Главные вкладки

    Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность на уроках информатики и во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС"
    методическая разработка по информатике и икт на тему

    Седых Светлана Павловна

    "Проектная деятельность на уроках информатики и во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon opyt2018.doc227.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Седых Светлана Павловна

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 12

    с углублённым изучением отдельных предметов» г.Губкина Белгородской области

    Защита опыта по теме:

    «Проектная деятельность на уроках информатики в условиях реализации ФГОС»

            

                                                                              Автор опыта:

                                                                              Седых Светлана Павловна

                                                                              учитель информатики

                                                                              МОУ «СОШ № 12 с углубленным

                                                                              изучением отдельных предметов»

                                                                              г. Губкина Белгородской области

    Губкин

    2018 год


    СОДЕРЖАНИЕ

    Информация об опыте

    Тема опыта…………………………………………….…………………….……3

    Условия возникновения,  становления опыта………………..………...….…...3

    Актуальность опыта ……..……………………………………………………....3

    Сущность опыта….................................................................................................4

    Длительность работы над опытом………………………………………………4

    Теоретическая база опыта……………………………………………………….4

    Новизна опыта ……………………………….………………………….………5

    Технология опыта…………………………………………………………………6

    Результативность опыта…………………………….…………………………...13

    Библиографический список…….……………………………………………….15

    Приложения ……………………………………………………..………………16


    Информация об опыте

    Тема опыта

    «Проектная деятельность на уроках информатики в условиях реализации ФГОС».

    Условия возникновения, становления опыта

    В связи с внедрением в основной школе ФГОС были установлены   требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностные, предметные и метапредметные.

    Основной процедурой оценивания достижения метапредметных результатов является защита индивидуального проекта, выполнение которого обязательно для каждого учащегося 8-11 класса, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету. Важным условием становления опыта стал собственный интерес к обозначенной проблеме, обусловленный стремлением придать своей деятельности направленный, практический характер.

    .

    Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности.

    Актуальность опыта

    С 2014  в нашей школе реализуется ФГОС второго поколения, поэтому остро стал вопрос о подготовки обучающихся к созданию и защите индивидуальных проектов.

    Работая в классах с неустойчивым интересом к  информатике и в классах социально-экономического и информационно-технологического профиля (где уровень интересов становиться приоритетным)  необходимо организовать деятельность учащихся на учебных занятиях таким образом, чтобы каждый из них постигал новую высоту в познании и свободно мог применить полученные знания  на практике в повседневной жизни.

            В начале обучения в 7 классах было проведено тестирование по методике Сакса – Леви «метод незаконченных предложений», направленное на выявление исходного состояния уровня практической активности школьников. В результате тестирования высокая практическая составляющая и  хорошая способность к обучению выявлена у 42 учащихся, что составило 44% обучающихся.

    Это привело к выводу о необходимости развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности есть не что иное, как ключевые компетентности. Они формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий – проектных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

    Одна из китайских пословиц гласит:

                          Если я слышу, я забываю,

                      Если я вижу, я понимаю,

                          Если я делаю, я запоминаю.

    Таким образом, ведущая цель обучения в школе подчинена созданию необходимых инновационных предпосылок для комплексного решения проблемы повышения эффективности учебного процесса.

    При этом естественным образом возникают противоречия:

    • между неэффективными традиционными методами и формами обучения и необходимостью развития творческой деятельности и способностей учащихся;
    • между необходимостью выработки глубоких, прочных, осознанных знаний и острым дефицитом учебного времени из-за насыщенности программы;
    • между групповой формой обучения и индивидуальным развитием личности учащегося с применением элементов разноуровневого обучения;
    • между стремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражению и обязательным единым планом и режимом

    Сущность опыта

     Ведущая педагогическая идея опыта заключается в практической реализацию полученных результатов в том или ином продукте деятельности. Обучающийся должен осознать, где и как он может применить полученные знания для решения значимой для него проблемы, и обосновать, аргументировать своё решение. Он должен изучить разные точки зрения, разные подходы к решению проблемы, т.е. достаточно целенаправленно работать с информацией. Вместе с тем в процессе практической и теоретической деятельности, в процессе самостоятельных наблюдений, экспериментальной, лабораторной работы он приобретает собственное знание, «конструирует» его. Это знание становится ЕГО знанием, а не абстрактной научной мыслью.

    При этом будут формироваться и развиваться исследовательская и познавательная компетентности школьников с целью их более высокой адаптации и социальной самореализации на уроках информатики и во внеурочной деятельности.

    Длительность работы над опытом

    Примерно к 2003 году информатика потеряла свой приоритет  - как новейшего предмета, компьютер занял место домашней техники и не стал уже чудом электроники, соответственно и снизилась мотивация учащихся к изучению предмета. Чтобы заинтересовать детей «рутинной» работой, учителю стало необходимостью применение необычных методов и приемов в обучении. Это оказало своё действие. Я заметила, что уроки с применением проектной деятельности запоминались учащимся больше, чем обычные стандартные уроки, что и  подвигло меня  боле подробное изучение данной темы. Разработка опыта продолжалась четыре года, в течение которых уточнялись и корректировались отдельные моменты, тщательно изучалась динамика роста качества знаний  учащихся. За эти годы, учащиеся стали более творчески подходить к работе, у них стало меньше пробелов в знаниях (которые обычно случаются из-за пропусков уроков) и соответственно возросло качество знаний, что доказывают административные контрольные работы и результаты ОГЭ.

    Для работы были разработаны определенные этапы выполнения проекта,  которые направлены на достижение максимальной эффективности проектной работы.

    I этап. Организационный. Включает в себя представление и создание группы учащихся для работы над проектом.

    II этап. Выбор и обсуждение главной идеи будущего проекта. Он включает определение целей и задач (зачем этот проект, что ученики узнают и чему научатся по завершении работы над этим проектом); обсуждение стратегии достижения поставленных целей и уточнение проектов (т.е. какие темы будущих проектов помогут ученикам узнать то-то и научиться тому-то, и каков общий план работы над конкретным проектом, обеспечивающий достижение поставленной задачи).

    III этап. Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся на уроке и во внеурочное время.

    IV этап. Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов. Общий простой план на этом этапе становится развернутым, выделяются этапы и их задачи (подзадачи) и распределяются между группами учащихся с учетом их интересов, определяются планируемые результаты и способы их решения, оформления.

    V этап. Собственно работа над проектом. Тщательно разработанные задания для каждой группы учащихся и подобранный (если это необходимо) материал позволяют учителю не вмешиваться в работу группы, выполняя роль консультанта. Предполагается интенсивный обмен информацией, мнениями, полученными результатами.

    VI этап. Подведение итогов. На этом этапе группы рассказывают о проделанной работе, результаты обобщаются и оформляются в виде книги, журнала, видеофильма, газеты, Web-сайта.

    Организуя работу над проектами, следует начать с изучения интересов учащихся, выбора тематики проектов и подготовки учеников к работе по этим проектам.

    Теоретическая база опыта

    Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США, Его называли также методом проблем и связывали  с идеями гуманистического направления в образовании. В современной педагогике он используется в работах Е.С Полат, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент системы образования.

    Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые:

    1. Наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

    2. Планирования действий по разрешению проблемы.

    3. Исследовательская работа учащихся.

    Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

    4. Результат работы над проектом- продукт.

    5. Подготовленный продукт должен быть представлен общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, проект требует презентации.

    То есть проект – это “пять П”:

    Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

    Прежние методики развития познания базируются преимущественно на содержании материала (интересный, неинтересный) и способах его изложения учителем (лекция, беседа, рассказ). Теперь в современных условиях содержательное и методически полноценное изложение материала необходимо сочетать с продуманной системой вопросов и заданий, эффективно организующих и направляющих проектную деятельность учеников.

    В рамках проектных работ обучение ведется с опорой на непосредственный опыт учащихся, его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, активного освоения мира.

    Я применяю на уроках созданные мной ЦОРы в разных формах

    • Электронные тесты
    • Электронные учебники;
    • Мультимедийные презентации;
    • Учебные видеофрагменты.

    Новизна опыта

            Новизна опыта состоит в создании системы применения методов проектной деятельности учащихся для повышения их компетентности на уроках информатики и во внеурочной деятельности.

    Курс информатики предоставляет большие возможности личностного развития учащихся. Сегодня нужно подать новый материал так, чтобы у ребят появился интерес, желание, мотивация к изучению этой науки. Поэтому знания в курсе информатики должны рассматриваться не как самоцель, а как средство развития мышления ребят, творческих способностей и мотивов деятельности.

    Цель педагогической деятельности в данном направлении – способствовать обеспечению необходимого и достаточного уровня усвоения систематизированных знаний по информатике, развитию творческой, активно действующей личности и формированию системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся, через развитие творческой деятельности и исследовательской компетентности. Формирование способностей школьников к самообразованию, потребности и умений в их самосовершенствовании, подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и в силу этого  способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.

    В связи с этим определяется задача педагогической деятельности учителя:

    Развитие познавательной и проблемно - поисковой компетентности учащихся, которая в себя включает следующие направления:

    • поддержание интереса к предмету;
    • развитие творческих качеств личности: познавательной активности, усидчивости, самостоятельности, усердности, упорства в достижении поставленной цели;
    • формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования  и т.д.;
    • развитие мышления вообще и творческого в частности;
    • подготовка учащихся к творческой деятельности;
    • развитие умения переносить знания в незнакомые, нестандартные ситуации.
    • создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки;
    •  способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде.

    Реализация этих программ невозможна без использования эффективных

    педагогических технологий. Для меня такими технологиями стали проектная технология, технология разноуровневого обучения и технология коллективных способов обучения. Их сочетание позволяет сформировать  следующие компетенции:

    • информационную - способность грамотно выполнять действия с информацией;
    • коммуникативную - способность вступать в общение с целью быть понятым;
    • социальную - способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;
    • предметную - способность применять полученные знания на практике.


    Технология опыта.

    Проект - это самостоятельная творчески завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащихся, во время выполнения которой они продолжают пополнять свои знания и умения. Есть вполне устоявшееся определение того, что проект - это "бросок мыслью в будущее". Иначе говоря, это идеальное представление конечного результата деятельности - "конечный продукт в уме", то, что будет достигаться, создаваться. По латыни projectus - брошенный вперед, замысел, план. С точки зрения Дж. Дьюи, проект должен быть совместной деятельностью учителя и учащихся.

    Предмет "Информатика и ИКТ" позволяет сделать проектную деятельность основной формой обучения. В результате выполнения проекта у ребят автоматически формируется отношение к компьютеру (и программам), как к исполнителю, то есть инструменту, с помощью которого можно решить поставленную задачу.

    Виды проектов.

    I. По количеству участников можно выделить индивидуальные и групповые проекты.

    II. В соответствии с методом, доминирующим в проекте, можно выделить следующие типы проектов:

    Исследовательские – такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов разработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближённую или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

    Творческие – такие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Эти проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, в начале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Таким результатом могут быть: совместная газета, сочинение, видеофильм, спектакль, игра, праздник, экспедиция и т.п. Однако оформление результатов проекта требует чётко продуманной структуры в виде сценария видеофильма или спектакля, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и пр.

    Ролевые, игровые – в таких проектах структура также только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности всё-таки является ролево-игровая.

    Ознакомительно-ориентировочные (информационные) – этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Они часто интегрируются с исследовательскими проектами и становятся их органичной частью, модулем.

    Практико-ориентированные (прикладные) – эти проекты отличает чётко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причём этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, чётких выводов, то есть оформления результатов проектной деятельности, и участия каждого в оформлении конечного продукта.

    III. По продолжительности выполнения проекты могут быть:

    краткосрочными (могут быть разработаны на нескольких уроках),

    средней продолжительности (от недели до месяца),

    долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев).

    IV. По характеру управления принято различать проекты:

    непосредственные проекты – в них учащиеся имеют возможность общения с учителем “здесь и сейчас”;

    сетевые (телекоммуникационные) – участники связываются с организаторами проектной деятельности посредством сети Интернет.

    V. По характеру контактов проекты бывают

    Групповые – над проектом работают ученики одного класса или параллели; проект могут выполнять учащиеся различных возрастов, что используется во внеклассной работе.

    Общешкольные – когда одним проектом заняты очень многие ученики одного учебного заведения.

    Региональные – например, многие школы одного региона участвуют в проекте по экологическому мониторингу окружающей среды (здесь для обмена информацией широко используется электронная почта).

    Международные – их осуществление возможно только с помощью сети Интернет.

    VI. По предметно-содержательной области проекты дифференцируются на:

    Монопроекты – как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы. Работа над монопроектом предусматривает подчас применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле какого-либо одного знания. Подобный проект требует тщательной структуризации по урокам с чётким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны приобрести в результате. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам (роли в группах распределяются самими учащимися), форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно.

    Межпредметные – такие проекты, как правило, выполняются во  неурочное время. Это либо небольшие проекты, затрагивающие 2-3 предмета, либо достаточно объёмные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих чётко определённые исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

    Основные этапы проектной деятельности.

    Логика построения деятельности учащихся при выполнении проектов должна соответствовать общей структуре проектирования. Выделяют 5 основных этапов проектной деятельности:

    Определение проблемы. Здесь важно определить актуальную проблему для исследования, которая соответствовала бы возрасту, способностям и знаниям учеников, была для них интересна.

    Определение цели и задач. Учитель помогает ученикам определить цели исследования, направить их на достижение результата.

    Подготовка и планирование. Здесь важно помочь ученику подобрать форму выполнения проекта в соответствии с тематикой, а также определить средства и методы организации деятельности. Важным является и определение, в течение какого времени будет выполняться проект. Если это проект групповой, то учитель должен составить инициативные (рабочие) группы учеников, которые будут совместно работать над проектом. Важно сориентировать учеников в поиске нужных материалов, помочь в обработке информации.

    Реализация проекта. Работа над проектом всегда начинается со сбора информации, анализа (обсуждения), выдвижения идей. Как только нужная информация будет собрана и проведены все экспериментальные работы, осуществляется оформление проекта. На этом этапе педагог должен оказывать консультационную помощь ученикам, учить их анализировать и обобщать факты, учить оформлению и презентации, при необходимости находить способы стимулирования их интереса к творческому процессу, развивать умственные способности. Необходимо также проверять промежуточные результаты проектной работы.

    Подведение итогов. Итогом проекта является презентация. Она может проходить в виде оформления стенгазет или стендов, выступления с докладом, подготовки отчёта или защиты проекта. Желательно — обсуждение, что вышло, а что нет, какие проблемы возникли при работе над проектом.

    Критерии оценки проектов:

    • осознанность в определении проблемы, выборе темы проекта, практической направленности, значимости выполняемой работы
    • аргументированность предлагаемых решений, подходов и выводов
    • выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность
    • качество изделия, его оригинальность, уровень творчества,
    • качество и полнота в оформлении записей
    • свободное владение материалом во время защиты проекта

    Примеры проектов для учащихся.

    1. Проект "Кроссворд - проверь свои знания" (8 класс).

    Тип проекта: практико-ориентированный

    Планируемый результат: Создание и оформление тематического кроссворда в текстовом процессоре Word.

    Цели: учащимся предстоит, используя навыки работы со шрифтами, автофигурами, всевозможными заливками и таблицами самостоятельно освоить технологию создания кроссвордов.

    Предметно-содержательная область: информатика или любой образовательный предмет

    В предлагаемом проекте кроссворд служит для проверки знаний не только того, кто его разгадывает, но также и для того, кто его создаёт. Очень хороший вариант для обобщения и закрепления пройденного материала по любой теме урока. Проект подходит для учащихся 5 -8 класса. Данный проект может быть использован учителем в дальнейшей своей работе.

    Ход проекта

    • определение темы вопросов для кроссворда;
    • отбор материала, его анализ и составление вопросов с ответами;
    • создание макета кроссворда на бумаге;
    • создание кроссворда на ПК, при оформлении кроссворда можно использовать вставку рисунков, символов, автофигур.
    • запись вопросов и ответов к кроссворду;
    • представление результатов работы учителю.

    2. Проект «Новости компьютерного мира» (8 класс).

    Тип проекта: информационный, общий.

    Планируемый результат: создание учеником компьютерной презентации с подборкой сообщений, иллюстраций, заметками из периодической прессы.

    Цели: формирование навыка самостоятельного выполнения задания, а также потребности к расширению своего кругозора. Кроме этого идёт параллельная подготовка к изучению темы «Компьютер».

    Предметно-содержательная область: информатика.

    В предлагаемом проекте необходимо используя материалы периодической печати или сети Интернет оформить компьютерную презентацию, в которой проанализировать новости компьютерного мира, новинки оборудования, программ и устройств. Материал и снабдить собственными комментариями об использовании той или иной новинки.

     

    Ход проекта

    • отбор материала, его анализ;
    • создание презентации на компьютере;
    • добавление собственных комментариев;
    • представление результатов работы учителю.

     

    3. Проект «Социологический опрос» (10 класс).

    Тип проекта: исследовательский.

    Планируемый результат: получение количественных характеристик различных социальных явлений, их иллюстрация диаграммами.

    Цели: отработка навыков сбора информации путём проведения анкетирования, практическое использование имеющихся знаний для обработки результатов с помощью Excel, самообучение построению диаграмм по полученным таблицам.

    Предметно-содержательная область: информатика и любая область окружающей действительности.

    При изучении информационных технологий интересным получается проект «Социалогический опрос», где старшеклассники, составив анкету и проведя социологическое исследование по выбранной ими же общественно значимой теме, обрабатывают полученные материалы в Excel.

    Темы исследований могут быть различными, это и  отношения – учитель-ученик, твоё свободное время, наркотики и молодёжь, роль социальных сетей в твоей жизни и так далее.

    Защита проектов проводится на уроке, обязательно с конкретными выводами и рекомендациями. Для представления результатов обязательна демонстрация подготовленной презентации.


     

    Темы проектов, используемых мною на уроках информатики по классам:

    8 класс:

    Тема "Информация и информационные процессы"

    "Шифровальщик" (разработать систему кодировки для шифровки текстовой информации, представить в виде текстового файла(д/з));

    "Кроссворд по теме " (разработать вопросы с ответами по теме и представить в виде текстового файла, используя таблицы, заливки, автофигуры, изображения (д/з)).

    Тема "Компьютер как универсальное устройство обработки информации"

    "Новости компьютерного мира" (подобрать материал, используя сеть Интернет или периодическую печать и представить проект в виде компьютерной презентации (д/з));

    "Я конструирую робота (компьютер)" (с помощью автофигур текстового процессора нарисовать робота или компьютер (на уроке));

    "Компьютер будущего" (используя прикладные программные средства или подручные материалы сконструировать компьютер будущего (макет), таким, как вы его себе представляете, сделать описание основных его частей (д/з));

    Тема "Коммуникационные технологии"

    "Тематический сайт" (используя язык разметки HTML разработать сайт по любой теме любимого школьного предмета (в течение нескольких уроков)).

     

    9 класс:

    Тема "Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации"

    "Плакат" (средствами растровой или векторной графики разработать тематический плакат или афишу к фильму (д/з));

    "Мой трек" (используя программы для обработки звука создать музыкальную композицию, например, гимн класса (д/з));

    Тема "Кодирование и обработка текстовой информации"

    "Визитная карточка" (средствами текстового процессора разработать визитную карточку класса, школы или кружка(д/з));

    "Интерактивная книга" или "Детский алфавит" (средствами текстового процессора обработать небольшое художественное произведение, дав возможность переходов в нем с помощью гиперссылок (д/з) );

    Тема "Кодирование и обработка числовой информации"

    "Наш домашний бюджет" (средствами электронных таблиц разработать форму ведения домашнего бюджета, учитывать доходы и расходы семьи за месяц и год (д/з));

    Тема "Основы алгоритмизации"

    "Я рисую на Pascal" (средствами языка программирования Pascal создать изображение (д/з));

    Тема "Моделирование и формализация"

    "Интерактивная или 3D модель процесса или явления"

     

    10 класс

    Тема "Информационные технологии"

    "Тест по теме "Кодирование и обработка текстовой информации" (средствами текстового процессора разработать тест по теме, используя гиперссылки для перехода между вопросами и получения варианта ответов(на уроке));

    "Анимационный мультфильм" (разработать анимационный мультфильм или ролик на темы современных проблем человечества (д/з));

    "Видеоролик по любой теме школьного курса" (средствами прикладного программного обеспечения создать видеоролик (или отснять) по любой теме школьного курса, произвести его озвучивание);

    "Социологический опрос" (провести социологическое исследование и представить результаты с помощью электронных таблиц);

    Тема "Коммуникационные технологии"

    "Тематический сайт" (создать тематический сайт с использованием собственных фото и видео материалов)

     

    11 класс

    Тема "Компьютер как средство автоматизации информационных процессов"

    "Компьютер (робот будущего)" (анимационный или видеофильм)

    "Предупрежден- значит вооружен" (защита информации от вирусов, хакерских атак и т.п. анимационный или видеофильм)

    Тема "Моделирование и формализация"

    "Интерактивная модель процесса или явления"

    Тема "Базы данных и СУБД"

    "База данных"

    Тема "Повторение. Подготовка к ЕГЭ"

    "Программа-тестер по предмету"

    Метод проектов активизирует обучение, т. к. является личностно ориентированным, построен на принципах проблемного обучения, использует множество разнообразных подходов, способствует возрастанию интереса к предмету, позволяет учиться на собственном опыте и, безусловно, приносит удовлетворение учащимся, видящим результат собственного труда.

    Положительными сторонами метода проектов является направленность на активизацию и индивидуализацию обучения, стимулирование ученической инициативы и роста творческой активности.

    Более плодотворно проектная методика ведется в группах, т.к. в этом случае наряду с самостоятельной организацией собственной деятельности, самоконтролем и самоанализом, ученик приобретает опыт взаимодействия в творческом коллективе, формирует представление о принципах сотрудничества и организации коллективной работы.

    Наличие современной компьютерной техники, подключение к Интернету расширяет возможности и делает применение метода проектов гораздо интереснее и проще. Используя компьютер, ученик может работать над проектом в домашних условиях, а Интернет позволяет участвовать и в глобальных проектах.


    Результативность опыта

    Критериями эффективности данного опыта являются:

    1) уровень мотивации обучения учащихся по предмету;

    2) качество знаний и уровень обученности  учащихся по информатике;

    3) результаты сдачи выпускных экзаменов ГИА в 9 классах.

                                  Уровень мотивации к обучению                                                                  

       Диаграмма по итогам теста Сакса – Леви

                                                                                       Диаграмма 1.

    Результаты успеваемости учащихся  за последние 3 года:  (по информатике)

                                                                            Таблица 1

    Учебный год

    Кол-во

    детей

    Классы, в которых учитель работает

    Успеваемость по предмету

    Качество знаний

    2014-2015

    84

    7, 8, 9,10, 11

    100%

    68

    2015-2016

    84

    7,8,9,10,11

    100%

    69

    2016-2017

    84

    7,8,9,10,11

    100%

    73

    Качество знаний по информатике

    Диаграмма 4

    Результаты ОГЭ

     

      Таблица 3

    Учебный год

    Кол-во уч-ся

                                           Результаты

    на «5»

    на «4»

    на «3»

    на «2»

    кол-во

    %

    кол-во

    %

    кол-во

    %

    кол-во

    %

    2016-2017

    18

    1

    5

    17

    94

    0

    0

    -

           

              Результаты ОГЭ                                         

    Диаграмма 4.

     

    Международная дистанционный олимпиада по информатике проекта «КИТ»:

    2015-2016 уч. год Карабельников Габит  I место в регионе

                            

    Международная дистанционная олимпиада по информатике проекта «Инфоурок»:

    2014-2015 уч.год: диплом I степени – 1 человека (7 класс);

                                   диплом II степени – 2 человека (7 кл),

                                   диплом III степени – 2 человек (7 кл),

    2015-2016 уч.год: диплом I степени – 2 человека (8 класс);

                                   диплом II степени – 2 человека (8 кл),

                                   диплом III степени – 1 человек (8 кл),)

    2016-2017 уч.год: диплом I степени – 2 человека (9 класс);

                                   диплом II степени – 2 человека (9 кл),

                                   диплом III степени – 1 человек (9 кл),)

    Муниципальный конкурс «Компьютер Новый Век»

    2015-2016 уч.год  Алексашин Илья IIместо

    2016-2017 уч.год Волкова Полина IIместо

    Муниципальный конкурс «3D моделирование»

    2016-2017 уч. год Локтионов Александр II место

    Итоговая аттестация учащихся за курс основной школы:

    2016-2017уч. год 6 человек успешно защитили проекты по информатике

    Таким образом, при систематической работе по формированию и развитию проектно-поисковой и творческой компетентности школьников есть положительный результат.

    Вывод

    Работа по формированию познавательной и проектно-поисковой компетентности школьников основывается на внимании к самому процессу усвоения знаний, на тех методах, которые используются во время проведения уроков. Использование исследовательского метода, дает возможность решать и задачи обучения, создавать условия сближения учебной и познавательной деятельности учащихся, что, в свою очередь, позволяет пробудить у них осознанную активную заинтересованность, как в самом учебном процессе, так и в его результатах.


    Библиографический список

    1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2001. - 702 с.: ил. - (Серия "Мастера психологии").
    2. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект). - М.: Педагогика, 1977. - 256 с.
    3. Гузеев В.В. Образовательная технология ТОГИС - обучение в глобальных информационных сетях // Школьные технологии, 2000. - № 5. - С. 243-248; № 6. - С. 159-167.
    4. Ю.Б. Зотов Организация современного урока М. 2000.
    5. Л.В.Жарова Учить самостоятельности. М. 1998.
    6. Г.К.Селевко Современные образовательные технологии. М 2001.
    7. Я.И.Груденов Совершенствование методики работы учителя информатики. М 1991.
    8.  Журналы №2, №3 «Педагогическая мастерская» за 2005 год.
    9. Журналы «Информатика в школе в школе» №4. 2000, №1, №5. 2003,
    10. Полат Е.С. (ред.) Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие для студентов пед. ВУЗов и системы повышения квалификации пед. кадров.М.: Академия, 2002
    11. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров. М:Бином, 2005
    12. Свириденко С.С. Современные информационные технологии. М. Просвещение, 2007
    13. Гаязов А.С.  Образование и образованность гражданина в современном мире М., Наука, 2003

    Приложения

    1.Приложение №1-  Методика сакса-Леви «Тест незаконченные предложения»

    2. Приложение №2 - Интерактивный плакат.

    3. Приложение№3 -  Проект «Я помню, Я горжусь» видеомонтаж

    4. Приложение№4 -  Применение видеофрагментов на уроке. Проект « Утро начинается не скофе…»

    5. Приложение№5 -  Интерактивный учебник

    6. Приложение№6 -  Создание мультимедийных тестов тесты

    7. Приложение№7 –Индивидуальный проект «Компьютерная зависимость подростков»

    8. Приложение №8 – Создание 3д модели скворечника


                                                                                    Приложение 1

    Метод Спакса-Леви

    Вопросы анкеты

    1.На уроке информатики я занимаюсь…..

    2. Чтобы познать устройство компьютера я…….

    3 Выполняя практическую работу я …..

    4. Чтобы стало интересней на уроках информатики я бы…..

    5. Выполнение домашнего задания я начинаю с…..

    6. Мне часто не хватает информации для работы над домашним заданием и я…..

    7. Если я не понимаю задания я…….

    8.Я работаю в группе только если……

    9.Задания творческого типа я выполняю….

    10 Полученные знания на уроках я…..

    11. Эти навыки, полученные на уроках информатики я часто применяю в повседневной жизни…………..

    12 Если задание не вызвало у меня трудностей я…..

    13. Мне интересней разобраться самому тогда, когда……

    14. Самые интересные для меня темы в информатике……

    15 Самые познавательными темами я считаю….

                                                                                                                                                      -  -        


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Информация об опыте Тема опыта: « Развитие познавательного интереса школьников на уроках технологии и во внеурочной деятельности на основе изучения различных материалов и техник».

    Условия возникновения и становления опыта. Актуальность опыта.Ведущая педагогическая идея Технология описания опыта. Длительность работы над опытом. Диапазон опыта. Теоретичес...

    Обобщение педагогического опыта учителя физики Хандожко Галины Валентиновны по теме: «Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

    Обобщение педагогического опыта     учителя физики Хандожко Галины Валентиновны    по теме:«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики...

    АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В ПРЕДВЕРИИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

    Процесс активизации учебно-познавательной деятельности, базирующийся на практическом опыте, является основой и залогом формирования ключевых компетенций школьников.Значение познавательного, а значит р...

    «МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

           Одарённый ребёнок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том ...

    Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность на уроках географии и во внеурочной деятельности"

    Методические рекомендации об организации проектной деятельности на уроках географии с 5 по 11 класс и во внеурочной деятельности...

    Использование элементов технологии 3D-моделирования на уроках информатики и во внеурочной деятельности как средство формирования профессиональных компетенций учащихся (из опыта работы)

    Глобальная информатизация общества ставит перед системой образования, как одну из первостепенных, задачу подготовки специалиста, готового к созидательной качественной деятельности в условиях современн...