Метапредметный подход в преподавании истории и обществознания
материал по истории

Минаева Любовь Сергеевна
Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания

Тема «Метапредметный подход в преподавании истории и обществознания»

Учитель истории

Минаева Л. С.


 

В примерной программе по истории цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях – личностном, метапредметном и предметном. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире.“Метапредметы пытаются говорить о том, о чём современная школа не умеет – о смысле жизни, о ценности жизни. Это ответ на вопрос: Зачем мне эти знания? Где мне это пригодится?”. Результатом метапредметного обучения является развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия.

К рассмотрению сущности и возможностей реализации  метапредметности  можно подойти с двух сторон.

С одной  стороны, с точки зрения  содержания метапредметность – это   особый способ  содержательной интеграции  предмета  с другими предметами. Ученик и учитель вместе  формируют представление о том, что  знания интегративны.

Эффективным способом реализации метапредметной содержательной интеграции могут стать интегрированные уроки.  Они позволяют сделать больший акцент на  конкретном метапредметном содержании  на материале двух-трех учебных предметов.

 На основе содержательной метапредметной интеграции формируется  системное понятийное мышление учащихся.

  Содержательная метапредметная интеграция должна дополняться  особым способом деятельностной подачи предметного учебного материала, в результате чего формируются метапредметные компетентности.

Деятельностной единицей содержания метапредметного урока может стать понятие. Понятие как философская категория  занимает основное место в  любой системе научных знаний. Научить работать с понятием – значит вооружить очень эффективным средством мыследеятельности.

Чтобы  оперировать понятиями,  надо, прежде всего, уяснить их содержание через определение.  Определить понятие – значит раскрыть существенные его признаки и внутренние структурные взаимосвязи. Необходимо также установить связи понятия с другими понятиями.  

Не следует путать работу с понятием через его определение, то есть через выявление сущностных оснований определяемого явления, с работой с термином  через раскрытие значения слова. Работа с термином должна быть начальной стадией работы с понятием.  

Отметим  здесь крайнюю важность и для учителя, и для учащихся    рефлексии, постоянного контроля движения своих мыслей.    Не менее важны  хорошее знание своего предмета, свободное ориентирование в нем,  широта кругозора и постоянное стремление к новым знаниям. Метапредмет не отменяет предмет, он идет «сквозь» и «над» предметом.

Для обеспечения позитивных метапредметных результатов деятельности учащихся по истории и обществознанию в условиях модернизации образования необходим подбор оптимального комплекса образовательных педагогических технологий.

  1. Групповые технологии обучения предусматривают решение трех основных задач: конкретно-познавательной, коммуникативно-развивающей, социально-ориентированной. Эти задачи способствуют формированию основных навыков работы в группе, необходимые для социализации индивида в обществе. Это могут быть такие формы как диспут, групповой проект, решение проблемно-познавательной задачи и т.д.

Групповая технология лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся для возникновения коллективной познавательной деятельности. Данная технология позволяет обучать как сильных, так и слабых учеников, в основе подхода к ребенку лежит сотрудничество. Она обеспечивает активность учебного процесса и достижение высокого уровня усвоения содержания, оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка. Групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем; человек избегает непродуктивного замыкания в самом себе со своими трудностями, обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства, - для многих людей подобное открытие само по себе оказывается мощным психотерапевтическим фактором.

Группа отражает общество в миниатюре, делает очевидными такие скрытые факторы, как давление партнеров, социальное влияние и конформизм; по сути дела в группе моделируется - ярко, выпукло -система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни участников, это дает им возможность увидеть и проанализировать в условиях психологической безопасности психологические закономерности общения и поведения других людей и самих себя, не очевидные в житейских ситуациях.

Работа в группе - возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами. В группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров; в группе участники могут идентифицировать себя с другими, "сыграть" роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения, применяемыми кем-то; возникающие в результате этого эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия способствуют личностному росту и развитию самосознания. Группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания; иначе, чем в группе, иначе, чем через других людей, эти процессы в полной мере невозможны; открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяют понять себя, изменить себя и повысить уверенность в себе.

  1. Проблемное обучение через решение проблемных задач, логических заданий, написание обществоведческих эссе на заданную тему – это тип развивающегося обучения, в котором сочетаются систематическая, самостоятельная поисковая деятельность учащихся. Система методов проблемного обучения построена с учетом целеполагания и принципа проблемности. Процесс взаимодействия учителя и ученика при данной технологии ориентирован на развитие индивидуальности школьника и социализации его личности.
  2. Мощнейшим средством перепрограммирования общества сегодня становятся информационно-коммуникативные технологии. Особую роль приобретают ИКТ при их интегрировании с другими перспективными образовательными технологиями. В частности, с технологией проектирования.
  3. Технологии проектирования. «Современные структура и содержание метода проектов ориентированы на активное применение средств вычислительной техники и сетевых технологий. Кроме того, особенностью метода проектов является его интеграционный характер, что позволяет усилить межпредметные связи общеобразовательных дисциплин не только с информатикой, но и между собой.

Метод проектов — это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Основная цель метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

  1. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.
  2. Технология «Диалога культур», диалога, в котором учитель и ученик демонстрируют разные типы мышления и логики, что позволяет развивать творческое, нестандартное мышление. С моей точки зрения, учитель в учебном диалоге выступает в трех функциях. Он ставит учебную проблему, т.е. реализует программу. Кроме того, он является активным участником диалога, он выводит учащихся на уровень проблемы, окончательного решения которой не знает не только ученик, но и учитель. Диалог выступает способом познания, способом понимания, позволяет развивать творческое, нестандартное мышление, это положительно влияет на формирование социальной позиции ученика. Организованный (и состоявшийся) диалог позволяет учителю приблизиться к решению задач современного школьного образования: как обучающих и развивающих (например, пробудить интерес к предмету, проблеме способствовать развитию предметных навыков и компетентностей, развивать связную монологическую речь и др.), так и воспитательных (желание слушать и слышать собеседника, побуждать к самопознанию и самосовершенствованию, помогать в осуществлении поиска смысла жизни и т.п.). При этом следует отличать учебный диалог от любого спора, т.к. учебный диалог – это спор, выводящий на вечные проблемы бытия, являющийся столкновением различных логик, как определение гуманитарного мышления, взятого в его всеобщности.
  3. Еще один элемент метапредметного подхода – исследовательская деятельность.

Применение выше указанных технологий в образовательном процессе способствует формированию метапредметных результатов деятельности учащихся, среди которых можно назвать следующие:

  • способность самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем;
  • навыки структуризации и классификации поступающей информации;
  • приобретение важных характеристик мышления – гибкости, связности, структурности.

 Метапредмет «проблема».

 Мы много говорим о проблемном обучении на уроках истории и обществознания. Но каждый ли учитель ставит перед собой  следующие вопросы и учит этому учеников:

Что такое проблема?  Проблема (от греч. problema – задача)   в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий   разрешения; в науке – это противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений,  процессов. 

Что лежит в основе проблемы?  Противоречие.

Как выявить противоречия в развитии какого-либо явления, процесса?

Как увидеть главное на данный момент противоречие? 

Как  вывести из него проблему?

Что такое проблематика?  (Это совокупность вопросов, которые надо решит, чтобы разрешить проблему).

Что значит решить проблему?  (Найти подходы к решению основных вопросов в  ее рамках).

Какие могут быть подходы к ее решению?

Кто отвечает за выбор решения?

Увидел ли он  возможные подходы к решению  проблемы?

Какой выбор был сделан?

К каким последствиям это привело? 

Вот примерный алгоритм анализа проблемы, и не важно, проходит ли  он на историческом или литературном материале, или на материале естественных наук.

Можно попробовать рассмотреть это на «хрестоматийном материале» Крещение Руси как проблема?

Здесь можно выйти еще на один аспект метапредметности – формирование личностной оценочной позиции. Важно не только увидеть, как проблема была решена в истории, но  выработать свою  нравственную оценку по отношению к выбору,  сделанному в критический период развития тем или иным деятелем, уметь ее сформулировать и аргументировано отстаивать. Этому поможет использование такой формы работы, как написание эссе. 

Метапредмет «Знак»

Развитию  мыследеятельности способствует структурирование и схематизация учебного материала.

Составление  планов, таблиц по разным основаниям, разработка схем и логических конспектов  – все это уже давно есть в арсенале учителя.

Сюда же входит формирование пространственных представлений учащихся об исторических фактах и процессах, формирование картографических  знаний и умения работать с историческими картами разного вида (карта территориальных изменений, военных действий, географических открытий, карты-схемы сражений…).

Приемы работы:

  1. Работа с контурной картой (нанесение объектов на контурную карту)
  2. Сочетание рассказа с показом   (работа с планом сражений, картосхемой, атласом и учебной картой, ее легендой)
  3. Постановка  вопросов,  требующих поиска на карте (найти события, границы в соответствии с легендой, проследить движение, найти  пункт, устно или письменно описать и объяснить маршрут, определить направление и соединить пункты стрелками)
  4. Поиск ошибок на карте (можно использовать интерактивные карты издательства «Дрофа», «Мнемозина» и др.)
  5. Задание - нарисовать карту (схему)

При работе с картой следует обращать внимание учащихся на:

  1. торговые пути
  2. маршруты первооткрывателей, путешественников
  3. схемы крупных сражений,
  4. маршруты военных походов, эпизоды военных действий на карте
  5. карты восстаний
  6. карты-схемы городов
  7. расселение и освоение новых территорий

 Необходимо учить читать легенду карты

При работе с иллюстрациями надо стремиться сформировать у учащихся определенный запас зрительных образов и ассоциаций:

 - выдающиеся   деятели  отечественной культуры, 

- значимые исторические прорывы в развитии  науки и техники,

-символы разных  периодов  национальной истории.

- образы произведений мировой и национальной культуры.

  Этого можно достичь, целенаправленно  формируя устойчивые связи между социально-экономическими, политическими процессами, с одной стороны, и их наглядным и конкретным отражением в культуре – с другой.

Работа с иллюстративным материалом должна вестись на    каждом уроке. Историческая картина, иллюстративный ряд учебника,  учебные электронные ресурсы позволяют усваивать  информацию, предлагаемую в нетекстовой форме. Можно ориентироваться на имеющийся в учебниках иллюстративный материал, на материалы сети Интернет, проводить учебные экскурсии. 

Без учителя, который применяет новейшие технологии, невозможна реализация приоритетных задач современного образования, ориентированных на качественное образование и формирование у выпускников метапредметных умений и навыков. Выпускники, владеющие метапредметными умениями и навыками, показывают высокую результативность при прохождении  итоговой аттестации, а также быстро адаптируются в информационном пространстве высшей школы. Это говорит о том, что выпускник школы умеет быстро находить, анализировать и правильно использовать информацию, работать с базами данных, что позволяет ему социализироваться в современном обществе. Главное сегодня для каждого учителя – это критически пересмотреть свои методы работы, способы подачи материала. Свою работу надо структурировать по-новому, в соответствии с теми вызовами, которые ставит время.

Метапредметность как принцип интеграции содержания образования формирует у учащихся отношение к изучаемому предмету как к системе знаний о мире. В ее основе лежит специальная деятельность по построению учебного познания – исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая. Суть деятельности заключается в том, что усвоение любого материала (понятия, способа действия и т.п.) происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. При этом, чем сложнее ситуацию вы подберете, тем выше будет личностный развивающий потенциал занятия. “Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим” (Блез Паскаль). Механизмом развития метадеятельности может стать система инновационных творческих проектов. При их создании у учеников формируются понятия, факты, идеи, законы, общие для всех наук, развивается способы, действия, которые они приобретают в процессе обучения, появляется привычка мыслить и действовать в соответствии с принципами метапредметности. Принцип “метапредметности” состоит также в составлении деревьев понятий, кластеров, приемах сворачивания информации (конспект, таблица, схема).

Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно. Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метапредметный подход при преподавании истории и обществознания

В современном мире роль предметов "История" и "Обществозание" в подготовке учащихся к жизни в значительной мере связана с тем, насколько они помогают им ответить на сущнсотные вопросы миропознания и м...

"Реализация метапредметного подхода в преподавании истории и обществознания"

        Метапредметный подход является актуальным  и востребованным в образовательном процессе,  так как связан, прежде всего, с тенденциями развития российского о...

Доклад на тему: "Метапредметный подход в преподавании истории и обществознания"

Доклад на тему: "Метапредметный подход в преподавании истории и обществознания"...

Метапредметный подход в преподавании Истории и обществознания

Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире....

"Метапредметный подход в преподавании истории и обществознания"

Выступление учителя истории и обществознания Лузяниной М.В....

Статья «Метапредметный подход в преподавании истории и обществознания»

Статья «Метапредметный подход в преподавании истории и обществознания»...

«Организация образовательного процесса с позиции метапредметного подхода на уроках истории и обществознания»

В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования появился термин – метапредметный подход. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения об...