Системно- деятельностный подход в преподавании истории и обществознания.
план-конспект урока (история) по теме

Системно- деятельностный подход в преподавании истории и  обществознания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Системно- деятельностный подход в преподавании истории и  обществознания.

Слайд2

«Человек достигнет результата, только делая что-то сам...» 
(Александр Пятигорский, всемирно известный русский философ)

«Великая цель образования это не знания, а действия» Г.Спенсер. 

Школа сегодня стремительно меняется, пытаясь попасть в ногу со временем. Главное изменение в обществе – это ускорение темпов развития. 

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

  • анализировать свои действия;
  • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
  • отличаться мобильностью;
  • быть способны к сотрудничеству;
  • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.  

Неслучайно на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришел лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Сегодня важно не столько дать ребенку большой багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться. 

Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.               

Таким образом, в настоящее время в образовании происходит смещение акцента  с усвоения фактов (Результат – Знания) на овладение способами взаимодействия с миром (Результат – Умения). 

В связи с этим мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. 

Слайд 3

            Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где метододогической основой является системно-деятельностный подход (СДП), который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического, гражданского общества.

Всякое учение – деятельность. Понимание приоритетности деятельностных целей образования сформировалось в науке уже сотни лет назад.

 Слайд 4

«Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава…» - писал немецкий педагог-демократ XIX в.  Адольф Дистервег, чьи идеи значительно опередили время и являются актуальными для развития образования XXI века.

Слайд 5

Деятельностный подход к жизни вообще и к обучению в частности является значительным достижением психологии. Известный психолог Леонтьев говорил, что человеческая жизнь-это “система сменяющих друг друга деятельностей”. Процесс обучения как передача информации от учителя к ученику, считают психологи, противоречит самой природе человека – только через собственную деятельность каждый познает мир. Несоответствие между деятельностью, диктуемой природой, и той, которую начинают требовать выполнять в школе, рождает актуальную социальную проблему: неподготовленность выпускников к самостоятельной жизни и работе.

Слайд 6.

Любая образовательная система имеет свои корни, свой психолого-педагогический фундамент, свою научную школу. Системно-деятельностный подход ориентируется на отечественную советско-российскую психолого-педагогическую науку и уходит корнями в культурно-историческую теорию известного отечественного психолога Льва Семеновича Выготского. Его ученики и последователи – Алексей Николаевич Леонтьев, Петр Яковлевич Гальперин, Даниил Борисович Эльконин, Василий Васильевич  Давыдов, Александр Григорьевич Асмолов и другие известные ученые, методисты – в течение полувека смогли разработать эту основу, на которой может строиться современная российская школа.

Естественно, возникает вопрос: что такое системно-деятельностный подход?

 Слайд 7

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной  познавательной  деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

 Слайд 8,9

В рамках деятельностного подхода  ученик овладевает  универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи и отвечать за свои результаты. Что же за понятие «универсальные учебные действия» (УУД)?

На что направлены УУД  и какие возможности они дают учащимся? 

УУД – учебное действие, имеющее надпредметный характер.

Виды УУД:

1)личностные – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся;

2)регулятивные – обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности;

3)познавательные – включают общеучебные, логические действия, действия  постановки и решения проблем;

4)коммуникативные – обеспечивают социальную компетентность, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. 

Во главе процесса обучения новые стандарты предусматривают результат.

Термин универсальные учебные действия- главная составляющая системно-деятельностного подхода в обучении.

На этой методологии основываются стандарты нового поколения для начальной и основной школы.

 Ключевые изменения в ФГОС-2:

1)  «Ориентация на результаты образования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения УУД составляет цель и основной результат образования».

2)    Объектами итогового контроля и аттестации являются:

-личностные результаты (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества;

-метапредметные  результаты (освоение учащимися УУД и умения учиться);

-предметные результаты (усвоение ЗУН по предметам). 

Таким образом, в отличие от стандартов 2004года (ГОС) теперь при подготовке урока учитель должен четко представлять себе, какие универсальные учебные действия он должен развивать и каких результатов достичь. 

Приоритет деятельностных целей требует новых подходов к организации учебного процесса, новой системы взаимодействия учителя и ученика, метода работы, который реализует поставленные цели. Таковым, на мой взгляд, является деятельностный метод, технология которого обеспечивает «системное включение ребёнка в самостоятельное построение им нового знания». 

В процессе взаимодействия между учителем и учеником появилось два типа деятельности:

  • деятельность учения, или учебная деятельность ученика, суть которой заключается в развитии собственных способностей, необходимых для освоения культурных ценностей общества;
  • деятельность обучения – это деятельность учителя, предназначением которой является совершенствование учебных средств, необходимых для снятия затруднений ученика.

Слайд 10

Итак, уметь учиться – это значит уметь выполнять и рефлектировать деятельность учения. В результате освоения ключевых компетентностей ученик должен осознать: «Я знаю, что я умею это делать и знаю, как это делать». Другой отличительной особенностью деятельностного подхода является то, что в учебной деятельности пребывают учащиеся, а не педагог.

Ключевое место  в системно-деятельностном подходе занимает категория "деятельности", а деятельность сама рассматривается как своего рода система, нацеленная на результат. Современные ученые выделяют следующие взаимосвязанные между собой  структурные элементы деятельности как системы дидактических принципов:

Слайд 11. 

   1) принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.                                                                                

2) принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Слайд 12.

Представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу детям культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, преемственности, активности, сознательного усвоения знаний, научности и др.). Разработанная дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей. Одновременно она является механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым учеником индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им государственного стандарта знаний

Сформулированные выше дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий организации непрерывного процесса обучения деятельностной парадигме образования.

Слайд 13.

Задача учителя – организовать урок таким образом, чтобы включить детей в деятельность. Перед учителем встает вопрос: Какими средствами реализовать системно-деятельностный подход.
Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.

Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.

Слайд12

Обучать деятельности - значит делать учение мотивированным, учить ученика оптимально организовывать свою деятельность, помогать сформировать умение контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Учитель не должен просто «натренировывать» ученика в выполнении каких-то приемов, операций - эти операции должны быть осмыслены и приняты учеником, в идеале - он должен находить свои способы действий.

Слайд 13.
  Сравним урок в режиме деятельностного подхода с традиционным уроком  по ряду элементов: 

Элементы

сравнения

Традиционный урок

Урок в режиме деятельностного подхода

Формулирование  темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Постановка целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и  индивидуальная форма организации деятельности)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному талону)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание

Учитель оценивает работу на уроке

Учащиеся участвуют в  оценке деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Очевидно, что переход на новые образовательные стандарты предполагает совершенствование урока- основной формы организации обучения. С помощью каких технологий реализовать деятельностный подход на уроке?

Слайд 14.

Механизмом реализации системно – деятельностного подхода является такие технологии, как: 

Информационные  и коммуникативные технологии (коммуникация – общение)

 Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира)
 Технология, основанная на реализации проектной деятельности
 Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения 
 Технология деятельностного метода .

Реализация СДП обучения опирается на методы:

  • активные;
  • интерактивные;
  • исследовательские;
  • проектные. 

Технология деятельностного метода предполагает следующую  последовательность шагов на уроке:

 Слайд

 

 

Этапы урока

Организующая роль учителя

1

Мотивация к учебной деятельности

Создают условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в деятельность («хочу») и выделения содержательной области («могу»).

2

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Организует подготовку учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.

3

Выявление места и причины затруднения

Организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение 2) выявление причины затруднения- каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

4

Построение проекта выхода из затруднения

Организует процесс открытия нового знания, где учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, строят план достижения цели, выбирают метод разрешения проблемной ситуации.

5

Реализация построенного проекта

Организует: обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися;  выбор оптимального варианта, который фиксируется вербально и знаково. Уточняет характер нового знания.

6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Организует усвоение учениками нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием (фронтально, в парах или группах).

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия и самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Создает, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха.

8

Включение в систему знаний и повторение

 Организует выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

9

Рефлексия учебной деятельности.

Организует оценивание учащимися собственной деятельности, фиксирование неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

 

В условиях применения деятельностного метода отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю - не знаю», «умею - не умею» и сменяется параметрами  «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность – в этом функция учителя.

Каждый раз мы, учителя, составляя план очередного урока, задаем себе одни и те же вопросы:

А) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
Б) какой учебный материал подобрать и какой дидактической обработке его подвергнуть;
В) какие методы и средства обучения выбрать;
Г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников;
Д) как сделать, чтобы взаимодействие всех компонентов привело к системе знаний, умений и навыков.
Слайд
      Существует очень много приемов, видов и форм учебных заданий деятельностного метода обучения.

Остановлюсь на некоторых из них.

Побуждающей силой деятельности является мотив, поэтому чтобы обеспечить мотивацию учащихся на уроке можно использовать :

- положительный настрой

- девиз, эпиграф

- знакомство с планом урока

 - притчу

 - проблемный вопрос

Например: урок обществознания в 11классе по теме «Государство в политической деятельности»

В начале урока  предлагаю учащимся прослушать 4 высказывания, относящиеся к теме урока, но не называю ее. В этих высказываниях речь идет о понятии, которое и станет темой занятия. Зачитывая высказывание не произношу слово «государство», а заменяет его на слово «это».

1.        Древнегреческий философ Демокрит писал: «…Хорошо управляемое государство – есть величайший оплот: в нем все заключается и, когда оно сохраняется, все цело, а погибает оно, с ним вместе и все гибнет».

2.        Бенедикт Спиноза справедливо заметил: «Государство могущественно тогда, когда оно гарантирует каждому не только сохранение жизни, но и его собственность, безопасность, честь и свободу».

3.        В. И. Ленин утверждал: «Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы».

4.        Французский король Людовик XIV, обращаясь к депутатам парламента, заявил: «Вы думаете, господа, что государство – это вы? Ошибаетесь, государство – это я!»

Учащиеся определяют, что понятием, о котором пойдет речь на уроке является «государство», после чего учитель предлагает записать тему урока в рабочей тетради.

Слайд

На этапе  целеполагания, актуализации:

Постановка целей и задач урока  выражается в дидактических категориях «знать», «уметь»,

Приемы, используемые на стадии вызова ТРКМ - «Я уже знаю», «Ключевые слова», «Кластер». «Сброс идей в корзину», «Лови ошибку»

Пример  9 класс обществознание тема: Преступление.

Текст с ошибками (дается в начале урока и после изучения темы)

На основании статей 87,88 УК РФ несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 16 лет, но не исполнилось 20 лет. К несовершеннолетним, признанным  виновными в совершении преступления, предусматривается одно уголовно-правовое воздействие – назначение наказания. Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним: а) штраф; б) исполнительные работы; в) ограничение досуга; г) арест; д )пожизненное заключение.

Самой строгой мерой наказания для несовершеннолетних является смертная казнь. Несовершеннолетний, осужденный за совершение преступления небольшой или средней тяжести, может быть освобожден судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия. Несовершеннолетний возраст является отягчающим вину обстоятельством. В случае систематического исполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера  отменяется и материалы направляются в суд для привлечения к уголовной ответственности.

Технология «Ассоциативный ряд».                                     

Ассоциативный ряд начинается с ключевого слова темы, записанного на доске. Учащимся предлагается записать (назвать) или поделиться с соседом ассоциациями и выбрать наиболее «удачные». В результате на доске появляется либо структурно-логическая схема, либо таблица, позволяющая классифицировать ассоциации учащихся…

Слайд

На этапах формирования и закрепления полученного опыта деятельность ученика не должна сводиться к запоминанию и воспроизведению информации, сообщаемой учителем, так как при этом мало развиваются  способности и умения учащихся, такие как:

-умения видеть проблемы,

-ставить вопросы,

-анализировать и сопоставлять факты,

-выделять элементы целого и творческое мышление.

Я стараюсь использовать частично-поисковые, проблемные методы, которые позволяют обучать.

Организация работы с текстом.

Формы:

1. Составление вопросов к тексту и ответы на них.

2. Комментированное чтение текста .

3. Аналитическое чтение текста.

4. Разбить текст на смысловые части.

5. Составление тезисного плана.

6. Составление  таблиц.

7. Подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста.

8. Составление логической схемы.

Приемы «Пометки на полях», «Плюс и минус»

Цель этого приема – показать неоднозначность любого общественного и исторического явления, например: Найти отрицательное и положительное в реформах Н.С.Хрущева . (История 9 класс).  

        Подготовка творческих работ : коллаж, рисунок, плакат, синквейн

Исследовательские методы: работа над проектом, социологический опрос, исследование.

 Используя метод проектного обучения, я ставлю цель: воспитать учебную самостоятельность и превратить ученика в субъект процесса учения, заинтересованного в самоизменении и готового к нему. Метод ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности и овладение учащимися универсальных действий. Кроме того, в ходе проектной деятельности формируется детский коллектив, который живёт и работает в определённом составе в течение некоторого времени.

В 6 классе по истории средних веков учащиеся подготовили информационный проекте по теме: "Столетняя война и влияние ее итогов на политическое развитие Англии и Франции", учащиеся сами исследовали разные причины войны двух стран и сделали умозаключение об одинаковых политических последствиях для Англии и Франции в XVв. то есть в результате Столетней войны в этих странах складывались централизованные государства с абсолютной монархии.

 Практико-ориентированный проект 6 класс по теме «Человек,общество,природа». Это были презентации, плакаты, правила экологического поведения школьников.

Работа в группах с использованием приема «Шляпы мышления».

Пример урок обществознания 6 класс «Человек, общество, природа»

Цель: - развитие умения формулировать и грамотно аргументировать свою позицию.

Вариант 1. - Класс делится на группы.

- Учащиеся самостоятельно или с помощью учителя выбирают «шляпу мышления», то есть позицию, которую они будут представлять.

Виды предлагаемых «шляп мышления»:

1. Белая шляпа — нейтральная позиция: учащиеся анализируют предложенный текст, извлекают из него новую для себя информацию.

2. Черная шляпа позиция «против»: анализируя текст, учащиеся обращают особое внимание на слабые стороны позиции автора, выявляют ошибки и противоречия в тексте, формируют аргументы, опровергающие выводы, предложенные в источнике( критика по отношению к деятельности человека).

З. Желтая шляпа — позиция «за»: учащиеся защищают позицию автора документа, выявляют потенциал, заложенный в источнике(внимание на положительную деятельность человека).

4. Синяя шляпа — размышление: учащиеся пытаются выявить сущность исследуемого явления, сопоставить его с другими событиями, установить причинно-следственные связи, определить тенденции(находят информацию показывающую значение человеческого разума).

5. Красная шляпа — эмоции: учащиеся вырабатывают позицию относительно изучаемого явления или точки зрения автора текста.

6. Зеленая шляпа творческий поиск: учащиеся пытаются использовать полученную новую информацию в иных условиях, прогнозируют дальнейшее возможное развитие событий, пытаются выявить влияние изучаемого явления на исторический процесс(предложения по изменению ситуации).

- Учащиеся анализируют предложенный текст, обсуждают его в группах, вырабатывают аргументы в защиту избранной позиции.

- Спикер группы докладывает о результатах проведенной работы.

- Учащиеся обсуждают выдвинутые в защиту позиции аргументы.

Пример. Тема «Коллективизация крестьянства» 11 класс

1 группа — «Белая шляпа» - учащиеся докладывают о ходе коллективизации в СССР;

2 группа — «Черная шляпа» - учащиеся критикуют политику коллективизации;

З группа — «Желтая шляпа» - школьники выдвигают аргументы в пользу

необходимости проведения коллективизации;

4 группа — «Красная шляпа» - учащиеся дают нравственную оценку тем методам, с помощью которых проводилась коллективизация;

5 группа «Синяя шляпа» - учащиеся выявляют причины и истоки политики

коллективизации в СССР;

6. группа — «Зеленая шляпа» - учащиеся составляют прогноз дальнейшего развития Советского Союза после проведения коллективизации.

Основным приоритетным направлением в обучении старшеклассников остается развитие критического мышления. Необходимость в нем продиктована сегодняшним временем: уметь быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, уметь осмыслить и применить полученную информацию.

 В последнее время постепенно  начинают входить в школьную практику кейс – технологии, которые представляет собой обучение посредством создания проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

 Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).

Главное её предназначение – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией.

 При  этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика!

Образовательный потенциал данного метода в том, что он:

- Позволяет иллюстрировать теоретические знания на материале реальных событий

- Стимулирует познавательную активность обучающихся

- Способствует развитию необходимых компетенций (умение работать с источниками, искать альтернативы в решении проблем и т.п.)

- Способствует развитию различных практических навыков

- Актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении заявленной проблемы

Пример. Тема «Права несовершеннолетних по трудовому законодательству»

9 класс.

Задание: «Предприниматель А. принял на работу 14-ти летнего Б. в качестве грузчика на оптовый склад табачных изделий на следующих условиях:

- 6-ти дневная рабочая неделя, продолжительность рабочего дня 8 часов;

- ежегодный оплачиваемый отпуск —2 недели;

- испытательный срок при приеме на работу — З месяца.

Вопрос: Какие права несовершеннолетнего Б. в сфере трудового законодательства были нарушены?»

Работа учащихся в группах со статьями «Трудового кодекса»

1гр .Изучает ст.91-95

2гр. ст. 63, 66, 92.

3гр. ст.70, 265-269.

 Например, по теме «Права человека» в курсе обществознания можно рассмотреть такой случай:«Татьяна закончила 9 класс школы, в которую ходила по месту жительства. В аттестате у девочки много «троек» и она не отличалась примерным поведением. Татьяну отказались принять в 10 класс родной школы, так как подобная учеба и поведение наносят урон престижу заведения. Девочке посоветовали поискать другую школу или поступить в колледж. Но родители Татьяны были не согласны с этим решением. Что им делать?»

Вопросы:

какое право нарушено?

Кем нарушено?

На какие нормативные документы можно ссылаться, защищая свое право?

Что нужно сделать для его восстановления?

Кто обязан это сделать?

Документы: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», Конституция Российской Федерации, Закон «Об образовании»

Говоря о системно-деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, нравоучений человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела, экскурсии – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и преполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни – это и есть системно-деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям.

 Слайд

Результаты реализции деятельностного подхода:

-активизируется познавательная деятельность учащихся на творческой основе;

-учащиеся  приобретают умение грамотно, аргументировано отстаивать свою позицию;

-вырабатываются навыки критического анализа текста;

- создается ситуации успеха для каждого школьника;

-актуализируется мыслительной деятельности школьников.

Слайд

Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие системно-деятельностного подхода в преподавании физики

В соответсвии с ФГОС ООО современному обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать решения. Системно-деятельностный подход позволяет организовать учебную деятельность так, ...

Системно- деятельностный подход в преподавании истории и обществознания.

Системно- деятельностный подход в преподавании истории и  обществознания....

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения и системно-деятельностный подход в преподавании истории и обществознания.

В данной статье рассматривается преподавание истории и обществознания в средней и старшей школе  на основе системно-деятельностного подхода. Автор обосновывает актуальность темы, приводит концепт...

Системно- деятельностный подход в преподавании истории

презентация на тему: Системно - деятельностный подход в преподавании истории...

Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании истории и обществознания.

Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании истории и обществознания.XXI век – это век  различных  инноваций. Данные изменения не прошли мимо сферы образования. На сег...

Реализация системно-деятельностного подхода в преподавания истории и обществознания.

Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании истории и обществознания...

Системно-деятельностный подход в преподавании истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС

                « Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться».ДемокритПоследнее время в нашей жизни произошли бол...