МОТИВАЦИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ И ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.
статья на тему

Васильева Елена Викторовна

Воспитанию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в школе и  классе: включённость ученика разные виды деятельности, отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя в виде советов, направляющих самого ученика на правильный путь решения, привлечение учащихся к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Кроме того, формированию мотивации способствуют: занимательность изложения (занимательные примеры, парадоксальные факты), необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся; эмоциональность речи учителя; познавательные игры, ситуации спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций, разъяснение общественной и личностной значимости учения и использование школьных знаний в будущей жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ МБОУ ВСОШ № 9

ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА

ВАСИЛЬЕВА ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА

МОТИВАЦИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ И ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.

        Мотив – это направленность ученика на отдельные стороны учебной работы, связанные с внутренним отношением к ней.

        К видам мотивов можно отнести познавательные и социальные мотивы. Направленность на содержание учебного предмета говорит о наличии познавательных мотивов. Направленность на другого человека в ходе учения – о социальных мотивах.

        Воспитанию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в школе и  классе: включённость ученика разные виды деятельности, отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя в виде советов, направляющих самого ученика на правильный путь решения, привлечение учащихся к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Кроме того, формированию мотивации способствуют: занимательность изложения (занимательные примеры, парадоксальные факты), необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся; эмоциональность речи учителя; познавательные игры, ситуации спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций, разъяснение общественной и личностной значимости учения и использование школьных знаний в будущей жизни.

Приведу пример деловой игры «И это всё о производной», которую я провожу на уроках алгебры и началам анализа в 11 классе. Урок применения знаний после изучения темы «Наибольшее и наименьшее значения функции».

         Основная часть такой игры – решение практической задачи. Происходит процесс применения знаний на практике. Ведётся беседа об оптимальных вариантах решения задач. Знакомство с различными профессиями. Например, задачи об использовании отводного желоба в очистных сооружениях. Задаётся проблема: при проектировании строительства этого сооружения необходимо учитывать принцип экономичности: выбрать минимальные размеры при максимальной пропускной способности. Для решения этой проблемы учащиеся решают, например, такие  задачи:

  1. «Облицовка»: Заготовленной плиткой нужно облицевать 6000 кв. м боковых стенок и дна желоба прямоугольного поперечного сечения длиной 1000 кв. м. Каковы должны быть размеры сечения, чтобы пропускная способность желоба была наибольшей?
  2. «Максимальный слив»: Необходимо построить открытый желоб прямоугольного сечения для стока воды. Длина периметра поперечного сечения желоба должна равняться 6 м. Какой высоты должны быть стенки желоба, чтобы получился максимальный слив?

В старших классах на уроках математики я так же использую лекционно-  семинарскую систему. Эта  система включает в себя уроки различных типов. На лекции излагаю весь теоретический материал изучаемого раздела. Уроки- семинары могут быть посвящены повторению, углублению и обобщению пройденного материала, приобретению новых знаний. Уроки – практикумы позволяют применять математические знания в процессе решения задач. На контрольно – зачётных уроках проверяются знания, умения и навыки учащихся, приобретённые ими в процессе изучения данной темы, а также связанных с ней предыдущих тем.

Приведу пример фрагмента нетрадиционного урока в 10 классе по теме «Решение тригонометрических уравнений», на котором происходит закрепление, обобщение и углубление знаний, полученных на лекции. Ученикам данной системы хорошо знакома такая карточная игра как «Пасьянс». Поэтому, с целью закрепления формул решения тригонометрических уравнений, я предлагаю учащимся такую деловую игру.

        Пасьянс содержит 20 карточек, на которых написано 10 формул (левая часть до равенства – на одной карточке, правая – на другой). Эти карточки раскладываются в 4 ряда по 5 карточек в каждом ряду. Карточки можно брать по 2 либо по вертикали, либо по горизонтали. Каждая пара считается удачей, если она составляет формулу:

sin x = 0

n

cos x = 0

/2 +n

sin x = 1

/2 +2n

        Мотивация на изучение предмета геометрии рассматривается в связи с другими науками: русский язык, биология, алгебра и др. Так, на интегрированном уроке повторения планиметрии в 10 классе «Основные понятия геометрии», я говорю о том, что вся геометрическая терминология свидетельствует о том, что понятия о геометрических образах – это абстракция от реальных предметов. Например, «точка» происходит от глагола «ткнуть» и означает результат мгновенного прикосновения, укола. Или, понятие «линия» является абстракцией от тонкой льняной нити. Понятие «прямая линия» - абстракция натянутой льняной нити. Такой подход ориентирован на самостоятельное добывание новых знаний. На развитие творческого потенциала учащихся.

        «Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая сделать его немного занимательным» - сказал Паскаль. Сделать математику немного занимательной помогает внеклассная работа: математические декады, выпуск математических газет.

        Инструментом для развития мышления являются занимательные задачи (задачи на «соображение», «на догадку», головоломки, нестандартные задачи, приближенные к жизненным ситуациям, логические задачи, творческие задачи). Их я использую на уроках в качестве дополнительного, вспомогательного пути для тренинга мышления и формирования творческой деятельности. Такие задачи предлагаются для решения на внеклассных математических мероприятиях. Например, задача про шоколад:

Шоколадка имеет размер 4×10 плиток. За один ход разрешается разломать один из уже имеющихся кусочков на два вдоль прямолинейного разлома. За какое наименьшее число ходов можно разбить всю шоколадку на кусочки размером в одну плитку?

        Данные задачи призваны научить учащихся тем приёмам умственной деятельности, которые необходимы для решения задач: анализ и синтез, сравнение, аналогия, классификация. Также занимательные задачи нацелены на поддержание интереса к предмету, к учебной деятельности. Можно смело сказать, что уникальность занимательной задачи служит мотивом к учебной деятельности.  

Формировать и развивать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося (это могло бы привести к манипулированию другим человеком), а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с четом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры, занимательность, наглядность, как средства активизации познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка

Статья отнесена к разделу преподавания иностранного языка. Она посвящена активизации познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка. Уровень усвоения программного материал...

ТЕМА: «Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»

В последнее время отмечается падение интереса учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин. И это печально, поскольку именно они дают знания о Земле как о природном теле, формируют правильно...

Нестандартные уроки как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ

Предмет ОБЖ никогда не воспринимался всерьёз, многие ученики считают его слишком простым, поэтому не уделяют должного внимания подготовке домашнего задания. Да и многие взрослые считают, что ОБЖ - пре...

Статья "Познавательные игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии."

В статье приводится обзор игр как средства повышения активности учащихся на уроках биологии. Отмечается роль игровых приемов в формировании заинтересованности учащихся к изучению материала урока.Рассм...

Обобщение опыта "Игровые технологии обучения как средство активизации познавательного интереса учащихся к географии во внеурочное время"

Обобщение опыта "Игровые технологии обучения как средство активизации познавательного интереса учащихся к географии во внеурочное время"...

«Самостоятельные работы учащихся как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»

     В нашей школе уже длительное время изучение общей биологии в 10-11 классах осуществляется на профильном уровне, т. е. с углубленным изучением предмета. Школьники на профильн...