"Музыкальная грамота и слушание музыки" для эстетического отделения ДМШ с пятилетним сроком обучения
рабочая программа по теме

Марина Александровна Симбирская

 

         Цели программы:

     - Освоить круг теоретических понятий

     - Приобщить детей к шедеврам мировой классики

     - Сформировать эмоциональную отзывчивость

     - Создать базу для последующего освоения и приобщения к музыкальному искусству

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnaya_gramota_i_slushanie_muzyki.doc155 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                          Пояснительная записка

     Настоящая программа разработана на основе типовой программы по сольфеджио для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств (Федеральное  агентство по культуре и кинематографии научно-методический центр по художественному образованию. Москва 2006 г.); на основе методических разработок по предмету «Слушание музыки» Е. Кругликовой, Н. Царёвой, Л. Акимовой       и О. Владимировой.  

                                             Цели программы

     - Освоить круг теоретических понятий

     - Приобщить детей к шедеврам мировой классики

     - Сформировать эмоциональную отзывчивость

     - Создать базу для последующего освоения и приобщения к музыкальному искусству

   

                                                  Задачи

     - развить музыкально-эстетический вкус;

     - дать начальные знания в области музыкальной грамотности;

     - познакомить с основными элементами музыкальной речи, музыкальными жанрами, историей их возникновения и развития на примерах русской, зарубежной, классической и народной музыки;

     - развить умение разбираться в музыкальном искусстве.

         

                 Основная форма учебно-воспитательной работы

     Основной формой учебной и воспитательной работы является урок.

Урок – форма человеческого общения. Активность, доброжелательность, профессионализм преподавателя – залог успеха педагогической работы.

     В повседневной работе на уроках педагогу необходимо прививать  учащимся интерес к занятиям, любовь к музыке, воспитывая его вкус на лучших образцах народной музыки, произведениях классиков, современных и зарубежных композиторов.

                            Контроль и учёт успеваемости.

     Проверка накопленных знаний, умений, навыков учащихся осуществляется в соответствующих практических формах деятельности.

     Итоги подводятся в конце каждой четверти  в форме контрольного урока, а также в конце обучения в форме экзамена.

                           

                                               Учебный план

     Данный предмет входит в перечень обязательных предметов образовательной программы общего эстетического обучения.

     Обучение рассчитано на пять лет. Занятия групповые, один раз в неделю по 1,5 ч., проводятся в формах беседы, аналитической и игровой формах. На уроках излагаются теоретические сведения из области музыкальной грамоты, развития и бытования  музыкального искусства, музыкальных жанров, библиографические сведения о композиторах.

                                             Конечные цели

     По окончании данного курса обучающийся  должен

знать/понимать:

    - основы музыкальной грамоты;

    - музыкальную терминологию;  

    - музыкальные формы,  жанры произведений;

уметь:

     - использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;  

     - разбираться в основных музыкальных стилях, жанрах и средствах музыкальной выразительности;

     - определять общий характер и образный строй произведения;

     - узнавать изученные музыкальные произведения на слух;

     - узнавать тембры музыкальных инструментов;

использовать приобретенные знания и умения в практической  деятельности и повседневной жизни для:

   -  певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников;

   - ориентироваться в музыкальном мире в качестве слушателя и активно заниматься любительским музицированием.

- размышления о музыке и её анализа;

 - музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки.

     Предмет «Музыкальная грамота» занимает важное место в комплексе дисциплин общего эстетического отделения. На уроках излагаются теоретические сведения. В объяснении материала используются различные наглядные и практические методы, позволяющие учащимся наблюдать за демонстрацией изучаемого материала. Так, основным видом показа на уроке является запись на доске. Кроме неё используются различные наглядные материалы в виде столбицы,  лесенок, клавиатуры.

                                        ТЕМАТИЧЕСКИЙ   ПЛАН

                                          по музыкальной грамоте

  №

                                Наименование тем

Кол-во  уроков                                  

   

                                     1 класс

     1

 Метр. Ритм. Пульсация долей. Двудольный и трёхдольный метр. Ритмические рисунки с четвертями и восьмыми. Нотные знаки. Клавиатура. Регистры.

    2

     

     2

Размер. Такт. Гамма.                                                  Половинная длительность.

    1

     3

Фраза. Мотив. Лад. Тональность. Основные понятия. Тональность До мажор. Разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые. Вводные звуки.

    3

     4

Дирижирование на 2/4. Паузы.

    1

     5

Строение мажорной гаммы. Знаки альтерации.

    1

     6

Тональность Ре мажор. Транспонирование.

    2

     7

Дирижирование на 3/4. Половинная нота с точкой.

    1

     8

Затакт.

    1

     9

Опевание устойчивых ступеней.

    2

   10

Тональность Соль мажор.

    2

   11

Размер 4/4. Целая нота. Главные ступени лада.

    1

   12

Тональность Фа мажор.

    2

   13

Шестнадцатые длительности.  

    1

   14

Интервалы.

    6

   15

Одноимённые тональности.

    2

   16

Тональность Си – бемоль мажор.

    2

   17

Контрольный урок.

    4

   

  Всего:

   34

                                     2 класс

     1

Повторение пройденного.

    1

     2

Куплетная форма.                                                   Одноимённые тональности.

    2

     3

Параллельные тональности. Переменный лад.

    2

     4

Натуральный минор.

    2

     5

Ритмический рисунок четверть с точкой и восьмая.

    2

     6

Гармонический минор.

    2

     7

Главные трезвучия лада. Подбор аккомпанемента.     Понятие «Предложение».

    1

     8

Мелодический минор.

    2

     9

Интервалы в мажорном ладу.

    2

   10

Ритмические рисунки восьмая две шестнадцатые и две шестнадцатые восьмая.

    2

   11

Тональности с тремя знаками при ключе.

    5

   12

Сексты большие и малые.

    2

   13

Понятие обращение интервалов.

    4

   14

Размер 3/8.

    1

   15

Контрольный урок.

    4

   

  Всего:

  34

 

                                     3 класс

    1

Повторение пройденного.

    2

    2

Обращение трезвучий главных ступеней.

    4

    3

Период. Каденция.

    2

    4

Вспомогательные, проходящие звуки и аккорды.

    4

    5

Пунктирный ритм.

    2

    6

Септимы.

    2

    7

Доминантсептаккорд.

    2

    8

Гармонический мажор.

    2

    9

Тритоны.

    4

  10

Тональности с четырьмя знаками при ключе.

    6

  11

Контрольный урок.

    4

 

  Всего:

  34

                                     4 класс

    1

Повторение пройденного.

    2

    2

Разрешение субдоминанты, доминанты и их обращений        в ладу.

    2

    3

Ритмическая группа четверть с точкой и шестнадцатые.

    2

    4

Обращение доминантсептаккорда.

    4

    5

Внутритактовая синкопа.

    2

    6

Уменьшенное трезвучие.

    2

    7

Характерные интервалы.

    2

    8

Септаккорды 7 ступени.

    2

    9

Размер 6/8.

    2

  10

Триоль.

    2

  11

Тональности с пятью знаками при ключе.

    6

  12

Простые двух – трёхчастные формы.

    2

  13

Контрольный урок.

    4

 

  Всего:

  34

                                     5 класс

    1

Повторение пройденного.

    2

    2

Квинтовый круг тональностей. Буквенные обозначения тональностей.

    2

    3

Энгармонизм.

    2

    4

Увеличенное трезвучие.

    2

    5

Ритмические рисунки с залигованными нотами. Междутактовые синкопы.

    2

    6

Виды септаккордов.

    2

    7

Модуляция. Отклонение. Сопоставление.

    2

    8

Родственные тональности.

    2

    9

Хроматическая гамма.

    2

  10

Особые лады.

    2

  11

Виды размеров.

    3

  12

Контрольный урок.

    4

  13

Практикум (подготовка к экзамену).  

    7

 

  Всего:

  34

     Слушание музыки даёт возможность узнать больше классической музыки с раннего возраста. Процесс слушания музыки должен вызывать желание у детей  говорить, высказывать свои мысли по поводу прослушанного.

     Преобладающая форма уроков – это уроки-беседы. В зависимости от содержания, они приобретают разный облик, урок-воспоминание; урок-сказка; урок-исследование. В большом объёме необходимо  пользоваться игровыми приёмами, наглядными пособиями.                                                                                                                                  

                                        ТЕМАТИЧЕСКИЙ   ПЛАН

                                            по слушанию музыки

  №

                                   Наименование тем

Кол-во уроков

                                     1 класс

  1

Окружающий мир и музыка. Что такое музыка?

     2

  2

Понятие о выразительных возможностях элементов музыкальной речи: звуки шумовые и музыкальные; динамика; регистр; темп; лад.

     6

  3

Метроритм, пульсация в музыке.

     4

  4

Мелодический рисунок, его выразительные свойства.

Комплекс элементов музыкальной речи, создающий характер и образ произведения:

а) пьесы – портреты;

б) пьесы – пейзажи.

     4

  5

Сравнительный анализ пьес, противоположных по образному содержанию:

а) пьесы – настроения;

б) пьесы – игровые сценки.

     4

  6

Музыкальная интонация.

     4

  7

Танцевальная музыка. Различные виды маршей. Танцы (народные, старинные, современные).

     6

  8

Контрольные уроки.

     4

 

   Всего:

   34

                                     2 класс

  1

Повторение пройденного материала.

     1

  2

Голоса музыкальных инструментов:

а) скрипка и виолончель;

б) флейта и фагот;

в) гобой и кларнет;

г) валторна и труба;

д) литавра и барабан;

е) фортепиано и клавесин.

   12

  3

Инструменты, не входящие в оркестровые группы: арфа и орган.

    2

  4

Музыкальные инструменты – герои сказки С. Прокофьева «Петя и волк».

    3

  5

Народные музыкальные инструменты.

    4

  6

Инструменты духового и эстрадного оркестра.

    2

  7

Сказочные сюжеты в музыке.

    3

  8

Развитие образа во времени в сказочном музыкальном спектакле.

    3

  9

Контрольные уроки.

    4

   Всего:

  34

                                     3 класс

  1

Повторение пройденного материала.

    1

  2

Времена года в народном календаре. Осенние народные обряды и песни. Жатва.

    3

  3

Зима. Обряды и песни. Масленица.

    4

  4

Весна. Народные обряды и песни. Веснянки.

    4

  5

Лето. Летние праздники, обряды и песни.

    4

  6

Детский фольклор.

    2

  7

Содержание музыкальных произведений. Программная музыка:

а) музыкальные игрушки;

б) музыкальный зоопарк;

в) в пещере горного короля;

г) в садах феи Сирени.

  10

  8

Музыкальный инструмент – человеческий голос.

    2

  9

Контрольные уроки.

    4

   Всего:

  34

 

                                     4 класс

  1

Повторение пройденного материала.

    1

  2

Виды ансамблей и хоров.

    2

  3

Элементарные формы и жанры:

а) Песня. Куплетная форма;

б) Марш. Трёхчастная форма;

в) Танец: полька, вальс, менуэт.

    6

  4

Жанры песни, марша, танца в характеристике образа:

а) А. Рыбников «Волк и семеро козлят»;

б) А. Половинкин «Золотой ключик».

    4

  5

Язык музыки. Мелодия и её разновидности. Ритм, метр, размер. Регистры и фактура. Динамика. Штрихи.

    4

  6

Жанры вокальной музыки. Песня, романс, ария. Куплетная форма и трёхчастная форма.

    4

  7

Жанры инструментальной музыки. Инструментальная миниатюра. Прелюдия, пьеса, этюд. Простые формы.

    5

  8

Содружество муз:

а) Музыка и слово;

б) музыка и живопись

    4

  9

Контрольные уроки.

    4    

   Всего:                  

  34

                                    5 класс

  1

Повторение пройденного материала.

    1

  2

Программная музыка:

а) А. Лядов «Кикимора»;

б) А. Лядов «Волшебное озеро»;

в) М. Равель «Волшебный сад»;

г) М. Чюрленис «В лесу»;

д) К. Дебюсси «Лунный свет»;

е) М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»;

ж) С. Прокофьев Танцы Фей из балета «Золушка».

  14

  3

Комические образы в музыке: игровая логика, приёмы развития.

     4

  4

Симфонический оркестр.

     5

  5

«Музыка – душа танца»:

П. Чайковский «Лебединое озеро»

С. Прокофьев «Золушка»

И. Стравинский «Петрушка»

     6    

  6

Контрольные уроки.

     4

 

   Всего:

   34

Средства обучения

 - печатные пособия (портреты композиторов, иллюстрации картин, демонстрационный материал, методические и наглядные пособия);

 - информационно-коммуникационные средства (СD-диски, аудиокассеты);

 - технические средства обучения (музыкальный центр);

 - учебно-практическое оборудование (фортепиано, металлофон, шумовые инструменты).

Литература

  1. Акимова Л. Слушание музыки в ДМШ и ДШИ (программа, методические рекомендации). Пенза, 2000.
  2. Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь композиторов. СПб.: «Советский композитор», 1984.
  3. Васина-Гроссман В. Первая книжка о музыке. М.: «Музыка»,1988.
  4. Вахромеев В. Элементарная теория музыки. М.: «Музыка»,1966.
  5. Владимиров В., Лагутин А. Музыкальная литература. М.: «Музыка», 1984.
  6. Владимирова О. Рабочая программа дисциплины «Слушание музыки» для ДМШ и ДШИ. СПб.: «Советский композитор», 1984.
  7. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М.: «Просвещение»,1985.
  8. Гильчёнок Н. Слушаем музыку вместе. СПб.: «Композитор»,2006.
  9. Жигалко Е., Казанская Е. Музыка, фантазия, игра. СПб.: «Композитор», 1999.
  10. Кабалевский Д. Как рассказать детям о музыке? М.: «Просвещение»,1989.
  11. Максимов С. Музыкальная грамота. М.: «Музыка», 1979.
  12. Метлов Н. Музыка – детям. М.: «Музыка», 1985.
  13. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. М.: «Советский композитор», 1984.
  14. Музыкальная энциклопедия. М., 1974-1982.
  15. Первозванская Т. Теория музыки для маленьких музыкантов и их родителей. СПб.: «Композитор», 1999.
  16. Поплянова Е. Кто стоит на трёх ногах? СПб.: «Композитор»,2004.
  17. Попова Т. О музыкальных жанрах. М.: «Знание», 1981.
  18. Прохорова И. Музыкальная литература зарубежных стран. М.: «Музыка»,1986.
  19. Прохорова И., Скудина Г. Советская музыкальная литература. М.: «Музыка»,1976.
  20. Ригина Г. Уроки музыки в начальных классах. М.: «Просвещение», 1979.
  21. Сорокотягин Д. Музыкальная литература в таблицах: полный курс обучения. Ростов-на-Дону: «Феникс»,2010.
  22. Смирнова Э. Русская музыкальная литература. М.: «Музыка»,1985.
  23. Тимофеева О. Сказки о музыкальных инструментах. СПб.: «Композитор», 2010.
  24. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. М.: «Музыка», 1981.
  25. Царёва Н. Уроки госпожи Мелодии. 1 – 3 класс. М.: «Росмэн», 2005.
  26. Царёва Н.  Слушание музыки. Методическое пособие, М.: «Росмэн», 2002

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ "ФОРТЕПИАНО" ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОТДЕЛЕНИЙ "ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ" СО СРОКОМ ОБУЧЕНИЯ 5 ЛЕТ.

Содержание программы:1. Пояснительная записка2. Содержание учебного предмета3. Требования к уровню подготовки обучающихся4. Формы и методы контроля, система оценок5. Методическое обеспечение учебного ...

Образовательная рабочая программа по предмету "Музыкальный инструмент" Труба. Для учащихся отделения духовых и ударных инструментов. Срок обучения 5 лет.

Данная программа ориетирована на традиционное обучение, на создание условий для сохранения и совершенствования традиций отечественного художественного образования,  на применение индивидуальных п...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по предмету "Основы музыкальной грамоты и слушания музыки"

Данная дополнительная программа предназначена для преподавателей раннего эстетического отделения ДШИ и ДМШ. Срок реализации программы: 1 год, возраст учащхся: 6-7 лет...

ДПОП "Слушание музыки и музыкальная грамота"- 5 лет обучения

Программа учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной обще...