Метапредметный подход при преподавании истории и обществознания
учебно-методический материал по истории по теме

Обвинцев Геннадий Евгеньевич

В современном мире роль предметов "История" и "Обществозание" в подготовке учащихся к жизни в значительной мере связана с тем, насколько они помогают им ответить на сущнсотные вопросы миропознания и миропонимания, формируя тем самым их мировозрение. Формирования необходимых навыков неможе просиходить без повсеметного приминения метапредметного подхода., тем более, что метапредметный подход в полной мере отвечает требованиям современного образования и заложен в системе новых Федеральных образовательных стандартов. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metapredmetnyy_podkhod_v_istorii_i_obshchestvoznanii.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

Метапредметный подход

в преподавании истории и обществознания

Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Данные навыки весьма важны в настоящее время, так как когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять вои знания на практике, умение мыслить нестандартно.

 Метапредметный подход в полной мере отвечает требованиям современного образования и заложен в системе новых Федеральных образовательных стандартов. 

Целью разработки метапредметного подхода в том, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.

Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. 

Метапредметность как принцип интеграции содержания образования формирует у учащихся отношение к изучаемому предмету как к системе знаний о мире.

Уровни интеграции содержания учебного материала могут быть разные. Самый высший уровень, на котором соприкасаются все учебные предметы, отражает взаимосвязи «человек – общество – природа». На этом уровне рассматриваются всеобщие связи, регулируемые всеобщими законами. 

Метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. 

Метадеятельность это универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т.е. уровнем развития личности.

Метазнания – это знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний (т.е. приёмы и методы познания) и о возможностях работы с ним.

Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач.

Метаумения - присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки.

- теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);

- навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);

- критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);

- творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);

- регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция своей деятельности);

-качества мышления (гибкость, способность к широкому переносу и т.п.).

В качестве метапредметов Громыко Ю.В. были выделены: «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача».

В рамках «Знание»  ученик учится работать с системами знаний;

- на занятиях «Знак» у школьников формируется способность схематизации, они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что хотят сделать;

- изучая метапредмет  «Проблема» школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, до настоящего дня неразрешенных проблем, учащиеся осваивают техники позиционного анализа, умение организовывать и вести полипозиционный диалог, у них развиваются способности проблематизации, целеполагания, самоопределения;

- на занятиях «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.

Давайте рассмотрим, как можно применять метапредметы на уроках истории.

Тема «Мнение и знание» безусловно, является метапредметной. Раскрывая данную тему учитель должен не просто показать, чем мнение отличается от знания, но и передать средства работы, способы, с помощью которого учащиеся смогут в дальнейшем различать, чем, же на самом деле обладает их собеседник.  Решение данной задачи невозможно без применения метапредметов, потому что средство различения знания и мнения, которые присваиваются учащимся, больше не носит информативный характер, оно становиться деятельностным, становясь в данном случае деятельностной единицей содержания.

Для полного закрепления преподавателю необходимо в конце урока предложить применить учащимся данное средство на другом предметном материале, тем самым проверив, насколько данное средство действительно освоено, а учащимся это покажет, насколько универсальный характер оно носит и может быть применено при изучении различных учебных предметов.

Однако не стоит забывать и о типичных ошибках. К такой категории можно отнести работу с понятием, а именно тот процесс, когда понятие, как единица мышления и стоящим за ним  мыслительным объектом подменяется работой со словесными определениями. Получается так, что вместо того, чтобы передавать учащимся сложные интеллектуальные процедуры, учитель подменяет эту деятельность словесной эквилибристикой. Выход за рамки определений  в работе с понятиями предполагает как раз метапредметный тип интеграции.

Подводя итог вышесказанному, стоит сказать что, у ребенка развиваются такие способности, как понимание, воображение, мышление, рефлексия, действие.

Обычно учащийся, работая с материалом физики, химии, биологии, истории и т. д., запоминает важнейшие определения понятий. Попадая же на уроки по метапредметам, ученик делает другое. Он не запоминает, но промысливает, прослеживает происхождение важнейшиих понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. Он «переоткрывает» открытие, некогда сделанное в истории.

 Но это только первый уровень работы ученика. Осуществив работу на разном предметном материале (например, на материале биологии, литературы и химии), он делает предметом своего осознанного отношения уже не определение понятия, но сам способ своей работы с этим понятием на разном предметном материале. Создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мыслительно проделал.

 Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дедактико-методические образцы развития предметной формы знания. Но при этом открывает новые перспективы развития для такой образовательной  формы, как учебный предмет и учебное занятие.

Использованные источники и литература

  1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект/Рос.акад. образования; под ред А.М. Кондакова. А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Словарь –справочник по педагогике. Автор – составитель В.А. Мижериков, под ред. П.И. Пидкасистого, М.2004.
  3. Теория и методика обучения истории и обществозанию: Словарь-справочник. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009.
  4. ВальковаГ. Зайнулина Ф., Штейнберг В. Логико-смысловые модели – дидактическая многомерная технология/В.//ДИРЕКТОР ШКОЛЫ: науч.-метод. Журн. Для рук. Учеб. Заведений и органов образования. – 2009. - №1.
  5. Громыко Ю.В. «Метапредмет «Знак». – М.,2001.
  6. Громыко Ю.В. «Метапредмет «Знание». – М.,2001.
  7. Громыко Ю.В. «Метапредмет «Проблема». – М.,1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Реализация метапредметного подхода в преподавании истории и обществознания"

        Метапредметный подход является актуальным  и востребованным в образовательном процессе,  так как связан, прежде всего, с тенденциями развития российского о...

Доклад на тему: "Метапредметный подход в преподавании истории и обществознания"

Доклад на тему: "Метапредметный подход в преподавании истории и обществознания"...

Метапредметный подход в преподавании Истории и обществознания

Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире....

"Метапредметный подход в преподавании истории и обществознания"

Выступление учителя истории и обществознания Лузяниной М.В....

Метапредметный подход в преподавании истории и обществознания

Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания ...

Статья «Метапредметный подход в преподавании истории и обществознания»

Статья «Метапредметный подход в преподавании истории и обществознания»...

«Организация образовательного процесса с позиции метапредметного подхода на уроках истории и обществознания»

В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования появился термин – метапредметный подход. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения об...