Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы"
статья по русскому языку на тему

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1504.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

В соответствии с требованиями ФГОС ООО основными методами обучения являются методы интерактивного обучения.

 И одним из интерактивных методов обучения является метод проектов.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат-опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Проектная деятельность – одна из приоритетных форм организации деятельности учащихся по формированию УУД, направленных на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.

Основной целью проектов является формирование творческого мышления учащихся. В основе учебного процесса оказывается сотрудничество и продуктивное общение учащихся, направленное на совместное разрешение проблем, формирование способности выделять важное, ставить цели, планировать деятельность, распределять функции и ответственность, критически мыслить, достигать значимых результатов.

Важной чертой проектного подхода является гуманизм, внимание, и уважение к личности ученика, позитивный заряд, направленный не только на обучение, но и на развитие личности обучающихся. Для учащегося проект – это возможность максимально раскрыть свой творческий потенциал, проявить свою индивидуальность, попробовать свои силы, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

 Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: макет, рассказ, доклад, концерт, спектакль, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, конференция, электронная презентация, праздник, комплексная работа и т.д.  

      Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные.

В зависимости от вида деятельности можно выделить следующие типы проектов:

  • исследовательский проект – проект, требующий актуальной проблемы исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов; данные проекты подчинены логике исследования и имеют структуру, приближённую к научному исследованию или совпадающую с ним;
  • ознакомительно-ориентированные (информационные) проекты - проекты, направленные на сбор информации о каком-то объекте, явлении; при этом предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории;
  • практико-ориентированные (прикладные) проекты - отличаются четко обозначенным с самого начала результатом деятельности его участников, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников;
  • творческие проекты – проекты, предполагающие проявление творческих способностей, результаты таких проектов оформляются в виде сценария, инсценировки, репортажа, стенгазеты, альбома и т.д.;
  • игровые проекты – проекты, в которых структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы, а участники принимают на себя определённые роли, обусловленные содержанием проекта.

Основные этапы проекта:

1. Выбор темы проекта, распределение по группам.

2. Формулирование цели – целеполагание.

3. Составление плана деятельности.

4. Выполнение проекта (консультации с учителем, корректировка деятельности).

5. Оформление проекта.

6. Представление результата.

7. Самоанализ.

8. Подведение итогов всей работы в целом.

Темы проектных работ для учащихся 5 класса:

Волшебные слова
Говорить правильно, красиво престижно!
Грамотным быть - модно!

Откуда есть пошла грамота на Руси
Заимствованные слова в русском языке
Знаки препинания и их роль в письменной речи
Зачем нужны псевдонимы?
Имена собственные учащихся 5 классов
Книга и электронный словарь. За и против.
Лингвистический анализ названий улиц
Лингвистический журнал «Парад букв русского алфавита»
Место русского языка среди других предметов в нашей школе.
Наши домашние питомцы и русская фразеология
Путешествие в страну "Морфология"

Темы проектных работ для учащихся 6 класса:
Речевой этикет в разных профессиях
Роль системы знаков в современной жизни
Сборник стихов и рассказов о животных
Словарь весёлых слов
Словарь запахов
Словарь футболиста
Слова-паразиты, языковые вирусы
Тематические группы наименования конфет русского происхождения
Типы речевых ошибок школьников
Тире между подлежащим и сказуемым
Утерянные буквы русского алфавита.
Фразеологические обороты в русском языке
Что связывает конфеты и уроки русского языка?
Энциклопедия одного слова
Энциклопедия слова "Ванна"
Энциклопедия слова "Мороз".
Этикетные слова моей семьи
Языковой портрет ученика нашей школы.

Проектная работа, проводившаяся систематически,

  • поможет не только расширить  и углубить знания учащихся, но и сформировать определенный уровень коммуникативной и информационной компетентностей учащихся,
  • разовьёт у обучающихся высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности;
  • сформирует умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий;
  • повысит активизацию деятельности обучающихся;
  • сформирует коммуникативные компетенции;
  • снимет внутренне напряжение;
  • реализует интеллектуальный и творческий потенциал.

Это отразится на уровне знаний и будет способствовать формированию тех качеств личности, которые востребованы в современном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности учащихся"

Проетно-исследовательская деятельность на уроках языка и литературы позволяет гармонично дополнять традиционную классно- урочную систему,   более тесно связана  с жизнью, практикой, сти...

Обобщение опыта. Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы.

Развитие речи  учащихся на уроках русского языка и литературы...

Обобщение опыта по организации проектной деятельности на уроках русского языка и литературы

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор...

Обобщение опыта работы.Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы

На современном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. Вот некоторые из них:желание развития творческого мышления,потребность в развитии письменной и у...

Обобщение опыта работы.Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы

На современном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. Вот некоторые из них:желание развития творческого мышления,потребность в развитии письменной и у...

Обобщение опыта работы.Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы

На современном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. Вот некоторые из них:желание развития творческого мышления,потребность в развитии письменной и у...

Обобщение педагогического опыта по теме:«Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы».

Работа состоит из 4-х разделов. I. Введение.II. Теоретическая база опыта.III. Пути осуществления активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.1. Технология развит...


 

Комментарии