Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании истории и обществознания.
статья по обществознанию на тему

 Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании истории и обществознания.

XXI век – это век  различных  инноваций. Данные изменения не прошли мимо сферы образования. На сегодняшний день ученик – это не просто учащийся который послушно выполняет задания и повторяет учителя и учебник, у  него есть свое особое мнение, мировоззрение на изучаемые материал, свой субъективный опыт. И испугав плохой отметкой, его уже не легко заставить учиться.  В одном классе учатся совершенно разные дети: у каждого есть свои способности, у каждого разное  состояние психического развития и уровень усвоения программного материала. Задача учителя состоит в том, чтобы найти к каждому такому ученику индивидуальный подход,а также мотивировать его к учебе. Основная задача образования на сегодня это – сформировать  у обучающихся   умение и желание учиться всю жизнь . Выполнить данную задачу в сфере образования XXI века поможет  системно – деятельностный подход. Данный подход предполагает, включение у учащихся самостоятельной учебной  деятельности, которая готовит их для дальнейшей жизни и профессии.

  Применение деятельностного подхода на уроке начинается с этапа целеполагания, планирования учебной работы. Задачи изучения курса не сводятся к перечню исторических сюжетов ,подлежащих к рассмотрению, но определяет то, чему должны научиться ученики.

Для формирования деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать обучающихся в выполнении различных видов деятельности. Главное в деятельностном методе – это деятельность самих учащихся. Попадая в проблемную ситуацию, дети сами ищут из нее выход. Функция учителя носит лишь направляющий и корректирующий характер. Ребенок должен доказать право существования своей гипотезы, отстоять свою точку зрения.

На уроках истории и обществознания в рамках системно- деятельностного подхода используются следующие формы:

 

  1. Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т.д. Позволяет систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически.
  2. Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая станет итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий.
  3. Составление биографических справок – характеристик исторических личностей. На основе оценок деятельности личности, историками и современниками, дети учатся давать собственную аргументированную оценку.
  4. Работа с исторической картой. Этот вид учебной деятельности позволяет не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом пространстве.
  5. Анализ исторических источников (документов). Один из ведущих видов познавательной деятельности в процессе изучения истории, который способствует формированию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов.
  6. Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата. Этот вид учебной деятельности способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных изысканий.

Задача учителя – создать условия для саморазвития потенциальных возможностей и творчества учащихся на уроках истории:

  • вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс,
  • создать атмосферу сотрудничества при решении проблем,
  • помочь сформировать собственное и аргументированное мнение по той или иной проблеме,
  • совершенствовать интеллектуальные способности учащихся.

Инновационное развитие методики преподавания истории ориентировано, прежде всего, на формирование информационно-коммуникативной культуры учащихся. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе деловых и ретроспективных игр, исследовательских, интерактивных технологий, технологий проектов.
Применяемые интерактивные методы в рамках системно-деятельностного подхода:

  • Дискуссии
  • Дебаты
  • Ролевые игры
  • Различные виды групповых работ
  • Деловые игры
  • Турниры знат
  • В старших классах на уроках истории и обществознания успешно проходят дебаты.

Одной из главных задач учителя является сегодня научить анализировать факты и события, обобщать их, формулировать и обосновывать свою точку зрения; приучать не бояться своей личной позиции, и четко осознавать на базе каких данных она сформировалась.

Непосредственно технология “Дебаты” позволяет реализовать следующие задачи:

 

  • способствовать становлению гражданского общества в России;
  • развивать следующие навыки: толерантность, партнерское общение, цивилизованную дискуссию;
  • формировать логическое и критическое мышление, навыки риторики, способность работать в команде и концентрировать на сути проблемы, навыки поисковой и исследовательской деятельности.

В среднем звене – в 5-9 классах успешно применяются различные виды игр. Игра на уроке истории и обществознания - активная форма учебного занятия. Главная цель такого занятия - это создание игрового состояния - специфического эмоционального отношения субъекта к исторической действительности.

такая трудная задача требует от ученика мобилизации всех знаний и умений, побуждает осваивать все новые и новые знания и углублять их, расширяет его кругозор. Деловая игра моделирует ситуацию более поздней эпохи по сравнению с исторической обстановкой, ученик получает в ней роль только нашего современника или потомка, изучающего исторические события (археолога, писателя, журналиста):

  • Игра-обсуждение, в процессе которой воссоздается воображаемая ситуация современности со спором, дискуссией (диспуты, круглые столы журналистов, телемосты и киностудии и др.). В своей обучающей основе такая игра очень близка к дискуссионной деятельности, ибо целиком строится на учебном диалоге.
  • Игра- исследование, которая строится также на воображаемой ситуации современности, изучающей прошлое, но в отличие от предыдущей формы основана на индивидуальных действиях "героя", который пишет очерк, письмо, школьный учебник, фрагмент книги, газетную статью, научный доклад о том или ином историческом событии.

Практическое занятие – форма учебных занятий по истории, где на основе ранее полученных знаний и сформированных умений школьники решают познавательные задачи, представляют результаты своей практической творческой деятельности или осваивают сложные познавательнее приемы, необходимые для серьезного и активного изучения прошлого.

  • лабораторные занятия;
  • групповые, фронтальные семинары;
  • конференции;
  • участие в проектах.

Системно-деятельностный подход в образовании дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно- деятельностный подход в преподавании истории и обществознания.

Системно- деятельностный подход в преподавании истории и  обществознания....

Системно- деятельностный подход в преподавании истории и обществознания.

Системно- деятельностный подход в преподавании истории и  обществознания....

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения и системно-деятельностный подход в преподавании истории и обществознания.

В данной статье рассматривается преподавание истории и обществознания в средней и старшей школе  на основе системно-деятельностного подхода. Автор обосновывает актуальность темы, приводит концепт...

Реализация системно - деятельностного подхода на уроках истории и обществознания.

В основе построения содержания федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств лич...

Реализация системно-деятельностного подхода в преподавания истории и обществознания.

Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании истории и обществознания...

Системно-деятельностный подход в преподавании истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС

                « Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться».ДемокритПоследнее время в нашей жизни произошли бол...