Главные вкладки

    Научно-методическая и инновационно-преобразующая деятельность методических объединений – основа системного развития и повышения качества учебно-воспитательного процесса в ЦРТДЮ
    статья на тему

    Правило Елена Юрьевна

    Инновационная деятельность в любом образовательном учреждении, будь то школа или Центр дополнительного образования детей, неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников.

    Но ключевой фигурой в осуществлении любых преобразований в  учреждениях дополнительного образования детей, да и в образовании, в общем, в первую очередь все же является педагог. В контексте инновационной стратегии обновления системы дополнительного образования детей, обеспечивающей повышение качества образования, существенно возрастает роль педагога как непосредственного участника всех преобразований и требует четкого определения таких понятий как профессиональное становление педагога, профессиональная подготовка педагога, профессиональная компетентность педагога.

    Невозможно достичь заметных успехов усилиями только админи­страции или отдельной группы педагогов, поскольку рост профессионализма, и, следовательно, качества образовательного процесса — ре­зультат деятельности коллектива едино­мышленников. Система творческого взаимодействия педагогов в рамках деятельности методического объединения спо­собствует накоплению знаний, росту со­циальной и профессиональной активности, позволяет более эффективно решать текущие и перспективные задачи, стоящие перед Центром.

    В условиях развития современной образовательной среды каждое методическое объединение определяет свой путь и стиль работы. Появление новых альтернативных программ и курсов, расширение рынка педагогических технологий, обуславливает стремление повышать уровень профессионального мастерства, обновлять содержание обучения, совершенствовать методы и формы работы с обучающимися.

    В связи с этим возрастает роль методических объединений как структурного подразделения, обеспечивающего организацию систематической, планомерной работы, позволяющей педагогу заниматься коллективной творческой деятельностью в рамках разработанного методическим объединением маршрута и  совершенствоваться по одной из обозначенных самим педагогом тем.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pedsovet_pravilo_e.yu_._19.03.13g.docx66.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    дополнительного образования детей

    «Центр развития творчества детей и юношества»

    городского округа Краснознаменск

    Выступление

    педагога дополнительного образования, методиста МБОУДОД  ЦРТДЮ

    Правило Е.Ю.

    на городском научно-практическом семинаре

    «Методическое просвещение»

    19 марта 2013 года

    «Научно-методическая и инновационно-преобразующая деятельность методических объединений – основа системного развития и повышения качества учебно-воспитательного процесса в ЦРТДЮ»

    Проблеме качества образования постоянно уделяется пристальное внимание во всем мире. Именно под лозунгом повышения качества сегодня идет реформирование образования в России.

    Повышение качества образования – системный подход. Как выстроить систему учебно-воспитательного процесса так, чтобы она соответствовала современным требованиям к качеству образования, была результативна и способна к обновлению, внесению корректив, обеспечивающих перспективное развитие? Эта задача довольно сложна. Решают ее в педагогических коллективах по-разному.

    Активизация инновационных процессов в образовании - характерная особенность нашего времени. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Все это свидетельствует о развертывании инновационных процессов в системе образования.

    Интересно то, что понятие «образование» в современном мире связывается с толкованием таких терминов как «обучение», «воспитание», «развитие».  Словарные значения рассматривают термин «образование», как существительное от глагола "образовывать" в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. В широком смысле создавать новое – это и есть инновация. Таким образом, образование в своей основе уже является инновацией.

    Что же такое сегодня «инновационное образование»?  Это такое образование, которое способно к саморазвитию, и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников. Отсюда главный тезис: инновационное образование – это развивающее и развивающееся образование.

    Развитие — процесс, направленный на изменение с целью усовершенствования. Под развитием обычно понимают:

    • увеличение сложности системы и качественное улучшение её структуры;
    • улучшение приспособленности к внешним условиям;
    • увеличение масштабов явления.  

    Иными словами:

    • Развитие – это процесс изменения, перехода от старого к новому, более совершенному; от простого к сложному; от низшего к высшему.
    • Развитие – степень сознательности, просвещенности, умственной и духовной зрелости, культурности.
    • Развитие – приобретение новых способностей, знаний, умений, навыков.

    Синонимы развития – эволюция, прогресс, изменение, усовершенствование, созревание, процветание, воспитание, улучшение, рост, обновление.

    Инновационные процессы в сфере образования определяют сущность формирования учреждения образования: положительно влияют на качество обучения и воспитания детей, повышают профессиональный уровень педагогов, создают лучшие условия для духовного развития воспитанников, позволяют осуществить личностно-ориентированный подход к ним. Поэтому, как вы сами понимаете, требования к педагогу растут с каждым днем.

    В феврале этого года Министерством образования и науки РФ вынесен на общественное обсуждение проект профессионального стандарта для учителей, что уже само по себе является инновацией. 

    Согласно проекту стандарта (в общих чертах), учитель (думаю, что это будет соотнесено и к педагогами дополнительного образования) должен иметь высшее образование, уметь планировать уроки и анализировать их, объективно оценивать знания учеников, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу, защищать достоинство и интересы учащихся, владеть специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу, отслеживать динамику развития ребенка и многое другое.

    Кстати, в связи с тем, что современное понимание проблем воспитания и обучения приобретает все более выраженную гуманистическую направленность, "общие" подходы, глобальные программы уступают место личностно-ориентированному воспитанию,  мы должны знать, что новый Закон "Об образовании в РФ" дает возможность "особым" детям учиться в обычной школе. А это значит, что и в условиях дополнительного образования они также имеют право посещать занятия с основным составом обучающихся. Вводится так  называемое "инклюзивное образование". По данным Минобрнауки России, модель инклюзивного образования внедряется в порядке эксперимента в Москве, Архангельске, Улан-Удэ, Ухте, Петрозаводске, Томске, Воронеже, Санкт-Петербурге, Хабаровске, республиках Северного Кавказа. И, соответственно, в скором времени владение коррекционно-развивающими методиками, видимо, станет неотъемлемой частью профессиональной компетентности каждого педагога.

    Естественным образом инновационные нововведения коснулись и дополнительного образования, которое является полноправным партнером школьного образования, частью общей системы образования, и выступает как необходимое звено, обеспечивающее развитие личности и ее раннюю профессиональную ориентацию.

    Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации знаний и навыков, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное - в условиях дополнительного образования дети могут развивать свои потенциальные способности, адаптироваться в современном обществе и получают возможность полноценной организации свободного времени.

    Инновационная деятельность в любом образовательном учреждении, будь то школа или Центр дополнительного образования детей, неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников.

    Но ключевой фигурой в осуществлении любых преобразований в  учреждениях дополнительного образования детей, да и в образовании, в общем, в первую очередь все же является педагог. В контексте инновационной стратегии обновления системы дополнительного образования детей, обеспечивающей повышение качества образования, существенно возрастает роль педагога как непосредственного участника всех преобразований и требует четкого определения таких понятий как профессиональное становление педагога, профессиональная подготовка педагога, профессиональная компетентность педагога.

    Для того, чтобы изменения были действительно продуктивными, необходимо проводить работу по формированию научно – методического мышления педагога.

    Комплексное и коллективное обучение даст больше результатов, чем отдельное обучение педагогов. Поэтому на сегодняшний день в нашем Центре реализуется такая модель работы, которая в мировой практике называется обучение педагогов внутри учреждения. 

    Таким образом, методическую работу в образовательном учреждении можно рассматривать как внутреннюю форму повышения квалификации без отрыва от практической деятельности, как условие творческой активности, как школу мастерства педагога.

    Методическая работа в образовательном учреждении – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога (включая и мотивы по управлению профессиональным самообразованием, самовоспитанием, совершенствованием педагогов), на развитие творческого потенциала педагогического коллектива образовательного учреждения в целом, а, в конечном счете, на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития конкурентных воспитанников.

    Методическая работа в нашем учреждении разворачивается в форме повышении квалификации на курсах, проводимых на базе ЦРТДЮ (это осуществляется благодаря администрации и учебно-методическому кабинету), а в основном проблемных семинаров и практикумов, методических советов, организации деятельности методических объединений, а также путём самообразования.

    1. В условиях модернизации системы образования (в рамках учреждения) постоянно действующий семинар является одной из наиболее продуктивных форм повышения квалификации, так как основное внимание  в нем уделяется расширению профессионального кругозора, повышению уровня теоретической подготовки и освоению инновационных технологий.  Необходимым элементом организации обучающих семинаров в учреждении является  посильное участие всех педагогов, которым заранее раздаются задания, которые  помогают развивать научно – методическое мышление, коммуникативную и поликультурную компетентности.
    2. Показателем качества повышения профессионального мастерства педагога является вовлечение педагогов в подготовку и проведение мастер-классов на основе освоенных технологических блоков педагогики и индивидуальных подходов.
    3. Еще одной формой проявления познавательной активности сознательного саморазвития является самообразование педагога.
    4. Важнейшим звеном повышения квалификации педагогов  дополнительного образования  являются методические объединения по направлениям деятельности.

    Работа с детьми требует от каждого педагога большого напряжения сил и энергии, исходя из этого создание группы единомышленников и таких условий, в которых педагоги могли бы реализовывать свой потенциал – все же является приоритетным. И методические объединения, являясь структурным подразделением образовательного учреждения, созданным для решения определенной части задач, возложенных на учреждения дополнительного образования детей и образованным согласно направлениям деятельности, объединяют усилия педагогов и организуют взаимопомощь в целях создания эмоционально благоприятной атмосферы, удовлетворяющую желание каждого педагога участвовать в процессе обновления, атмосферу взаимопонимания, доверия и творчества, и, следовательно, обеспечения современного уровня преподавания и повышения качества обучения подрастающего поколения.

    Работа МО начинается с постановки педагогической проблемы. Её выбор должен основываться на проблеме педагогического и методического советов Центра, которая в свою очередь соответствует образовательной политике государства. Каждый педагог в соответствии с этим определяет свою методическую тему и форму отчета.

    Администрация, методический кабинет ЦРТДЮ уделяет пристальное внимание активизации инновационных процессов в образовании, поэтому методическая тема ЦРТДЮ в 2012 - 2013 учебном году неслучайна: «Исследовательская и проектная работа педагогов и обучающихся в период инновационного развития ЦРТДЮ». Каждое методическое объединение работает в соответствии с планом на учебный год над своей методической темой, тесно связанной с методической темой Центра.

    Положительным в работе методических объединений является то, что разговор,  начатый на семинарах, находит продолжение на заседаниях методических объединений педагогов. В работе методических объединений необходимо отметить  рассмотрение, в том числе и других теоретических вопросов, которые влияют на повышение профессиональной компетентности педагогов.  

    Типичными чертами заседаний методических объединений  педагогов по направленностям являются актуальность обсуждаемых вопросов, желание проанализировать свою деятельность с целью устранения причин, негативно  влияющих на конечный результат работы, тщательная подготовка, практическая направленность, стремление совершенствовать свое педагогическое мастерство. 

    Если быть наиболее точным, методическое объединение:

    •        анализирует возможности воспитанников, результаты образовательного процесса;

    •         обеспечивает образовательный процесс необходимыми программно-методическими комплексами, готовит к изданию различные публикации;

    •  планирует оказание конкретной методической помощи педагогу, участвует в работе методических семинаров и других форм методической работы;
    •  согласовывает материалы для тестирования  воспитанников, мониторинга;
    •  проводит первоначальную экспертизу изменений, вносимых педагогами в образовательные программы;
    • изучает и реализует в учебно-воспитательном процессе требования нормативных документов, передовой педагогический опыт.
    • организует разработку методических рекомендаций для педагогов, воспитанников и их родителей;
    •  рекомендует педагогам различные формы повышения квалификации;
    •  организует работу наставников с молодыми специалистами;
    •  разрабатывает положения о конкурсах, предметных неделях (месячниках) и организует их проведение;
    •  оказывает помощь в подготовке к участию педагогов МО в профессиональных конкурсах, а также участвует в организации и проведении таких конкурсов.
    • проводит открытые занятия, мастер-классы и воспитательные мероприятия по направлениям деятельности.
    • организует взаимопосещение занятий.

    Основными документами методического объединения являются:

    • План работы МО на текущий учебный год, который включает в себя: темы открытых уроков и внеклассных мероприятий, соответствующих выбранной проблеме; темы выступлений педагогов по теме самообразования, которые знакомят с новыми педагогическими технологиями и методиками; сроки проведения внутреннего контроля качества учебно-воспитательного процесса в рамках взаимопосещений занятий.
    • Анализ работы МО по окончании учебного года.
    • Протоколы заседания МО.
    • Портфолио МО, в котором хранятся образовательные программы, календарно-тематические планы творческих объединений, анализ работы педагога за прошедший учебный год, планы-конспекты открытых занятий, тексты выступлений по темам самообразования, сценарии различных мероприятий, афиши, возможно грамоты и т.п., что, другим словом, в полной мере рассказывает о работе методического объединения.

    Работа в методическом объединении построена так, что каждый педагог имеет возможность системно и полноценно проявить свой интеллектуальный и творческий потенциал через разные формы работы:

    • круглые столы,
    • мастер – классы,
    • открытые занятия,
    • семинары – практикумы,
    • диспуты,
    • творческие мастерские,
    • отчёты по темам самостоятельных работ и др.

    Традиционные формы повышения профессионального мастерства педагога:

    • самообразование;
    • изучение документов и материалов, представляющих профессиональный интерес;
    • рефлексия и анализ собственной деятельности;
    • накопление информации по педагогике, психологии, методике, предметному содержанию;
    • создание базы лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на занятии;
    • разработка собственных средств наглядности;
    • самостоятельное проведение исследований;
    • постоянная работа над методической темой, представляющей профессиональный интерес для педагога;
    • разработка диагностических процедур, заданий и тестов и проведение мониторинговых замеров в режиме самоконтроля за процессом и результатом обучения;
    • подготовка программного доклада в начале учебного года и годового отчета о достигнутом – в конце года.

    Далее педагог оформляет свои материалы  в индивидуальную методическую папку - портфолио, в которой сосредоточен теоретический и практический материал по теме самообразования, разработки учебных занятий и воспитательных мероприятий, а также другой материал, подтверждающий результативность работы педагога.

            Невозможно достичь заметных успехов усилиями только администрации или отдельной группы педагогов, поскольку рост профессионализма, и, следовательно, качества образовательного процесса — результат деятельности коллектива единомышленников. Система творческого взаимодействия педагогов в рамках деятельности методического объединения способствует накоплению знаний, росту социальной и профессиональной активности, позволяет более эффективно решать текущие и перспективные задачи, стоящие перед Центром.

    В условиях развития современной образовательной среды каждое методическое объединение определяет свой путь и стиль работы. Появление новых альтернативных программ и курсов, расширение рынка педагогических технологий, обуславливает стремление повышать уровень профессионального мастерства, обновлять содержание обучения, совершенствовать методы и формы работы с обучающимися.

    В связи с этим возрастает роль методических объединений как структурного подразделения, обеспечивающего организацию систематической, планомерной работы, позволяющей педагогу заниматься коллективной творческой деятельностью в рамках разработанного методическим объединением маршрута и  совершенствоваться по одной из обозначенных самим педагогом тем.

            Педагогический коллектив разнороден по возрасту, педагогическому опыту, профессионализму. Поэтому в методической работе Центра, и, соответственно, в работе МО используется разноуровневый подход. Коллектив условно разделен на три группы педагогов, которые отличаются уровнем владения педагогического мастерства.

    Первая группа педагогов

    Вторая группа педагогов

    Третья группа педагогов

    Обладают высокими педагогическими способностями. Главные проводники новых технологий, разработчики диагностического инструментария. Педагоги объединены в мастер-класс. Итог работы – печатный материал, описание методик, разнообразные дидактические материалы.

    Группа совершенствования педагогического мастерства. Для них организуются различные семинары по возникающим проблемам

    Группа становления педагогического мастерства. Ее составляют молодые педагоги. Для помощи молодым педагогам организована «Школа молодого педагога».

    Взаимодействие педагогов МО и Центра  осуществляется следующим образом:

    • посещение уроков и внеклассных мероприятий у коллег;
    • персональные консультации;
    • собеседования с администрацией;
    • индивидуальная работа с наставником;
    • выполнение индивидуальных заданий, разработка программы самообразования под контролем и при поддержке руководителя методобъединения;
    • разработка авторского курса и учебного пособия.

    К числу эффективных технологий управления качеством образования относится мониторинг качества образования. Благодаря своей регулярности, строгой направленности на решение задач управления и высокой технологичности мониторинг идет дальше традиционной диагностики.

    Характерной чертой современного этапа обновления образовательной среды является ориентация на создание индивидуальных образовательных маршрутов для воспитанников. Данный аспект деятельности выдвигает необходимость организации системной работы по отслеживанию личностного развития детей на всех этапах взаимодействия со средой.

    К тому же в условиях складывающегося рынка образовательных услуг могут быть востребованы лишь образовательные услуги высокого качества. Понятно, что оказать их может только профессионально компетентный педагог. Вопрос оценки достижения результатов образовательной деятельности – это вопрос о защите потребителя от некачественных образовательных услуг. Следовательно, для удовлетворения социального заказа в системе дополнительного образования необходима диагностика достижений обучающихся. И это в полной степени может обеспечить мониторинг личностных достижений воспитанников.

    Цель данного мониторинга – выяснить, насколько образовательный процесс, организованный в учреждении дополнительного образования детей, способствует позитивным изменениям в личности ребенка, формированию ключевых компетенций; обнаружить и решить наиболее острые проблемы его организации с тем, чтобы анализировать, обобщать и распространять положительный опыт деятельности педагогов.

    На протяжении уже нескольких лет методический кабинет ЦРТДЮ проводит мониторинг, правда, избирательно. Т.е. в течение учебного года наблюдения ведутся за обучающимися небольшого количества творческих объединений, а, соответственно, образовательных программ Центра, к тому же - по конкретному году обучения. Методический кабинет не в силах охватить 38 образовательных программ, с целью создания наиболее полной картины уровня качества образовательного процесса каждого творческого объединения.

    Учреждения дополнительного образования несут ответственность за мониторинг своего собственного качества. Гарантия качества или управление качеством образования означает поэтапное наблюдение за учебно-воспитательным процессом.

    А культура качества в образовании возникает тогда, когда решение проблем потребителя становится целью каждого сотрудника образовательного учреждения.

    Таким образом, возможно, существует определенная необходимость методическим объединениям взять некоторые функции на себя, например, ежегодная работа по сбору информации со всех творческих объединений по направлениям деятельности, согласно критериям разработанного мониторинга. Т.е. регулярно, в начале и в конце учебного года, педагоги МО проводят, так называемую «самоаттестацию», иначе говоря «внутренний мониторинг», а полученные результаты сдают руководителю МО.

    За методическим объединением сохраняется возможность:

    • ставить вопрос о рассмотрении критерий оценивания,
    • принятии решения о более точных сроках его реализации.

    Если такого рода мониторинг возможным будет осуществить хотя бы раз, т.е. охватить  весь курс обучения каждой образовательной программы по годам обучения, то к очередной аттестации педагога полученные данные станут основанием для оценки эффективности и результативности образовательной программы и деятельности педагога в целом, а также подтверждением использования в своей работе технологии личностно-ориентированного обучения. 

    Современное образование стремится реализовывать концепцию личностно-ориентированного образования, на основе которой организуется профильная дифференциация. Создание системы поддержки талантливых детей – одно из главных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», которая легла в основу стратегического развития образования на ближайшие годы.

    Дополнительное образование детей, не имеющее фиксированных сроков завершения обучения и последовательно переходящее из одной стадии в другую, может, в отличие от общеобразовательных учреждений, предоставить каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей.

    Контингент ЦРТДЮ различается по интересам и потребностям, психофизиологическим особенностям, способностям к творчеству.

    В связи с этим возможна реализация проекта, являющегося результатом целенаправленного коллективного поиска наиболее подходящей для нашего Центра системы работы с одарёнными детьми, посвящённому комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала обучающихся.

    Проект позволит:

    • обобщить практический опыт работы педагогического коллектива Центра;
    • пошагово описать ключевые этапы работы с детьми, имеющими признаки одаренности;
    • выстроить их траекторию развития, исследуя и описывая характерные особенности феномена одарённости, изучая мотивационно – потребностную сферу одарённого ребёнка;
    • механизм реализации проекта позволит систематизировать работу с одарёнными обучающимися в учреждении, а также поднять её на более качественный уровень.

    Такого рода проекты уже были проведены в других учреждениях дополнительного образования. Довольно таки интересно ознакомиться с их методическими разработками, основанными на результатах осуществленного проекта.

    У нас на последнем методическом совете руководителям МО было озвучено о необходимости внесения во все образовательные программы раздела по работе с одаренными детьми. Если хотя бы эта работа будет осуществлена, то можно с уверенностью говорить о том, что начало проекту уже будет положено… Поэтому, желательно чтобы руководители методических объединений взяли этот вопрос под свой пристальный контроль.

    Говоря о проекте, хочется сказать, что сегодня не вызывает сомнений огромное значение в инновационной деятельности  метода проектов.

    Достаточно высокий уровень процесса информатизации нашего Центра способствовал  активному внедрению в образовательный процесс проектной технологии, когда педагоги и обучающиеся становятся единомышленниками и соучастниками созидательного творческого  процесса, процесса открытия Нового знания.

    В практике нашего Центра  используются следующие виды проектов:

    • исследовательско-творческие проекты;
    • информационно-практико-ориентированные проекты;
    • творческие проекты.

    Технология проектирования, которую мы стремимся положить в основу всего воспитательно-образовательного процесса в ЦРТДЮ, способствует внесению новых идей в разработку содержания и методов обучения и воспитания, позволяющих эффективно гуманизировать педагогический процесс. Проектный метод уникален и хорош тем, что его можно использовать как в работе самого педагога, так и в работе с детьми разного возраста, начиная даже с дошкольников, включая в него различные методики и технологии.

    Овладение проектной компетентностью сейчас особенно актуально для педагогов, работающих с одаренными детьми. Но, если рассматривать траекторию развития личности от одаренного ребенка до одаренного взрослого, то усилий одного образовательного учреждения будет недостаточно.

    Образование давно уже вышло из внутриведомственных рамок. В решении проблем образования сегодня заинтересован каждый, однако пока еще не существует механизмов, которые позволили бы объединить потенциал, идеи, возможности всех заинтересованных сторон. Одним из способов решения проблемы является межведомственный проект. Взаимодействие образовательных, управленческих, научных, общественных и бизнес – структур может привести к эффективному и оптимальному решению проблем в образовании. Основой взаимодействия должно стать равноправное сотрудничество всех участников, объединенных решением совместно поставленных задач.

    Для организации такого взаимодействия используется кластерный подход к развитию образования в целом, предложенный Т.И. Шамовой.

    При этом вслед за автором под кластером мы будем понимать следующее. «Кластер  ячейка (образования, экономики и т.д.) Кластер  организационная форма объединения усилий заинтересованных сторон в направлении достижения конкурентоспособных преимуществ».

    Под кластерным подходом к развитию образования понимается взаимо- и саморазвитие субъектов кластера «в процессе работы над проблемой, осуществляемое снизу на основе устойчивого развития партнерства, усиливающего конкретные преимущества, как отдельных участников, так и кластера в целом».

    Использование данного подхода позволяет организовать коллективное творчество так, что реально возрастет развитие потенциальных возможностей каждого участника и даст им возможность пробовать разные способы деятельности, обогащаться способами работы, присущими специалистам из других сфер жизни. К примеру, у педагога появится возможность выйти за рамки своей привычной педагогической деятельности и адаптироваться к быстро меняющейся социальной и профессиональной реальности.

    Организованное таким образом взаимодействие позволяет по-другому увидеть возможности уже сложившихся и потенциальных связей Центра с различными структурами: ВУЗами, НИИ, государственными органами, общественными и коммерческими организациями и осуществить личностно значимые проекты.

    Простейшим примером кластерных взаимоотношений в образовательной сфере может являться взаимодействие школы и детского сада. Если детский сад перестает быть самостоятельным юридическим лицом, теряет автономность руководства и переходит в введение соседней школы, то это может считаться учебно-воспитательным комплексом (УВК). Если же соседняя школа заключает творческий договор с детским садом, направляет завуча на занятия, помогает с оборудованием, но не претендует на поглощение, то такие взаимоотношения можно считать кластерными.

    Помимо «внешних» образовательных кластеров (сетевое взаимодействие, социальное партнерство и т.п.) можно говорить и о внутриучрежденческом кластере, развивающем собственную инфраструктуру.

    Почему важно для педагога осознать эти положения? Потому что принципы и содержание его деятельности зависят от того, что он понимает под словом «одаренность», какой научной школы он придерживается. Игнорирование этих вопросов приводит к однобокости в работе педагога с одаренными детьми.

    Предполагается, что использование кластера в рамках проекта, где педагог получает необходимые ресурсы и условия для «погружения» в проектную деятельность, делает развитие его проектной компетентности более масштабным, а также способствует достижению, в соответствии с проектом, поставленной образовательной цели.

    Вот вариант глобального проекта. Можно предположить, что одной из задач методических объединений, к примеру, будет постановка целей и задач, связанных с направлением деятельности, поиск заинтересованных сторон -  потенциальных участников кластера, и разработки этапов реализации данного проекта.  

    Хочется отметить, что своего рода кластерный подход уже используется в ЦРТДЮ. Например, в защите последнего проекта «Сказка в опере» идея и подготовка к реализации которого принадлежала «Музыкально-хоровой студии «Вдохновение», но помощь в создании необходимых образов оказал хореографический ансамбль «Мозаика».

    Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится не только более экономным, но и более интересным. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.

    Проектная деятельность может рассматриваться как системный компонент учебно-воспитательного процесса, позволяющий построить его на принципах проблемного и деятельностного подходов, личностно-ориентированного обучения, педагогики сотрудничества. А так же делает образовательную систему ЦРТДЮ открытой для активного участия родителей.

    Несмотря на то, что технология проектирования является инновационной для нашего Центра и апробировалась нами только в течение последних трех лет, можно говорить о некоторых достигнутых результатах.

    Опыт работы Центра по внедрению проектной технологии  показывает, что эта технология востребована как педагогами, так и обучающимися. Если в общеобразовательной школе классно-урочная система загоняет учителя и ученика в жесткие рамки программ, учебников, образовательных стандартов, то проектная технология, особенно осуществляемая в рамках дополнительного образования, наоборот индивидуализирует образовательный процесс, создает  простор для инициативы и творчества и направлена на формирование креативных черт личности всех участников образовательного процесса.

    По данным психологов общеобразовательных школ обучающиеся, активно занимающиеся проектной деятельностью, развиваются быстрее своих сверстников. Им легче осваивать содержание учебных предметов в школе, они умеют анализировать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.  Проектная деятельность обеспечивает  мотивацию, и тем самым влияет на  эффективное психическое и эмоциональное развитие обучающихся.

    В работе методических объединений при постоянной опоре на достижения педагогической науки приоритетными должны быть положительный опыт, учет результатов образовательного процесса (а это высокие показатели участия в фестивалях и конкурсах различного уровня) и отработка новых технологий обучения на практике, в частности технологии проектирования.

    Практика показала, что благодаря активному внедрению метода проектов в работе методических объединений по направлениям деятельности, в учреждении значительно повысился творческий потенциал и профессионализм педагогов, повысился качественный уровень проведенных занятий, что привело к большей заинтересованности обучающихся к дополнительному образованию.

            В конце своего выступления хотелось бы сказать еще вот что:

    1. Качество образовательного процесса синтезируется из следующих качеств:
    • качества образовательной программы;
    • качества потенциала педагогического состава, задействованного в образовательном процессе;
    • качества потенциала обучающихся;
    • качества средств образовательного процесса (материально-технической, экспериментальной базы, учебно-методического обеспечения, учебных кабинетов);
    • качества образовательных технологий;
    • качества управления образовательными системами и процессами.
    1. Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только обучающиеся, но и педагоги как участники образовательного процесса, и в этом несомненную роль играют методические объединения, которые в условиях инновационного развития ЦРТДЮ стимулируют профессиональное развитие каждого педагога, способствуют его самореализации и повышению качества образования.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на педагогическом совете по теме: "Компетенции учителя физики - ресурсы повышения качества учебно-воспитательного процесса"

    Выступление на педагогическом совете по темет: "Компетенции учителя физики - ресурсы поваышения качества учебно-воспитательного процесса"...

    Инновационные технологии организации деятельности методических объединений, творческих групп как ресурс повышения качества профессионально-педагогической деятельности учителя

    Инновационные процессы, происходящие в образовательных учреждениях, формируют потребность в специально организованной методической работе, направленной на повышение профессионального саморазвития педа...

    Повышение качества - учебно - воспитательного процесса через внедрение в практику работы современных образовательных технологий

    Основная ценность и идеал образования: свободный поиск истины и бескорыстное распространения знаний. Повышение качества образования - одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации росс...

    ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ ПО ТЕМЕ: «Повышение качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации системы общего образования»

    Тема выбрана   актуальная, обоснованная, имеющая практическую значимость для школы и ориентированная на повышение творческого потенциала учителя и учащихся, на интенсификацию учебно-воспитат...

    Повышение качества учебно-воспитательного процесса через внедрение в практику современных образовательных технологий.

    Повышение качества учебно-воспитательного процесса через внедрение в практику современных образовательных технологий....

    Доклад на педагогическом совете "Инновационная деятельность педагога - одно из условий повышения качества учебно-воспитательного процесса"

    В докладе говорится о том, что повышение качества учебно-воспитательного процесса в ОО напрямую связано с инновационной деятельностью педагога, его творчеством...