программа непрерывного экологического образования детей "Береги природу"
методическая разработка на тему

Шухлина Людмила Александровна

программа по экологическому образованию детей 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

 «Центр развития творчества детей и юношества г. Новотроицка»

Программа

непрерывного экологического воспитания и образования детей

«Береги природу»

(информационно- методическое обеспечение и развитие

системы дополнительного образования )

                                                          Составитель:

                                                                   педагог дополнительного образования

                                                                   МАУ ДО «ЦРТДЮ»

                                                            Шухлина Людмила Александровна

                   1 категория

г. Новотроицк 2016г

Содержание

  1. Введение --------------------------------------------------------------- --3

  1. Особенности воспитательной системы отдела-------------------5-6

  1. Цели и задачи программы---------------------------------------------6

  1. Основные принципы программы-------------------------------------7

  1. Этапы реализации программы------------------------------------9-10

  1. Содержание программы----------------------------------------------10

  1. Направления работы по реализации программы------------11-20

  1. Сроки реализации программы---------------------------------------21

  1. Ожидаемые результаты-----------------------------------------------22

  1. Литература---------------------------------------------------------------23

 Никакой человек в мире не родится готовым, т.е. вполне                                                             сформировавшимся, но всякая его жизнь есть нечто иное, как беспрерывно движущееся развитие, беспрерывное формирование.

                                                                                     В.Г.Белинский

1.Введение

Одним из результатов российских катаклизмов последних лет явилось усиление воспитательного вакуума. Ему способствовало и разрушение советских воспитательных институтов, и стабильной основы, и отсутствие «национальной идеи», что привело к отсутствию «государственного воспитательного заказа» к образовательным учреждениям. В результате все более распространенным становится убеждение в том, что единого ответа на вопрос о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», нет, и поиск его – личное дело каждого. В то же время в науке и практике, в деятельности общественных организаций создаются предпосылки для обновления содержания воспитания в целях формирования гуманистических и при этом социально значимых ценностей и образцов гражданского поведения.

В этой ситуации существенно возрастает роль учреждений дополнительного образования в решении актуальных проблем воспитания. С утверждением дополнительного образования появилась возможность решать различные воспитательные задачи на новом организационном, кадровом, научно-методическом уровне. Специфика дополнительного образования такова, что позволяет осуществлять «воспитание без назидания», через творческую деятельность детей, включённых в разнообразные занятия по интересам.

Сила системы дополнительного образования в её специфичности, нетрадиционности методов и форм работы, новом уровне взаимодействия

детей и взрослых, в том, что она позволяет вершить великие задачи воспитательной системы.

    Дополнительное экологическое образование предоставляет широкий выбор для   ребенка видов, форм, содержания деятельности, основанных на нестандартных ситуациях общения с природой, воспитания экологической культуры личности.

Человека, наделенного экологической культурой, отличает умение достигать  гармонии как со своим внутренним, так и с внешним миром.

     Экологического воспитание способствует  формированию у детей экологического сознания, в основе которого заложено понятие о том, что человек является частью природы и потому зависит от нее не только биологически, но и духовно, учась у нее симметрии, гармонии, ритму, целесообразности. Обозначенный подход обуславливает переориентацию сознания ребенка и способствует формированию нового видения мира, нового мироощущения, при котором человек и природа выступают членами природного сообщества. Необходимо воспитывать у человечества «благоговение» перед любым проявлением жизни; люди должны понимать, что каждый живой организм имеет право на жизнь, и уважать это право вне зависимости от своих симпатий и антипатий.

        В связи с вышеизложенным,  необходимо воспитывать гуманное отношение, милосердие и экологическую культуру у подрастающего поколения. Экологическая культура включает в себя эмоциональное отношение, практические поступки и поведение учащихся в природе и социуме.

     Таким образом, экологическое воспитание направлено на:

  • формирование у учащихся понятия о ценности природы и ценности жизни;
  • системы умений и навыков взаимодействия с природой,
  • ответственности за сохранение  планеты и природного наследия в целом.

2.Особенности воспитательной системы эколого- биологического отдела.

Воспитательная система эколого- биологического отдела формируется вокруг основных событий учебного года и традиционных дел:

  • День знаний
  • Посвящение в экологи
  • Природоохранные акции
  • Конкурсы, выставки, фестивали
  • Работа «Клуба выходного дня»
  • Походы, экскурсии в природу
  • Практическая работа на учебно- опытном участке  
  • Программа «Каникулы»

Воспитательная система  имеет свои особенности:

  • соответствие экологического содержания, объема и характера воспитательной работы возможностям и условиям, созданных в учреждении;
  • скоординированность всех воспитательных мероприятий, их педагогическая целесообразность, необходимость и достаточность, согласованность планов действий всех учебных объединений, четкий ритм и разная организация реальной жизни;
  • наличие сложившегося коллектива взрослых и детей, живущего по своим законам, правилам, традициям;  

В центре воспитательной системы отдела находиться обучающийся, активно взаимодействующий с социокультурной средой. На эффективность формирования экологической культуры личности обучающегося влияет богатство реального жизненного опыта человека, связывающего его с

окружающим миром. Личный опыт обучающегося является основной базой для педагогической работы.

Обучающийся рассматривается нами  не только как объект воспитательных воздействий, но и как субъект воспитания: он является участником воспитательного процесса, в котором сам формирует себя как личность под воздействием воспитательных влияний. Ребенку предоставляется возможность пробовать, учиться на собственных ошибках, выбирать, предвидя последствия своего выбора. Такое воспитание можно назвать демократическим. В нём можно рассматривать обучающихся и педагогов как партнеров, принимающих активное участие в формировании личности ребенка. В этом смысле процесс воспитания объявляется двусторонним: с одной стороны, воспитательное влияние, с другой – собственная деятельность обучающегося.

Педагоги эколого- биологического отдела  организовывают  усилия обучающихся на достижение конкретной цели.

Система экологического  воспитания в нашем отжделе направлена на то, чтобы каждый обучающийся получил возможность творчески развиваться, комфортно заниматься и эффективно использовать полученные знания.

Итогом эффективной работы всех компонентов воспитательной системы  является формированию жизнеспособной личности,  способной   планировать свои действия и управлять собой, обладающей адекватной самооценкой, умеющей работать в команде, умеющей самоутвердиться в обществе, способной самой принимать решения и нести за них ответственность, ориентированную  на нравственные и общечеловеческие ценности, гуманное взаимодействие с окружающей средой, имеющую потребность в постоянном совершенствовании, мотивированную на сохранение своего здоровья и здоровый образ жизни, с четкой гражданской позицией, умеющей реализовывать свои  творческие возможности.

3.Цели и задачи  программы

Миссия естественнонаучного отдела МОАУ ДОД «ЦРТДЮ» состоит в создании развивающей среды, обеспечивающей  условия для непрерывного экологического образования и воспитания школьников.

Основной целью программы является формирование экологической культуры школьников.

Чтобы реализовать данную цель, необходимо решить следующие задачи:

  • реализовать  познавательные и других интересы и потребности  обучающихся через изучение природы своей малой и большой Родины, природы Земли в целом, по средствам  непрерывного экологического воспитания и образования;
  • организовать  и претворить  в жизнь посильные социально-  значимые дела, акции, ролевые игры по сохранению и приумножению природного наследия;
  • создать банк данных форм и методов природоохранной работы;
  • формировать нравственные экологические позиции личности;
  • включать детей и подростков в экологическое движение, экологически ориентированную деятельность;
  • развивать активную жизненную позицию обучающихся, стремление к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды;
  • формировать гражданскую позицию, готовность к самостоятельным решениям в ситуациях нравственно- экологического выбора;
  • воспитывать потребности, направленные на соблюдение здорового образа жизни;

4.Основные принципы  программы:

  В основу данной программы положены основные принципы экологического воспитания:

- Научность. Предполагает знакомство обучающихся с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развитию познавательного интереса, формированию основ его мировоззрения;

- Деятельность – основа обучения. Экологические знания должны стать основой формирования мотивации участия в посильных видах деятельности по сохранению окружающей среды. В процессе самой деятельности происходит становление и формирование отношения “ребенок – окружающая среда”.

- Доступность материала для обучающегося определенного возраста;

- Гуманистичность – этот принцип связан с понятием экологической культуры и означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни.

- Прогностичность – формирование элементарных представлений о существующих в природе взаимосвязях и на их основе – умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха и труда.

- Преемственность в работе с дошкольными образовательными учреждениями, общеобразовательными и средними специальными учреждениями и т.д., принцип, позволяющий на каждом этапе обучения закреплять и совершенствовать знания и умения, достигнутые на предыдущем этапе обучения.

  • Интеграция формальных и дополнительных видов образования, т.е. создание целостного образовательного пространства превращающегося в общество обучающихся и обучающих.

- Принцип учета регионального компонента. Воспитание экологического сознания должно проходить на материале близком восприятию обучающихся.

- Конструктивизм – позитивный подход в выборе содержания экологического образования, т.е. обучение принятию экологически грамотных решений и определении стратегии позитивных изменений. Воспитание ответственности за состояние улицы микрорайона, города, страны и всей нашей планеты в целом.

5.Этапы  реализации программы:

Воспитание успешно, если оно системно. Целостность природы личности требует и целостного подхода к ее воспитанию.

Воспитательная система эколого- биологического отдела  делится на три этапа:

1.Раскрытие личности – младший школьный возраст.

2.Развитие личности – средний школьный возраст.

  3.Становление и самоактуализация личности обучающегося – старший школьный возраст.

Младший школьный возраст характеризуется повышенной эмоциональной активностью и поэтому является очень благоприятным  для формирования заботливого отношения к природе.

Содержания , формы и методы работы с детьми данного возраста ориентированы на :

  • развитие  у детей способности сопереживать растениям и животным;
  • содействие эмоциональному восприятию детьми родной природы;
  • формирование простых навыков по уходу за растениями и животными уголка живой природы;
  • развитие умения наблюдать за окружающей природой; и т.д.

На данном этапе организуются  экскурсии в природу, проводятся экологические тропы, дети включаются в работу детского экологического движения «Сюновичок», участвуют во всех  природоохранных акциях, трудятся на учебно- опытном участке.

Для подростков характерно более высокое развитие коммуникативных и познавательных умений и навыков. В этот возрастной период происходит осознание ценности природы для общества и человека.

На этом этапе мы стараемся активно включить школьников в практическую и трудовую природоохранную деятельность. Это:

природоохранные акции «Живи родник», «Вторая жизнь малым рекам», «Чистодвор», «Цветник» и др., исследовательская деятельность, разработка экологических проектов по защите окружающей среды.

Экологическая деятельность старшеклассников характеризуется готовностью к практическому взаимодействию с объектами природы. На этом этапе происходит формирование системы научных экологических знаний, воспитанники включаются в исследовательскую деятельность по изучению и сохранению природного богатства своего края.

Анализ возрастных особенностей  личности ребенка  позволяет нам обоснованно подойти к выбору содержания, форм и методов работы с воспитанниками, определить характер педагогического воздействия в плане развития личности ребенка.

Экологическое воспитание в эколого- биологическом отделе реализовывается через различные  формы организации образовательного процесса:

  • природоохранную деятельность;
  • проектную деятельность;
  • исследовательскую деятельность;
  • конкурсные  мероприятия;
  • экологическое движение младших школьников «Сюновичок»;
  • совместную работу с другими организациями; и т.д.

6.Содержание программы

      В программе участвуют  обучающиеся естественнонаучного  отдела МАУ ДО«ЦРТДЮ», индивидуальные участники из числа учащихся школ города, познающие и улучшающие окружающий мир и природное наследие.

      Программа построена на теоретическом изучении природы и экологии как науки и практической деятельности по сохранению окружающей среды.

      В ходе реализации программы обучающиеся  овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать проблемы экологии нашего региона и страны в целом, познакомиться с разнообразием животного и растительного мира области, страны и планеты, причинами нарушения экологического равновесия.

      В практической части программы обучающиеся  знакомятся с теми видами деятельности человека, которые не приносят вреда природе, а также вносят свой посильный вклад в сохранение природы.

      В рамках данной программы обучающиеся  приобщаются к здоровому образу жизни через активные виды отдыха: экологические игры на местности, акции, экскурсии и т.д.

7.Направления работы по реализации программы:

Выбор направлений воспитательной работы  в отделе осуществляется на основе и в соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития и интересов обучающихся, выявления проблем в личном развитии и межличностных отношения:

7.1.Экологическое

Цель:  воспитание ценностного отношения к природе.

Задачи:

  • Расширение знаний по экологии, географии, истории.
  •  Расширение эмоционального опыта общения с представителями животного и растительного мира.
  •    Расширение знаний об окружающем мире.
  •    Развитие творческой, познавательной и созидательной активности;
  •     Формирование эмоционально- чувственной сферы личности.
  •    Воспитание потребности в здоровом образе жизни.

Данное направление реализуется посредством следующих  образовательных программ: «Природоведы», «Юный натуралист», «Юный эколог», «Мир вокруг нас», «Юный биолог» «Зоология с основами экологии» и др. а так же через различные виды деятельности:

Формы и виды деятельности:

1.Конкурс фоторабот «Зеленая планета»(ежегодная; представлена авторскими снимками пейзажей природы,  животных и растений, редких природных объектов и явлений)

2.Выставка «Зеркало природы»(ежегодная; представлена поделками из природного материала, живописью, графикой, флористикой)

3.Выставка «Юннат»(ежегодная; представлены экспонаты сельской продукции и урожая с учебно- опытного участка СЮН)

4.Экскурсии в природу (знакомят с животными организмами в естественной среде обитания, учат бережно относиться к природе)

5.Праздники, фестивали, посвященные природе (День прилета птиц, Умники и умницы, Уши, лапы и хвосты и др.)

6.Уголок живой природы  ( наблюдение за животными уголка. Воспитание на примере заботы о братьях наших меньших)

7.Экологические тропы «Удивительное рядом» Практическая  деятельность в районе тропы осуществляется в следующих направлениях: уборка мусора, очистка родника, развешивание кормушек, огораживание  муравейников и т.д)

8.Проектная и исследовательская деятельность.( научно практическая конференция «первый шаг в науку», защита экологических проектов «Давай докажем. Что не зря на нас надеется Земля»

9.Природоохранная деятельность( в рамках детского

Экологического  движения «Сюновичок» проходят акции «Птицеград», «Чистодвор», «Цветник», «Жив, родник» и др.

10.Областной экологический форум «Зеленый край- Зеленая планета»

(итоговая презентация всей природоохранной деятельности за учебный год)

7.2.Интеллектуальное

Цель: оказание помощи учащимся в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни.

Задачи: 

  1. Стимулирование познавательной деятельности
  2. Создать условия для продвижения обучающихся в интеллектуальном развитии.
  3. Осмысление обучающимися человеческих знаний, как средства благополучного развития Человека и природы.

Данное направление реализуется посредством следующих  образовательных программ: «Исследователи окружающей среды», «Окружающий нас мир», «Биолог», «Природа и фантазия» и направлена на обучающихся разного возраста.

Формы и виды деятельности:

    1.Проектная и исследовательская деятельность.(Научно практическая конференция «Первый шаг в науку», защита экологических проектов «Давай докажем, что не зря на нас надеется Земля»

2.Участие в НОУ, олимпиадах, конкурсах.

3. Участие обучающихся в областной очно- заочной школе «Эрудит» ( решает задачи: подготовку к поступлению в ВУЗ и обучение навыкам научно- исследовательской работы)

7.3.Гражданско-патриотическое

Цель: Воспитание патриотов своей малой родины, обладающих экологической культурой, уважающих свои традиции, обычаи своего родного края.

Задачи:

- Развивать интерес к опытнической и исследовательской работе по изучению и сохранению природных богатств своего края.

- Формировать гражданское самопознание, стремление к изучению и сохранению природных богатств своего края. 

В содержании деятельности отдела по формированию гражданско- патриотического сознания детей и подростков выделяются  три основные, тесно взаимосвязанных направления :

  1.Изучение природы своего родного края.

  • составление летописи природы;
  • мониторинг окружающей природной среды ( описание и оценка почвы, воздуха, воды и т.д);
  • участие в научно- практической конференции; экологических форумах, слетах;
  • участие в благоустройстве окружающей среды (акции «Чистодвор», «Живи, родник», «Цветник», «Акватория» «Вторую жизнь речке Разбойка», «За будущее парка»);
  • развешивание и подкормка птиц (акция « Каждой пичужке- наша кормушка»)
  • работа на пришкольном учебно- опытном участке;
  • создание экологических троп;
  • заготовка лекарственных трав;

 2. Изучение культуры своего края:

  • изучение истории родного края;
  • изучение культуры и традиций, народных обычаев, связанных с природой и использованием ее богатств, нормами поведения в природе;
  • участие в создании рисунков, слайдов, видеофильмов «Зеркало природы»;
  • участие в конкурсе «Эко собкоры сообщают»
  • пропаганда и формирование здорового образа жизни;

   3. Общественное мнение:

  • популяризация детского экологического движения «Сюновичок», привлечение в ее ряды друзей и всех заинтересованных лиц;
  • участие в формировании общественного мнения в защиту природы и человека;
  • пропаганда здорового образа жизни;
  • проведение бесед, диспутов среди детей, родителей, населения;
  • совместная работа с различными природоохранными организациями;

Данное направление реализуется посредством следующих  образовательных программ: «Юный эколог», «Юные исследователи природы» и тд.

Формы и виды деятельности:

1. Детское экологическое движение «Сюновичок» 

Задачи  детского экологического движения определены в следующем:

- вовлечение молодежи в активную практическую природоохранную деятельность, направленную на решение экологических проблем;

- формирование у молодого поколения патриотического экологически ориентированного мировоззрения;

2. Природоохранные акции

     3.Тематические беседы;

     4. Областной конкурс «Подрост»-сохранение и и бережное отношение лесных богатств Оренбуржья.

     5. Конкурс фоторабот и видеофильмов  «Моя малая родина»

     6. Конкурс «За чистоту родного края»  проводится ежегодно и рассчитан на многолетнюю работу по природоохранной деятельности в своей «малой родине»

    7.Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, с интересными людьми;

    8. Экспозиция «Ваш подвиг в наших сердцах» в рамах  чествования 65 годовщины  Великой победы.

   9.Конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам;

7.4.Валеологическое

Цели:

1)использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации обучающимся значимости физического и психического здоровья человека; воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения;

2) обучение правилам безопасного поведения  на улице и дорогах;

Задачи: 

  • Формировать у обучающихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
  • Знакомить обучающихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
  • Способствовать формированию навыков грамотного передвижения по улицам, через дорогу.
  • Познакомить обучающихся с правилами поведения на улице, дороге, в транспорте, на природе.
  • Познакомить обучающихся с дорожными знаками, сигналами светофора.

Вся образовательная деятельность в эколого- биологическом отделе проходит на основе здоровьесберегающих технологий. Это: допустимые возрастные нагрузки, учет контингента воспитанников, физкультминутки, упражнения для снятия напряжения и т.д.

Все  общеразвивающие программы    реализуют валеологические аспекты. Но есть и специальные программы, которые ориентируют обучающихся на здоровый образ жизни: «Азбука здоровья» «Юный медик» «Физиология человека» и др.

Формы и виды деятельности:

1 Спортивные праздники и соревнования.  

   2. Фестиваль «Здоровым быть полезно»

   3.Цикл бесед по ППД.

 4.Экскурсии в природу ( занятия на свежем воздухе снижают утомляемость детей, улучшают их эмоциональное состояние)

 5. Зоотерапия ( использование животных уголка живой природы для улучшения физического и психического состояния детей)

  6 Дни здоровья.

 7. Конкурс рисунков и плакатов « Мы за здоровое будущее»

  8. Дискуссия « Курение- это модно?»

  9. Обучение воспитанников ОБЖ

Актуальность обучения обучающихся основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений. Задача педагога - систематизировать знания обучающихся о правилах безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях, сформировать конкретные навыки и модели поведения в обществе. Залогом успешности данной работы может стать сочетание разнообразных по содержанию и форме видов

деятельности, что способствует развитию у детей смекалки, фантазии, эрудиции, умения логично рассуждать и делать выводы.

7.5.Нравственное

Цель: обучение обучающихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Задачи: 

  • Формировать у  обучающихся нравственную культуру миропонимания.
  • Формировать у обучающихся осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.
  • Воспитание доброго отношения к родителям, к окружающим людям, сверстникам.
  • Воспитание добросовестного отношения к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям.

Формы и виды деятельности:

1. Мероприятие, посвященное Дню Матери, Дню защитника Отечества

     2. Конкурс рисунков, газет, плакатов, посвященных знаменательным

датам;

3. «Крона и корни» (создание родословного древа семьи)

Человек, как дерево, как цветок, которые не могут цвести, плодоносить без корней. Воссоздавая самих себя в прошлом, в настоящем и будущем, мы как бы живем в этих трех измерениях. Кто я, откуда я, кто мои родители, сколько у меня бабушек и дедушек и кем они были? Каждый человек должен ощущать свои корни. Работая над родословной, дети узнают много нового о своей семье, а заодно проверяют себя, свой характер и свою способность доводить дело до конца.

4. Цикл бесед: 

  • «Школа вежливости»
  • «О доброте и отзывчивости»
  • «Ты не один на свете»

Эти занятия представляют собой соединение нравственной беседы с играми. Разнообразные подвижные игры, психологические игры и упражнения, музыкальные произведения помогают детям почувствовать и научиться понимать эмоции, выражать их мимикой, пантомимикой, интонацией. Полученные умения и навыки закрепляются во время разыгрывания сюжетов. Исполняя роли, обучающиеся передают настроение героев, отражают их поступки, анализируют ошибки, предлагают позитивные модели поведения.

7.6.Трудовое

Цель: предоставление обучающимся возможности для мотивированного участия  в  решении местных экологических проблем.

Задачи:

  • Формирование у обучающихся положительного отношения к труду.
  • Развитие потребности в творческом труде, самопознании и профессиональном самоопределении.
  • Работа педагогов по профориентации школьников.

Данное направление  является  системообразующим  в формировании экологической культуры обучающихся.

В основе данного направления лежит весь учебный процесс, природоохранная деятельность.

Формы и виды деятельности:

1.Участие обучающихся во всех природоохранных акциях и операциях.

2.Беседы «Кем я хочу стать»

3.Областная выставка «Юннат»( повышение культуры труда, профессиональное самоопределение ребят)

4.Работа на учебно- опытном участке (обеспечение практической направленности образовательного процесса, формирование трудолюбия )

7.7.«Досуг»

Цель: создание условий для проявления  у обучающихся  инициативы и самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях.

Задачи:

  • Создание условий для равного проявления у обучающихся своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности.
  • Использование активных и нестандартных форм  деятельности  обучающихся, отвечающих их интересам и возможностям.
  • Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.

Формы и виды деятельности:

1.Участие в делах объединения.

   2. Работа Клуба выходного дня

 Содержание работы Клуба:

-индивидуально-консультативная

-экскурсионная

-организационно- массовая

-развлекательно- познавательная

-работа в уголке живой природы

3.Цикл мероприятий «Спешите делать добро».

4. Походы, праздники,

5. Час общения. Посиделки и тд.

7.8.«Работа с родителями»

Цель:  Повышение педагогической культуры родителей, внедрение новых технологий сотрудничества педагогов и родителей отдела в интересах развития личности ребенка.

Задачи взаимодействия:

-формирование активной педагогической позиции родителей;

-вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;

-активное участие родителей в воспитании детей и массовых мероприятиях эколого- биологического отдела

Формы  взаимодействия эколого- биологического отдела и семьи   -анкетирование родителей;

-индивидуальные беседы;

-проведение консультаций на разнообразные темы;

-оформление уголка сменной информации для родителей (памятки для родителей, информационные объявления, тематические стенды);

-родительские собрания;

-наглядные формы пропаганды.

7.9. Профилактическая работа

1.Работа с детьми « группы риска».

2.Профилактические  беседы о антисоциальном поведении (наркомании, алкоголизме и т.п.) ( см. направление Валеологическое)

8.Сроки реализации программы

  1. Сентябрь, октябрь – озеленение, субботники по сбору мусора, экскурсии в лес, парк города, тематические  часы и т.д..
  2. Ноябрь, декабрь – изготовление кормушек, экскурсии в музей, экологические игры,  изготовление листовок, буклетов, экологическая акция «Покорми птиц зимой».
  3. Январь, февраль – сбор корма для птиц, экскурсия в музей, выступление агитбригад, тематические часы, экологическая акция «Покорми птиц зимой».
  4. Март, апрель –  «Дни защиты от экологической опасности» (экологический двухмесячник) - День Земли, День Воды, День птиц,  изготовление скворечников, игры на местности, озеленение, изготовление листовок  «Внимание, первоцветы», субботник по уборке территории СОШ города, фотовыставка.
  5. Май, июнь, июль, август – завершение «Дней защиты от экологической опасности» , турпоходы, расчистка родников, работа на учебно- опытном участке.

9.Ожидаемые результаты:

  • формирование творчески активной обучающихся, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное в мире природы;
  • изучение богатства природного наследия;
  • формирование нравственных и деловых качеств;
  • гражданская сознательность;
  • получение хорошей базы для самоопределения и профориентации;
  • укрепление здоровья;
  • трудовая активность;
  • формирование нравственно –целостной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек.

10. Литература

1.Каргина З.А. Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей //Внешкольник 2012-№9

2.Кудрявцев В.Н.Изменение ценностных ориентаций учащихся по отношению к природе как фактор воспитания и развития личности. //География в школе 2013-№3

3.Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. М.: Педагогическое общество России, 2004.

4.Симонова Л.П. Начальная школа в системе непрерывного экологического образования. //Экологическое образование 2012- № 3.

5.Тавстуха О.Г. Педагогические основы развития экологической культуры учащихся в процессе дополнительного образования. диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Оренбург, 2001.

6.Цветкова И.В. Школа экологической культуры: моделирование // Экологическое образование 2014- № 2,4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Городское школьное лесничество как эффективная форма непрерывного экологического образования"

Существование в окружении бетонных стен, бензиновых выхлопов, шума автодорог, приводит к негативному влиянию усиливающейся урбанизацией на детей,  в них слабо развито чувство любви к природе, к Р...

Карта педагогического опыта Городское школьное лесничество как эффективная форма организации непрерывного экологического образования.

Человек, живущий в городе,  часто лишен самого простого общения с природой, а ведь человек часть природы, он не может жить вне ее без использования ее ресурсов, от этого зависит здоровье человека...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАМКАХ НАУЧНО-УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

В данной работе автор - Украйченко А.А. представляет непрерывное экологическое образование в рамках центра "Экологическое краеведение"...

Развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся в системе непрерывного экологического образования

В МБОУ «Карагайская СОШ № 2» работа с детьми, проявляющими особые интеллектуальные и творческие способности, ведётся в соответствии с общешкольной программой «Одарённые дети».  Наша школа в Караг...