Развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся в системе непрерывного экологического образования
статья ( класс) по теме
В МБОУ «Карагайская СОШ № 2» работа с детьми, проявляющими особые интеллектуальные и творческие способности, ведётся в соответствии с общешкольной программой «Одарённые дети». Наша школа в Карагайском районе является опорной по экологическому образованию, поэтому приоритетное направление в программе «Одарённые дети» занимает блок «Экология. Творчество. Вдохновение».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Трефилова Раиса Поликарповна,
МБОУ «Карагайская СОШ № 2», с. Карагай Пермского края,
учитель биологии
Развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся в системе непрерывного экологического образования
Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н.Дубинина о том, «что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые предоставляет ему мозг». Проблема заключается в том, что во многих школах нет целенаправленного системного подхода в работе с одарёнными детьми, которые быстро проходят начальные уровни развития интеллекта и оказывают сопротивление всем видам репродуктивных работ. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования нацелен на развитие личности и предполагает системно-деятельностный подход в работе с детьми [4]. В МБОУ «Карагайская СОШ № 2» работа с детьми, проявляющими особые интеллектуальные и творческие способности, ведётся в соответствии с общешкольной программой «Одарённые дети». Поскольку наша школа в Карагайском районе является опорной по экологическому образованию, то приоритетное направление в программе «Одарённые дети» занимает блок «Экология. Творчество. Вдохновение». Работа с учащимися осуществляется поэтапно. 1 этап – диагностика (используются методики В.А.Ясвина, Гилфорда или Торренса). 2 этап – анализ итогов диагностики, увлечений и достижений учащихся. 3 этап – разработка индивидуальных траекторий развития и их реализация. 4 этап – анализ деятельности учащихся по реализации личных образовательных программ. 5 этап – коррекция индивидуальных траекторий развития, заполнение «Индивидуальных карт успеха». 6 этап – представление портфолио на общешкольный смотр-конкурс «Наши успехи в экологическом образовании» [1].
Таким образом, данный подход ведет к изменениям в личностной сфере ученика, способствует формированию универсальных и предметных учебных действий на более высоком уровне. Детская одаренность рассматривается, прежде всего, как высокие творческие возможности ребёнка, его способность к достижению оригинального результата в какой-либо области. Одаренные отличаются от обычных мальчиков и девочек не столько способностью усваивать чужое, сколько потенциалом создавать свое [3].
В экологическом образовании могут проявить себя дети с разными типами одарённости: интеллектуальным; академическим, художественным. Учащихся привлекает широкий спектр возможных направлений: творческие задания при подготовке к урокам и на уроках, элективные курсы экологической направленности и профильное обучение, олимпиады и дистанционные экологические Интернет-проекты, творческие экологические конкурсы, исследовательская и проектная деятельность во внеурочное время. Задача педагогов – наставников (тьюторов) – на основе диалога и совместного поиска помочь своему подопечному выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального образовательного маршрута, развивая экологическое сознание, воспитывая любовь к природе, опираясь на его познавательный интерес к изучению объектов живой природы, способности к самоопределению и самоорганизации [2]. К детям с разным типом одаренности нужен свой подход.
Учащиеся, проявляющие интеллектуальную одарённость, занимаются в секции «Экология» научного общества «Мысль». У каждого члена НОУ составлена своя образовательная программа, которая обеспечивает системность в работе с данными учащимися. И это приносит свои плоды. Мои учащиеся являются не только победителями и призёрами краевых конкурсов исследовательских работ, но и российских: «Энергия будущих поколений», «Природа – бесценный дар, один на всех», «Первые шаги», «ЮНЭКО», «Юность. Наука. Культура», «Человек на Земле» и др. Ребята с удовольствием участвуют в Интернет-проектах, планируя пути достижения положительного результата, осознанно выбирая наиболее эффективные способы решения познавательных задач. В Международной Интернет-олимпиаде «Экология и энергетика» с 2010 по 2014 гг. мои учащиеся были победителями и призёрами. В 2012 г. две мои ученицы награждены дипломами 2 и 3 степени очного этапа Всероссийского конкурса «Юность. Наука. Культура». В 2013 году призёром Всероссийской олимпиады «Созвездие» стала ученица 10 класса. В 2014 году ученик 9 класса, а в 2016 году ученица 8 класса стали победителями очного этапа Всероссийского конкурса «Экологический поиск» в г. Екатеринбург.
Учащиеся с академическим типом одарённости, прежде всего, умеют блестяще усваивать знания, то есть учиться. Особенности их познавательной сферы (мышления, памяти, внимания), некоторые особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно легким. Медалисты, те ученики, которых принято называть гордостью школы, чаще всего проявляют именно этот тип одаренности. Системная и целенаправленная работа в области экологического образования способствует тому, что ежегодно учащиеся школы становятся стипендиатами премии главы Карагайского района и премии губернатора Пермского края «Юные дарования Прикамья». В 2010 году на краевом форуме «Будущее России» премия Президента РФ в поддержку талантливой молодёжи была вручена моей ученице 10 класса Лучниковой Наталье, победителю и призёру многих экологических интеллектуальных и творческих конкурсов, председателю школьного ученического Совета «Эколидер». В 2015 году Томилов Александр, Попова Полина и Федосеева Вероника отмечены Знаком «Гордость Пермского края» и стипендией Губернатора.
Творческая одаренность, прежде всего, характеризуется нестандартным восприятием мира, оригинальностью мышления, насыщенной эмоциональной жизнью. Такие дети проявляют себя в конкурсах рисунков «Мир заповедной природы» (награждены дипломами Центра охраны дикой природы, г. Москва), в творческих конкурсах Пермского и Московского зоопарков «Экология. Творчество. Дети», «Птица года», в конкурсе электронных презентаций «Жемчужное ожерелье Прикамья», в конкурсе рисунков «Зелёная планета глазами детей» и фоторепортажей «Экообъектив» Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета».
Участие в экологических мероприятиях позволяет учащимся оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы и проектирования своего жизненного пути. Ежегодно выпускники школы, в том числе и мои учащиеся, поступают в ВУЗы, лицеи и колледжи г. Перми на эколого-биологические, медицинские и сельскохозяйственные специальности. Экологические объединения обучающихся становятся победителями конкурса «Эколидер», конкурсов проектов «Живи, Земля», «Зелёное лето», краевого слёта школьных лесничеств.
Таким образом, программа «Одарённые дети» обеспечивает расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей учащихся. Реализуя цели и задачи экологического образования, педагогический коллектив школы продолжает поиск новых организационных форм по выявлению детей, имеющих ярко выраженные способности разных типов, внедрению новых педагогических технологий по развитию детской одаренности, совершенствованию системы целевого управления этой работой.
Литература
- Трефилова Р.П. Система работы с одарёнными детьми в области экологического образования // Дифференцированный подход к выбору форм и методов реализации непрерывного экологического образования: (по материалам V Всероссийского семинара-конф. «Экологическая культура как один из определяющих факторов в решении социально-значимых задач»)/под ред.М.В.Медведевой.- М.: ООДЭД «Зелёная планета», 2012. – 48.
- Примерные программы по учебным предметам. Биология. 6-9 классы. Естествознание. 5 класс: проект. - М.: Просвещение, 2010.
- Панютина Н.И., Рагинская В.Н. Система работы образовательного учреждения с одарёнными детьми. – Волгоград, 2007.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М-во образования и науки Рос.Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка творческого проекта "Развитие интеллектуального и творческого потенциала на уроках биологии в процессе активной деятельности"
Творческое мышление формируется в учебном процессе как результат активного участия в позновательной коллективной дятельности. Использование интерактивных заданий и моделей способны стимулировать интер...
Повышение качества образования, создание образовательной среды для развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся
Современная школа многообразна и сложна и непрерывно изменяется. В условиях модернизации наблюдается рост конкуренции среди образовательных учреждений, и как следствие этого, перед л...
Методическая разработка творческого проекта "Развитие интеллектуального и творческого потенциала на уроках биологии в процессе активной деятельности"
Творческое мышление формируется в учебном процессе как результат активного участия в позновательной коллективной дятельности. Использование интерактивных заданий и моделей способны стимулировать интер...
Обобщение опыта по теме "Организация проектной деятельности в условиях школьного НОУ как эффективное средство развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся".
Цель опыта: систематизировать учебно - методический материал для создания модели проектно - исследовательской деятельности с учащимися 8 - 11 классов в условиях школьного НОУ....
Система педагогического опыта по работе с одаренными обучающимися как средство развития интеллектуального и творческого потенциала.
Данная работа представляет собой описание из опыта системы работы с одарёнными обучающимися. Здесь показана модель деятельности, способствующая добиться высоких результатов, интересные формы и методы ...
Презентация «Активизация и социализация личности в системе непрерывного экологического образования»
Актуальность и новизна-Больше возможностей для непрерывного подхода-Использование современных педагогических технологий-Постоянное совершенствование программн...