Обобщение опыта по теме: «Проектная деятельность как средство воспитания самостоятельности и самореализации обучающихся»
статья по биологии по теме

ПОЛЯНИЧЕВА НИНА ОЛЕГОВНА

в докладе рассматривается технология проектного обучения, её преимущества, достоинства и ограничения. Подводятся результаты внедрения технологии проектов в образовательный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_rabota_obobshchenie_opyta.docx54.84 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Информация об опыте………………………………………………………….2

Технология опыта………………………………………………………………7

Результативность опыта………………………………………………………14

Библиографический список…………………………………………………..19

Информация об опыте

Актуальность

Сегодняшний выпускник школы заинтересован в получении практико-ориентированных знаний, которые нужны ему для успешной интеграции в социум и адаптации в ней. Поэтому важнейшими задачами общего образования на современном этапе можно отнести следующие:

  •   научить организовывать свою деятельность – определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые  результаты;
  •   научить объяснять явления действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, т.е. выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать их значимость;
  •   научить ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей – различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формировать и обосновывать собственную позицию;
  •   научить решать проблемы, связанные с выполнением человеком определенной социальной роли (избирателя, потребителя, пользователя, жителя определенной местности и т.д.) – сформировать способность анализировать конкретные жизненные ситуации и выбирать способы поведения, адекватные этим ситуациям;
  •   сформировать ключевые навыки (ключевые компетентности), имеющие универсальное значение для различных видов деятельности, - навыки решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативные навыки, навыки измерений, навыки сотрудничества;
  •   подготовиться к профессиональному выбору, т.е. научиться ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда, в собственных интересах и возможностях, сформировать знания и умения, имеющие  значение для обучения в профессиональном учебном заведении.

Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и методических приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора и анализа необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. К таким методам и приемам могут быть отнесены проектные технологии, которые я использую как на уроке, так и во внеурочной и внеклассной работе. Проектные и исследовательские методы дают возможность:

  1. Формировать информационную компетентность. У большинства современных школьников избыточная информация не превращается в системное осмысленное знание.
  2. Утвердить деятельностный подход в обучении. В этом случае ученик переходит от пассивного получения готовых отчужденных знаний к созданию собственного образовательного продукта.
  3. Создать условия для внедрения в педагогический процесс индивидуальных образовательных траекторий.
  4. Обеспечить практико-ориентированное обучение. Выпускник современной школы заинтересован в получении именно практико-ориентированных знаний, которые нужны ему для успешной интеграции в социум и адаптации в нем.
  5. Формировать коммуникативные компетентности (межличностное общение, общение с помощью электронных средств связи и т.д.).

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим методам XXI века, как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества.

Образовательные ценности сегодня, это:

  • высокие культурные и нравственные характеристики выпускника;
  • его уникальные качества личности;
  •  способность к саморазвитию.

Для актуализации данных образовательных ценностей необходимы новые технологии, нацеленные на развитие личности, способной к самоопределению и сотрудничеству, а также свободно ориентирующейся в современном информационном пространстве. Именно данные качества позволяют создавать среду образовательного учреждения, работающую на формирование компетентностей.

Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности по биологии является средством формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь:

- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Проектная деятельность обеспечивает формирование личностных УУД:

•Формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения; 

• Воспитание целеустремлённости и настойчивости;

коммуникативных УУД:

• Умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром,

• Способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

• Умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения

регулятивных УУД:

• Умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;

• Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени

познавательных УУД: сбор, систематизация, хранение, использование информации.

Метод проектов является базовой технологией реализации образовательных стандартов нового поколения, и потому каждый современный учитель в обязательном порядке должен овладеть этим педагогическим инструментом.

Такое значение проектному обучению придаётся в связи с тем, что в его режиме формируется инновационное поведение личности, подразумевающее готовность к разрешению проблем, технологическую готовность (понимание инструкции, четкое соблюдение алгоритма деятельности), готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов, готовность к социальному взаимодействию и другие актуальные компетенции.

       В своей работе я использую идею известного  педагога В.А. Сухомлинского - «Знания становятся убеждениями при том условии, если ученик использует их для приобретения новых знаний, для расширения кругозора, для получения ответа на многочисленные вопросы…»

 В связи с этим темой самообразования я выбрала «Проектную деятельность как средство воспитания самостоятельности и самореализации обучающихся» (на 2011 – 2014 гг.)

Цели и задачи самообразования:

 Цели:

  • Углубленное изучение предметов биологии, методики её преподавания.
  •  Формирование способности творчески работать, внедрять инновационные технологии в учебный процесс.
  • Обеспечение более высокого уровня профессиональной компетентности.

Задачи:

  • изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;
  • повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения инновационных технологий;
  • выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих учителей;
  • совершенствование видов и форм диагностики и контроля;
  • разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов, пополнение медиатеки по предмету.

Я считаю, что использование в своей работе проектной технологии поможет мне достигнуть поставленных перед современным  образованием  целей.

Технология опыта

Постановка цели и задач педагогической деятельности

Цель опыта: формирование способов активной познавательной деятельности обучающихся и самостоятельности.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:        

 - организация образовательного процесса, позволяющего стимулировать интерес к исследовательской деятельности на уроках биологии и во внеурочное время;

 - разработка методических рекомендаций по организации и сопровождению проектной деятельности обучающихся;

 -проектирование путей внедрения проектной деятельности в образовательный процесс;

 - организация участия во всероссийских,  региональных и муниципальных конкурсах и конференциях;

 - вовлечение обучающихся в работу школьного научного общества.

Применение метода проектов в учебной деятельности

В своей работе я стараюсь использовать проекты различной типологии. Это могут быть исследовательские,  информационные, поисковые, творческие (по характеру доминирующей деятельности учащихся); индивидуальные, парные, групповые проекты (по количеству участников); краткосрочные и долгосрочные. Чаще всего выполняемые проекты имеют комплексный характер, сочетая в себе несколько видов.  Коротко остановлюсь на характеристике каждого типа проекта.

Исследовательские проекты – нацеливают учащихся на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез. Эти проекты обладают большими потенциальными возможностями формирования творческого мышления, рациональных приемов умственной деятельности и сообразительности, самостоятельности в принятии решений.  Учитель из носителя готовых знаний превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.

Информационные поисковые проекты – предполагают сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления – сообщения, доклада, реферата.

Творческие проекты – направлены на разработку новых оригинальных идей, продуктов совместной деятельности, представляемых в творческой форме (творческий отчет,  стенгазета, бюллетень, журнал, альманах, компьютерная презентация и т.д.).

Важной задачей сегодня  является создание реальных условий для творческого саморазвития не только отдельной личности, но и всего коллектива в целом. Я считаю, что в школе основной должна стать ориентация на формирование у каждого ученика опыта творческой деятельности путем его вовлечения в коллективный поиск. Таким образом, я считаю, что парные и групповые проекты более эффективны по сравнению с индивидуальными. Хотя очень часто учителя используют индивидуальные проекты с хорошо успевающими учениками, при этом, не принимая во внимание тех ребят, кто слабее.

     При групповом решении проблемы используются разные возможности членов группы. Участие в групповой деятельности дает возможность многим ребятам приобрести навыки самоуправления, сотрудничества, взаимопомощи. В условиях группы происходит перестройка позиции каждой личности, изменяются ценные установки, ориентиры каждого из участников взаимодействия, что приводит к новым формам взаимодействия учеников друг с другом и с учителем.

   В проектной деятельности и учитель, и ученик – активные субъекты образовательного процесса. Для меня как учителя метод проектов – это возможность реализовать теоретические знания через продуктивные педагогические технологии; для учеников – достижение такого уровня образованности, который обеспечит решение задач в различных сферах жизнедеятельности, используя теоретические знания.

Проектная деятельность учащихся позволяет использовать разные взаимосвязанные педагогические  технологии, такие как исследовательские, разноуровневые, личностно – ориентированные, технологию обучения в сотрудничестве. Единые цели, подходы к работе над проектом способствуют формированию коллектива единомышленников – учителя и учеников, что обеспечивает совершенствование педагогического мастерства, получение учениками качественных интегрированных знаний и умений, которые используются в практической деятельности, расширяют образовательное пространство.

      Поэтапная работа позволяет проанализировать, исследовать, диагностировать деятельности ученика.

Основные этапы работы над проектом:

Выявление и анализ  проблемы и вытекающих из нее задач.

Определение целей и задач проекта.

Выдвижение гипотезы их решения.

Выбор форм, методов и средств  реализации выбранного проекта.

Обсуждение способов оформления конечных результатов.

Сбор, систематизация и анализ необходимой информации.

Подведение итогов, оформление результатов проектной деятельности, презентация полученных результатов.                                        

Начиная с 6 класса, я включаю ребят в проектную деятельность. Конечно, в силу возраста, здесь типичны информационные проекты, когда ученики готовят  по определенному плану сообщения, доклады, а затем выступают с ними  на уроке. Ребята с интересом подбирали материал по темам «Растения - паразиты», «Тропизмы и настии», «Роль К. Линнея в развитии систематики», «Открытие двойного оплодотворения у покрытосеменных растений», «Гидропоника» и др.  Обучающимися 7 класса подготовлены доклады по темам: «Общественные насекомые», «Происхождение земноводных», «Паразитические плоские черви», «Бабочки». Такая деятельность очень востребована у детей, которые интересуются жизнью растений и животных. Эти проекты связаны с поиском информации в различных источниках: журналах, книгах, энциклопедиях, активно используют Интернет. Поиск информации в различных источниках требует определенных умений: отобрать нужную информацию, систематизировать её, сравнить, выделить главное и второстепенное.

Обучающиеся 9-11 классов могут создать и компьютерную презентацию своих работ («Современная теория эволюции», «Искусственные и естественные экосистемы», «ДНК и РНК», «Геном человека», «Теории возникновения жизни на Земле» и др.).   Ученикам 8 класса даю возможность проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании газеты, плаката, бюллетеня о здоровом образе жизни, о влиянии вредных привычек на здоровье человека.

Проектную деятельность учащихся можно рассматривать и как особое направление внеклассной работы по биологии и химии. В своей работе я стараюсь, чтобы метод проектов становился  неотъемлемой частью не только уроков, но и внеклассной работы по предмету.   Проектная деятельность учащихся во внеклассной работе позволяет повысить мотивированный интерес к предмету, выработать и отстаивать собственную позицию, развивая критическое мышление. Безусловно, предпочтение всегда отдается межпредметным проектам, основанным на привлечении знаний по экологии, химии, биологии. Во внеклассной работе я чаще всего использую информационные, научно - исследовательские, социально – экологические, творческие проекты.

В качестве примера предлагаю экологический проект «Золотые ключи весны».

 Работу выполнили  Митрофанова Екатерина и  Гребенькова Юлия, обучающиеся 7 класса для конкурса «Зелёная планета».

Обучающихся волнуют экологические проблемы своего края, поэтому целью работы стало изучение видового состава первоцветов на территории деревни 1-е Цветово, а также пропаганда экологической культуры среди обучающихся школы.

Были поставлены следующие задачи:

1. Изучение литературы по теме «Первоцветы», материалов Красной книги Курской области, документов Областной Думы и администрации Курского района по экологической проблеме.

2. Для активизации работы по сохранению раннецветущих  видов запланирован конкурс стенгазет «Сохраним природу родного края», выпуск информационных альманахов, конкурс схем цветочных клумб с включением первоцветов (примул, подснежников), разработка сценариев экологических внеклассных  мероприятий для начальных классов и среднего звена.

3.  Изучение видового состава первоцветов окрестностей д. 1-е Цветово, их морфологических и биологических особенностей, их применение.

4.   Организация экологического ликбеза среди обучающихся школы.

Обучающиеся выяснили, почему в настоящее время особенно остро встает проблема охраны раннецветущих растений. Проект «Золотые ключи весны» позволит реализовать поставленные цели и задачи.

Для изучения   видового разнообразия был выбран маршрутный метод исследования. Он охватил всю территорию окрестностей деревни 1-е Цветово и все основные места произрастания: березово-осиновые посадки, берега пруда и болота.

Используя визуальный метод исследования, обследовали выделенные территории, прилегающие к деревне, отыскивая цветущие растения-первоцветы,  изучали их морфологические и биологические особенности, не срывая их, а только фотографируя, и оформляли записи в тетради. Пользуясь определителем высших сосудистых растений, узнавали видовые, научные названия конкретных растений, к какому семейству они принадлежат, местные названия из бесед с односельчанами. Также  изучили лекарственное применение найденных первоцветов.

На основе анализа дали краткую характеристику растениям-первоцветам и оформили эти сведения в виде альманаха «Золотые ключи весны», где для каждого растения сообщаются его научное и народное названия, в доступной форме описаны морфологические, а также некоторые биологические особенности растений-первоцветов, полезные свойства и применение.

Второй альманах «По страницам Красной книги Курской области»  содержит информацию о некоторых редких и охраняемых раннецветущих растениях, произрастающих на территории Центрально-черноземного государственного природного биосферного заповедника имени профессора В.В. Алехина (Стрелецкий участок). Этот альманах был выпущен в связи с малой информированностью обучающихся школы о редких и охраняемых растениях Курской области (по результатам анкетирования лишь единицы могут назвать краснокнижные виды растений Курской области).

В рамках экологической пропаганды обучающиеся подготовили стенгазеты, призывающие охранять природу родного края, разработали сценарии экологических внеклассных мероприятий для начальных классов и среднего звена, приобрели семена прострела, фиалок, примул для посадки на школьных цветочных клумбах.

 По результатам проведенной работы сделали следующие выводы:

анкетирование обучающихся показало, что данная проблема актуальна для современного общества;

организовать культивирование раннецветущих растений на пришкольном опытном участке и  клумбах;

для сохранения раннецветущих растений необходимо проводить экологическую пропаганду не только среди обучающихся школы, но и среди местного населения;

продолжить исследовательскую работу по изучению многообразия первоцветов местной флоры.

Данный проект был отмечен грамотой Курского эколого – биологического центра.

Я считаю, что  благодаря использованию одного из прогрессивных методов обучения в современной школе – метода учебных проектов, можно наиболее полно выявить и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности обучающихся. Выполнение проектов различных типов  стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы, требует привлечение для этих целей знаний из разных областей. Проектная методика предусматривает развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию, выдвигать гипотезы и способы достижения развития критического мышления. Использованием учителем метода проектов делает учебный процесс творческим, целенаправленным, а ученика - ответственным и целеустремленным. Обязанность учителя - подготовить всех обучающихся к активной познавательной деятельности.

 

Результативность опыта

В ходе исследования проводим мониторинг результатов нашей педагогической деятельности, учебной деятельности обучающихся по предмету.

Результаты итоговой аттестации

Итоговая аттестация,

9 класс биология

Учебный год

Всего обучающихся

Из них сдавало

% успеваемости

% качества

2010- 2011

12

2

100%

100%

2011– 2012

12

2

100%

100%

2012– 2013

19

4

100%

100%

ЕГЭ, биология

Учебный год

Всего  обучающихся

Из них сдавало

Справилось

Средний балл по школе

Средний балл по району

Средний балл

по области

2010 - 2011 г.

3

-

-

-

-

-

2011 - 2012 г.

8

2

2

67,5

48,3

57

2012 - 2013 г.

4

-

-

-

-

-

Результаты участия в  конкурсах

Год

Название конкурса

Класс

Результат

2011

Областная выставка «Юннат – 2011»

6

3 место

2011

Общероссийский проект «Больше кислорода»

8

Диплом участника

2011

Всероссийский игровой конкурс по естествознанию «Человек и Природа» (ЧиП)

10

10

9

1 место в регионе

2 место в регионе

3 место в регионе

2011

Всероссийский дистанционный конкурс по анатомии «Эрудит»

8

8

8

3 место (диплом)

3 место (диплом)

3 место (диплом)

2012

Областной конкурс научных работ «Формирование молодежной научно-интеллектуальной элиты Росии»

9

Участник, свидетельство участника

2012

XIV областной фестиваль школьников «Экос Плюс – 2012»

8-9

Грамота за активное участие

2012

Областная выставка «Юннат – 2012»

8

Грамота за активное участие и оригинальность экспонатов

2012

Районный экологический конкурс «Спасти и сохранить»

10

призёры

2012

Областной экологический конкурс «Спасти и сохранить»

10

участники

2012

Всероссийский дистанционный конкурс по общей биологии «Эрудит»

10

10

4 место (диплом)

5 место (диплом)

2012

Областной конкурс «Зелёная планета – 2012»

8

Грамота за оригинальную работу

2012

Всероссийский игровой конкурс по естествознанию «Человек и Природа» (ЧиП)

5

7

9

8

1 место в регионе

2 место в регионе

3 место в регионе

4 место в регионе

2013

Всероссийский игровой конкурс по естествознанию «Человек и Природа» (ЧиП)

6

3 место в регионе

2013

Районный конкурс «Зелёная планета – 2013»

10

Победители

2013

Областной конкурс «Зелёная планета – 2013»

10

Грамота за оригинальную работу

2013

Областная выставка «Юннат – 2013»

9

Грамота за активное участие и оригинальность экспонатов

2013

Областной заочный конкурс проектов озеленения «Экомарафон – 2013»

6

Победитель

2013

Всероссийский дистанционный конкурс по анатомии «Эрудит»

9

2 место

(диплом)

2014

Всероссийский дистанционный конкурс по анатомии «Эрудит»

9

1 место

(диплом)

2014

Ежегодная акция «Покормите птиц зимой»

1-9

участник

Результаты олимпиад по биологии за три года

Год

Предмет

Уровень

Участник

Класс

Результат

2010 - 2011

биология

муниципальный

Плотникова

Анастасия

10

призёр

2010 - 2011

биология

региональный

Плотникова

Анастасия

10

участник

2011 - 2012

биология

муниципальный

Сорокина Валентина

9

призёр

2012 - 2013

биология

муниципальный

Шатунова Лилия

10

призёр

2013 - 2014

биология

муниципальный

Митрофанов Андрей

10

призёр

2013 - 2014

биология

муниципальный

Шатунова Лилия

11

призёр

Динамика уровня качества знаний по биологии за 3 года.

Таким образом, преимущества внедрения проектно-исследовательской деятельности обучающихся в образовательный процесс  очевидны: у обучающихся в наибольшей степени развиваются исследовательские умения и навыки; формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи; возникает положительная мотивация к учебе. Уровень обученности по биологии составляет 100%, качество знаний повышается в старших классах до 100%. Результаты ЕГЭ составили 67,5 балла (выше областного уровня), ГИА – качество 100%. Обучающиеся активно участвуют в предметных конкурсах и занимают призовые места на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях.

Использование проектной и исследовательской деятельности на уроках биологии, химии имеет положительный результат.    Работа над проектом способствует повышению степени самостоятельности в учебной и внеучебной деятельности обучающихся, организации сотрудничества педагога и учеников,  учеников между собой, развивает их творческую активность. Проектная деятельность позволяет реализовать главную цель стандартов второго поколения – «научить детей учиться» самостоятельно, используя различные источники информации. Таким образом, можно говорить о формировании метапредметных УУД, внедрении системно-деятельностного подхода, который лежит в основе нового ФГОС ООО. Перспективные задачи:

  • Продолжить работу по формированию метапредметных УУД посредством проектной и исследовательской деятельности.
  • Продолжить работу по овладению новыми информационными

технологиями, способствующих введению новых образовательных стандартов.

  • Продолжить работу по распространению педагогического опыта на школьном, муниципальном, региональном уровнях.
  • Продолжить изучать педагогический опыт коллег.

Библиографический список

  1. В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).
  2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000.
  3. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000.
  4. Е. В. Тяглова. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии. - Издательство: Планета, 2011 г.
  5. В. И. Цыбасова. Биология. 11 класс. Проектная деятельность. – Изд-во «Корифей», 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение передового педагогического опыта по теме: Проектная деятельность как средство формирования творческих способностей учащихся на уроках технологии

Уровень опыта по степени новизны- приобретение практических навыков, применяя метод творческого проекта, интерактивные и эвристические методы при формировании творческой личности....

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность на уроках географии и во внеурочной деятельности"

Методические рекомендации об организации проектной деятельности на уроках географии с 5 по 11 класс и во внеурочной деятельности...

Творческий отчет об обобщении передового педагогического опыта по теме:« Проектная деятельность на уроках английского языка как эффективное средство повышения мотивации обучающихся к изучению предмета »

Творческий отчет об обобщении передового педагогического опыта по теме: « Проектная деятельность на уроках английского языка как эффективное средство повышения мотивации обучающихся к изучению предмет...

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность на уроках информатики и во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС"

quot;Проектная деятельность на уроках информатики и во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС"...

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность школьников"

В форме презентации представлено обобщение опыта по проектной деятельности школьников....