Кружковая программа "Умные ручки"
календарно-тематическое планирование на тему

Кучерявенко Светлана Алексеевна

Кружковая программа "Умные ручки" разработана для проживающих в психоневрологическом интернате.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_ratoty_kruzhka.doc163 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                   

Кружковая программа «Умелые ручки»

Пояснительная записка

  Программа разработана для проживающих в ГАО КО «Юргинский психоневрологический интернат».  

         Вопрос о роли труда в обучении и развитии умственно отсталых людей приобретает в настоящее время важное значение в связи с трудностью в подготовке их к практической деятельности.  

               Умственно отсталые люди должны проникнуться мыслью о том, что каждый человек, живущий в обществе, обязан заниматься посильным и полезным для общества трудом. В том, чтобы подготовить себя к общественно полезной деятельности, они должны видеть главную цель, к которой надо стремиться в процессе обучения.

             Коррекционное значение занятия ручным трудом умственно отсталыми людьми, заключается в том, что ручной труд в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности человека.

Занятия по лепке с проживающими способствуют формированию умственных способностей проживающих, расширяют их художественный вкус, содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру, воспитывают способности к длительным физическим усилиям, умение наблюдать, выделять главное, тренируют и закаливают нервно-мышечный аппарат. К тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом.

Именно в кружковой работе каждый проживающий может выразить себя, найти  то, что интересно ему, чему-то научиться. Для них – это возможность проявить свою фантазию и изобретательность.

Программа кружка направлена на занятия с проживающими лепкой из соленого теста, пластилина, которая способствует развитию восприятия формы и цвета предметов, художественного вкуса, индивидуальности, интуиции, воспитывают организованность, дисциплинированность, аккуратность при работе, самостоятельность, а также умение планировать творческий процесс каждым проживающим.

Трехмерное изображение объемных предметов помогает проживающим познать объекты в реальной полноте их формы. В такой работе в полной мере реализуются большие возможности для эстетического и художественного воспитания, а также для их умственного и общего развития. Также эти занятия дают хорошую возможность в овладении навыками работы с различными материалами и инструментами.

Новизна программы состоит в том, что проживающие углубленно  учатся сразу нескольким основным техникам: работе с солёным тестом, пластилином, с природным материалом.  Этот технический универсализм помогает проживающему достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания  поделки практически из любого материала. Занятия в кружке имеют и культурно – психологическое значение: проживающие обучаются изготовлению такого предмета, который можно подарить, дополнительно учатся церемониалу дарения.      

Актуальность данной программы состоит в обращении к народной культуре, попытке через прикосновение к народным ремеслам, традициям, создать микроклимат добра и взаимопонимания, воспитывать бережное отношение к труду и творчеству других людей.

         Цель программы – воспитание интереса и любви к ручному творчеству,  вовлечение проживающих в активную творческую деятельность, формирование навыков и умению работы с материалами различного происхождения; обучить  изготавливать поделки из различных материалов; организация досуговой деятельности.

Задачи:

Обучающие:

-добиваться хорошего качества изготовления поделок  

-познакомить  со свойствами  солёного теста, пластилина

-научить пользоваться инструментами ручного труда, соблюдать технику безопасности при работе с ним

-ознакомить с основным геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник

-обогащать словарный запас

Воспитательные:

-формирование знаний, умений и навыков, способствующих социально-трудовой и социально-бытовой реабилитации проживающих

-адаптация в окружающей жизни.

- возведение базиса личностной культуры;

-формирование гуманистического стиля взаимоотношений с товарищами;

-воспитание трудолюбия, любви к труду и людям труда.

Развивающие:

-развитие творческого мышления,

-развитие умения видеть красоту окружающего мира.

-воспитывать культуру труда

-развивать творческие способности

- развивать мелкую моторику рук и глазомер

           Методы, применяемые при подготовке к занятиям подразделяются на:

 - словесные (рассказ – объяснение, беседа, чтение книг, сказка);

 - наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся, экскурсии);

 - практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процессами).

Программа кружка «Умелые ручки» рассчитана на 1 год.  Для успешного освоения программы занятия проводятся по подгруппам, по 10 человек в каждой. Продолжительность занятия составляет 45 – 60 мин. Занятия проводятся в двух подгруппах, по четыре раза в месяц в течение календарного  года, за исключением отпуска педагога и основываются на индивидуальном подходе к каждому проживающему, с учетом его возможностей. Во время проведения занятий объясняется теория выполнения лепки, практический показ выполнения работы и самостоятельная работа.

         При организации работы кружка используется дидактический материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом, рисунки, открытки и эскизы, инструкционные карты, специальную и дополнительную литературу, фотографии детских работ.

         Техническое оснащение занятий включает в себя: учебный кабинет для занятий лепкой из соленого теста, рабочие столы и стулья по количеству занимающихся.

         Материалы, инструменты, приспособления и фурнитура, необходимые для занятия: клеенки, набор стеков, спички или зубочистки, материалы для приготовления соленого теста (мука, соль, вода, клей, картофельный крахмал), мерка, миска для замеса теста, кисти, стаканчики для воды, краски (гуашь, акварель, акриловые), картон, цветная и бархатная бумага, клей, скрепки, природные материалы.  

           Подводя итог занятия, стараюсь показать мотивационную перспективу, раскрывая перед ними ценность и значимость результатов их деятельности на последующих занятиях кружка. Важно постоянно подкреплять возникший интерес. С этой целью я поощряю проживающих, вербально оценивая их работы, отмечая малейшие успехи в творчестве, стремление к творческой инициативе, вариативному выполнению задания. Оценка является очень важным мотивационным фактором. Поэтому подведение итогов занятия  организовываются так, чтобы проживающие испытали удовлетворение от работы, радость, в случае успешного преодоления препятствий.  Итогом работы является выставка готового изделия.

Используемые приемы лепки:

«Разминание» — надавливание руками и пальцами на кусочек теста.

«Отщипывание» — отделение от большого куска теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек теста, а затем отрывают его.

«Шлепанье» — энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.

«Сплющивание» — сжимание куска теста с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.

        Ожидаемый результат        :

К концу года  проживающие овладевают навыками и знаниями:

-необходимые правила ТБ в процессе лепки;

-узнавать  и называть геометрические фигуры (куб, шар, цилиндр);

-подбирать инструменты, подручный материал для отделки изделия;

-способы перевода выкроек, рисунков на картон, бумагу;

-элементарные свойства пластилина, солёного теста;

-планировать предстоящие трудовые действия.

Тематический план

Наименование разделов, тем

Всего

Теория

Практика

1

Введение

2

1

1

2

Исходная форма – шар

«Неваляшка»,  «Снеговик», «Цыплёнок»

3

3

3

Печатаем рисунки на основе из солёного теста

«Полянка», «Замок», «Котёнок»,

«Аквариум», «Цветочная поляна»

5

5

4

Лепка из отдельных частей

«Зайчик»,  «Лиса»,  «Гусеница», «Дары леса»

8

8

5

Мозаика из природного материала на пластилиновой основе

«Цветок»,  «Рыбки»

6

6

6

Декоративная тарелка

«Мышка и сыр»,  «Ёжик», «Поросенок»,  «Рябина»

16

16

7

Итого

40

1

39

        Содержание программы:

1.Введение. (2 часа)

  1.1.  Об истоках появления лепки из солёного теста. Знакомство с историей лепки из теста. Сообщение об истоках появления лепки из солёного теста как вида декоративного прикладного искусства. Демонстрация изделий из солёного теста. Рецепты солёного теста (1 час)

 1.2 Изготовление соленого теста (1 час)

2. Исходная форма – шар (3 часа)

  Выполнение изделий самых простых объёмных фигур.

  2.1. «Неваляшка» (1 час)

  2.2. «Снеговик» (1 час)                

  2.3. «Цыплёнок» (1 час)

3. Печатаем рисунки на основе из солёного теста (5 часов)

 Выполнение простых изделий.

        3.1. «Полянка» (1 час)

  3.2. «Замок» (1 час)

        3.3. «Котёнок» (1 час)

  3.4. «Аквариум» (1 час)

   3.5. «Цветочная поляна» (1 час)

4. Лепка из отдельных частей. (8 часов)

 Выполнение более сложных изделий. Доработка исходных форм.

   4.1. «Зайчик» (2 часа)

   4.2. «Лиса» (2 часа)

   4.3 «Гусеница» (2 часа)

   4.4 «Дары леса» (2 часа)

5.Мозаика из природного материала на пластилиновой основе. (6 часов)

 Выполнение изделий с применением природного материала.

   5.1 «Цветок» (3 часа)

   5.2. «Рыбки» (3 часа)

6. Декоративная тарелка. (16 часов)

 Выполнение сложных изделий

   6.1. «Мышка и сыр» (4 часа)

   6.2. «Ёжик» (4 часа)

   6.3. «Поросенок» (4 часа)

   6.4. «Рябина» (4 часа)

Содержание программы:

1. Введение. Об истоках появления лепки из солёного теста. Об истоках появления лепки из солёного теста.

Цель: развитие интереса к творческой деятельности.

Задачи:

- Познакомить с видами рецептов соленого теста.

- Расширять знания на практике.

- Воспитывать культуру труда.

Вводная часть.

Работа с плакатом «Рабочее место», подготовка каждым проживающим  своего рабочего места, беседа о предназначении каждого предмета на рабочем месте.

Основная часть.

         Сообщение об истоках появления лепки из солёного теста как вида декоративного прикладного искусства. Демонстрация изделий из солёного теста. Рецепты солёного теста. Способы сушки изделий из соленого теста. Глазирование. Окрашивание готовых изделий. Лакирование.

Заключительная часть.

Что больше всего вам понравилось? Чему вы сегодня научились?

1.2.Изготовление солёного теста.

Цель: самостоятельное изготовление солёного теста своими руками.

Задачи:

- Познакомить с компонентами соленого теста, с его свойствами.

- Формировать навыки работы с солёным тестом.

- Воспитывать аккуратность.

Вводная часть.

Правила безопасности во время работы.

Основная часть.

Подбор муки, других ингредиентов (соль, вода) для теста. Инструменты для основных и отделочных работ. Как правильно замесить солёное тесто, свойства солёного теста (пластичность, не липнет к рукам, легкость). Состав, общие свойства, особенности лепки из солёного теста.

Заключительная часть.

Что больше всего вам нравится? Чему вы сегодня научились?

2. Исходная форма – шар. Выполнение изделий самых простых объёмных фигур.

 2.1. « Неваляшка»

Цель: формирование умений отщипывания от целого куска, кусочек для лепки.

Задачи:

- Украшать работу дополнительными деталями: рот, глаза, нос.

- Лепить шарик, раскатывая между ладонями круговыми движениями.

- Воспитывать интерес к лепке из теста.

Вводная часть.

Коллективное обсуждение технологической последовательности, составление плана изготовления изделия.

Основная часть.

Показ приёма соединения деталей из солёного теста. Самостоятельная работа по изготовлению изделия. Одновременно индивидуальная работа.

Заключительная часть.

Вам нравится ваша работа? Чем она вам нравится?

2.2. «Снеговик»

Цель: формирование умений в скатывании шара, овала, сплющивании.

Задачи:

- Украшать работу дополнительными деталями: рот, глаза, нос.

- Лепить шарик, раскатывая между ладонями круговыми движениями.

- Воспитывать интерес к лепке из теста.

Вводная часть.

Рассмотреть новый вид крепления деталей: с помощью обыкновенной зубочистки. Когда соединить нужно две больших объемных детали, их соединяют при помощи половинок, а то и целых зубочисток.

Основная часть.

Показ приёма соединения деталей из солёного теста. Самостоятельная работа по изготовлению изделия. Одновременно индивидуальная работа.

Заключительная часть.

Вам нравится ваша работа? Чем она вам нравится?

2.3. «Цыплёнок»

Цель: формирование умений в скатывании шара, овала, сплющивании.

Задачи:

- Украшать работу дополнительными деталями: клюв, глаза, нос.

- Лепить шарик, раскатывая между ладонями круговыми движениями.

- Воспитывать интерес к лепке из теста.

Вводная часть.

Свойства солёного теста. Анализ образца.

Основная часть.

Показ приёма соединения деталей из солёного теста. Самостоятельная работа по изготовлению изделия. Одновременно индивидуальная работа.        

Заключительная часть.

Какой материал в своей работе вы использовали? Какие свойства солёного теста вы знаете?

3.Печатаем на основе из солёного теста.

                Выполнение простых изделий.

3.1. «Полянка»

Цель: формирование навыков аккуратности при выполнении работы.

Задачи:

- Закрепить правила безопасности. Учить видеть прекрасное.

- Расширять кругозор.

- Воспитывать усидчивость.

Вводная часть.

Кто такие художники? Кто был в музее? Для чего музеи?

Сегодня на занятии мы тоже с вами будем художниками.

Основная часть.

Равномерное раскатывание лепешки из солёного теста. Разметка контура рисунка. Нанесение декоративных узоров на изделие при помощи карандаша, расчески, конца шариковой ручки, пуговиц и т.д. Украшение бисером.

         Технология изготовления разных частей цветов и листьев. Правила безопасности.

Заключительная часть.

Вам нравится, как вы выполнили поделку? Что больше всего вам нравится? Чему вы сегодня научились?

3.2 «Замок»

Цель: формирование навыков аккуратности при выполнении работы.

Задачи:

- Учить доводить начатое дело до конца.

- Развивать воображение, мышление, память.

- Воспитывать интерес к лепке.

Вводная часть.

Анализ образца. Чем выполнены рисунки? Какие материалы используются?

Основная часть.

Равномерное раскатывание лепешки из солёного теста. Разметка контура рисунка. Нанесение декоративных узоров на изделие при помощи карандаша, расчески, конца шариковой ручки, пуговиц и т.д. Украшение бисером, пуговицами.

Заключительная часть.

Анализ своей работы: всё ли они успели сделать, какое «настроение» у их произведения, смогли ли они донести свой замысел до зрителя (как они сами думают).

3.3«Котёнок»

Цель: формирование навыков аккуратности при выполнении работы.

Задачи:

- Учить доводить начатое дело до конца.

- Развивать воображение, мышление, память.

- Воспитывать активное отношение к творчеству.

Вводная часть.

Анализ образца. Чем выполнены рисунки? Какие материалы используются?

Основная часть.

Коллективное обсуждение технологической последовательности, составление плана изготовления изделия.

Заключительная часть.

Предлагается высказать свои мысли и впечатления о полученной информации на занятии: что узнали нового, может неожиданного для себя.

3.4. «Аквариум»

Цель: формирование навыков аккуратности при выполнении работы.

Задачи:

- Закрепить навыки лепки круглых и овальных форм.

- Развивать композиционное решение.

Вводная часть.

Анализ образца. Чем выполнены рисунки? Какие материалы используются?

Основная часть.

Равномерное раскатывание лепешки из солёного теста. Разметка контура рисунка. Нанесение декоративных узоров на изделие при помощи карандаша, расчески, конца шариковой ручки, пуговиц и т.д. Украшение бисером, пуговицами.

Заключительная часть.

Какой материал в своей работе вы использовали? Какие свойства солёного теста вы знаете?

3.5. «Цветочная поляна»

Цель: формирование навыков аккуратности при выполнении работы.

Задачи:

- Учить выполнять самостоятельно элементы композиции.

- Продолжать формировать приобретенные умения, навыки лепки с соленым тестом.

- Воспитывать интерес к творчеству.

Вводная часть.

Коллективное обсуждение технологической последовательности, составление плана изготовления изделия. Обсуждение цветов. Какие вы знаете цветы? Расскажите, какие они бывают и как называются.

Основная часть.

Равномерное раскатывание лепешки из солёного теста. Разметка контура рисунка.

Изготовление элементов декора из соленого теста. Нанесение декоративных узоров на изделие при помощи карандаша, расчески, конца шариковой ручки, пуговиц и т.д. Украшение бисером, пуговицами.

Заключительная часть.

Вам нравится, как вы выполнили поделку? Что больше всего вам нравится? Чему вы сегодня научились?

4. Лепка из отдельных частей.

4.1. «Зайчик»

Цель: формирование навыков аккуратности при раскрашивании работы.

Задачи:

- Продолжать знакомить с последовательностью изготовления поделки из соленого теста.

-  Дать знания о некоторых животных. Учить контролировать свои действия при передачи пропорций фигуры животного.

-   Воспитывать любовь к животным.

Вводная часть.

Демонстрация рисунка зайчика. Обсуждение вопросов технологии. Определение количества деталей и способов их соединения. Загадки про зайчика.

Основная часть.

Выполнение приемов: неподвижного соединения деталей с помощью зубочисток.

Заключительная часть

Какую трудность вы встретили при выполнении работы? Чему вы научились на нашем занятии? Какое животное вы сегодня вылепили?

4.1.2.

Цель: формирование навыков аккуратности при раскрашивании работы, закрепление цветовой гаммы.

Задачи:

- Продолжать учить различать цветовую гамму. Уметь смешивать цвета до нужного оттенка.

- Расширять знания о композиции.

- Воспитывать аккуратность.

Вводная часть.

Обсуждение цветовой гаммы. Выбор инструмента, кистей, красок, гуаши.

Основная часть.

Приклеивание элементов композиции на цветной картон. Раскрашивание.

Сушка изделия.

Заключительная часть.

Что понравилось? Что не получилось?

4.2. «Лиса»

Цель: знакомство с последовательностью изготовления поделки из соленого теста.

Задачи:

- Учить последовательному выполнению задания. Дать знания о некоторых животных.

- Развивать способность к творчеству.

- Воспитывать трудолюбие.

Вводная часть.

Демонстрация рисунка лисы. Обсуждение вопросов технологии. Определение количества деталей и способов их соединения. Загадки про лису.

Основная часть.

Лепка требуемых деталей фигуры. Соединение деталей фигуры. Сушка изделия.

Заключительная часть.

Какое животное вы сегодня вылепили? В каких сказках оно встречается?

4.2.1.

Цель: формирование навыков аккуратности при раскрашивании работы. Закреплять цветовую гамму.

Задачи:

- Продолжать учить различать цветовую гамму. Уметь смешивать цвета до нужного оттенка.

- Расширять знания о композиции.

- Воспитывать аккуратность.

Вводная часть.

Обсуждение цветовой гаммы. Выбор инструмента, кистей, красок, гуаши.

Основная часть.

Раскрашивание изделия из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено.

Заключительная часть.

Вам нравится, как вы выполнили поделку? Что больше всего вам нравится? Чему вы сегодня научились?

4.3 «Гусеница»

4.3.1

Цель: формирование умений  скатывания из солёного теста маленьких шариков круговыми движениями между ладонями.

Задачи:

- Учить переключать внимание.

- Закрепить свойства солёного теста.

- Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Вводная часть.

Обсуждение цветовой гаммы. Выбор инструмента, кистей, красок, гуаши.

Основная часть.

Отщипывать кусочки от теста и скатывать из них шарики. Первый шарик — голова — самый большой, каждый следующий — поменьше. Соединить шарики между собой; если они плохо приклеиваются друг к другу, немного смочить их водой в местах присоединения. Глазки для гусениц сделать, скатав два маленьких шарика. Дополнительно: слепить листик, грибок, божью коровку, ягодку, цветок.

Заключительная часть.

Что получилось? Что понравилось?

4.3.2.

Цель: формирование навыков аккуратности при раскрашивании работы.

Задачи:

- Закреплять цветовую гамму.

- Формировать навыки доводить начатое дело до конца.

- Воспитывать желание доставлять радость.

Вводная часть.

Цель: продолжение знакомства с акварельными красками.

Задачи:

- Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию в процессе работы.

- Упражнять в способах работы с акварельными красками.

- Воспитывать аккуратность.

Основная часть.

Цель: раскрашивание изделия из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено.

Заключительная часть.

Вам нравится, как вы выполнили поделку? Что больше всего вам нравится?

4.4. «Дары леса»

4.4.1.

Цель: развитие психических процессов: воображения, мышления, памяти.

Задачи:

- Учить доводить начатое дело до конца.

- Продолжать развивать творческие навыки.

- Воспитывать самостоятельность.

Вводная часть.

Вопросы: какие грибы вы возьмете в свое лукошко? Какие знаете ядовитые грибы? Из каких частей состоит гриб? Как будете лепить ножку гриба? (Каркас из фольги). А шляпку?

Основная часть.        

Показ  соединения ножки гриба и шляпки при помощи половинки зубочистки с опорой на рисунок – схему. Самостоятельная работа по изготовлению грибов. Творческое задание: сделать лукошко при помощи жгутиков из соленого теста с опорой на плакат «Основные приемы лепки».

Заключительная часть.

Вам нравится, как вы выполнили поделку? Что больше всего вам нравится? Чему вы сегодня научились?

4.4.2.

Цель: формирование навыков аккуратности при раскрашивании работы.

Задачи:

- Продолжать учить композиционному решению. Самостоятельно декорировать композицию.

- Развивать фантазию, воображение.

- Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Вводная часть.

Обсуждение цветовой гаммы. Выбор инструмента, кистей, красок, гуаши.

Основная часть.

Раскрашивание изделия из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено.

Заключительная часть.

Анализ готового изделия.

5. Мозаика из природного материала на пластилиновой основе.

5.1 «Цветок»

5.1.1

Цель: формирование навыков аккуратности при раскрашивании работы.

Задачи:

- Познакомить с новым видом мозаики с использованием природного материала.

- Формировать умения планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его.

-   Воспитывать интерес к творчеству.

Вводная часть.

Обзор образца. Что такое мозаика. Что такое природный материал. Где его можно взять. Какой природный материал здесь использовался.

Основная часть.

Выбор рисунка для мозаики. Нанести ровно тонкий слой пластилина. Нанести рисунок по шаблону острым концом стеки.

Заключительная часть.

 Что получилось хорошо? Что понравилось?

5.1.2.

Цель: Знакомство с новым видом мозаики.

Задачи:

- Формировать трудовые навыки.

- Развивать творческие способности.

- Воспитывать самостоятельность.

Вводная часть.

Обсуждение образца. Отбор природного материала по размеру.

Основная часть.

Наносить по контуру цветка семена. Семена: подсолнух, арбуз, тыква, кабачок.

Заключительная часть.

Что нового узнали?

5.1.3.

Цель: Закрепление полученных навыков.

Задачи:

- Продолжать знакомить с новым видом мозаики.

- Формировать трудовые навыки. Учить доводить начатое дело до конца.

- Воспитывать культуру труда.

Вводная часть.

Обсуждение образца. Отбор природного материала по размеру.

Основная часть.

Заполнять оставшееся пространство цветка природным материалом. По контуру основы выкладывать мелкую гальку.

Заключительная часть.

Что нового узнали? Что понравилось?

5.2 «Рыбки»

5.2.1.

Цель: знакомство с особенностями  рыб, имеющих разное строение.

Задачи:

-    Познакомить с приемом раскройки по выкройке из бумаги.

- Учить выполнять соединение различных материалов. Развивать координацию движений глаз и рук. Развивать гибкость пальцев рук, видеть конечный результат своей работы.

-     Воспитывать самостоятельность.

Вводная часть.

Сравнение рыб по строению, размеру. Нахождение общих и отличительных свойств.

Основная часть.

         Работа  по изготовлению  основы. Нанесение на основу ровного слоя пластилина. Нанести рисунок рыбок по шаблону острым концом стеки.

Заключительная часть.

Вам нравится, как вы выполнили поделку? Что больше всего вам нравится?

5.2.2.

Цель:  формирование умения планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его.

Задачи:

- Учить выбору темы, определять семена по размеру, качеству, распределять семена по рисунку, не выходя за контур.

- Расширять кругозор, умение видеть композицию.

- Воспитывать усидчивость.

Вводная часть.

Обсуждение образца. Отбор природного материала по размеру.

Основная часть.

Наносить по контуру рыбок семена, заполняя всю поверхность. Семена: подсолнух, арбуз, тыква, кабачок.

Заключительная часть.

Что получилось хорошо? Что понравилось?

5.2.3

Цель: знакомство с новым видом мозаики.

Задачи:

- Учить доводить начатое дело до конца.

- Формировать трудовые навыки.

- Воспитывать самостоятельность.

Вводная часть.

Обсуждение образца. Отбор природного материала по размеру.

Основная часть.

Заполнять оставшееся пространство основы природным материалом. По контуру основы выкладывать мелкую гальку.

Заключительная часть.

Что получилось хорошо? Что понравилось?

6. Декоративная тарелка

6.1. «Мышка и сыр»

6.1.1.

Цель: закрепление навыков лепки декоративной тарелки с центрическим орнаментом.

Задачи:

- Совершенствовать умения  расплющивать, сплющивать тесто, создавая изображение в объёме. Использовать знания об особенностях внешнего вида животных в своей работе.

- Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.

- Воспитывать культуру труда.

Вводная часть.

Проверка рабочих мест и наличия оборудования. Обсуждение образца. Из чего основа изделия. Выбор инструментов. Инструкция по ТБ.

Основная часть.

Лепить  фигурку мышки из нескольких частей, соблюдая пропорции, Для туловища скатать шарик, один конец вытянуть (большая капля). Острый конец это мордочка. Затем лепим детали: носик, ушки, хвостик.

Нанесение декоративных полосок на фигуру мышки при помощи стеки. Оказание индивидуальной помощи. Изготовление элементов декора из соленого теста (бантик).

Заключительная часть.

Что больше всего вам нравится? Чему вы сегодня научились? Какая у вас получилась мышка?

6.1.2.

Цель: закрепление навыков  лепки декоративной тарелки с центрическим орнаментом,

Задачи:

- Продолжать совершенствовать умения  расплющивать, сплющивать тесто, создавая изображение в объёме. Использовать знания об особенностях внешнего вида животных в своей работе.

- Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.

- Воспитывать культуру труда.

Вводная часть.

Обсуждение образца. Обсуждение готовой фигуры мышки. Выбор инструмента. Правила  ТБ.

Основная часть.

Лепка головки сыра, соотнесение размеров сыра к размерам мышки. Самостоятельно сделать дырки в сыре. Подобрать для этого соответствующий  инструмент.

Заключительная часть.

Чему вы сегодня научились?

6.1.3.

Цель: развитие умений по составлению композиции.

Задачи:

-  Научить видеть конечный результат задуманной работы, дополнять работу.

- Продолжать развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.

-  Воспитывать трудолюбие.

Вводная часть.

Обсуждение дальнейшей работы. Подготовка основы для композиции. Составление композиции.

Основная часть.

Подготовка основы, выбор цвета красок для оформления основы. Учить расписывать поделку после просушки, подбирая нужные цвета, составлять композицию из нескольких частей, соблюдая пропорции.

Заключительная часть.

Чему вы сегодня научились?

6.1.4.

Цель: развитие творческих навыков.

Задачи:

- Научить точно, передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию в процессе работы. Продолжать учить расписывать поделку после просушки, подбирая нужные цвета, составлять композицию из нескольких частей.

- Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

- Воспитывать интерес к творчеству.

Вводная часть.

Инструкция по ТБ. Выбор инструмента. Подбор красок, гуашей, смешивание цветов.

Основная часть.

Составление композиции. Склеивание деталей. Расписывать поделку после просушки, подбирая нужные цвета.

Заключительная часть.

Вам нравится, как вы выполнили поделку? Что больше всего вам нравится? Чему вы сегодня научились?

6.2. «Ёжик»

6.2.1.

Цель: закрепление умений лепить из целого куска.

Задачи:

- Правильно передавать пропорции тела, придавать линиям плавность, делить целое на части, соединять элементы между собой.

- Развивать воображение, творчество.

- Воспитывать аккуратность.

Вводная часть.

Проверка рабочих мест и наличия оборудования. Давайте рассмотрим иллюстрации. Анализ образца.

Основная часть.

Большой шарик теста  сплющить, а затем, нажимая на края шарика чуть – чуть расплющить. Из семечек делаем ёжику колючки. Берём семечку щепотью за острый конец и воткнём широкой стороной в тесто. Вот так!.. Точно так же втыкаем остальные семечки.

Заключительная часть.

Что больше всего вам нравится? Чему вы сегодня научились?

6.2.2.

Цель: закрепление умений и навыков, полученных ранее (скатывание, оттягивание, сглаживание краёв).

Задачи:

- Закрепить приемы лепки.

- Развивать творческое воображение, интерес к работе.

- Воспитывать культуру труда.

Вводная часть.

         Правила по ТБ. Проверка рабочих мест и наличия оборудования. Давайте рассмотрим иллюстрации. Анализ образца. Что ещё нужно сделать для полной композиции?

Основная часть.

Изготовление элементов декора из соленого теста. Для яблока скатайте шарик. Вставьте тонкую веточку – черенок. Из двух кусков теста сформировать гриб.

Заключительная часть.

Что больше всего вам нравится? Чему вы сегодня научились?

6.2.3.

Цель: развитие творчества.

Задачи:

- Продолжать учить  расписывать поделку после просушки, подбирая нужные цвета.

- Закрепить умения и навыки, полученные ранее. Развивать творческое воображение, интерес к работе.  Составлять композицию из нескольких частей.

- Воспитывать творческие способности.

Вводная часть.

Выбор основы для поделки. Подбор инструментов, красок, гуашей.

Основная часть.

Подготовка основы, выбор цвета красок для оформления основы. Покраска основы.  Склеивание деталей. Составлять композицию из нескольких частей, соблюдая пропорции.

Заключительная часть.

Чему вы сегодня научились?

6.2.4.

Цель: развитие творчества.

Задачи:

- Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию  в процессе работы.

- Продолжать учить расписывать поделку после просушки, подбирая нужные цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

- Воспитание трудолюбия.

Вводная часть.

Инструкция по ТБ. Выбор инструмента. Подбор красок, гуашей, смешивание цветов.

Основная часть.

Составление композиции на основе. Расписывание  поделки после просушки, подбирая нужные цвета.

Заключительная часть.

Вам нравится, как вы выполнили поделку? Что больше всего вам нравится? Чему вы сегодня научились.

6.3. «Поросёнок»

6.3.1

Цель: развитие творчества.

Задачи:

- Продолжать знакомить с последовательностью изготовления поделки из соленого теста. Уметь применять навыки и умения, полученные ранее, составлять фигурку поросёнка из нескольких частей.

- Развивать координацию движений глаз и рук.

- Воспитывать интерес к лепке из теста.

Вводная часть.

Проверка рабочих мест и наличия оборудования. Давайте рассмотрим иллюстрации. У поросёнка есть голова, туловище, четыре ноги, хвост, нос. Почему говорят, что у поросёнка нос – пятачок?

Основная часть.

Показ приёма соединения деталей из солёного теста. (Смоченной в воде кистью смазать места соединения и детали соединить). Порядок изготовления и сборки изделия.

Заключительная часть.

Чему вы научились на нашем занятии?

6.3.2.

Цель: развитие творчества.

Задачи:

- Учить  лепить декоративные тарелки с центрическим орнаментом,

Продолжать знакомить с последовательностью изготовления поделки из соленого теста.

- Развивать координацию движений глаз и рук. Закрепить умение лепить тазик, используя приём вдавливания, выравнивания краёв.

- Вызвать интерес к творчеству.

Вводная часть.

Проверка рабочих мест и наличия оборудования.

Обсуждение иллюстрации с поросёнком. Что ещё там вы видите? Корыто или тазик? Как его сделать?

Основная часть.

Самостоятельная работа по изготовлению тазика, используя знакомые приемы лепки. Сушка изделия.

Заключительная часть.

Чему вы научились на нашем занятии?

6.3.3.

Цель: развитие умений работы с пластичным материалом.

Задачи:

- Продолжать знакомить с последовательностью изготовления поделки из соленого теста.

- Развивать координацию движений глаз и рук.

- Воспитывать интерес к лепке из теста.

Вводная часть.

Повторение свойств солёного теста (долго сохнет на свежем воздухе).

Выбор основы для поделки. Подбор инструментов, красок, гуашей.

Основная часть.

Подготовка основы, выбор цвета красок для оформления основы. Покраска основы.  Склеивание деталей. Составлять композицию из нескольких частей, соблюдая пропорции.

Заключительная часть.

Что больше всего вам нравится? Чему вы сегодня научились?

6.3.4.

Цель: развитие творческого интереса.

Задачи:

- Продолжать формировать навыки аккуратности при раскрашивании работы. Научить точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию в процессе работы.

- Воспитание усидчивости, самостоятельности.

Вводная часть.

Инструкция по ТБ. Выбор инструмента. Подбор красок, гуашей, смешивание цветов.

Основная часть.

Составление композиции. Расписывать поделку после просушки, подбирая нужные цвета.

Заключительная часть.

Что больше всего вам нравится? Чему вы сегодня научились?

6.4. «Рябина»

6.4.1.

Цель: закрепление технических навыков и приемов лепки из теста.

Задачи:

- Учить лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их.

- Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.

- Воспитывать культуру труда.

Вводная часть.

Анализ образца изделия. Выделение уже знакомых операций лепки и новых приемов (изготовление листьев, ягод). Соотнесение размеров составных частей декоративного изделия.

Основная часть.

Лепка ягод рыбины. Выкатывать соответствующего размера шарики, придавая им форму ягод, используя острый конец стеки.

Заключительная часть.

Чему вы научились на нашем занятии?

6.4.2.

Цель: закрепление технических навыков и приемов лепки из теста.

Задачи:

- Продолжать знакомить с последовательностью изготовления поделки из соленого теста.

- Развивать координацию движений глаз и рук.

- Воспитывать интерес к лепке из теста.

Вводная часть.

Инструкция по ТБ. Выбор инструмента Обсуждение образца. Что мы уже сделали, что ещё осталось?

Основная часть.

Лепка листьев рябины, используя по желанию шаблоны листьев.

Заключительная часть.

Чему вы научились на нашем занятии?

6.4.3.

Цель: закрепление технических навыков и приемов лепки из теста.

Задачи:

- Продолжать знакомить с последовательностью изготовления поделки из соленого теста.

- Развивать координацию движений глаз и рук.

- Воспитывать интерес к лепке из теста.

Вводная часть

Инструкция по ТБ. Выбор инструмента. Подбор красок, кистей.

Основная часть.

Подготовка основы, выбор цвета красок для оформления основы. Покраска основы.  Склеивание деталей. Составлять композицию из нескольких частей, соблюдая пропорции. Составление композиции на основе. Расписывание  поделки после просушки, подбирая нужные цвета.

Заключительная часть.

Что больше всего вам нравится? Чему вы сегодня научились?

6.4.4.

Цель: формирование навыков аккуратности при раскрашивании работы.

Задачи:

- Научить точно, передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию в процессе работы.

- Развивать композиционное решение.

- Воспитывать самостоятельность.

Вводная часть.

Инструкция по ТБ. Выбор инструмента, красок.

Основная часть.

Составление композиции на основе. Расписывание  поделки после просушки, подбирая нужные цвета.

Заключительная часть.

Вам нравится, как вы выполнили поделку? Что больше всего вам нравится? Чему вы сегодня научились?

Организация предметно – развивающей среды для реализации продуктивных видов деятельности 

Одним из важных условий реализации системы художественно –эстетического воспитания в образовательном учреждении является правильная организация предметно – развивающей среды.

Кружковая комната оформлена в определенном стиле, имеются центры искусства, в которых проживающие занимаются продуктивными видами деятельности, готовят выставки, проводят интересные творческие мероприятия, размещают выставки фотографий, рисунки проживающих, творческие работы.

Созданная предметно – развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, деятельности, творчеству.

Взаимодействие педагогов и проживающих осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:

  • групповые и подгрупповые занятия
  • недели творчества
  • выставки рисунков и продуктов деятельности

Знания, полученные на кружковых занятиях эстетического цикла, отражаются в жизнедеятельности проживающих: украшение интерьера здания. Они с удовольствием занимаются различными видами изобразительного искусства.

Цель кружковой работы – обогащение духовного мира проживающих различными средствами; формирование эстетического отношения к окружающему миру; развитие природных данных проживающих.

Работа любого изокружка осуществляется на основе                                         комплексно – тематического обеспечения: кружковые программы художественно – эстетического воспитания и методические рекомендации; перспективные планы по приоритетному направлению кружковой работы, организации культурно – досуговой деятельности проживающих; библиотека познавательной литературы по знакомству проживающих с миром искусства.  Реализация данных программ творческо – эстетического развития проживающих требует от воспитателей постоянного совершенствования своего педагогического мастерства.

Творческая жизнедеятельность – главный период в жизни проживающего. Это время, когда проживающий подобен цветку, который тянется к доброму, теплому. Потому привитие проживающим любви к прекрасному, научение их умениям и навыкам рукоделия, развитие в них таких качеств, как доброту, чувство товарищества и благородство.

Предметно – развивающие условия:

  • наличие образцов, иллюстраций, образцов, шаблонов.
  • практические материалы: соленое тесто, природный материал, бросовый материал, семена, стеки, пластилин и пр.
  • организация рабочего места (освещение с левой стороны, соответствие маркеровки столов и стульев, рациональное размещение рабочего оборудования
  • наличие методического и дидактического обеспечения (метод. литература, презентации с интернетресурсов)

                                                                                                             

Рекомендации по проведению кружковых занятий

Инструктаж по  технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.

Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы с небольшой помощью педагога.

Желательно отводить небольшое количество времени на так называемые комплексные работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов проживающий вынужден применять в новых условиях.

Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, так как проживающие в силу своего физического недуга могут не справиться. При выполнении трудных операций, необходимо оказывать индивидуальную помощь.

На занятии кружка  должна быть специально организованная часть, направленная на мотивацию проживающего по выполнению практической работы. Во время занятий проживающие сидят за столами, расставленными рядами, ленточно или буквой П. Главное, чтобы проживающие не мешали друг другу, а педагог мог свободно подойти к каждому проживающему. Рабочее место должно быть хорошо освещено. Набор рабочих инструментов: стеки, ножницы, линейки, клей – должны быть в исправном состоянии.

Подведение итога лучше всего проводить рефлексивно (позитивно оценивая качество выполнения) с использованием различных видов поощрений: похвала, выставка лучших работ, эмоциональная самооценка через сигнальные карты.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Н.В.Гоголь "Мертвые души": живая Русь. «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ»

Рассматривается многогранный образ народной Руси с опорой на авторский текст, иллюстративный материал, дано соотнесение с поэмой Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?" с выходом на синквейн....

Н.В.Гоголь "Мертвые души": живая Русь. «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ»

ТЕМА. Н.В.ГОГОЛЬ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»: ЖИВАЯ РУСЬ. «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ» Задачи: помочь осознать многогранность, непротиворечивость изображения народной Руси, совершенствовать аналитичес...

Древняя Русь и Русь Удельная.

Повторение. Расставьте в хронологической последовательности....

Кружковая работа по развитию мелкой моторики "Пальчик, ручка, язычок"

Кружковая работа по развитию мелкой моторики "Пальчик, ручка, язычок"...