Совершенствование научно-методической работы ДПЦ «Молодость» в целях повышения качества учебно-воспитательного процесса Секция: «Обновление содержания форм и методов работы ПДО по социализации личности
статья на тему

 Материал I Открытых Алишевских педагогических чтений  «Свободное время детства: За и против», 2011 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мингалиева Лейсан Эмитовна,

кандидат фил. наук,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

МУДОД ДПЦ «Молодость»

Приволжского района г.Казани

Совершенствование научно-методической работы ДПЦ «Молодость»

 в целях повышения качества учебно-воспитательного процесса

Секция: «Обновление содержания форм и методов работы ПДО

по социализации личности 

Постепенный рост потребностей и возможностей современного общества требует поиска новых источников духовного и нравственного обогащения, умственного и физического развития подрастающего поколения, которые могли бы соответствовать существующим условиям. В связи с этим в современной системе образования сегодня наблюдаются многочисленные трансформации, постепенно складывается ее новый облик. Главным средством качественного изменения образовательного процесса может стать высокий профессионализм кадров, способных оперативно реагировать на изменяющиеся потребности социума, обладающих умением анализировать, проектировать свою деятельность и выбирать оптимальные, эффективные средства при организации учебно-воспитательного процесса. Помимо этого на сегодняшний день изменились также и требования к качеству обязательного и дополнительного образования, связанные с необходимостью соотношения уровня подготовки выпускников и потребностями экономики. Успешность выпускника образовательного учреждения во взрослой жизни связана не только с формальным уровнем образования - освоением образовательных стандартов, но и с приобретёнными компетенциями эффективно действовать в социуме, быть профессионалом в своём деле, гражданином страны.

В связи с вышеперечисленным, перед администрацией и педагогическим коллективом Детского (подросткового) центра «Молодость» возникла необходимость создания новой концепции развития Центра, направленной на разработку, совершенствование научно-методической работы, связанной с реализацией авторских образовательных программ, учебных планов, технологий, форм, методов деятельности объединений, повышением мастерства педагогических работников, созданием привлекательного имиджа учреждения, эффективно действующего на рынке образовательных услуг, расширением сферы услуг Центра.

В целях удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных, социально-культурных и образовательных потребностей детей, дополнительное образование, реализуемое в Центре, на сегодняшний день приобретает все более демократичный характер, что выражено в отсутствии жесткой регламентации в выборе педагогами форм и методов обучения, использовании различных технологий при обучении дисциплинам. Так, педагогически целесообразной и эффективной явилась организация учебно-воспитательного процесса по таким предметам, как психология и английский язык в новом формате – «Психологический клуб общения «Фокус» и «Английский клуб общения «Open world». Стоит отметить, что данные объединения, начавшие работу два года назад, сегодня являются лидирующими по сохранности контингента и по количеству детей, желающих посещать их. Основной формой работы в клубах является погружение детей в атмосферу непринужденного общения, игры с непредсказуемым результатом, но по четким правилам, при этом поддерживается высокая активность каждого ребенка. В процессе общения осуществляется как обучение дисциплинам, так и воспитание самоорганизованной социально – адаптированной, интеллектуальной, нравственно-здоровой, активной, творческой личности. Авторские образовательные программы объединений на сегодняшний день находятся на стадии апробации. Педагоги ведут активную, творческую работу по усовершенствованию методик преподавания,  формированию собственной научно-методической базы.

Одним из новых направлений, начавших работу в Центре, является авторский проект «В гостях у сказки», объединивший в себе работу таких объединений, как «Театральная студия», «Вокал», «Хореография», «Дизайн студия «Арт», «Английский клуб общения «Open world». Погружая детей дошкольного возраста в атмосферу волшебства, некую сказочную ситуацию, педагоги помогают комплексно решать ряд задач:  преодоление барьеров в общении, помощь ребенку сориентироваться во взрослом мире, обучение детей дисциплинам путем погружения в сказочный мир, игру.

Известно, что среди детей и подростков нередко встречаются такие, которых принято называть трудновоспитуемыми, воспитательная работа с которыми, как правило, протекает с затруднениями и не всегда приносит желаемого успеха. Подобных детей относят к категории «трудных», либо к группе риска, которые требуют особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов. Одним из приоритетных направлений работы Центра на сегодняшний день является создание оптимальных условий для успешной интеграции таких подростков в естественную социальную среду путем привлечения специалистов разного профиля (педагогов дополнительного образования, социального педагога, психолога, инспектора по делам несовершеннолетних), мобилизации общих усилий воедино. Данный принцип работы с подростками лег в основу комплексной программы танцевальной Студии брейк-данса «Альтернатива». Программу Студии характеризует диалогический подход между объединениями  «Брейк-данс», «Общая физическая подготовка», «Психология общения», «Актерское мастерство» в целях организации комплексного, гуманистически направленного, социокультурно-ориентированного учебно-воспитательного процесса, предупреждения асоциального поведения подростков, их психолого-педагогической дезадаптации. Главной задачей программы Студии является создание воспитательного микросоциума вокруг детей, развивающей среды, адекватной их возрасту, погружение подростков в активную творческую, познавательную деятельность, осуществление комплексного подхода с целью нивелирования неблагоприятных факторов и создания условий для оптимального развития каждого ребенка, укрепления здоровья детей.

 Основное направление программы Студии – обучение танцевальному стилю брейк-данс, что  является новым веянием современности и может рассматриваться как инновация в педагогической деятельности. Обучение этому яркому, зажигательному и энергичному танцу с элементами акробатики, гимнастики способствует не только физическому воспитанию и физическому развитию детей, но и формированию волевой сферы детей, целеустремленности, направленной на будущую жизнь, самостоятельности, ответственности за результаты своей деятельности, толерантности по отношению к сверстникам и младшим по возрасту.

Программа находится на стадии апробации. В 2010 году она стала лауреатом Республиканского конкурса авторских образовательных программ.

Наряду с созданием условий для интеграции подростков в естественную социальную среду, с каждым годом Центр все более усиливает и совершенствует деятельность, направленную на решение острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. На сегодняшний день методические объединения ДПЦ «Молодость» ведут плодотворную работу по координации усилий педагогов воедино в целях воспитания гражданской позиции детей, патриотов своей Отчизны, образованных, культурных, толерантных, интеллигентных личностей, почитающих историю и многовековые традиции своего народа. Так, совместной работой объединений художественно-эстетической направленности и культурно массового отдела ДПЦ «Молодость» (Дизайн студия «Арт», Театр моды «Блик», «Мастерская сценического искусства») стала разработка проекта «Спасибо за мирное небо!», включающая в себя  поэтапное описание изготовления дизайнерского макета с приложением иллюстративного материала и подробный план подготовки театрализованной презентации Проекта. Одной из основных задач создания Проекта является систематизация знаний детей младшего школьного возраста о Великой Отечественной войне расширение их кругозора. При этом важным условием было, как можно естественнее передать детский взгляд на войну и ее героев, так, чтобы слова Война и Победа, в большинстве случаев являющиеся абстрактными понятиями для современной молодежи приобрели более четкие и конкретные очертания, разрослись событиями, героями и фактами. Стилизация военной формы под современность, «вживание» детей во время презентации Проекта в роль летчика-истребителя, телеграфистки, солдата, танкиста, моряка, военной медсестры – все это, на наш взгляд, создает условия для формирования высоконравственной, социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией. Помимо этого Проект способствует развитию мотивации к познанию и творчеству у детей, выбравших декоративно-прикладное направление как способ своего саморазвития, в соответствии с личностными и возрастными особенностями, а также повышению профессиональной компетентности и творческого роста педагогов дополнительного образования.

В 2010 году Проект стал победителем (III место) Республиканского этапа Всероссийского конкурса  методических разработок.

Подводя итог, следует отметить, на сегодняшний день приоритетной целью Центра является создание условий для творческого развития личности, ее адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям, приобщение к культурным ценностям. Считаем, что достижение данной цели осуществимо через повышение уровня компетентности педагогов и совершенствование образовательного процесса путем внедрения новых технологий, форм, методов обучения, обновления учебно-воспитательного процесса в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая и инновационно-преобразующая деятельность методических объединений – основа системного развития и повышения качества учебно-воспитательного процесса в ЦРТДЮ

Инновационная деятельность в любом образовательном учреждении, будь то школа или Центр дополнительного образования детей, неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-иссл...

Выступление на педагогическом совете по теме: "Компетенции учителя физики - ресурсы повышения качества учебно-воспитательного процесса"

Выступление на педагогическом совете по темет: "Компетенции учителя физики - ресурсы поваышения качества учебно-воспитательного процесса"...

Повышение качества - учебно - воспитательного процесса через внедрение в практику работы современных образовательных технологий

Основная ценность и идеал образования: свободный поиск истины и бескорыстное распространения знаний. Повышение качества образования - одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации росс...

ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ ПО ТЕМЕ: «Повышение качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации системы общего образования»

Тема выбрана   актуальная, обоснованная, имеющая практическую значимость для школы и ориентированная на повышение творческого потенциала учителя и учащихся, на интенсификацию учебно-воспитат...

Повышение качества учебно-воспитательного процесса через внедрение в практику современных образовательных технологий.

Повышение качества учебно-воспитательного процесса через внедрение в практику современных образовательных технологий....

ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Проблема здоровья сейчас у всех на слуху. Все чаще вспоминают слова классика о том, что «здоровье – это не все, но без здоровья все – ничто». Закономерно возросло внимание и к ...

Использование личностно ориентированного подхода для повышения качества учебно-воспитательного процесса

Использование личностно ориентированного подхода для повышения качества учебно-воспитательного процесса...