"Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках и внеурочное время в рамках реализации ФГОС»
статья по биологии

Бельчич Ольга Ивановна

обобщение опыта .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektno-issledovatelskaya_deyatelnost.docx36.54 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги, жюри!!!

Я , Бельчич Ольга Ивановна.

Учитель биологии ,химии, экологии МАОУ СОШ №1  ,

педагогический стаж около 30 лет.

Хочу представить вашему вниманию материал о своей педагогической деятельности, а именно

«Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках и внеурочное время в рамках реализации ФГОС» .

 Свое выступление я хотела бы начать с высказывания француского писателя, литературного критика Франсуа́ Анато́ль Тибо́,

                            Не старайтесь удовлетворить свое тщеславие,

обучая детей слишком многому.

Возбудите только любопытство.

Откройте своим слушателям глаза,

но не перегружайте их мозг.

Достаточно заронить в него искру,

огонь сам разгорится там,

где для него есть пища.

 А теперь давайте ,мысленно перенесемся в мир своего детства и погрузимся в воспоминания. Какими мы были? Любопытными, наблюдательными и, конечно, было желание постоянно экспериментировать. Экспериментальная работа дает возможность каждому почувствовать себя в роли ученого, приоткрывающего дверь в новое, неизвестное. В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации и современная система образования  в настоящее время столкнулась с беспрецедентной в своей истории задачей. Темпы и содержание происходящих вокруг изменений необычайно высоки. Поэтому современная школа должна готовить своих учеников к жизни в новом мире.  Какого гражданина мы должны воспитывать сегодня? На что он должен ориентироваться?  Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывает недостаточно для общего развития. Отсюда возникает необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном добывании знаний. Стремясь сделать благое дело – научить, мы, не обращая внимания на природную исследовательскую потребность  ребёнка, сами препятствуем развитию детской любознательности.Ведь    дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? Исследовательское поведение – это возрастная потребность ребёнка. Детей не нужно учить любопытству. Детей можно отучить от любопытства. Поэтому   на смену человеку-исполнителю должен прийти человек-творец, человек-исследователь. Что является ведущей деятельностью в творчестве? Поиск. Это и стало основополагающей идеей моей работы.

       Цель: Развитие способностей учащихся на основе формирования устойчивого интереса  к проектной и исследовательской деятельности

Актуальность:  Технология проектов и исследований направлена на повышение  компетентности школьников в предметной области и на создание или исследование продукта, имеющего значимость для других.

  • Проблема: Ученики не владеют навыками самостоятельной работы, затрудняются работать с  информацией
  • не готовы к решению проблем в нестандартных ситуациях;
  • снижается интерес к знаниям;
  • снижение интеллектуального, духовного и творческого уровней
  • Преимущества:
  • Формирование УУД
  • Возможность самостоятельного успешного усвоения знаний
  • Формирование умений учиться
  • Ведущие идеи:
  • поиск решения интересной «жизненной» задачи

интеграция знаний по различным предметам

 Исследовательская деятельность, используемая как метод (частично-поисковый, метод проблемного обучения) или как самостоятельная деятельность, позволяет решить многие задачи, стоящие перед современной школой.

Во-первых: она изменяет суть преподавания: ученик не воспринимает «готовый» материал, а находит его и работает с ним сам; учитель же руководит, направляет, создает условия для реализации потенциала учащегося.

Во-вторых: доля самостоятельности ученика в учебной деятельности увеличивается, что в свою очередь повышает качество обучения и делает знания учащегося более прочными. В-третьих: результатом исследовательской деятельности становится определённый «продукт»: доклад, реферат, исследовательская работа, проект, макет, изделие, выполненное руками учащегося.  Это позволяет исследователю заявить о себе, представить свою работу не только на уроке, но и на конкурсе,  семинаре, научно-практической конференции. Участие в подобных мероприятиях способствует социализации школьников, реализации их потенциала, определению профиля обучения на старшей ступени и, как следствие, – правильному выбору профессии.

Направления работы ( урок-исследования, урок-лаборатория, урок-творческий отчет, урок-проект, урок - презентация,

урок – экскурсия».

Классно-урочная деятельность. Реализация мини-проектов и мини исследований на уроке. На самом обычном уроке можно постоянно что-то исследовать или создавать какой-нибудь проект. Например, когда проходим тему «Химический состав клетки» делю класс на группы. Работая с источником информации (учебником и дополнительной литературой) создают свой мини проект на листе «Важнейшие микроэлементы». У каждой группы (внутри распределены  обязанности кто за, что отвечает) свой микроэлемент. Находят  и  записывают  информацию, суточная потребность в данном микроэлементе, какие заболевания вызывает при недостатке, в каких продуктах содержится, и т.п. Здесь же в конце урока идёт защита проекта. Оценивают сами учащиеся. Почти на каждом уроке биологии и химии   в  классе мы проводим мини-исследования. Измеряют свой рост утром и вечером, разница, выдвигают гипотезу, делают выводы. При прохождении темы «Анализатор вкуса» сами определяют на языке зоны чувствительности сладкого, солёного , кислого. Как загораются глаза, а завтра будем ещё что-нибудь исследовать? Конечно!    

  Внеурочная деятельность: Исследовательские работы «» «Влияние компьютера на здоровье школьников» и др. 

Коллективные проекты

Схема организации социальной проектной деятельности во внеурочное время  

«Волновой метод»

организация проекта начинается на уроке, затем  в реализацию проекта включается как можно больше участников, заинтересованных в решении проблемы.  Метод «Цепочка» - группа учащихся из разных параллелей реализует  определенный этап проекта.

Результативность проектно-исследовательской деятельности  
- устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету;
- положительная динамика уровня обученности;  
- качественная динамика мотивации учебной деятельности;
- прочные навыки проектной деятельности.
 
Социальный эффект от реализации опыта работы:

- развитие информационной, социальной и коммуникативной компетентностей учащихся;

- создание предпосылок для формирования умений работы над проектами;

- осознание ценности творческого открытия учащимися;

- высокая активность и результативность участия в проектной деятельности. 

Наши результаты:

« Семейные экологические проекты»- муниципальный Зыкина А.

Экологический конкурс -  Прохорова А-2 место, Сапко Д., Рыбалкина А. -1 место Исследовательские работы «Природа Кубани»-Зыкина А. Тульская С.

«Социальные проекты. Спасем жизнь вместе » -Переверзева  ,Хоменко О

 В заключении я хотела бы сказать. Профессия учитель –одна из самых древних профессий. На учителя ложилась большая ответственность за совершенствование молодого поколения, формирования будущего страны. Поэтому учителю необходимо постоянно самосовершенствоваться, чтобы быть интересным для своих учеников.

Освоение и организация новых  подходов, технологий, методик –это гарантия успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность учащихся на уроках и внеурочное время

Описание системы работы. Проектная деятельность учащихся: организация социально - значимых проектов в школе....

МОТИВАЦИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ И ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.

Воспитанию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в школе и  классе: включённость ученика разные виды деятельности, отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь учите...

«МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

       Одарённый ребёнок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том ...

«Проектная деятельность учащихся на уроках и внеурочное время в рамках реализации ФГОС»

laquo;Проектная деятельность учащихся на уроках и внеурочное время в рамках реализации ФГОС»...

«Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках и внеурочное время в рамках реализации ФГОС»

laquo;Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках и внеурочное время в рамках реализации ФГОС»...

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результ...

«Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках и внеурочное время в рамках реализации ФГОС»

laquo;Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках и внеурочное время в рамках реализации ФГОС»...