МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
статья

Рассадина Татьяна Викторовна

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.

К сожалению, уровень познавательной активности учащихся в последнее время резко упал: понижается уровень мотивации учащихся к изучению предметов, уровень сформированности познавательных интересов невысокий.

Как сделать так, чтобы наши ученики самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать высокие результаты по предмету?

Стремлюсь совершенствовать свой педагогический, профессиональный уровень, овладеваю новыми методами, формами и технологиями образовательного процесса, для этого изучаю необходимый материал по теме самообразования: Развитие критического мышления с использованием современных технологий в обучении истории и обществознания для реализации ФГОС ООО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад25.85 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

Подготовила учитель истории и обществознания :Рассадина Татьяна Викторовна

Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний,

а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний,

научить добывать знания и пользоваться ими.

Константин Кушнер.

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.

К сожалению, уровень познавательной активности учащихся в последнее время резко упал: понижается уровень мотивации учащихся к изучению предметов, уровень сформированности познавательных интересов невысокий.

Как сделать так, чтобы наши ученики самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать высокие результаты по предмету?

Стремлюсь совершенствовать свой педагогический, профессиональный уровень, овладеваю новыми методами, формами и технологиями образовательного процесса, для этого изучаю необходимый материал по теме самообразования: Развитие критического мышления с использованием современных технологий в обучении истории и обществознания для реализации ФГОС ООО.

Основа технологии критического мышления – традиции в образовании – развитие мышления ребенка происходит в проблемной ситуации.

Что такое критическое мышление?

  • Это самостоятельное мышление, носящее индивидуальный  характер;
  • Информация- отправной пункт критического мышления;
  • Начинается с постановки вопросов и уяснения проблемы, которую нужно решить;
  • Отличается убедительной аргументацией;
  • Это мышление социальное;

Технологический аспект критического мышления составляет базовая модель урока, состоящая из трех стадий, а также разнообразные методические приемы, используемые на каждой из стадий урока.

Технология развития критического мышления – три фазы

Стадия вызова

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ

Составление списка «известной информации», рассказ-предположение по ключевым словам;

  • Систематизация материала в кластеры, таблицы, схемы;
  • Перепутанные логические цепочки;
  • Рассматривание иллюстраций;
  • Мозговой штурм

Стадия осмысления (реализация)

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»

Ученик читает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях и ведет записи по мере осмысления новой информации.

Методы активного чтения:

Маркировка (прием инсерт) с использованием значков

«v»–было знакомо ранее, «+»–новое знание,

«-» - вызывают несогласие,

«?» – вызывают вопросы, непонятны

(по мере чтения ставятся по полях справа)

Стадия рефлексии

Вернуть учащихся к первоначальным записям – предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя задания, полученные на стадии осмысления

  • Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно – следственны связей между блоками информации;
  • Ответы на поставленные вопросы;
  • Написание творческих работ (пятистишия-сиквейны, эссе)

И все же главным остается живое общение участников урока, где поддерживается интерес к предмету, создается атмосфера сотрудничества и творчества, а это достигается за счет пользования разнообразных методических приемов на разных стадиях урока.

Я расскажу об основных наиболее часто применяемых мною приемов данной технологии на своих уроках.

В процессе организации урока важная роль отводится, конечно же, учителю. При подготовке к урокам я стараюсь тщательно продумать формы и методы организации работы на уроке для активизации познавательной деятельности ученика, для привития интереса к учебе.

Очень важная роль отводиться самому началу урока. Организационный этап достаточно короткий, но именно на данном этапе учитель, высказывая добрые пожелания детям, формирует положительную эмоциональную направленность. Создание доброжелательной обстановки достигается следующими методами: можно начать урок с эпиграфа, стихов, девиза («С малой удачи начинается большой успех»); предлагаю детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; можно «отправится в экспедицию», и достигнуть цели нам помогут не только уже приобретенные знания, но и взаимовыручка и поддержка на уроке, командный дух. Такие приемы я использую на уроках «Эпоха Великих географических открытий».

Основной целью этапа мотивации (самоопределения) является создание

условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. На данном этапе использую различные методы обучения: словесные, наглядные ( иллюстрации, просмотр видеоматериалов).

Так на уроке истории в 6 классе по теме «Крестовые походы» показываю видеоролик, сопровождая его рассказом: «На протяжении двухсот лет тысячи простых людей и рыцарей с нашитыми на одеждах крестами, наводили ужас на население. Их толпы прошли всю Европу, разоряя каждый город, встречающийся у них на пути, принимая его за Иерусалим и убивая жителей, не щадя ни стариков, ни женщин, ни детей. Они грабили дома, рубили на куски церкви, загоняя в них лошадей, топча и вынося христианские святыни. Многие из них умерли по дороге от голода и жажды, так и не достигнув поставленной цели. Кто были эти люди? Зачем они совершали походы? Какие цели в них преследовали?»

Видеоролики использую на уроках обществознания, например по теме: «Конфликты в межличностных отношениях». Просмотр видеоролика из Ералаша. После просмотра был задан вопрос: какая ситуация возникла между ребятами? Затем ребята сами определяют тему урока. Данный метод позволяет учащимся погрузиться и почувствовать всю атмосферу изучаемого периода.

На уроках по теме «Культура» представляю иллюстрации памятников культуры и задаю вопрос: «Что объединяет эти иллюстрации?». Ребята отвечают: «Изображенные на картинках памятники созданы руками человека и относятся к культуре». Таким образом учащиеся определяют и тему урока.

Привлекать учеников к изучаемой теме можно и стихами. Пример: А.С. Пушкин в своей поэме «Медный всадник» точно определил направление деятельности этого царя: «Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно…».

– О каком правителе говорил поэт? Ученики догадываются, что речь на уроке пойдет о Петре I.

На следующем этапе определяем тему урока, ставим проблему и выясняем причину «незнания», вместе с учениками составляем и обсуждаем план работы.

Как поставить проблему? Можно представить ученикам противоречивые факты, теории, мнения. Например, при изучении личности Петра I обращаю внимание детей на оценку личности и деятельности Петра I историков разных эпох. В ходе чтения выясняется, что однозначной оценки деятельности нет. Задаем вопрос: «Петр I – тиран или Великий реформатор?». При изучении Византийской империи актуализируем знания о появлении Византии (она возникла в результате раздела Римской империи на Западную и Восточную). Вспоминаем, что Западная Римская империя пала под натиском варваров. А Восточная, т.е. Византия просуществовала еще тысячу лет. Задаем вопрос: «В чем могущество Византии?» На уроке по теме “Куликовская битва” используются фрагменты фильма “Дмитрий Донской” (сражение), через проектор на экране высвечивается эпиграф к уроку:

Лучше пасть,

достойно смерть приемля,

Чем позором

жизнь свою сберечь,

Чтобы защитить

родную землю,

Мы готовы в эту землю лечь!

Н. Старшинов

Формулируется проблемный вопрос: “ 240 лет Русь платила дань Орде. Все попытки освободиться терпели неудачу. Чем же объяснить успех русских войск в 1380 г.? Явилась ли эта победа полной неожиданностью для обеих сторон?”.

Этап открытия нового знания является самым главным в структуре урока. Поэтому его важно организовать так, чтобы не только передать ученикам определенный объем знаний, но и помочь им в развитии творческих возможностей, продуктивного мышления ребенка. Для этого стремлюсь поддерживать и развивать интерес к предмету; формировать приемы продуктивной деятельности, такие как анализ, синтез; прививать навыки исследовательской работы; развивать логическое мышление, пространственное воображение учащихся; учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации (Интернет, медиаресурсы).

Иногда предпочтение отдаю организации работы в парах, при которой ученик становится важным участником общего дела – ведь от его труда зависит результат. В этих условиях школьник эффективно овладевает учебной деятельностью и накапливает предпосылки к переходу на следующую ступень в своем развитии – организации индивидуальной самостоятельной учебной деятельности.

При первичном закреплении я организовываю самостоятельную работу, а затем коллективную проверку. На этом же этапе можно использовать метод незаконченного предложения. Изучая мир восточных славян, учащиеся заканчивают предложения: «Восточные славяне расселились на территории…; Основным занятием было…; Славяне верили в…,их религия называлась…». Метод «тонких» и «толстых» вопросов позволяет активизировать деятельность учащихся на данном этапе урока. Ребята могут сами задавать вопросы по изученному материалу своим одноклассникам: Когда, сколько, зачем, почему и. т. д. При изучении темы «Отечественная война 1812 г.» представляю на слайдах эпизоды войны и даю задание: «Определите, какие эпизоды войны изображены на слайдах, расставьте события войны в хронологической последовательности». Закрепление так же можно организовать в форме игры «Да-Нет».

На этапе рефлексии происходит подведение итогов урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Можно предложить анкету самоанализа, где предлагается ребятам аргументировать свой ответ.

Анкета самоанализа.

На уроке я работал

Своей работой на уроке я

Урок для меня показался

За урок я

Мое настроение

Материал урока мне был

Домашнее задание

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересно / не интересно

Можно предложить следующий вариант самоанализа:

Мне больше всего удалось…

За что ты можешь себя похвалить?

За что ты можешь похвалить одноклассников?

Что приобрёл?

Что меня удивило?

Для меня было открытием то, что…

Что на ваш взгляд удалось?

Что на ваш взгляд не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

Мои достижения на уроке…

Урок

-заставил задуматься…

-навёл меня на размышления…

Что нового вы узнали на уроке?

Что вы считаете нужным запомнить?

Над чем ещё надо поработать?

Очень распространенным методом проведения рефлексии является составление синквейна. Но ребятам 5-6 кл. это очень тяжело дается.

В конце урока ученики сами оценивают свою работу с помощью смайликов.

На уроках истории и обществознания использую задания, которые позволяют анализировать, сопоставлять и обобщать исторические факты, самостоятельно формулировать ответы на возникшие вопросы. Такие типы заданий включает рабочая тетрадь по истории, которая состоит из вопросов и заданий к документам, кроссвордов, тестов. Логических схем, сравнительных таблиц. На уроках обществознания дети готовят проекты, например в 5 кл. «Мой режим дня» при изучении темы «Одноклассники, сверстники, друзья», «Неделя добрых дел» при изучении темы «Труд –основа жизни».

Все перечисленные методы и формы организации работы на уроках отвечают требованиям новых стандартов, помогают вовлечь наибольшее количество учащихся в образовательный процесс, повысить интерес к предмету. Результатом таких уроков являются не только самостоятельно добытые знания. Ребята в процессе обучения овладевают навыками отбора информации, постановки цели и решения задач, которые пригодятся им не только в учебном процесс, но и в жизни. Взаимодействие и сотрудничество способствуют формированию культуры поведения.

Моя задача- воспитать у ученика социальную ответственность, а для этого учебный процесс тесно увязывается с конкретными жизненными задачами, выяснением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни. У детей формируется социально-ориентированное отношение к действительности, навыки коллективной работы, развиваются базовые качества личности компетентности: критическое мышление, рефлективность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, что «не курьезами и диковинками науки должно в школе занимать дитя, а напротив- приучать находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает», поэтому активизация познавательной деятельности уч-ся была и остается одной из вечных проблем педагогики, особенно на уроках истории и обществознания.

Я считаю, что бережное отношение к мнению ученика повышает самооценку, побуждает к дальнейшему творчеству, да и сам процесс познания становится живым делом. На своих уроках я должна «влюбить» учеников в историю и обществознание, зародить в ребенке самые прекрасные человеческие чувства: патриотизм, преданность, верность, чистота.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Материал содержит методы и формы организации деятельности учащихся на различных этапах уроков истории  в соответсвии с требованиями стандартов второго поколения....

Формирование метаспособности редукции на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС ООО

Главная характеристика современного общества — это его переходное состояние — от индустриального общества к информационному. Сам процесс перехода называется информатизацией — это такое своеобразное си...

Статья "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания в рамках ФГОС"

В данной работе представлены методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания в рамках ФГОС, а также рассматривается роль личности учителя для повышения интер...

Применение современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС

Представлены особенности преподавания истории и обществознания в контексте  реализации ФГОС ООО. Определены принципы, используемые технологии, позволяющие сформировать универсальные учебные дейст...

Выступление на заседании МПО учителей гуманитарного цикла: «Овладение приемами самостоятельной и познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС»

Под самостоятельной познавательной деятельностью я  понимаю активную деятельность учащихся,  направлен­ную на выполнение поставленной цели: поиск знаний, их осмысление, закрепление, форм...

"ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА" ДОКЛАД ТЕМА: Методы критического мышления на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС.

Человек XXI века Предприимчивость Самостоятельность Ответственность Коммуникабельность Способность видеть и решать проблемы автономно Способность постоянно учиться. Самостоятельно находить и применять...

Методы и формы организации деятельности учащихся на уроках истории

Методы, формы организации деятельности учащихся и средства используемые в учебном процессе на уроках истории и обществознания....