Современные подходы в преподавании истории и обществознания в рамках реализации ФГОС
учебно-методический материал по истории

Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования второго поколения – новый шаг в образовании.  Отличительной особенностью нового стандарта является его системно-деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_rabota.docx26.87 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №298

Пасечников Андрей Александрович

Современные подходы в преподавании истории и обществознания в условиях реализации ФГОС

В начале XXI века человечество, несомненно, вошло в новую стадию своего развития: учёные и политики, предприниматели и педагоги всё чаще говорят о наступлении информационной эры. Наступило время глобальных изменений, охватывающих все сферы жизни человека: политику, экономику, науку, культуру и, конечно же, образование. Содержательные приоритеты современного образования обозначены в Федеральных  государственных образовательных  стандартах  второго  поколения.

Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования второго поколения – новый шаг в образовании.  Отличительной особенностью нового стандарта является его системно-деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося.

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Применительно к урокам истории и обществознания это использование интерактивных методов таких как групповая работа, умение взаимодействовать в группе. Это использование таких технологий как: «Мозаика», «Пила», «Синквейн»-работа с сущностью понятия, «Фиш-боун»-позволяющий давать характеристику, оценку историческому событию, «Кластер»-позволяющая разбить тему на смысловые блоки. Наиболее актуальными сейчас являются методики «SWOT-анализ», «Ассоциативная таблица», «Портрет слова»-позволяющие работать с текстом документа. Это лишь е полный перечень методик и технологий, которые делают современный урок актуальным и насыщенным, отвечающий современным требованиям.

Цель программы формирования универсальных учебных действий – обеспечение системного подхода к личностному развитию и формированию универсальных учебных действий в рамках Образовательной системы «Школа 2100».

Формирование универсальных учебных действий на занятиях по обществознанию в рамках реализации ФГОС

Концептуальной идей разработки нового стандарта содержания по предмету «Обществознание» является социализация подростка, его приобщение к ценностям демократии, правового государства, гражданского общества.

Фундаментом содержания обществознания является человек в его взаимодействии с окружающим миром и обществом. Функциональная обществоведческая грамотность выражается в адаптации выпускника к жизни в обществе.

Содержательная линия образовательного стандарта по курсу «Обществознания» состоит из семи основных направлений – «Человек и его индивидуальность», «Человек в культуре», «Человек в семейных отношениях», «Человек в социальном взаимодействии», «Человек в экономических отношениях», «Человек в политической жизни», «Человек в глобальном мире». Такой отбор содержания оправдан, поскольку представляет многообразие человеческих связей, делает акцент на человеке и его взаимодействиях, что, несомненно, ближе и понятней учащемуся, чем сложная обществоведческая абстракция.

В соответствии с ФГОС, основной образовательной технологией является формирование универсальных учебных действий (УУД) на предметном материале каждой из школьных дисциплин, в том числе и обществознания. Обществознание как дисциплины, обеспечивает формирование и развитие регулятивных компетенций обучающихся различных возрастов. Создание активной познавательной атмосферы с целью переориентации сознания учащихся, что является составляющей частью социализации личности.

Путём личностно-ориентированного содержания достигается высокий уровень обобщения материала. Адаптация методов, приёмов, видов деятельности преподавателя и учащихся различных категорий для дифференцированного обучения. Комплексное применение коллективной, групповой и индивидуальной работы в диагностическом, коррекционном, развивающем направлениях.

Системно-деятельностный подход к обучению и к жизни вообще предусматривает: деятельность, нацеленную на результат;  обратную связь (коррекция, обратная ориентация); учет психолого-возрастных и индивидуальных особенностей  развития личности и присущие этим особенностям формы деятельности; организацию учебного процесса, в которой главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной, познавательной деятельности обучающегося.

Компетентностно-ориентированный подход к обучению предполагает формирование разнообразных надпредметных знаний и умений, способности действовать в конкретных практических ситуациях, решать жизненно - важные задачи.

Изменения, произошедшие в последнее десятилетие в нашем обществе, включая и систему образования, открыли новые возможности в педагогической деятельности. Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.

Алгоритм проектирования урока с точки зрения требований новых ФГОС:

– четко определить и сформулировать для себя тему урока;

– определить место темы в учебном курсе;

– определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок.

Например, тема: «Реформы Петра I» – занятие «открытие нового знания».

Понятия: модернизация, реформы, раскол общества, меркантилизм, дворянство, оппозиция верхов, значение реформ, личность Петра.

Таким образом примером начала урока может служить:

Изучить преобразования Петра I.

Выяснить, кто и почему составлял оппозицию Петру.

Доказать огромное значение реформ Петра I.

Дать характеристику личности Петра.

Методическое сопровождение образовательного процесса, помогающее учителю реализовать требования ФГОС – технологическая карта. В технологической карте определены задачи, планируемые результаты, предложен алгоритм прохождения темы, указаны УУД.

Используя алгоритм проектирования занятия, составим технологическую карту занятия по истории на тему: «Реформы Петра I».

Тип – «открытие нового знания».

Цели:

1. Образовательная: способствовать формированию у учащихся образа преобразований Петра Великого, как решительного изменения всех форм общественной и государственной власти с применением технологии учебного сотрудничества.

2. Развивающая: создать условия для развития познавательного интереса учащихся, умения извлекать знания из различных источников, умения составлять план, работать с учебником.

3. Воспитательная: содействовать в ходе занятия воспитанию самостоятельности, добросовестности, творческого подхода к решению поставленных задач.

Планируемые результаты:

Личностные – осознавать социальную, практическую и личностную значимости учебного материала.

Метапредметные – развитие умений ставить цели, планировать свою деятельность, анализировать изученный материал, формулировать проблемы, предлагать пути решения проблем, уметь работать с документами, источниками, вести диалог с преподавателем, сверстниками.

Предметные – закрепление знаний о реформах Петра I и их значении, закрепление понятий: модернизация, меркантилизм, «Табель о рангах», коллегии, оппозиция верхов, значение реформ.

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, самостоятельная работа.

Конспект урока в соответствии с вышеуказанными рекомендациями:

Конспект урока по истории России в 6 классе

Дата проведения:

Тема урока: «Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром и Ярославичах».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

1. Охарактеризовать основные события внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого

2. Сформировать чувство патриотизма

3. Развивать умения анализа информации, составления таблиц и работы с картой.

Ожидаемые результаты: в ходе урока учащиеся смогут:

  • Охарактеризовать основные события внешней и внутренней политики Ярослава и Ярославичей
  • Давать определение понятия «Лестничное правило престолонаследия»
  • Ответить, почему данный период называется «Расцветом древнерусского государства»
  • Ответить, почему Ярослав получил прозвище «Мудрый».

Оборудование: Данилов А.А. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2015; Раздаточный материал - карта «Русь в X – XI вв.» 

План урока:

1. Положение церкви в умах россиян во второй половине XVII в.

2. Причины и осуществление церковной реформы

3. Противостояние Никона, Аввакума и Алексея Михайловича

4. Восстание Степана Разина

Ход урока:

Структура урока

Содержание деятельности

учителя

Содержание деятельности учащихся

1. Организаци-онный момент.

Вводное слово: Здравствуйте, ученики! Сегодня мы с вами поговорим об одной из наиболее важных тем, с которыми мы сталкиваемся во время изучения истории XVII века. Сегодня на уроке мы с вами поговорим на тему «Раскол в умах и сословиях во второй половине XVII века». Давайте запишем в тетрадях название этой темы.

Как вы понимаете название этой темы, и что значит «раскол в умах и сословиях?», когда он еще был?

Давайте проанализируем два документа и ответим на вопрос: в сознании россиян на тот момент царил мир или смута? Какое вы заметили противоречие?

Записывают тему урока в тетрадях

Некогда единое общество разделилось во мнениях. Это могло привести к конфликтам; Смутное время

Мнения учащихся разделились. Замечено противоречие: 1) В первом документе говорится о том, что в

2. Изучение

нового материала.

1)Приход к власти Ярослава Мудрого.

2) Деятельность Ярослава на Российском престоле

3) Ярославичи

4) Русская правда

Вспомните, как Владимир пришел к власти?

Прочтите фрагмент из «Сказание о Борисе и Глебе» на странице 54 в учебнике и попробуйте ответить на следующие вопросы:

- К каким трагическим последствиям вела княжеская междоусобица?

- Как хотел Борис остановить распрю?

- Как поступил Святополк? Можно ли назвать его действия правильными?

- Как Вы думаете, правомерно ли Ярослав оказался на престоле?

При помощи работы с картой и текстом учебника (с. 55-56) ответьте:

-Какие земли присоединил Ярослав Мудрый? В каком направлении он воевал больше всего и почему?

-С какими странами «посватался» Ярослав. Что это дало государству? Как вы думаете, скажется ли это на дальнейшей судьбе государства?

Пользуясь текстом учебника (пар. 9; с.55 – 57) составьте таблицу на тему «Внутренняя и Внешняя политика Ярослава Мудрого».

Как вы думаете, чем отличалось воспитание детей Ярослава Мудрого от воспитания предыдущих князей?

Прочитайте пункт 2 в учебнике на странице 56 и ответьте на несколько вопросов:

Как вы считаете, по какой причине братья начали воевать друг с другом?

Давайте снова посмотрим, на ком были женаты сыновья? Как вы считаете, сыграет ли это роль в будущих усобицах?

Какой итог принесла России третья усобица за 80 лет?

Ознакомьтесь с отрывком Русской правды в учебнике на странице 60 и ответьте на вопросы:

-Какие законы по-вашему являются справедливыми и почему?

-Как вы считаете, против чего в первую очередь направлены законы

В результате междоусобицы и братоубийства

Смерти Бориса и Глеба, разрозненности русских земель, упадок экономики

-Предложил мир

Убил Бориса и Глеба. Пошёл на Ярослава Мудрого.

Работают с картой. Анализируют информацию при помощи работы с картой и текстом учебника. Обсуждают результаты между собой.

Составляют таблицу по тексту учебника. Определяют взаимосвязь внешней и внутренней политики

Они были очень образованы. Благодаря усилиям Ярослава они получили блестящее образование и стали одними из самых образованных людей своего времени.  Ярослав обучал их миру и дружбе друг с другом.

Читают пункт 2 §9 (с. 58-59).

Борьба за власть

Да, сыграет, т.к. Ярославичи обрели себе союзников, женившись на дочерях правителей соседних семей

Разлад земель и разруху в государстве

Защита чести

3. Закрепление.

Почему Ярослава прозвали Мудрым?

Почему время его правления называют расцветом древнерусского государства?

4. Рефлексия.

Напишите синквейн на тему «Ярослав Мудрый».

Работают индивидуально. Озвучивают результаты работы (по желанию).

5. Оценивание результатов и запись домашнего задания.

Выставление и комментирование отметок. Вербальная оценка деятельности класса в целом.

Инструкции по выполнению домашнего задания

Запись домашнего задания: §9 с. 55-60.

  1. Составьте портрет Ярослава Мудрого
  2. Упражнение №3 в конце учебника

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовета на тему «Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО»

Представлены материалы для проведения педсовета на тему «Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО" (теоретический и пракический материал ). Имеются раздаточны...

"Реализация метапредметного подхода в преподавании истории и обществознания"

        Метапредметный подход является актуальным  и востребованным в образовательном процессе,  так как связан, прежде всего, с тенденциями развития российского о...

Современные подходы к преподаванию истории в условиях реализации ФГОС

Сегодня общество переживает этап глубоких фундаментальных преобразований, которые приводят к тому, что образование, знание, интеллект становятся определяющим ресурсом развития и новой экономики, и общ...

«Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО»

laquo;Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализацииФГОС ООО»...

«Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО: Метапредметные результаты обучения - важнейшее средство достижения качества образования»

Это статья о том, как важно научить ребят преобразовывать текстовую информацию из учебника в схематичную или табличную форму,проводить интеграцию с другими предметами, такими ка география, история, ис...