"Реализация метапредметного подхода в преподавании истории и обществознания"
презентация к уроку по теме

Осетрова Алевтина Анатольевна

          Метапредметный подход является актуальным  и востребованным в образовательном процессе,  так как связан, прежде всего, с тенденциями развития российского общества,  с восприятием  основополагающих  ценностей  и  исторического  опыта  своей страны,  своей  этнической,  религиозной,  культурной  общности  и  дает  учащимся  широкие  возможности  самоидентификации  в  культурной  среде,  соотнесения  себя  как  личности  с  социальным  опытом  человечества. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Районный конкурс «УЧИТЕЛЬ ГОДА – 2015» Конкурсное задание «Методический семинар» «Реализация метапредметного подхода в преподавании истории и обществознания» Осетрова Алевтина Анатольевна у читель истории и обществознания п ервой квалификационной категории МКОУ ООШ №1 п. Суна Кировской области

Слайд 2

Что такое метапредметный подход? Метапредметный подход – подход к образованию, при котором ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальный способы действий, с помощью которых он сможет сам добывать информацию.

Слайд 3

Что такое метапредмет ? Сегодня понятия “метапредмет” и “метапредметное обучение” приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. В примерной программе по предмету цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях - личностном, - метапредметном - предметном. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире.

Слайд 4

Что такое метапредмет? Метапредметы пытаются говорить о том, о чём современная школа не умеет – о смысле жизни, о ценности жизни. Это ответ на вопрос: Зачем мне эти знания? Где мне это пригодится?

Слайд 5

Современные учёные, разрабатывающие идеи метапредметного подхода

Слайд 6

Актуальность темы Реализация инновационных изменений в преподавании истории и обществознания. Речь идет: Во-первых, об освоении новых технологий организации деятельности учеников; Во-вторых, о формировании и развитии УУД В-третьих, о новых подходах к системе оценки достижения планируемых результатов школьников

Слайд 7

ЦЕЛЬ: Опираясь на «Закон об образовании» и реализуя метапредметный подход, развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, способность к труду и жизни в условиях современного общества

Слайд 8

ЗАДАЧИ Совершенствовать собственную методику преподавания предмета в рамках метапредметных технологий Вооружить учащихся системой ЗУН для формирования и развития УУД Учить самостоятельно находить и видеть задачу в окружающей действительности и решать её

Слайд 9

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Применение метапредметных технологий в учебном процессе позволяет: с ознательно организовывать познавательную деятельность учащихся; о бъяснять явления и процессы социальной действительности с научных и социально-философских позиций; анализировать реальные социальные ситуации, выбирать способы деятельности; о владеть различными видами публичных выступлений; р ешать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах.

Слайд 10

Причины слабой мотивации п ерегруженность школьных программ; о торванность изучаемого материала от жизни; о т способностей учащихся; о т потребностей учащихся

Слайд 11

Реализация метапредметного подхода (из опыта работы) Групповые технологии обучения решает задачи, которые способствуют формированию основных навыков работы в группе, необходимые для социализации индивида в обществе. Формы групповой технологии: Диспут Групповой проект Решение проблемно-познавательных задач

Слайд 12

Групповой проект 9 класса «ПРИЗВАНИЕ»

Слайд 13

Решение проблемно-познавательных задач. Урок обществознания 7 класс

Слайд 14

Технология проблемного обучения ч ерез решение проблемных задач; л огических заданий; н аписание эссе на заданную тему. Технология ориентирована на развитие индивидуальности школьника и социализации его личности

Слайд 15

Примеры проблемных ситуаций 1.В поселке родовой общины обычно строились большие вместительные дома, площадью до 200 кв. метров. Какие выводы могут сделать археологи, обнаружив остатки такого жилища? 2.В период первобытности было много животных, мясом которых могли питаться люди. Однако, люди часто голодали и даже погибали от голода. Почему в период первобытности такое могло случаться? 3.Говорят, что в Ледовом побоище (1242 год, битва на Чудском озере) никто не кричал "Ура!”, а в Куликовской битве (1380 год) "Ура!” раздавалось с обеих сторон. Подумайте, верно ли это и почему? 4.Церковь объявила Петра антихристом, так как он повелел снимать колокола? 5.В указах Петр I приписывал себе все успехи страны за время правления. Прав ли он был?

Слайд 16

Информационно-коммукативные технологии ИКТ интегрирую с технологией проектирования, которые формируют у учащихся умение решать различные проблемы, осваивать новые способы их решения Результатом является продукт-презентация

Слайд 17

Технология проектного обучения Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательной презентацией результатов. Развитие личностных качеств как результат проектной деятельности: Самостоятельность Целеустремлённость Ответственность Инициативность Настойчивость Толерантность

Слайд 18

Школьные проекты «Семь чудес Сунского района» «Заочное путешествие по Кировской области»

Слайд 19

Основные результаты инновационной деятельности Модель метапредметного образовательного процесса и алгоритм проведения метапредметного занятия. Комплекс метапредметных учебных занятий для учащихся 5-9 классов. Результативность участия обучающихся в дистационных метапредметных олимпиадах, конкурсах.

Слайд 20

Первичные результаты учащихся Олимпиады муниципальный уровень: 2012-2013 уч.г .- 1 призёр по истории 8 класс 2014-2015 уч.г .- 1 призёр по обществознанию 8 класс С 2012 по 2014 гг. 1 победитель игрового Всероссийского конкурса по МХК«Золотое Руно» Повысилось качество знаний по истории с 47,2% до 47,6%

Слайд 21

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Районный конкурс «Учитель Года -2015»

Конкурсное задание «Методический семинар»

«Реализация  метапредметного подхода

в преподавании

истории и обществознания»

                                       

                                        Осетрова Алевтина Анатольевна

                                          учитель истории и обществознания

первой квалификационной категории

МКОУ ООШ №1 п. Суна Кировской области

п. Суна, 2015г.

В современной России образование вообще и историко-обществоведческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан.   Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп. Все это порождает новые требования к образованию молодого поколения.

XXI-й век – это время, когда мало быть «погруженным в «свой» предмет», но необходимо знать особенности и методы конфигурирования с другими типами знаний. Любой педагог-предметник должен быть еще хотя бы немножко полипредметником,  метапредметником. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

В связи с этим особую актуальность сегодня приобретают понятия “метапредмет” и “метапредметное обучение”. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. Что же такое метапредмет? “Мета” с древнегреческого – означает “стоящее за”, “через”, “над”, то есть выход за рамки собственно предмета. Метапредмет – учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала. Это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов.

  Марина Половкова, заместитель директора Института инновационных стратегий развития образования считает: “Метапредметы пытаются говорить о том, о чём современная школа не умеет – о смысле жизни, о ценности жизни. Это ответ на вопрос: Зачем мне эти знания? Где мне это пригодится?”

    Все это предопределило выбор моей методической темы: «Реализация метапредметного подхода в преподавании истории и обществознания»

Методологической базой данной инновации являются исследования Ю.В. Громыко, Н.В. Громыко, А.А. Андрюшкова, О.И. Глазуновой, А.А. Устиловской, ведущих специалистов, работающих в Институте инновационных стратегий развития общего образования при Департаменте образования г. Москвы, в области метапредметных технологий. В контексте мобильности и стремительности развития современной жизни, изменяемости требований к системе образования, идеи этих ученых кажутся нам наиболее значимыми и отвечающими требованиям современной жизни.

Обоснование актуальности темы.    На актульность темы указывает, прежде всего, необходимость реализации инновационных изменений в преподавании истории и обществознания. Речь  идет:

  • во-первых, об  освоении новых технологий организации деятельности учеников;
  • во-вторых, о формировании и развитии универсальных учебных действий;
  • в-третьих, о новых подходах к системе оценки достижения планируемых результатов школьников.

Цель:   опираясь на «Закон об образовании» и реализуя метапредметный подход, развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, способность к труду и жизни в условиях современного мира.

Задачи для достижения поставленной цели:

  • Совершенствовать собственную методику преподавания истории и обществознания в рамках метапредметных технологий путем повышения квалификации и изучения теоретического материала.
  • Вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков, являющихся базой для формирования и развития универсальных учебных действий.
  • Учить самостоятельно находить и видеть  задачу в окружающей действительности и решать её.

          Метапредметный подход является актуальным  и востребованным в образовательном процессе,  так как связан, прежде всего, с тенденциями развития российского общества,  с восприятием  основополагающих  ценностей  и  исторического  опыта  своей страны,  своей  этнической,  религиозной,  культурной  общности  и  дает  учащимся  широкие  возможности  самоидентификации  в  культурной  среде,  соотнесения  себя  как  личности  с  социальным  опытом  человечества.  Быстрые перемены в различных сферах жизни требуют  больших усилий, направленных на развитие  умений  самостоятельно приобретать знания,  применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем,  работать с различной информацией, анализировать,  обобщать,  аргументировать,  самостоятельно критически мыслить,  искать рациональные пути  в решении проблем,  быть коммуникабельным,  контактным в различных социальных группах,  гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.   Данный подход способствует воспитанию социально активной личности,  способной к самоутверждению и самосовершенствованию.    

    Применение метапредметных технологий  в учебном процессе позволяет:

  •  сознательно  организовывать познавательную  деятельность учащихся (от  постановки  цели  до  получения  и  оценки  результата);
  • объяснять  явления  и  процессы  социальной  действительности  с 

научных,  социально-философских  позиций;  рассматривать  их  комплексно  в  контексте 

сложившихся  реалий  и  возможных  перспектив;

  • анализировать  реальные  социальные  ситуации,  выбирать 

 адекватные  способы  деятельности; 

  • овладевать  различными  видами  публичных  выступлений 

(высказывания,  монолог,  дискуссия);

  • выполнять  познавательные  и  практические  задания.
  • владение  умениями  работать  с  информацией (анализировать  и 

обобщать  факты,  составлять  простой  и  развернутый  план,  тезисы, 

 конспект,  формулировать  и  обосновывать  выводы ),

использовать  современные  источники  информации;

  • решать  творческие  задачи,  представлять  результаты  своей 

деятельности  в  различных  формах  (сообщение,  эссе,  презентация);

       Ни для кого не секрет, что в настоящее время у учащихся наблюдается слабая мотивация к учебе. Причин этого достаточно много:

  • перегруженность школьных программ,
  • оторванность изучаемого материала от жизни, от способностей и потребностей учащихся и многое другое.

Поэтому учитель и ставит перед собой цель – поддерживать интерес детей к учению.  Кроме того, перед каждым из нас стоят и определенные педагогические задачи, в частности, поиск эффективных методик и технологий.

 Метапредметный  подход  дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания до обеспечения позитивных метапредметных результатов деятельности учащихся  по  истории  и  обществознанию  в  условиях  модернизации образования  необходим  подбор  оптимального комплекса  образовательных педагогических 

технологий. 

В своей педагогической деятельности для реализации метапредметного подхода на уроках истории и обществознания я использую следующие  технологии:

1. Групповые  технологии  обучения  предусматривают решение трех 

основных задач:конкретно-познавательной, коммуникативно-развивающей,социально-ориентированной.  Эти  задачи  способствуют  формированию  основных  навыков  работы  в  группе, необходимые  для  социализации индивида в обществе. Это могут быть такие формы как диспут, групповой проект, решение проблемно-познавательной  задачи. (ПРИМЕРЫ)

2.Проблемное  обучение  через  решение  проблемных  задач,  логических  заданий,  написание  обществоведческих  эссе  на  заданную  тему  —  это  тип  развивающегося  обучения,  в  котором  сочетаются  систематическая, самостоятельная  поисковая  деятельность учащихся.  Система  методов проблемного  обучения  построена  с  учетом  целеполагания  и  принципа 

проблемности.  Процесс  взаимодействия  учителя и  ученика при данной  технологии  ориентирован  на  развитие индивидуальности школьника и социализации  его  личности. (ПРИМЕРЫ)

3.   Мощнейшим средством становятся информационно-коммуникативные  технологии.  Особую  роль  приобретают  ИКТ  при  их  интегрировании  с  другими  перспективными  образовательными  технологиями.  В  частности,  с  технологией  проектирования. (ПРИМЕРЫ)

4.    Технологии  проектирования. Метод проектов как педагогическая технология – это технология совокупности исследовательских, поисковых, творческих, проблемных методов. При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у учащихся умение решать различные проблемы и осваивать новые способы их решения.   Метод проектов позволяет создать образовательные ситуации, в которых учащиеся самостоятельно  решают поставленную проблему. Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учениками комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации. (ПРИМЕРЫ)

 Основными результатами инновационной работы должны стать:

1. Модель метапредметного образовательного процесса и алгоритм разработки и проведения метапредметного учебного занятия.

2.  Комплекс метапредметных учебных занятий для обучающихся 5-7 классов.

3.  Методические рекомендации по метапредметному обучению в современной школе.

4. Результативность участия обучающихся в дистанционных метапредметных олимпиадах, конкурсах.

           Применяя эти технологии на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности, расширяются  возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышается  интерес к предметам,  учащиеся учатся быстро  находить,  анализировать  и  правильно  использовать  информацию, работать  с  базами  данных,  что  позволяет  им  социализироваться  в  современном  обществе. 

 Литература:

1.Иванова  Л.Ф.  Проектная  работа  в  обучении  обществоведению  //  Преподавание  истории  и  обществознания  в  школе.  2007.  №  2,  3.

2.Концепция  федеральных  государственных  стандартов  общего  образования.  М.,  «Просвещение».

3.Кузнецов  А.А.  О  школьных  стандартах  второго  поколения.  //  Муниципальное  образование:  инновации  и  эксперимент.  2008.  №2. 

Источники:

http://nsportal.ru/site/18005/metapredmetnyy-podhod-v-prepodavanii-istorii-i-obshchestvoznaniya

http://sibac.info/13157

https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метапредметный подход при преподавании истории и обществознания

В современном мире роль предметов "История" и "Обществозание" в подготовке учащихся к жизни в значительной мере связана с тем, насколько они помогают им ответить на сущнсотные вопросы миропознания и м...

Доклад на тему: "Метапредметный подход в преподавании истории и обществознания"

Доклад на тему: "Метапредметный подход в преподавании истории и обществознания"...

Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании истории и обществознания.

Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании истории и обществознания.XXI век – это век  различных  инноваций. Данные изменения не прошли мимо сферы образования. На сег...

Метапредметный подход в преподавании Истории и обществознания

Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире....

"Метапредметный подход в преподавании истории и обществознания"

Выступление учителя истории и обществознания Лузяниной М.В....

Метапредметный подход в преподавании истории и обществознания

Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания ...

Статья «Метапредметный подход в преподавании истории и обществознания»

Статья «Метапредметный подход в преподавании истории и обществознания»...