Учимся учить
методическая разработка на тему

Денисова Анна Геннадьевна

Данная методическая разработка представляет собой конспект занятия в рамках повышения квалификации педагогов дополнительного образования. Занятие проводится методистом в виде практикума. В ходе занятия педагоги знакомятся на практике с некоторыми универсальными и эффективными приемами педагогической техники (по А. Гину). Методическая разработка может быть полезна специалистам методических служб, организующих обучение педагогических кадров в учреждении, педагогам дополнительного образования, учителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл microsoft_word_document.docx27.96 КБ

Предварительный просмотр:

Учимся учить

Цель занятия: познакомить педагогов с некоторыми универсальными и эффективными приемами педагогической техники.

Задачи:

- способствовать повышению мотивации педагогов использовать в своей деятельности современные образовательные технологии и методики;

- стимулировать педагогов к творческому поиску;

- развивать навыки работы в команде, укреплять коммуникативные связи в коллективе.

Категория слушателей: педагоги дополнительного образования.

Ведущий: методист.

Необходимое оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, карточки с заданиями, бумага и ручки на столах.

Ведущий: Здравствуйте, коллеги! На сегодняшнем нашем занятии собрались как опытные, так и начинающие педагоги, из разных отделов Центра, работающие по самым разным образовательным программам. Но я надеюсь, что информация, полученная в течение этой встречи, будет полезна абсолютно каждому и вы сможете внедрить ее в свою педагогическую практику.

Прежде всего я попрошу вас разбиться на 3 количественно равные группы. Необходимо, чтобы в составе каждой группы были представлены как опытные педагоги, так и с небольшим стажем работы, и также, чтобы в каждой группе были  педагоги, работающие по разным направленностям (техническая, художественно-эстетическая, социально-педагогическая и т.д.).

Вы все очень разные, занимаетесь разными видами творческой деятельности, но это и прекрасно! Сегодня каждая команда – это единое целое, имеющее множество граней, а значит – больше возможностей для решения каких-либо задач.

Сегодня в нашем занятии будет необычный момент. Хочу вас сразу предупредить: в ходе моих объяснений будет намеренно допущена ошибка. Ваша задача - заметить ее и сразу же сказать мне об этом.

Сейчас я предлагаю вам первое задание. Я выдам каждой группе карточку, на которой описана педагогическая ситуация. Это ситуация, в которой педагог попадает в затруднительное положение, при этом оптимальных решений может быть несколько. Единственно верного ответа нет. Вам нужно будет в группе выработать не менее 10 вариантов решений этой ситуации. Выберите кого- то одного, кто будет руководить процессом обсуждения и кого-то, кто будет фиксировать идеи на бумаге. Итак, главное правило - никакой критики. Высказывайте и фиксируйте даже самые, казалось бы, глупые и безумные варианты решения. Чем больше их будет - тем лучше. Начали!

(Команды работают над заданием)

Ведущий: Ну что, все закончили работу? Теперь я предлагаю каждой команде озвучить свои варианты.

Педагоги озвучивают решения педагогических ситуаций.

Ведущий: прием, который мы сейчас с вами попробовали применить на практике, называется "мозговой штурм". Конечно, вам знаком этот термин. А знаете ли вы, что у мозгового штурма есть множество вариантов проведения? Кто-то из вас применяет его в работе с учащимися?

(Ответы педагогов)

Ведущий: Я попрошу вас обратить свое внимание на экран. Вам предлагается небольшая презентация и мой рассказ на тему "Мозговой штурм".

Мозговой штурм – очень эффективный прием обучения, не только способствующий развитию творческого мышления у детей и взрослых, но и формированию умения слушать и слышать, а также доказывать свою точку зрения.

Эффективнее всего проводить мозговой штурм в группах по 7- 9 человек. Целесообразно, чтобы в группе был ведущий (он руководит ходом обсуждения) и секретарь (фиксирует высказанные идеи). Предлагается некая задача, которую нужно решить. На первом этапе мозгового штурма его участникам необходимо высказывать все идеи, которые приходят в голову (критика запрещена!). Группа должна наработать как можно больше идей, даже самых нелепых, на первый взгляд. Далее, на следующем этапе, идеи рассматриваются критически. Необходимо в каждой идее найти рациональное зерно, возможности для усовершенствования. После этого группа должна отобрать 2-5 самых интересных идей и представить их всем. Иногда можно озвучить вообще все идеи.

Мозговой штурм имеет свои варианты проведения. Например, можно, чтобы все группы работали над одной задачей, а потом жюри (тоже состоящее из учеников) выбрало победителя. Можно, чтобы группы работали над разными задачами, но одной тематики.

Существует «обратный мозговой штурм» (когда группам предлагается найти недостатки и ограничения в каком-то решении или идее).

Вы все занимаетесь очень разными видами творческой деятельности. Но, уверяю вас, каждый может в рамках своей деятельности придумать задания, которые можно дать учащимся для мозгового штурма.

Вот несколько примеров:

- Попробуйте усовершенствовать конструкцию молотка, утюга, видеокамеры…

- Предложите модели одежды без ниток и клея

- Что нужно сделать, чтобы ваши любимые писатели-сказочники жили дольше и писали больше книг (вопрос для дошкольников)

- Какими способами может человек без помощи предметов перепрыгнуть через планку?

Сейчас я предлагаю каждому сформулировать и записать такую проблему, в рамках направленности кружка, который он ведет, которую можно предложить детям для мозгового штурма. Если у вас возникнут затруднения - вам помогут коллеги.

(Педагогам дается несколько минут для формулировки проблемы)

Ведущий: Кто-то хочет озвучить свои идеи? Нам всем было бы интересно их услышать. Возможно, ваша идея поможет кому-то в формулировке его собственных идей.

Ответы педагогов

Ведущий: Сейчас я снова попрошу вас обратить внимание на экран. Вам предлагается презентация на тему "Современные образовательные технологии"

(Презентация и рассказ намеренно должны быть краткими, содержащими только самые основы затрагиваемого вопроса. При этом методист намеренно допускает ошибку: это может быть неправильная трактовка какого-либо понятия, информация, не соответствующая действительности, доказательство заведомо неверной идеи и т.д. Главное, чтобы ошибка не была недоступной для обнаружения педагогами, но и не была слишком явной).

В случае, если кто-то из педагогов укажет на ошибку, методист говорит, что таким образом на практике он представил прием "Лови ошибку!"

Ведущий: Этот прием вы с успехом можете применять на своих занятиях. Его суть в том, что учащиеся заранее предупреждаются, что в ходе объяснений педагогом будет намеренно допущена ошибка, а их задача – быть внимательными и сразу же на нее отреагировать. Ошибка должна быть убедительной. После того, как дети заметят ошибку, педагог может сразу ее признать, но интереснее будет, если он начнет отстаивать свою правоту, привлекать все новые доказательства. Задача учащихся – не попасться на эту хитрость.

Можно, например, доказывать заведомо неверную мысль, гипотезу. Или дать ряд формулировок, среди которых есть неверные. Могут быть чертежи или рисунки с ошибками и т.д.

Ведущий: Вы, конечно, заметили, что информация, которую я вам предоставила, явно недостаточна для получения детального представления о современных образовательных технологиях. Наверняка у вас есть вопросы?

Я предлагаю группам сформулировать, записать и через несколько минут озвучить ваши вопросы, а я постараюсь на них ответить.

(Группы работают над перечнем вопросов).

Ведущий: Итак, я готова ответить на ваши вопросы. Слово - представителям групп.

Педагоги задают вопросы, методист отвечает.

Методист: Прием, который мы с вами только что применили на практике,  называется "Пресс-конференция".

Педагог намеренно неполно раскрывает тему, предлагая учащимся задать дополнительные вопросы.

Вопросы могут быть трех типов: репродуктивные, расширяющие знания и развивающие.

Репродуктивных вопросов лучше избегать – они неинтересны, ответ на них повторяет уже известное.

Вопросы, расширяющие знания, позволяют узнать новое об изучаемом объекте, но не претендуют на значительное усложнение знания.

И, наконец, развивающие вопросы содержат в себе исследовательское начало, обобщают.

Пример: учитель рассказывает об африканском слоне. «Африканский слон имеет огромные уши. Удивительная величина их не случайна: это своеобразный холодильник животного. Они пронизаны густой сетью кровеносных сосудов. Горячая кровь отдает свое тепло воздуху и возвращается в тело слона на несколько градусов холоднее. Чтобы увеличить поток отходящего от ушей воздуха, слон все время обмахивается ушами…»

Репродуктивные вопросы: Зачем африканскому слону большие уши? Почему слон все время машет ушами?

Расширяющие знания вопросы: Какова площадь ушей слона? На сколько градусов остывает кровь в ушах? Какова нормальная температура крови слона?

Развивающие вопросы: У каких еще животных температура регулируется с помощью ушей? Какие другие способы остывания есть у животных? Почему бы слону просто не сидеть в воде, когда жарко?

После того, как вопросы составлены, их нужно разбить на группы:

- те, на которые мы можем ответить прямо сейчас;

- те, ответы на которые нужно будет поискать в литературе;

- те, на которые ответ, возможно, пока не знает никто.

Дополнительно можно провести конкурс на самый оригинальный вопрос, организовать взаимоопрос в парах по наработанным вопросам. Можно ввести игровой момент: например, пресс-конференция от имени неизвестного героя («маски»), которого нужно будет рассекретить по его ответам.

Вопросы какого типа преобладали в ваших перечнях? Кто, по вашему мнению, задал самый интересный или важный вопрос?

(Ответы педагогов)

Ведущий: Подумайте, каким образом вы могли бы применить этот прием в своей практике. А сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю вам, в завершении нашего занятия, нарисовать словесный портрет педагога дополнительного образования. Каким он должен быть? Отличается ли он от школьного учителя? Если да, то чем? Я  предлагаю каждому группе написать небольшую речь на эту тему. Постарайтесь, чтобы текст был не менее 20 предложений.

(Педагоги работают над заданием)

Ведущий: Итак, все готовы. Мы могли бы приступить к озвучиванию докладов, но... давайте усложним наше задание. У меня есть карточки, каждый сейчас вытянет одну. У кого-то на карточке будут написаны 2 слова, у кого-то - пословица или афоризм. Вам дается 5 минут на то, чтобы встроить эти слова или пословицу в вашу речь- так, чтобы все выглядело логично и естественно. А  после этого мы заслушаем ваши тексты.

(Педагоги выполняют задание)

Ведущий: Теперь я предлагаю всем озвучить то, что у вас получилось.

(Педагоги озвучивают тексты)

Ведущий: Замечательный образ педагога получился в итоге! Особенно интересно было... (отмечает наиболее оригинальные и яркие мысли).

А прием, который мы с вами только что отработали на практике, называется "Доклад с затруднениями".

За 5-10 минут до доклада учащийся получает карточку, на которой написано несколько слов, никак не связанных с текстом доклада. Например: светоносный, семипудовый, невообразимый. Эти слова учащийся должен встроить в доклад. Или вместо слов он получает пословицу, афоризм, крылатое выражение. Этот прием хорош для тренировки способности к импровизации, творческому мышлению.

 *(На этом этапе занятия, если  педагоги своевременно не обнаружили ошибку в объяснениях методиста, он обращает их внимание на это. Напоминает о моменте, где была совершена ошибка, рассказывает о приеме "Лови ошибку!")

Итак, наше занятие подходит к концу. Мы рассмотрели на практике несколько приемов, которые вы с успехом сможете применять в своей педагогической деятельности, независимо от направления, которым занимаетесь. Все приемы можно творчески переработать, так, чтобы они в наибольшей степени соответствовали особенностям ваших учащихся и виду вашей творческой деятельности. Эти приемы помогут сделать процесс обучения более увлекательным и разнообразным. Более подробно прочитать о них вы  сможете в книге А. Гина "Приемы педагогической техники". В ней рассказано и о многих других оригинальных техниках и приемах, которые могут быть вам полезны.

До новых встреч!

Литература:

А. Гин. "Приемы педагогической техники" - М, Вита-Пресс, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Учись учиться"

В презентации представлены формы, методы и способы самостоятельной работы учащихся с учебником на уроках....

Цикл классных часов "Учись учиться"

Цикл классных часов для учащихся среднего звена по развитию приёмов и навыков учения. Сценарии 8 занятий...

Учись учиться (классный час)

Рекомендации школьникам....

Учись учиться

Презентация в помощь к разработке "Тренировка памяти"...

Развитие интереса к учебному труду через занятия школы "Учимся учиться"

Почему многие школьники плохо учатся? На поставленный вопрос может быть дано множество ответов: плохо читают; плохо развита память,невнимательны ,несамостоятельны , неорганизованны, не могут сосредото...

Учиться,учиться и учиться!

Учение залог успеха....