Доклад на тему: "Метапредметный подход в преподавании истории и обществознания"
методическая разработка по обществознанию на тему

Доклад на тему: "Метапредметный подход в преподавании истории и обществознания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар учителей истории и обществознания

Рузаевского муниципального района

Доклад на тему:

Метапредметный подход

в преподавании

истории и обществознания

Подготовила и провела:

учитель обществознания

МБОУ «СОШ №9»

Советова Е.А.

В современной России образование вообще и историко-обществоведческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан.   Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп. Все это порождает новые требования к образованию молодого поколения.

XXI-й век – это время, когда мало быть «погруженным в «свой» предмет», но необходимо знать особенности и методы конфигурирования с другими типами знаний. Любой педагог-предметник должен быть еще хотя бы немножко полипредметником,  метапредметником. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

В связи с этим особую актуальность сегодня приобретают понятия “метапредмет” и “метапредметное обучение”. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. Что же такое метапредмет? “Мета” с древнегреческого – означает “стоящее за”, “через”, “над”, то есть выход за рамки собственно предмета. Метапредмет – учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала. Это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов.

Методологической базой данной инновации являются исследования Ю.В. Громыко, Н.В. Громыко, А.А. Андрюшкова, О.И. Глазуновой, А.А. Устиловской, ведущих специалистов, работающих в Институте инновационных стратегий развития общего образования при Департаменте образования г. Москвы, в области метапредметных технологий. В контексте мобильности и стремительности развития современной жизни, изменяемости требований к системе образования, идеи этих ученых кажутся нам наиболее значимыми и отвечающими требованиям современной жизни.

          Метапредметный подход является актуальным  и востребованным в образовательном процессе,  так как связан, прежде всего, с тенденциями развития российского общества,  с восприятием  основополагающих  ценностей  и  исторического  опыта  своей страны,  своей  этнической,  религиозной,  культурной  общности  и  дает  учащимся  широкие  возможности  самоидентификации  в  культурной  среде,  соотнесения  себя  как  личности  с  социальным  опытом  человечества.  Быстрые перемены в различных сферах жизни требуют  больших усилий, направленных на развитие  умений  самостоятельно приобретать знания,  применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем,  работать с различной информацией, анализировать,  обобщать,  аргументировать,  самостоятельно критически мыслить,  искать рациональные пути  в решении проблем,  быть коммуникабельным,  контактным в различных социальных группах,  гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.   Данный подход способствует воспитанию социально активной личности,  способной к самоутверждению и самосовершенствованию.    

    Применение метапредметных технологий  в учебном процессе позволяет:

  •  сознательно  организовывать познавательную  деятельность учащихся (от  постановки  цели  до  получения  и  оценки  результата);
  • объяснять  явления  и  процессы  социальной  действительности  с 

научных,  социально-философских  позиций;  рассматривать  их  комплексно  в  контексте 

сложившихся  реалий  и  возможных  перспектив;

  • анализировать  реальные  социальные  ситуации,  выбирать 

 адекватные  способы  деятельности; 

  • овладевать  различными  видами  публичных  выступлений 

(высказывания,  монолог,  дискуссия);

  • выполнять  познавательные  и  практические  задания.
  • владение  умениями  работать  с  информацией (анализировать  и 

обобщать  факты,  составлять  простой  и  развернутый  план,  тезисы, 

 конспект,  формулировать  и  обосновывать  выводы ),

использовать  современные  источники  информации;

  • решать  творческие  задачи,  представлять  результаты  своей 

деятельности  в  различных  формах  (сообщение,  эссе,  презентация);

       Ни для кого не секрет, что в настоящее время у учащихся наблюдается слабая мотивация к учебе. Причин этого достаточно много:

  • перегруженность школьных программ,
  • оторванность изучаемого материала от жизни, от способностей и потребностей учащихся и многое другое.

Поэтому учитель и ставит перед собой цель – поддерживать интерес детей к учению.  Кроме того, перед каждым из нас стоят и определенные педагогические задачи, в частности, поиск эффективных методик и технологий.

 Метапредметный  подход  дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания до обеспечения позитивных метапредметных результатов деятельности учащихся  по  истории  и  обществознанию  в  условиях  модернизации образования  необходим подбор  оптимального комплекса  образовательных педагогических 

технологий. 

1. Групповые  технологии  обучения  предусматривают решение трех 

основных задач:конкретно-познавательной, коммуникативно-развивающей,социально-ориентированной.  Эти  задачи  способствуют  формированию  основных  навыков  работы  в  группе, необходимые  для  социализации индивида в обществе. Это могут быть такие формы как диспут, групповой проект, решение проблемно-познавательной  задачи.

2.Проблемное  обучение  через  решение  проблемных  задач,  логических  заданий,  написание  обществоведческих  эссе  на  заданную  тему  —  это  тип  развивающегося  обучения,  в  котором  сочетаются  систематическая, самостоятельная  поисковая  деятельность учащихся.  Система  методов проблемного  обучения  построена  с  учетом  целеполагания  и  принципа 

проблемности.  Процесс  взаимодействия  учителя и  ученика при данной  технологии ориентирован на развитие индивидуальности школьника и социализации  его  личности.

3.   Мощнейшим средством становятся информационно-коммуникативные  технологии.  Особую  роль  приобретают  ИКТ  при  их  интегрировании  с  другими  перспективными  образовательными  технологиями.  В  частности,  с  технологией  проектирования.

4.    Технологии  проектирования. Метод проектов как педагогическая технология – это технология совокупности исследовательских, поисковых, творческих, проблемных методов. При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у учащихся умение решать различные проблемы и осваивать новые способы их решения.   Метод проектов позволяет создать образовательные ситуации, в которых учащиеся самостоятельно  решают поставленную проблему. Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учениками комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.

           Применяя эти технологии на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности, расширяются  возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышается  интерес к предметам,  учащиеся учатся быстро  находить,  анализировать  и  правильно  использовать  информацию, работать  с  базами  данных,  что  позволяет  им  социализироваться  в  современном  обществе. 

 Литература:

1.Иванова  Л.Ф.  Проектная  работа  в  обучении  обществоведению  //  Преподавание  истории  и  обществознания  в  школе.  2007.  №  2,  3.

2.Концепция  федеральных  государственных  стандартов  общего  образования.  М.,  «Просвещение».

3.Кузнецов  А.А.  О  школьных  стандартах  второго  поколения.  //  Муниципальное  образование:  инновации  и  эксперимент.  2008.  №2. 

Источники:

http://nsportal.ru/site/18005/metapredmetnyy-podhod-v-prepodavanii-istorii-i-obshchestvoznaniya

http://sibac.info/13157

https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Компетентностный подход в преподавании истории и обществознания и его роль при переходе на стандарты нового поколения»

Доклад о компетентностном подходе в преподавании истории и обществознания и его роли при переходе на стандарты нового поколения....

Системно- деятельностный подход в преподавании истории и обществознания.

Системно- деятельностный подход в преподавании истории и  обществознания....

Системно- деятельностный подход в преподавании истории и обществознания.

Системно- деятельностный подход в преподавании истории и  обществознания....

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения и системно-деятельностный подход в преподавании истории и обществознания.

В данной статье рассматривается преподавание истории и обществознания в средней и старшей школе  на основе системно-деятельностного подхода. Автор обосновывает актуальность темы, приводит концепт...

Метапредметный подход при преподавании истории и обществознания

В современном мире роль предметов "История" и "Обществозание" в подготовке учащихся к жизни в значительной мере связана с тем, насколько они помогают им ответить на сущнсотные вопросы миропознания и м...

"Реализация метапредметного подхода в преподавании истории и обществознания"

        Метапредметный подход является актуальным  и востребованным в образовательном процессе,  так как связан, прежде всего, с тенденциями развития российского о...

Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании истории и обществознания.

Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании истории и обществознания.XXI век – это век  различных  инноваций. Данные изменения не прошли мимо сферы образования. На сег...