Главные вкладки

    Методика использования комнатных и декоративных растений в экологическом образовании детей
    методическая разработка на тему

    Карпенкова Татьяна Владимировна

    Аннотация

                Мир цветковых растений- нежный и яркий, хрупкий и необыкновенно красивый. С цветами и цветущими растениями тесно связана жизнь человека- от рождения до последнего вздоха. Часто мы просто не замечаем красоты и мудрости природы, обделяя себя. Академик Д.С. Лихачев писал: «У естественной красоты есть качество неисчерпаемости и потому несравнимости с любым воспроизведением. В ней - трепет жизни, раскрывающейся в движении лепестков, шелесте листьев, изгибах веток, - это ли не призыв к человеку- делай, как мы!»

     Комнатные растения- часть окружающей нас флоры. С давних времен люди начали украшать ими  свои дома, но только в последнее столетие это стало массовой нормой. Потребность создать зеленый уголок у себя дома или в учебном помещении воспитывается с детства, передается от поколения к поколению.

                Я предлагаю примеры занятий с использованием комнатных растений. Чем больше сведений о жизни в разных средах и о действии различных экологических факторов получит ребенок, тем богаче будут его представления об окружающем мире. Кроме того, ребенок точнее и глубже будет понимать природные зависимости, входить в мир видового разнообразия растений, что поможет ему в дальнейшем научиться классифицировать их по группам.

    1.Использование комнатных и аквариумных растений на занятиях поможет изучить  растения, которые отличаются по внешнему виду, требованию к свету, влаге, почве.

    2. Внеклассное занятие в 1  классе «Что есть у каждого растения?» поможет обобщить знания детей о характерных свойствах строения растений, формировать представления о разнообразии внешних признаков всех органов, элементы экологической культуры; развивать эмоционально- положительное отношение к миру природы. Дети рассматривают, сравнивают и узнают растения по их внешнему виду на практике.

    3. Внеклассное занятие по «выгонке» луковичных растений поможет вырастить красиво цветущие растения   особым приемом, который называется «выгонкой». К празднику 8 марта можно   заставить растения зацвести. Имея определенный минимум комнатных растений   можно проводить опыты, привлекать учеников к изучению растительных  организмов на элементарном научном уровне. В природном окружении всегда можно увидеть гораздо больше, чем в любом источнике.

    4.  Знакомя с целебными комнатными растениями дети узнают для каких целей используются данные растения в медицине.

    5. Гармоничное развитие детей предполагает формирование у них эмоционального отношения к окружающему миру, приобщение к природе. Под воздействием взрослых, задающих эталоны нравственного поведения и понимания красоты, дети развивают свои чувства, учатся наслаждаться жизнью, миром природы, растений и животных.

    Все чаще понятие «праздник» ассоциируется не столько с застольем, сколько с

    раскрепощенностью, восторженным миросозерцанием, любованием природой, красотой, участием в красочных народных гуляниях.

    Роль развлечений и праздников заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу детей. Важно провести  праздник так, чтобы каждый ребенок чувствовал себя не только зрителем, но и стал участником совместного действия, мог проявить самостоятельность, инициативу.

    6. Карточки комнатных растений помогут   определить и  ухаживать за растениями.

     

     

     

     

     

                 

    Пояснительная записка.

    Обоснование актуальности данной методики:

     

    Общение с комнатными растениями, с хрупким, быстротечным обликом живой природы положительно влияет на ребенка, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие качества. Комнатные растения, имеющиеся в классе, играют большую роль как в экологическом, так и в эстетическом воспитании детей, но при условии, если эти растения здоровы, ухожены, правильно подобраны и со вкусом размещены. Уже на первых уроках естествознания ученики знакомятся с растительными организмами, находят отличительные признаки деревьев, кустарников и трав, замечают разнообразие листьев, отыскивают плоды.

    Знакомство с миром комнатных растений можно сравнить с путешествием в дальние страны, а для детей любое путешествие- реальное или виртуальное- возможность в любой игре приобрести новые знания. Выращивание растений на подоконнике- это создание маленьких оазисов зелени, аромата, разнообразия красок. Кто в детстве возьмет с любовью в руки нежный росток живого, вечно прекрасного, тот уже не сможет отказаться от радости растить, творить, добиваться интересных и всегда новых результатов.

     

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Пути совершенствования экологического образования детей с интеллектуальными нарушениями в учебной деятельности."

    Матариал для работыс детьми  по экологическому направлению. Выступление с обобщением опыта работы на районном методичеком объединении воспитателей....

    Использование программного обеспечения виртуальной школы в дистанционном образовании детей-инвалидов

    Дистанционное образование является важной составляющей школьного обучения. Работая с ребёнком-инвалидом, нужно учитывать, что компьютор для него - средство общения с окружающим миром и источник информ...

    Использование современных образовательных технологий в учреждении дополнительного образования детей

    Педагогические технологии дополнительного образования детей сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, пр...

    Значение прогулки в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

    Виды прогулок, их компоненты. Организация проведения прогулок с дошкольниками....

    Значение прогулки в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

    Виды прогулок, их компоненты. Организация проведения прогулок с дошкольниками....

    Книги по экологическому образованию детей

    Подготовка к экологиечскому обрахованию детей младших классов....