Фитодизайн: в гармонии с природой
рабочая программа на тему
Данная программа является модифицированной и используется в системе дополнительного образования детей. К программе разаработан учебник, рабочая тетрадь и методические рекомендации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_k_uchebnomu_posobiyu.doc | 424.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации к учебному пособию «Фитодизайн: в гармонии с природой». |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
г.Мичуринска Тамбовской области
Рекомендовано
Составитель : С.А.Головкина, учитель химии и биологии МБОУ СОШ №19
Методические рекомендации к учебному пособию «Фитодизайн: в гармонии с природой».
Данное пособие содержит методические рекомендации к проведению занятий по программе «Фитодизайн: в гармонии с природой» в рамках дополнительного образования. Предлагаются различные формы работы с опорой на практическую и проектную деятельность обучающихся, что позволяет развить навыки самообразования.
Занятие 1- 2 . Введение.
Цель: сформировать основные понятия « альтернативное земледелие», «пермакультура», «фитодизайн», познакомить с основными направлениями альтернативного земледелия.
Оборудование :компьютер, проектор, экран, учебная презентация.
Ход занятия.
- Изучение нового материала.
- Ввести понятия «альтернативное земледелие», « пермакультура», «фитодизайн», «ландшафтный дизайн».
- Познакомить с современными направлениями и тенденциями в области альтернативного земледелия (рассказ учителя).
- no-till-технология;
- ландшафтно-адаптивное земледелие;
- экологическое земледелие;
- органическое земледелие;
- биодинамическое земледелие;
- органо-биологическое земледелие;
- пермакультура;
- натуральное земледелие;
- родовое поместье и Родовое поселение.
- Сходства и различия в видах альтернативного земледелия.
Обучающиеся работают с текстом, заполняя таблицу.
Вид альтернативного земледелия | Сходство | Различие |
- Особенности альтернативного земледелия.
Беседа учителя с обучающимися .
- Закрепление.
Беседа по вопросам учителя.
- Домашнее задание.
Творческое сочинение «Какой вид альтернативного земледелия использовали бы вы на своих садовых участках?»
Занятие 3 . История развития фитодизайна.
Цель: познакомить обучающихся с историей развития фитодизайна в древности и средневековье как основы ландшафтного дизайна.
Оборудование :компьютер, проектор, экран, учебная презентация.
Ход занятия.
- Проверка домашнего задания.
Обсуждение творческих сочинений.
- Изучение нового материала.
- Декоративное садоводство в древности. (Рассказ учителя).
- Садоводство Древнего Египта.
- Садоводство в Ассирии и Вавилоне.
- Сады Персии.
- Сады Греции.
- Сады Древнего Рима.
- Садово-парковое искусство в средние века. (Рассказ учителя).
- Важнейшие этапы развития садово-паркового искусства по странам: Италия, Франция, Германия, Голландия, Китай, Япония. Особенности садово-парковых композиций этих стран. (Беседа с обучающимися с использованием текста учебного пособия).
- Закрепление.
Беседа по вопросам учителя.
- Домашнее задание.
Проблемный вопрос «Какой стиль садово- паркового искусства лег в основу развития, на ваш взгляд, в развитие ландшафтного дизайна России?»
Занятие 4 . История развития фитодизайна.
Цель: познакомить обучающихся с историей садов и парков в России.
Оборудование :компьютер, проектор, экран, учебная презентация.
Ход занятия.
- Проверка домашнего задания.
Беседа с обучающимися по проблемному вопросу и подведение их к новой теме.
- Изучение нового материала.
- Развитие садово-паркового искусства на Руси (Рассказ учителя).
- Пейзажные парки второй половины 18 и начала 19 веков
(Рассказ учителя).
- Сады и парки 20 века. (Беседа с обучающимися с использованием жизненного опыта и изученного материала).
- Закрепление.
Беседа по вопросам учителя.
- Домашнее задание.
- Нарисовать парк своей мечты.
- Создать презентацию «Архитектурная композиция моего двора.»
Занятие 5 - 6. Особенности содержания растений в помещениях.
Цель: познакомить обучающихся с основными режимами содержания растений в помещении; сформировать знания о почвенных смесях и питании растений
Оборудование :компьютер, проектор, экран, учебная презентация, виды земляных смесей.
Ход занятия.
- Проверка домашнего задания.
- Обсуждение рисунков.
- Защита презентаций..
- Изучение нового материала.
- Световой режим. (Беседа учителя с обучающимися).
- Разделение растений на группы по отношению к свету, их особенности
- Размещение растений относительно светового режима в помещении.
- Разделение растений по отношению к световому режиму, их особенности.
- Температурный режим. (Беседа учителя с обучающимися).
- Содержание комнатных растений в зимний период, разделение их на группы.
- Влияние изменения оптимальной температуры на растения.
- Водный режим. (Беседа с обучающимися с использованием жизненного опыта).
- Особенности полива растений:
- полив водой;
- сухой полив.
- Влияние опрыскивания на растения.
- Группы растений по отношению к воде.
- Питание растений. (Беседа с обучающимися с использованием жизненного опыта).
- Удобрение растений. (Беседа с обучающимися с использованием жизненного опыта).
- Почвенные смеси и их виды. (Рассказ учителя).
- Закрепление.
Беседа по вопросам учителя.
- Домашнее задание.
- Определить условия содержания следующих растений: антуриум, бегония, гербера Джемсона, гибискус, драцена, каладиум, маранта, розмарин, фуксия, циссус, эухарис и заполнить таблицу в рабочей тетради.
Занятие 7-8. Флора комнатного цветоводства.
Цель: познакомить обучающихся с особенностями содержания комнатных растений в помещении.
Оборудование :компьютер, проектор, экран, учебная презентация.
Ход занятия.
- Проверка домашнего задания.
Обсуждение результатов таблицы.
- Изучение нового материала.
- Группы комнатных растений. (Беседа учителя с обучающимися).
- Декоративнолиственные растения.
- Декоративноцветущие растения.
- Суккуленты.
- Особенности содержания комнатных растений. (Беседа учителя с обучающимися).
- Размещение растений. (Беседа с обучающимися с использованием жизненного опыта).
- в горшках;
- в интерьере.
- Виды комнатных растений, их родина. (Рассказ учителя).
- Виды комнатных растений и их отношение к световому размещению в комнате. (Рассказ учителя).
- Закрепление.
Беседа по вопросам учителя.
- Домашнее задание.
Проект «Цветочный интерьер моей комнаты».
Занятие 9-10. Основные принципы композиции комнатных растений.
Цель: познакомить обучающихся с основными видами размещения комнатных растений.
Оборудование : компьютер, проектор, экран, учебная презентация.
Ход занятия.
- Проверка домашнего задания.
Защита проектов.
- Изучение нового материала.
- Понятие «аранжировка растений». (Рассказ учителя).
- Создание солитеров. (Рассказ учителя).
- Правила композиции. (Беседа учителя с обучающимися с использованием текста учебника и заполнение таблицы в рабочей тетради).
Правила композиции | Особенности. |
- Виды растений, выращиваемых на зелень. (Беседа с обучающимися).
- Закрепление.
Беседа по вопросам учителя с использованием таблицы.
- Домашнее задание.
- Создать проект цветочной композиции.
- Посеять дома в закрытый грунт укроп и редис на зелень.
Занятие 11- 12. Практическая работа «Обустройство умного огорода».
Цель: создать мини-огород и обустроить систему его полива.
Оборудование : емкости для земли, грунт, пластиковые бутылки,
посадочный материал.
Ход занятия.
- Проверка домашнего задания.
Защита проектов.
- Практическая работа.
- Взять емкости для земли и заполнить их грунтом.
- В грунт посеять овощные растения: укроп, петрушку, редис.
- Взять пластиковые бутылки, вырезать в них отверстия как показано на рисунке 1 учебника главы 2 части 5 «Простые системы капельного полива растений из пластиковых бутылок и не только» и вставить в них стержень от шариковой ручки.
- Заполняем бутылки водой и помещаем в мини-огород.
- Взять 3-4 горшка с цветами, поставить их в один ряд. К опорам над горшками натягиваем проволоку и подвешиваем на нее пластиковые бутылки с отверстиями как показано на рисунке 2 учебника главы 2 части 5 «Простые системы капельного полива растений из пластиковых бутылок и не только».
- В «зимнем саду» выбираем 2-3 больших цветочных горшка и устраиваем систему полива как показано на рисунке 3 учебника главы 2 части 5 «Простые системы капельного полива растений из пластиковых бутылок и не только».
- Домашнее задание.
Ознакомиться с главой 2 частью 5 «Простые системы капельного полива растений из пластиковых бутылок и не только» учебного пособия.
Занятие 13- 14. Практическая работа «Как и чем питаются растения».
Цель: познакомить обучающихся с типами питания растений и видами
Удобрений.
Оборудование : образец почвы, колбы 100мл, вода, стеклянная палочка,
воронка, фильтр, индикаторная бумага, аптечные весы, разновесы, соляная кислота (0,2 М), молибдат
аммония, олово, градуированная пробирка.
Ход занятия.
- Проверка домашнего задания.
Проверка «умного» огорода и уход за ним.
- Практическая работа.
- Типы питания растений ( на основе знаний по биологии)
- почвенное (минеральное);
- воздушное (фотосинтез).
- Виды удобрений (использование коллекций удобрений )
- органические;
- минеральные.
- Выполнение практической работы.
а). Определение кислотности почвы пришкольного участка.
- сделайте водную вытяжку из комочка почвы;
Для её приготовления 20 г воздушно-сухой просеянной почвы помещают в колбу 100мл , добавляют 50мл дистиллированной воды. Взбалтывают в течение 5-10 минут и фильтруют;
- отстоявшуюся воду протестируйте с помощью бумажного индикатора кислотности.
б). Содержание питательных веществ (азот, фосфор) и гумуса в почве пришкольного участка.
- Содержание гумуса в почве.
Отвесьте 15г воздушно-сухой почвы; навеску поместите в колбу ёмкостью 100мл. К навеске прилейте 50г воды, перемешайте стеклянной палочкой. Дайте отстояться 2 минуты.
Ответьте на вопросы.
- Однородна ли смесь в колбе? Что находится в верхней толще воды?
- Какой процесс в природе будет происходить при сильных потоках воды?
- Содержание питательных веществ в почве (азот, фосфор). (метод Кирсанова)
Используя смесь, полученную в предыдущем опыте, сделайте водную вытяжку. Отстоявшуюся воду протестируйте с помощью индикаторной бумаги на нитраты и нитриты. Определите наличие подвижного фосфора в почве. Для этого:
- отвесьте 5г воздушно-сухой почвы;
- навеску поместите в колбу ёмкостью 100 мл;
- к навеске прилейте 25 мл 0,2М раствора соляной кислоты;
- содержимое колбы взболтайте в течение 1минуты, дайте отстояться;
- профильтруйте раствор через фильтр в пробирку, отградуированную на 5 мл;
- добавьте в пробирку с фильтратом 5 мл молибденового реактива;
- перемешайте жидкость оловянной палочкой до появления устойчи вого синего окрашивания;
- сравните окраску раствора со стандартной шкалой.
Сделайте вывод о наличии гумуса и питательных веществ в образце почвы.
в). Исследование почвы на её засоленность.
- Обнаружение карбонатов в почве.
На пробу почвы нанесите несколько капель 10% раствора соляной кислоты. Если почва содержит карбонат-ион, то под действием кислоты начнется выделение углекислого газа. Почва как бы «вскипает».
Nа2СО3 + НСl = 2 NаСl + СО2 + Н2О
Почвы, вскипающие от 10% -ной соляной кислоты, относятся к карбонатным. Интенсивность «вскипания» (бурное, среднее, слабое) даёт предварительную количественную оценку содержания карбонат-ион в почве.
Сделайте вывод.
- Подготовка водной вытяжки почвы.
25г почвы поместите в колбу, добавьте 50мл дистиллированной воды. Взболтайте содержимое колбы, дайте отстояться в течение 5 минут, профильтруйте.
- Определение наличия хлоридов в почве.
Отлейте в пробирку 5мл почвенной вытяжки. Добавьте несколько капель 10% раствора азотной кислоты и по капелям 0,1М раствор серебра.
Если хлориды присутствуют, то образуется хлопьевидный белый осадок хлорида серебра, который на свету темнеет и не растворяется в азотной кислоте.
АgNO 3 +NаСl = АgСl + NаNO 3
Если в результате вашей реакции образуется хорошо различимый белый творожистый осадок, то образец содержит десятые доли процента хлорид-иона. Если раствор только мутнеет, то в почве содержатся сотые и тысячные доли процента хлорид-ионов.
- Обнаружение сульфатов в почве.
К 5мл почвенной вытяжки прилейте несколько капель концентрированной соляной кислоты (Осторожно!) и 3мл 20%-ного раствора хлорида бария.
Если почва содержит сульфат-ион, то появляется тонкодисперсный, или, как говорят, «молочный» осадок сульфата бария. О концентрации его в почвенной вытяжке можно судить по степени прозрачности полученной смеси (густой осадок, мутный или почти прозрачный)
Сделайте вывод о засоленности выданного образца почвы.
Занятие 15-16. О семенах. Технологии выращивания культур.
Цель: познакомить обучающихся с условиями прорастания семян; познакомить обучающихся с технологией выращивания экзотических культур.
Оборудование : компьютер, проектор, экран, учебная презентация.
Ход занятия.
- Проверка домашнего задания.
Защита опытов.
- Изучение нового материала.
- Что я знаю о семенах. (Беседа учителя с обучающимися с использованием знаний, полученных в курсе биологии).
- Технологии выращивания экзотических культур. (Рассказ учителя).
- Апельсин.
- Лимон.
- Гранат.
- Ананас.
- Пряные травы.
- Закрепление.
Беседа по вопросам учителя .
- Домашнее задание.
- Подготовить семена для посадки.
Занятие 17- 18. Практическая работа «Подготовка семян для посадки».
Цель: научить обучающихся готовить семена для посадки в грунт.
Оборудование : семена различных растений, раствор пермангоната калия.
Ход занятия.
- Проверка домашнего задания.
Беседа по вопросам предыдущего занятия.
- Практическая работа.
Подготовка семян к посеву заключается в создании условий для улучшения всхожести. Сюда входят такие мероприятия как калибровка семян, прогревание, замачивание, проращивание, яровизация, обработка семян микроэлементами, барботирование, дражирование, закаливание, дезинфекция и стратификация семян.
Предварительная обработка семян определяет количество и качество урожая, снижает заболеваемость растений, ускоряет появление всходов. Способ предпосевной обработки зависит от культуры.
Разные виды подготовки семян имеют неодинаковый эффект: пробуждение, активизацию биологических процессов, изменение проницаемости оболочки семени... Очень важно соблюсти очередность видов обработки и учесть их совместимость, чтобы вместо пользы не нанести семенам вред. И не стоит подвергать семена всем доступным способам обработки!
Калибровка семян
По размеру семена овощных культур делят на очень крупные (тыква, фасоль, кабачки, горох), крупные (дыня, огурец, свекла, редька), средние (капуста, томаты, баклажаны) и мелкие (морковь, репа)
- Разделим представленные семена по размеру на группы для получения равномерных всходов.
Прогревание семян
Для увеличения всхожести семян и повышения количества женских цветов (особенно у тыквы) применяют их прогревание.
- Сухие семена свеклы для прогревания рассыплем на бумаге и поместим на 2-4 суток около батареи центрального отопления, периодически помешивая.
- Прогреем оставшиеся семена в горячей воде (при температуре +50-+55°С), для этого их поместим в термос с водой нужной температуры (получить воду такой температуры можно смешав 1:1 кипяток и холодную воду).
Замачивание семян
Семена с плотной оболочкой или содержащие эфирные масла (морковь, петрушка) долго прорастают (до 20 дней). Можно ускорить их прорастание предварительным замачиванием. Их помещают в мешочки из редкой ткани и выдерживают до полного набухания. Хорошо для замачивания семян подходит талая вода.
- Семена моркови замочим в холодной воде на 24 часа, но т.к. они покрыты мелкими ворсинками, для лучшего эффекта их полезно сначала отшлифовать (для этого их достаточно просто потереть между сухими ладонями). В течение замачивания воду сливаем не менее 6 раз, пока она не станет прозрачной. Набухшие влажные семена опудрим мелом (чтобы они были лучше видны) и подсушим до сыпучести.
Проращивание семян
Семена проращивают в тарелках, для чего на дно посуды кладут тряпочку или фильтровальную бумагу. На ней раскладывают семена, их слегка покрывают водой и ставят емкость в теплое полутемное место до тех пор, пока не проклюнутся белые ростки длиной 1-2 см.
- Прорастим семена фасоли по методике, изложенной в учебнике биологии за 6 класс.
Яровизация семян
Туговсхожие семена моркови, петрушки, лука, пастернака замачивают до полного набухания, затем проращивают при низкой (0°С) температуре, пока не наклюнется 5-15% семян. Яровизация повышает холодостойкость растений.
Дезинфекция семян
Дезинфекция препятствует распространению грибных и бактериальных болезней. Против луковых и чесночных клещей семена выдерживают на солнце 2-3 дня. Можно облучать семена ультрафиолетовой лампой.
- Для дезинфекции семян их можно погружать в 1%-ный раствор марганцовки. Погрузим семена томата, огурцов в раствор, выдержим семена томата в растворе 30 мин, огурцов - 20 мин.
Дезинфицировать семена можно в 2%-м растворе перекиси водорода при температуре 45 °С в течение 5-10 минут.
- Домашнее задание.
- Посадить дома подготовленные семена, сделать фотоотчет.
- Принести семена лимона, апельсина, граната.
Занятие 19- 20. Практическая работа «Посадка древесных растений
семенами».
Цель: научить высаживать в грунт семена цитрусовых растений.
Оборудование : готовые почвосмеси, семена растений апельсина, граната,
лимона, емкости для посадки.
Ход занятия.
- Проверка домашнего задания.
Защита фотоотчетов.
- Практическая работа.
- Высадка семян апельсина.
- Готовим емкость, насыпаем в нее дренаж, потом готовую почвосмесь, хорошо проливаем.
- Промываем смена апельсина под проточной водой.
- Высаживаем семена в увлажненный грунт на глубину 2 см.
- Накрываем емкость пленкой и ставим в хорошо освещенное место.
- Высадка семян лимона.
- Готовим емкость объемом 3л, насыпаем в нее дренаж на высоту 4 см, потом готовую почвосмесь, хорошо проливаем.
- Высаживаем семена лимона на глубину 0,5 – 1 см
- Накрываем емкость пленкой и ставим в теплое хорошо освещенное место.
- Высадка семян граната.
- Предварительно за 3 дня до высадки замочите семена граната.
- Приготовим грунт из 1 части торфа и 1 части песка.
- Заполняем горшок грунтом и заливаем водой.
- Высаживаем семена на глубину 1,5 см и накрываем пленкой, ставим в теплое освещенное место.
- Домашнее задание.
Высадить дома пряные травы, составить фотоотчет.
Занятие 21. Выращивание растений на питательной смеси.
Цель: познакомить обучающихся с особенностями выращивания растений методом гидропоники.
Оборудование : компьютер, проектор, экран, учебная презентация.
Ход занятия.
- Проверка домашнего задания.
Защита фотоотчетов.
- Изучение нового материала.
- Понятие «гидропоника».
- Особенности выращивания растений методом гидропоники (Рассказ учителя).
- Метод аэропоники. (Рассказ учителя).
- Метод гидрокультуры. (Рассказ учителя).
- Закрепление.
Работа в группе над вопросом «В чем отличительные особенности выращивания растений на различных питательных средах?»
- Домашнее задание.
Заполнить таблицу в рабочей тетради.
Занятие 22 . Практическая работа «Закладка опыта. Уход за высаженными
растениями».
Цель: научить выращивать растения методом гидропоники
Оборудование : соли для питательного раствора, дистиллированная вода,
емкости, растения.
Ход занятия.
- Проверка домашнего задания.
Проверка таблицы.
- Практическая работа.
Питательные растворы приготавливают путем растворения в воде химических солей необходимых для питания растения макро- и микроэлементов. Для приготовления питательных растворов все минеральные соли берутся в строго определенных количествах. Неправильно приготовленный раствор сведет на нет все ваши труды. При этом следует помнить, что для нормального развития большинства растений соотношение фосфор-азот-калий-магний составляет 1 : 0,5 : 2 : 0,3.
В осенне-зимний период количество азота должно быть минимальным. Зимой, в период покоя, следует использовать питательный раствор в половинной концентрации.
Приготовим питательный раствор по Кнопу. Количество солей в них указано в граммах на 10 литров воды.
- Возьмем дистиллированную воду.
- Отвесим необходимое количество солей:
- кальций азотнокислый - 10,0;
- калий азотнокислый - 2,5;
- калий фосфорнокислый однозамещенный - 2,5;
- магний сернокислый – 2,5;
- калий хлористый - 1,25;
- железо хлористое - 1,25.
- Растворим каждую соль отдельно в небольшом количестве воды. Соли марганца, меди и цинка можно растворять вместе. Затем их смешивают и добавляют необходимое количество воды с учетом уже использованной для растворения солей. Т.е. если вам необходимо приготовить 5л питательного раствора, а на растворение отдельных солей вы использовали 0,5л воды, то при смешивании нужно добавить 4,5л чистой воды.
- Определим кислотность раствора при помощи индикатора. Для нормального развития растений кислотность должна быть в пределах от 5,0 до 6,8.
- Измерим температуру раствора. Готовый к употреблению питательный раствор должен иметь температуру не ниже комнатной. Лучше, особенно в зимнее время, если температура раствора будет на 2-3С выше температуры в помещении, где выращиваются растения. Холодный раствор может вызвать у растения шок.
- Помещаем в горшок с отверстиями субстрат – керамзит, в котором закрепим выращиваемое растение.
- Вставляем горшок с растением в горшок большего размера, наподобие вазона или кашпо.
- Заполняем субстрат питательным раствором до полного его насыщения. Излишки сливаем.
- Примечание: несколько раз в неделю поливаем субстрат питательным раствором и один раз – чистой водой.
- Домашнее задание.
Уход за растением.
Занятие 23-24 . Практическая работа «Приготовление земляных смесей.
Подбор посуды для высадки семян, луковиц. Посадка семян
в грунт».
Цель: научить обучающихся готовить земляные смеси для кактусов и
хлорофитума, выбирать посуду для посадки различного посадочного
материала; высадить посадочный материал в грунт
Оборудование : луковицы тюльпана, семена астр и бархатцев, кактусы,
хлорофитум, грунт, емкости для выращивания.
Ход занятия.
- Практическая работа.
- Правильно составленная земляная смесь (субстрат) способствует не только активному росту кактуса, но и обильному его цветению.
Единого рецепта субстрата для всего семейства нет и не может быть. Специалисты выявили более 50 типов почв и более 20 климатических зон, в которых живут кактусы. Однако в своей практике нам с вами не обязательно воспроизводить все смеси почв для этих диковинных растений. Во-первых, это просто невозможно, во-вторых, совершенно не нужно, т. к. многие поколения кактусов, выращенные в наших условиях, в какой-то степени к ним адаптировались. И все же нельзя полностью пренебрегать некоторыми особенностями почв. Вот важнейшие из них.
Большинство родов и видов кактусов произрастает в засушливых районах континента и не привыкло к изобилию гумуса, содержащего большое количество азота. Он угнетает цветочные почки, но способствует бурному развитию деток. В результате растение приобретает уродливую форму и не цветет. Поэтому почва должна быть не очень жирной и не содержать неперегнивших растительных остатков.
Наши любимцы не любят и застой влаги в субстрате, ведь это неминуемо приводит к загниванию корней. Хорошая водопроницаемость достигается введением в смесь большого количества речного песка, гравия, битого красного (не силикатного) кирпича. При невыполнении данных условий очень часто загнивает корневая шейка. А это — гибель для растения. Вот почему у любителей - кактусоводов вы не найдете в горшках открытый грунт — корневая шейка сидит в слое гравия, диаметр которого 3-5 мм. Как и большинство растений, кактусы предпочитают слабокислые почвы (pH 5,5-6,5). Таковы три главных правила составления земляных смесей (субстрата).
Задача на первый взгляд сложная, но она легко решается следующим образом. Составляется земляная смесь с нейтральным значением pH в количестве, необходимом для всех имеющихся кактусов. Затем для конкретного кактуса в порцию субстрата вносятся необходимые добавки согласно специальной таблице. Приготовим универсальную земляную смесь.
- Возьмем 2 части садовой земли, 2 части крупного речного песка (1-2 мм), 0,5 части торфа (не брикетный), 1/8 части древесного угля. Суммарный объем основной почвенной смеси равен 4,62 части. Запомните эту цифру или К=4,5.
- Приготовим субстрат для ферокактуса. По таблице формула его смеси 4:2:0,5:1/8+1/8 битый кирпич. Значит, нам нужно добавить еще столько же земли и порцию красного кирпича (фракции не более горошины). И еще условие: объем горшка равен вашей мерной емкости. Берем одну мерную часть готовой смеси и добавляем к ней землю 2:К, т. е. 2:4,5=2/5 мерки и кирпича 1/8:4,5=1/36 мерки. Если же объем горшка больше вашей мерки в 3 раза, то и добавки увеличатся во столько же раз.
- Приготовим земляную смесь для хлорофитума. К почве хлорофитум не требователен. Возьмем 2 части дерновой земли, 1 часть перегноя, 1 часть листовой земли и 1 часть песка . Земля должна быть рыхлой, легкой и обладать близкой к нейтральной кислотностью (pH 6-7,5).
- Для правильного посева семян и высадки луковиц нужно брать маленькие ящики, обыкновенные цветочные горшки или плошки, кашпо.
- Высадим в маленькие ящики семена бархатцев и астр.
- Заполним легким грунтом 2 ящика.
- Сделаем в почве бороздки, прольем их водой комнатной температуры.
- Посеем в бороздки одного ящика семена бархатцев, другого – семена астр.
- Накроем ящики пленкой для лучшего прорастания семян и поставим в освещенное место.
- Высадим луковицы тюльпанов.
- Очистим луковицы тюльпанов от кроющей чешуи.
- Приготовим субстрат, состоящий из 2 частей садовой земли, 1 части хорошо перепревшего навоза или компоста и 1 части речного песка. К этой смеси полезно добавить древесную золу.
- Приготовленный субстрат на 2/3 насыпаем в емкости (горшки, ящики, плошки) и слегка уплотняем.
- Луковицы раскладываем по поверхности почвы на расстоянии 0,5—1 см друг от друга, при этом слегка вдавливая их донца в почву.
- Луковицы засыпаем по самую верхушку подготовленным субстратом или чистым песком до краев емкости.
- Обильно поливаем. Если после полива верхушки луковиц обнажились и почва осела, субстрат необходимо досыпать.
- После этого емкости с луковицами переносим в подвал, погреб или иное помещение с температурой от 0 до 10°С (оптимальной является температура 5—9 °С).
- Домашнее задание.
Завести дневник наблюдения, в котором будут отражаться результаты наблюдения за посевами астр и бархатцев, за тюльпанами.
Занятие 25-26 . Практическая работа «Основные условия для создания
благоприятной среды для выращивания овощных культур:
температура, освещение, полив, опрыскивание».
Цель: создание условий для выращивания томатов, огурцов, укропа .
Оборудование : грунт, пластиковые стаканчики, семена огурцов, томатов,
укропа.
Ход занятия.
- Практическая работа.
- Выращивание огурцов.
- Возьмем пластиковые стаканчики, сделаем в днище отверстия для слива воды.
- Насыпаем грунт не доходя 1 см до края стаканчика.
- Проливаем землю, оставляя 2 стаканчика не пролитыми, ставим стаканчики на поддон.
- Высаживаем семена огурцов на глубину 1 см
- 2 стаканчика накрываем пленкой и ставим в теплое место ( температура не ниже 20º), 2 стаканчика ставим в теплое место без накрывания пленкой, 2 стаканчика ставим в прохладное место с температурой не выше 15º. Два стаканчика, где земля не пролита оставляем на свету при обычной температуре помещения.
- Выращивание семян томатов.
- Возьмем пластиковые контейнеры высотой не менее 10 см.
- Проливаем в трех их 4 грунт.
- Высаживаем семена томатов на глубину 0,5-1 см.
- Накрываем 1 контейнер пленкой и ставим в место, где температура +25°. Второй контейнер не накрываем пленкой, но ставим в теплое место. Третий контейнер ставим в место, где температура не выше 20º. Четвертый контейнер оставляем как есть.
- Выращивание семян укропа.
- Возьмем 3 контейнера.
- Насыпаем в них готовый цветочный грунт.
- Высеваем семена прямо на поверхность грунта и присыпаем их тонким слоем торфа. Накрываем два из трех контейнеров пленкой.
- Один контейнер ставим в хорошо освещенное место, второй контейнер ставим в плохо освещенное место, третий контейнер ( не накрытый) оставляем в условиях комнаты, где происходила посадка семян
- Закрепление.
Заводим дневник наблюдения.
- Домашнее задание.
Следить за всходами и записывать результаты в дневник наблюдения.
Занятие 27-28. «Бутылочные сады» .
Цель: познакомить обучающихся с особенностями выращивания растений методом гидропоники.
Оборудование : компьютер, проектор, экран, учебная презентация.
Ход занятия.
- Изучение нового материала.
- Понятие «бутылочный сад».
- Особенности выращивания растений в стеклянных емкостях. (Рассказ учителя).
- Какие растения выращивают в емкостях. (Рассказ учителя).
- Особенности создания миниатюрного сада . (Работа обучающихся в парах. Заполнение таблицы в рабочей тетради).
- Особенности ухода за бутылочным садом (Рассказ учителя).
- Закрепление.
Работа в группе над вопросом «В чем отличительные особенности выращивания растений в стеклянных емкостях от выращивания растений в открытом грунте?»
- Домашнее задание.
Создайте эскиз проекта выращивания комнатного растения (какое вам нравится) в бутылке.
Занятие 29-30. Цветы в интерьере. Растения – верхолазы, растения в кашпо.
«Мексиканская горка».
Цель: сформировать представления обучающихся о дизайне растений в интерьере.
Оборудование : компьютер, проектор, экран, учебная презентация.
Ход занятия.
- Проверка домашнего задания.
Защита эскизов.
- Изучение нового материала.
- Цветы в интерьере комнат. Основы дизайна. (Рассказ учителя).
- Вертикальное озеленение. (Рассказ учителя).
- Выращивание растений в кашпо и их место в интерьере. (Беседа с обучающимися).
- Особенности обустройства мексиканской горки. (Работа с текстом учебника).
- Закрепление.
Беседа по вопросам учителя .
- Домашнее задание. (На выбор).
- Предложите эскиз оформления классной комнаты.
- Предложите эскиз вертикального озеленения фасада школы.
Занятие 31-32. Озеленение балконов и лоджий. Выращивание цветочных и
овощных культур. Бонсай.
Цель: познакомить обучающихся с дизайном озеленения балконов и лоджий, техникой бонсай.
Оборудование : компьютер, проектор, экран, учебная презентация.
Ход занятия.
- Проверка домашнего задания.
Защита эскизов.
- Изучение нового материала.
- Балконный дизайн. (рассказ учителя с элементами беседы с обучающимися на основе использования жизненного опыта).
- Растения, выращиваемые на балконах. (Рассказ учителя).
- Техника бонсай. (Рассказ учителя).
- Закрепление.
Беседа по вопросам учителя .
- Домашнее задание.
- Предложите эскиз озеленения школы.
Занятие 33-34 . Практическая работа «Оформление «зимнего» сада в
интерьере школы».
Цель: сформировать навыки ландшафтного дизайна на примере создания
нового «зимнего» сада в интерьере школы.
Оборудование :
Ход занятия.
- Проверка домашнего задания.
Защита эскизов
- Практическая работа.
- Оценить сегодняшний «зимний» сад школы и его место в интерьере.
- Работа в группе: создание нового «зимнего» сада в интерьере школы из существующего цветочного материала.
- Закрепление.
Защита проектов
- Домашнее задание.
Доработка проектов.
Занятие 35-36 . Практическая работа «Оформление фитоуголков в классных
комнатах».
Цель: продолжить формирование навыков ландшафтного дизайна на
примере оформления классных комнат школы.
Оборудование : комнатные цветы.
Ход занятия.
- Проверка домашнего задания.
Защита проектов.
- Практическая работа.
- Экскурсия по классным комнатам с целью оценивания их ландшафтного оформления.
- Работа в группах по созданию интерьера классных комнат из имеющегося материала.
- Закрепление.
Защита проектов по озеленению классных комнат.
- Домашнее задание.
Доработка проектов.
Занятие 37-38 . Практическая работа «Уход за «огородом» на подоконнике».
Цель: продолжить формирование навыков по уходу за овощными
культурами.
Оборудование : посадочный материал.
Ход занятия.
- Проверка домашнего задания.
Защита доработанных проектов.
- Практическая работа.
- Обсуждение результатов из дневников наблюдения опытов по овощным культурам, заложенным на занятиях 25 – 26.
- Выводы по результатам опытов.
- Разработка памяток по уходу за огородом на подоконнике ( работа в группе)
- Закрепление.
Защита памяток
- Домашнее задание.
Оформление памяток.
Занятие 39-40. Принципы декоративного оформления пришкольного
участка. Роль декоративного оформления участка.
Цель: познакомить обучающихся с основными принципами дизайна пришкольного участка.
Оборудование : компьютер, проектор, экран, учебная презентация.
Ход занятия.
- Изучение нового материала.
- Планировка пришкольного участка. (Рассказ учителя).
- Особенности размещения растений на пришкольном участке. (Рассказ учителя).
- Введение элементов декора на пришкольном участке. (Беседа с обучающимися ).
- Роль декоративного оформления пришкольного участка. (Беседа с обучающимися ).
- Закрепление.
Беседа по вопросам учителя .
- Домашнее задание.
- Предложите эскиз озеленения пришкольного участка.
Занятие 41-42. Экскурсия «Обзор территории пришкольного участка».
Цель: благоустройство территории школы.
Оборудование : листы бумаги, карандаши.
Ход занятия.
- Экскурсия.
- Беседа по технике безопасности при проведении экскурсии и правилах поведения в природе.
- Постановка цели экскурсии: осмотреть территорию пришкольного участка и создать проект его озеленения.
- Осмотр пришкольной территории, составление набросков плана пришкольного участка, отметка основных объектов.
- Домашнее задание.
- Составление плана пришкольной территории.
- Создание проекта по озеленению пришкольной территории.
Занятие 43-44. Планировка участка в соответствии с природными
условиями.
Цель: познакомить обучающихся с основными принципами дизайна
садового участка.
Оборудование : компьютер, проектор, экран, учебная презентация.
Ход занятия.
- Проверка домашнего задания.
Обсуждение эскизов озеленения пришкольной территории.
- Изучение нового материала.
- Составление плана садового участка. (Рассказ учителя).
- Особенности размещения надворных построек на садовом участке. (Рассказ учителя).
- Элементы декора на садовом участке. (Работа в парах с текстом).
- Закрепление.
Беседа по вопросам учителя .
- Домашнее задание.
- Работа над проектом по озеленению пришкольной территории.
Занятие 45-46. Рациональные пропорции зон. Учет особенностей
микрорельефа.
Цель: познакомить обучающихся с основными принципами рационального
использования пропорций зон с учетом особенностей микрорельефа.
Оборудование : компьютер, проектор, экран, учебная презентация.
Ход занятия.
- Проверка домашнего задания.
Обсуждение эскизов озеленения пришкольной территории.
- Изучение нового материала.
- Учет освещенности и рельефа садового участка. (Беседа с обучающимися ).
- Ландшафтный дизайн садового участка. (Беседа с обучающимися)
- Закрепление.
Беседа по вопросам учителя .
- Домашнее задание.
- Работа над проектом по озеленению пришкольной территории.
Занятие 47-48 . Практическая работа «Выполнение плана садового участка».
Цель: содействовать развитию навыков ландшафтного дизайна
Оборудование : бумага формата А3, карандаши.
Ход занятия.
- Практическая работа.
- Создание плана «Садовый участок моей мечты» (Работа в группе).
Группа разбивается на микрогруппы по 4 обучающихся. Каждая группа работает над созданием плана садового участка, который они хотели бы иметь, учитывая материал предыдущих занятий.
Занятие 49-50 . Практическая работа «Расчет отдельных функциональных
зон.».
Цель: содействовать развитию навыков ландшафтного дизайна
Оборудование : бумага формата А3, карандаши.
Ход занятия.
- Практическая работа.
- Работа над созданием плана «Садовый участок моей мечты» (Работа в группе).
Каждая группа продолжает работать над созданием плана садового участка, внося в него коррективы и разбивая площадь на функциональные зоны.
Занятие 51-52. Понятие о садовом дизайне. Элементы озеленения в
естественном ландшафте.
Цель: познакомить обучающихся с основными принципами садового
дизайна.
Оборудование : компьютер, проектор, экран, учебная презентация.
Ход занятия.
- Проверка домашнего задания.
Защита планов садового участка, их обсуждение.
- Изучение нового материала.
- Живая изгородь, виды живой изгороди, уход и обрезка живой изгороди. (Рассказ учителя).
- Газоны, виды газонов. (Рассказ учителя).
- Цветники, виды цветников. (Работа в парах с текстом, заполнение таблицы).
- Водоемы на участке. (Беседа с обучающимися ).
- Каменистый садик. (Рассказ учителя).
- Декоративные стенки. (Работа с текстом в группах).
- Элементы озеленения в естественном ландшафте. (Рассказ учителя).
- Закрепление.
Беседа по вопросам учителя .
- Домашнее задание.
- Работа над проектом по озеленению пришкольной территории.
Занятие 53-54. Принципы создания и правила обустройства альпийских
горок. Принципы подбора растений для цветника.
Цель: продолжить знакомство обучающихся с основными принципами
садового дизайна.
Оборудование : компьютер, проектор, экран, учебная презентация.
Ход занятия.
- Изучение нового материала.
- Понятие «альпийская горка».
- Виды альпийских горок. (Рассказ учителя).
- Технология обустройства альпинария. (Работа в парах с текстом).
- Правила организации цветника. (Рассказ учителя).
- Создание цветника «С весны до осени»(Работа с текстом в группах).
- Закрепление.
Беседа по вопросам учителя .
- Домашнее задание.
- Работа над проектом по озеленению пришкольной территории.
Занятие 55-56 . Практическая работа «Подготовка почвы для будущего
цветника (разбивка клумбы или рабатки). Удаление корней
сорных растений, внесение удобрений, торфа. Весенняя
посадка многолетних растений ».
Цель: привитие навыков ландшафтного дизайна
Оборудование : садовый инвентарь, посадочный материал
Ход занятия.
- Проверка домашнего задания.
Защита проектов по озеленению пришкольной территории.
- Практическая работа.
Данная практическая работа производится на пришкольном участке. Производится инструктаж по технике безопасности. Далее обучающиеся приступают к работе.
1 группа – обрабатывает почву цветников перед школой.
2 группа – обрабатывает почву цветников с северной стороны школы.
3 группа – обрабатывает почву цветников с южной стороны школы.
После обработки почвы и внесения органических удобрений начинается посадка многолетников согласно разработанного плана по озеленению пришкольной территории.
- Домашнее задание.
Выбор темы проекта из предложенного списка.
- Озеленение классной комнаты
- Создание композиции из цветов для ящичка, контейнера на балкон или клумбу.
- «Многоцветье весны».
- «Газон и солитеры».
- «Живописный пейзаж».
- «Осенние краски».
- «Мавританский ковер».
- «Декоративное оформление хозяйственных объектов» (элементы вертикального озеленения).
- «Овощные клумбы».
- «Однолетние орнаменты» (вдоль школьных дорожек).
- «Цветочное оформление партера» (для параллельных классов).
- «Полянка».
- «Аптекарский огород».
- «Лунный календарь и всхожесть семян цветочных культур».
Занятие 57-58 . Практическая работа «Составление таблиц с условными
обозначениями рекомендуемых растений для цветника с
учетом сезона. Выращивание весенней рассады однолетних
цветов и растений. Уход за посадками».
Цель: привитие навыков ландшафтного дизайна
Оборудование : садовый инвентарь, посадочный материал.
Ход занятия.
- Проверка домашнего задания.
Сообщение учителю темы проекта, организационные вопросы по работе над проектом.
- Практическая работа.
Основываясь на полученных знаниях обучающиеся создают схемы посадки цветочных культу в цветнике, чтобы он цвел с весны до осени.
Потом обучающиеся выбирают место для посева однолетников на рассаду, так как такая рассада получается более жизнеспособной. После обучающиеся проверяют посадки многолетников, корректируют их согласно разработанного плана.
- Домашнее задание.
Работа над проектом.
Занятие 59-60 . Практическая работа «Разбивка газонов».
Цель: привитие навыков ландшафтного дизайна
Оборудование : садовый инвентарь, посадочный материал.
Ход занятия.
- Практическая работа.
Обучающиеся продолжают работу на пришкольном участке, ухаживают за посадками, рассадой. Параллельно с этой работой, согласно разработанному плану, разбивается газон( при наличие посадочного материала и места).
- Домашнее задание.
Работа над проектом.
Занятие 61-62 . Практическая работа «Посадка цветов».
Цель: привитие навыков ландшафтного дизайна
Оборудование : садовый инвентарь, посадочный материал.
Ход занятия.
- Практическая работа.
Однолетники, которые высевались на рассаду высаживаются в цветники согласно плана. Продолжается уход за многолетниками.
- Домашнее задание.
Работа над проектом.
Занятие 63-68 . Работа над проектами, защита проектов
Цель: подведение итогов курса.
Оборудование : компьютер, проектор, экран
Ход занятия.
- Подведение итогов
- На двух занятиях обучающиеся продолжают работать над проектом, консультируясь у учителя. Параллельно продолжают ухаживать за цветниками.
- На последних 4 занятиях происходит защита проектов, их обсуждение, подведение итогов курса. Выбираются проекты для реализации на следующий год. Продолжается работа в цветниках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Красота и гармония в природе.
Урок курса природоведения 5 класс. Практическая работа "Красота и гармония в природе." Целью работы является обратить внимание детей на красоту и гармонию во внешнем облике живых организмов....
Фитодизайн: в гармонии с природой
Данная программа является модифицированной и используется в системе дополнительного образования детей. К программе разаработан учебник, рабочая тетрадь и методические рекомендации....
Презентация к уроку (Золотое сечение и гармония форм природы и искусства) (8класс)
Презентация к уроку (Золотое сечение и гармония форм природы и искусства) (8класс)...
Конспект урока (Золотое сечение и гармония форм природы и искусства) (8 класс)
Конспект урока (Золотое сечение и гармония форм природы и искусства) (8 класс)...
Мастерская "В гармонии с природой"
Воспитание в детях человечности, умения ценить красоту всего живого на Земле, стремление быть благородным в жизни....
открытый урок по теме "Может ли современный человек жить в гармонии с природой?"
Урок является оббощающим по теме.На данном уроке преследовались следующие задачи:Образовательные задачи:формировать лексико-грамматические навыки в формате ЕГЭ;cпособствовать формированию целост...
Урок экологии " В гармонии с природой".
Земля наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Все на Земле должно быть нам родное и маленький ручеек и кудрявая березка. А вокруг столько жестокости, равнодушия к природе. ...