Программа кружковой работы "Солнечные зайчики" по развитию устной речи и творческих способностей
методическая разработка на тему

Гаянова Екатерина Юрьевна

Цель программы — развитие устной речи и творческих способностей детей сред­ствами театрального искусства.

 Задачи 

- Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
- Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
- Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные  движения сказочных животных.
- Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
- Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь, совершенствовать навыки выразительной связной речи.     
-Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
- Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.). 
- Развить у детей интерес к театральной культуре и театрально-игровой деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhkovoy_raboty.docx49.11 КБ

Предварительный просмотр:

Принято на педагогическом совещании                                                Утверждаю

Протокол № 1  от    29.08.2014г.                                                           Заведующая МДОУ

                                                                                             Красногорский

                                                                                                      детский сад «Солнышко»

                                                                                                _______________Зыкова Т.Л

 

Министерство образования Республики Марий Эл

Отдел образования и по делам молодежи муниципального образования

«Звениговский муниципальный район»

МДОУ Красногорский детский сад «Солнышко»

«Солнечные зайчики»

 Программа кружковой работы

по развитию устной речи и творческих способностей

Авторы программы:

Безина  Ирина Александровна

учитель-логопед высшей

 квалификационной категории

Гаянова Екатерина Юрьевна

учитель-логопед первой

квалификационной категории

Красногорский,

2014г

Пояснительная записка.

      Одним из приоритетных направлений в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения является художественно-эстетическое воспитание. Важной  задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также развитие творческих способностей. Богатейший материал  для эстетического развития детей, а также  их творческих способностей представляет театрализованная деятельность.

 Данная программа  разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой детского сада,  программой «Театр, творчество, дети», авторы Н.Ф.Сорокина, Л.Г.Миланович, методикой проведения занятий в театральной студии А.В.Щеткина «Театрализованная деятельность в детском саду», а также по запросам родителей воспитанников с нарушениями речи подготовительной группы ДОУ.

   Театрализованная деятельность позволяет создать условия для развития речевой  активности детей, раскрытию духовного и творческого потенциала ребенка,  формированию интереса к познанию, проявлению личностных качеств.    

      Программа обеспечивает социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие детей в возрасте  6 -7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, и расширяет и обогащает  работу образовательного учреждения с детьми с нарушением речи.

Законодательно-нормативное обеспечение программы

- Закон РФ «Об образовании»;

- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.11.2011г. ;

- "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"  2.4.1.3049 - 13

-  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10. 2013 г. N 1155 «Об утверждении  федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30. 08. 2013 г. N 1014 «Об утверждении  Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным  общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

     В программе  представлено планирование театрализованных игр-занятий, тематическая направленность которых, практически значима для старших дошкольников  с нарушением речи.

Программа соответствует принципам и подходам, заданным ФГОС.

Данная программа обеспечивает разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и составлена с учетом  реализации интегративных связей по образовательным областям: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» «Социально-коммуникативное развитие»

Речевое развитие

Развитие четкой, ясной дикции, работа над развитием артикуляционного аппарата. Знакомство с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности.

Социально-коммуникативное развитие

Приобщение к ценностям музыкальной культуры. Развитие игровой деятельности.

Познавательное развитие

Ознакомление с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями.

Художественно-эстетическое развитие

Ознакомление с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля. Формирование умения слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; отмечать разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.

Физическое развитие

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Актуальность 

Театральная деятельность является  популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

           Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

          Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей в общении и  неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.

    Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

   Новизна программы состоит в том, что, логично дополняя учебно-воспитательный процесс работы по лексическим темам, позволяет обобщить знания, умения и навыки совокупно по  различным направлениям работы: воспитанию основ зрительской культуры, развитию навыков исполнительской деятельности, накоплению знаний о театре, что способствует формированию речевой готовности к школьному обучению и нравственных качеств у воспитанников.

   Программа рассчитана на старший дошкольный возраст (6-7 лет) и включает в себя игры - занятия. В играх – занятиях на первый план  выступает именно игра, свободная игра как форма общения  ребенка с взрослым. Методика проведения театрализованной деятельности предусматривает:

- ненавязчивое  вхождение  в художественно - образную ситуацию,

- привлечение внимания ребенка  игрой, занимательным сюжетом, образным словом, выразительной интонацией, движением.

  Программа кружка предполагает проведение одного занятия в неделю в первую или во вторую половину дня. Продолжительность деятельности в  подготовительной к школе группе составляет  30 мин. Общее количество занятий в год – 36 .

   Совместная деятельность  выстраивается по принципу от простого содержания к сложному. Используется варьирование работы над одним и тем же материалом, повторное использование игр на разных занятиях. Применяются различные формы организации деятельности:

  • игры-разминки;
  • упражнения;
  • этюды;
  • игры-импровизации;
  • пальчиковая гимнастика;
  • инсценировки;
  • игры-хороводы;
  • спектакли.

  Ожидаемые результаты:

дети должны уметь;

- разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (мимику, интонацию, жесты)

- чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами,

- выступать перед сверстниками, детьми младших групп, иной аудиторией.

должны знать:

- некоторые виды театров, их устройство и различия.

должен иметь представление:

- о театре, театральной культуре.

- роли артистов.

- о правилах поведения в театре.

Основным видом контроля на всех этапах обучения является показ театрализованного представления, сценки.   

Цель программы — развитие устной речи и творческих способностей детей средствами театрального искусства.

 Задачи 

- Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
- Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
- Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные  движения сказочных животных.
- Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
- Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь, совершенствовать навыки выразительной связной речи.     
-Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
- Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.). 
- Развить у детей интерес к театральной культуре и театрально-игровой деятельности

Основным видом контроля на всех этапах обучения является показ театрализованного представления, сценки.

                         СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание программы включает 4 основных модуля организации:

Первый модуль «Что такое театр?» включает игры, упражнения, творческие задания, экскурсии и т.д., позволяющие дать представление о театре как виде искусства, расширить словарный запас за счет театральных терминов, изучить этикет, научиться изготавливать простейшие театральные куклы, атрибуты, декорации, реквизит.

Второй модуль «Волшебный мир эмоций» включает знакомство детей с основными эмоциями человека, средствами понимания детьми друг друга и мира взрослых, игры, этюды.

Третий модуль «Актерский тренинг «Люблю своего героя!» направлен на тренировку речевого аппарата различных групп мышц, дыхания. В этот модуль входят творческие игры со словами, упражнения на дикцию, интонацию, пальчиковые игры, пантомимические этюды, игровые разминки, упражнения на воображение.

Четвертый модуль «Театрализация» - подготовка к праздникам, развлечениям и досугам, показ театрализованных представлений.

   План работы театрального кружка подготовительной группы

                                     (октябрь — май)

Сентябрь

Что такое театр?

Волшебный

мир

эмоций.

Актерский тренинг

«Люблю своего героя»

Театрализация.

1 неделя

Беседа    с    детьми "Что такое театр".

2 неделя

Дать детям представление о театре, познакомить с видами театров

(художественный, драматический, кукольный). Формировать устойчивый интерес к разным театральным жанрам.

Работа с картинками «Эмоции для всех»

Дыхательная гимнастика

Упражнение «Львенок греется»

Артикуляционные упражнения

Пантомимические упражнения «Согласие»

Показ иллюстраций, фотографий и афиш

театров.

Рассказы детей о посещении театров.

Беседа-диалог по лексической теме « Мой детский сад».

Репетиция сценки ко Дню дошкольного работника.

3 неделя

Просмотр спектакля

театра – студии «Лик»

«Зачем красота ромашке»

Игра «Волшебные водоросли»

Дыхательная гимнастика

Упражнение «Тряпичная кукла»

Артикуляционные упражнения

Пантомимические упражнения «Просьба»

Репетиция сценки ко Дню дошкольного работника.

4 неделя

Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям. Познакомить детей с профессиями: актер, режиссер, художник. Воспитывать желание узнать новое.

Игра «Узнай по голосу»

Дыхательная гимнастика Упражнение «Тряпичная кукла»

Артикуляционные упражнения

Пантомимические упражнения «Ласка»

Показ театрализованного представления на Дне дошкольного работника «Муха-цокотуха на новый лад»

Октябрь

Что такое театр?

Волшебный

мир

эмоций.

Актерский тренинг

«Люблю своего героя»

Театрализация.

1 неделя

Познакомить детей с устройством театрального здания, обратить внимание на неординарность архитектуры и красивый фасад. Обогащать словарь детей.

Игра «Что бы это значило?»

 Дыхательная гимнастика

Упражнение «Петух»

Артикуляционные упражнения

Пантомимические упражнения, этюд «

Обедающие животные (черепаха, слон, жираф, лев)

2 неделя

Виртуальная экскурсия

«Большой академический театр»

Игра «Иностранец»

3 неделя

Рассказать об устройстве ширмы. Назначение театральной ширмы.

Игра «Испорченный телефон» 

Дыхательная гимнастика

Упражнение «Петух»

Артикуляционные упражнения

Пантомимические упражнения «Благодарность»

Беседа – диалог по лексической теме «Осень разноцветная»

Репетиция сказки «Репка» к Осеннему празднику

4 неделя

Дыхательная гимнастика

Упражнение «Часики»

Артикуляционные упражнения

Пантомимические упражнения, этюд «Изобразите танец журавля, пеликана, страуса, пингвина»

Показ театрализованного представления «Репка» на осеннем празднике

Ноябрь

Что такое театр?

Волшебный

мир

эмоций.

Актерский тренинг

«Люблю своего героя»

Театрализация.

1 неделя

Игра «Слушаем себя».

Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Погреем ручки»

Артикуляционные упражнения

Пантомимические упражнения «Несогласие»

2 неделя

Виртуальная экскурсия

«Мариинский театр»

Игра «Испорченный телефон»

Дыхательная гимнастика 

Упражнение «Погреем ручки» Артикуляционные упражнения

Пантомимические упражнения «Строим дом»

3 неделя

Игра «Угадай эмоцию»

 Беседа – диалог по лексической теме «Мой дом. Моя семья»

Подготовка к развлечению. Репетиция сказки С.Маршака «Дом, который построил Джек».

4 неделя

Знакомство с эмоциями: страх.

Показ театрализованного представления С.Маршака «Дом, который построил Джек»

Декабрь

Что такое театр?

Волшебный

мир

эмоций.

Актерский тренинг

«Люблю своего героя»

Театрализация.

1 неделя

Просмотр спектакля

театра – студии «Лик»

«Зимняя сказка»

Дыхательная гимнастика

Упражнение «Каша кипит»

Артикуляционные упражнения

Пантомимические упражнения «Подарок»

2 неделя

Игра «Волшебные зонтики»

Беседа – диалог по лексической теме « Новогодний праздник»

3 неделя

Этюд «Веселый страх»

Дыхательная гимнастика

Упражнение «Каша кипит»

Артикуляционные упражнения

Пантомимические упражнения «Приглашение»

Подготовка к новогоднему утреннику. Репетиция сказки «Путешествие к снеговику Тимошке»  

4 неделя

Показ сказки «Путешествие к снеговику Тимошке»  

Январь

Что такое театр?

Волшебный

мир

эмоций.

Актерский тренинг

«Люблю своего героя»

Театрализация

3 неделя

Виртуальная экскурсия

«Театр Кукол имени С.В.Образцова»

Знакомство с эмоциями: радость.

Дыхательная гимнастика 

Упражнение «Насос»

Артикуляционные упражнения

Пантомимические упражнения «Плач»

4 неделя

Игры на координацию речи с движением «Зима», «Снежная баба», «Снежинки»

Февраль

Что такое театр?

Волшебный

мир

эмоций.

Актерский тренинг

«Люблю своего героя»

Театрализация.

1 неделя

Просмотр спектакля «Сокровища царя Светофора»

театра – студии «Лик»

Этюд «Настроение»

2 неделя

Рассматривание фотографий с изображением театра.

Театральный словарь: билет, программка, афиша, ложа.

Этюд «Подарок»

Дыхательная гимнастика 

Упражнение «Регулировщик»

Артикуляционные упражнения

Пантомимические упражнения

«Изобразить движение транспортных средств: велосипеда, вертолета, поезда, теплохода»

3 неделя

Этюд «За стеклом»

Дыхательная гимнастика 

Упражнение «Вырасти большой»

Артикуляционные упражнения

Пантомимические упражнения «Негодование»

Беседа – диалог по лексической теме «Безопасность»

Репетиция театрализованного представления «Сказка о непослушных зайчатах».

4 неделя

Показ театрализованного представления «Сказка о непослушных зайчатах».

Март

Что такое театр?

Волшебный

мир

эмоций.

Актерский тренинг

«Люблю своего героя»

Театрализация.

1 неделя

Этюд «Разговор с бабушкой»

Дыхательная гимнастика Упражнение «Трубач»

Артикуляционные упражнения

Пантомимические упражнения «Клич»

2 неделя

Знакомство с эмоциями: удивление.

Дыхательная гимнастика Упражнение «Часики»

Артикуляционные упражнения

Пантомимические упражнения этюд «Поскользнулись»

3 неделя

Беседа «День театра» (последняя неделя марта).

Этюд «Фокус»

Дыхательная гимнастика 

Упражнение «Маятник» Артикуляционные упражнения

Пантомимические упражнения «Я таю как сосулька»

Репетиция театрализованного представления к республиканскому семинару «Про козленка, который умел считать до 10»,

А.Прейсена

4 неделя

Показ театрализованного представления «Про козленка, который умел считать до 10»,

А.Прейсена на республиканском семинаре педагогов ДОУ «Развитие умственных и математических представлений у дошкольников через игру»

Апрель

Что такое театр?

Волшебный

мир

эмоций.

Актерский тренинг

«Люблю своего героя»

Театрализация.

1 неделя

Знакомство с эмоциями: гнев.

Дыхательная гимнастика 

Упражнение «Задуй свечу»

Артикуляционные упражнения

Пантомимические упражнения «Иди сюда»

2 неделя

Этюд «Баба Яга»

Дыхательная гимнастика 

Упражнение «Понюхай ягодку» Артикуляционные упражнения

Пантомимические упражнения этюд «Птичья семья»

3 неделя

Виртуальная экскурсия

«Марийский государственный театр оперы и балета имени Эрика Сапаева»

Этюд «Дюймовочка»

Дыхательная гимнастика

Упражнение «Песня». Артикуляционные упражнения

Пантомимические упражнения «Не знаю»

Беседа – диалог по лексической теме «Весна пришла»

Репетиция сказки «Помощники весны».

4 неделя

Показ сказки «Помощники весны».

Май

Что такое театр?

Волшебный

мир

эмоций.

Актерский тренинг

«Люблю своего героя»

Театрализация.

1 неделя

Знакомство с эмоциями: грусть.

Дыхательная гимнастика

Упражнение «Считалочка»

Артикуляционные упражнения

Пантомимические упражнения «Прощание»

2 неделя

Этюд «Гадкий утенок»

Дыхательная гимнастика

Упражнение «Комарик» Артикуляционные упражнения

Пантомимические упражнения «Ловим бабочку»

Репетиция

театрализованного

представления «Путешествие по сказкам» к выпускному вечеру.

3 неделя

Этюд «Золушка»

Репетиция

театрализованного

представления «Путешествие по сказкам» к выпускному вечеру

4 неделя

Показ

театрализованного

представления «Путешествие по сказкам» на выпускном вечере.

     

 Результатом практической деятельности можно считать следующее:

    Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно;

Уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц

Запоминать заданные позы

Запоминать и описывать внешний вид любого ребенка;

Знать 5-7 артикуляционных упражнений

Иметь длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать дыхания в середине фразы;

Уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно;

Знать и четко произносить 5-6 скороговорок с разной силой голоса

Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями

Уметь выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями;

Уметь строить простейший диалог, составлять предложения с заданными словами, сочинять этюды по сказкам.

Предполагаемые умения и навыки детей

 Умеют произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.

  • Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.
  • Умеют двигать в заданном ритме.
  • Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
  • Умеют запоминать заданные педагогом мизансцены.
  • Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия.
  • Владеют комплексом артикуляционной гимнастики. 
  • Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.
  • Умеют сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
  • Умеют менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
  • Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.
  • Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.
  • Знают и четко произносят в разных темпах 8-10 скороговорок.
  • Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями. 
  • Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения. 
  • Умеют строить диалог с партнером на заданную тему.
  • Умеют подбирать рифму к заданному слову.
  • Умеют составлять диалог между сказочными героями.

Знают наизусть стих                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              отворения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Чистякова М.И. Психогимнастика
  2. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду.-М.: ТЦ Сфера,,2009.
  3. Петрова Т.Н., Сергеева Е.А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
  4. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.
  5. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Театр — творчество — дети. М., 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Система заданий, методов и приёмов, направленных на совершенствование навыков устной речи, развитие критического мышления и творческих способностей у старшеклассников"

Обобщение опыта работы с применением системно-деятельностного подхода в процессе реализации рабочей программы дополнительного образования "Совершенный английский" для учащихся старшего школь...

Книга (игра-путешествие) по развитию речи и творческих способностей ребенка "Верните речь".

Увлекательное путешествие в страну, где люди забыли о правильной и красивой речи. Вместе с главными героями предлагаем взрослым провести серию  развивающих занятий по раз...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи» для обучающегося 8 класса для детей с ОВЗ (умеренная умственная отсталость)

Адаптированная  рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи» для обучающегося 8 класса для детей с ОВЗ (умеренная умственная отсталость), находящегося  на индиви...

«Развитие речи и творческих способностей у детей через технику друдлы»

                        «Развитие речи и творческих способностей у детей...