Реализация системно-деятельностного подхода в преподавания истории и обществознания.
статья

Пеляйкина Светлана Валентиновна

Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании истории и обществознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2022_predstavlenie.docx43.57 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление

педагогического опыта

 учителя истории и обществознания

МБОУ «Чамзинская средняя общеобразовательная школа № 2»

Чамзинского муниципального района РМ

Пеляйкиной Светланы Валентиновны.

Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании

 истории и обществознания.

              Важнейшей тенденцией  современной системы образования является изменение роли учителя.  Учитель работает в первую очередь на достижение личностных результатов учащихся, что возможно только через предоставление достаточной свободы действий и высокого уровня мотивации. На мой взгляд,  в современных условиях наилучшие результаты для достижения этой цели дает использование технологии системно-деятельностного подхода.

              Жизнь не стоит на месте. Меняются дети, меняется школа. Учитель в постоянном поиске: как  научить ученика мыслить и действовать самостоятельно? Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем.

               Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Это и определило выбор темы моего педагогического опыта: «Реализация системно – деятельностного подхода в преподавании истории и обществознания».
             Мой педагогический стаж - 29 лет. В 1993 году закончила МГУ им. Н. П. Огарева  по специальности «Историк, преподаватель истории». После окончания вуза начала свою трудовую деятельность в МБОУ «Чамзинская СОШ №2», где продолжаю работать по сегодняшний день. На уроках истории и обществознания, наряду с традиционными формами  организации учебной деятельности учащихся, активно применяю современные инновационные педагогические технологии, которые не только делают уроки интересными, а усвоение знаний успешным, но и помогает детям приобрести опыт деятельности и общения, благодаря которому им легче найти своё призвание и успешно реализовать себя в жизни.

           Актуальность обобщения  опыта  работы  по использованию системно- деятельностного подхода в образовательном процессе вытекает из потребности совершенствования системы обучения, которая стимулируется социальным заказом. Современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения, потому что только  творческий человек может  успешно адаптироваться  в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен к самореализации своих возможностей и саморазвитию. На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.  Поэтому задачей учителя становится   - не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.

            Таким образом, ведущая педагогическая идея опыта состоит в развитии личности, способной к творчеству и самостоятельности; быстро оценивать ситуацию и свои возможности, принимать решения и нести за них ответственность; адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда, нарабатывать новые способы деятельности или трансформировать прежние с целью их оптимизации.

Теоретическая база.  Любая образовательная система имеет свои корни, свой психолого-педагогический фундамент, свою научную школу. Системно-деятельностный подход ориентируется на отечественную советско-российскую психолого-педагогическую науку и уходит корнями в культурно-историческую теорию известного отечественного психолога Льва Семеновича Выготского. Его ученики и последователи – Алексей Николаевич Леонтьев, Петр Яковлевич Гальперин, Даниил Борисович Эльконин, Василий Васильевич  Давыдов, Александр Григорьевич Асмолов и другие известные ученые, методисты – в течение полувека смогли разработать эту основу, на которой может строиться современная российская школа. Ключевое место  в системно - деятельностном подходе занимает категория "деятельности", а деятельность сама рассматривается как своего рода система, нацеленная на результат. При организации деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности.

Технология системно – деятельностный подхода обучения не разрушает «традиционную» систему образовательной деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей.

Новизна данного опыта заключается в том, что опираясь на системно-деятельностный подход строится система работы по формированию и развитию познавательной активности учащихся с целью повышения качества знаний и интереса к истории и обществознанию. Кроме того, новизна опыта состоит в отборе наиболее эффективных приемов формирования деятельностных навыков на уроках  истории и обществознания, в разработке системы занятий проблемного и деятельностного типа, в доказательстве положительного влияния разработанной системы на развитие познавательной активности учащихся.

  Технология опыта. Системно-деятельностный подход предусматривает использование учителем различных педагогических технологий. Как же я реализую принципы системно-деятельностного подхода? Как построить работу на уроке так, чтобы дети не получали готовых знаний, а сами «открывали» их?      

         Преимущество системно-деятельностного подхода  в том, что он прекрасно сочетается с другими современными образовательными технологиями и методами:

  • Информационные и коммуникативные технологии.
  • Игровые технологии.
  • Технология, основанная на создании учебной ситуации.
  • Технология, основанная на реализации проектной деятельности.
  • Технология, основанная на уровневой дифференциации.
  • Технология деятельностного метода.
  • Технология развития критического мышления;

       Хочется отметить, что системно-деятельностный подход заставляет отказаться от объяснительно-иллюстративного метода обучения в пользу частично-поискового, исследовательского и проектного методов. Точно так же фронтальная работа уступает место индивидуальной, а также работе в группах и парах. То есть наиболее оптимальными  становятся такие формы работы, которые опираются на совместную или самостоятельную учебную деятельность, направляемую учителем. Таким образом, основная особенность деятельностного подхода заключается в том, что новые понятия не даются детям в готовом виде. Дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель же грамотно направляет эту деятельность.

       В процессе урока учащиеся:

  • работают с источниками  информации, с современными средствами коммуникации;
  • критически осмысляют актуальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;
  • решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;
  • осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
  • аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
  • выполняют творческие работы и исследовательские проекты.

         Деятельность учителя в этих условиях чаще всего носит направляющий или консультативный характер.

          Продумывая уроки  изучения нового материала,  всегда стараюсь организовать работу  учащихся так, чтобы они осознавали учебную задачу, проявляли как можно больше самостоятельности в её решении, активно использовали ранее усвоенные знания и умения, высказывали различные догадки и пытались их обосновать. Введение в ситуацию учебной задачи начинается с постановки проблемной ситуации, когда налицо явное противоречие между тем, что ученик знает, и тем, что ему предстоит узнать. При этом особая роль отводится мотивации предстоящего знания. На этапе самоопределения  к учебной деятельности и актуализации знаний  использую такие приёмы, как ассоциации, комментарий эпиграфа к теме, взаимный опрос или теоретическая эстафета, «лови ошибку», «верно – неверно», таблица «знаю – хочу узнать – узнал» и др. В процессе этой работы происходит актуализация знаний учащихся, повышается мотивация к познавательной деятельности. Цели и задачи урока формируются учащимися самостоятельно или совместно с учителем. 

               Важный компонент структуры урока – составление опорного конспекта, моделирование содержания понятия. На уроках обществознания моделирование производится чаще всего в  графической форме. По мере изучения эта модель будет углубляться, расширяться, постоянно опираясь на предварительное рассмотрение. 

          Основная часть урока – сотворчество всех участников или же самостоятельная поисковая или исследовательская деятельность учащихся, направляемая учителем. Сделать познавательную деятельность творческой помогают такие формы учебных занятий, как  урок-открытие, урок-рассуждение, урок-путешествие, урок-сказка, урок-конкурс, урок-диалог, урок-викторина. Элемент творчества даже в самый обычный урок вносят деловые игры, театрализации, составление кластера, синквейна, эвристические задачи, ролевые дискуссии.  

            Использование системно-деятельностного подхода открывает новые перспективы и в системе оценивания знаний и умений учащихся, системе, которая остаётся несовершенной и в современной школе. Поэтому задачей учителя является формирование у учащихся собственного «инструмента» для контроля и оценки своих знаний.  С этой целью на уроках использую различные приёмы по формированию самооценки и взаимооценки у детей. По завершении каждого этапа урока предлагаю оценить, как работал класс: работали без ошибок (с ошибками), дружно, быстро (медленно), кто лучше всех работал. Вместо поурочного балла всё чаще применяю словесные оценки самого ученика, других учеников или учителя. При этом используется «выведение» вместе с учениками критерия оценки:  «ты ответил правильно, полно, самостоятельно» или «в твоём ответе есть ошибка, я исправляю, дополняю твой ответ». Нередко использую листы самооценки, когда ребёнок сам оценивает свою деятельность в течение всего урока. Так у ребёнка исчезает страх перед неудовлетворительной оценкой, повышается мотивация к учебной деятельности, а в классе постепенно рождается атмосфера взаимного доверия и сотрудничества. Особую роль играет итог урока, так называемый этап рефлексии.  Я использую различные приёмы рефлексии: пятиминутное эссе, синквейн, метод незаконченного предложения, свободное высказывание, цветовой индекс, смайлики и т.д. Рефлексия может быть рассредоточена на различных этапах урока, иногда, чтобы не сбивать эмоциональный накал, принципиально не ставим точку, предпочитая многоточие.

          Чтобы поддерживать внимание учащихся в течение всего урока, нужно организовать активную и интересную мыслительную деятельность. Наблюдая за работой учащихся на уроке я пришла к выводу, что деятельность при применении любых форм и методов без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От наличия или отсутствия внутренней мотивации зависит объем усилий, которые ученик прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у него интенсивное внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду. Я поняла, что развитие школьника происходит более интенсивно и результативно, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение вызывает положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса доверительное.

               На своих уроках стараюсь не давать информацию в готовом виде, а строю урок так, чтобы ученики “открывали” новое знание, смело высказывали свое мнение или предположение. Проблемный урок обеспечивает более качественное усвоение знаний; развитие интеллекта и развитие творческих способностей личности; воспитание активной личности.  Для создания проблемной ситуации на уроке использую противоречивые факты, научные теории, взаимоисключающие точки зрения или ответы учеников на задаваемый вопрос или практическое задание, выполнить которое можно, опираясь на новый материал.    На уроке создаётся атмосфера сотрудничества, совместного поиска ответа на проблемные вопросы.

             Системно - деятельностный подход диктует новый подход  и к организации домашней работы учащихся. Домашние задания не ограничиваются выполнением упражнений в учебнике, часто тоже носят творческий или исследовательский характер (подготовь вопросы по теме, составь задание сам, нарисуй рисунок, составь опорный конспект по теме или кроссворд, создай свой мини-проект и т.д.).

          Таким образом, нельзя не согласиться со словами В.А.Сухомлинского: «Я советую всем учителям: берегите детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний. И тогда ваши ученики будут успешны!»

Анализ результативности.

          Работа над данной темой позволяет сделать вывод, что системно - деятельностный подход повышает качество знаний учащихся, развивает способности каждого ученика,  способствует приобретению навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность,  активизирует познавательную деятельность и творческую активность учащихся, формирует личностные качества ученика, умение организовать сбор информации и правильно ее использовать.

            Представленный педагогический опыт считаю результативным, поскольку проводимая работа помогает успешно преодолевать разнообразные трудности в обучении детей, принося результаты, а также развивает творческие способности и раскрывает индивидуальные возможности учеников. Результат своей работы я вижу в росте интереса учащихся к истории и обществознанию, в творческой активности учащихся на уроках и внеклассных занятиях, в умении самостоятельно мыслить, в коммуникативной активности, улучшении результатов обучения.

 Основным критерием положительной результативности считаю достижения своих учащихся. Результаты освоения образовательных программ обучающимися показывают положительную  динамику.

Мои ученики принимают участие в муниципальных предметных олимпиадах, неоднократно становились призёрами и победителями.

Результативность участия обучающихся во Всероссийской предметной олимпиаде

по истории, обществознанию, праву:

№п/п

ФИО учащегося

Год

предмет

класс

уровень

результат

1

Ховатов Олег Эдуардович

2018 - 2019

история

7

муниципальный

призер

2

Ховатов Дмитрий Эдуардович

2020 - 2021

история

8

муниципальный

победитель

3

Меньшова Вероника Андреевна

2020 - 2021

история

11

муниципальный

победитель

4

Пятайкина Ангелина

Евгеньевна

2020 - 2021

история

11

муниципальный

призер

5

Ховатов Олег Эдуардович

2020 - 2021

история

9

муниципальный

призер

6

Казанова Ольга Андреевна

2020 - 2021

обществознание

8

муниципальный

призер

7

Ховатов Олег Эдуардович

2021 - 2022

право

10

муниципальный

победитель

8

Исаева Арина Сергеевна

2021 - 2022

обществознание

8

муниципальный

победитель

9

Хлучина Евгения

2021 - 2022

обществознание

8

муниципальный

призер

         Использование  системно – деятельностного подхода благоприятно сказывается на способных и одаренных учащихся. Целенаправленная работа над развитием творческих способностей учащихся, интереса к изучаемым предметам, решение нестандартных задач, составляющие основу деятельностного подхода, обеспечивают успешное систематическое участие детей в предметных олимпиадах и творческих конкурсах.

Результативность участия учащихся в олимпиадах, конкурсах различного уровня

год

Уровень участия

Название мероприятия

Фамилия, имя учащегося

Результат

2018

республиканский

Республиканский конкурс сочинений

«Герои рядом. 100 примеров мужества»

Бызова Елизавета

победитель

российский

III Международная олимпиада по обществознанию

«Рыжий кот»

Осипов Максим

призер

российский

III Международная олимпиада по обществознанию

«Рыжий кот»

Герайкин Алексей

призер

российский

Международная дистанционная олимпиада по обществознанию «Путь к знаниям»

Хорина Алина

победитель

российский

Международная дистанционная олимпиада по обществознанию «Путь к знаниям»

Рахметуллова Алина

победитель

российский

Международная дистанционная олимпиада по обществознанию «Путь к знаниям»

Осипов Максим

призер

российский

Международная дистанционная олимпиада по обществознанию «Путь к знаниям»

Ховатов Олег

победитель

российский

Всероссийская олимпиада « В жизни общества»

Герайкин Алексей

победитель

российский

Всероссийский конкурс «История в деталях»

Сидяева Анастасия

победитель

российский

Всероссийский конкурс «История в деталях»

Калядин Егор

победитель

российский

Всероссийская олимпиада по истории

Чалдушкина Ольга

призер

2019

республиканский

Конкурс сочинений по избирательному праву

«Я иду на выборы…»

Рахметуллова Алина

призер

российский

III- Онлайн Олимпиада «Юный предприниматель»

Яськина Анастасия

победитель

российский

III- Онлайн Олимпиада «Юный предприниматель»

Беляркина Александра

победитель

российский

III- Онлайн Олимпиада «Юный предприниматель»

Чалдушкина Ольга

победитель

российский

III- Онлайн Олимпиада «Юный предприниматель»

Макеева Елизавета

победитель

2020

муниципальный

Муниципальный конкурс на знание истории государственной символики Российской Федерации, Республики Мордовия.

Беляркина Александра

призер

2021

муниципальный

Муниципальный конкурс творческих краеведческих работ «Мой край родной». Номинация «Это наша история» (исследовательская работа)

Смоляков Кирилл

победитель

   

           Педагогический   опыт   по   теме   «Реализация системно – деятельностного подхода в преподавании истории и обществознания» адресован учителям истории и обществознания, желающим на своих уроках повысить мотивацию и  познавательный интерес к предмету, а также творческую активность и самостоятельность учащихся, добиваясь при этом высоких результатов.

        Я  делюсь своим накопленным опытом с коллегами, провожу открытые уроки и мероприятия, выступаю с докладами и сообщениями на заседаниях педагогического совета и методических объединениях учителей школы и района. Материалы педагогического опыта представлены на школьном сайте.  Старюсь повышать свой методический уровень на курсах повышения квалификации. Изучаю опыт работы других педагогов школы, района, республики, а также использую Интернет-ресурсы, где широко представлен опыт педагогов России. Являюсь активным членом сетевых педагогических сообществ: http://nsportal.ru, proshkolu.ru и т.д.   Я стремлюсь идти в ногу со временем, строить свою педагогическую деятельность таким образом, чтобы урок отвечал, и современным требования ФГОС, и запросам образовательной среды, и запросам моих учеников.      

             На мой взгляд, системно-деятельностный подход в образовании – это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия,  готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

     

                                                                                                                 

 

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании истории и обществознания.

Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании истории и обществознания.XXI век – это век  различных  инноваций. Данные изменения не прошли мимо сферы образования. На сег...

Уроки интеграции обществознания и географии как способ реализации системно-деятельностного подхода в обучении старшеклассников (Чеснокова Н.А., Чельманов М.Ф.)

В данной статье представлен сценарий интегрированного урока обществознания и географии, который проводился учителями обществознания (Чеснокова Н.А.) и географии (Чельманов М.Ф.) в декабре 2016 года, п...

Особенности организации уроков обществознания в рамках реализации системно-деятельностного подхода 

    Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной де...

Реализация системно - деятельностного подхода на уроках истории и обществознания.

В основе построения содержания федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств лич...

Презентация "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания "

В основе построения содержания федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств лич...