Аппликатура пальцев правой руки гитариста в гамме.
учебно-методическое пособие на тему

Калинина Елена Аркадьевна

Варианты и принципы применения аппликатуры пальцев правой руки гитариста в гамме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл applikatura_paltsev_pravoy_ruki_v_gamme.docx152.06 КБ

Предварительный просмотр:

АППЛИКАТУРА ПАЛЬЦЕВ ПРАВОЙ РУКИ В ГАММЕ.

Важнейшим условием развития исполнительской техники юного гитариста является умение играть быстро, громко и чисто, особенно в гаммообразных пассажах.

Одним ученикам это дается легко (природные данные), другие нарабатывают технику годами упорного труда (приобретенные навыки), а некоторым совершенно не удается овладеть этими виртуозными качествами (лень и природная бездарность).

Гаммообразные  пассажи в том или ином виде в произведениях встречаются довольно часто, например, в испанских (фламенко) и классических произведениях  (Джулиани, Агуадо, Леньяни и др.), а также в этюдах и виртуозных пьесах.

Как правило, многие применяют стандартный принцип аппликатуры правой руки, который заключается в чередовании двух пальцев правой руки «i-m» или «m-i». Если пассаж исполняется не быстро или же он короткий, - проблем обычно не возникает. Но при увеличении темпа у гитариста может возникнуть проблема: пальцы как бы «заплетаются» в струнах. Но из-за этих «трудностей» совсем не обязательно отказываться играть произведение или исполнять его медленнее, чем положено. В данном случае целессобразно расширить обычный подход а применении аппликатуры в правой руке на примере гаммы до мажор в аппликатуре  Андреса  Сеговия,  которая в настоящее время является хрестоматийной.

C:\Users\admin\Desktop\1а.jpg

Рассмотрим несколько принципов и вариантов применения аппликатуры правой руки.

Двухпальцевый прицип

Гаммообразные пассажи исполняются двумя пальцами правой руки, «i-m» или «m-i». Это наиболее распространенный прием аппликатуры, которым пользуются практически все гитаристы.

C:\Users\admin\Desktop\2.jpg

Некоторые гитаристы (из-за логики одинаковой длины пальцев и личных предрасположений) применяют другие варианты двухпальцевой аппликатуры, а именно – «a-i, a-i» или «i-a, i-a».

В произведениях практически не используется аппликатура пальцев «a-m, a-m» («m-a, m-a»), поэтому, для разработки силы и подвижности этих пальцев («a» и «m») рекомендуется использовать эту связку в упражнениях и гамах. Заметим, что при использовании мизинца правой руки в упражнениях, также повышается сила, уверенность и эластичность пальца «а», т.к. они связаны одним сухожилием.

Трехпальцевый принцип

Независимо от аппликатуры в левой руке, в правой руке применяется трехпальцевый метод, а именно – «a-m-i, a-m-i», реже – «i-m-a, i-m-a».

C:\Users\admin\Desktop\3.jpg

Комбинированный метод

В восходящем движении в пассаже первая нота на следующей струне исполняется пальцем «а». В нисходящем движении первая нота на следующей струне исполняется пальцем «i». Если на одну струну приходится четное количество нот (две или четыре), применяется двухпальцевая аппликатура.

C:\Users\admin\Desktop\4.jpg

Метод «Фраучи»

В гаммах и гаммообразных пассажах используется большой палец правой руки.

В восходящем пассаже, при смене струн, последняя нота на предыдущей струне исполняется пальцем «р».

Если на одну струну приходится две ноты (четное количество нот), применяется двухпальцевая аппликатура в правой руке с использованием или без использования пальца «р».

Данный принцип особенно подходит тем гитаристам, которые применяют игру без опоры, обладая мягким, так называемым, «английским» звучанием, извлекая звук боковым способом и держа, соответственно, правую руку определенным способом.C:\Users\admin\Desktop\5.jpg

Балалаечный прицип

Можно применять и так называемый «балалаечный принцип» в данном пассаже (гамме), «p-i» или «p-m». В основном его применяют балалаечники, которые впоследствии, после переподготовки, становятся гитаристами. Им это привычней и удобней. Пассажи при этом звучат в их исполнении довольно убедительно.

Если фраза начинается не с сильной доли, возможно начало пассажа с пальца «i» или «m». Для подчеркивания сильных долей возможно использование пальца «р».

C:\Users\admin\Desktop\6.jpg

Рассматривая различные варианты и принципы применения аппликатуры в правой руке, необходимо отметить, что в основе гаммообразной игры на гитаре следует применять наиболее целесообразную и естественную аппликатуру, а именно:

«m-i, m-i», а не «i-m, i-m»;

«a-m-i, a-m-i», а не «i-m-a, i-m-a»;

«p-m-i, p-m-i» (подобно в тремоло: «p-a-m-i»), а не «p-i-m, p-i-m»

Удобнее играть пальцами правой руки именно с мизинца к большому, а не наоборот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «К вопросу о постановке правой руки у начинающих аккордеонистов (роль веса руки в формировании игровых движений)»

Методическая разработка «К вопросу о постановке правой руки у начинающих аккордеонистов (роль веса руки в формировании игровых движений)» посвящена одному из самых сложных вопросов развития аккордеонн...

Развитие технических навыков правой руки в процессе обучения учащихся на музыкальном инструменте-аккордеон в ДШИ

Методические рекомендации в работе над техникой правой руки с учащимися класса аккордеона. Значение разития технических навыков в создании художественного образа. Подчеркивается важность систематическ...

«Развить навык очередности движений правой руки у учащихся младших классов»

Задачи:образовательная – ·         Научить    навыку очередности движений правой руки при ведении смычка по струнам.·...

Приемы игры правой рукой, ноты открытых струн, разбор песни

Бои 2/4 и 3/4, ноты открытых струн, разбор песни Ю.Визбора "Ты у меня одна"...

Методическая работа преподавателя народных струнных инструментов Е.И. Махияновой на тему "Позиция правой руки на гитаре"

В методической работе разобраны основные проблемы, связанные с постановкой правой руки у обучающихся в классе гитары. Описаны решения для форимирования правильной позиции, освещены формы введения ногт...

Урок-лабиринт «Правило правой руки. Что такое совесть»(Материалы к уроку)

Урок ""Правило правой руки. Что такое совесть" проходит в рамках недели "Возвращение к истокам", приуроченной к Дню православной книги. Урок адресован старшеклассникам. Одна и...