"Музыкальная грамота и слушание музыки" для эстетического отделения ДМШ с пятилетним сроком обучения
рабочая программа по теме
Цели программы:
- Освоить круг теоретических понятий
- Приобщить детей к шедеврам мировой классики
- Сформировать эмоциональную отзывчивость
- Создать базу для последующего освоения и приобщения к музыкальному искусству
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnaya_gramota_i_slushanie_muzyki.doc | 155 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана на основе типовой программы по сольфеджио для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств (Федеральное агентство по культуре и кинематографии научно-методический центр по художественному образованию. Москва 2006 г.); на основе методических разработок по предмету «Слушание музыки» Е. Кругликовой, Н. Царёвой, Л. Акимовой и О. Владимировой.
Цели программы
- Освоить круг теоретических понятий
- Приобщить детей к шедеврам мировой классики
- Сформировать эмоциональную отзывчивость
- Создать базу для последующего освоения и приобщения к музыкальному искусству
Задачи
- развить музыкально-эстетический вкус;
- дать начальные знания в области музыкальной грамотности;
- познакомить с основными элементами музыкальной речи, музыкальными жанрами, историей их возникновения и развития на примерах русской, зарубежной, классической и народной музыки;
- развить умение разбираться в музыкальном искусстве.
Основная форма учебно-воспитательной работы
Основной формой учебной и воспитательной работы является урок.
Урок – форма человеческого общения. Активность, доброжелательность, профессионализм преподавателя – залог успеха педагогической работы.
В повседневной работе на уроках педагогу необходимо прививать учащимся интерес к занятиям, любовь к музыке, воспитывая его вкус на лучших образцах народной музыки, произведениях классиков, современных и зарубежных композиторов.
Контроль и учёт успеваемости.
Проверка накопленных знаний, умений, навыков учащихся осуществляется в соответствующих практических формах деятельности.
Итоги подводятся в конце каждой четверти в форме контрольного урока, а также в конце обучения в форме экзамена.
Учебный план
Данный предмет входит в перечень обязательных предметов образовательной программы общего эстетического обучения.
Обучение рассчитано на пять лет. Занятия групповые, один раз в неделю по 1,5 ч., проводятся в формах беседы, аналитической и игровой формах. На уроках излагаются теоретические сведения из области музыкальной грамоты, развития и бытования музыкального искусства, музыкальных жанров, библиографические сведения о композиторах.
Конечные цели
По окончании данного курса обучающийся должен
знать/понимать:
- основы музыкальной грамоты;
- музыкальную терминологию;
- музыкальные формы, жанры произведений;
уметь:
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- разбираться в основных музыкальных стилях, жанрах и средствах музыкальной выразительности;
- определять общий характер и образный строй произведения;
- узнавать изученные музыкальные произведения на слух;
- узнавать тембры музыкальных инструментов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников;
- ориентироваться в музыкальном мире в качестве слушателя и активно заниматься любительским музицированием.
- размышления о музыке и её анализа;
- музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки.
Предмет «Музыкальная грамота» занимает важное место в комплексе дисциплин общего эстетического отделения. На уроках излагаются теоретические сведения. В объяснении материала используются различные наглядные и практические методы, позволяющие учащимся наблюдать за демонстрацией изучаемого материала. Так, основным видом показа на уроке является запись на доске. Кроме неё используются различные наглядные материалы в виде столбицы, лесенок, клавиатуры.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по музыкальной грамоте
№ | Наименование тем | Кол-во уроков | |
| 1 класс | ||
1 | Метр. Ритм. Пульсация долей. Двудольный и трёхдольный метр. Ритмические рисунки с четвертями и восьмыми. Нотные знаки. Клавиатура. Регистры. | 2 |
|
2 | Размер. Такт. Гамма. Половинная длительность. | 1 | |
3 | Фраза. Мотив. Лад. Тональность. Основные понятия. Тональность До мажор. Разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые. Вводные звуки. | 3 | |
4 | Дирижирование на 2/4. Паузы. | 1 | |
5 | Строение мажорной гаммы. Знаки альтерации. | 1 | |
6 | Тональность Ре мажор. Транспонирование. | 2 | |
7 | Дирижирование на 3/4. Половинная нота с точкой. | 1 | |
8 | Затакт. | 1 | |
9 | Опевание устойчивых ступеней. | 2 | |
10 | Тональность Соль мажор. | 2 | |
11 | Размер 4/4. Целая нота. Главные ступени лада. | 1 | |
12 | Тональность Фа мажор. | 2 | |
13 | Шестнадцатые длительности. | 1 | |
14 | Интервалы. | 6 | |
15 | Одноимённые тональности. | 2 | |
16 | Тональность Си – бемоль мажор. | 2 | |
17 | Контрольный урок. | 4 | |
| Всего: | 34 | |
2 класс | |||
1 | Повторение пройденного. | 1 | |
2 | Куплетная форма. Одноимённые тональности. | 2 | |
3 | Параллельные тональности. Переменный лад. | 2 | |
4 | Натуральный минор. | 2 | |
5 | Ритмический рисунок четверть с точкой и восьмая. | 2 | |
6 | Гармонический минор. | 2 | |
7 | Главные трезвучия лада. Подбор аккомпанемента. Понятие «Предложение». | 1 | |
8 | Мелодический минор. | 2 | |
9 | Интервалы в мажорном ладу. | 2 | |
10 | Ритмические рисунки восьмая две шестнадцатые и две шестнадцатые восьмая. | 2 | |
11 | Тональности с тремя знаками при ключе. | 5 | |
12 | Сексты большие и малые. | 2 | |
13 | Понятие обращение интервалов. | 4 | |
14 | Размер 3/8. | 1 | |
15 | Контрольный урок. | 4 | |
| Всего: | 34 | |
| 3 класс | ||
1 | Повторение пройденного. | 2 | |
2 | Обращение трезвучий главных ступеней. | 4 | |
3 | Период. Каденция. | 2 | |
4 | Вспомогательные, проходящие звуки и аккорды. | 4 | |
5 | Пунктирный ритм. | 2 | |
6 | Септимы. | 2 | |
7 | Доминантсептаккорд. | 2 | |
8 | Гармонический мажор. | 2 | |
9 | Тритоны. | 4 | |
10 | Тональности с четырьмя знаками при ключе. | 6 | |
11 | Контрольный урок. | 4 | |
| Всего: | 34 | |
4 класс | |||
1 | Повторение пройденного. | 2 | |
2 | Разрешение субдоминанты, доминанты и их обращений в ладу. | 2 | |
3 | Ритмическая группа четверть с точкой и шестнадцатые. | 2 | |
4 | Обращение доминантсептаккорда. | 4 | |
5 | Внутритактовая синкопа. | 2 | |
6 | Уменьшенное трезвучие. | 2 | |
7 | Характерные интервалы. | 2 | |
8 | Септаккорды 7 ступени. | 2 | |
9 | Размер 6/8. | 2 | |
10 | Триоль. | 2 | |
11 | Тональности с пятью знаками при ключе. | 6 | |
12 | Простые двух – трёхчастные формы. | 2 | |
13 | Контрольный урок. | 4 | |
| Всего: | 34 | |
5 класс | |||
1 | Повторение пройденного. | 2 | |
2 | Квинтовый круг тональностей. Буквенные обозначения тональностей. | 2 | |
3 | Энгармонизм. | 2 | |
4 | Увеличенное трезвучие. | 2 | |
5 | Ритмические рисунки с залигованными нотами. Междутактовые синкопы. | 2 | |
6 | Виды септаккордов. | 2 | |
7 | Модуляция. Отклонение. Сопоставление. | 2 | |
8 | Родственные тональности. | 2 | |
9 | Хроматическая гамма. | 2 | |
10 | Особые лады. | 2 | |
11 | Виды размеров. | 3 | |
12 | Контрольный урок. | 4 | |
13 | Практикум (подготовка к экзамену). | 7 | |
| Всего: | 34 |
Слушание музыки даёт возможность узнать больше классической музыки с раннего возраста. Процесс слушания музыки должен вызывать желание у детей говорить, высказывать свои мысли по поводу прослушанного.
Преобладающая форма уроков – это уроки-беседы. В зависимости от содержания, они приобретают разный облик, урок-воспоминание; урок-сказка; урок-исследование. В большом объёме необходимо пользоваться игровыми приёмами, наглядными пособиями.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по слушанию музыки
№ | Наименование тем | Кол-во уроков | |
1 класс | |||
1 | Окружающий мир и музыка. Что такое музыка? | 2 | |
2 | Понятие о выразительных возможностях элементов музыкальной речи: звуки шумовые и музыкальные; динамика; регистр; темп; лад. | 6 | |
3 | Метроритм, пульсация в музыке. | 4 | |
4 | Мелодический рисунок, его выразительные свойства. Комплекс элементов музыкальной речи, создающий характер и образ произведения: а) пьесы – портреты; б) пьесы – пейзажи. | 4 | |
5 | Сравнительный анализ пьес, противоположных по образному содержанию: а) пьесы – настроения; б) пьесы – игровые сценки. | 4 | |
6 | Музыкальная интонация. | 4 | |
7 | Танцевальная музыка. Различные виды маршей. Танцы (народные, старинные, современные). | 6 | |
8 | Контрольные уроки. | 4 | |
| Всего: | 34 | |
2 класс | |||
1 | Повторение пройденного материала. | 1 | |
2 | Голоса музыкальных инструментов: а) скрипка и виолончель; б) флейта и фагот; в) гобой и кларнет; г) валторна и труба; д) литавра и барабан; е) фортепиано и клавесин. | 12 | |
3 | Инструменты, не входящие в оркестровые группы: арфа и орган. | 2 | |
4 | Музыкальные инструменты – герои сказки С. Прокофьева «Петя и волк». | 3 | |
5 | Народные музыкальные инструменты. | 4 | |
6 | Инструменты духового и эстрадного оркестра. | 2 | |
7 | Сказочные сюжеты в музыке. | 3 | |
8 | Развитие образа во времени в сказочном музыкальном спектакле. | 3 | |
9 | Контрольные уроки. | 4 | |
Всего: | 34 | ||
3 класс | |||
1 | Повторение пройденного материала. | 1 | |
2 | Времена года в народном календаре. Осенние народные обряды и песни. Жатва. | 3 | |
3 | Зима. Обряды и песни. Масленица. | 4 | |
4 | Весна. Народные обряды и песни. Веснянки. | 4 | |
5 | Лето. Летние праздники, обряды и песни. | 4 | |
6 | Детский фольклор. | 2 | |
7 | Содержание музыкальных произведений. Программная музыка: а) музыкальные игрушки; б) музыкальный зоопарк; в) в пещере горного короля; г) в садах феи Сирени. | 10 | |
8 | Музыкальный инструмент – человеческий голос. | 2 | |
9 | Контрольные уроки. | 4 | |
Всего: | 34 | ||
| 4 класс | ||
1 | Повторение пройденного материала. | 1 | |
2 | Виды ансамблей и хоров. | 2 | |
3 | Элементарные формы и жанры: а) Песня. Куплетная форма; б) Марш. Трёхчастная форма; в) Танец: полька, вальс, менуэт. | 6 | |
4 | Жанры песни, марша, танца в характеристике образа: а) А. Рыбников «Волк и семеро козлят»; б) А. Половинкин «Золотой ключик». | 4 | |
5 | Язык музыки. Мелодия и её разновидности. Ритм, метр, размер. Регистры и фактура. Динамика. Штрихи. | 4 | |
6 | Жанры вокальной музыки. Песня, романс, ария. Куплетная форма и трёхчастная форма. | 4 | |
7 | Жанры инструментальной музыки. Инструментальная миниатюра. Прелюдия, пьеса, этюд. Простые формы. | 5 | |
8 | Содружество муз: а) Музыка и слово; б) музыка и живопись | 4 | |
9 | Контрольные уроки. | 4 | |
Всего: | 34 | ||
5 класс | |||
1 | Повторение пройденного материала. | 1 | |
2 | Программная музыка: а) А. Лядов «Кикимора»; б) А. Лядов «Волшебное озеро»; в) М. Равель «Волшебный сад»; г) М. Чюрленис «В лесу»; д) К. Дебюсси «Лунный свет»; е) М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»; ж) С. Прокофьев Танцы Фей из балета «Золушка». | 14 | |
3 | Комические образы в музыке: игровая логика, приёмы развития. | 4 | |
4 | Симфонический оркестр. | 5 | |
5 | «Музыка – душа танца»: П. Чайковский «Лебединое озеро» С. Прокофьев «Золушка» И. Стравинский «Петрушка» | 6 | |
6 | Контрольные уроки. | 4 | |
| Всего: | 34 |
Средства обучения
- печатные пособия (портреты композиторов, иллюстрации картин, демонстрационный материал, методические и наглядные пособия);
- информационно-коммуникационные средства (СD-диски, аудиокассеты);
- технические средства обучения (музыкальный центр);
- учебно-практическое оборудование (фортепиано, металлофон, шумовые инструменты).
Литература
- Акимова Л. Слушание музыки в ДМШ и ДШИ (программа, методические рекомендации). Пенза, 2000.
- Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь композиторов. СПб.: «Советский композитор», 1984.
- Васина-Гроссман В. Первая книжка о музыке. М.: «Музыка»,1988.
- Вахромеев В. Элементарная теория музыки. М.: «Музыка»,1966.
- Владимиров В., Лагутин А. Музыкальная литература. М.: «Музыка», 1984.
- Владимирова О. Рабочая программа дисциплины «Слушание музыки» для ДМШ и ДШИ. СПб.: «Советский композитор», 1984.
- Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М.: «Просвещение»,1985.
- Гильчёнок Н. Слушаем музыку вместе. СПб.: «Композитор»,2006.
- Жигалко Е., Казанская Е. Музыка, фантазия, игра. СПб.: «Композитор», 1999.
- Кабалевский Д. Как рассказать детям о музыке? М.: «Просвещение»,1989.
- Максимов С. Музыкальная грамота. М.: «Музыка», 1979.
- Метлов Н. Музыка – детям. М.: «Музыка», 1985.
- Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. М.: «Советский композитор», 1984.
- Музыкальная энциклопедия. М., 1974-1982.
- Первозванская Т. Теория музыки для маленьких музыкантов и их родителей. СПб.: «Композитор», 1999.
- Поплянова Е. Кто стоит на трёх ногах? СПб.: «Композитор»,2004.
- Попова Т. О музыкальных жанрах. М.: «Знание», 1981.
- Прохорова И. Музыкальная литература зарубежных стран. М.: «Музыка»,1986.
- Прохорова И., Скудина Г. Советская музыкальная литература. М.: «Музыка»,1976.
- Ригина Г. Уроки музыки в начальных классах. М.: «Просвещение», 1979.
- Сорокотягин Д. Музыкальная литература в таблицах: полный курс обучения. Ростов-на-Дону: «Феникс»,2010.
- Смирнова Э. Русская музыкальная литература. М.: «Музыка»,1985.
- Тимофеева О. Сказки о музыкальных инструментах. СПб.: «Композитор», 2010.
- Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. М.: «Музыка», 1981.
- Царёва Н. Уроки госпожи Мелодии. 1 – 3 класс. М.: «Росмэн», 2005.
- Царёва Н. Слушание музыки. Методическое пособие, М.: «Росмэн», 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ "ФОРТЕПИАНО" ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОТДЕЛЕНИЙ "ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ" СО СРОКОМ ОБУЧЕНИЯ 5 ЛЕТ.
Содержание программы:1. Пояснительная записка2. Содержание учебного предмета3. Требования к уровню подготовки обучающихся4. Формы и методы контроля, система оценок5. Методическое обеспечение учебного ...
Образовательная рабочая программа по предмету "Музыкальный инструмент" Труба. Для учащихся отделения духовых и ударных инструментов. Срок обучения 5 лет.
Данная программа ориетирована на традиционное обучение, на создание условий для сохранения и совершенствования традиций отечественного художественного образования, на применение индивидуальных п...
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ. МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА Рабочая образовательная программа для театральных отделений ДШИ 5 лет обучения Аредакова А.В.
Очень удобная программа в обучении слушания музыки в ДШИ...
Программа ФГТ по учебному предмету ПО.02.УП.01. СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА ДЛЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ
Программа рассчитана на 8 лет обучения. Рекомендована к обучению....
Открытый урок по музыкальной литературе "Творчество И.С.Баха, закрепление пройденного материала" с обучающимися 3 класса отделения народных инструментов по пятилетнему сроку обучения
Презентация открытого урока...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по предмету "Основы музыкальной грамоты и слушания музыки"
Данная дополнительная программа предназначена для преподавателей раннего эстетического отделения ДШИ и ДМШ. Срок реализации программы: 1 год, возраст учащхся: 6-7 лет...
ДПОП "Слушание музыки и музыкальная грамота"- 5 лет обучения
Программа учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной обще...