45 минут.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

Воспитанники закрепят понятия «континент, природная зона», навыки работы с глобусом. Приобретут знания о живой природе Африки.

Необходимое оборудование и материалы

Глобус, атлас животных, компьютер.

Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

Презентация Путешествие в далекую Африку

Список учебной и дополнительной литературы

Атлас животных/ Ю.К.Школьник, Ю.Е.Золотарева.- М.: Эксмо, 2011.- 96 с.: ил.

Большой универсальный атлас мира.2-е издание, исправленное и переработанное.-М.: ОЛМА Медиа Групп,2011.- 224 с.6 ил.+ 40 карт.

Ход и содержание занятия,

деятельность учителя и учеников.

Мотивация учащихся

 Использование инновационных технологий на уроках качественно повышает мотивацию к обучению

Подробное описание всех этапов урока  (мероприятия, занятия). Количество недостающих строк добавляет автор.

Урок усвоения новых знаний. «Путешествие в Африку».

1. Организационный момент

Приветствие. Постановка цели и задачи урока.

2. Актуализация знаний.

Опрос: 1. Что такое континент? Какие континенты известны?

2. Что такое природные зоны?

3. Как получили своё название природные зоны?

Практическая деятельность: определение расположения Африканского континента по глобусу.

3.Изучение нового материала.

Итак, сейчас мы отправимся в виртуальное путешествие по далекой и загадочной Африке (слайд 1).Сделаем это, просматривая материал презентации. Вы внимательно слушаете, смотрите и кратко заполняете таблицу.

Таблица.

Название ПЗ

Растительность

Животные

Влажные экваториальные леса

Саванна

Пустыня

(Воспитанники перечерчивают таблицу у себя в тетрадях).

Африканский континент второй по величине, после Евразии. Африка считается родиной человека (слайд 2).

В Африке выделяют три природные зоны: зона влажных экваториальных лесов, зона саванн и редколесий и зона пустынь (слайд 3).

Влажные экваториальные леса располагаются в центральной части континента, их окружают саванны. А северную и южную части занимает зона пустынь (слайд 4).

(слайд5)влажные экваториальные леса Африки еще называют – гилей. Температура здесь не опускается ниже +15.Растительность располагается ярусами (этажами). Верхний ярус занимают  гигантские (до 50м.) деревья (фикусы, сейбы).В ярусе пониже представлены Хлебные деревья, терминалии, бананы, эбеновое дерево. Кстати, эбеновое дерево единственное, которое тонет в воде. Из его ценной  черной древесины изготовляют мебель.

Стволы и кроны деревьев оплетены лианами (пальма-лиана ротанг, др. лазающие растения с тонкими, гибкими и очень длинными стволами). На ветвях, стволах и даже листьях поселяются орхидеи, фикусы, папоротники, мхи (слайд 6). В лесах всегда влажно, жарко и темно. Солнечный свет очень плохо проникает через густоту растительности, поэтому здесь почти нет травы.

(слайд 7) Человек постоянно подвергает вырубке деревья экваториальных лесов, так как многие виды имеют хозяйственное значение.

За последние 100 лет площадь лесов сократилась почти на 60%. Возобновление идет очень медленно: из каждых 29га вырубленных - восстанавливаются 1-2га.

(слайд 8) В экваториальных лесах также особые экологические условия для существования животных - по вертикали, в разных ярусах леса.

Есть представители животного мира, которые распространены на нескольких этажах, например термиты,лягушки.Этому способствует большая влажность воздуха.

(слайд 9) Наземный ярус представлен большим разнообразием микроорганизмов. В почве обитают землеройки, змеи, ящерицы . Характерны мелкие копытные, лесные свиньи, окапи (родственники жирафов). В этом ярусе обитают гориллы - самые крупные человекообразные обезьяны. В кронах деревьев много других обезьян (мартышки, шимпанзе), характерны птицы, насекомые. Неразлучники -  представители  миниатюрных попугайчиков. Экваториальный лес пестрит обилием разноцветных птиц.

 Самый крупный хищник экваториальных лесов - леопард. Он подстерегает добычу и отдыхает на деревьях.

(слайд 10) В экваториальных лесах сосредоточено около 50% всего животного мира нашей планеты.

 На сегодняшний день сильно сократилось количество  слонов, горилл из-за непомерного отлова человеком.

(слайд 11) Дальше мы с вами продвигаемся к африканской саванне. Саванны окружают экваториальные леса. Выделяют  травянистую саванну и саванну-лес (с кустарниками и деревьями). Условия жизни в саванне очень суровые. Почва содержит мало питательных веществ, во время сухих сезонов она пересыхает, а во время влажных — заболачивается.

(слайд 12) В саваннах растут тысячи различных трав. Удивительна , например, слоновья трава – высотой до 2-3метров.  Деревьям, чтобы выжить, необходимы некоторые специфические качества для защиты от засухи.

Например, баобаб (символ Африки) отличается толстым, защищённым от огня стволом, способным, словно губка, хранить в себе запасы воды. Его длинные корни всасывают влагу глубоко под землёй. Акация имеет широкую плоскую крону, которая создаёт тень для растущих ниже листьев, предохраняя тем самым их от высыхания. На болотах растет папирус, достигающий в своих зарослях высоты 4м. Стебли папируса увенчаны зонтиками, а внизу он так переплетается, что человеку приходится прорубаться в его зарослях.

(слайд 13) Животный мир очень разнообразен.

Саванна пестрит обилием крупных животных. Жираф – самое высокое животное на планете.  Достигает высоты до 6м. Африканский слон - самое крупное наземное животное (высотой–  до 4м, а весом-до 7,5 т.). Гепард - самое быстрое  животное. Развивает скорость более 100км/ч. Первое место среди хищников принадлежит льву. Живут львы семьями – прайдами, где самец – вожак, несколько львиц, молодые львы и львята.

(слайд 14) Основные представители мелких хищников - пятнистая гиена и сурикаты. Самые многочисленные копытные в саванне - это зебры, антилопы гну. Гну сбиваются в огромные стада, чтобы легче противостоять хищникам. В целях собственной безопасности к ним нередко примыкают зебры и газели.

(слайд 15) Самыми крупными травоядными  в саванне являются носороги и бегемоты. Носороги подслеповаты, но прекрасно ориентируются благодаря отличному обонянию и слуху. Бегемоты обитают вблизи водоемов, проводя значительную часть времени в воде. В болотистых местах обитает огромное количество водных птиц - пеликаны, фламинго, аисты, колпицы. Их клювы приспособлены для ловли рыбы.

(слайд 16) Самая большая птица в мире обитает в африканской саванне. Это африканский страус (рост до 2,5м). Кроме этого он еще и самый быстрый бегун среди птиц, может бежать со скоростью до 70км/ч.

(слайд 17) Для сохранения природы саванн, защиты животных от полного истребления правительства африканских стран создают заповедники, национальные парки и резерваты.

(слайд 18) Следующая природная зона которую мы посетим – африканские пустыни. Самые крупные и известные пустыни Африки:  Сахара,  Калахари и пустыня Намиб.

Сахара находится в северной части Африки, Намиб и Калахари – в южной.

(слайд 19) Сахара – самая большая пустыня в мире. Растительность Сахары скудна, состоит из небольших сообществ  трав, кустарников и деревьев, произрастающих в оазисах, высотных районах.

 Оазис- островок с пышной растительностью возле естественного водоема в пустыне.

(слайд 20) Главным культурным растением сахарских оазисов является финиковая пальма, в тени которой выращивают фруктовые деревья и кустарники, высевают хлебные злаки. Из животных лучше всего приспособились к жизни в пустыне змеи и ящерицы. От солнца они укрываются в песке или расщелинах, а питаются насекомыми, в которых сохраняется вода. Из копытных наиболее типичны для Сахары антилопы Аддакс и Орикс.

Перемещаемся в пустыню - Намиб. (слайд 21)  Она чрезвычайно сухая , практически необитаема. Название «Намиб» означает «место, где ничего нет». Считается самой древней пустыней в мире. Обширные пространства  здесь подчас совсем лишены растений.   А имеющиеся растительность отличается тем, что здесь много видов произрастающих только на этой территории. Одно из удивительнейших местных растений — тумбоа, или Вельвичия. Растение редко встречается далее, чем в ста километрах от берега, — это примерно соответствует тому пределу, которого достигают туманы, являющиеся для вельвичии основным источником влаги. Вельвичия имеет не очень длинный (не более 3м) главный корень. Ствол у нее похож на обрубок или пень, очень низкий и толстый (диаметром до 1,2м), почти полностью скрытый в земле.  У растения всего два листа. Они остаются на всю жизнь, которая длится столетия, а у некоторых экземпляров 2000 лет и, возможно, даже больше. Листья растут со скоростью 8—15 см в год и достигают в длину 2 и даже иногда 3м.

(слайд 22) Ещё одно характерное растение пустыни — кокербом, или колчанное дерево—высотой до 7м. Ствол дерева толстый около метра в диаметре, имеет хорошие разветвления. Его ветви очень длинные, голые, белого оттенка, почти вертикальные. На концах  ветвей располагаются очень толстые листья. Листья зеленого цвета с голубым, по краям имеют маленькие шипы. Среди песчаных дюн встречаются песчаная ящерка, перепончатый геккон. Слоны, носороги, львы, гиены, шакалы встречаются на севере пустыни. На побережье океана формируются громадные колонии пеликанов, бакланов; рядом с ними гнездятся крачки и чайки, а в соленых приморских лагунах – малые фламинго. На листьях вельвичии поселяются жуки – сокоеды. Немало в пустыне Намиб  паукообразных. 

Наше путешествие продолжается и мы отправляемся в пустыню Калахари (слайд 23). Эта пустыня растет, продвигаясь в пространстве. Имеет довольно развитый сплошной, местами достаточно густой растительный покров. Здесь преобладают из древесных пород различные виды акаций, а из травянистых многочисленные злаки.

(слайд 24) Из животного мира в Калахари наиболее многочисленны карликовая песчанка, короткоухая песчанка, а также кафрский долгоног. Внешне напоминает миниатюрного кенгуру или гигантского тушканчика (ростом с зайца). В некоторых странах его называют заяц-прыгун. Здесь можно увидеть прайды львов, стаи гиеновых собак, одиночных гепардов. Мелкие хищники - это большеухая лисица, степной кот. Из птиц распространены: карликовый сокол, гнездятся пустынные рябки, африканский бегунoк.  Мнoго ящериц.

(слайд 25) Человеческая деятельность вблизи пустынь (вырубка леса, перекрытие рек) привела к расширению их территорий. Опустынивание — одна из наиболее острых экологических проблем в мире.

 Значительные территории Африканских пустынь относятся к национальным паркам.

 (слайд 26) вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие. До свидания, удивительная Африка!

Что нового и интересного вы узнали во время нашего виртуального путешествия?( воспитанники дают ответы).

Все ли заполнили таблицу? (Дети заканчивают самостоятельную работу с таблицей).

4. Закрепление нового материала.

А теперь давайте проверим, как внимательны вы были. Игра «Верно – неверно». Я зачитываю утверждение, а вы определяете правильность моих слов.

1-Лианы занимают верхний ярус экваториального леса.

2-Окапи - родственник носорога.

3-Другое название экваториальных лесов Африки – гилей.

4-Африканский страус – самая большая птица планеты.

5-Саванна занимает центральную часть Африки.

6-В экваториальных лесах всегда сумрачно.

7-Вельвичия – удивительное растение пустыни Намиб.

Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии)

Заполнение таблицы, проверка усвоения материала - игра «верно-неверно».

Домашнее задание  (если это необходимо на уроке)

нет

Дополнительная необходимая информация

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

http://pedsovet.su

http://900igr.net

http://fotki.yandex.ru/

http://ru.wikipedia.org

В помощь учителю

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Данный урок сопровождается презентацией. В ней использованы эффекты анимации, множество фотографий. При комплексном восприятии информации с помощью органов чувств получение информации увеличивается в разы.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

Так как ранее были рассмотрены остальные природные зоны планеты, логично провести следующий урок в виде игры (для закрепления полученных знаний о разнообразии живой природы нашей планеты).

Другое


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-путешествия по географии на тему: «На далекой Амазонке не бывал я никогда».

Конспект урока-путешествия по географии на тему: «На далекой Амазонке не бывал я никогда»....

Игра-путешествие для младших школьников "Юные экологи"

Игра-путешествие  «Юные экологи» предназначена для учащихся 3-4 классов. Она  может  проводиться с  конца мая по октябрь месяц  в лесном массиве, на лугу, в парке, на школьном...

Внеклассное мероприятие в рамках Предметной недели "Путешествие в далекое прошлое нашего края"

В данном мероприятии рассказывается  учащимся о занятости жителей нашего края в своей жизни ....

Программа внеурочной деятельности по истории «Путешествие в далекое и близкое» для учащихся 5-х классов общеобразовательных школ.

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили...

Программа внеурочной деятельности по истории «Путешествие в далекое и близкое» для учащихся 5-х классов общеобразовательных школ.

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили...

Далекое путешествие.

Презентация разработана для занятий детей 6-7 лет в изостудии, также ее можно использовать для самостоятельных занятий дома. Материал обобщает знания детей о советских космонавтах, развивает внимание,...

Национальный татарский фартук – путешествие к истокам далеких предков.

 Наша страна огромна и многонациональна. Каждый народ имеет свои традиции, обычаи,  язык, национальную  одежду. Камышлинский район издавна считается татарским районом Самарской о...