Обобщение опыта по теме "Организация проектной деятельности в условиях школьного НОУ как эффективное средство развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся".
материал на тему

Цель опыта: систематизировать учебно - методический материал для создания модели проектно - исследовательской деятельности с учащимися 8 - 11 классов в условиях школьного НОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty_uchitelya.docx71.46 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Меленковского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Архангельская средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза Краснова Виктора Михайловича».

                          Тема опыта:

«Организация проектной деятельности  в условиях школьного НОУ как эффективное средство развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся».

                                                 

  Автор опыта:

Козина Ольга Михайловна,

                                                                                         учитель русского языка и литературы высшей

                                                                                          квалификационной категории

                                                                                   МБОУ «Архангельская СОШ

                                                                                    им. Героя Советского Союза    

                                                             Краснова В.М.»                                                                                

Г. Меленки, 2014 год.

Содержание:

I.Информация об опыте

1. Условия возникновения опыта    ---------------------------------------- стр. 3-4

2. Актуальность опыта-------------------------------------------------------- стр.4-5

  • Теоретическая база опыта-------------------------------------------- стр.6-7
  • Ведущая педагогическая идея опыта------------------------------ стр. 7
  • Новизна опыта---------------------------------------------------------- стр. 8

II.Технология опыта---------------------------------------------------------- стр.8-14

III.Результативность опыта------------------------------------------------- стр.14-17

IV.Библиографический список-------------------------------------------- стр 18

V.Рецензия на опыт работы------------------------------------------------ стр.19

VI.Приложения к опыту----------------------------------------------------- стр.20-31

Условия возникновения опыта

 Российская школа переживает сегодня серьезные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков пришел  федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения,  в основе которого лежат формирование компетентностного подхода, развитие универсальных учебных действий. Формирование УУД направлено на последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в образовательной деятельности, включению действий исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования.  Активное участие в работе школьного НОУ создает возможность успешного овладения необходимыми УУД.

       Опыт по теме «Организация проектной деятельности  в условиях школьного НОУ как эффективное средство развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся» возник в условиях школьного общества учащихся МБОУ «Архангельская СОШ им. Героя Советского Союза Краснова В.М.                                                                                                                                                                 Научное общество школьников «Эврика», созданное в 2012-2013 учебном году, объединяет учащихся 8-11 классов. Цель организации НОУ – дать ученику возможность развить свой интеллект и  творческие задатки с учетом индивидуальных особенностей и склонностей через научно – исследовательскую деятельность. Работа в НОУ дает ученикам возможность закрепления учебных навыков и приобретения новых компетенций:

- развивает у школьников творческие способности и вырабатывает исследовательские навыки;

- формирует аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований;

- дает возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию;

- воспитывает целеустремленность и системность в учебной деятельности.

НОУ «Эврика» работает по двум направлениям: естественно – математическом - «Поиск» и гуманитарном - «Исследователи». Выбор темы работы НОУ был обусловлен следующей проблемой: в школе была организована работа со школьниками, желающими заниматься научно - исследовательской деятельностью. Чтобы заинтересовать детей познанием нового, преподавателям необходимо было найти оригинальные формы и методы работы.

Я остановилась на  проектной  деятельности, так как  в основе метода лежит развитие познавательных навыков, критического и творческого мышления учащихся самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Выбранная мною тема педагогической деятельности соответствует и задачам школы, работающей по теме «Проектирование образования на деятельностной основе»:

- обеспечить высокий уровень знаний выпускников, умение самостоятельно приобретать и применять их на практике;

- вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс;

- способствовать формированию личности с высоким нравственным, духовным потенциалом, готовой к реализации нестандартных задач.

Объект исследования: интеллектуальное и творческое развитие в условиях НОУ.

Предмет исследования: система работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей на основе проектной деятельности.

Актуальность и перспективность опыта

     Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС второго поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования. 

Одним из вариантов в решении проблемы может стать обращение к методу учебных проектов как технологии развития умений учиться. В настоящее время метод проектов все чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся проектов.  Исследователи характеризуют метод учебного проекта как:

  • личностно-ориентированный;
  • обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
  • развивающий умения самовыражения, самопрезентации и рефлексии;
  • формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
  • воспитывающий целеустремленность, ответственность,  инициативность и творческое отношение к делу;
  • интегрирующий знания, умения и навыки из разных дисциплин.

Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, формирует самооценку. Проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе ее осуществления учащиеся приобретают богатый опыт совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. В проектной деятельности школьников приобретение знаний, умений и навыков происходит на каждом этапе работы над проектом. Причем, основная цель учебной деятельности выступает перед школьниками в косвенной форме. И необходимость ее достижения усваивается школьниками постепенно, принимая характер самостоятельно найденной и принятой цели. Ученик приобретает и усваивает новые знания не сами по себе, а для достижения целей каждого этапа проектной деятельности. Поэтому процесс усвоения знаний проходит без нажима сверху и обретает личную значимость. Кроме того, проектная деятельность межпредметна. Она позволяет использовать знания в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.

 В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности – таких, как способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивая новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий. Внимание педагога направляется на вовлечение каждого школьника в активную познавательную и творческую деятельность. Учитель должен не просто передать знания, а создать условия для активного познания и получения детьми практического опыта. Учащиеся должны не просто усвоить информацию, а активно ее искать, критически осмысливать, использовать на практике.

Метод проектов является эффективным методом обучения, способствующей активной мыслительной деятельности.

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельно приобретать знания в процессе решения практических задач  или проблем, что требует интеграции знаний из различных предметных областей. В основе метода лежит развитие познавательных навыков, критического и творческого мышления.

 Литература и русский язык как учебные предметы – плодотворная почва для проектной деятельности. В старшем школьном возрасте возникает множество мотивов, которые могут быть удовлетворены через проектную деятельность: стремление к личностному самоопределению, самостоятельности, рефлексии, потребность в общественном познании своей деятельности. Готовность старшеклассников к проектной работе определяется еще одним возрастным параметром. Психологически старшеклассники готовы к проектной деятельности и могут испытывать в ней настоятельную потребность.

Использование проектного метода на уроках обладает большим дидактическим и развивающим потенциалом, способствует достижению высоких результатов в обучении и развитию положительной мотивации учебной деятельности. Но в рамках урока трудно организовать работу над проектом, так как классно - урочную форму не всегда легко совместить с активной творческой деятельностью обучающихся. НОУ дает возможность учащимся четко организовать и выполнить за определенный срок проектную работу. Проектная работа, основанная на личностно - деятельностном подходе, очень гибка и предполагает индивидуальную настройку каждого проекта для каждого участника. Одаренные дети не всегда охотно занимаются проектной деятельностью, так как воплощение идеи проекта требует поиска средств, организации условий групповой работы, управления временем. Они встречаются с техническими трудностями, которые затеняют исходную идею, попытки разрешить эти трудности оттягивают на себя энтузиазм детей, и постепенно он пропадает, уступая место разочарованию. Учителю необходимо найти и выстроить такое «мотивационное пространство», которое бы создало интерес к работе у каждого ученика.

Актуальность моего  опыта определяется противоречием между необходимостью организации проектной деятельности школьников и отсутствием разнообразия форм работы. Эти противоречия привели к необходимости создания методической системы работы с детьми, занимающихся проектной деятельностью в условиях НОУ.

Теоретическая база опыта

     Проектная деятельность привлекает внимание многих педагогов, как исследователей, так и практиков. В латыни, откуда к нам пришло слово «проект», оно означает «выброшенный вперед», «выступающий»,  «бросающийся в глаза». Проектный метод предполагает такой способ достижения цели, который включает детальную разработку проблемы, а она, в свою очередь, должна завершаться достижением реального практического результата.

Более трехсот лет назад великий чешский мыслитель, основоположник теоретической педагогики А.Я.Коменский высказал идею внесения в деятельность учащихся  исследовательского стимула для успешности обучения: «Людей следует учить главнейшим образом тому, чтобы они черпали знания не из книг, а наблюдали сами небо и землю, дубы, буки, то есть чтобы они исследовали предметы, а не помнили бы только чужие наблюдения и объяснения».

 Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 20-е годы прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и он был связан с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи и его учеником У.Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе через деятельность учащегося в соответствии с его личными интересами в этом обучению.

Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов во главе с русским педагогом С.Т.Шацким в 1905 году. Под его руководством была организована группа сотрудников- единомышленников, которые пытались активно использовать проектные методы в практике преподавания.

В послереволюционной  России метод проектов внедрялся очень широко и активно. Вероятно, тогда идеологи образования видели в нем преодоление академизма классической гимназии. Он получил развитие в творчестве педагога А.С.Макаренко. Но в 1931 году метод проектов был осужден и запрещен постановлением ЦК ВКП (б). Существенно позже, в 1984 году, своеобразное развитие метода проектов произошло уже в рамках обучения взрослых. Д.Колб ввел представление об обучении через опыт. Это обучение, в котором выделяется четыре этапа:

- опыт, проживание некоторой ситуации;

- рефлексия произошедшего;

- обобщение результатов рефлексии, формирование понятий, концепций;

- проектирование – создание ситуаций нового опыта.

Такая схема стала популярной  в ситуациях обучения взрослых, хотя оказала большое влияние и на общее образование. Эта схема часто используется для характеристики обучения, ориентированного на самого обучающегося.

В настоящее время в России постепенно возрождается метод проектов, его применение связано прежде всего с идеей воспитания человека, умеющего работать, постоянно проявляя свою инициативу, ставящего себе широкие практические задачи и умеющего их выполнять. Вопросы применения в современных условиях метода проектов как средства активизации самостоятельной учебно – познавательной деятельности школьников получают отражение в трудах М.Ю.Бухаркиной, В.Гузеева, М.В.Моисеевой, А.П.Орешко, Н.Ю.Пахомовой, Е.С.Полат, И.Д.Чечель и других.

Метод проектов активно используется уже более 100 лет. Проект всегда направлен на решение практической задачи. Человек, реализующий тот или иной проект, не просто ищет нечто новое, он решает реально вставшую перед ним проблему.

Остановимся на характеристике основных понятий, раскрывающих сущность метода проектов в истории педагогики и на современном этапе.

Проект есть ряд опытов детей, связанных между собой таким образом, что сведения, приобретенные от одного опыта, служат к развитию и обогащению целого потока опытов. Таким свойством может обладать только деятельность, которая связана с окружающей ребенка реальностью и основывается на актуальных детских интересах (У.Х.Килпатрик).

Метод проектов – система обучения, при которой учащиеся приобретают и применяют знания и умения в процессе совместного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов (Российская педагогическая энциклопедия).

Метод проектов – это совокупность учебно – познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной последующей презентацией этих результатов (В.П.Щеглова).

Метод проектов – способ достижения образовательной цели  через детальную разработку проблемы  (технологии), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (Е.С.Полат).

Современные педагоги: В.В.Давыдов, В.И.Андреева утверждают, что проектная деятельность успешно развивает интеллект, оригинальность мышления, творчество.

Интеллект – это мыслительная способность, умственное начало человека. (Ожегов).

Интеллект – общая познавательная способность, определенная готовность человека к усвоению, использованию знаний и опыта, также к разумному поведению в проблемных ситуациях.

Творчество (креативность) - относительно устойчивая характеристика личности, сущность которой составляют умственные процессы, ведущие к решениям, идеям, осмысленному созданию художественных форм, теорий или любых продуктов, которые являются уникальными и новыми (Психолог Домашенко И.А.)

Ведущая педагогическая идея.

   

    Мой подход к организации проектной деятельности школьников направлен на гармоничное развитие творческих и интеллектуальных способностей через реализацию методической системы работы. Реализация этой идеи происходит через очное (занятия в НОУ) и заочное (дистанционное) обучение учащихся.

Новизна опыта

     Проектный метод использован как дидактический инструмент на занятиях НОУ для создания предпосылок развития природной любознательности и творческого потенциала.

Практика показала, что проведение проектной деятельности требует много времени для изучения материалов, освоения информационных ресурсов, поэтому ее использование в послеурочной деятельности не позволяет в полном объеме отрабатывать проектные умения. Эта проблема может решиться через организацию дистанционного обучения. Мною была разработана программа дистанционного обучения «Искусство создания проекта»

Для диагностики уровня развития у учащихся проектных умений используются разные варианты способов оценки проектов.

Оценка проектной деятельности может осуществляться по итогам письменной рефлексии. Взяв за основу методику А.В.Иванова «Критерии оценки выполнения проектных и учебно – исследовательских работ» (Сборник программ «Исследовательская деятельность», М.: Просвещение, 2012), адаптировала ее к условиям своей школы и  разработала карту оценивания деятельности учащихся.

Технология опыта

     Цель педагогического опыта:

Систематизировать учебно-методический материал для создания модели  проектно-исследовательской деятельности с учащимися 8-11 классов в условиях школьного НОУ.

Задачи:

1.Разработать систему занятий, направленных на развитие  интеллектуальных   и исследовательских способностей старшеклассников через реализацию индивидуальных творческих планов.

2. Организовать дистанционное обучение « Искусство создания проекта».

3. Создать банк диагностик по отслеживанию развития проектных умений школьников.

В работе с учащимися мной поставлены и решаются следующие цели и задачи:

обучающая: обучение школьников методу проектов;

развивающая: развитие интеллектуальных и творческих способностей, развитие учебно - познавательных умений: аргументировать, формулировать проблему, проводить исследование, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практической ситуации, фиксировать и анализировать их результат, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы; развитие творческих умений: оформлять свои исследования в презентационном виде;

воспитательная: воспитывать у учащихся умение вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при выполнении совместных действий, воспитывать  организованность, способность к анализу, рефлексии.

Работу по развитию умений и навыков проектной деятельности учащихся

9-11 классов можно условно разделить на три этапа.

Подготовка к проектной деятельности.

   Работу по организации проектной деятельности я начала с проведения диагностики по изучению интересов, склонностей и проектных умений для самооценки учащихся. Знание особенностей учащихся 9 – 11 классов поможет оптимально организовать занятия в НОУ, выбрать формы и методы работы.

1.Диагностирование по изучению интересов и проектных умений учащихся.

Чем интересуюсь

Что знаю о проектной деятельности

Имею опыт проектной деятельности

2. Диагностирование по теме: «Предрасположенность детей к различным видам деятельности» (по методике А.Хаан, Г.Каф):

Технические способности

26%

Музыкальный талант

20%

Способности к научной работе

26%

Артистичный талант

33%

Незаурядный интеллект

20%

Спортивный талант

46%

Литературное дарование

40%

Художественные способности

33%

Анализ оценки учащихся уровня владения проектными умениями на начало выполнения проекта позволило спланировать работу с учащимися при выполнении проекта, помогло в поиске и выборе направлений в проектной деятельности. С учетом интересов учащихся составила банк с тематикой проектов (Приложение 1).

Ведение проектной деятельности возможно лишь в том случае, если учащиеся будут владеть алгоритмом проектной деятельности. Мною был составлен портфолио документов по подготовке и проведению проектной работы.

Содержание проектной деятельности.

Целью данного этапа является развитие навыков проектной деятельности, их дальнейшее практическое совершенствование.

Поиск разнообразия форм работы привел к необходимости создания методической системы работы

При практической реализации проектного метода использовала следующие формы работы:

  • занятия в школьном НОУ (научном обществе учащихся)
  •  дистанционные курсы  Приложение 2
  • индивидуальные консультации
  • экскурсии  Приложение 3

виды деятельности:

  • лекции
  •  собеседования
  • исследования
  •  скайп – опросы, скайп - консультации
  •  работа с научной литературой
  •  презентации

В организации проектной работы  выделила следующие этапы:

(Этапы выполнения индивидуальной исследовательской работы по О.П.Калачихиной)

1.Определение темы проекта

2.Выявление проблемы и цели проекта

3.Составление плана работы

4.Сбор информации

5.Анализ информации, формулирование выводов

6.Презентация

7.Оценка проекта, рефлексия.

Механизм запуска проектной деятельности:

(Взаимодействие учителя и учащихся в процессе работы над проектом в логике Т.И.Шамовой)

I. Определение темы проекта

« Учитель – советчик»

На организационном этапе работы учитель проводит вводную беседу, для того чтобы выяснить уровень подготовки учащихся по данному типу деятельности. В зависимости от того, насколько старшеклассники владеют теоретическим материалом о проектной технологии, будет зависеть сложность работы над проектом.

Учащимся предлагаются вопросы:

- Что такое проект?

- Какова структура проекта?

-  Назовите этапы работы над проектом.

-Каковы основные требования к проектной деятельности?        

Учитель готовит наглядность – карточку «Структура проекта»:

1.Анализ ситуации, формулирование замысла, цели.

2.Реализация проекта.

3.Подготовка продукта

4.Презентация и защита проекта.

Для учителя важно постоянно следить за тем, какие темы для проектов выбирает ученик, так как излишняя трудность темы чаще всего бывает причиной невыполнения задания.

II.Выявление проблемы и цели проекта

«Учитель – помощник»

На данном этапе работы над проектом учитель помогает грамотно составить вопросы для социологического опроса.

III. Составление плана работы. Сбор информации.

«Учитель – организатор действий»

Выбрав методы работы, составив предварительное планирование, учащиеся разбиваются на группы. Обычно бывают  3 группы по 3 человека. В группах начинается распределение должностей. Учитель готовит анкету:

«Кем я хочу быть в процессе подготовки проекта?»

- социологом (хочу проводить социологический опрос, анализировать результаты)

- аналитиком (хочу анализировать собранную литературу)

 - юристом (хочу анализировать правовую базу проблемы и проектирования)

К услугам учащихся представлена школьная библиотека, Интернет, телефонная связь. Для социологических опросов старшеклассники обращаются к школьникам 9 – 11 классов. Готовят нормативно – правовую базу проекта.

Собрав информацию, учащиеся составляют план проекта. Учитель редактирует план действий, и учащиеся приступают к его реализации.

IV. Осуществление проекта.

«Учитель – консультант»

На данном этапе работы учитель выступает в роли консультанта.

V.Презентация и защита проекта.

«Учитель – помощник»

Умение представить созданный продукт – одна из востребованных компетентностей в наше время. Для презентации желательно создать праздничную ситуацию, обязательно – наличие комиссии. На данном этапе работы учитель помогает учащимся в презентации итогового продукта. Чем более доброжелательной будет ситуация предъявления продукта, тем больше шансов у детей достойно выполнить роль отвечающего за результаты общей работы.

VI.Оценка проекта. Рефлексия.

«Учитель – эксперт»

Работа над проектом завершается подведением итогов деятельности участников.

Необходимо заранее познакомить учащихся  со списком критериев оценивания:

Карта оценивания проектных работ

Критерии оценки

Баллы от 1

- соответствие содержания работы сформулированной теме,

 - поставленной цели и задачам;

- актуальность,

 - оригинальность,

- практическая значимость темы,

- отражение в теме проблемного вопроса.

самостоятельность в выборе и анализе языкового материала и проведения исследования

- наличие авторской позиции,

 - собственных выводов или собственного мнения по теме,

- творческий подход в решении задач

научный уровень работы (опора на научно – популярную литературу)

- качество полного письменного варианта текста работы,

 - наглядность и иллюстративность работы,

- культура оформления

качество презентации работы (уместное использование мультимедийных средств, раздаточного материала и т. д.)

качество устного выступления:

-  логика изложения, ораторское мастерство,

- доступность,

- умение отвечать на вопросы,

- соблюдение регламента

результаты апробации продукта

эффективность работы в группе:

- умение взаимодействовать в группе с другими участниками проекта,

- личный вклад в проект,

- умение организовать работу.

полученные результаты

реализация проекта

Баллы: высокий – 3 балла

            средний – 2 балла

            удовлетворительный – 1 балл

           неудовлетворительный – 0 баллов.

В заключение очень важно провести рефлексию. Он позволяет учителю и ученику осознать конечный смысл проделанной работы. Можно провести анкетирование:

Анкета.

  1.Чему вы научились, занимаясь проектной работой?

2.Где вы можете использовать полученный опыт?

3.Что вызвало интерес в проектной работе?

4.Что было трудно?

В своей работе использую следующие типы проектов:

Исследовательские проекты полностью подчинены логике исследования: аргументация актуальности темы, определение проблемы исследования, обозначение задач исследования; определение методов исследования, источников информации; выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы; обсуждение полученных результатов, формулирование выводов, оформление результатов исследования. Помимо специальных умений проверяются умение находить информационный ресурс как в традиционных источниках, так и в сети интернет, умение публично защищать проведенную работу.

Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Реализация таких проектов помогает учащимся сформировать в своем сознании образ писателя, поближе познакомиться с его творчеством, найти интересную дополнительную информацию. При создании проектов данного типа осуществляется тесное взаимодействие с информационным центром школы – библиотекой, учителями истории, информатики.

Информационные проекты изначально направлены на сбор информации о каком – то объекте, явлении.

Практико – ориентированные проекты отличает четко обозначенный результат деятельности участников проекта.

При подготовке к ЕГЭ и ОГЭ старшеклассникам важно уметь не только находить ответы на готовые вопросы, но и конструировать задания. Данный вид работы учит самостоятельно овладевать теоретическим материалом, применять его на практике и ликвидировать пробелы в знаниях.

Адресная направленность опыта:

  • опыт может быть интересен учителям русского языка и литературы;
  • для педагогов, интересующихся проектной деятельностью;
  • для руководителей кружков;
  • для руководителей школьного научного общества учащихся;
  • для учащихся, увлекающихся проектной деятельностью.

Библиографический список

1. Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей детей. М., 2010.

2.Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. М., «Педагогическое общество России», 2009

3.Грапицкая А.С. Научить думать и действовать. М., «Просвещение». 1991.

4. Зак А.З. Методы развития способностей у детей. М,  «Просвещение», 2009.

5.Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. Вопросы психологии, «Просвещение», 1989

6.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., Академия, 2000

7.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., «Просвещение»,1998

8.Якиманская И.С. Личностно – ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.

Интернет – ресурсы:

http://pedsovet.org

http://festival.1September.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Проектная деятельность как средство воспитания самостоятельности и самореализации обучающихся»

в докладе рассматривается технология проектного обучения, её преимущества, достоинства и ограничения. Подводятся результаты внедрения технологии проектов в образовательный процесс....

Повышение качества образования, создание образовательной среды для развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся

Современная  школа многообразна и сложна и  непрерывно изменяется. В условиях модернизации наблюдается рост конкуренции среди образовательных учреждений, и как следствие этого,  перед л...

Проектная деятельность как средство развития и реализации творческого потенциала

Современный этап развития системы образования в России характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и...

Развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся в системе непрерывного экологического образования

В МБОУ «Карагайская СОШ № 2» работа с детьми, проявляющими особые интеллектуальные и творческие способности, ведётся в соответствии с общешкольной программой «Одарённые дети».  Наша школа в Караг...

Творческий отчет об обобщении передового педагогического опыта по теме:« Проектная деятельность на уроках английского языка как эффективное средство повышения мотивации обучающихся к изучению предмета »

Творческий отчет об обобщении передового педагогического опыта по теме: « Проектная деятельность на уроках английского языка как эффективное средство повышения мотивации обучающихся к изучению предмет...

Система педагогического опыта по работе с одаренными обучающимися как средство развития интеллектуального и творческого потенциала.

Данная работа представляет собой описание из опыта системы работы с одарёнными обучающимися. Здесь показана модель деятельности, способствующая добиться высоких результатов, интересные формы и методы ...

Обобщение педагогического опыта "Предметная декада как эффективное средство развития интеллектуально-творческих способностей обучающихся"

Предметная декада дает возможность развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся, несёт эмоциональный заряд: творчество никого не оставляет равнодушным. Самое главное - это заинтерес...