Мост в будущее. Поддержка детей с высокой мотивацией в объединении техничесой направленности "Гонки трассовых автомоделей"
статья на тему

В статье подробно отражены методы и приемы работы с "одаренными детьми" в объединении "Гони трассовых автомоделей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.54 КБ

Предварительный просмотр:

Мост в будущее. Поддержка детей с высокой мотивацией в объединении технической направленности «Гонки трассовых автомоделей»

Объединение «Гонки трассовых автомоделей», интегрирующее техническую и физкультурно-спортивную направленность, возникло из разработанной в отделе техники программы «Найди себя», принимавшей участие в городском конкурсе проектов и программ по реализации Городской целевой программы Санкт-Петербурга «Профилактика правонарушений несовершеннолетних и молодежи в Санкт-Петербурге…» для привлечения подростков к техническому творчеству, в том числе и подростков склонных к правонарушениям. Открытие объединения «Гонки трассовых автомоделей» позволило усилить работу по взаимодействию образовательных учреждений района, ОДН и ДТДиМ  по вопросам, связанным с профилактикой правонарушений подрастающего поколения.

Необходимость реализации программы направила усилия учреждения на  высокотехнологичное оснащение объединения (станки с числовым программным управлением, инструменты, трасса). Современное оборудование позволило не только повысить интерес учащихся к техническому творчеству, но и создать новую самостоятельную дополнительную общеобразовательную программу «Гонки трассовых автомоделей». Осваивая данную программу, будущие инженеры получают азы подлинно научной информации по механике, электротехнике, овладевают навыками построения и чтения чертежей. В ходе освоения практической части содержания, ребята учатся работать с ручными электрическими инструментами, метчиками, осваивают приемы работы на станках, в том числе и с числовым программным управлением.  Занятия в объединении «Гонки трассовых автомоделей» мотивируют детей в особенности мальчиков к освоению инженерно-технической деятельности, что особенно важно с учетом постоянно повышающийся востребованности в научно-технических кадрах.

На сегодняшний день детское объединение «Гонки трассовых автомоделей» является «кузницей» талантов ДТДиМ в сфере технического творчества, чему способствует всесторонняя подготовленность объединения.

 Реализацией государственной политики по поддержке и выявлению молодых талантов стала программа, созданная в нашем учреждении «Одаренные дети». С 2013 года в соответствии с данной программой наши педагоги и я, начали участвовать в пилотном проекте Дворца по внедрению карты одаренного ребенка (карты ребенка с особыми образовательными потребностями и талантами). Карта «одаренного ребенка» является одним из начальных этапов построения индивидуальной образовательной траектории детей с высокой мотивацией в обучении.

В ходе работы с одаренным ребенком и анализом ее эффективности зафиксированной в карте ребенка с ООПТ  появилась необходимость разработки тьюторского маршрута. Традиционно принято считать, что работа тьютора направлена на реализацию дистанционного обучения. Однако внимательно проанализировав, понятие тьютор стало понятно, что  «тьютор» - педагог, который работает, непосредственно опираясь на принцип индивидуализации. А тьюторская деятельность направлена на сопровождение ребенка в самостоятельном поиске знаний. Главной особенностью тьюторского сопровождения является установление особого общения, основанного на общих увлечениях, в нашем случае техническим творчеством.

Алгоритм тьюторского маршрута строится в несколько этапов:

 - Первоочередным этапом является педагогическое наблюдение. Я оцениваю знания и возможности ребенка методом простейших заданий. На этом этапе происходит процесс выявления наиболее способного ребенка;

- После выявления «молодого таланта» на ученика оформляется карта «одаренного ребенка», куда вносится информация об особых навыках, умениях и достижениях, отличающие ребенка;

- Далее я веду сопровождение с точек зрения личностного роста ребенка и специальной технической одаренности. Моя основная задача создать для талантливого ребенка специальную среду на занятиях, основанную на дифференцированном содержании образовательной программы. На занятиях создаются всевозможные условия для развития личности ребенка, когда предоставляется возможность выбора вида работы; создаются условия для самостоятельной работы, проба себя в роли наставника, а также предоставляется возможность участия в конкурсах различного уровня. Но самым главным условием поддержки одаренного ребенка является установление неформального взаимодействия на занятиях основанного на нашем общем интересе к технике. Именно в этот момент я становлюсь для обучающегося тьютором.

Показателями эффективности сопровождения одаренного ребенка являются не только достижения и победы  в конкурсах различного уровня, но и показатели специальной технической одаренности, которые представлены в сравнительной таблице. А именно количество используемых станков и освоенных операций; количество освоенных инструментов, в том числе и использование специальных инструментов; технологичность сборки и количество собранных моделей за год.

В сравнительной таблице отражены результаты специальной технической одаренности обучающегося на 3 году обучения Артема К. Артем освоил сверлильный и токарный станки, в том числе и с числовым программным управлением, в то время как остальные дети могут пользоваться только токарным универсальным станком; научился сверлению и обтачиванию с точностью до 0,1 (остальные дети используют сверление только на токарном станке); пользуется 7-ю стандартными инструментами и специальными, а большинство ребят освоили только по 3-4 инструмента; собирает болид после ремонта с первой попытки и уже собрал более 10 своих моделей, в то время как остальная группа ребят справилась с 2-мя болидами.

В завершении хочется отметить, что тьюторское сопровождение безусловно является одной из актуальных форм дифференцированного обучения и предпрофильной подготовки одаренного ребенка (например двое ребят, обучившихся по программе «Гонки трассовых автомоделей» связали свою судьбу с технической деятельностью и поступили учиться в Технический колледж). Безусловно, тьюторское сопровождение - это мост в будущее для молодых талантов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития и поддержки высокой мотивации учебной деятельности школьников на уроке

Современная система образования переживает сейчас очередной этап поиска эффективных способов организации учебного процесса, соответствующих запросам общества. ...

Высокая мотивация - залог успеха в обучении английскому языку.

Статья, посвящена проблеме мотивации и интереса к изучению английского языка. Написана при участии в международной научно - практической конференции  "Современное общество, образование и наука"....

ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, КАК СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.

Статья ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, КАК СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ....

ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, КАК СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ «ТВОРЧЕСТВО И ПРИРОДА»

Доклад: "Декоративно- прикладное творчество , как средство педагогической поддержки в детском объединении "Творчество и природа"....

Классный час «Мост в будущее»

Данный классный час разработан на основе развивающего и активизирующего подхода. Основная особенность заключается в том, чтобы путем использования элементов игры, нестандартных вопросов и вызвать у уч...

Тема: «Ярмарка проектов обучающихся 1-2 классов как созданное условие для реализации творческих способностей детей с высокой познавательной мотивации»

Уважаемые коллеги! Разрешите поделиться с Вами опытом работы по формированию у учащихся универсальных учебных действий посредством проектной деятельности....