Открытое воспитательное мероприятие "Сквозь столетия с верой в чудо"
методическая разработка на тему

Салова Елена Викторовна

 

Целью данной разработки является приобщение детей к народным традициям и православной культуре через ознакомление с историей празднования Пасхи; развитие уважения, милосердия и сочувствия; привлечение обучающихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению духовных ценностей своей страны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Центр детского творчества»

Дмитриевского района Курской области

Методическая разработка открытого воспитательного мероприятия «Путешествие

«Сквозь столетия с верой в чудо»

Разработала: Салова Елена Викторовна,

педагог дополнительного образования

Детское объединение «Бисероплетение»

МКОУ ДОД «Центр детского творчества»

Дмитриевского района Курской области

г. Дмитриев

2014 г.


Цель: приобщение обучающихся к народным традициям и православной культуре.

Задачи:

Образовательные:

- ознакомить с историей православного праздника Пасхи;

- расширить общий кругозор обучающихся.

Развивающие:

- привлечь обучающихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовных ценностей, накопленных поколениями;

- пробудить познавательный интерес к истории православия;

- развить у обучающихся уважения, милосердия и сочувствия;

- помочь развитию памяти, внимания, мышления и воображения;

- сформировать умение общаться и работать в команде.

Воспитательные:

- воспитать гражданина и патриота своей страны;

- воспитать позитивное эмоционально-ценностное отношение к православной культуре;

- воспитать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия народных традиций и обычаев;

- содействовать формированию толерантности в отношении к культуре своего народа;

- содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании.

Приобретаемые навыки обучающихся:

- получение знаний об истории празднования Пасхи;

- развитие уважения, милосердия и сочувствия;

- коммуникабельность, дружеское отношение;

- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия народных традиций и обычаев.

Особенности роли педагога:

- расширение  информационного пространства доступными средствами;

- создание ситуации успеха;

- преодоление психологических барьеров;

- стимулирование обучающихся к активной жизненной позиции;

- применение инновационных подходов, нестандартных идей.

Технологические особенности:

- проектор;

- плакат с надписью «Сквозь столетия с верой в чудо»;

- бумажные куличики;

- пазлы;

- карточки с буквами С, П, А, С, Е, Н, И, Е;

- пластиковые яйца;

- крашеные яйца;

- карточки с названиями продуктов;

- свидетельства участника и победителя;

- пасхальные куличи для призов.

Организация работы на занятии:

Этапы и задачи занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

Организационный момент

Помощь в организации рабочего места, отметка в журнале о посещаемости, постановка темы занятия.

Самообслуживание (подготовка материалов и инструментов к работе)

2 этап

Вводная часть

Создание проблемной ситуации, рассказ.

Ответы на вопросы педагога.

3 этап

Основная часть

Динамическая пауза

«Рождение Спасителя», викторина.

«Чудеса Христоса», игра – сбор пазлов.

«Распятие Христа», игра – сбор слова.

«Светлое Христово Воскресение». Применение здоровьесберегающих технологий: игры – наперегонки с яйцом, яичные бои.

«Благодатный огонь», просмотр видеоролика.

«Пасхальный кулич», игра – собрать продукты для кулича.

Ответы на вопросы педагога, самостоятельное решение поставленных задач, участие в играх.

4 этап

Заключительная часть

Рефлексия

Награждение победителя и участников мероприятия. Заключительное слово.

Самоанализ занятия, ответы на вопросы педагога.

Приложение:

Презентация к путешествию «Сквозь столетия с верой в чудо»


План-конспект

I этап. Организационный момент.

Подготовка рабочего места обучающихся к началу занятия. Отметка в журнале о посещаемости. Сообщение темы занятия. Инструктаж по технике безопасности.

II этап. Вводная часть.

Создание проблемной ситуации, рассказ.

(Слайд 1). Ребята, совсем скоро наступит самый главный православный праздник – Пасха. Назвать этот день праздником, даже самым большим праздником – слишком мало. Он важнее любого праздника и значимее любого события в мировой истории. В этот день все человечество, а значит – каждый из нас, получили надежду на спасение, потому что Христос воскрес.

Нам сегодня предстоит отправиться в путешествие во времени. Наш путь будет лежать через столетия и тысячелетия. Мы узнаем не только об истории празднования Пасхи, но и о чудесах, которые сопровождают этот праздник.

Ребята, хотите отправиться в путешествие? Тогда отправляемся к самому началу нашего тысячелетия!

III этап. Основная часть.

«Рождение Спасителя»

Всем известно, что наше летоисчисление начинается от Рождества Христова, что говорит о значимости этого события в жизни всего человечества.

Мы с вами попадаем в год рождения Иисуса Христа (Слайд 2). И сейчас мы проверим, что же вы знаете об этом. Проведем викторину «Рождение Спасителя». За каждый правильный ответ, вы будете получать по куличику. У кого куличиков к концу путешествия будет больше, тот получит приз.

Вопросы:

1. Как звали земных родителей Иисуса Христа? (Иосиф и Мария) (Слайд 3)

2. Как звали архангела, который возвестил Марию о рождении сына? (Гавриил) (Слайд 4)

3. Как звали царя, который правил в то время в стране Иудее? (Ирод) (Слайд 5)

4. Зачем Мария и Иосиф отправились в Вифлеем? (Потому что шла перепись населения) (Слайд 6)

5. Где жили Иосиф и Мария до путешествия в Вифлеем? (Назарет) (Слайд 7)

6. Где остановились родители Иисуса в Вифлееме? (В пещере за городом) (Слайд 8)

7. Куда положила Мария новорожденного младенца? (В ясли) (Слайд 9)

8. Кто первым узнал о рождении спасителя (Пастухи) (Слайд 10)

9. Что означает имя Иисус? (Спаситель) (Слайд 11)

10. Что преподнесли волхвы младенцу Иисусу? (Золото, как царю (в виде дани), ладан, как Богу (потому что ладан употребляется при богослужении), и смирну, как человеку, который должен умереть (умерших натирали тогда благовонными маслами) (Слайд 12).

Вы отлично справились с первым заданием, и мы отправляемся дальше (Слайд 13). В течение семи лет родители Иисуса переезжают с ним из города в город, и повсюду за ним тянется слава о совершенных им чудесах: по слову его люди исцелялись, воскресали, неодушевленные предметы оживали, дикие звери смирялись, воды Иордана расступались. Однако затем «Он стал скрывать свои чудеса, свои тайны и таинства, доколе не исполнился ему тридцатый год».

Наша следующая остановка «Чудеса Христоса» (Слайд 14).

«Чудеса Христоса»

Слава Иисуса Христа росла не только благодаря проповедям, но и благодаря совершаемым им чудесам. Помимо многочисленных исцелений и даже воскрешений мертвых (Слайд 15), это – превращение воды в вино на свадьбе (Слайд 16), чудесный лов рыбы и укрощение бури на озере (Слайд 17), насыщение пятью хлебами и двумя рыбами пяти тысяч человек, обнаружение божественной сущности Иисуса во время молитвы на горе Фавор (Слайд 18)  и еще очень многое.

А сейчас вы узнаете еще об одном чуде, которое совершил Иисус. Для этого вам будет необходимо собрать пазлы. Кто первый соберет – получит куличик, и, конечно же, первым узнает, что же такого необычного мог делать Христос. Детям раздаются пазлы, на которых изображено хождение Иисуса по воде.

Итак, победитель этого конкурса уже собрал картинку. Что на ней изображено? Ответ ребенка. (Слайд 19) Да, действительно Иисус Христос мог ходить по воде и не тонуть. Правда, чудо?

А мы продолжаем путешествие (Слайд 20).

«Распятие Христа»

Проповеди Иисуса Христа не раз привлекали внимание первосвященников Иудеи. Поскольку вера в то время было совершенно иной, они воспринимали его как еретика и богохульника, ведь Иисус заявлял, что он – Сын Божий и пришёл говорить от лица Господа. Ему не верили и считали, что своими «лживыми» речами он оскорбляет Бога и вводит верующих людей в заблуждение, а это считается преступлением против веры. Иисуса арестовали и осудили на смертную казнь.

Сын Божий умер на Кресте. И земля содрогнулась. Она погрузилась во тьму и сотрясалась, завеса в Иерусалимском храме разорвалась надвое, и праведники восстали из гробов (Слайд 21).

Добровольно приняв страдания, распятие и смерть на Кресте, Господь Иисус Христос совершил спасение человеческого рода от греха и вечной смерти.

Распятие происходило в пятницу, в канун великого иудейского праздника Пасхи. История возникновения праздника Пасхи уходит своими корнями в глубину веков. Еврейский народ, бывший в рабстве у египтян, терпел от своих хозяев великие мучения и притеснения. Но, не смотря на это, они уповали на милость Божью и помнили о данном им завете и о земле обетованной.

(Слайд 22) Среди евреев был один человек по имени Моисей, которого Бог избрал себе пророком. (Слайд 23) Он помог освободиться от рабства и египетского плена. В честь этого события с тех пор и до сего дня евреи празднуют Пасху.

(Слайд 24) По прошествии субботы, ночью, на третий день после своих страданий и смерти, Господь Иисус Христос силою своего Божества ожил, т. е. воскрес из мертвых. Тело его, человеческое, преобразилось. Он вышел из гроба, не отвалив камня, не нарушив синедрионовой печати и невидимый для стражи.

(Слайд 25) По воскресении своем, Иисус Христос пробыл на земле сорок дней. Во все это время он являлся ученикам своим, беседовал с ними, уча и вразумляя их тайнам Царства Божия.

Ребята, чтобы продолжить наш путь, вам необходимо выполнить следующее задание: из предложенных букв составить слово. Подсказка: это слово обозначает то, ради чего Иисус Христос принял свои страдания на земле.

Слово: СПАСЕНИЕ (Слайд 26)

Вы - молодцы, справились с этим заданием, а первый собравший получает куличик.

 «Светлое Христово Воскресение»

(Слайд 27) Пасха – Светлое Христово Воскресение. Это главное событие в духовной жизни христиан получило название Праздника праздников, царя дней. Сын Божий пришёл в этот мир, чтобы спасти людей. Он проповедовал Любовь и Царство Небесное, создавал много чудес, исцелял и воскрешал людей. Господь победил смерть и показал, что для тех, кто в него верит и живёт согласно его заповедям, нет ни смерти, ни ада. С тех пор мы празднуем Пасху – праздник Возрождения (Слайд 28).

В современной жизни история празднования Пасхи разделилась на 3 русла – Пасху православную, Пасху католическую и Пасху иудейскую. Каждая из них обросла своими традициями и обычаями. Но от этого торжественность и радость от самого праздника не стала меньше. Просто для каждого народа и даже каждого человека она своя сугубо личная и в то же время общая.

Христианская Пасха отмечается не по солнечному, а по лунному календарю и поэтому не имеет постоянной даты.

Пасхе предшествует строгий семинедельный Великий пост (Слайд 29), когда верующие воздерживаются от определённых видов пищи. Ребята, скажите, какую пищу нельзя употреблять в Великий пост? Ответы детей.

Неделю перед Пасхой называют Страстной седмицей. Каждый день седмицы связан с событиями последних дней из земной жизни Христа.

(Слайд 30) В день накануне Пасхи - Великую субботу - старые и молодые верующие собираются в храмах на молитву. В храм приносят особую пасхальную пищу, чтобы освятить её. В день Воскресения Христова на стол ставят особые блюда, которые готовят только раз в году, - пасхальный кулич, творожную пасху, пасхальные крашеные яйца (Слайд 31).

Динамическая пауза

А сейчас, немного поиграем. Давайте представим ситуацию – нам очень срочно нужно накрывать праздничный стол, но наши пасхальные яйца еще не остыли. Сложно носить горячие яйца в руках, поэтому берем ложку и несем из кастрюльки к столу. Делимся на 2 команды. Кто первым перенесет все яйца, тот победил и получает по куличику. Игра с детьми.

Молодцы, отлично справились. Поиграем еще?

Одной из самых традиционных пасхальных игр были яичные бои. «Праздник Величко с красным яичком», — так говорили в народе. Для празднования Пасхи собирались вместе все родственники и приносили с собой крашеные яйца. Раздаются крашеные яйца детям. За курами, которые несли яйца с крепкой скорлупой, наблюдали заранее, и яйца от них собирали специально на Пасху для игры. Сначала шел своеобразный торг, который мог быть довольно длинным. И вот развязка – один бьёт первым. И тот, чьё яйцо треснуло, отдавал «биток» победителю. Становимся в круг, и по очереди будем биться яйцами. Выигравший получает куличик. Игра с детьми.

«Благодатный огонь»

На протяжении двух тысяч лет верующие встречают свой величайший праздник - Воскресение Христово в храме Гроба Господнего  в Иерусалиме. В этой величайшей для христиан святыне, находится гроб, где был погребен, а затем воскрес Христос.

Каждый раз все, кто находятся внутри и поблизости с Храмом на Пасху становятся свидетелями схождения Благодатного Огня.

Благодатный Огонь является в храме уже не первое тысячелетие. Самые ранние упоминания о схождении Благодатного Огня в канун Воскресения Христова датируются IV веком.

Перед схождением храм начинают озарять яркие вспышками Благодатного Света, тут и там проскакивают маленькие молнии, не нанося вреда людям. Затем огонь зажигается сам, и несколько минут обладает чудесными свойствами – совершенно не жжет. Хотите посмотреть, как это происходит? Просмотр видеоролика (Слайд 32)

Ребята, правда же, чудо? Многие скептики, пытаются разоблачить чудо схождения Благодатного Огня, но это остается чудом и по сей день.

«Пасхальный кулич»

(Слайд 33) В ночь Воскресения Христа происходит праздничное богослужение (Пасхальная Служба Божья). В красивых корзинах к церкви несут разные кушанья – куличи, сыр, масло, которые символизируют благополучие, писанки и крашанки. В корзину кладут соль – символ мудрости. Торжественная процессия с певчим и священником благословляет людей.

Вернувшись домой, люди разговляются – едят вкусную пищу после Великого поста. Богатый пасхальный стол является символом небесной радости и вечери Господней. На пасхальный завтрак собираются самые близкие родственники. Хозяин подходит к гостям с пожеланиями и словами «Христос воскрес!», а потом целует каждого. Отвечать надо так: «Воистину воскрес!» Свячёное яйцо нарезают на столько частей, сколько присутствующих лиц. На столе горит свеча как напоминание о светлости этого дня. Начинать пасхальный завтрак обязательно надо с кулича (Слайд 34). Даже крошки этого хлеба, которые упали на пол, ни в коем случае нельзя выбрасывать.

Давайте и мы попробуем испечь пасхальный кулич. Я раздаю карточки с названием продуктов, а вам нужно выбрать те, которые нужны для выпечки пасхального кулича. У кого окажется больше правильных, тот победил. Игра с детьми.

А сейчас проверим, из чего же вы будете печь пасхальный кулич.

IV этап. Заключительная часть.

Ребята, давайте подсчитаем наши куличики. Победителем сегодня оказывается… Награждение победителей (вручение призов и свидетельств победителей).

Остальные участники получают поощрительные призы (вручение призов и свидетельства участника).

(Слайд 35) История Пасхи – это путешествие сквозь столетия и тысячелетия. Листая ее страницы, можно каждый раз открывать для себя что-то новое, чудесное. Чудо воскресения человеческих душ для вечной радости — вот что удивительнее всего. Пусть сольются в сердечном приветствии, объединятся добром и любовью миллионы человеческих сердец! Пусть в ответ на слова священной общей радости – «Христос Воскрес!» – звучит искреннее и уверенное утверждение нашей личной веры: «Воистину Воскрес!».

Скажите, что вам понравилось больше всего? Что вам было не известно до этого занятия? Что вас удивило? Наше путешествие подошло к концу.



Предварительный просмотр:

Краткая аннотация

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - в разрушении личности. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Путешествие «Сквозь столетия с верой в чудо» была подготовлена в рамках воспитательной программы «Я, ты, он, она – вместе целая страна» (направление «Нравственность и духовность») МКОУ ДОД «Центр детского творчества» Дмитриевского района Курской области.

Целью данной разработки является приобщение детей к народным традициям и православной культуре через ознакомление с историей празднования Пасхи; развитие уважения, милосердия и сочувствия; привлечение обучающихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению духовных ценностей своей страны.

В результате проведенного мероприятия под руководством педагога дети получат знания об истории возникновения и празднования Пасхи, о сошествии Благодатного огня, о традициях празднования православной Пасхи; узнают о чудесах, совершенных Иисусом Христом; научатся общаться и работать в команде посредством участия в конкурсах, викторинах и играх.

Занятие состоит из 4-х этапов: организационный момент, вводная часть, основная часть, заключительная часть, рефлексия. На занятии применяются передовые педагогические технологии: игрового и развивающего обучения, здоровьесберегающие, проблемного обучения, ИКТ.



Предварительный просмотр:

Самоанализ воспитательного мероприятия

Тема: Воспитательное мероприятие «Путешествие «Сквозь столетия с верой в чудо».

Время и место проведения: 15 апреля 2014 года в15-00 учебный кабинет «Бисероплетение» Центра детского творчества.

Цель: приобщение обучающихся к народным традициям и православной культуре.

Задачи:

Образовательные:

- ознакомить с историей православного праздника Пасхи;

- расширить общий кругозор обучающихся.

Развивающие:

- привлечь обучающихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовных ценностей, накопленных поколениями;

- пробудить познавательный интерес к истории православия;

- развить у обучающихся уважения, милосердия и сочувствия;

- помочь развитию памяти, внимания, мышления и воображения;

- сформировать умение общаться и работать в команде.

Воспитательные:

- воспитать гражданина и патриота своей страны;

- воспитать позитивное эмоционально-ценностное отношение к православной культуре;

- воспитать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия народных традиций и обычаев;

- содействовать формированию толерантности в отношении к культуре своего народа;

- содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании.

Приобретаемые навыки обучающихся:

- получение знаний об истории празднования Пасхи;

- развитие уважения, милосердия и сочувствия;

- коммуникабельность, дружеское отношение;

- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия народных традиций и обычаев.

Особенности роли педагога:

- расширение  информационного пространства доступными средствами;

- создание ситуации успеха;

- преодоление психологических барьеров;

- стимулирование обучающихся к активной жизненной позиции;

- применение инновационных подходов, нестандартных идей.

Технологические особенности:

- компьютер;

- плакат с надписью «Сквозь столетия с верой в чудо»;

- бумажные куличики;

- пазлы;

- карточки с буквами С, П, А, С, Е, Н, И, Е;

- пластиковые яйца;

- крашеные яйца;

- карточки с названиями продуктов;

- свидетельства участника и победителя;

- призы.

Организация работы на занятии:

Этапы и задачи занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

Организационный момент

Помощь в организации рабочего места, отметка в журнале о посещаемости, постановка темы занятия.

Самообслуживание (подготовка материалов и инструментов к работе)

2 этап

Вводная часть

Создание проблемной ситуации, рассказ.

Ответы на вопросы педагога.

3 этап

Основная часть

Динамическая пауза

«Рождение Спасителя», викторина.

«Чудеса Христоса», игра – сбор пазлов.

«Распятие Христа», игра – сбор слова.

«Светлое Христово Воскресение». Применение здоровьесберегающих технологий: игры – наперегонки с яйцом, яичные бои.

«Благодатный огонь», просмотр видеоролика.

«Пасхальный кулич», игра – собрать продукты для кулича.

Ответы на вопросы педагога, самостоятельное решение поставленных задач, участие в играх.

4 этап

Заключительная часть

Рефлексия

Награждение победителя и участников мероприятия. Заключительное слово.

Самоанализ занятия, ответы на вопросы педагога.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - в разрушении личности. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Путешествие «Сквозь столетия с верой в чудо» была подготовлена в рамках воспитательной программы «Я, ты, он, она – вместе целая страна» (направление «Нравственность и духовность») МКОУ ДОД «Центр детского творчества» Дмитриевского района Курской области.

Занятие состоит из 4-х этапов: организационный момент, вводная часть, основная часть, заключительная часть, рефлексия. На занятии применяются передовые педагогические технологии: игрового и развивающего обучения, здоровьесберегающие, проблемного обучения, ИКТ (презентация, видеоролик).

Учебный кабинет оформлен в соответствии с тематикой мероприятия: украшен воздушными шарами, плакатом с надписью «Сквозь столетия с верой в чудо», мебель расставлена с учетом игры команд.

В воспитательном мероприятии принимали участие обучающиеся 2-го года обучения детского объединения «Бисероплетение» в количестве 10 человек, что составило 45% от общего числа обучающихся.

В результате проведенного мероприятия дети получили знания об истории возникновения и празднования Пасхи, о сошествии Благодатного огня, о традициях празднования православной Пасхи; узнали о чудесах, совершенных Иисусом Христом; научились общаться и работать в команде посредством участия в конкурсах, викторинах и играх.

В ходе мероприятия обучающиеся проявляли активность, с удовольствием выполняли предложенные задания, участвовали в играх и конкурсах. Особенно активными были следующие обучающиеся: Пузанов Дмитрий, Черенкова Валентина, Захаров Артем, Салова Анна, Гоголев Владислав, Исакова Алина.

В конце мероприятия были подведены итоги. Дети поделились своими впечатлениями, рассказали, что им было интересно, ново для них. Каждый ребенок получил приз по итогам мероприятия.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое воспитательное мероприятие в рамках проекта клуба выходного дня: "Поделись своей добротой"

Открытое воспитательное мероприятие Клуба выходного дня: "Мой путь к доброте" для учащихся 1-6 классов. Познавательно - увлекательное путешествие в страну Доброты. Юные путешественники на станциях: "Д...

Открытое воспитательное мероприятие в рамках проекта клуба выходного дня: "Поделись своей добротой"

Открытое воспитательное мероприятие Клуба выходного дня: "Мой путь к доброте" для учащихся 1-6 классов. Познавательно - увлекательное путешествие в страну Доброты. Юные путешественники на станциях: "Д...

открытый воспитательный час "Спешите делать добро"

Данный документ является разработкой открытого воспитательного часа в коррекционной школе, который был проведен во время аттестации....

воспитательное мероприятие в коррекционной школе-интернате "Чудо улыбки"

В условиях школы-интерната сложно формировать общепринятые нормы поведения в большом обществе, так как круг лиц ограничен и хорошо знаком, и живет по принятым правилам учреждения. Из-за этого в самост...

Открытое занятие кружка "Самоделкины". Поделка из макарон "Чудо шкатулка".

Занятие кружка проводилось в 8"Б" классе. Ребята должны были делать поделку из макарон придерживаясь пошаговой инструкции. Но при оформлениии детям был предложен вариант проявления своей творческой фа...

Открытый урок в 8 классе "Вера. Флот. Отечество. Адмирал Ушаков-Святой Земли Мордовской"

Подготовка к сочинению - рассуждению в 8 классе с использованием краеведческого материала....