"Ритмическая декламация, как средство развития вокальных данных детей"
учебно-методический материал по теме

Ритмическая декламация - это, прежде всего, внутреннее эмоциональное переживание содержания слова и его эстетической и выразительной ценности. Ритмическая декламация оказывает огромное влияние на развитие вокальных данных детей. В разработке опубликован практический материал / различные виды речевых упражнений/  для работы с детьми в вокальной студии.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Ритмическая декламация, как средство                      развития вокальных данных детей»

 «Слово - элемент речи и поэзии,                                                                           из которого рождается пение»

                                                                                                           К.Орф

Декламация, базирующаяся на ритмическом родстве музыки и речи, оказывает огромное влияние на развитие вокальных данных детей.                                              Речевые упражнения развивают не только ритм, но и голос. А голос представляет собой не только материальную сторону звуков речи, но и главное средство выразительности ее содержания.                                                               Разнообразие звуковых изменений голоса неисчерпаемо  и выразительность звуковых изменений голоса очень велики, и если стремиться к ясной артикуляции, то это потребует правильной позы, а при такой позе голос звучит лучше и, до известной степени, исключается возможность говорить и петь «хныкающим» и «вялым» или «горловым»  голосом.                                                                                    Говоря о ритмической декламации, речь идёт не о точной ритмической имитации характерного звучания слов, а прежде всего, о внутреннем эмоциональном переживании содержания слова и его эстетической и выразительной ценности.

Непосредственная связь речи и музыкального ритма  содействует слиянию декламации, зрительных образов и внутренних чувств в одно «полифоническое» ощущение.

Все речевые упражнения должны  проводиться в различных голосовых регистрах, различными тембрами и различной силой звука.                                       Особое внимание должно быть уделено метроритмической структуре слова,  его мелодико-интонационному произнесению и звучанию (светлому - гулкому, прозрачному - тусклому, лёгкому - вязкому и т.д.)                                                        Но главным условием успешного обучения ритмической декламации – это непременное присутствие творческого начала на занятиях.

Возможные виды ритмической декламации:

  • Декламация с жестами и движениями;
  • Игра со звуком;
  • Пантомима. Театр;
  • Декламация с ритмическим и инструментальным сопровождением;

  • Декламация, основанная на общности выразительных  средств стихов      и музыки /ускорение, замедление темпа, динамические оттенки, мажор, минор, форма/
  •  Дикция, скороговорки, считалки, движение.

Декламация, музыкальные и ритмические игры,  несомненно,  являются хорошими помощниками в развитии у детей музыкального и поэтического слуха, интеллекта и творческого воображения.

Материал для ритмической декламации

  • ИГРА СО ЗВУКОМ, ЗВУКОПИСЬ

ЛЯГУШКИ.

И. Токмакова

Чьи там крики у пруда?

- КВАсу, КВАсу нам сюда!

КВА-КВА-Квасу, просто КВАши,

Надоела нам вода.

ДОЖДЬ ИДЁТ.

М.Карем. Перевод М.Яснова

Дождь шуршит по черепице

И по грушевому цвету,

И по капельке струится

Песня сада, песня лета.

Кажется, шуршат страницы

Старых сказок. До рассвета.

Дождь шуршит по черепице

И по грушевому цвету.

В ватном небе мокнут птицы,

Голубятни и кометы…
Голуби на черепице

Словно белые букеты.

ПАРА БАРАБАНОВ…

И. Сельвинский

Пара барабанов,

Пара барабанов,

Пара барабанов,

         Била

         Бурю.

Пара барабанов,

Пара барабанов,

Пара барабанов,

          Била

           Бой.

 

ПОД НОГАМИ В ЛИСТОПАД…

В. Голяховский

Под ногами в листопад

Листья жёлтые лежат.

Листья жёлтые лежат,

А под листьями шуршат

Шурш,

          Шуршиха

                       И Шуршонок –

Папа, мама и ребёнок.

  • ДЕКЛАМАЦИЯ С ЖЕСТАМИ И ДВИЖЕНИЯМИ. ПАНТОМИМА

ПОДАРОК

И.Шевчук

На День рожденья Кактусу

Подарок подарили.
И поздравленья Кактусу

Любезно говорили:

-Примите, милый Кактус,

От нас сегодня в дар

Прекрасный - распрекрасный

Большой, воздушный….

БАХ!!!

У БЕЛОГО МОРЯ

Р.Заславский

У Белого моря – белые волны,

У Белого моря – синие волны,

У Белого моря – зелёные волны,

У Белого моря – холодные волны,

У Белого моря – белые волны,

У Белого моря – тёплые волны.

Тихие волны,

Шумные волны,

Высокие волны

И низкие волны
У Белого моря…

КАК СДЕЛАТЬ УТРО ВОЛШЕБНЫМ

Г. Виеру. Перевод Р.Сефа

Чтобы сделать волшебным
Весенний рассвет,

Надо долго-долго идти

И охапку сияющих

Жёлтых лучей
Самому на дороге найти.

И добавить к сияющим

Жёлтым лучам

Охапку зелёных веток,

Краешек небес,

Пенье ручья

И маленьких птиц

Всевозможных расцветок.

И добавить немного

Тёплого ветра,

Запах ландыша,

Звон травы

И потом ладошкой

Плеснуть на это

Совсем немножко

Речной синевы.

И всё это вместе

Перемешать,

Закрыть глаза

И почти

Не дышать.

Клянусь, это будет

Волшебным рассветом,

Если никто не забудет

При этом

Крикнуть маме:

-Доброе утро!

  • ДЕКЛАМАЦИЯ С РИТМИЧЕСКИМ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ

ЁЖИК И БАРАБАН

Г. Виеру. Перевод Я.Акима

С барабаном ходит ёжик,

Бум-бум-бум!

Целый день играет ёжик,

Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами,

Бум-бум-бум!

Ёжик в сад зашёл случайно,

Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он,

Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он,

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались,

Бум-бум-бум!

И удары раздавались,

Бум-бум-бум!

Зайцы здорово струхнули,

Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули,

Бум-бум-бум!

ШУМНЫЙ БА-БАХ

Дж.Ривз. Перевод М. Богородицкой

В очень громких сапогах

Ходит по лесу БА-БАХ!

И. заслышав этот звук,

В ветках спрятался ТУК-ТУК.

На сосну взбежал ЦОК-ЦОК,

В чащу кинулся ПРЫГ-СКОК,

ЧИК-ЧИРИШКА в листьях – порх!

Шебуршонок в норку – шорх!

Тихо-тихо все сидят,

И, хихикая, следят,

Как шумит в лесу БА-БАХ

В очень громких сапогах.

ДОЖДИК

Б.Заходер

Дождик песенку поёт:

Кап-кап…

Только кто её поймёт-

Кап, кап?

Не поймём не я, ни ты,

Да зато поймут цветы,

И весенняя листва,

И зелёная трава…

Лучше всех поймёт зерно:

Прорастать

Начнёт

Оно!

  • ИНТОНИРОВАНИЕ, ОБЩНОСТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ СТИХОВ И МУЗЫКИ.                                                                                                               (ускорение,  замедление темпа, динамические оттенки, мажор, минор, форма)

РАДОСТЬ.

М.Карем.  Перевод В.Берестова

Радость пробежала по дорожке.

Радость распахнула все окошки.

Радуется клён, что он силён:

Радугу на ветке держит он.

Рады зайцы, что спугнули волка.

Новым шишкам радуется ёлка.

Радость запрягает лошадей.

Разбудите, дети, всех людей!

Надевайте лучшие одёжки -

Распахнула радость все окошки.

ЛУНА

Ф. Грубин.

Перевод Ю. Вронского

-Отчего же ты грустна,

Серебристая луна?

-Я вчера звезду с небес

Уронила в чёрный лес.

-Зря печалишься, луна,

Ты на свете не одна.

Я на зорьке в лес пойду

И найду твою звезду.

УДИВИТЕЛЬНАЯ КОШКА

Д.Хармс

Несчастная кошка порезала лапу,

Сидит и ни шагу не может ступить.

Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу,

Воздушные шарики надо купить!

И сразу столпился народ на дороге,

Шумит и кричит и на кошку глядит.

А кошка отчасти идёт по дороге.

Отчасти по воздуху плавно летит!

ТИШИНА

Ю.Коринец

Ты, думаешь, что тишина

Бывает звуков лишена.

Ты думаешь, она мертва

И ей неведомы слова.

А кто же с нами говорит,

Когда в ночном костёр горит?

Кто шепчет тихие слова,

Когда колышется трава?

Кто прозвенит, то стрекозой,

То комаром в тени лозы,

Тревожит нас перед грозой

И удивляет в час грозы?

Недремлющая тишина

Всегда по- разному слышна!

Но оглушает тишину

Гудок,

Летящий в вышину,

Хор птиц,

Встречающих рассвет,

Весь пробуждающийся свет…

И, кажется, что тишина

И в самом деле

Не слышна.

  • ДИКЦИЯ, СКОРОГОВОРКИ, СЧИТАЛКИ, ДВИЖЕНИЕ

ЩИ-ТАЛОЧКА

М. Богородицкая

Чищу овощи для щей.

Сколько нужно овощей?

Три картошки, две морковки,

Луку полторы головки,

Да петрушки корешок,

Да капустный кочешок.

Потеснись-ка ты, капуста,

От тебя в кастрюле густо!

Раз-два-три, огонь зажжён-

Кочерыжка, выйди вон!

СЧИТАЛОЧКА  ДЛЯ  МЫШКИ.

В.Левин

Раз, два, три, четыре.

Сосчитаем дырки в сыре.

Если в сыре много дыр, -

Значит, вкусным будет сыр.

Если в нём одна дыра, -

Значит, вкусным был вчера.

ПОПРОШАЙКА

С. Маршак

Ходит, ходит попрашайка.

Просит, просит:

- Дай-ка, дай-ка,

Дай кусочек пирожка,

Дай глоточек молока,

Полкотлетки, полсосиски.

Полконфетки, полредиски,

Полрезинки, пол- линейки,

Полкартинки, полкопейки.

Список использованной литературы

  • Жигалко Е.В.  От стихов к музыке.- С- Пб: Композитор 1999.  
  • Т.Э. Тютюнникова Т.Э.  Уроки музыки. Система обучения Карла Орфа.- М. Астрель  2000г.                                                    

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  • Стихи следующих авторов: 

С. Маршака, В.Левина, М. Богородицкой, Ю.Коринец,  Д.Хармса,               Ф. Грубина, М.Карема, Б.Заходера, Г. Виеру, И.Шевчука,                                    И. Токмаковой, И. Сельвинского, Р.Заславского.

  • http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/DEKLAMATSIYA.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ритмическая гимнастика, как средство развития гибкости у детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст является весьма важным периодом в развитии человека.В эти годы продолжается процесс формирования гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка.Вместе ...

Статья: Развитие физических данных детей младшего школьного возраста на занятиях хореографии средствами партерной гимнастики

В предлагаемой статье рассматривается система занятий партерной гимнастикой, ориентированная на детей младшего школьного возраста (7-10 лет), занимающихся танцами. Занятия партерной гимнастикой предн...

Постановка голоса и развитие вокальных данных детей и подростков.

  Традиционные формы преподавания изменяются, обновляются с учётом требований современности, что потребовало разработки методического пособия для педагогов дополнительного образования...

« Ритмическая гимнастика, как средство развития гибкости у детей младшего школьного возраста в условиях Федерального государственного образовательного стандарта"

Младший школьный возраст является весьма важным периодом в развитии человека. В эти годы продолжается процесс формирования гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребенка, его ...

Научная работа "Фонетический метод как средство развития вокальной дикции и артикуляции у детей младшего школьного возраста на уроках музыки"

В младшем школьном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности школьника узнать, рассказать и воздействовать на се...

Методическая разработка открытого занятия «Музыкально-ритмические упражнения как средство развития физических данных и творческих возможностей детей»

Методическая разработка открытого занятия. Тема «Музыкально-ритмические упражнения как средство развития физических данных и творческих возможностей детей» (ритмопластика). Форма занятия к...

Духовное пение как средство развития вокально-хоровых навыков у детей на уроках музыки.

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте второго поколения, в послании Президента Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и моральные ценности-это такой ж...