Формирование метаспособности редукции на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС ООО
учебно-методический материал на тему

Перепелица Юлия Александровна

Главная характеристика современного общества — это его переходное состояние — от индустриального общества к информационному. Сам процесс перехода называется информатизацией — это такое своеобразное сито, которое отсеивает тех, кто не способен жить в новых условиях и требованиях. Поэтому главная проблема, которую должен решить современный учитель состоит в том, что бы помочь ученику адаптироваться к новым требованиям информационного общества. Если в 20 веке для образования было главное дать знания, а соответственно и формальная организация урока по передаче определённой суммы знаний, то для образования 21 века характерна триада: информация, знания и, самое главное, понимание, достигается это через целенаправленное информационное взаимодействие учителя и ученика. Всё выше сказанное заставляет сегодняшнего учителя искать новые актуальные педагогические приёмы и технологии, что и отражено, но в другом понятийном оформлении в стандартах второго поколения .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predstavlenie_opyta.doc106 КБ

Предварительный просмотр:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа №4» с. Северного

Описание опыта работы

“Формирование метаспособности редукции на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС ООО”

декабрь, 2013г.

Описание опыта работы

“Формирование метаспособности редукции на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС ООО”

Главная характеристика современного общества — это его переходное состояние — от индустриального общества к информационному. Сам процесс перехода называется информатизацией — это такое своеобразное сито, которое отсеивает тех, кто не способен жить в новых условиях и требованиях. Поэтому  главная проблема, которую должен решить современный учитель состоит в том, что бы помочь ученику адаптироваться к новым требованиям информационного общества. Если в 20 веке для образования было главное дать знания, а соответственно и формальная организация урока по передаче определённой суммы знаний, то для образования 21 века характерна триада: информация, знания и, самое главное, понимание, достигается это через целенаправленное информационное взаимодействие учителя и ученика. Всё выше сказанное заставляет сегодняшнего учителя искать новые актуальные педагогические приёмы и технологии, что и отражено, но в другом понятийном оформлении в стандартах второго поколения .

Чтобы эффективно решить сегодняшнюю проблему образования я поставила перед собой цель — подготовить своих выпускников к жизни в новых условиях и требованиях. Для достижения этой цели в своей деятельности я ставлю перед собой следующие задачи:

- сформировать у учащихся метаспособности;

- облегчить работу с понятийным аппаратом;

- выработать картографические навыки;

- упростить и привести в систему хронологические данные по предмету;

- способствовать повышению интереса к обучению;

- подготовить учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ, ведь именно от их результатов зависит то, какое место в новом обществе займёт ребёнок.

Решая поставленные задачи я в своей работе активно применяю технологии проектирования, критического мышления, проблемного и информационного обучения. Проблема, которую я решаю в процессе реализации своей идеи преподавания — это переполнение школьных учебников информацией, которую должны запомнить ученики, поэтому на своих уроках формирую у учащихся метаспособность редукции. Редукцией называют методологический прием в логике, математике и других дедуктивных науках, заключающийся в упрощении, сведении сложного к более простому, обозримому, понимаемому, более доступному для анализа и решения. По-моему мнению, самый оптимальный приём для этого — это составление логических схем, кластеров и таблиц.

Над формированием данной метаспособности я  работаю четвёртый год. Остановиться на этой теме, меня заставила проблема не умения детей работать с текстом. Поэтому, приступая в прошлом году к работе в 5-м классе, я поставила перед собой первостепенную задачу научить ребят работать с текстом, вот здесь мне помогает техника активно-продуктивного чтения, с помощью которой я учу ребят самостоятельно и продуктивно работать с учебником и документами. Для этого использую такие приёмы как отсроченная отгадка (Например, в 5 классе на уроке «Древнейшие люди» на этапе вызова я задаю детям вопрос: Чем древнейший человек отличается от животных и от современного человека), задай вопрос (на этапе изучения нового материала даю задания: прочитайте пункт 1 на с. и задайте к нему вопрос начинающийся... 1 ряд — Кто...?, 2 ряд — Почему...? 3 ряд — Зачем...?),  драмогерменевтика (в 5 классе при изучении темы «Древний Египет», дети путают какой фараон победил «северный» или «южный», чтобы облегчить понимание данного эпизода я предлагаю обыграть его в группах: даю две короны Северного и Южного Египтов с соответствующими буквами и соответствующих цветов, изображая войну двух фараонов и победу южного, дети обыгрывают объединение корон), кубик Блума (при работе в группах в 5 классе на уроке «Царство Давида и Саломона», на этапе изучения нового материала, после  прочтения пунктов и документов, я подхожу к каждой группе и кидаю кубик Блума и задаю соответствующий грани Кубика вопрос, ребята отвечают).   Эти же приёмы, только постепенно усложняя, буду продолжать использовать в последующих классах. Выработав метаспособность работы с текстами, в 6 классе приступаю к редукции. Сначала это работа с хронологическими таблицами — они более просты в составлении (Например, на уроке «Столетняя война» работая с параграфом ребята должны заполнить таблицу с такими графами как «Дата», «Событие», «Значение», если первые два столбца даны в учебнике, то третий столбик нужно продумать, сначала с помощью учителя, потом сильных учеников, затем самостоятельно дома, на следующем уроке учимся читать составленную таблицу как по вертикале — какое событие за каким следовало, так и по горизонтали — какое событие какое имело значение). Затем формирую умения составлять сравнительные таблицы (Например, на уроке «Восстания в Англии и во Франции», разделившись на группы ребята заполняют предложенную учителем таблицу, защищают выступлением перед классом, читая таблицу по горизонтали и используя слова связки, а затем сравнивают оба восстания между собой, читая полученную таблицу по вертикали). Затем работаю над формированием навыка составления схем и кластеров — сначала по предложенным шаблонам, а затем самостоятельно.

В старших классах ребята уже сами решают, в какой форме им легче и проще представить материал (Например, в 10 классе при изучении темы «Социальная структура общества», на этапе изучения нового материала группам даётся материал, который необходимо представить графически любым удобным для ребят способом: в виде кластера, схемы, графика или таблицы). Также, в старших классах добавляю ИКТ для составления схем, кластеров и таблиц в ОНЛАЙН презентациях (Например, в 11 классе перед уроком обобщения по темам глав 1 и 2 ребятам даётся опережающее задание по группам: используя материал определённого параграфа из глав 1 или 2 дать ответ на вопрос — Зачем нужна экономика в обществе? https://drive.google.com/?authuser=0#my-drive. Ребята выполняют работу, я консультирую их ОНЛАЙН, а на уроке они защищают готовую одобренную работу). Сегодняшние дети гораздо легче и проще находят общий язык с компьютером, поэтому сидя за монитором, у себя дома, в привычной обстановке, они раскрепощены, не боятся сделать ошибки, что способствует повышению мотивации выполнения заданий учителя, ведь в итоге, если следовать рекомендациям, всё равно сделаешь правильно, а значит положительная оценка за результат обеспечена (за работу над проектом ставится отдельная оценка).

В недавнем прошлом учителя истории столкнулись с проблемой ввода в ЕГЭ заданий для работы с картами и схемами. Выработанные мной приёмы и методы позволяют мне решить и эту проблему, т. к. основой картографических навыков и умений составлять схемы являются условные обозначения. Кроме того, работая с кластерами учащимся необходимо вносить в них основные понятия темы, таким образом расширяется их словарный запас по предмету, что также способствует подготовке к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ (Например, при изучении темы «Великие географические открытия» в 6 классе, на этапе закрепления, в шаблон кластера вместо ключевых слов я вставляю анаграммы: КАМЕРИ, ФРИСХОРТО, АНТИП, ЯНЬИН, АСТАН АРМИЯ, ЯНУГЕ  и т.п.).

Составление хронологических таблиц позволяет упростить работу с датами (Например, в 9 классе при изучении темы «Великая Отечественная война» на протяжении всех уроков ребята заполняют хронологическую таблицу, в которую вносят даты, основные этапы, сражения и их значение).

Термин «редукция» можно применить не только к отдельным приёмам работы на уроке и вырабатываемым навыкам учащихся, но и к целому уроку, nuuilf у нас получится так называемый редуктивный урок. (Например, урок повторение по теме Политика в 9 классе: учащиеся разделяются на группы с помощью приёма «Тест ногами» (ребята берут термины и садятся к столу с соответствующей темой), объясняют значение термина и почему они считают, что он относится именно к выбранной ими теме, далее учитель совместно с ребятами ставит проблему урока, которую нужно решить, после этого группы получают рабочие карты на урок (Шаг первый. Прочитайте вывод 5 на с. 67. Шаг второй. Вспомните изученный материал по данной теме. Шаг третий. Составьте графическое изображение вашей темы. Шаг четвёртый. Оцените работу в группе каждого участника, пользуясь предложенными критериями. Шаг пятый. Защитите свой проект перед одноклассниками),  группы готовятся, затем выступают, проходит взаимооценка, делается вывод, дающий решение проблемы урока, рефлексия и подведение итогов урока).

Несмотря на то, что с представленными приёмами работаю недавно, уже есть некоторые результаты:

2009-2010

2010-2011

2011-2012

Кач-во

Обуч.

Ср.б.

Кач-во

Обуч.

Ср.б.

Кач-во

Обуч.

Ср.б.

67%

100%

3,83

67%

100%

3,89

68%

100%

3,93

Участие в олимпиадах:

Уровень

 

2009-2010

2010-2011

2011-2012

2012-2013

Всего

Поб./Приз.

Всего

Поб./Приз.

Всего

Поб./Приз.

Всего

Поб./Приз.

Школьный

4

2/1

32

2/2

22

3/3

28

3/3

Районный

3

0

5

0/0

3

0/0

3

-

Участие в конференциях:

Уровень

 

2009-2010

2010-2011

2011-2012

Всего

Поб./Лаур.

Всего

Поб./Лаур.

Всего

Поб./Лаур.

Школьный

0

0

2

2

0

0

Районный

0

0

2

1

3

0

Всерос.

0

0

1

1

1

1

Таким образом, представленная  методика поможет мне в будущем перейти к применению на своих уроках технологии модерации, которую я считаю наиболее оптимальной для работы с новыми федеральными государственными образовательными стандартами, т. к. позволяет построить урок с учётом индивидуальных особенностей детей и свободой их выбора как способов работы над темой, так и формы самого урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

В данной статье автор излагает основные формы и методы деятельности на уроках истории и обществознания  над формированием у  обучающихся УУД, основываясь на свой опыт работы....

Оснащение кабинета истории и обществознания в рамках реализации ФГОС

Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания....

Применение современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС

Представлены особенности преподавания истории и обществознания в контексте  реализации ФГОС ООО. Определены принципы, используемые технологии, позволяющие сформировать универсальные учебные дейст...

Современные подходы в преподавании истории и обществознания в рамках реализации ФГОС

Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования второго поколения – новый шаг в образовании.  Отличительной особенностью нового стандарта является ...

«Формирование метапредметных УУД на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС».

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся,...

"ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА" ДОКЛАД ТЕМА: Методы критического мышления на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС.

Человек XXI века Предприимчивость Самостоятельность Ответственность Коммуникабельность Способность видеть и решать проблемы автономно Способность постоянно учиться. Самостоятельно находить и применять...

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результ...