Сенсорное развитие проживающего в кружковой работе
методическая разработка по теме

Пионтковская Алла Владимировна

 

Сенсорное развитие во все времена  было и остается важным и необходимым  для частичной компенсации утраченных функций проживающего. Сенсорное развитие – это развитие восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах  предметов, их форме, цвете, величине, положении  в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития для людей с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ) трудно переоценить, именно сенсорное развитие, способствует совершенствованию  деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, которое так ограниченно в понимании человека с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka_a.v.piontkovskaya.docx59.56 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Сенсорное развитие во все времена  было и остается важным и необходимым  для частичной компенсации утраченных функций проживающего. Сенсорное развитие – это развитие восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах  предметов, их форме, цвете, величине, положении  в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития для людей с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ) трудно переоценить, именно сенсорное развитие, способствует совершенствованию  деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, которое так ограниченно в понимании человека с ОВЗ.

Сенсорное развитие, как показывает практика, необходимо для многих видов трудовой деятельности, в частности, для развития ручной умелости.

Сенсорное воспитание служит основой познания мира, посредством которого накапливается чувственный опыт проживающего. Умственное, физическое, эстетическое развитие тесно взаимосвязано с уровнем сенсорного развития. Каждый проживающий оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям: создание благоприятной среды для частичной компенсации  психического и эмоционального развития, глубоко опирающийся на его чувственный  опыт.

С восприятием предметов и явлений окружающего мира и начинается познание – раскрываются сенсорные способности, которые и составляют фундамент творческого развития в процессе продуктивной деятельности.

На различных возрастных этапах жизненного пути ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Изучение данной проблемы представлено выдающимися зарубежными учеными в области педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известными представителями отечественной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.). Проблема сенсорного развития в ограниченном ее понимании, направлена на частичную компенсацию утраченной тактильной чувствительности, мелкой мускулатуры рук, ориентирование в пространстве.

Таким образом, включение проживающего в продуктивные виды деятельности является залогом успешного  осуществления  практической творческой деятельности, формирования индивидуальных способностей, что и является показателем результативности. Именно поэтому так важно, чтобы  сенсорное воспитание планомерно и  систематически включалось в жизнь проживающего и, прежде всего, в процессы его познания окружающей действительности: предметов, их свойств и качеств (форма, пропорции, цвет, положение  в пространстве и т.п.).

Целью работы является изучение положительного влияния кружковой работы на развитие сенсорной культуры проживающего.

Задачи:

  1. Расширять кругозор  каждого проживающего на базе ближайшего окружения.
  2. Создавать условия  для развития самостоятельной познавательной активности. Способствовать успешному освоению сенсорных эталонов.
  3. Провести опытно – экспериментальную педагогическую работу по сенсорному развитию личности с ограниченными возможностями здоровья.
  4. Сделать выводы об эффективности и необходимости проведенной работы.

Теоретическую основу составили аспекты изучения психологии и педагогики о сенсорном развитии индивида.

Методы исследования: теоретический анализ научных исследований отечественных авторов; педагогический эксперимент (Приложение 5); наблюдения за деятельностью проживающего, беседы; качественный и количественный анализ экспериментальных данных; обработка результатов эксперимента.

Практическая значимость работы: кружковой материал, изложенный в работе предлагается для дополнительного образования в социальном учреждении. Материал данной работы поможет воспитателям, социальным работникам, психологам в разработке перспективного планирования кружковой работы (Приложение 1).

Таким образом, данная методическая разработка предполагает отследить организацию и планирование кружковой работы с проживающими, апробировать предлагаемую методику организации кружковых тематических занятий, сделать показательные выводы по частичной компенсации утраченных функций проживающего.

Теоретические основы развития проживающего с ОВЗ средствами сенсорного развития

В педагогике и психологии сенсорное развитие индивида подразумевает  развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов:  их форме, цвете, величине, положении  в пространстве, а также запахе, вкусе формирование музыкального слуха, совершенствование звукового анализатора  речи и др.

Педагоги и психологи (А.П. Усова, А.В. Запорожец, Н.П. Сакулина, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин и др.) пришли к выводу, что для развития восприятия индивид должен овладеть общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов, сенсорные эталоны.

Под сенсорными эталонами  обозначаются обобщенные сенсорные  знания, сенсорный опыт, накопленный  человечеством за всю историю  своего развития.

В результате многовекового  опыта человечество выделило такие  системы общепринятых сенсорных  эталонов, как звуковысотная шкала музыкальных звуков, решетка «фонем» родного языка, системы мер веса, длины, направлений, геометрических фигур, спектр цвета, величины и т.д.

Под способами обследования понимаются определенные перцептивные действия, в процессе которых выявляются свойства предметов, объектов, явлений.

Поддъяков Н.Н. считает, что индивида нужно учить воспринимать предметы и явления, развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять свое внимание на те или иные стороны, выделять в предметах и явлениях самые существенные, характерные признаки и свойства. Также он отмечает, что при наглядном ознакомлении слово играет большую роль, однако, с другой стороны словесный путь должен быть подкреплен чувственным опытом. Знания, полученные словесным путем и не подкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны.

Для развития полного восприятия предметов Н.П. Сакулина, Н.Н. Поддъяков предлагают такую последовательность обследования предметов, общую для разных видов деятельности:

  • восприятие целостного облика предметов;
  • вычленение основных частей обследуемого предмета и определение их свойств (формы, величины, строения и др.);
  • определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, справа, слева);
  • вычленение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям;
  • повторное целостное восприятие предмета.

Таким образом, сенсорное воспитание формирует определенное звено сенсорной культуры.

Значение сенсорного воспитания хорошо понимали видные представители  зарубежной педагогики: Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли и другие. Они считали, что, на сколько, сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, настолько оно и будет основой познания мира индивида (чувственный опыт: слышит, видит, осязает  окружающее).

Практическая значимость исследований заключается в том, что применяемые методы и средства работы с личностью с ОВЗ в процессе сенсорного воспитания помогут эффективному развитию умений, навыков. (Приложение 2).

         Запорожец А.В. и Поддъяков Н.Н. дают разные названия результата, в одном случае ощущения, восприятие и представления – это процессы, в другом – сенсорные способности.

Венгер Л.А. понимает под сенсорным воспитанием – последовательное планомерное ознакомление индивида с сенсорной культурой человека. Данное определение отличается от предыдущих понятий и указывает, что процесс сенсорного воспитания осуществляется последовательно и планомерно, т.е. ознакомление с сенсорной культурой человека реализуется в определенной системе. Под сенсорной культурой Венгером Л. А. подразумеваются общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей.

Отечественная система  сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную Л.С. Выготским, Б.Г. Ананьевым, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, Л.А. Венгером и др.

Говоря о восприятии, психологи называют его деятельностью, процессом, способом, формой познания действительности, механизмом, указывают на многогранность и сложность этого процесса. Ученые выделяют следующие свойства восприятия:

  • целостность – восприятие объектов целостно, а не по отдельности;
  • ортоскопичность – видимость предметов правильно, той величины, формы и цвета, какими они являются постоянно;
  • категориальность и предметность, или осмысленность – возникающие в восприятии чувственные данные и формирующийся при этом наглядный образ тотчас же приобретают предметное значение, т.е. относятся к определенному предмету;
  • историчность восприятия заключается в том, что оно только относительно непосредственный акт познания мира историческим человеком.

Теория восприятия строится на том, что человек познает окружающий мир, опираясь на деятельность анализаторов. Анализатор – это термин, введенный  И.П. Павловым для обозначения нервного аппарата, обеспечивающего восприятие и анализ внешних и внутренних раздражителей и формирующего специфические  для данного анализатора ощущения.

Каждый анализатор состоит  из трех частей. Периферический конец, то есть рецептор, непосредственно  обращен во внешнюю среду. Это  сетчатка глаза, улитковый аппарат  уха, чувствительные приборы кожи и  т.п., которые через проводящие нервы  соединяются с мозговым концом, т.е. определенной областью мозговой коры. Отсюда затылочная кора является мозговым концом зрительного, височная – слухового, теменная – кожного анализаторов. В свою очередь, мозговой конец уже  в коре больших полушарий разделяется  на ядро, где осуществляется наиболее тонкий анализ и синтез тех или  иных раздражителей.

Основу восприятия составляют ощущения, вызываемые воздействиями  на органы чувств, точнее воздействия  на чувствительные аппараты (рецепторы). В зависимости от того, какой анализатор задействован или орган чувств, выделяют обонятельные, вкусовые, слуховые, зрительные, тактильные ощущения. Любая информация, поступающая к нам через органы чувств, имеет свой специфический  вид для каждого из них. А в  реальном мире каждый предмет может  обладать разными видами информации (разными свойствами). Роль восприятия заключается в том, что оно  объединяет все свойства предмета и  формирует у нас представление  о целом предмете со всеми свойствами.

Таким образом, отечественные авторы А.П. Усова, А.В. Запорожец, Н.П. Сакулина, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин и др. утверждают, что сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Первой ступенью познания является чувственный опыт, чувственное познание.

Личность с ОВЗ зачастую лишена полноценного восприятия предметов, следовательно, мал чувственный опыт, информация поступает не в полном объеме. В результате наблюдаются большие пробелы в восприятии сенсорных эталонов.

Таким образом, к личности с ОВЗ требуется особый подход при организации продуктивных видов деятельности, частично компенсирующие способности и возможности проживающего, что, в свою очередь, способствует приобщению проживающего к творческой продуктивной деятельности.

Общая характеристика и основные элементы сенсорного развития личности с ОВЗ

Перед  сенсорным воспитанием стоят  свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры индивида.

В течение жизни – это  обогащение индивида впечатлениями, знаниями о цвете, форме и величине как особых признаках предметов, накопление представлений  об основных разновидностях цвета и  форме и об отношении предметов.

В качестве особой задачи на первый план выступает развитие у проживающего аналитического восприятия: умение разбираться  в сочетаниях цветов, расчленять форму  предметов, выделять отдельные измерения  величины. Данные действия не всем подвластны. Зачастую проживающие с ОВЗ встречаются с такими проблемами:

  • неумение видеть предмет в целом
  • неумение расположить предмет в пространстве
  • неумение определить оттенки цветов
  • не владение синтезом и анализом

К специальным задачам  сенсорного развития проживающего можно отнести:

- Способность к развитию всех видов восприятия (зрительного, слухового, тактильно – двигательного, восприятие пространства и времени);

- Способность к выполнению перцептивных действий;

- Способность к зрительно – моторной координации, межсенсорным связям и перцептивных операций;

- Способность к развитию скорости и дифференцированного восприятия явлений и объектов;

- Способность к развитию устойчивости, целостности и обобщенности восприятия;

- Способность к обозначению сенсорных признаков и перцептивных действий словом.

Таким образом, на всех жизненных этапах большое значение в сенсорном  развитии проживающего имеет формирование представлений о сенсорных  эталонах – общепринятых образцах внешних  свойств предметов. Как известно, в качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения), свои – во вкусовом, обонятельном восприятии.

Для проживающего с ОВЗ особый характер носят эталоны цвета (от светлого к темному). Поскольку цветовая палитра многообразна. Одновременно с формированием  всех эталонов необходимо обучать  проживающего способам обследования предметов: их группировке  по величине и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и  описанию формы, выполнения все более  сложных глазомерных действий.

Следовательно, в качестве особой задачи следует и развивать  у проживающих аналитическое  восприятие: умение расчленять форму  предметов, выделять отдельные измерения  величины (раскладывание на пары, размещение в пространстве).

В социальном учреждении проживающий  знакомится с явлениями природы, окружающего мира посредством включения в деятельность, поэтому задачи сенсорного развития должны реализоваться практически, то есть через дополнительное образование – кружковую работу «вышивка крестом».

На начальном этапе  проживающие знакомятся  с цветовой палитрой, учатся различать цвета и их оттенки, упражняются в  восприятии различных форм. Далее учатся выделять в предмете главные детали, существенные и характерные признаки предметов, составлять объекты из отдельных частей, анализировать пространственные отношения отдельных элементов предмета. Таким образом, закрепляются представления о пространственных отношениях.

Эти задачи решаются в процессе творческой продуктивной деятельности посредствам вышивания иглой растительных узоров, окружающих предметов, явлений.

Изложенные представления  о содержании и методах ознакомления проживающих с различными свойствами предметов  послужили основой для разработки системы кружковых занятий (см. приложение), включающие задания:

1. Задания на выполнение предметных действий:

- Расположение предметов в зависимости от их величины и формы, позже цвета. Целью обучения является фиксация внимания проживающего на свойствах предметов, формирование у них простейших приемов установления тождества и различия величины и формы. Материалом служат различные предметы по величине и форме. В ходе обучения проживающему сообщаются слова, необходимые для регуляции выполняемых ими действий: форма, такой, не такой, большой, маленький, средний, похожий, различный, одинаковые.

- Размещение образцов разной величины, формы, соответствующие рисунку. Цель обучения — выработка у проживающего умения соотносить свойства (форму, величину) разнородных предметов, размещать в пространстве. Материалом служат ориентиры (образец, схема).

2. Элементарные продуктивные действия:

- Составление узоров разной величины и формы по образцу, схеме в сочетании со словесным заданием. Цель обучения — фиксировать внимание проживающего на том, что величина и форма могут быть признаком разнообразных предметов и использоваться для их изображения на плоскости, научить проживающего осознанно использовать свойства при воспроизведении особенностей образца. Материалом служит объемный рисунок.

Таким образом, важную роль в сенсорном  развитии проживающего играет планомерность их обучения, которая является одним из важнейших принципов решения комплекса воспитательно – реабилитационной работы в социальном учреждении.

Существенным фактором в  планировании и методике проведения кружковых занятий по «вышивке крестом» является взаимосвязь сенсорного развития с  закреплением практических знаний и умений.

Принципы обучения: 

  • в методике сенсорного развития является принцип  последовательности, обусловливаемый  ознакомлением проживающего с вполне осязаемыми сенсорными свойствами – величиной и формой предметов, цветом, которые можно обследовать путем  ощупывания, осматривания на цвет, ориентировка на которые возможна только в плане  зрительного восприятия.
  • непременным условием является вариативность заданий. Она преследует несколько целей:
  • использовать по мере  надобности предметы разной величины  и формы; 
  • поддерживать у проживающего интерес к занятию путем усложнения  действий с объектами; 
  • формировать более совершенные и обобщенные способы ориентировки в их сенсорных свойствах.

Основная роль на кружковых занятиях  отводится таким методам, как сотрудничество с педагогом, обследование контура предмета рукой проживающего, направляемой педагогом, с последующим переходом к самостоятельному обследованию контура предмета и затем чисто зрительному анализу свойств. В качестве дидактического материала для этих занятий служат схемы, рисунки по кругу, квадрату, прямоугольнику.

В процессе самостоятельной  деятельности проживающий осуществляет действия, направленные на группировку  объектов, соотнесение их по форме  и величине, цвету. Проживающие накапливают сенсорный опыт, подбирая нити по цветовой гамме, размещая рисунок вышивки на канве. Таким же образом проживающий учитывает качество выполнения через сравнение с образцом.

Важным условием для полноценного сенсорного развития проживающего с ограниченными возможностями здоровья является создание творческой развивающей  среды (организация сенсорно – стимулирующего пространства: досуговая комната, оснащение  дидактическими пособиями).

Вывод: методика работы с проживающими – это  поэтапный процесс, который включает в себя комплексно – тематическое планирование, систематичность и закрепление  пройденного материала.

Формирование цветового восприятия у проживающего совершенствуется через его органы чувств, накопления представлений об окружающем мире. Известно, что цвет оказывает определенное воздействие на деятельность центральной нервной системы человека. Так, красный возбуждает, согревает, активизирует все функции организма, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания. Желтый цвет тонизирует, бодрит, стимулирует деятельность ЦНС. Зеленый уменьшает кровяное давление, успокаивает, снимает напряжение. Синий замедляет сердечную деятельность, действует седативно. Темные и холодные цвета снижают эффективность умственной деятельности, а светлые и теплые улучшают мыслительную деятельность. Следовательно, необходимо учитывать цветовое воздействие на общее состояние проживающего.

Работу по сенсорному развитию с проживающими следует планировать 1 раз в неделю как кружковое занятие и как самостоятельная работа в повседневной жизнедеятельности. Для мотивации можно использовать игры – упражнения как средство активизации внимания:

Игры на подбор нужного цвета:

  1. Собери капельки в стакан.
  2. Собери «цветик – семицветик».
  3. Посади бабочку на цветок такого же цвета.

Игры на сравнение предметов по цвету:

  1. Подбери пару
  2. Какие шарики улетели
  3. Цветная карусель
  4. Какого цвета не хватает
  5. Разноцветные комнаты

После освоения практических действий у проживающих закрепляются сенсорные эталоны – образцы основных цветов, с которыми он сопоставляет окружающие предметы. В играх у проживающего формируются образы предметов с характерными для них цветовыми свойствами. На основе практических действий по различению цвета и системы эталонов и цветовых образов предметов он учится определять цвет предмета в "уме", то есть мысленно, уже не прибегая к практическим действиям: эти же действия он начинает выполнять в умственном плане и происходит мгновенное различение цвета.

Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат хроматические (цветные) цвета спектра радуги и ахроматические цвета: белый, черный, серый. Хроматические цвета делятся на две группы: тёплые (красный, оранжевый, желтый) и холодные тона (голубой, синий, фиолетовый). Зеленый находится посередине спектра и считается нейтральным. Каждый хроматический цвет имеет определенную светлоту и насыщенность. Светлота – это степень близости данного цвета к белому, а насыщенность – степень его чистоты.

Дидактические игры на закрепление цвета:

– Радужный круг
– Собери радугу
– Цветной волчок

Дидактические игры на определение оттенков цвета:

– Окраска воды
– Три воздушных шарика
– Волшебные краски

Продуктивная творческая деятельность («вышивка крестом») играет большую роль в развитии цветовосприятия. Главная задача – применить умения и навыки на практике.

Вывод: хорошо развитое восприятие становится способностью по определению характеристики предметов и явлений. В процессе дальнейшего закрепления восприятие дает плацдарм развитию мышления, воображения и речи. Следовательно, происходит частичная компенсация утраченных функций проживающего.

Выстраивание системы работы с личностью с ОВЗ по сенсорному развитию в кружковой работе

Задача любого социального учреждения – обеспечить реабилитацию проживающего в условиях интернатного профиля.

Исследования показали, что большая часть трудностей, возникающих перед проживающими в ходе кружковой работы (особенно во введении в творческую деятельность), связаны с недостаточной точностью и гибкостью восприятия, общим недоразвитием в области сенсорного развития. В результате возникают искажения в ручной умелости при изготовлении творческих работ.

Данные наблюдений показали недостаточность развития у проживающих сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, а также зрительно – моторной координации.

Для улучшения сенсорного развития проживающего необходимо применять эффективные средства и методы сенсорного воспитания посредством реализации кружковой работы.

Практика показала, что процесс восприятия проживающего выражается, прежде всего в выражениях: «хочу – но не могу», «вижу – но не умею». Следовательно, необходимо применять такие формы и методы работы, которые выстроят определенную систему работы с личностью с ОВЗ.

Методы обучения совершенствования видов восприятия:

  • развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения;
  • развивать трудовые навыки;
  • совершенствовать ручную умелость

По результатам анализа работы по сенсорному развитию выявлена система организации тематических кружковых занятий, представленных 4 циклами: «Женщина – мать», «Христианские мотивы», «Мир природы», «Мир животных». Данная работа проведена с целью выявления уровня сенсорного развития проживающего с ОВЗ посредством наблюдений, анализа, контрольных результатов.

Выполнение работы основывалось на идее: сенсорное развитие должно помочь педагогу и проживающему освоить сенсорные характеристики окружающего мира и реализоваться на полисенсорной основе путем использования «жизненной обстановки», презентации конечного продукта.

Сенсорное развитие проживающего осуществляется через разные формы работы:

  • создание досуговой комнаты;
  • тематические кружковые занятия;
  • организация выставок.

Досуговаякомната включает оборудование:

  • для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.: образцы поделок);
  • развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности (пальчиковые гимнастики);
  • снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия проживающего (релаксационные упражнения);
  • создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности проживающего (музыкальное сопровождение);
  • активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти) (игры);
  • повышения мотивации к самостоятельной деятельности проживающего (игровые, стимулирующие).

При организации выставочных работ необходимо уделить внимание созданию авторской концепции его оформления. Дизайн продукта должен соответствовать выбранной теме, цветовому решению. Проживающий в процессе творческого труда обогащают свой чувственный опыт, а также находится в постоянном творческом поиске. В результате коллекционирования работ представляются личные достижения проживающего, опыт работы и педагога, и проживающего. Художественно – эстетический аспект занимает одно из ведущих мест в сенсорном развитии проживающего.

Таким образом, важнейшее значение имеет формирование чувственного опыта на основе полученных и приобретаемых знаний.

Вывод:

Планомерность обучения проживающего – предполагает систему знаний, включающие важнейшие принципы решения комплекса воспитательно – реабилитационной работы с проживающими. И только при правильном планировании процесса обучения продуктивному труду можно успешно реализовать сенсорное развитие проживающего с ОВЗ.

Планирование и методика проведения кружковых занятий

по сенсорному развитию детей в условиях социального учреждения

При планировании тематических кружковых занятий «Волшебная нить» по ознакомлению с техникой «вышивка крестом» необходимо обратить внимание на решение сенсорных задач, их реализацию.

Прежде всего, это относится к развитию движений руки при осуществлении действий с иглой. Проживающего увлекают действия с яркими образами: явления природы, растительный и животный мир, человек.

Тематические занятия предусматривают работу индивидуально под наблюдением педагога: усидчивость, аккуратность, соблюдение техники безопасности.

На каждом занятии проживающий приучается выполнять задания педагога с точностью до инструкции. Должен относить индивидуальный материал с образцом либо схемой, при этом уделять внимание пространственному решению. Педагог следит за тем, чтобы проживающий справлялся с заданием самостоятельно, не отвлекаясь на посторонние раздражители.

Эстетическая сторона занятий по сенсорному воспитанию определяется во многом качеством приготовления дидактического материала. Чистые цветовые тона (цвета радуги), приятная фактура, четкая форма дидактических пособий доставляют проживающим удовлетворение, способствуют накоплению сенсорных представлений на уровне их предэталонного значения.

Тематическое планирование материала согласуется с программными задачами (см. приложение). Так, прежде чем предложить проживающему приступить к работе, необходимо закрепить ранее полученные знания (пользование иглой, ножницами, пяльцами, схемой). Важным фактором в планировании тематических занятий является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий (овладение техникой вышивки крестом, овладение техникой вышивки бисером, по рисунку, по схеме).

Особого внимания требует вопрос о повторности занятий: так как уровень развития каждого проживающего индивидуальный, характеризуется индивидуальным уровнем развития ручной умелости. Простая повторность одних и тех же заданий приводит к поступательному развитию умственной активности.

При проведении каждого занятия основным методом является непосредственный показ образцов воспитателем. Вспомогательная роль при этом принадлежит словесному объяснению. Поскольку проживающему сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую инструкцию, при этом объяснения должны быть предельно краткими: каждое лишнее слово отвлекает проживающего от зрительного восприятия.

После показа и объяснения воспитатель предлагает выполнить под его непосредственным руководством фрагмент из всего задания отдельно, оказывая по мере необходимости помощь. В третьей части занятия при самостоятельном выполнении задания педагог дает единичные указания, оказывает периодическую помощь и в отдельных случаях проводит систематическое индивидуальное обучение. Изменение методов обучения от занятия к занятию происходит в плане использования более или менее развернутой инструкции. На начальных этапах обучения подробно развернутая инструкция используется воспитателем довольно часто.

Так, при разборе рисованной схемы предлагается:

  • посмотри внимательно на схему, которую дал воспитатель;
  • найди глазами основной фрагмент;
  • подбери цвет по рисунку;
  • выбери цвет по инструкции;
  • определи место на канве.

Особого внимания требует анализ проведенных занятий: критерием может служить самооценка уровня самостоятельности их выполнения (сигнальные карты). Проживающие могут допускать ошибки, исправлять их самостоятельно либо с помощью педагога. Некоторым проживающим на начальном этапе обучения требуется постоянная помощь в виде поэлементного диктанта. Воспитателю важно проследить успехи каждого проживающего от занятия к занятию.

Уплотнение (работа в пределах 1 часа) содержания обучения предполагает более устойчивое внимание у проживающего. Это характеризует условия большей работоспособности, развитием умелости. В связи с этим на занятиях возникает возможность больше времени уделить именно сенсорным задачам (развитие мелкой моторики). В данных случаях необходимо способствовать смене деятельности (включение физкультминуток, динамических пауз, гимнастик для глаз).

Основным остается тот же наглядно – действенный метод объяснения, однако изменяется его роль в процессе занятия. На более раннем этапе это многочисленные показы объектов, сравнения, схем, образцов. В данном случае большое место занимает метод непосредственного обучения выполнению действий, руководства рукой проживающего. В последствии отпадает необходимость прибегать на занятиях к поэтапно – расчлененному методу (словесный диктант). Следовательно, изменяется и последовательность заданий, зависящая от освоения техники выполнения.

Существенным фактором в планировании и методике проведения тематических кружковых занятий по сенсорному развитию является взаимосвязь обучения на занятиях с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: во время самостоятельной деятельности.

Таким образом, основная задача ознакомления проживающего со свойствами предметов – это обеспечить накопление представлений о цвете, форме, и величине предметов как о предметах окружающего мира – введение в частичную социализацию.

Вывод: изложенный материал по сенсорному развитию (содержание и методы работы) послужили основой для разработки циклов тематических кружковых занятий по художественно – эстетическому развитию в социальном учреждении.

Заключение

Представленная система работы направлена на сенсорное развитие проживающего с ОВЗ, поскольку тематические кружковые занятия нацеливают проживающего на усвоение способов ориентировки в окружающем мире, познание сенсорных эталонов, развитие тактильных ощущений в творческом процессе. На основе использования в организационных моментах дидактических игр и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у проживающего развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получают при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, развивающей и продуктивной деятельности. Сенсорное развитие является базой для развития ручной умелости.

Таким образом, проживающий начинает видеть окружающий мир «глазами и руками», преобразуя этот мир. Потребность действовать вырабатывается только в развивающих условиях, в принятии личного участия. В работе раскрыты сенсомоторные процессы, формы и методы работы при планировании тематической кружковой работы по художественно – эстетическому направлению, определены основные причины выбора работы в данном направлении:

Во – первых, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент ручной умелости проживающего с ОВЗ, имеет самостоятельное значение при самостоятельном выполнении, обеспечивает частичную компенсацию утраченных функций. Работа доказала, что ключ к развитию сенсорных способностей проживающего с ОВЗ – это его личный опыт познания. Поэтому именно в социальном учреждении педагоги должны выделять сенсорное развитие как средство для реабилитации проживающего (выделять цвет, форму и величину как особые признаки окружающих предметов).    

Практическая значимость исследования заключается в приобщении проживающих к творческим видам деятельности посредством активного вовлечения в познание.

Список литературы

  1. Венгер, Л. А., Пилюгина, Э. Г., Венгер, Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка [Текст]: метод. рекомендации / под. ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.  
  2. Екжанова, Е. А., Стребелева, Е. А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта [Текст]: метод. рекомендации / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. – М.: Просвещение, 2009. – 175 с.  
  3. Колос, Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении [Текст]: практ. рекомендации / Г. Г. Колос. – М.: АРКТИ, 2008. – 80 с.  
  4. Нищева, Н. В. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста [Текст]: метод. пособие / Н. В. Нищева. – СПб: ООО «Изд-во «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011. – 128 с.  
  5. Панова, Е. Н. Дидактические игры – занятия в ДОУ (младший возраст) [Текст]: практ. пособие / Авт. – сост. Е. Н. Панова. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007. – 79 с.  
  6. Титарь, А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате [Текст]: практ. пособие / А. И. Титарь. – М.: АРКТИ, 2009. – 88 с.  

                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План кружковой работы "Ручеек" по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 2011-2013 уч. год

МБДОУ «Детский сад «Мастерок»План кружковой работыпо развитию связной речи детей с ОНР  IIIуровнястаршего дошкольного возраста «Ручеёк» (2й год обучения) Учитель-логопед: Рогалева Н.А....

Педагогический проект. Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности. «В гостях у сказки» (кружковая работа).

Педагогический проект.Развитие творческих  способностей дошкольников в театрализованной деятельности....

Из опыта работы "Развитие певческих способностей детей дошкольного возраста в процессе кружковой работы"

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр....

Создание условий для использования современных творческих технологий в кружковой работе для развития детской одаренности

Значимость методической разработки заключается в наработке и педагогическом обосновании проектной деятельности, способствующей использовать методику народного искусства, что, в свою очередь, спо...

ИЗ ОПЫТА ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. Кружковая работа как средство развития одарённых детей

Статья для одного из методических сборников ИПКиПРО об обучении стихосложению на внеурочных занятиях...

Программа кружковой работы "Солнечные зайчики" по развитию устной речи и творческих способностей

Цель программы — развитие устной речи и творческих способностей детей сред­ствами театрального искусства. Задачи - Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих ...